Сергей кушнерев жди меня причины смерти. Ушел из жизни Сергей Кушнерев — известный журналист и телепродюсер, создатель программы «Жди меня. Последние годы жизни

В понедельник, 27 февраля, от последствий повторного инсульта Сергей Кушнерев - журналист, известный телевизионный продюсер, неоднократный обладатель ТЭФИ. За 54 года он прошел путь от стажера в « » до влиятельного телепроизводителя, под руководством которого запустились проекты «Жди меня», «Последний герой», «Женские истории» с и другие культовые телепередачи. Он открыл стране , и как телеведущих. Долгие годы Кушнерев руководил телекомпанией «ВИД», и многие помнят его именно по рейтинговым телепроектам нулевых. Мало кто знает, что именно Кушнерев собственными руками сверстал первый номер «Новой газеты» и начинал карьеру во , чтобы хоть как-то прокормиться. Бывшие коллеги и друзья Кушнерева рассказали , каким они его запомнили и как, не будучи революционером, он разрушал стереотипы в редакциях.

Играть его в капустнике было совсем просто - набычиться, громко сопеть, хлопать всех по плечу, говорить отрывисто. И при этом быть абсолютно в себе, закрыться, выглядеть немного чудаковатым - но это только для тех, кто его не знал. Потому что те, кто его знал, понимали, что за этой чудаковатостью, за этим сопением скрывается настоящий редакторский талант, страшная работоспособность, глубокий ум и журналистская чуйка. Прочитывать двести страниц материалов в день - еще в бытность ответсеком в «Комсомолке», причем понимая и обдумывая каждую фразу!

На телевидении никто не помнит своих учителей - кто привел тебя в эфир, кто учил тебя этой работе. Я с гордостью могу сказать, что моими первыми учителями в телевидении были два великих телевизионщика - Сергей Кушнерев и . Сергея Анатольевича не стало.

Все, кто работал в Останкино, знают: если уходит настоящий мастер (неважно, в какой должности), его фотография выставляется в холле подъезда номер один. Я давно не был в Останкино, поэтому в память о Сергее Анатольевиче поставлю его фотографию у себя в Facebook.

Дмитрий Муратов, главный редактор «Новой газеты»

Из «Комсомолки» Кушнерев ушел с нами делать «Новую газету». Денег не было, было только две комнатки в «Московских новостях» и какая-то каша, которую варила жена нашего генерального директора. Первый номер мы делали на коленках. Кушнерев освоил верстку, верстал первый номер «Новой газеты» весь день и всю ночь и, поставив точку, просто откинулся, встал, опустился в угол и заснул. Первый номер был сделан исключительно Сережкиными руками.

Как и в «Комсомолке», в «Новой» Кушнерев отвечал за производство и придумывание новых тем. Он с ходу выдумал несколько новых форматов. Например, вкладку «Латинский квартал», полностью посвященную студенчеству. Он придумал первый в нашей стране социологический журнал, в котором мы с помощью социологов делали опросы по остросоциальным темам. Мы выпускали красивые синие книжечки с графикой - это был печатный институт общественного мнения. Он придумал еще одну замечательную штуку - карманный журнал для девочек. Издание формата заднего кармана джинсов, даже обложка у него была джинсовая. Там публиковались дневники наших читательниц - задолго до появления «Живого журнала».

Кушнерев собрал вокруг себя безумно талантливых людей, которые пришли за ним из «Комсомолки». Это и , и Эрик Шур, Влад Тупикин - ныне известный специалист по контркультуре, Юлия Будинайте, Владимир Умнов, Аня Рыбина, Павел Гутионтов. Можно бесконечно перечислять фамилии молодняка, который он воспитывал. Вся эта молодежь буквально вилась вокруг Кушнерева, любимой фразой которого было «Дух живет повсюду». Была у него и другая фраза: «Ты слишком натужно что-то делаешь, а должно учитывать, что самое технологичное чувство на свете - это кайф». Он считал, что в каждой, даже заурядной истории можно раскопать что-то интересное, и делал это с любопытством.

В феврале 1995 года мы приостановили выпуск газеты. Кормить газету было нечем. Нас семь раз выселяли и гоняли по всей Москве. Это сейчас мы лучшая газета 2016 года по версии Международного конгресса издателей, а тогда мы были в полном дерьме. У всех ведь еще молодые семьи, маленькие дети… Мы ушли с хороших окладов в «Комсомолке» просто в никуда.

Чтобы нашим сотрудникам было чем прокормиться, Александр Любимов предложил части нашей команды делать программу «Взгляд». И Кушнерев вместе со своими ребятами фактически провели жеребьевку: кто остается делать газету, а кто идет во «Взгляд». Тогда же нашли Сергея Бодрова-младшего, который был специалистом по культуре итальянского Возрождения - Кушнерев, в сущности, открыл его для страны.

По дружеской договоренности мы отпустили часть коллектива на прокорм. Пара человек ушла в , еще кто-то - в «Огонек». Потом они возвращались, но Кушнерев уже плотно сросся с телевидением.

Но у нас Кушнеревым никогда не было никакого разрыва, ни человеческого, ни идеологического. Тем более он отказался от любой идеологии. Можно расследовать, можно преследовать или разоблачать, а можно смягчать нравы и чувства. Он выбрал для себя такой путь. Он хотел, чтобы у человека очищались эмоции, чтобы люди ощущали чужое добро. Именно на этом построена программа «Жди меня». В жанровом смысле наши дороги разошлись, в человеческом - никогда.

Что касалось работы, то в деле Сергей был талантлив и свиреп. Он никогда не был мягким и дипломатичным. Кушнерев - демиург, а талант нуждается в определенной диктатуре. Он пыхтел-пыхтел-пыхтел, настаивал на своем и доказывал свое, заднего хода у него не было. А иначе не было бы этого сложнейшего проекта «Последний герой», который делала армия народа. Я никогда не понимал, как он управляется со всей этой махиной.

Но не влюбиться в него было невозможно. Он был человеком, которого очень любили женщины и белки. На даче в Валентиновке к его деревянному дому сбегались не только все окрестные белки, но и, казалось, белки всей средней полосы России. И каждый знал, что в гости к Кушнереву достаточно приносить только орешки. На таких качелях он и качался всю жизнь: от талантливого, но жесткого менеджера до нежнейшего в быту создания, абсолютной широты и расточительной доброты. Я до последнего получал от Пети Толстого СМС о состоянии здоровья Сережи, для меня его смерть полный шок. Я потерял близкого друга, а газета - отца-основателя.

2 марта, аккурат посередке седмицы Андрея Критского, отпевают и провожают в последний путь Сергея Кушнерева. Он отошел в горний мир в первый день Великого Поста - и значение этих совпадений понятно даже для невоцерковленного человека.

Сергей Анатолиевич Кушнерев - человек-эпоха российской журналистики. Точнее, человек эпохи. А еще - человек, создавший эту эпоху. Его достижения и успехи в сфере масс-медиа можно перечислять до бесконечности.

Начав стажером в «Комсомолке» (он начал активно публиковаться еще будучи студентом второго курса журфака), Кушнерев дорос до ответственного секретаря этой газеты - при нём тираж «КП» достиг десятков миллионов экземпляров. Он создавал, вместе с несколькими друзьями-коллегами, телекомпанию «ВИД» (журналистская легенда говорит, что именно Кушнерев откопал в музее Востока маску, ставшую брендом компании - мрачный истукан с лягушкой на голове)

Он обладатель нескольких «ТЭФИ» (один из рекордсменов по количеству собранных статуэток). Режиссировал телеэфиры, официально собравшие самые высокие рейтинги в истории отечественного телевидения. Наконец, он создатель единственного российского формата телешоу «Жди меня» (все остальные рейтинговые передачи, реалити и прочее куплены за рубежом).

Он открыл для массового зрителя Сергея Бодрова, Марию Шукшину и еще целую плеяду телеведущих.

Неизменно оставаясь в тени - сам он крайне редко появлялся в эфире - он был чрезвычайно влиятельным человеком в мире СМИ. Я имел честь и счастье знать Кушнерева лично и, когда узнал о его смерти, то первой сформулированной мыслью было «Мой Учитель умер…». Хотя никогда ничему он меня специально не учил - просто являл собой пример аса журналистики, великого придумщика-режиссера и настоящего человека.

За дни между смертью Сергея Анатолиевича и прощанием с ним стало понятно, что также - Учителем - его называло множество разного народа (надеюсь, будет называть еще долго) Причем людей диаметрально противоположных по взглядам, стилю жизни, манере работать (или не работать)

Попрощаться с Кушнеревым пришло огромное количество людей - разумеется, были журналисты и ТВ-звезды, актеры и прочий «звёздный» народ. Явились сразу все поколения сегодняшней журналистики - конечно, были Константин Эрнст и Александр Любимов, были поседевшие и тертые жизнью безвестные рядовые сотрудники масс-медиа… Актеры - от Смольянинова до Ефремова.

Но пришли также - к немолодому одинокому мужчине - очень много совсем молодых людей, в основном - девушек. Таких девушек, которые штурмуют журфаки российских ВУЗов, ища в профессии журналиста романтику и «настоящую», яркую жизнь. Кушнерев был в этом специалист - он был вечным романтиком и любил делать праздник из жизни. Его «Последний Герой» смотрели дети - все смеялись: «Кушнерев снял детское реалити-шоу». Он тоже смеялся - от радости.

Я называю Кушнерева «Сергеем Анатолиевичем» - и всегда обращался к нему на «Вы». Но он был также «Серегой», «Сережкой», «дядей Сережей» и, наконец, «папой Сережей». (Он - крёстный отец детей Сережи Бодрова-младшего и еще многих других детишек) Его дом в ближнем Подмосковье был каким-то волшебным замком - здесь всегда было тепло и солнечно, здесь бродили олени (Это в нескольких километрах от МКАД!!!) Здесь живёт сказочная парочка: золотисто-белая собака Гектор и черный кот Телемак.

Жизнь развела меня с моим Учителем, я много лет не бывал в этом волшебном доме… Но сегодня, когда его не стало - по сердцу полоснуло бритвой: мне больше не к кому приехать в волшебный дом. А так - все эти годы где-то на задворках сознания жила спокойная уверенность, что меня там помнят, любят и ждут.

Сергей Анатолиевич прожил без семьи - все вокруг удивлялись: как так? Статный красавец с казачьим чубом (он родом с Дона) и глубокими озерами глаз - и «не захомутован». Сейчас понятно: его семьей были все те, кто пришёл с ним попрощаться. Он жил не собой - он жил людьми и ради людей. Человек-костер, человек-тепло, человек Света… И осиротели сегодня очень и очень многие…

Он был удивительным казаком-рыцарем: простого и честного благородства, всегда готовым не только помочь (возможностей у него хватало, и он использовал их на полную катушку при каждом случае), но и простить - что, согласитесь, редкость по нынешним временам. Особенно в шоу-бизнесе.

Его кредо в период работы с реалити-шоу (помимо «Последнего Героя», он снял также «10 негритят») - «Мы делаем добрые передачи про хороших людей». На островах «Героя» творилось всякое (как и в городских джунглях «Негритят») При желании можно было нарезать-намонтировать такой треш, который «Дому-2» никогда не переплюнуть.

Кушнерев знал о каждом нашем шаге, пуке, поцелуе - обо всём. Он чертил на салфетках и карточках меню схемы, выстраивая прогнозы отношений между участниками реалити - и ни разу не ошибся. Со съемок на тропических островах он единственный из всей огромной съемочной банды возвращался белее снега - потому что не вылезал из аппаратных и монтажных.

Он, повторюсь, мог понаделать треша и угара, которого еще не видело ТВ. Но Сергею Анатолиевичу было это, мягко говоря, не близко. А точнее - противно. Он не просто верил в высокую миссию журналистики и телевидения - он сам эту миссию выполнял. Он делал мир лучше и добрее. И у него получалось. Я, как финалист «Последнего героя-1», свидетельствую: прошло полтора десятка лет с первого эфира - а поклонники передачи до сих пор свирепствуют в страстях и обсуждают перипетии сюжетов. (А вспомнит ли кто-нибудь участников «Дома» или «Каникул» хотя бы годичной давности?)

Конечно, с такой принципиально светлой позицией Кушнерев не вписывался в современные форматы и стандарты развлекательного ТВ. Несколько лет назад Сергея Анатолиевича аккуратно «подвинули» - или он сам, верный принципам добра, отошёл от теле-дел. Жил в свое доме, топил камин и писал потрясающую по размаху книжную эпопею. Улыбался и говорил, что ни о чем не жалеет. (И ни разу не сказал о ком-то худого слова…)

Сергей Анатолиевич Кушнерев, верю, скоро будет в вечном блаженстве - ибо чист сердцем, а значит, узрит Бога. А нам остается только стараться соответствовать нашему светлому доброму Учителю. Что очень-очень трудно… PS. В первую неделю Великого Поста во всех храмах читается молитва преподобного Ефрема Сирина. Вот ее текст:

Господи и владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия не даждь ми. Дух же целомудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки. Аминь.

Думаю, Сергей Анатолиевич знал эту молитву.

Сережа Кушнерев был в 28 лет ответственным секретарем «Комсомольской правды». Той «Комсомолки» рубежа 1990-х, тираж которой взлетел в перестройку от советских 11 млн экз. к двадцати с лишним миллионам. И была она самой тиражной газетой в мире.

Сережа Кушнерев был среди тех, кто ушел из этой самой «Комсомолки» зимой 1992-1993-го в никуда. Они с Дмитрием Муратовым возглавили команду «ушельцев» и в апреле 1993-го основали «Новую газету».

Сережа Кушнерев был главным редактором телекомпании «ВИD» в 1994-2014 годах. Лауреатом премии ТЭФИ в 2001, 2002, 2007 (как сценарист и продюсер), членом Академии Российского телевидения. Он привел в эфир Игоря Квашу, Сергея Бодрова-младшего,Чулпан Хаматову, Марию Шукшину. Он придумал и продюсировал замечательный телепроект «Сделай шаг». И много других: но «Сделай шаг» с ее чудаками, упрямцами, совершителями подвигов на тех квадратных метрах, куда поставила судьба, ---- уж очень Сережкина идея.

И вот его главное «Сделай шаг»: Кушнерев создал, возглавлял пятнадцать лет, отстроил в национальную службу поиска пропавших людей телепроект «Жди меня».

А еще он был самым блестящим мальчиком на нашем курсе: факультет журналистики МГУ, осень 1979-го. И самым румяным. И самым рассудительным - пока не взрывался гневом, хохотом или не начинал махать руками, излагая идею. Он был журналистом от Бога - и раньше других (как и многое) понял подлинную цену и мощь профессии. Тогда - притоптанной и припачканной: газеты-то были только казенные, других 17-летние граждане СССР увидеть не чаяли…

Журналистом - от Бога, но не «по наследству». В семье - врачи и ученые. Английская школа на Ленинском проспекте. Отличник - круглей не бывает. Ни малейшего желания студбилет Советской власти почтительнейше возвращать и декадентствовать, диссидентствовать…

О том, что хуже - делать дело в стране пятилеток, какова она есть, или бить баклуши и читать ксероксы? - спорили на крыльце журфака. Много и зло.

И никакой застой, никакая цензура, никакие идейные разногласия вчерашних школьников той злости не стоили.

…Он каждое утро отводил семилетнюю сестру Настю в школу - и делился заботами ее воспитания. Он разговаривал цитатами из Милна, Кэррола и Киплинга. Он пропадал на Птичьем рынке и долго писал о нем трактат для «Алого Паруса» - блаженной памяти «школьной страницы» «Комсомолки», маленького цветного острова свободы в журналистике 1970-х-начала 1980-х.

Он был лучшим студентом легенды журфака - профессора античной литературы Елизаветы Петровны Кучборской. И собирался написать когда-нибудь книгу «Прометей в мировой культуре».

Никто не сомневался: его карьера будет очень большой. С черными лимузинами и прочими ужасами из песен Галича. Я хмыкала: «Быть тебе новым Сувориным…». Он пожимал плечами.

Осенью 1980 года, на университетской «картошке», в совхозе Бородино Можайского уезда Сережка вызвался быть шеф-поваром. Кормил с небольшой командой 230 душ. Выходил перед обедом в длинную столовку пионерлагеря, в белом колпаке, меланхолически сообщая:

Сегодня мы едим корову Надежду. В виде макарон по-флотски.

Нам особо везло осенью 1980-го, на Бородинском поле, на коровьи имена. Выделили курсу из совхозного стада на пропитание - Веру, Надежду и Любовь. И еще телку Ветку. Мы их съели.

…Руки у Кушнерева в те недели были покрыты длинными шрамами ожогов. От горячих противней с сырниками и пончиками. Лучшие девушки курса бились за право их врачевать.

Он работал в «Комсомольской правде» (продолжая, естественно, блестяще учиться на дневном) со II курса. Так делают самые умные сейчас: в 1980-м он был исключением. В 20 лет, в 1982-1983-м, он придумал и дважды организовал Всесоюзную выставку-ярмарку студенческих разработок «Комсомольской правды». Строго говоря, это была всероссийская ярмарка стартапов. Изобретений таких же третьекурсников - физиков, химиков, биологов, программистов.

Только тридцать лет назад слова «стартап» никто в СССР не знал. И делала эту ярмарку не команда профи - а студент Кушнерев (с ресурсом «Комсомолки» за спиной, да). Не вылезал он из редакции часов по …надцать. И пахал уже тогда - все больше не как автор, а как редактор и организатор - так, как в начале 1980-х, до жесткого кнута новых времен, мало кому снилось.

В 1986-1987 гг. мы делали новую студенческую вкладку «Комсомольской правды». Менялись времена. Впервые гремело «Собачье сердце», и мы повторяли: «Я московский студент, а не Шариков». В студенческом отделе (Кушнерев им заведовал) висел большой, как знамя, снимок Юры Феклистова: мальчишка в джинсах и майке, встав на бронзовое колено Ломоносова («нашего» Ломоносова, что на Моховой, у журфака МГУ), - умывает монумент из шланга.

Сережа тогда ходил в старой летной кожанке. На все «ахи» (а шел ему кожан, как в 1943-м) лаконично говорил: «Семейный». Более ничего: он вообще умел быть строг с сотрудниками.

В феврале 2017-го, в дни его болезни, я нашла в Сети интервью Кушнерева - продюсера «Жди меня» и лауреата национальной премии «Известность». Среди многого иного он рассказывал, как на телемосту «Жди меня» с Пекином бывший министр авиастроения КНР искал в России однокурсницу. Дальше- просто цитирую Сережу по «Комсомолке»-2010.

из интервью «комсомольской правде». 2010

Сергей Кушнерев:

…Эту историю по странному стечению обстоятельств я мог бы рассказать и сам.

…В 50-е годы прошлого века, когда будущий министр авиастроения был студентом и учился в Советском Союзе, у него была однокурсница, которой однажды он спел народную китайскую песню про летчика, который погиб, защищая Китай от захватчиков - сбил пять вражеских самолетов, а потом его самого подбили, его самолет упал в реку Янцзы, где теперь он и похоронен как народный герой, о чем говорится в китайских букварях и поется в китайских песнях.

Будущий министр спел эту песню своей однокурснице потому, что ее фамилия показалась ему созвучной имени летчика. И он не ошибся, это была его дочь, которая в то время ничего не знала о своем отце, кроме того, что еще в тридцатых он откуда-то не вернулся с задания... Все было засекречено - не вернулся, и все. И вдруг она слышит песню о том, что ее отец - народный герой Китая и похоронен именно там...

Я знал эту историю еще до того, как мне ее рассказали наши китайские коллеги, потому что этот летчик, капитан Григорий Акимович Кулишенко - мой дедушка. А его дочь и соответственно однокурсница бывшего китайского министра, которую он ищет, - моя мама.

Осенью 1987-го я ушла из «Комсомолки» в аспирантуру. Расцвет газеты в 1988-1992 гг., конфликты, уход из редакции в никуда большой компании, любившей повторять «Я московский студент, а не Шариков», пронеслись где-то за стенами Румянцевки… Тем паче, что шоковая терапия в 1992-м ударила по академическим институтам (ну и по мне) сразу, прямой наводкой.

Зимой 1993-го, вечером, в метели, я бежала по Маросейке. У края тротуара стоял Кушнерев. Выражение лица у самого блестящего мальчика нашего курса, ответсека газеты с 22-миллионным тиражом, было такое, что я с лепетом «Сережа, Сережа, как я рада!» бросилась к нему.

Он вышел из оцепенения:

Дьякова? У меня все очень хорошо. И в полном порядке.

И с тех пор при словах «прибить флаг гвоздями к мачте», «держаться храбро» и протчая - я это всегда и вижу. Не чего-нибудь из русской классики. Не «Белую гвардию», не Дюма, не Реверте.

Маросейка, темень, огни, метель, зима 1993-го, выпрямивший плечи светловолосый Сережка:

У меня все в полном порядке. И мне особенно некогда болтать.

…Позвонил он примерно через полгода, ворчливо сказав:

У нас теперь своя газета. Две комнаты в Нагатино. Ты бы зашла…

У «Новой ежедневной газеты» были эти две комнаты на окраине, снятые в погибающем НИИ. Восемь компьютеров, подаренных М.С.Горбачевым «с Нобелевской премии». Никаких инвесторов: на том стояли. Никаких ресурсов - кроме партизан в опорках, числом душ тридцать.

Сигареты в Нагатино делили поштучно: три «пегасины» на брата-сестру - было уже хорошо.

Нигде и никогда не работалось и не дружилось так храбро, так тепло, так талантливо, как там.

Это вы тут пишете, солируете. А мы - бойцы невидимого фронта… - хмыкал Кушнерев, давно выбравший себе самый тяжелый и самый донорский в журналистике труд редактора. Начальника. Придумывателя тем и проектов. Настройщика смыслов и интонаций. Организатора… да всего: репортажа «Ларек как скворечник капитализма», сказок для новогоднего номера, спецвыпуска о путче 3-4 октября 1993 года. (Полредакции тогда работали на улицах Москвы. «Новая» - с ее тогдашним тиражом чуть не три тыщи - первой сказала: это общая трагедия. Бой своих со своими).

И вот: как раз на рубеже 1990-х, ветер перевешивал вывески. Вовсю сбывались слова Талейрана «Революция - это сотни вакансий». Людей выносили вверх волны, смерчи, пена.

Сережка же… словно не позволил волнам, смерчам и пене так с собой обойтись. Ибо не был ни пуст, ни легок. Знал профессиональный азарт. Но ничего в нем не было от авантюриста.

И он пахал. Много, тяжело, всегда. Фонтанируя идеями, строя газеты, студии и команды.

И всегда работая «на земле». Ни с идеологиями, ни с какими еще потоками. А с людьми.

Поэтому его главным делом в конце концов, видимо, оказалась программа «Жди меня». Огромный труд поиска людей - и отбора историй, которые станут сюжетами. Жестко отстроенный социальный проект с полутысячей добровольных помощников, спецгруппой поиска в МВД, телемостами - и киоском на Казанском вокзале, куда может прийти человек без Интернета.

Фото: Сергей Кузнецов, специально для «Новой газеты»

Я еще процитирую его интервью.

из интервью «Российской газете», 2008.

Сергей Кушнерев:

Закономерность, обнаруженная уже нами: на каждые 200-250 человек в России приходится один, - которого кто-то ищет. …Если вы зашли в магазин, где находится одновременно тысяча человек, то в этой толпе есть примерно четверо, которых ищут, любят и ждут.

из интервью «комсомольской правде», 2010.

Сергей Кушнерев:

Революции, войны, передел границ, экономический кризис - любые социальные потрясения вторгаются в естественные человеческие связи… Можно написать не одну докторскую диссертацию про то, например, что происходит и в душе отдельного человека, и в социуме в целом, когда один брат вдруг оказывается за белых, другой за красных... Или про то, что поджидает человека со здоровой психикой, когда он приезжает из небольшого городка на заработки в абсолютно враждебный к нему мегаполис…

Б езопасно и предсказуемо у нас не было никогда. И ломало людей, и перемалывало их в нашей новейшей истории так, что нужны еще долгие годы терпения, заботы и любви, чтобы искореженное сознание общества потихоньку выздоравливало, а жизнь, хотя бы постепенно, становилась и более безопасной, и более предсказуемой, и более достойной, что ли...

По официальным данным, в России ежегодно пропадают без вести от 70 до 100 тысяч человек…. Потери почти такие же, как от печально известного цунами в Индийском океане, только у нас это происходит каждый год. Каждый год пропадает целый город. Больше, чем в ДТП и авиакатастрофах, вместе взятых.

На день Сережиной смерти - 27 февраля 2017 года, в Чистый понедельник - 203 477 человек нашли друг друга, благодаря программе и службе поиска пропавших «Жди меня».

2 581 721 заявки на поиск поданы и ждут на сайте программы.

Кушнерев и его команда занимались микрохирургией нашего, всеми саблями XX века изрубленного социума. Сшиванием его разрезанных сосудов поштучно. По капиллярам судеб.

С весны 2014-го Сергей на телевидении не работал. Жил в любимом доме под Москвой. Писал книги. Цикл книг «Мой XX век». По тому на год столетия. С выстраиванием внутренних связей века, логики его взлетов и пропастей. Он успел написать «1900 год» - и издать том в 900 страниц в маленьком издательстве. Без шума, пыли и презентаций. Работал над вторым томом - «1901 год».

Надо собрать сценарии его документальных фильмов конца 1990-х. Надо перечитать сумасшедшую и отчаянно талантливую «Новую ежедневную газету» 1993-1994 гг.: там будет вводка, сям три абзаца, заметка… Тень человека на странице. Отпечаток его руки.

Несомненно: тот же отпечаток лежал на сценариях программ «Сделай шаг», «Другая жизнь», «Завещание XX века», «Невероятные истории про жизнь», «Жди меня».

Надо найти эссе, которое он вдруг написал для «Московских новостей»-1995. О рыбной ловле: Сережа ее всегда любил. (Как и другой очень усталый человек - А.П.Чехов). О ловле с каким-то навороченным, новомодным эхолотом, от которого рыбе не уйти. О том, что эта вечно победоносная ловля не стоит - как оказалось - обычной. С ее неопределенным исходом, с тайной течения, с равноправием рыбы, человека и реки.

Текст был мудрый, как «Ветер в ивах». И по-взрослому грустный.

В конечном счете - был он написан о том, что от судеб защиты нет.

Прощание с Сергеем Кушнеревым начнется 2 марта в 10.00 и будет продолжаться до 11.45. Это большой ритуальный зал ЦКБ. Адрес: ул. Маршала Тимошенко, 25.

В 12.15 отъезд в церковь на отпевание. Оно пройдет в храме Иоанна Предтечи на Хованском кладбище.

В 14.00 захоронение на Северном Хованском кладбище.

Москвич, которому было 54 года, имел самое непосредственное отношение к таким телепроектам, как «Взгляд», «Жди меня», «Последний герой», «Фабрика звезд».

В Москве сегодня, 27 февраля, скончался легендарный тележурналист и продюсер Первого канала Сергей Кушнерёв. 8 марта он должен был отметить 55-летний юбилей. Причина смерти - перенесенный ранее инсульт.

В последний день января Кушнерёв был госпитализирован со вторым инсультом, и его состояние оценивалось как тяжелое - в реанимацию мужчину привезли уже без сознания, свидетельствует «Комсомольская правда».

Коллеги и ученики Сергея, тем не менее, были шокированы трагической новостью. Так, по словам генерального директора радиостанции «Говорит Москва» Владимира Мамонтова, он совсем недавно общался с Кушнерёвым и обсуждал его планы. Сергей сделал паузу в карьере на телевидении и работал над собственной книгой, сообщает «СтарХит».

Сергей Кушнерев умер, - сказал Мамонтов. - 54. Рано, дико. Его знают как создателя ТВ-программ «Жди меня», «Последний герой». ТЭФИ и всё такое. Друг Сергея Бодрова, крестный его детей. Но он очень много незаметно важного сделал и для «Комсомольской правды». Он был первым, кто вообще обзавелся компьютером. Спрашивали: «Серёг, а что это, а зачем?» Он методом малых дел менял газетный формат - понимая, что постсоветских читателей надо брать за живое, боролся с длинными плохими очерками, деля полосу на «четвертушки». Потом это стало форматом А3. Но если ему попадался шедевр - он был самым щедрым ответсеком (ответственным секретарем - прим. ред.) на свете.

По словам Мамонтова, Кушнерёв старался бороться с рутиной.

Сергей выращивал молодых журналистов в своем питомнике, - добавил он. - Ненавидел штампы, заметки для «галочки»… Мы в 90-е оказались в разных лагерях, это касалось будущего газеты, акционирования и т.д., но сохраняли человеческие контакты, хоть и не частые.

Свои соболезнования высказал фотограф Юрий Феклистов.

Пришла печальная весть, - посетовал он. - Умер Сергей Кушнерёв. Я так надеялся, что ты выдюжишь. Эх, Сергей… Будем помнить.

Признательность ушедшему из жизни наставнику выразил и ведущий телеканала «Россия 1» Сергей Брилев.

Всего 54, - отметил он. - Большинство его знает, как создателя программы «Жди меня». Но для нас он - ответственный секретарь той замечательной «Комсомолки», которая гремела в начале 90-х, и где многие из нас начинали... А я ведь его часто цитирую. Когда кто-то ругает чужую заметку или сюжет, ссылаюсь на него и говорю: «Напиши лучше». Замечательный он был у нас ответсек! Многому меня лично научил.

Уроженец Москвы - человек, поставивший ряд рекордов на нашем телевидении, включая самый высокий share в истории отечественных медиа-измерений («Последний герой-1», 2001 год). Он открыл для ТВ Сергея Бодрова-младшего, Чулпан Хаматову, Игоря Квашу, Марию Шукшину. В течение 19-ти лет Сергей являлся главным редактором телекомпании ВИD.

Сегодня стало известно о том, что 54-летний журналист Сергей Кушнерев ушел из жизни. Об этом сообщил генеральный директор «Говорит Москва» Владимир Мамонтов. Мужчина шокирован смертью талантливого коллеги. По словам Мамонтова, он совсем недавно общался с Кушнеревым и обсуждал его планы. Сергей сделал паузу в карьере на телевидении и работал над собственной книгой. Мамонтов глубоко сожалеет о произошедшем.

«Сергей Кушнерев умер. 54. Рано, дико. Его знают, как создателя ТВ-программ «Жди меня», «Последний герой». ТЭФИ и все такое. Друг Сергея Бодрова, крестный его детей. Но он очень много незаметно важного сделал и для «Комсомольской правды». Он был первым, кто вообще обзавелся компьютером – спрашивали «Серег, а что это, а зачем?» Он методом малых дел менял газетный формат – понимая, что постсоветских читателей надо брать за живое, боролся с длинными плохими очерками, деля полосу на «четвертушки». Потом это стало форматом А3. Но если ему попадался шедевр – он был самым щедрым ответсеком на свете», – поделился мужчина.

По словам Мамонтова, его знакомый старался бороться с рутиной. «Сергей выращивал молодых журналистов в своем питомнике. Ненавидел штампы, заметки для «галочки»… Мы в 90-е оказались в разных лагерях, это касалось будущего газеты, акционирования и т.д., но сохраняли человеческие контакты, хоть и не частые», – отметил генеральный директор столичной радиостанции.

Другие знакомые Кушнерева присоединились к соболезнованиям. «Пришла печальная весть… Умер Сергей Кушнерев. Я так надеялся, что ты выдюжишь. Эх,Сергей… Будем помнить», – поделился фотограф Юрий Феклистов.

В свою очередь, телеведущий канала «Россия-1» Сергей Брилев выразил признательность ушедшему из жизни наставнику. Шоумен сожалеет о его смерти.

«Всего 54. Большинство его знает, как создателя программы «Жди меня». Но для нас он – ответственный секретарь той замечательной «Комсомолки», которая гремела в начале 90-х, и где многие из нас начинали... А я ведь его часто цитирую. Когда кто-то ругает чужую заметку или сюжет, ссылаюсь на него и говорю: «Напиши лучше». Замечательный он был у нас ответсек! Многому меня лично научил», – поведал мужчина.

О любимом учителе также высказался журналист и писатель Андрей Добров. «Играть его в капустнике было совсем просто – набычиться, громко сопеть, хлопать всех по плечу, говорить отрывисто. И при этом быть абсолютно в себе, закрыться, выглядеть немного чудаковатым – но это только для тех, кто его не знал. Потому что те, кто его знал, понимали, что за этой чудаковатостью, за этим сопением скрывается настоящий редакторский талант, страшная работоспособность, глубокий ум и журналистская чуйка», – сообщил мужчина.

Своими воспоминаниями поделился и один из коллег Кушнерева по программе «Последний герой». Олег Бурьян, который трудился вместе с журналистом на съемках популярного телешоу, запомнил его очень простым человеком и потрясающим специалистом. «Совершенно гениально чувствовал аудиторию и умел выдавить из народа слезу или заставить смотреть в ящик за дурацкими приключениями на экзотических островах. Настоящий профи и обаятельный чел», – поведал мужчина.