Основные составляющие викторианского стиля в интерьере. Викторианский стиль в одежде Викторианская эпоха в англии интерьер

Дома и квартиры, оформленные в викторианском стиле, напоминают о роскошных английских замках старинной эпохи. Стиль викторианский в интерьере современных помещений немного отличается от фамильных дворцов прошлого, однако он остается таким же великолепным и вызывающим восторг.

Изысканность в оформлении пространства вошла в моду во времена правления в Англии королевы Виктории. Эта женщина обладала отменным вкусом, и во всех ее жизненных сферах он неизменно чувствовался.

Буржуазия во второй половине 19 века разбогатела за счет колонизации, что дало возможность этим слоям общества приобретать дорогие предметы. На формирование викторианского стиля оказали влияние и элементы других культур, поскольку англичане, любившие путешествовать по миру, часто привозили из своих поездок купленные в других странах предметы обихода.

Викторианский стиль можно назвать гармоничным сочетанием нескольких интерьерных решений — классики, рококо и элементов некоторых экзотических стилей, используемых в Китае и Индии.




Основной особенностью интерьера в викторианском стиле является особое разделение пространства — каждая комната оформляется в едином стиле, который четко выдерживается, но при этом в других помещениях преобладает другая направленность. Например, спальня оформляется в , кабинет — в стиле рококо.




Материалы и предметы интерьера обязательно должны подчеркивать высокий уровень достатка хозяина, поэтому дизайнеры отдают предпочтение мебели из ценных пород дерева, роскошному текстилю, антикварным аксессуарам. Главное — дороговизна и высокое качество.

У людей с небольшим и средним достатком зачастую нет финансовой возможности создать в своем доме или квартире настоящий викторианский интерьер, поэтому такой шик и роскошь чаще всего можно увидеть только в жилище бизнесменов, политиков, звезд кино и шоу-бизнеса.




Маленькие пространства просто не позволяют создать викторианскую обстановку в помещении, поскольку только большие квартиры и загородные дома могут подчеркнуть истинную роскошь. Владельцам маленьких квартир лучше присмотреться к , классическому или стилю оформления.

К ключевым элементам оформления помещений в духе викторианской эпохи относятся:

  • Гармоничное сочетание качественных материалов и традиций старины
  • Тщательное внимание к каждой из многочисленных деталей
  • Окна в форме арок или выполненные в стиле «готика»
  • Двери прямоугольной формы
  • Массивная мебель из дорогих пород древесины
  • Потолочная лепнина с витиеватыми узорами
  • Вычурность узоров на карнизах
  • Преобладание в интерьере элементов вытянутой или вертикальной формы
  • Дорогие художественные полотна в массивных дорогих рамах
  • Старинные часы на стенах
  • Камин, расположенный в центре гостиной
  • Присутствие в интерьер книжных полок и стеллажей
  • Большое количество комнатных растений
  • Многочисленные вазы, массивные пепельницы и канцелярские наборы в кабинете, старинные шкатулки, пуфы, ширмы, большие зеркала в полный рост в обрамлении роскошных рам
  • Шторы, покрывала и балдахины из дорогих портьерных тканей
  • Кружевные занавески из тюля, висящие на окнах под тяжелыми шторами




Викторианский стиль, в отличии, например, от , выдвигает четкие требования к цветовой гамме помещения. Главное правило — цвета должны быть насыщенными, но при этом должна соблюдаться абсолютная гармония, общая уравновешенность и полная симметрия.




Мебель для такого интерьера обычно подбирается коричневых оттенков: либо темных красноватых, либо светлых. Прочие элементы декора должны сочетаться с мебелью: если она светлая, то интерьерные предметы подбираются в нежно-розовых, лавандовых, бледно-миндальных тонах, а если темная — то в красно-коричневых.

Особый шик придает помещениям роскошная инкрустация драгоценными камнями, золотом, серебром или бронзой. Также отлично смотрится в интерьере драпировка изумрудного и рубинового цвета.




При создании викторианского интерьера для отделки стен используются обои или ткань со следующими рисунками:

  • Нежные цветочные узоры
  • Полоска
  • Изображение птиц и животных
  • Барельефные объемные орнаменты

Оформить стены в современном помещении можно с помощью популярных сегодня британских обоев, имитирующих ткань с лиственными, цветочными и ягодными орнаментами.




Еще одной характерной особенностью оформления стен в домах викторианской эпохи являются специальные деревянные панели с орнаментами, которые закрепляются поверх обоев на треть или половину высоты стены. Они ни в коем случае не должны покрываться глянцевым лаком.

Прекрасным решением является сочетание традиционной шотландской клетки с цветочными орнаментами.




В викторианском стиле используются только качественные и натуральные материалы, поэтому лучшими решениями для отделки пола являются:

  • Паркет из натуральной древесины
  • Орнаментальная или узорная плитка

Дорогой пол — признак хорошего достатка хозяина, поэтому дизайнеры никогда не используют для его оформления дешевые материалы и простую плитку. Узоры на плитке обязательно должны быть вычурными, дорогими, поэтому можно использовать золотое тиснение.




В викторианском стиле используется всего два варианта оформления потолка. Первый — покраска обычной белой краской, без каких-либо узоров и элементов. Второй — витиеватая лепнина в английском стиле.

Викторианская архитектура - самый общий термин, который используется в англоязычных странах для обозначения всего многообразия разновидностей эклектического ретроспективизма, распространённых в викторианскую эпоху (с 1837 по 1901 годы). Доминирующим направлением этого периода в Британской империи была неоготика; целые кварталы в этом стиле сохранились практически во всех бывших британских колониях

Викторианской эпохе присуща любовь к свободному сочетанию декоративных элементов, заимствованных из различных стилей. Термин «эклектичный», означающий «заимствованный из многих источников», является описательным, но его часто употребляют в отношении стилей XX столетия, что вызывает путаницу. Смешение стилей и использование новой орнаментики, не имеющей исторических прототипов, типичны для мебели и других предметов викторианской эпохи, когда владельцы и арендаторы домов, не задумываясь, смешивали, изменяли и заново отделывали принадлежащие им владения, руководствуясь лишь собственной прихотью.

Первые небоскребы

С ростом крупных городов деловая жизнь сосредотачивалась в центральных районах. До появления телефона быстрому и легкому деловому общению в большой степени способствовало близкое расположение фирм, компаний и других коммерческих организаций. Необходимость размещения офисов в «деловом районе» привела к резкому росту арендной платы и цен на землю. Владельцы недвижимости поняли, что их доходы зависят от того, сколько предназначенных в аренду квадратных метров им удастся уместить на ограниченном участке земли, отведенном под строительство. с появлением пассажирских лифтов стало выгоднее строить высокие здания, но их высота все еще ограничивалась строительными технологиями, поскольку сложенные из камня стены и колонны по-прежнему оставались главными конструктивными элементами.

Чугун, универсальный материал, применялся очень широко, в том числе и для строительства первых небоскребов. В больших американских городах были целые «чугунные районы» из зданий, роль опор в которых играли металлические колонны, а наружные стены, так же как в Хрустальном дворце, представляли собой застекленные металлические конструкции. С помощью литья из металла можно было получить любую форму, что позволяло украшать фасады классическими колоннами, готическими арками или любыми другими декоративными элементами. Полы были деревянными, поэтому подобные здания часто страдали от пожаров, ущерб от которых мог бы быть несравнимо меньше, если бы не отсутствие пожарных лестниц, по которым можно было добраться до верхних этажей здания. Многие здания с каркасом из чугуна представляли собой чисто утилитарные сооружения. Это были складские и заводские помещения, в которых часто размещалось производство, где жестоко эксплуатировался ручной труд. В других подобных постройках располагались розничные магазины, в том числе торгующие галантерейными товарами, прототипы современных универмагов.

Чугун позволил архитектуре «взлететь» в небо, поскольку большая прочность этого материала позволяла уменьшить размер опор внутри здания. Однако камень по-прежнему оставался самым популярным материалом для наружных стен, так как он не горит. Деревянные полы постепенно заменялись кирпичом или терракотовой плиткой, которые поддерживали металлические балки или колонны, облицованные теплоизоляционной плиткой. Огнеупорная металлическая конструкция и лифты позволяли строить здания в восемь, десять или двенадцать этажей. Строительство «небоскребов», наконец, стало возможным в конце XIX столетия, когда процесс Бессемера позволил изготавливать колонны и балки из стали. Высотное строительство поздней викторианской эпохи ставило перед дизайнерами сложные задачи. Вест-юнион-билдинг (1873-1875) Джорджа Б. Поста или Трибьюн-билдинг Ричарда Морриса Ханта в Нью-Йорке представляют собой необычное сочетание каменной кладки, сводов, слуховых окон, мансард и башен с часами - кое-как слепленные вместе элементы прошлого.

Офисы в таких высотках и зданиях поменьше, как правило, имели сугубо утилитарный характер. Для типичного офисного здания характерны небольшие офисы, располагавшиеся вдоль коридора так, чтобы был доступ к окнам, служившим источником света и воздуха. Отдельные кабинеты отделялись от соседних офисов застекленными деревянными перегородками, которые пропускали во внутренние помещения некоторое количество дневного света. Подвижные фрамуги над дверями позволяли воздуху, поступающему через окна, проникать в расположенные в глубине помещения и коридоры. «Общие офисы» большего размера, в которых клерки или стенографисты работали в одном помещении, стали появляться по мере того, как крупные компании разрастались и требовали большого числа сотрудников. Конторское оборудование, картотечные шкафы, пишущие машинки, арифмометры и табельные часы постепенно занимали свое место в офисе поздней викторианской эпохи, наряду со столами с выдвижной столешницей и вращающимися стульями. Газовое освещение, впоследствии сменившееся электрическим, заменило окна, тогда как телеграф, и затем телефон, стали жизненно необходимыми средствами связи. Полы, потолки, перегородки и мебель обычно изготавливались из дерева, чаще все всего из дуба. Даже кабинеты могущественных боссов и комнаты, в которых проходили совещания совета директоров, отличались от обычных офисов только тем, что на полу лежал ковер, стояли кожаные кресла, а на стенах висели картины.

Высокие многоэтажные гостиницы и жилые дома строились, исходя из тех же соображений, что и высотные офисные здания. Проблемы, связанные с оформлением фасадов, также имели схожий характер. Гостиница «Уолдорф» (1893) и многоквартирный дом «Дакота» (1884) в Нью-Йорке - и то, и другое здание построены по проекту Генри Дж. Хар-денберга (1847-1918) - представляют собой сложное нагромождение комнат, хитроумно расположенных вокруг световых дворов таким образом, чтобы дневной свет проникал в большие помещения. Снаружи они выдержаны в стиле, который сам дизайнер называл «немецким Ренессансом», с арками, эркерами, балконами, башенками, слуховыми окнами, печными трубами и крышами. Интерьеры отеля были декорированы в великолепном викторианском стиле. Парадные комнаты многоквартирных домов имели каминами с мраморными досками, раздвижные двери, цветные стекла, паркетные полы, стены отделывались деревянными панелями. Помещения для слуг были либо в квартирах, либо, как в «Дакоте», под крышей. Жильцы выбирали точно такие же ковры, обои, драпировки и мебель, какие украшали частные дома такого же уровня.

Общественные здания

При строительстве общественных зданий использовались те же стили, что и при строительстве частных домов. Официальная архитектура Франции в эпоху правления Наполеона III (1852-1870), получившая известность как стиль Второй империи, вызывала у американцев наибольший восторг. Творения французского зодчего Мансара легли в основу таких проектов, как грандиозное здание мэрии в Филадельфии (1872-1901), архитектор Джон Макартур-младший (1823-1890), с внутренним двором. Интерьеры, многие из которых бережно восстановлены, излучают энергию и жизненную силу. Американские административные здания, спроектированные Альфредом Б. Мулле (1834-1890) в бытность его главным архитектором казначейства США, такие как монументальное здание Департамента штата и военно-морского ведомства в Вашингтоне, округ Колумбия (1871-1887), сейчас здание Исполнительного управления, были построены в том же стиле. Мансарды и тяжеловесные архитектурные детали характерны для фасадов этих зданий, при этом изящество интерьеров компенсирует любые стилистические недостатки.

Мебель и другие элементы интерьера

Промышленное производство в викторианскую эпоху позволило сделать предметы обстановки сравнительно недорогими и доступными для широких слоев населения. Появление новых материалов и технологий способствовало возникновению принципиально новых предметов интерьера. В Австрии братья Тонет начинают использовать пар, чтобы придать изогнутую форму тонким планкам из твердых пород дерева. Кресла и другие предметы мебели, изготовленные фирмой братьев Тонет из изогнутого дерева, были прочными, легкими и недорогими и нашли широкое применение в кафе и ресторанах, а также в частных домах.

Клееная фанера, изобретенная в Европе, изготавливалась из деревянного шпона. Фанера заменила цельное дерево, она была дешевле и меньше была подвержена деформации и расщеплению. Стенные панели, сидения и спинки изготавливались из фанеры, которая сочеталась с элементами из цельного дерева, в результате возникли совершенно новые виды мебели. Из железных и латунных труб, поначалу предназначавшихся для водопроводных сетей, стали изготовляться каркасы кроватей. Из этих материалов можно было изготовить простые предметы и изящную мебель.

Викторианский стиль отличался повышенной декоративностью. Продукция нью-йоркских мастерских Джона Генри Белтера (1804-1863), особенно стулья, кресла, диваны и столы, как правило, имели изогнутые формы, пышную обивку и украшались изящной резьбой с растительными мотивами. Многие из этих предметов обстановки изготовлялись из фанеры промышленным способом. Такие предметы были главными элементами американских викторианских интерьеров. Этот стиль часто называют неорококо, а имя Белтера также упоминается, когда речь идет о других мастерских, изготовлявших мебель в том же стиле.

Одно время в Англии и Америке был в моде восточный стиль, в результате появилась мебель «под бамбук». Предметы из настоящего бамбука привозились из-за границы или изготавливались на месте из привозных материалов. Ширмы придавали интимный характер комнате. Плетеная мебель из ротанга или других эластичных материалов была одним из излюбленных предметов обстановки, особенно в частных домах на верандах, в детских или просто в сочетании с другими видами мебели. Обивка является основным элементом викторианской мебели для сидения. Подушки, обычно прикрепленные к деревянным рамам, как правило, были пышными и мягкими. Широко применялись металлические пружины, спрятанные под подушками, делавшие их мягкими и упругими, и обивочные ткани, украшенные изящными цветочными узорами, альтернативой были ткань из конского волоса и кожа. Кожа обычно использовалась в комнатах, где собирались мужчины в курительных комнатах, кабинетах и мужских клубах.

Мебель викторианской эпохи отличалась большими размерами и богатой орнаментикой. Полки для шляп с зеркалами были излюбленными элементами убранства прихожих и вестибюлей. Пианино имели богатую и сложную отделку и свидетельствовали о высоком социальном статусе владельцев.

В тканях, которые изготавливались на станках, преобладали крупные, яркие цветочные орнаменты, как тканые, так и набивные. Ковры, теперь изготовляемые в основном с помощью станков, украшались мотивами, похожими на те, что использовались для тканей. Листья, цветы, арабески и завитки образовывали повторяющиеся узоры, что позволяло сшивать вместе большие ковровые полотна и застилать ими большие площади. Линолеум, недавно изобретенный материал, имел цветочные узоры и имитировал ковры. Дощатые полы или полы, выстланные узорным паркетом из твердых пород древесины или цветной плиткой, также были широко распространены.

Обои стали особенно популярным материалом для отделки стен. Фабричные обои украшались геометрическими, цветочными орнаментами, пейзажами или восточными мотивами. Некоторые обои были тиснеными и создавали рельеф. Использовались также набивные бумажные бордюры, имитирующие архитектурные детали карнизы и фризы - с ионическим киматием или меандром. Оклейщики создавали композиции, предназначенные специально для конкретной комнаты или стены.

Викторианская цветовая гамма постепенно менялась от ярких и смелых цветов до темных и мрачных. Книга Оуэна Джонса «Грамматика орнамента» (1856 г.) содержит иллюстрации в яркой цветовой гамме, которые пропагандировали насыщенные, сочные оттенки. Со временем более «изысканными» стали считаться темные приглушенные цвета- коричневые, желтовато-зеленые и розовато-лиловые. Конец викторианской эпохи Льюис Мамфорд назвал «коричневыми десятилетиями»; мрачные тона в начале XX в. унаследовала эдвардианская эпоха.

Распространению викторианского стиля способствовали новшества в сфере коммерции. Универмаги в больших городах предлагали широкий ассортимент самых разнообразных товаров, поэтому покупатель викторианской эпохи имел возможность сравнить, выбрать и заказать все, что необходимо для отделки дома. Вдали от американских мегаполисов, особенно на фермах Среднего и Дальнего Запада, каталоги фирм, которые высылали товары по почте, «Сиэрс Роебак», «Монтгомери Уод» и других менее крупных компаний, предлагали еще больше товаров, которые высылались даже в самые отдаленные районы. Кроме мебели, тканей, ковров и обоев, фирмы рассылочной торговли предлагали печи, санитарно-техническое оборудование, кухонное оборудование и всевозможные бытовые товары. Чугунные печи и кухонные плиты были богато украшены, но при этом имели массу полезных приспособлений для отопления и приготовления пищи. Дрова заменил уголь, а в больших городах газ. Запатентованный Уилсоном в 1871 г. регулируемый стул снабжен подушками на металлическом каркасе, благодаря которому он мог принимать различные формы. Оборудование для ванных комнат включало унитазы, ванны и умывальники в самых разных стилях, от строго утилитарного до изысканного.

Разнообразные масляные лампы от самых простых до роскошных были самыми распространенными осветительными приборами, но с появлением бытового газа стали выпускаться похожие на канделябры газовые светильники. Неизменной популярностью пользовались люстры, зачастую с латунными украшениями и хрустальными подвесками. С появлением электрического освещения лампы и газовые светильники приспосабливались для лампочек Эдисона везде, где можно было провести электричество. Первый электрический вентилятор был создан в 1889 г., а к 1893 г. полностью электрифицированная кухня была готова к показу на Всемирной Колумбовой выставке в Чикаго. В 1851 г. была сконструирована первая швейная машинка Зингера для домашнего использования. Машинка была вмонтирована в стол на чугунных ножках и снабжена ножным приводом и маховым колесом. Машинка была украшена нанесенными по трафарету золочеными узорами. Верхняя крышка обычно делалась из фанеры.

Сочетание функциональности и декоративности является характерной чертой викторианского дизайна, которое делает этот период таким сложным и таким интересным. Это сочетание можно наблюдать в Британском музее транспорта, где выставлены очень элегантные и совсем простые паровозы. Великолепный локомотив «Стирлинг Сингл» назван в память о его создателе Патрике Стирлинге (1820-1895) и за единственную пару гигантских восьмифутовых главных колес, выкрашенных зеленой краской, безо всяких украшений за исключением полосок, подчеркивающих форму отдельных частей. Он контрастирует с пассажирским вагоном, построенным для королевы Виктории. Внутри вагон обтянут тканями, покрыт позолотой, отделан деревянными готическими украшениями и обставлен роскошной мягкой мебелью. Окна задернуты занавесками с бахромой.

История развития стиля

С начала XIX в. в Европе средний класс, представленный торговцами, высококвалифицированными специалистами и ремесленниками, составлял незначительную силу, как в социальном, так и в экономическом плане. В XIX столетии аристократия начала утрачивать свое доминирующее положение, это было вызвано как экономическими, так и политическими причинами. Число крестьян сокращалось по мере появления фабрик, заводов и шахт. Средний класс понял, как превратить промышленную революцию в источник личного обогащения. Богатых и влиятельных аристократов, живших в особняках, дворцах и замках, всегда окружали богато украшенные интерьеры, дорогие ковры, пышные драпировки и другие вещи, изготовленные вручную из дорогостоящих материалов лучшими мастерами. Представители среднего класса смогли позволить себе подобные вещи, только когда их стоимость снизилась благодаря массовому производству; главное - это декоративность и напыщенность.

Истоки викторианского стиля

Долгое правление королевы Виктории (1837-1901) совпало с историзмом, «битвой стилей», промышленной революцией и движением «Искусства и ремесла» или эстетическим направлением в Англии. Однако в истории искусства «викторианский стиль» - это направление в английском и американском дизайне XIX в. (и параллельные течения в других европейских странах), которое характеризуется излишней декоративностью. Многие критики и специалисты в области архитектуры XX в. отрицают значение викторианского стиля, видя в нем безвкусицу, доходящую до абсурда.

Однако викторианский стиль часто отличают энергия, живость и свобода, которых иногда не хватает стилям предшествующих и последующих эпох. В некоторых вариантах стиля декор сдержанный или вовсе отсутствует. Они предвосхищают дизайн XX в. Викторианский стиль как бы распадается на два направления: стиль с пышной отделкой (правительственные и административные здания, церковная архитектура) и строгий стиль (промышленность, транспорт).

Свидетельства этого можно обнаружить в документах, относящихся к Всемирной выставке, прошедшей в Хрустальном дворце в 1851 г. Это знаменитое здание, которое кажется вполне современным, было построено из новых материалов, листового стекла и металла. Однако выставленные внутри экспонаты имели совершенно иной характер, каждый участник выставки, казалось, пытался превзойти остальных в кричащей безвкусице, которая сегодня выглядит нелепо. Иллюстрированный каталог выставки и великолепные цветные литографии позволяют довольно подробно изучить этот удивительный контраст.

На заднем плане видна удивительно простая конструкция здания. Дамы в кринолинах и джентльмены в цилиндрах рассматривают мебель, зеркала, пианино, камины, фарфор и стекло с разнообразными орнаментами. Изредка встречаются греческие колонны и готические арки; почти каждый предмет украшен фигурами людей и животных, листьями, цветами и сложными арабесками, на первый взгляд не имеющими ничего общего с историческими стилями.

Модели локомотивов, пистолеты, телескопы и различные механизмы терялись среди «художественных» вещей. Там были столы, поддерживаемые чугунными лебедями, стулья из папье-маше, декорированные, как отмечается в каталоге, «двумя крыльями», резные буфеты, колыбели, железная кровать «с элементами французского ренессанса», фабричные аксминстерские ковры, набивные ткани с цветочным рисунком.

Промышленная революция упростила и, как следствие, удешевила процесс производства предметов быта, который раньше изготавливались вручную. Нужно отметить, что художественные качества (иногда не только художественные) вещей ухудшались, по сравнению с предыдущими эпохами. В доиндустриальную эпоху художники, архитекторы (часто самоучки) и ремесленники работали в рамках традиции, медленно складывавшейся в течение длительного времени. Мебельщик обучался ремеслу постепенно и знакомился со стилем своей эпохи на примерах лучших произведений искусства и архитектуры. Ткач с большим вниманием относился к материалам и узорам тканей, которые он ткал. Серебряных дел мастер, стеклодув, часовщик, резчик по дереву и штукатур работали в определенной традиции для клиентуры, которая ценила эстетическое совершенство так же, как практичность.

Когда ткачество превратилось в промышленное производство, фабричные рабочие не принимали участия в разработке дизайна тканей, производимых на их предприятии. Фабричная мебель больше не создавалась мебельщиками, она собиралась из изготовленных машинным способом частей рабочими, которые не играли никакой роли в разработке дизайна. Дизайн все меньше был связан ремеслом, он перешел в ведение владельцев фабрик и управляющих, которые знали только, что покупатели хотят как можно больше украшений и что промышленное производство может удовлетворить все их пожелания легко и быстро. В викторианскую эпоху «кричащий» стиль стал нормой и распространился повсеместно.

Британия

Неоготика просуществовала вплоть до 1880-х гг. как один из стилей, которые конкурировали между собой и пользовались успехом у богатых торговцев, заводчиков, банкиров и других представителей новой буржуазии, которые жаждали иметь такие же особняки, как у знати. Дворцы эпохи Тюдоров, королевы Елизаветы, королей Якова I и Карла I и II служили образцами, иногда приобретались даже лежащие в руинах замки, в результате старина смешивалась с новоделом.

Особняки

Архитекторы, строившие дома для английских нуворишей, были хорошо знакомы с историческими стилями, которые они и воссоздавали. Викторианские особняки представляли собой большие сооружения с парадными залами, капеллами, десятками спален и служебными флигелями, в которых размещались слуги. Фахверковые дома с остроконечными крышами, башни с зубчатыми стенами и часовые башни, видимые на много миль вокруг, были излюбленными элементами. В Чешире Джон Толленмах заказал архитектору Энтони Салвину (1799-1881) построить замок Пекфортон (1844-1850), который напоминает средневековый замок. Наряду с круглой главной башней, главным залом и часовней с каменными сводами здесь была бильярдная, классная комната для детей и ванная, примыкающая к кабинету хозяина. Тинтесфилд в Сомерсете, творение Джона Нортона (1823-1904), был построен в 1863 г. Разные стили перемешаны, преобладает готический стиль, но эркеры, башенки и башни не похожи на средневековые. Интерьеры, отделанные псевдоготическими резными украшениями и разноцветной плиткой, заставлены мебелью в разных стилях, стены покрыты орнаментами, вдоль них расставлены вазы и керамические изделия из Китая и Японии. В Англии много подобных особняков, которые неискушенный зритель может принять за памятники более ранних эпох.

Дома среднего класса и общественные здания

Городские дома, которые выбирали для себя богатые люди, обычно были построены в стиле георгианского классицизма. Однако интерьеры являли собой пример художественного беспорядка. Трудно представить, как жильцы умудрялись передвигаться по комнатам или находить место, где присесть.

Интерьеры более скромных домов также были загромождены, а все поверхности отделаны узорами, но все же в них присутствовала некоторая сдержанность, объяснявшаяся то ли вкусом, то ли стесненностью в средствах, в любом случае, результатом часто становилась уютная обстановка. Приемная дома, принадлежавшего писателю Томасу Карлайлу, в лондонском Челси была превращена в музей, по ней можно судить о том, что представляли собой жилища среднего класса в середине XIX в. В викторианскую эпоху вокруг крупных городов разрастались пригороды. Там для людей со скромным достатком строились дома рядовой застройки, для более обеспеченных возводились «виллы». Снаружи они были выдержаны в стиле Регентства или неоготики, иногда с элементами викторианского стиля. Жильцы обустраивали интерьеры в соответствии с модой викторианской эпохи, руководствуясь собственными вкусами и чувством меры. Большинство публичных помещений, клубов, ресторанов, театров, гостиниц и железнодорожных станций украшали ковры, драпировки и подушки, которые придавали интерьерам особый комфорт, типичный для эпохи «газового освещения», именно в таких интерьерах герой Артура Конан Дойла, знаменитый Шерлок Холмс, распутывал загадочные преступления.

Соединенные Штаты Америки: вариации на тему викторианского стиля

Американский викторианский стиль отличался большей оригинальностью, чем более сдержанный английский викторианский стиль. Хотя после войны за независимость американцы с уважением относились к демократическим идеям, в стране происходили те же процессы, что и в Британии. Фермеры покидали деревни и переезжали в город, превращаясь в менеджеров, квалифицированных рабочих и бизнесменов. Особняки становились символом материального благополучия. Увеличивался поток товаров из Европы. Американский клипер, жатвенная машина МакКормака, револьвер Кольта и часы Уолтема говорят об изобретательности и практичности янки, но архитектура отошла от чисто практических задач.

Историки часто подразделяют викторианский стиль на несколько самостоятельных стилей:

  • Плотницкая готика - американская неоготика. Материалом обычно служит дерево, часто в виде обшивки досками или рейками. Стрельчатые арки используются наряду с деревянными элементами, украшенными готическими орнаментами. Часто цветные стекла вставляются в свинцовые переплеты. Небольшие железнодорожные вокзалы и сельские церкви обычно строятся в этом стиле.
  • Итальянский стиль - стиль, для которого характерны четырехскатные вальмовые крыши, террасы, лоджии, карнизы на кронштейнах и башни. Окна и двери часто заканчиваются полуциркульными арками.
  • Мансардный стиль - стиль, который отличается использованием мансард. Мансарда имеет уступ и обычно покрыта шифером. Часто присутствуют орнаменты из чугуна. Мансардный стиль часто использовался для общественных зданий, судов и вокзалов. Термин «генерал Грант» часто употребляют для викторианских зданий с мансардой.
  • Стиль королевы Анны (или возрождение стиля королевы Анны) - поздний викторианский стиль, для которого характерны утонченный декор, асимметрия, сочетание кирпича, терракоты, гонта, часто используются барельефы и витражи.

Международная промышленно-художественная выставка 1876 г. в Филадельфии стала демонстрацией американского викторианского стиля, точно так же, как Всемирная выставка в Англии. В выставочных залах разместились экспозиции, посвященные технике, садоводству и искусству. Для различных отраслей промышленности и отдельных штатов строились небольшие павильоны в разнообразных стилях. Из Японии была доставлена настоящая пагода. Один из самых впечатляющих экспонатов - гигантский паровой двигатель, построенный «Корлисс Айрон Воркс» для городской насосной станции. Он демонстрировался в действии и вызвал восторг зрителей. Предметы для дома перегружены декором. Орган фирмы «Масон энд Хамлин» идеально подходящий для викторианских интерьеров, украшен инкрустацией, резьбой и лиственным орнаментом, но критик Вальтер Смит описал его, как «лишенный уродств в виде орнаментов, которые обезобразили многие инструменты»

Стиль, в котором декорирован орган и мебель той эпохи, часто называют «истлейк», в знак уважения к английскому художнику и писателю Чарльзу Локу Истлейку (1836-1906). Его книга «Советы по устройству дома» (1868) пользовалась в Америке огромной популярностью и оказала большое влияние на американские интерьеры. Истлейк ратовал за простоту и сдержанность, но иллюстрации, сопровождающие текст, свидетельствуют о чрезмерном увлечении деталями.

Особняки

Буржуазия строила особняки, внутри и снаружи оформленные во всех возможных стилях. Дом («Армсмер») полковника Сэмюеля Кольта, изобретателя револьвера, располагался по соседству с принадлежащей ему фабрикой в Хартфорде, штат Коннектикут, и был построен в нескольких стилях он отдаленно напоминал итальянские палаццо с мавританскими куполами. Фредерик Э. Чёрч, пейзажист, воплотил в жизнь свои мечты, построив на реке Гудзон дом, который он назвал «Олан». Художник оформил его в стиле, который, по его мнению, был «персидским», ему помогал профессиональный архитектор и ландшафтный дизайнер Калверт Бокс (1824-1895).

Бокс родился в Англии, но прославился в Америке (работая вместе с Фредериком Ло Олмстедом), проектируя большие парки, в том числе Центральный парк в Нью-Йорке, парки в Риверсайде и Южный парк в Чикаго. В 1857 г. он выпустил альбом «Виллы и коттеджи», в основу которого легли архитектурные проекты, разработанные им совместно с А. Дж. Даунингом. Книга начинается с практических советов по планировке домов, и проектов санузла. Затем рассказывается о декоративных элементах, используемых как снаружи, так и внутри зданий, и, наконец, приводятся тридцать девять вариантов дизайна домов, начиная от самых скромных коттеджей и заканчивая гигантскими особняками. Проекты, которые носят названия вроде «Живописная вилла с флигелем и чердачными помещениями» и «Каменная вилла неправильной планировки с башней» (в доме двадцать девять комнат, не считая чердака и башни: цена 30 000 долл. США), отражают характерную для викторианского стиля склонность к чрезмерному украшательству.

Вернакулярные стили

Американский фермерский дом викторианской эпохи отличался от домов в колониальном и георгианском стиле. Симметрия и строгость уступили место неправильным планам, вытянутым пропорциям и разнообразному дизайну, от строгих простых домов поселенцев на Среднем Западе до пышного орнамента «джинджербред», пользовавшегося популярностью у более обеспеченных семей на Востоке и Юге страны. В промышленных городах вокруг фабрик строились маленькие домики для рабочих и менеджеров среднего звена.

Дома для рабочих строились рядами или объединялись общей стеной, более просторные дома на одну семью располагались на отдельных участках, но почти вплотную друг к другу. Такие дома обычно строились на продажу или для сдачи внаем, и важность модной отделки была совершенно очевидна. Книги и журналы предлагали «идеальные» планы и проекты, включающие декоративные элементы, которые можно было изготовить промышленным способом или купить на складе пиломатериалов. Стенные панели, камины, перила лестниц и карнизы выполнялись в разных стилях, жильцы еще усиливали этот «стилистический беспорядок».

Неоготика устипила место плотницкой готике, которая привела к появлению орнамента «джинджербред», выпиливаемого из дерева или отливаемого из чугуна. Таким образом, простой деревянный дом можно было превратить в викторианскую постройку, изобилующую декоративными украшениями. Внутри стены обклеивались цветистыми обоями; на полу лежали ковры. Деревянные элементы, обычно окрашенные в темные цвета, украшались богатой резьбой. Печь могла быть отделана причудливыми чугунными украшениями, а комнатный орган (или фисгармония) такими же украшениями, но только из дерева. Все комнаты были загромождены мебелью, обитой тканью и украшенной богатой резьбой. Масляные лампы имели изысканные формы и были снабжены цветными абажурами. На свободное место ставили этажерку, новый вид мебели, подставка с несколькими полочками для всевозможных безделушек. Свободные участки стен завешивались литографиями, очень популярны были маленькие скульптурные группы из гипса, производившиеся в огромных количествах Джоном Роджерсом (1829-1904).

Для викторианской эпохи характерно было увлечение домами восьмиугольной формы. Идея принадлежала Орсону Сквайеру Фаулеру (1809-1887), эксцентричному теоретику архитектуры, получившему известность благодаря основанной им псевдонауке френологии (определение характера человека по форме черепа). Яркий пример такой постройки - Армор-Стинер-хаус (1860) в Ирвингтоне, штат Нью-Йорк. Здание окружено крытой галереей с чугунными колоннами и перилами и увенчано куполом со шпилем. Пышно отделанные интерьеры включают помещения с необычным планом: треугольную библиотеку и музыкальную комнату.

В больших городах строились целые кварталы, состоящие из домов рядовой застройки. Такие кварталы, например Браунстоунс в Нью-Йорке, кирпичные кварталы Филадельфии и Балтимора, отличались однообразием, но их несомненным достоинством было то, что ровные ряды домов, расположенные вдоль улочек, тонувших в тени разраставшихся деревьев, превращались в уголки покоя и умиротворенности. Итальянский стиль был популярен для рядовых домов из бурового песчаника, мансарды и веранды повышали статус отдельно стоящих домов. Внутри все эти постройки имели центральное отопление (обычно использовался горячий воздух), газовое освещение, ванные комнаты и кухни. Кухни были усовершенствованы с появлением проточной воды, вначале угольных, а затем и газовых плит, и холодильников. Встроенные шкафы предусматривались планировкой домов, так же, как и дополнительные гардеробные, примыкающие к спальням и зачастую оборудованные умывальниками с проточной водой. В домах большего размера была мраморная облицовка и встроенные зеркала.

Стиль шингл

Стиль королевы Анны, в котором в Англии работал Шоу, в Америке был принят с энтузиазмом наряду с неоготическим, итальянским и мансардным. Книга специалиста по архитектуре Винсента Дж. Скалли «Стиль шингл» (1971) способствовала распространению этого термина, относившегося к американским загородным домам, повторявшим стиль королевы Анны Шоу. Дерево было основным материалом в «плотницкой готике» и упрощенной версии стиля, которую Скалли назвал «дощатым стилем» - указание на обшитые досками фасады домов. В зданиях в стиле шингл часто присутствует каменная кладка, особенно на уровне первых этажей, иногда из необработанных камней, наружные стены и крыши обшивались кедровой дранкой, устойчивой к суровому климату. Декор часто отсутствует, основные элементы - фронтоны, выступающие крылья, портики, слуховые окна, эркеры, иногда башни. Наиболее ярко стиль проявляется в жилом строительстве, но отели, казино и клубы также строились в этом стиле. Крэгсайд, частный особняк в Манчестере (Пибоди и Стирнс, ок. 1882), - прекрасный образец этого архитектурного стиля, с асимметричной планировкой, живописными портиками, башенками и аркой в одном крыле здания, через которую проезжали автомобили. Внутри стенные панели, окна в мелкую расстекловку, камины и уютные уголки с встроенными диванами создавали типичный для стиля королевы Анны интерьер.

Г. X. Ричардсон (1838-1886) работал в стиле шингл, в том числе и когда приступил к созданию Уоттс-Шерман-хауса в Ньюпорте, Род-Айленд (1874). Фирмой Маккима, Мида и Уайта были созданы многочисленные образцы этого стиля, например особняк на морском побережье в Элбероне, штат Нью-Джерси (1880-1881), построенный для Виктора Ньюкомба, и казино в Ньюпорте и Наррагансетт-Пире, Род-Айленд (1879-1884). Эти архитекторы больше известны благодаря своим носившим более формальный характер проектам, но эти не столь строгие здания входят в число наиболее ярких и оригинальных. «Художественный» беспорядок главного зала в особняке в Элбероне характерен для стиля королевы Анны, достигшего в Америке своего наивысшего расцвета.

Стиль адирондак

Одно из направлений викторианского стиля недавно было названо адирондак, в память о том, что он формировался в горном районе с одноименным названием, расположенным в штате Нью-Йорк. По мере того как сеть железных дорог расширялась, а путешествие на поезде стало комфортным, все, кто мог себе позволить отдыхать летом, стремились отыскать нетронутые уголки природы, где горные ландшафты и нежаркое лето позволяли забыть о душной суете городов. В горах Адирондак строились коттеджи и лагеря для охотников и рыбаков. Хотя в конце XIX в. лагеря и базы начали разрастаться и становились все более комфортными, деревенский характер коттеджей сохранялся. Мебель в стиле адирондак делалась из ветвей деревьев (оставались даже сучки), искусно подобранных таким образом, чтобы получились скамьи, столы и стулья, в качестве декоративных элементов использовались ветки потоньше. Большие камины занимали центральное место в комнатах, обитых некрашеными досками.

Создававшиеся в горах «лагеря» с летними домиками часто были довольно роскошными, но в них намеренно сохранялась безыскусственность, добиться которой удавалось с помощью мебели и стильного дизайна, Камин из необработанного камня отделан грубо отесанными бревнами, из них сооружена и кровать. Фонарики, веера и всевозможные диковинки соответствуют викторианскому стилю. Лагеря с необычными названиями «Сосновый узел» и лагерь «Кедры» состояли из коттеджей и охотничьих домиков с грубо сколоченной мебелью, ковриками, затянутыми тканью стенами, охотничьими трофеями и масляными лампами.

Шекерский стиль

С вычурным викторианским стилем сильно контрастирует шекерский стиль, сложившийся в отгородившихся от окружающего мира сектантских общинах шекеров. Первые шекеры прибыли в Америку из Англии в 1774 г., спасаясь от религиозных преследований. Общины представляли собой деревни, построенные посреди возделываемых полей. Имущество принадлежало всем членам общины, но и трудиться для общего блага должны были все без исключения - упрощенная форма коммунизма. К 1800 г. возник целый ряд таких деревень. В больших домах женщины и мужчины проживали раздельно. Религиозные убеждения запрещали любые излишества и поощряли усилия, направленные на создание необходимых вещей. Шекерский стиль достиг своего наивысшего расцвета примерно в 1830 г. и просуществовал до конца викторианской эпохи.

Для шекерских интерьеров характерно полное отсутствие декора. Гладкие выкрашенные в белый цвет стены характерны для этого стиля. Полы из деревянных досок также покрывались краской, зачастую насыщенных цветов. Мебель - это очень простые скамьи, столы, стулья и шкафы, сделанные необычайно тщательно. На полах не было ковров, чтобы их легче было поддерживать в чистоте, вещи хранились в комодах; на деревянные гвозди, вбитые в стены, вешались шляпы и плащи. Ящики для хранения мелких предметов, корзины, чугунные плиты, часы и ткани отличались эстетизмом, хотя шекерские общины не придерживались никаких эстетических теорий и не придавали стилю особого значения. Хотя сейчас шекерских общин очень мало, несколько деревень, в том числе Хенкок, штат Массачусетс, Сэбетдэй-Лейк, штат Мэн, и Плезант-Вэллей, штат Кентукки, и сегодня сохранили свой неповторимый облик.

Шоу и возрождение стиля королевы Анны

Ричард Норман Шоу (1831-1912) за свою долгую карьеру создал много проектов в викторианском стиле. Его раннее творчество связано с неоготикой. Для загородных домов архитектор использовал фахверковые конструкции и каменную кладку (так называемый старый английский стиль); но примерно к 1870 г. он разработал более оригинальный стиль, который получил название «стиль королевы Анна». Он имел мало общего со стилем начала ХVIII в. Построенные в этом стиле загородные дома и лондонские особняки имели сложные планы. Красный кирпич и выкрашенные белой краской деревянные элементы - основные элементы фасада, окна большого размера в мелкую расстекловку. Очень популярными становятся эркеры.

В проектах присутствует намек на неоготику и голландский ренессанс, но в целом стиль Шоу уникален и неповторим. Интерьеры в его домах отличаются уютом и комфортом. Клиенты Шоу и он сам в своем доме заполняли комнаты в стиле королевы Анны картинами, мебелью и безделушками, которые были столь любимы в эпоху королевы Виктории.

Шоу также проектировал административные здания (самое известное Представительство Новой Зеландии в Лондоне (1871-1873)), банки и церкви. Новое здание Скотланд-Ярда, Лондон, было построено по проекту Шоу в 1887-1890 гг. Церкви Шоу построены в стиле неоготики, который практически не отличим от средневекового стиля. Загородные дома Шоу обычно имели хаотичный план, комнаты располагались, исходя из соображений удобства и наружного вида; некоторые отличались большими размерами. Шоу держался в стороне от направления «Искусства и ремесла», подчеркивая пропасть, которая разделяла его стиль королевы Анны и эстетическое движение. В конце своей карьеры Шоу обратился к классицизму предвосхитив негативное отношение к викторианскому стилю в XX в.

Фернесс

Творчество архитектора из Филадельфии Фрэнка Фернесса (1839-1912) не имело отношения к какой-либо определенной архитектурной школе или течению. Его стиль можно назвать уродливым, но его отличает мощь и оригинальность, а идеи заимствованы из неоготики, викторианского деревянного стиля, стиля шингл и движения «Искусства и ремесла». Фернесс очень много работал, среди его проектов церкви, вокзалы, банки и частные дома. На первом этаже в построенном им здании пенсильванской Академии изящных искусств (1871-1876) располагается художественная школа, а на втором выставочные залы. В главном вестибюле, который в настоящее время восстановлен, которому возвращены первоначальные цвета, используются великолепные железные перила, осветительные приборы на длинной ножке, рельефные орнаменты на стенах, оригинальные приземистые колонны, характерные для стиля Фернесса, и стрельчатые арки. Библиотека университета Пенсильвании (1888-1891), сейчас носящая название Фернесс-билдинг, выглядит еще более оригинально. Стены сложены из камня и кирпича. Сложные детали арок и огромный камин с часами над ним имеют необычную форму и украшены резьбой.

Наверх ведет сложная по дизайну лестница из металла. В жилых домах и других небольших зданиях, построенных по проектам Фернесса, много необычных декоративных украшений из дерева, камня и плитки. Когда в начале XX в. вкусы американцев изменились, постройки Фернесса, вызывавшие неоднозначные суждения еще в момент их создания, стали объектом критики и даже ненависти. Однако это не помешало ему сотрудничать с Луисом Салливаном и оказать влияние на его творческое становление, а его творчество изучали и ценили такие архитекторы, как Луис И. Кан и Роберт Вентури.

Более века назад в Великобритании сложился стиль, отразивший целую историческую эпоху и ставший эталоном элегантности и хорошего вкуса.

Гостиная в викторианском стиле – тому подтверждение. Она была и остается центром маленькой вселенной под названием «английский дом», является квинтэссенцией этого стиля в дизайне интерьеров.

Королева Виктория правила почти 64 года (1837-1901). Это одно из самых длительных правлений в истории человечества. Правда, другая английская королева – Елизавета II – уже обошла венценосную предшественницу и находится на троне 65 лет. Только вряд ли годы, пришедшиеся на правление Елизаветы II, назовут «елизаветинской эпохой» (тем более что такая эпоха уже есть), а вот о «викторианской эпохе» знают все.

Для Великобритании правление королевы Виктории – это бурное развитие науки и техники, рост экономики, промышленная революция и обретение статуса ведущей мировой державы. Великобритания той поры владела половиной мира, ее колонии находились во всех частях света.

Все это богатство получило воплощение в роскошном и сдержанном, чисто английском и эклектичном, консервативном и элегантном викторианском стиле. Англичане считают, что этот стиль выражает торжество прагматизма и рационализма, столь характерных для их национального характера. Викторианский стиль был призван демонстрировать стабильность и основательность, достаток и хороший вкус.

Особенности викторианского стиля:

  • эклектизм, стилистическая пестрота. Колониальное прошлое наложило существенный отпечаток на эстетику викторианского стиля: в нем переплетаются мавританский, китайский, индийский и другие этнические стили. В нем присутствуют элементы и исторических стилей: готики, барокко, рококо;
  • боязнь пустоты - стремление заполнить свободное пространство всевозможными, в том числе и ненужными предметами и безделушками;

  • обилие натуральных материалов, особенно дерева. Это также связано с колониальной экспансией Великобритании: с развитием мореплавания и расширением торговых связей в страну стала поступать древесина самых разных сортов. Самым популярным было красное дерево. Его отличает прочность, глянцевость и отличные производственные качества.

На заметку! В основном интерьеры в викторианском стиле предпочитают ценители старины, традиций и стабильности.

В таких интерьерах уютно и комфортно, а их основательность, богатство и качественность убранства придает им торжественность и респектабельность.

Что такое гостиная в английском доме

По сути, гостиная в викторианском стиле – это воплощение представлений о комфорте, которые стали формироваться в английском обществе с первой половины XIX века.

Средний класс богател и уже мог позволить себе аристократическую роскошь. Появилась еще одна ценность – комфортная жизнь, и гостиная стала той комнатой, в которой больше всего чувствуется дух комфорта. Именно здесь, а не в спальне, создавалось самое комфортное и роскошное пространство дома.

Английский поэт-романтик Роберт Саути говорил, что гостиная – это гордость англичанина, признак его достатка. В отличие от спальни или ванной, гостиная не несла определенных функций. Ее главное назначение – произвести впечатление на гостей, продемонстрировать высокий социальный статус хозяина дома.

Помимо демонстрации достатка гостиная служила выражением хорошего вкуса хозяев. К ее убранству относились с особой тщательностью. Приобретение предметов домашней обстановки приравнивалось к высокому искусству.

На заметку! Центральные элементы, вокруг которых вращается жизнь в гостиной, – это камин и стоящее напротив него кресло.

До появления центрального и водяного отопления камин был главным источником тепла. Он до сих пор остается олицетворением уюта и спокойствия в доме.

Камин всячески украшали:

  • облицовывали мраморными и деревянными панелями;
  • на специальную каминную полку ставили подсвечники, часы; размещали на ней милые сердцу безделушки: табакерки, вазы с цветами, различные статуэтки, позже – фотографии в рамках.

Большое, массивное кресло рядом с камином – еще один ключевой элемент интерьера гостиной. Когда-то в нем мог сидеть только хозяин дома. Остальные домочадцы были вынуждены стоять около него. Такое кресло отличает широкая и очень высокая спинка, прекрасно защищающая голову и шею от сквозняков. Конечно, со временем в гостиной появились другие предметы мебели, но кресло все равно остается самой статусной вещью в интерьере комнаты.

Немыслима гостиная в викторианском стиле и без диванов. Заимствованные у арабов диваны позволяли дамам сидеть в естественной, непринужденной позе, что способствовало приятной светской беседе.

Цветовое решение и отделка викторианской гостиной

В викторианскую эпоху предпочитали такие насыщенные тона, как:

  • красный;
  • фиолетовый;

  • бордовый;
  • темно-зеленый;

  • лиловый.

Для того чтобы не возникло ощущение мрачности помещения, в интерьере современной гостиной в викторианском стиле используется контрастная цветовая гамма: при ярких стенах следует отдавать предпочтение мебели, выполненной в спокойных тонах. Если же мебель темная, то стены должны быть светлыми. В интерьере гостиной хорошо сочетаются теплые оттенки золотистого, коричневого, кирпичного цвета с прохладным голубым, серым, белым, зеленым тоном.

Для напольного покрытия можно использовать паркет из натурального дерева, ламинат, ковролин, керамическую плитку. На полу очень органично будет смотреться большой ковер с восточными узорами. Ковер можно сочетать с рисунком на обоях или обивкой мебели.

Важно! Окна в викторианской гостиной ни в коем случае не должны быть закрыты жалюзи или ставнями.

Должны быть только плотные шторы из дорогих тканей в сочетании с легким кружевным тюлем.

В викторианскую эпоху стены отделывали деревом и тканью. Бумажные обои были признаком дешевизны и плохого вкуса. Однако сейчас при отделке интерьеров в викторианском стиле широко используются обои со сложными рисунками и имитацией барельефов. В гостиной отлично смотрятся и деревянные панели с нарядным орнаментом.

Предметы интерьера и декора

Традиционная викторианская мебель была темная и массивная, но современные домовладельцы предпочитают мебель более светлых тонов. В любом случае мебель должна быть сделана из качественного материала.

В гостиной могут находиться несколько мягких кресел и диванов, выполненных с элементами различных стилей, кожаных или обитых разными тканями. Украсит гостиную и изящный стол с изогнутыми ножками.

Совет: необходимо организовать хорошее освещение. Для этого следует использовать напольные и настенные светильники, лампы в традиционной греческой или римской стилистике.

В викторианской гостиной вполне уместны следующие предметы декора:

  • декоративные подушки;
  • напольные часы;

  • фарфоровые статуэтки;
  • зеркала;

  • картины;
  • тканевые абажуры;

  • фотографии в рамках;
  • небольшие статуи;

  • свечи в подсвечниках;
  • книжные полки и стеллажи со старинными книгами;

  • глобусы, карты и другая морская атрибутика.

Чтобы не производить впечатления захламленности, комната должна быть просторная и желательно с окнами, выходящими на солнечную сторону.

Гостиные в викторианском стиле, фото которых можно увидеть во многих глянцевых журналах, посвященных дизайну интерьеров, и как иллюстрации к этой статье – замечательный пример живой истории и связи времен. Из двух составляющих ее изначального предназначения – комфорт и демонстрация достатка – современная гостиная отдает предпочтение уютной элегантности, оставаясь при этом роскошной и респектабельной.

Мне нравится

Викторианский стиль – один из наиболее ярких образчиков интерьерного дизайна, передающий истинный дух Старого света, его мудрую сдержанность, тонкий вкус, величие геральдических линий и вместе с тем радушие и умиротворяющее спокойствие семейного дома с кучей личных вещей и безделушек.

Сочетание аристократичных форм, насыщенных цветов и экзотических декоров создает уникальную эстетику пространства, а простота и доступность используемых материалов уже давно сделала викторианский стиль одним из наиболее востребованных интерьерных решений.

Возникновение и развитие викторианского стиля связано с Англией эпохи правления королевы Виктории (1839-1901 гг.). Благодаря столь значительному периоду формирования стиля его эстетика отличается гармоничной сбалансированностью цвета, пространства и формы, которой может похвастаться далеко не каждый современный стиль. Блистательный рококо, известный своей гротескной роскошью, принято считать основой викторианского стиля, который, несмотря на столь значительное влияние, избежал помпезности и рафинированной эстетики, превратившись в самобытный и очень яркий стиль с этническим влиянием и экзотичными нотками. В наши дни именно викторианский стиль чаще всего имеют в виду, упоминая о традиционном английском интерьере.

Викторианский дом — доступная роскошь

В основе викторианского стиля изначально лежало стремление к изысканности формы, реализованное с помощью доступных средств и элементов. Начавшееся в середине 19 века массовое производство мебели и интерьерных аксессуаров, имитирующих дорогие предметы ручной работы, сделало воспроизведение роскошного интерьера доступным для среднего класса, благодаря чему и произошла столь стремительная популяризация викторианского стиля. Значительное влияние на его формирование оказал и колониальный характер государственного устройства Англии – экзотические ткани, оригинальные украшения и аксессуары, привезенные из Японии, Индии и Китая обогатили палитру викторианского стиля, расставив яркие акценты.

В наше время дом викторианской эпохи с сохраненным подлинным интерьером является истинным произведением искусства и продолжает радовать своих хозяев изысканностью европейского стиля, качеством отделочных материалов, роскошной мебелью ручной работы и, конечно же, экзотическими аксессуарами. Однако применение стиля в чистом виде доступно далеко не каждому и, как правило, является привилегией людей состоятельных. Кроме того, подобная верность традициям делает затруднительным применение многих современных технологий отделки и дизайна, уже давно ставших неотъемлемой частью нашего интерьерного пространства.

Продуманная функциональная планировка, качественное разноплановое освещение, новые типы материалов и цветовых решений, мощная и производительная бытовая техника – все это должно быть грамотно вписано в интерьер современного человека. Таким образом, для городского интерьера применение современной адаптированной вариации викторианского стиля представляется более разумным и удобным решением. Современный викторианский стиль прекрасно сочетается с ультрамодным минимализмом, при этом нисколько не утрачивая своей аристократичной притягательности. Применение подобного сочетания стилей в интерьере достаточно большой площади является одним из наиболее изысканных дизайнерских решений нашего времени.

Пространство и планировка

Классический викторианский стиль предполагает строгое зонирование интерьерного пространства, которое можно выразить формулой: «для каждой цели – своя комната». Гостиная, столовая, библиотека, рабочий кабинет, бильярдная – многочисленные комнаты были когда-то частью любого аристократичного дома. Дверные проемы, перемежающиеся с небольшими комнатами, являли собой символ педантичной основательности английского стиля. Подобный метод планировки создавал теплую атмосферу уюта старого семейного дома. Эта особенность викторианского интерьера подчеркивалась многочисленными картинами и фотографиями на стенах, которые размещались таким образом, чтобы количество незанятого пространства было минимальным. Если же свободное место все же оставалось – оформление интерьера считалось незаконченным.

Сегодня же городской интерьер, напротив, уделяет значительное внимание свободе, во всех ее смыслах. В современном викторианском стиле появляется больше незанятого пространства с нарочито отсутствующими элементами. Зонирование уже не такое жесткое: все чаще для разделения функциональных областей применяются визуальные приемы: зонирование с помощью контрастной отделки, разнопланового освещения, а также гармоничное разделение зон шторами, небольшими выступами или мебелью.

Традиционная цветовая гамма

При составлении цветовой схемы применяются два основных принципа:

  • Принцип перехода цвета: выбор цветовых решений соседствующих элементов отделки или же интерьерных зон осуществляется в порядке их расположения в цветовой палитре (на цветовом круге). Таким образом — цвета как бы плавно перетекают друг в друга;
  • Принцип контраста: подбор цветов выполняется на основе их контрастного различия.

Традиционными викторианскими цветами являются: насыщенные бордовый, изумрудный, серый и золотисто-желтый. Утонченные оттенки нежно-зеленого чайного листа, желтого ромашкового и нежно розового по-прежнему актуальны и притягательны. Хороший визуальный эффект дают различные оттенки светло-бежевого, серого и насыщенного коричневого цветов. Синий цвет, хотя и является «царственным» — в викторианскую эпоху еще не был доступен для интерьерного применения, и поэтому при воспроизведении подлинных классических интерьеров его, как правило, не применяют.

Высокие потолки — еще один характерный признак традиционного викторианского дома — дают возможность установить окна существенно большего размера, что в свою очередь открывает путь к использованию в отделке и декорировании интерьера более насыщенных темных оттенков, в то время как в помещении с потолками стандартной высоты рекомендуется все-таки применять более светлые цветовые оттенки.

В современном викторианском интерьере возможно использование более ярких оттенков красного и синего — для создания акцентов, однако классическая цветовая основа при этом должна сохраняться. Черный цвет необходимо использовать с осторожностью — в небольшом количестве он дает весьма эстетичную визуализацию, особенно в сочетании с благородными золотыми и серебряными декоративными фактурами.

Отделка интерьера в викторианском стиле

Для отделки интерьера в классическом викторианском стиле характерна выраженная эклектичность – при оформлении отдельных комнат часто используются совершенно непохожие материалы, цвета и принципы декорирования. В современных интерьерах, использующих свободное зонирование (без конструкционного деления на комнаты), подобные контрасты должны применяться с осторожностью — чтобы не разрушить целостность жилого пространства.

Одним из наиболее популярных отделочных материалов английского интерьера является дерево. Его доступность, экологичность и простота обработки позволяют применять древесину для отделки практически любой интерьерной зоны. Резные панели на стенах и потолке, широкие плинтуса, наличники и, разумеется, паркет — традиционные компоненты классического викторианского дома. Присутствие благородного красного дерева, несомненно, украсит любой английский интерьер, однако применение имитации также будет вполне оправданным.

Излюбленные металлы викторианского стиля — латунь, олово и чугун — используют для отделки функциональных элементов и декоративных аксессуаров: кранов и ванных, светильников, мебели, кронштейнов, решеток камина и т.д. Добавление благородных металлов в интерьер вполне оправдано, но не является обязательным правилом.

Отделка стен

В 1840 году запуск промышленного производства бумажных обоев ознаменовало собой начало новой эры отделочных технологий. Доступность и практичность обоев, а также невероятное разнообразие фактур и цветов быстро сделали их традиционным отделочным материалом любого викторианского дома. При выборе полотен следует избегать монохромности — используйте рисунки или орнамент. Прекрасно подойдут аскетичные полосы, классическая клетка, стилизованные орнаменты в виде листьев и цветов, а также геральдические узоры.

Конечно же, говоря о викторианском интерьере, нельзя не упомянуть еще одно уникальное покрытие. Технология тиснения, изобретенная Фредериком Уолтоном в 1863 году легла в основу изготовления плотного эластичного полотна с рельефной фактурой, которое можно было подвергать окрашиванию. Материал получил название Lincrusta (Линкруста) и очень быстро обрел популярность, которая не угасает и по сей день.

В наши дни обои Линкруста применяются для отделки стен и потолков в интерьерах премиум-класса. Наиболее ярким примером использования материала служит отделка Букингемского дворца. Различная глубина тиснения, а также возможность применения художественной росписи придают фактуре полотна особую изысканность, а высокая прочность материала в сочетании с возможностью восстановления его внешнего вида простым окрашиванием позволяют использовать обои для отделки стен коридоров и гостиных. Очень часто Линкруста используется для отделки только нижней (цокольной) части стен, наиболее сильно подверженной внешним механическим воздействиям.

Для формирования художественных акцентов применяются панно с декоративной фактурой, рельефом либо росписью. Античные элементы (колонны, капители, арки, балюстрады и т.д.) могут применяться для декорирования отдельных зон, к примеру — зоны камина.

Пол и потолок

В викторианском интерьере высокие потолки играют еще одну важную роль, позволяя производить эффектное деление поверхности стен на верхнюю (потолочную) и нижнюю (цокольную) зоны. При этом для отделки цокольного и потолочного фрагментов часто применяется метод цветового контраста. В качестве декора используется широкий цокольный плинтус. Потолочный декор как правило, более светлый и также достаточно широкий, он может быть украшен барельефом, либо цветным орнаментом.

В качестве традиционной отделки высокого потолка применяются кессоны — ячеистые конструкции из дерева или окрашенного полиуретана (античная техника). Гармоничным дополнением такого стиля станет акцентированное применение классических венецианских штукатурок с глянцевым аспектом, фресок или обоев в пастельных тонах.

Пол покрывают паркетом или паркетной доской с простыми геометрическими узорами. Для зон с повышенной нагрузкой используется глянцевая керамогранитная плитка большого формата.

Окна и двери

Применение легких деревянных рам с изящными переплетами и аналогичных по стилю межкомнатных дверей придаст Вашему интерьеру подлинное очарование английского стиля, который прекрасно дополнят классические портьеры с аристократичными складками, невесомые полупрозрачные гардины и ламбрекены.

Использование живых растений

Поскольку природные мотивы и натуральные материалы очень характерны для викторианского стиля — вполне очевидно, что живые растения как нельзя лучше дополнят стилевую концепцию подобного интерьера. Растения, как правило, размещают непосредственно на полу или на небольших подставках при этом предпочтительно использование больших керамических горшков со сложными геометрическими узорами. Имейте в виду, что горшки не должны быть слишком яркими — применяйте либо темные, либо пастельные оттенки.

Мебель — основа викторианского стиля

Мебель в викторианском интерьере играет одну из определяющих ролей, чаще всего являясь наиболее дорогостоящим его компонентом. Конечно же, от присутствия мебели ручной работы, изготовленной из благородных сортов древесины, Ваш интерьер только выиграет, однако не забывайте, что изобилие роскоши не являлось краеугольным камнем викторианского стиля даже в эпоху его формирования и тем более не является таковым в наше время.

Как мы уже знаем, одной из основополагающих черт викторианского стиля является доступность интерьерных решений. Ведь именно благодаря низкой стоимости применяемых отделочных материалов и технической простоте их использования этот стиль приобрел свою огромную популярность.

В современном дизайне применение качественных имитаций не только не портит общую стилевую концепцию, но напротив — часто делает ее более самобытной и притягательной. Если же средства позволяют — мебель и аксессуары, изготовленные из красного дерева, ореха или акации, несомненно, сделают Ваш интерьер подлинным образцом аристократичного английского стиля.

Мебель викторианского интерьера отличается своей функциональностью. Будь то традиционный обеденный стол или же изящная коробка для сигар — предмет никогда не появятся в интерьере только лишь для его украшения и обязательно будет иметь свой практический смысл. Что же касается дизайна — предпочтение следует отдать мебели классической формы, с ярко выраженной древесной фактурой. Для отделки мебели применяются качественные натуральные ткани, которые могут эффектно декорироваться узорной вышивкой.

Освещение интерьера

Схема освещения викторианского интерьера, как правило, классическая. Центральным элементом является большая потолочная люстра, украшенная рельефами и узорами. Для подсветки отдельных зон применяются торшеры и бра с тканевыми абажурами классической прямоугольной или округлой формы. Настольные лампы с монолитным корпусом на объемной подставке не только осветят Вашу рабочую зону, но и украсят ее, подчеркнув стабильность и основательность английского стиля.

Идеи и аксессуары

Одной из ярких особенностей декорирования викторианского интерьера является размещение на стенах помещений многочисленных фотографий, картин и репродукций. Использование фото-композиций из рамок небольшого формата поможет создать уютную атмосферу обжитого семейного дома, которую подчеркнет классический большой напольный ковер со сложным вышитым узором.

В современных викторианских интерьерах часто применяются тонкие ковры небольшого размера с минималистичными рисунками, их, как правило, размещают в центральной зоне (гостиной), либо непосредственно у дивана. Художественные полотна и зеркала, обрамленные массивным резным багетом послужат контрастным акцентом, подчеркнув аристократичность интерьера и статус его обладателей.

Энтические аксессуары — скульптуры, вазы, графика, а также предметы ремесел и культов различных народов, размещаются на массивных полках, большое количество которых также свойственно викторианскому функционализму. Изящные плетеные шнуры с кисточками могут не только украшать мебель, но и служить функциональными элементами — управлять светом, перемещением штор и т.д.

Присутствие бытовой техники в классическом викторианском интерьере маскируется декоративными фасадами и глубокими нишами. Что же касается современных городских интерьеров — в них техника может быть вполне удачно вписана в пространство, достаточно лишь обеспечить ее правильное сочетание с общей стилевой концепцией, выбрав оптимальный цвет, форму и тип покрытия корпусов.

Каминная зона в викторианском доме изначально была скорее необходимостью, нежели эстетическим изыском. В современной Англии и сегодня существуют проблемы с обогревом помещений, связанные с высокой стоимостью теплоносителей. Таким образом, в этническом английском интерьере зона камина по-прежнему весьма актуальна. Что же касается российской интерьерной практики — гораздо более целесообразным является применение декоративной каминной зоны, которая занимает значительно меньше площади, не требует сложного инженерного вмешательства и, что наиболее существенно — позволяет применять гораздо более широкий спектр декоративных решений.

Такой «псевдокамин» может иметь функцию декоративного пламени (реализуемую с помощью световых эффектов или же экологичных спиртовых горелок), либо же, не имея ее — быть просто оригинальной интерьерной инсталляцией. В этом случае ниша заполняется вазами с сухими цветами, скульптурами, либо иными функционально-декоративными элементами. Для отделки традиционной каминной зоны применяются изразцы, каменная или клинкерная плитка, мрамор и декоративные штукатурки. Отделка же инсталляции, как и ее форма может быть абсолютно любой.

Если же в Вашем интерьере присутствует большая лоджия, балкон или терраса — ее декорирование может стать эффектным дополнением традиционного английского стиля. Деревянная мебель, элегантные тканевые торшеры, бра с коваными опорами и, конечно же, клумбы с растениями, украшенные замысловатыми узорами и лепниной, будут небольшим, но ярким намеком на аристократичный английский парк.

Диалектика классического викторианского стиля

Со временем с классической викторианской концепцией произошло то, что неизбежно случается с каждым востребованным стилем — она разделилась на направления, впитав в себя характерные элементы других не менее актуальных стилей эпохи.

Мужской викторианский стиль

Так, в классическом викторианском интерьере может прослеживаться ярко выраженное влияние готики. Кованые решетки, мебельные ручки, опоры и бра; массивные дубовые столы, стулья и платяные шкафы, а также гигантские гобеленовые полотна — все это принято считать атрибутами так называемого «мужского» стиля. Для отделки больших комнат (гостиных и залов) в подобных интерьерах нередко применяется природный камень и грубые фактурные штукатурки.

Женский викторианский стиль

В противовес брутальному готическому направлению, выраженное влияние рококо с изобилием вышивок, филиграней, инкрустаций драгоценными камнями и изящных форм принято считать признаком «женского» типа викторианского интерьера, в котором неизменно присутствует большой будуар и множество живых цветов.

Когда мысленно переносишься в старую добрую Англию, первое, что вспоминается – это роскошь красивейших старинных дворцов и фамильных замков.

Из истории…

Изысканный викторианский стиль, который сформировался во второй половине XIX века в годы царствования английской королевы Виктории, всегда подчеркивает прекрасный эстетический вкус владельцев, а также их респектабельность и стабильность во всех сферах жизни.

Именно во время правления королевы Виктории буржуазия начала активно богатеть, благодаря имеющимся колониям и стремительному развитию промышленности, и, как следствие, у нее появилась замечательная возможность окружать себя дорогими предметами роскоши. Англичане стали много путешествовать. В многочисленных поездках они соприкасались с различными экзотическими культурами Востока, с удовольствием приобретали понравившиеся этнические предметы искусства и обихода, которыми с любовью украшали свои дома на родной земле.

В итоге, помимо классических канонов, эклектика, являющаяся характерной для викторианского стиля, частично соединила в себе элементы экзотики (китайский и индийский стиль), готики и рококо.

Характерные черты стиля

Для интерьера в викторианском стиле характерным считается деконструктивизм: каждую комнату декорируют в определенном стиле. К примеру, готический стиль выдерживают при оформлении библиотеки, а будуар (дамскую комнату) оформляют в стиле рококо.

Декорирование, меблировка и отделка комнат ценными породами дерева и дорогим текстилем подчеркнуто демонстрируют статус и уровень достатка владельца знатного дома. В викторианском интерьере практически все материалы и антикварные аксессуары, используемые при оформлении комнат, не могут подлежать замене более экономичными вариантами. Все обязательно должно выглядеть дорогим и надежным.

Далеко не каждый человек готов нести столь высокие расходы для дорогостоящего оформления своего дома, но деятели искусства, политики, бизнесмены и другие состоявшиеся люди, ценящие старину и традиции, с радостью отдают предпочтение великолепию викторианского стиля:

  • изысканному сочетанию безупречного качества со старинными традициями;
  • вертикальным, вытянутым формам элементов дома;
  • готическим и арочным окнам;
  • применению в интерьере прямых и дугообразных линий;
  • массивным прямоугольным дверям с эффектной латунной отделкой;
  • тяжеловесной мебели из дуба, ореха или красного дерева;
  • витиеватой лепнине на потолке;
  • замысловато-сложным узорам на карнизах;
  • дорогим картинам (пейзажам и сюжетным зарисовкам, портретам);
  • старинным настенным часам;
  • тщательной отделке многочисленных деталей.

Камин из гранита, огороженный металлическим заборчиком, является центральной, неотъемлемой частью гостиной комнаты, которая всегда является предметом гордости англичан.

Для англичанина книга священна. Поэтому наличие в доме библиотеки, большого количества полок и стеллажей, обильно заставленных книгами, также является обязательным.

Также характерным для викторианского интерьера является обилие комнатных растений, которые обычно группируют на полу в одном из углов комнаты. Горшки подбирают, как правило, глиняные, однотонные, гармонирующие с цветовым решением убранства комнаты.

Изобилие ваз, ширм, шкатулок, пуфиков, пепельниц из дорогих металлов и камней, кабинетные наборы (подставки для карандашей и ручек), зеркала в полный рост, окаймленные красивыми рамами, подобно картинам, – все это вы наверняка увидите в подлинном викторианском интерьере.

Важную роль играют балдахины, шторы и покрывала. В оформлении комнат используются наилучшие портьерные ткани, искусно задрапированные и украшенные бахромой или тесьмой с помпонами. Тяжелые портьеры должны обязательно сочетаться с легкими кружевными тюлевыми занавесками.

Цветовая гамма

Викторианский стиль всегда предполагает гармонию, уравновешенность и симметрию. В таком доме все вокруг пронизано чувством меры, несмотря на одновременную насыщенность.

Как правило, мебель подбирается либо светло-коричневого цвета, либо темных красно-коричневых оттенков. И, соответственно, остальные элементы декора будут подобраны от бледно-розовых, сиреневых (лавандовых), нежных миндальных тонов в случае светлой меблировки и до красно-коричневых цветов для мебели из красного дерева или дуба.

Особенный изыск дорогому интерьеру придает позолота, инкрустация драгоценными камнями и металлами, а также драпировка в красно-рубиновых либо изумрудно-зеленых тонах.

Оформление стен тканью или обоями в полоску, либо с нежным рисунком распустившихся роз, реалистично нарисованными животными и птицами – все это является неотъемлемой частью викторианского интерьера. Зачастую стены оформляют обоями со сложным, необычным орнаментальным объемным рисунком, напоминающим барельеф.

В наши дни очень популярны обои производства Британии, имитирующие ткань, на которых изображены кленовые, дубовые, березовые листья, папоротник, либо лесные цветы и ягоды.

Поверх обоев крепятся панели, выполненные из ценных пород дерева, размером вполовину или в треть высоты стен комнаты. Такие панели не имеют резьбы, но украшаются нарядным орнаментом. Ни в коем случае панели нельзя покрывать лаком, так как викторианскому интерьеру чужд глянцевый блеск.

Картины с живописью, как правило, подвешивают на специальные рейки, изготовленные из той же породы дерева, что и панели.

Интересно, что необычное сочетание шотландской клетки с цветочным орнаментом прекрасным образом вписывается в изысканный английский стиль.

Оформление пола

Паркет, выполненный из натуральной породы деревьев, является также характерным для оформления пола в английском зажиточном доме. Но в качестве напольного покрытия может также служить плитка с оригинальным узором или орнаментом.

Интерьер викторианской эпохи можно охарактеризовать как роскошный, уютный и одновременно сдержанный, строгий. Но, несомненно, одно – данный стиль интерьера является дорогим удовольствием, которое по силам лишь состоявшимся и солидным людям.

Фото

Видео

Еще несколько примеров оформления интерьеров в прованском стиле вы можете увидеть, посмотрев видеоролик: