Дом в английском стиле тюдоров. Проекты домов в английском стиле

Фахверк и Тюдоров стиль irenka2501 wrote in October 28th, 2012

На нашем кулинарном форуме, где мы делимся не только кулинарными рецептами, но и общаемся на разные темы, возник вопрос: стиль тюдоров и фахверк - это одно и то же или нет? И решили этот вопрос разобрать в моём жж, чтобы не нервировать лишний раз наших модераторов флудом:)
Подняв свои все лекции по различным дисциплинам, проштудировав Энциклопедию по Истории Искусств и хорошенько пролопатив Интернет, я постараюсь объяснить почему между этими понятиями нельзя ставить знак равенства. Получилась целая статья.


Итак, начнем с фахверка и постараемся разобраться что же это такое.

Фахверк тип строительной конструкции , при котором несущей основой служит пространственная секция из диагональных (под различным углом) балок из древесины хвойных пород. Эти балки видны с наружной стороны дома и придают зданию характерный вид; пространство между балками заполняется глинобитным материалом, кирпичом, иногда деревом.

Фахверковые дома имеют жёсткий несущий каркас из стоек (вертикальных элементов), балок (горизонтальных элементов) и раскосов (диагональных элементов), которые и являются основной отличительной особенностью конструкции фахверка.

Наиболее древним из дошедших до нас деревянных зданий каркасной конструкции является храм в Японии, построенный из кедра свыше 1300 лет назад. Вообще, каркасный метод в этой стране использовался довольно широко, в частности, для строительства крепостей.
Японский храм в Киото:

В Европе особое развитие каркасного строительства пришлось на позднее средневековье и получило широкое применение в виду своей экономичности и возможности использования подручного материала. Пространство между элементами каркаса заполнялось смешанными с глиной камышом, ветками, соломой или различным строительным мусором; полученные панели штукатурились, при этом сам каркас обычно оставлялся на виду. Элементы каркаса визуально расчленяли белые стены и придавали облику зданий особую выразительность, которая стала главной архитектурной особенностью фахверка. Наиболее богатые горожане заполняли межкаркасное пространство деревянными резными панелями.

Теперь обратимся к стилю Тюдоров.

Стиль Тюдоров (Tu-dor style) - особый тип бри-танской архитектуры , ко-торый привил декоратив-ные элементы Возрожде-ния перпендикулярному готическому стилю между 1485 и 1558 годом. Характерными внешними особенностями тюдоровско-го стиля, используемого в светской архитектуре, являются щедрое использо-вание деревянно-кирпич-ных работ; многочислен-ные группы прямоуголь-ных окон; богатые окна с нишами и пролетами; сложные крыши с множе-ством фронтонов; интерес-ные и иногда фантастичес-кие образцы дымоходов; большое количество кир-пичной кладки, часто с ор-наментом.

Примерами стиля Тюдор могут служить некоторые части дворца Хэмптон Корт (начиная с 1515 г.) и здания некоторых колледжей в Оксфорде и Кэмбридже.

дворец Хэмптон Корт

Возродившееся кирпичное строительство получило широкое распространение, а хлынувший поток протестантов из Германии и Фландрии привнес свои традиции и веяния. Появились удивительные сооружения, примером которых служат поместья Лейер-марни, Уоллатон-холл, Лонглит-хаус и другие.

Уоллатон-холл

Лонглит-хаус

Типичное тюдоровское поместье - кирпичное или каменное, с надвратной башней. Вход во внутренний дворик через широкую низкую арку (арку Тюдоров), по бокам часто строили восьмиугольные башни. Часто над входом находится большой фамильный герб, т.к. многие семьи лишь недавно приобрели аристократический статус и хотели его подчеркнуть. Крыша часто почти сплошь застроена декоративными башенками и трубами. Замки к тому времени были уже не нужны, так что укрепления - башни, высокие стены и т.п. - строили чисто для красоты.

Лейер-марни

Параллельно с кирпичным строительством широкой популярностью продолжал пользоваться фахверк, который в эту эпоху приобрел свой уникальный облик. Буйство декора, использование кирпичной кладки, сочетание разных материалов отличает тюдоровский дом от построек того же типа, предшествующих эпох. Одним из примеров такого фахверка могут служить Мортон-олд-холл, Солмсбери-холл.

Мортон-олд-холл

Солмсбери-холл

Подводя итог всему написанному: фахверк - это не стиль, это тип строительной конструкции, который получил широкое распространение в северной части Западной Европы и на который оказали влияние местные особенности и материалы, исторические стили (Готика, Ренессанс, их сочетание) и личный вкус мастеров и заказчиков. Именно поэтому фахверковые дома Германии так не похожи на фахверк во Франции или Англии. Да что там страны, даже внутри одного города при более пристальном рассмотрении порой можно видеть абсолютно разные по стилю фахверковые дома, которые объединяет использование одинаковой каркасной конструкции, которая и придает целостность старинной городской застройке и не дает одному стилю господствовать над другим.

Фахверковые дома в Германии

Старые проекты английских домов хронологически самые старшие, по площади они намного меньше чем Тюдоровские дома появившиеся в конце XV века, и тем более больших загородных Георгианских и Викторианских коттеджей, и сильнее всего перекликаются со средневековым стилем. Обычные характеризуются крутой скатной крышей с кросс-фронтонами, большими каменными или кирпичными дымоходами в передней части дома, и небольшими оконными проемами двухстворчатых окон. Входные группы часто представляли собой фронтоны с заваленной крышей, которая была крутой и прямой с одной стороны и тщательно изогнутой с другой. Дверные проемы арочные либо полукруглые, богато украшенные фурнитурой и наружным освещением.

Архитектурные особенности старинных английских проектов

  • Крыша — крутая, скатная со сложными пересекающимися фронтонами
  • Покрытие крыши из натуральной глиняной черепицы, желательно старой — с лишайником или мхом
  • Массивный доминирующий дымоход
  • Детали могут включать в себя фахверк и узкие окна с деревянными ставнями
  • Отделка — натуральный или искусственный камень, грубые штукатурка и дерево

Дома в стиле Тюдор

Дома в стиле Тюдор считаются следующим шагом в архитектуре английских коттеджей. Тюдоровские дома обычно являются комбинированными - т.е. первый этаж проектируется из кирпича или камня, второй этаж мансардного типа, как правило выполняется по фахверковой технологии либо с декоративными накладками из бруса. Крыши в домах стиля Тюдор крутые, скатные, с тонко расклешенными изгибами на карнизах, окна высокие и узкие. Тюдоровские дома как и старо-английские, имеют массивные печные или каминные трубы, но они уже не выставляются на передний план и располагаются сбоку или позади дома. Предлагаем ознакомиться с готовыми проектами Тюдоровских домов, либо осуществить индивидуальное проектирование загородных коттеджей, тщательно спланированных и функциональных, в соответствии с вашими пожеланиями.

Георгианские дома

Георгианский стиль а архитектуре возник в Англии в начале XVIII века и развивался между 1720 и 1840 годами. Дома в английском георгианском стиле очень легко отличить от остальных английских проектов - они характеризуются точными пропорциями и балансом.

Характерные особенности георгианской архитектуры

  • Обычно имеют прямоугольные симметричные формы, окна и двери отцентрованные на переднем фасаде.
  • Самыми часто используемыми строительными материалами является простой глиняный кирпич темных или светлых оттенков.
  • Георгианские дома в основном двухэтажные, но можно спроектировать и мансардный проект, либо одноэтажный .
  • Крыша как правило темная.
  • Цвета неброские — различные оттенки красного и бордового, иногда серый.
  • Как любой английский дом, георгианский проект обязан иметь камин. В отличии от более ранних, тут уже можно обойтись без пристроенного сбоку дымохода.

Английские проекты в викторианском стиле

Викторианский стиль архитектуры процветал целое столетие - с 1810-х до начала 1910-х годов, но актуален и сегодня. Особенно распространен в сельской местности и пригородах больших городов США. Дома в этом стиле имеют асимметричный фасад, крутую крышу, эркеры и башни украшенные шпинделями или резьбой, крылечки со столбами и просторные крытые террасы либо веранды - с декоративными перилами.

Фронтоны визуально выделяются на фасадах. Отделка английских коттеджей в викторианском стиле оформляется гонтом или сайдингом, крыша кроется узорчатой черепицей. Традиционно эти дома в основном двухэтажные или с мансардой.

По причине того, что в силу своей исторически сложившейся территориальной изоляции и сложной ситуации на момент правления Тюдоров, которая прослеживалась во внутренней политике страны, Англия следовала готической, несколько странной моде гораздо больше времени, чем вся остальная Европа и оставалась в рамках этого средневекового стиля декорирования и домашней бытовой жизни. Но, после того, как на престол вошла династия Тюдоров, особенно во времена правления королевы Елизаветы, на смену хмурой готике пришел ясный, светлый стиль итальянского Возрождения. Во время правление Елизаветы искусство и , впрочем, как и вся жизнь, претерпевает самые серьезные, самые значительные изменения.
Началось массовое появление огромного количества самой разнообразной мебели, расширился ее ассортимент, она стала красивой и оригинальной. А произошло все это в связи с изменениями, которые имели место и в архитектуре зданий, под влиянием итальянского возрождения.

Первое время дизайн интерьера в эпоху Тюдоров – это декоративные мотивы итальянского возрождения, к примеру, такие, как резные медальоны с профилями голов и арабески. Затем стилевые изменения все больше и больше распространяются, особенно касаются эти изменения предметов мебели, ее устройств. Повсеместное использование в работе в Англии токарного станка, а также резьбы по дереву позволили предметам мебели елизаветинских времен получить абсолютно оригинальный внешний вид, не похожий ни на один стиль, существующий доселе.

В этот же период определяются и основные характерные черты в эпоху правления Тюдоров. Ножки у столов и колонны у кроватей – становятся похожими на типичные формы вазонов или чаш, совместно создавая образ, который уже тогда предварял приближение стиля Барокко.

Дизайн интерьера в эпоху Тюдоров – необычные решения, изобилие декоративных элементов. Так, поверхность изголовья кровати с балдахином делилась на несколько частей при помощи резных молдингов или лепных карнизов, каждая деталь украшалась фестонами или роскошными лентами, львиными головами или акантовыми листьями классического происхождения. Такое декоративное оформление было навеяно новым течением в архитектуре.

В интерьере эпохи Тюдоров присутствовала и резьба по дереву, но грубость образцов такой резьбы разрешает предположить, что самые роскошные экземпляры были изготовлены мастерами гугенотами, которые приехали из Фландрии и укрывались в Англии по мотивам религиозного характера.

Вот характерный для эпохи Тюдоров стул – он изготовлен с подлокотниками, спинка украшена барельефами с изображением геральдических фигур и с изображением дворянских гербов. Уже начиная со времени правления королевы Елизаветы, у стульев станут очень удобными сиденья, с подбивкой, и с тканевой или кожаной обивкой. Для изготовления мебели в те времена использовали древесину ясеня, каменного дуба, ореха.

В конце 16 века, свою величественность теряет такой предмет мебели, как кровать. Исключением остается только кровать самой королевы! Она имеет ширину три метра, украшена резными колоннами, которые поддерживают собой балдахин, а также архитектурным изголовьем, с богатыми роскошными скульптурами, к изголовью прикреплены фестоны из тяжелых, обильно вышитых шикарных тканей с восточными мотивами.
Тогда в моду входят разнообразные сундуки, скрыни, лари, ларчики. В них хранили все – одежду, документы, драгоценности. Для их изготовления применяется все та же роскошная резьба по дереву, их украшают металлическими пластинками и мозаикой, а довольно часто сундуки и лари инкрустировались другими ценными породами древесины, порой экзотическими, разного цвета и с разнообразнейшим рисунком. Вообще, в эпоху Тюдоров, это скорее всего, множество всяких декоративных штучек, новых предметов мебели. К примеру, тогда же появляется переносной ларчик, который служил одновременно и ларцом для переноса документов и письменным столом. Верхняя доска этого ларца – немножко наклонена, чтобы процесс письма был боле удобен и облегчен. Внутри такого ларчика имелись выдвижные ящички и отделения для хранения документов и ценных бумаг, отделения для хранения письменных принадлежностей – чернил и перьев. Вот такая стильная штучка. Вообще, стиль эпохи Тюдоров в дизайне появился тогда, когда Англия вышла на новый этап своей жизни – экономического процветания, что повлекло за собой новые идеи для создания интерьеров комфортных и уютных, словом, всего, что приносило, делало жизнь комфортней.

Стены в дизайне интерьера в эпоху Тюдоров

Если вы хотите оформить интерьер в стиле Тюдор, то первое, на что нужно обратить внимание – стены. Они должны быть оштукатуренными и иметь множество роскошной дрогой древесины. Чтобы гладкие стены выглядели интересно и интригующе, интерьер можно обшить переплетающимся декоративным узором, подобным растительному узору.
В то время, в больших домах стены обшивали аж до самого потолка или оставляли совсем немного места для украшения небольшим декоративным фризом поверх стен. Сделайте такие стены и у себя в интерьере – обшейте панелями все стены примерно на 20 см ниже потолка. Если штукатурка при помощи ручного фриза абсолютно выходит за границы своих способностей, аналогичный эффект даст декоративный узор, выполненный над панелями по трафарету. Узорами в стиле Тюдор являются такие узоры как французская королевская лилия, трилистник, английская роза Тюдоров.

Хотите получить другой вид интерьера? Используйте панели для оформления стен половинного размера, повесьте на стены гобелены. Для создания недорогой версии гобелена, можно поискать ткани с классическим узором, можно подобрать ткани с библейской тематикой, и из них сделать настенную драпировку, при этом используя каркасную ткань и ватин. Если вы не умеете шить, просто повесьте на стену ткань, прикрепите ее кнопками или штифтиками, а затем вокруг нее сделайте рамку из лепнины — будет вполне в духе интерьера эпохи Тюдоров.

Оформляем пол

Домам в стиле Тюдоров подходит – и кирпич, и дерево, и каменный пол. Если он деревянный – то доски обязательно широкие, имеющие состаренный вид или неотесанный грубоватый вид. Если для помещения вы выбрали каменный пол, то обратите пристальное внимание на мрамор, гранит, сланец. Фарфоровая и керамическая плитка визуально выглядят почти как камень, а стоят гораздо дешевле. А вот подлинные дома в эпоху Тюдоров зачастую имели полы, покрытые штукатуркой, или вмонтированную в пол плетеную тростниковую циновку.

Кстати, сезалевые имеют очень похожий вид, а потому можно смело использовать их в интерьере Тюдоров. А чтобы пол был теплый, его можно сделать подогреваемым, и придать мягкость каменному или деревянному полу при помощи пушистых ковров, причем каких угодно – восточных ручной работы и коврами в полоску.

Основные цвета и акценты

Камень, – может создаться впечатление, что интерьер темный, имеет неприветливый вид, с набором мрачных унылых красок. Но, история говорит совсем другое – в период правления династии Тюдоров, использование цветов было тоже новаторским – самыми распространенными цветами был малиной и зеленый, но в интерьере акцент ставился на других тонах и красках – оранжевом, розовом, фиолетовом, желтом и бирюзовом. А такая обширная цветовая палитра дает отличную возможность для оформления комнат в стиле Тюдор, в них можно использовать яркие цветовые акценты — в гобеленах, текстиле.

Англия всегда стояла особняком по отношению к другим европейским странам. Это утверждение можно применить в полной мере и к сфере искусства. Если в эпоху романики или готики Англия старалась походить на континентальные образцы, то после Ренессанса она вырабатывает уже свой особенный, непохожий стиль. Привести хотя бы в пример барокко, которое почти не затронуло Британские острова. Вместо него в это время господствовало палладианство, которое можно отнести еще к позднему Ренессансу.

В полной мере говорить о формировании собственного национального стиля со своими особенностями можно в период Ренессанса. Именно на это время приходится расцвет Англии как государства благодаря успешному правлению династии Тюдоров . Хотя они занимали английский престол недолго (всего 112 лет), они успели обогатить страну, установить абсолютную монархию, укрепить экономическую систему, основать многочисленные колонии, за счет которых шло накопление богатства Англии, завоевать господство на море, а также создать собственную англиканскую церковь, перестав подчиняться Папе Римскому. Одним словом — на время правления Тюдоров пришелся расцвет Англии как успешного и сильного государства XVI века.

Естественно, что в такой период подъема страны произойдет и переосмысление искусства, которое обрастет национальными и традиционными лишь для Англии чертами. Но это не означает, что художники отныне полностью откажутся от стилей, приходящих с континента. Теперь они не просто копируются, а переосмысляются и подстраиваются под национальные вкусы. Можно лишь сказать, что в будущем Англия даже будет задавать моду новыми стилями.

Среди приглашенных в страну известных художников, были архитектор Джон Падуанский и художник Ганс Гольбейн, который также оставил после себя увражи с графическими зарисовками мебели. Более того, он стал придворным художником Генриха VIII и окончил свою жизнь в Лондоне.

Непосредственно Ренессанс пришел в Англию довольно поздно, лишь с начала правления Генриха VIII , который пригласил в страну известных художников, чтобы создать новый стиль процветающего государства. Местные же мастера до сих пор придерживались готических образцов, наиболее им близких. Благодаря этому возник необычный стиль, сочетающий в себе одновременно черты готики и фламандского и итальянского ренессанса. По имени правящий династии этот стиль получил название «тюдоровского». К слову, в дальнейшем влияние фламандских и голландских мотивов еще более укрепится, когда в страну, спасаясь от католиков, хлынут протестанты, а также позже, после восшествия на престол Вильгельма Оранского, родиной которого были Нидерланды.

В XVI веке происходит окончательный поворот к светскому строительству. Это объясняется отделением англиканской церкви в самостоятельную независимую ветвь христианства. Монастыри были закрыты или распущены, церкви переданы приходам, а земли получило мелкое дворянство. Поэтому преобладающее значение приобрело строительство жилищ. В нем произошли важные изменения.

В городах самой популярной конструкцией стал фахверк. Он позволял сэкономить место на и так уже перенаселенных узеньких улочках. В основном же расцвет строительства пришелся на усадебные и загородные дома.

Тюдоровский стиль все еще отличает средневековые готические формы, в то время как елизаветинский уже вовсю оперирует ренессансными. Позже он плавно перерастет в классический палладианский стиль, начало которого положил архитектор Иниго Джонс, который в своих произведениях последовательно раскрывал основные принципы ренессансного стиля. В XVI веке же чистого стиля еще не существовало; как я уже говорила, это был синтез нидерландских, итальянских и национальных мотивов. Мастера решили оставить средневековую готическую форму, тогда как принадлежность к Ренессансу проявлялась в этих произведениях в декоре.

Правление Елизаветы I отмечено наибольшим расцветом Англии, поэтому неудивительно, что дворцы и загородные резиденции становятся больше и пышнее. Все направлено на то, чтобы подчеркнуть достаток и родовитость фамилии-владелицы. Именно в это же время на Британские острова хлынуло большое количество протестантов, что не могло не отразится и на искусстве. Стала видна большая рациональность произведений искусства. Появилось больше классического декора, отсылающего к античности. Причем он становится основополагающим и зачастую имел очень большое значение.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод. Ренессанс в Англии не был эволюционным развитием предыдущего стиля. Генрих VIII, создавая великое государство, хотел, чтобы Англия была лидером во всем, в том числе и в искусстве. Поэтому он практически «насаждает» ренессансный стиль, приглашая именитых иностранных мастеров. В то же время местные мастера не хотели расставаться с полюбившимся им стилем готики. В связи с этим мы отмечаем на многих изделиях слияние этих стилей. Ренессансные мотивы были также приняты ими, но переработаны через собственное видение.


Наши клиенты постоянно говорят о домах в «английском стиле». И каждый из них подразумевает разное. Настало время разобраться с английскими домами. Вносим ясность.

Избавимся от излишней детализации стилей и исторических перипетий. Отсечем величественные замки и огромные резиденции. К счастью, все укладывается в несложную схему. В «классической» загородной частной архитектуре Англии можно выделать три периода, в которые сложились три образа жилых домов. Если мы слышим о доме в английском стиле, скорее всего речь идет об одном из этих трех образов.

Тут нужно отметить, что все эти сложившиеся когда-то стили охотно повторяются современным поколением зодчих и охотно покупаются домовладельцами. Они не смешиваются, потому что у каждого есть свои каноны, которые невозможно перешагнуть, не покинув границ стиля – английские стили очень разные.

Стиль Тюдоров (1500-1600)

Деревенский средневековый английский дом из сказок. Стиль оказался стоек, несмотря на ордерную архитектуру итальянцев, которая повсеместно проникла в Британию.

Особенности английского стиля Тюдоров – брутальный вид. Очень высокие фронтоны на главном фасаде, часто разных размеров. Огромная труба, рядом с входной дверью на главном фасаде или сбоку. Арочный вход. Маленькие слуховые окна. Иногда имитация соломенной крыши. В новых вариантах строений делают большие эркеры на фасадах.




Черты стиля Тюдоров

  • Очень высокие фронтоны
  • Крутая крыша, часто с ломаным краем.
  • Выделенная труба, часто на главном фасаде
  • Окна с мелкой расстекловкой
  • Ассиметричный план и общий вид
  • Мелкие слуховые окна
  • Основной вход часто выложен