Когда появился каменный бронзовый и железный век. Археологическая периодизация истории человечества

НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности

Вопросы в тексте

1. Почему переход к производящему хозяйству считается самым важным событием в истории человечества?

Переход к производящему хозяйству считается важным событием в истории человечества потому, что он кардинально изменил жизнь людей. Этот переход повлиял не только на форму хозяйствования, но и на развитие орудий труда, и на устройство общества. Он привел к распаду первобытно-общинного строя, появлению и объединению соседских общин, а в последствии – к формированию этносов.

2. В каком районе Земли впервые появилось земледелие и скотоводство?

По современным данным земледелие впервые появилось на Ближнем Востоке и Юго-Восточной Азии, а скотоводство – в Азии (Индии и Индокитае).

3. Почему переход к производящему хозяйству называют революцией? Что хотят подчеркнуть, используя это слово?

Словом «революция» хотят подчеркнуть важность перехода от присваивающего хозяйства к производящему.

Вопросы к параграфу

1. Какие изменения в жизни людей произошли с переходом к производящему хозяйству?

  1. Зарождается земледелие. Люди собирают, сажают и выращивают семена диких растений.
  2. Появляются специальные орудия для обработки земли.
  3. Приручение диких животных. Разведение животных. Зарождение скотоводства.
  4. Люди постепенно переходят от присвоения к производству необходимых для жизни продуктов.
  5. Появляются излишки продуктов.

2. Назовите главные признаки первобытно-общинного строя.

  1. Примитивные орудия труда.
  2. Коллективный труд.
  3. Общинная собственность.
  4. Уравнительное распределение продуктов труда.
  5. Зависимость человека от природы.

3. Перечислите явления, свидетельствовавшие о начале распада первобытно-общинного строя.

  1. Из членов родовой общины выделяются те, кто управляет общинниками – старейшины и вожди. Старейшины руководят совместными работами, контролируют обмен продуктами, следят за соблюдением установившихся порядков и традиций. Вожди организуют защиту от врагов и возглавляют военные походы.
  2. Социальное неравенство. С появлением излишков и развитием обмена запасы накапливаются в руках старейшин и вождей и передаются по наследству.
  3. Появляется эксплуатация чужого труда. Пленные и рабы трудятся вместо своих владельцев, богатых людей.
  4. Формируются соседские общины, в которых на одной территории проживают несколько родов.
  5. Общины объединяются под властью верховного вождя.
  6. Начинают формироваться этносы (народности).

4. Как повлияло использование железных орудий труда на появление излишков продуктов? Почему этих излишков не было, когда люди использовали каменные орудия?

С помощью железных орудий труда люди могли эффективнее обрабатывать землю или охотиться. Люди стали производить намного больше продуктов, чем требовалось для собственного потребления. Появились излишки. Использование каменных орудий было малоэффективным. С их помощью люди производили меньше продуктов, поэтому излишков не было.

Работаем с картой

Определите по карте, как происходило расселение людей на современной территории нашей страны, найдите центры древнего земледелия, скотоводства, ремесла.

Рассмотрим карты, расположенные на странице 2 и 3 в атласе по истории России.

На большой карте показано, что:

  • люди стали расселяться на территории нашей страны более 12 тысяч лет назад (в эпоху плейстоцена - зелёные стрелочки). Они приходили с территории современной Европы, Средней Азии и Китая;
  • в IV-II тысячелетии до нашей эры существовала Майкопская археологическая культура в степях и предгорьях Северного Кавказа (фиолетовый контур);
  • также, примерно в это же время (3200-2400 гг. до нашей эры), чуть севернее Майкопской культуры находились очаги Древнеямной культуры (голубой контур), территория расположения которых охватывала степные равнины от реки Днестр до южных предгорий Уральских гор;
  • в III-II тысячелетии до нашей эры на территории Алтайского края находилась Афанасьевская археологическая культура (розовый контур);
  • и в это же время (III-II век до нашей эры) наблюдается рассвет Волосовской археологической культуры, занимавшей территорию Центральной России и Среднего Поволжья (оранжевый контур).

Глядя на малую карту мы видим, что:

  • на территории Крыма и Красноярского края развитые культуры находились уже в VI-III веке до нашей эры, то есть ещё раньше, чем в других российских регионах.

Вывод: расселение людей происходило постепенно от южных территорий к более северным, а очаги культуры появлялись в следующем порядке:

  1. Древнеримские колонии (VI век до нашей эры);
  2. Боспорское царство (VI век до нашей эры);
  3. Майкопская археологическая культура (IV век до нашей эры);
  4. Древнеямная культура (IV век до нашей эры);
  5. Афанасьевская археологическая культура (III-II век до нашей эры);
  6. Волосовская археологическая культура (III-II век до нашей эры).

Центрами древнего земледелия находились в Крыму и в Краснодарском крае, центры ремесла - на Южном Урале, а центры скотоводства охватывали всю Среднюю полосу России и южные районы Сибири.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Проследите, как и почему менялась организация жизни древних людей. Каковы причины появления соседской общины и в чём её отличия от родовой?

С началом обработки металлов, появились более совершенные орудия труда. Жизнь людей стала легче. Они могли более эффективно обрабатывать землю или охотиться, что привело к появлению излишков продуктов. Приручение животных положило начало скотоводству. Стал возможен обмен излишками продуктов между племенами. В зависимости от климатических особенностей территории началось разделение племен на земледельческие и скотоводческие. Племена, которые занимались земледелием стали вести оседлый образ жизни, а скотоводческие племена осваивали степные просторы.

Из общины стали выделяться вожди и старейшины, которые управляли жизнью общины. Обмен продуктами, который контролировали старейшины, привел к накоплению богатств. Появление накоплений стало причиной столкновений между племенами. Взятые в плен враги становились рабами. Появились люди, обладающие богатствами и владеющие рабами. Зародилась эксплуатация - присвоение результатов чужого труда.

Постепенно общины объединялись под властью верховного вождя. Появились союзы племен и их правители. Они стали устанавливать правила и следили за их соблюдением. Все это привело к постепенному распаду первобытно-общинного строя и появлению новой формы организации жизни – государству. Начали формироваться народности, этносы.

2. Историю человечества археологи делят на каменный, бронзовый и железный век. Используя Интернет, выясните, когда появилось такое деление, какие признаки лежат в его основе. Создайте схему, иллюстрирующую ваше объяснение.

Домашнее задание

1. Подготовить сообщение о причинах появления соседской общины

Совершенствование орудий труда позволяло отдельным семьям вести хозяйство самостоятельно. Родовые узы слабели. Отдельные семьи покидали соплеменников и селились в других общинах. Появились территориальные (соседские) общины. В таких общинах людей объединяло не кровное родство, а проживание на одной территории.

2. Узнать, какие принципы лежат в основе разделения истории на каменный, бронзовый и железный век. Представить свой ответ в схематичной форме

Разделение доисторического периода на каменный, бронзовый и железный века было выдвинуто датским археологом Томсеном в 1816-1819 годах на основе изучения археологических находок. Томсен утверждал, что эти три века должны сменять друг друга, потому что камень не стали бы употреблять для изготовления орудий, если бы люди располагали бронзой, которая, в свою очередь, должна была уступить место железу. Эта теория подтверждается археологическими раскопками. Название веков характеризуются ведущей ролью найденных изделий из определенного материала. Поэтому иногда перед бронзовым веком ставят медный век, поскольку медь является составной частью бронзы.

Надо знать

Государство - организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, проживающими на одной территории; взаимоотношения между ними регулируются на основе единых законов (традиций), осуществляется охрана земель; регулируются тем или иным образом взаимоотношения с другими государствами и народами.

Народ (народность) - большая группа людей, сложившаяся на одной территории, говорящая на одном языке и обладающая общей культурой.

Неолитическая революция – это переход человека от присваивающего к производящему хозяйству в период неолита.

Соседская община – это община, в которой людей объединяет не кровное родство, а совместное проживание на определенной территории.

Венера Виллендорфская, 22-24 тысячи лет до нашей эры.

Ка́менный век - древнейший период в истории человечества, когда основные орудия труда и оружие изготавливались, главным образом, из камня, но употреблялось также дерево и кость. В конце каменного века распространилось использование глины (посуда, кирпичные постройки, скульптура). Периодизация каменного века:

    Палеолит:

    • Нижний палеолит - период появления древнейших видов людей и широкого распространения Homo erectus .

      Средний палеолит - период вытеснения эректусов эволюционно более продвинутыми видами людей, включая современного человека. В Европе в течение всего среднего палеолита господствуют неандертальцы.

      Верхний палеолит - период господства современного вида людей на всей территории земного шара в эпоху последнего оледенения.

    Мезолит и эпипалеолит; терминология зависит от того, насколько данный регион затронуло исчезновение мегафауны в результате таяния ледника. Период характеризуется развитием техники производства каменных орудий труда и общей культуры человека. Керамика отсутствует.

    Неолит - эпоха появления сельского хозяйства. Орудия труда и оружие по-прежнему каменные, однако их производство доводится до совершенства, широко распространяется керамика.

2.2. Медный век

Мумия «Эци», 3300 г. до н. э.

Ме́дный век, медно-каменный век, халколит (греч. χαλκός «медь» + греч. λίθος «камень») или энеолит (лат. aeneus «медный» + греч. λίθος «камень»)) - период в истории первобытного общества, переходный период от каменного века к бронзовому веку. Приблизительно охватывает период 4–3 тыс. до н. э., но на некоторых территориях существует и дольше, а на некоторых отсутствует вовсе. Чаще всего энеолит включают в бронзовый век, но иногда считают и отдельным периодом. Во времена энеолита были распространены медные орудия, но преобладали по-прежнему каменные.

2.3. Бронзовый век

Золотой шлем, поздний бронзовый век. Культура Кастро.

Бро́нзовый век - период в истории первобытного общества, характеризующийся ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы. Бронзовый век является второй, поздней фазой эпохи раннего металла, сменившей медный век и предшествовавшей железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 – 13/11 вв. до н. э., но у различных культур они отличаются. В Восточном Средиземноморье конец бронзового века связан с почти синхронным разрушением всех местных цивилизаций на рубеже XIII–XII вв. до н. э., известным как бронзовый коллапс, тогда как на западе Европы переход от бронзового к железному веку затягивается ещё на несколько веков и завершается появлением первых культур античности - античной Греции и Древнего Рима. Периоды бронзового века:

    Ранний бронзовый век

    Средний бронзовый век

    Поздний бронзовый век

2.4. Железный век

Клад монет железного века

Желе́зный век - период в истории первобытного общества, характеризующийся распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий. У цивилизаций бронзового века выходит за рамки истории первобытного общества, у других народов цивилизация складывается в эпоху железного века. Термин «железный век» обычно применяется к «варварским» культурам Европы, существовавшим синхронно великим цивилизациям античности (Древняя Греция, Древний Рим, Парфия). От античных культур «варваров» отличало отсутствие или редкое использование письменности, в связи с чем сведения о них дошли до нас либо по данным археологии, либо по упоминаниям в античных источниках. На территории Европы в эпоху железного века М. Б. Щукин выделял шесть «варварских миров» :

    кельты (латенская культура);

    протогерманцы (в основном ясторфская культура + юг Скандинавии);

    в основном протобалтские культуры лесной зоны (возможно, включавшие протославян);

    прото-финно-угорские и протосаамские культуры северной лесной зоны (в основном вдоль рек и озёр);

    степные ирано язычные культуры (скифы, сарматы и др.);

    пастушеско-земледельческие культуры фракийцев, даков и гетов.

Разработки уроков (конспекты уроков)

Основное общее образование

Линия УМК О. С. Габриеляна. Химия (8-9)

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Цель : обобщить и систематизировать полученные на уроках истории, химии и биологии знания учащихся о значении металлов в развитии человеческой цивилизации.

Задачи урока

  • развитие логического мышления;
  • привитие интереса к предмету, развитие любознательности, кругозора, заинтересованности в чтении дополнительной литературы;
  • формирование коммуникативных навыков;

Оборудование и методическое обеспечение урока:

  • Коллекции «Металлы и сплавы».
  • Учебная презентация по данной теме, выполненная на компьютере в программе Power Point, созданная учителем.
  • Карточки с викториной для самостоятельной работы учащихся.
  • О.С. Габриелян учебник «Химия 9 класс» Дрофа 2010 г.
  • О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов «Настольная книга учителя. Химия 9 класс» Дрофа 2002 г.
  • Мультимедиапроектор.
  • Компьютер.

Форма урока: изучение нового материала.

Meтоды обучения:

  • Словесный – формирование теоретических знаний.
  • Проблемно-поисковый – развитие самостоятельного мышления и исследовательских умений.
  • Индуктивный – умение обобщать, делать умозаключения, выводы.
  • Дедуктивный – умение анализировать.
  • Практический – развитие практических навыков при выполнении лабораторных опытов.

Задачи:

Образовательные:

  • опираясь па знания учащихся 5-го класса провести краткий экскурс в историю знакомства человека с металлами;
  • формирование знаний о физических свойствах металлов, значении металлов в жизни человека;
  • формирование практических навыков при работе с металлами, использование полученных знаний в повседневной жизни;
  • систематизация ранее полученных знаний о металлах.

Развивающие: развитие интеллектуальных способностей учащихся, навыков самообразования, интереса к истории и к химии, литературе и биологии.

Воспитательные: формирование естественно-научного мировоззрения.

Оборудование: колокольчик (медный, железный), кольцо (серебряное, золотое), деревянная палочка, коллекция металлов, магниты, проволока металлическая, подвергшаяся коррозии (или гвозди, коллекция монет).

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие

II. Вступительное слово учителя химии

Слово металл известно всем с самого раннего детства. О его происхождении интересно пишет Л. Успенский в книге «Почему не иначе?»: «В одной из пьес А.Н. Островского изображена купчиха, которая больше всего боится «страшных слов», таких, как «жупел» и «металл».

Она очень удивилась бы, откройся ей происхождение этих роковых речений. Греческое «металлон» имело значение «земельные работы», «раскопки», а позднее стало значить «шахты», «рудники», «руда».

В латинском языке слово metallum уже получило смысл «руда и выплавляемый из неё металл» и оттуда в виде французского «металь» перекочевало к нам в Россию.

Уже в глубокой древности человеку были известны семь металлов: золото, серебро, медь, олово, свинец, железо и ртуть. Эти металлы можно назвать «доисторическими», так как они применялись человеком ещё до изобретения письменности. Очевидно, что из семи металлов человек вначале познакомился с теми, которые в природе встречаются в самородном виде. Это золото, серебро и медь. Остальные четыре металла вошли в жизнь человека после того, как он научился добывать их из руд с помощью огня.

В древности и в средние века известные семь металлов соотносилось с числом известных планет: Солнце (золото), Юпитер (олово), Луна (серебро), Марс (железо), Меркурий (ртуть), Сатурн (свинец), Венера (медь). Алхимики считали, что под влиянием лучей планет в недрах Земли рождаются эти металлы.

Слайд 1 презентации

Сегодня очень трудно представить, что люди когда-то могли обходиться без металлов. Давайте представим на минуту, что металлы вдруг исчезли из употребления. Что откроется перед вами? Страшный, пустынный мир. С улиц исчезнут все машины, не будут летать самолеты и мчаться по рельсам поезда. Вследствие разрушения всех подземных коммуникаций, на улицах наших городов будут зиять огромные ямы, провалы, трещины. Нет телевидения, радио, телеграфа и телефона – связь между континентами, странами, людьми становиться труднодоступной. Нет электричества – кругом воцаряется мрак и тишина. В руках женщины каменная игла и каменный нож, а у мужчин – каменные топоры, палицы, деревянный лук. То есть мы вернемся к первобытному обществу, началу истории.

Слайд 2 исторический факт

История человечества охватывает огромный промежуток времени. Останки древнейших людей находят в Восточной и Северной Африке, их возраст – 2,5–3 млн лет. Чтобы удобнее было ориентироваться в этапах развития человечества, принято делить историю на каменный, медный, бронзовый и железный век, основываясь на том материале, из которого человек изготавливал орудия труда.

– Как вы думаете, почему именно наличие орудий труда свидетельствует о появлении человека?

За сотни тысяч лет люди научились мастерски обрабатывать камень. Для всякой работы делался свой инструмент. Скреблами снимали звериные шкуры и соскабливали с них жир. Каменными ножами разрезали шкуры.

Каменный наконечник привязывали кожаными ремешками к древку. Такое копье намного лучше деревянного. Так появились составные – из камня и дерева – орудия труда. Из камня делали наконечники стрел. Прикрепив заостренный камень к деревянной рукоятке люди сделали топор. Затем они научились сверлить камень полой костью, подсыпая на камень песок. Потом обух крепко присаживался на рукоятку. Каменных орудий было больше, чем деревянных и костяных. К тому же все орудия труда делали при помощи каменных. Время, когда люди пользовались ими, ученые называют каменным веком .

– Посмотрите на камни. Как вы думаете легкого ли было ими работать?

Самыми известными памятника Древнего мира являются египетские пирамиды – огромные каменные гробницы фараонов. Самую большую из них построили около 2600 г. до н.э. для фараона Хеопса. Ее высота – около 150 метров (это примерно высота 50-этажного дома). На ее сооружение пошло два миллиона триста тысяч каменных блоков, средний вес каждого - две с половиной тонны. Блоки уложены так плотно, что между ними не просунуть иголку.

Слайд 3 Факт из химии

Примерно 9 тысяч лет назад люди заметили, что некоторые “камни” имеют необычный желтовато-красный цвет. При обработке они не раскалываются под ударами на части, а сплющиваются, изменяя свою форму. В таких “камнях” можно пробить отверстие. Попадая в огонь, они размягчаются и, застывая, принимаю! новую форму. Что это за “камни”? И камни ли это?

Первобытные люди поняли, что перед ними какой-то другой материал. Это металл. Это открытие было сделано в тех областях, где имелись залежи меди, лежащие на поверхности земли. Затем люди научились выплавлять медь из медной руды. Расплавленную медь заливали в форму и получали медное изделие нужного вида, например, топор.

Затупившийся медный топор можно было наточить, а сломавшийся – переплавить. Медными орудиями было удобнее работать каменными.

– Рассмотрите медную пластинку. Попробуйте ее согнуть.

Медь – мягкий металл, полому орудие из меди менее твердое, нежели заостренный кусок камня. Несмотря на это, медным топором срубали кусок дерева в три раза быстрее, чем каменным. Откуда это известно?

Российский ученый Сергей Аристархович Семенов поставил опыт. Под его руководством были изготовлены точные модели древних топоров – каменного и медного. Выбрали две сосны одинаковой толщины диаметром 25 см. Один из помощников ученого взял в руки медный топор, другой помощник – каменный. По часам засекли время и опыт начался. Каменным топором удалось срубить дерево за 15 минут, а медным – за 5. Опыт повторили несколько раз и результат был тот же. Почему? Причина в том, что лезвие медного топора можно сделать более острым, чем каменного, поэтому оно глубже проникает в древесину. Кроме того, медный топор при одинаковых размерах с каменным имеет большую тяжесть – это также облегчает обработку дерева.

Период в истории человечества, когда люди научились обрабатывать медь, принято называть медным веком .

В этот период мастера научились работать и с драгоценными металлами – золотом и серебром, изготавливать из них украшения, чеканить монеты. Эти металлы были дорогие, прочные и не портились со временем. Но сначала вместо денег использовали просто кусочки золота или серебра: расплачиваясь, от слитка металла отрубали необходимую часть. Отсюда происходит название наших современных денег – рубль. А первые золотые и серебряные монеты начали чеканить в Лидийском царстве, расположенном на западе полуострова Малая Азия, где имелись большие месторождения этих металлов.

Слайд 4 Биологический факт

– А знаете ли какое значение серебра в жизни человека?

– Да, серебро убивает бактерии. Примером является случай в войске А.Македонского. В поход знатные воины брали кружки из серебра, и они мало болели, а простые воины болели.

И серебро, и золото в период жизни фараонов использовали древние дантисты.

Шатающие зубы скреплялись со здоровыми зубами золотыми и серебряными проволочками.

Слайд 5 исторический факт

Медные орудия труда облегчали жизнь людей. Медь, как мы выяснили, металл недостаточно твердый. Поэтому люди стали добавлять к меди олово. Так получилась бронза, сплав, не уступающий по прочности камню. Так около 7 тысяч лет назад наступил бронзовый век .

Из бронзы стали делать оружие, щиты, ножи, лезвия для плугов и серпов, другие орудия труда. Из бронзы выплавляли роскошную посуду, вазы, статуи, украшения для дворцов и храмов. Из бронзы делают памятники. Один из самых известных памятников в нашей стране “Медный всадник. Несмотря на название, сделан он все-таки из бронзы.

«Царь-пушка» – артиллерийское орудие (мортира), отлитое в 1586 г. русским мастером А. Чоховым. Масса ствола 40 т, длина 5,34 м, калибр 890 мм. Предназначена для обороны кремля (но из неё никогда не стреляли). Памятник литейного искусства 16 в. Установлена в Московском Кремле.

Бронза является одним из основных материалов скульпторов. Уникальные бронзовые творения, статуи и скульптуры (посмотрите рис. в учебнике на стр. 20).

Слово «бронза» произошло от названия небольшого итальянского городка Бриндизи на берегу Адриатического моря.

Слайд 6

По археологической классификации третий и последний период первобытной эпохи, характеризующийся появлением железных орудий, получил название железный век.

Он наступил 3–3,5 тыс. лет назад. Тысячи лет люди ходили по рыжевато-красной земле и не подозревали, что это железная руда, из которой можно добыть вещество, намного более твердое, нежели медь. Надо отметить, что в отличие от других металлов, например, меди, золота, серебра, железо в виде самородков в природе не встречается. Правда, иногда железо падает на землю из космоса в виде обломков небесных тел (метеоритов). Поэтому некоторые древние народы называли железо “небесным камнем”. Но упавшего с неба железа было очень мало, и стоило оно намного дороже золота. Например, в гробнице египетского фараона Тутанхамона найдено множество предметов из золота общим весом в несколько тонн и только три самых драгоценных предмета из железа: священный жук, браслет и кинжал.

В чистом виде железо – мягкий металл, и заменить бронзу оно не могло. Кроме того железо ржавеет. Посмотрите сплавы металлов: чугун и сталь.

Биохимики открыли важную роль железа в жизни растений, животных и человека. Входя в состав чрезвычайно сложно построенного органического соединения, называемого гемоглобином, железо обуславливает красную окраску этого вещества, от которого в свою очередь зависит цвет крови человека и животных. В организме взрослого человека содержится без малого 3 г. чистого железа, 75% которого входит в состав гемоглобина. Основная роль гемоглобина – перенос кислорода из лёгких к тканям, а в обратном направлении – СО 2 .

Железо необходимо и растениям. Оно входит в состав цитоплазмы, участвует в процессе фотосинтеза. Растения, выращенные на субстрате, не содержащем железа, имеют белые листья. Маленькая добавка железа к субстрату – и они приобретают зелёный цвет. Больше того, достаточно белый лист смазать раствором соли, содержащей железо, и вскоре смазанное место зеленеет.

Так от одной и той же причины – наличия железа в соках и тканях – весело зеленеют листья растений и ярко румянятся щёки человека.

Презентации учащихся «СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА» в которых, применяются металлы. (Колосс Родоский, Фароский маяк)

Учащиеся защищают свои презентации.

Викторина «Интересное о металлах»

  1. Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии гораздо реже болели желудочно-кишечными заболеваниями, чем солдаты. Еда и питьё у них были одинаковые, но вот посуда – разная. Из какого металла была изготовлена посуда для офицеров? (Серебро).
  2. Отбросив три буквы подряд в названии крупного млекопитающего отряда хищных, получите название химического элемента І группы. (Медведь – медь)
  3. Заменив первую букву в названии химического элемента, получите название избыточно увлажнённого участка земли, заросшего растениями (Золото – болото)
  4. Отбросив две первые буквы в названии химического элемента, получите название дугообразно загнутой кости, входящей в состав грудной клетки. (Серебро – ребро)
  5. Какой металл может «болеть чумой»? (Олово).
  6. Почему называется бронза бронзой? (Название «бронза» происходит от итал. bronzo , которое, в свою очередь, произошло либо от персидского слова «berenj», означающего «медь», либо от названия города Бриндизи, из которого этот материал доставлялся в Рим)
  7. Какой ион металла есть у нас в крови? (Ион железа)
  8. Кто автор произведения « Медный всадник»? (А. С. Пушкин)
  9. Какой металл символизирует Солнце? (золото)
  10. Какие металлы входят в состав бронзы? (олово и медь)

В заключение хочется сказать, что значение металлов в жизни человека велико как в далекие время, так и в сегодняшнее время.

Обилие тайн скрывается в мировой истории, и до сих пор исследователи не оставляют надежд открыть нечто новое в известных фактах. Волнующими и необычными кажутся моменты, когда осознаёшь, что когда-то на тех же землях, по которым сейчас ходим мы, жили динозавры, сражались рыцари, разбивали лагеря Мировая история в основу своей периодизации закладывает два принципа, актуальных для становления человеческого рода, - материал для производства орудий труда и технологию изготовления. В соответствии с этими принципами появились понятия «каменный век», «бронзовый век», «железный» век. Каждая из этих периодизаций стала шагом в развитии человечества, очередным витком эволюции и познания человеческих возможностей. Естественно, что в истории не было абсолютно пассивных моментов. С незапамятной древности и до сегодняшнего дня идёт регулярное пополнение знаний и освоение новых способов получения полезных материалов.

Мировая история и первые методы датирования временных периодов

Естественные науки стали инструментом для датирования временных отрезков. В частности, можно привести радиоуглеродный метод, геологическую датировку, дендрохронологию. Стремительное развитие древнего человека позволило усовершенствовать существующие технологии. Примерно 5 тысяч лет назад, когда начался письменный период в возникли другие предпосылки для датировок, в основе которых лежало время существования различных государств и цивилизаций. Ориентировочно считают, что период выделения человека из мира животных начался около двух миллионов лет назад, вплоть до падения Западной Римской империи, что произошло в 476 году новой эры, шёл период Древности. До начала эпохи Возрождения были Средние века. До конца Первой мировой войны длился период Новой истории, а сейчас пришло время Новейшей. Историки разных времён ставили свои «якоря» отсчёта, например, Геродот особое внимание уделял борьбе Азии с Европой. Ученые более позднего периода считали главным событием в развитии цивилизации утверждение Римской республики. Многие историки сходятся в своём предположении, что для железного века культура и искусство большого значения не имели, так как на первое место вышли орудия войны и труда.

Предпосылки эры металла

В первобытной истории выделен каменный век, включающий палеолит, мезолит и неолит. Каждый из периодов отмечен развитием человека и его инновациями в обработке камня. Поначалу из орудий самое широкое распространение получило ручное рубило. Позже появились инструменты из элементов камня, а не целого желвака. На этот период пришлось освоение огня, создание первой одежды из шкур, первые религиозные культы и обустройство жилья. В период полукочевого образа жизни человека и охоты на крупных животных требовалось более совершенное оружие. Дальнейший виток развития технологий обработки камней пришёлся на рубеж тысячелетий и конец каменного века, когда распространялось земледелие и скотоводство, появлялось керамическое производство. В эру металла были освоены медь и технологии её обработки. Начало железного века заложило фронт работы на будущее. Изучение свойств металлов последовательно привели к открытию бронзы и её распространению. Век каменный, бронзовый, железный - это единый гармоничный процесс развития человечества, базирующийся на массовых передвижениях народов.

Фактические данные о продолжительности эры

Распространение железа относится к первобытной и раннеклассовой истории человечества. Характерными чертами периода становятся тенденции в металлургии и производство орудий. Ещё в античном мире сформировалось представление о классификации веков согласно материалу. Ранний железный век изучали и продолжают изучать учёные в самых разных сферах. В Западной Европе объёмные труды выпущены
Гёрнесом, Монтелиусом, Тишлером, Райнеке, Костшевским и т. д. В Восточной Европе соответствующие учебники, монографии и карты по выпускали Городцов, Спицын, Готье, Третьяков, Смирнов, Артамонов, Граков. Часто считают распространение железа характерной чертой племён, обитавших вне цивилизаций. На самом деле все страны в своё время пережили железный век. Бронзовый век при этом был лишь предпосылкой. Он не занимал столь обширное время в истории. Хронологически железный век период занимает с 9-го по 7 столетие до нашей эры. В это время у многих племён Европы и Азии получила толчок к развитию собственная металлургия железа. Так как данный металл остаётся наиболее важным материалом производства, то и современность является частью этого века.

Культура периода

Развитие производства и распространение железа вполне логично привели к модернизации культуры и всей общественной жизни. Появились экономические предпосылки для рабочих взаимоотношений и распада племенного уклада. Древняя история отмечает накопление ценностей, рост имущественного неравенства и взаимовыгодный обмен сторон. Широко распространялись укрепления, началось становление классового общества и государства. Больше средств перешло в частную собственность избранного меньшинства, возникло рабовладение и прогрессировало расслоение общества.

Как век металла проявил себя в СССР?

В конце второго тысячелетия до нашей эры на территории Союза появилось железо. Среди наиболее древних мест разработок можно отметить Западную Грузию и Закавказье. Памятники раннего железного века сохранились в южно-европейской части СССР. Но массовую известность металлургия здесь получила в первом тысячелетии до нашей эры, что подтверждают ряд археологических артефактов из бронзы в Закавказье, культурные реликвии Северного Кавказа и Причерноморья и др. При осуществлении раскопок скифских городищ были обнаружены бесценные памятники раннего железного века. Находки сделаны на Каменском городище возле Никополя.

История материалов в Казахстане

Исторически железный век делится на два периода. Это ранний, продолжавшийся с 8-го по 3 столетие до нашей эры, и поздний, который длился с 3 столетия до нашей эры по 6 век нашей эры. Каждая страна имеет в своей истории период распространения железа, но особенности этого процесса сильно зависят от региона. Так, железный век на территории Казахстана ознаменовался событиями в трёх основных регионах. В Южном Казахстане распространено скотоводство и поливное земледелие. Климатические условия Западного Казахстана не предполагали занятия земледелием. А Северный, Восточный и Центральный Казахстан населяли люди, приспособленные к суровой зиме. Эти три региона, кардинально отличающиеся по условиям проживания, стали основой для создания трёх казахских жузов. Южный Казахстан стал местом образования Старшего жуза. Земли Северного, Восточного и Центрального Казахстана стали пристанищем Западный же Казахстан представляет Младший жуз.

Железный век в Центральном Казахстане

Бескрайние степи Центральной Азии давно стали местом проживания кочевников. Здесь древняя история представлена курганными могильниками, которые являются бесценными памятниками железного века. Особенно часто в регионе встречались курганы с росписью или "усами", выполняющие, по мнению учёных, функции маяка и компаса в степи. Привлекает внимание историков тасмолинская культура, названная так по местности в Павлодарской области, где зафиксированы первые раскопки человека и лошади в большом и малом кургане. Археологи Казахстана считают курганы тасмолинской культуры наиболее распространёнными памятниками эпохи раннего железного века.

Особенности культуры Северного Казахстана

Этот регион отличается наличием крупного рогатого скота. Местные жители от занятий земледелием перешли к оседлому и Тасмолинская культура почитается и в этом регионе. Внимание исследователей памятников раннего железного века привлекают курганы Бирлик, Алыпкаш, Бектениз и три поселения: Карлыга, Борки и Кеноткел. На правом берегу реки Есиль сохранилось укрепление раннего железного века. Развитие здесь получило искусство плавки и обработки цветных металлов. Производимые металлические изделия транспортировались в Восточную Европу и на Кавказ. Казахстан на несколько веков опередил своих соседей в разработке древней металлургии и поэтому стал коммуникатором между металлургическими центрами своей страны, Сибири и Восточной Европой.

«Стерегущие золото»

Величавые курганы Восточного Казахстана преимущественно скопились в Шиликтинской долине. Здесь их больше пятидесяти. В 1960 году было проведено исследование самого крупного из курганов, который именуют Золотым. Возведён этот своеобразный памятник железному веку в 8-9 столетии до нашей эры. Зайсанский район Восточного Казахстана позволяет исследовать более двух сотен крупнейших курганов, из которых 50 называются Царскими и могут содержать золото. В Шиликтинской долине находится самое древнее на земле Казахстана царского погребение 8 века до нашей эры, которое было открыто профессором Толеубаевым. Среди археологов это открытие наделало шума, точно как третий «золотой человек» Казахстана. Погребённый был в одежде, украшенной 4325 золотыми фигурными пластинами. Наиболее интересная находка - это пятиугольная звезда с лазуритными лучами. Такой предмет символизирует власть и величие. Это стало лишним доказательством того, что Шиликты, Бесшатыр, Иссык, Берель, Боралдай - священные места совершения ритуальных обрядов, жертв и молитв.

Ранний железный век в культуре кочевников

Документальных свидетельств о древней культуре Казахстана сохранилось не так много. Преимущественно сведения получают из и раскопок. О кочевниках много сказано касательно песенного и танцевального искусства. Отдельно стоит отметить мастерство в изготовлении керамических сосудов и росписи на серебряных чашах. Распространение железа в быту и производстве стало толчком к усовершенствованию уникальной системы отопления: дымоход, который горизонтально прокладывался вдоль стены, равномерно прогревал весь дом. Кочевники изобрели много привычных сегодня вещей как для бытового применения, так и для использования в военное время. Они придумали штаны, стремена, юрту и изогнутую саблю. Для защиты лошадей были разработаны металлические панцири. Защиту же самого воина обеспечивали железные доспехи.

Достижения и открытия периода

Железный век стал третьим в очереди за каменным и бронзовым. Но по значению, бесспорно, считается первым. До современности железо осталось материальной основой всех изобретений человечества. Все важные открытия в области производства связаны с его применением. Этот металл отличается более высокой температурой плавления по сравнению с медью. В чистом виде природного железа не существует, а осуществить процесс плавки из руды очень трудно из-за его тугоплавкости. Данный металл стал причиной глобальных изменений в жизни степных племён. По сравнению с предшествующими археологическими эпохами железный век является самым коротким, но наиболее результативным. Изначально человечество узнало метеоритное железо. Некоторые оригинальные изделия и украшения из него были найдены на территории Египта, Месопотамии и Малой Азии. Хронологически эти реликвии можно отнести к первой половине третьего тысячелетия до нашей эры. Во втором тысячелетии до нашей эры была разработана технология получения железа из руды, но ещё довольно долго этот металл считался малораспространённым и дорогостоящим.

Широким производством оружия и орудий из железа стали заниматься в Палестине, Сирии, Малой Азии, Закавказье и Индии. Распространение данного металла, а также стали спровоцировало технический переворот, расширяющий власть человека над природой. Теперь упростилась расчистка больших лесных территорий под посевы. Оперативно производились модернизация орудий труда и усовершенствование обработки земли. Соответственно, оперативно познавались новые ремесла, в особенности кузнечное и оружейное. Не оставались в стороне сапожники, которые получили более совершенные инструменты. Каменщики и рудокопы стали работать более эффективно.

Резюмируя итоги железного века, можно отметить, что к началу нашей эры уже были в ходу все основные разновидности ручных инструментов (за исключением винтов и шарнирных ножниц). Благодаря использованию железа в производстве стало гораздо более простым сооружение дорог, на шаг вперёд продвинулась военная техника, а в оборот вошла металлическая монета. Железный век ускорил и спровоцировал распад первобытнообщинного строя, а также формирование классового общества и государственности. Многие общины в этот период придерживались так называемой

Возможные пути развития

Стоит отметить, что в небольших количествах существовало ещё в Египте, но распространение металла стало возможным с началом плавки руды. Изначально железо плавили лишь при возникновении такой необходимости. Так, были найдены фрагменты металлических вкраплений в памятники Сирии и Ирака, которые были возведены не позднее 2700 лет до нашей эры. Но после 11 века до нашей эры мастера кузнечного дела Восточной Анатолии познали науку систематического изготовления предметов из железа. Секреты и тонкости новой науки сохранялись в тайне и передавались из поколения в поколение. Первые исторические находки, подтверждающие факт широкого применения металла для изготовления инструментов, зафиксированы в Израиле, а именно в Гераре близ Газы. Здесь было найдено огромное количество мотыг, серпов и сошников из железа, датируемых периодом после 1200 года до нашей эры. Также в местах раскопок были обнаружены плавильные печи.

Особые технологии обработки металла принадлежат мастерам Западной Азии, у которых их позаимствовали мастера Греции, Италии и оставшейся части Европы. Британский технический переворот можно отнести к периоду после 700 года до нашей эры, причём там он начинался и развивался очень плавно. Египет и Северная Африка проявили заинтересованность в освоении металла примерно в то же время с дальнейшей передачей мастерства на южную сторону. Китайские умельцы практически полностью отказались от бронзы, предпочитая обточенное железо. Европейские колонисты принесли свои знания о технологии обработки металла в Австралию и Новый Свет. После изобретения воздуходувных мехов железное литьё стало распространено в массовых масштабах. Литое железо стало незаменимым материалом для создания всевозможной домашней утвари и военной техники, что явилось продуктивным толчком для развития металлургии.

С глубокой древности человеку были известны семь металлов: золото, серебро, медь, олово, свинец, железо и ртуть. Эти металлы можно назвать «доисторическими», так как они применялись человеком ещё до изобретения письменности.

Очевидно, что из семи металлов человек вначале познакомился с теми, которые в природе встречаются в самородном виде. Это золото, серебро и медь. Остальные четыре металла вошли в жизнь человека после того, как он научился получать их из руд с помощью огня.

Часы истории человечества стали отсчитывать время быстрее, когда в его жизнь вошли металлы и, что важнее всего, их сплавы. Век каменный сменился веком медным, потом - бронзовым, а затем веком железным:

История цивилизаций Древнего Египта, Древней Греции, Вавилона и других государств неразрывно связана с историей металлов и их сплавов. Установлено, что египтяне за несколько тысячелетий до нашей эры уже умели изготавливать изделия из золота, серебра, олова, меди. В египетских гробницах, сооружённых за 1500 лет до н. э., найдена ртуть, а самые древние предметы из железа имеют возраст 3500 лет.

Из серебра, золота и меди чеканили монеты - человечество издавна отвело этим металлам роль мерила стоимости товара, мировых денег (рис. 18).

Рис. 18.
Древние монеты из золота, серебра и меди:
1 - золотая с изображением Александра Македонского и орла (символа власти императора) (Греция);
2 - серебряная с изображением богини Афины и совы (птицы, посвящённой Афине) (Греция);
3 - медная в виде дельфина (Причерноморье)

Древние римляне начали чеканить серебряные монеты в 269 г. до н. э. - на полстолетия раньше, чем золотые. Родиной золотых монет стала Лидия, расположенная в западной части Малой Азии и торговавшая с Грецией и другими странами посредством таких монет.

Рассмотрим кратко смену эпох в ранней истории человечества.

В поэме древнегреческого поэта Лукреция Кара «О природе вещей» установлен следующий порядок вхождения металлов в быт человека: «...Всё-таки в употребление вошла раньше медь, чем железо, так как была она мягче, причём изобильней гораздо...»

Самородная медь нередко встречается в природе, она легко обрабатывается, поэтому предметы из меди пришли на смену каменным орудиям. И даже там, где ещё господствовал камень, медь играла немалую роль. Например, одно из чудес света - пирамида Хеопса, сложенная из 2 миллионов 300 тысяч каменных глыб массой по 2,5 т каждая, была сооружена с помощью инструмента, изготовленного из камня и меди.

При выплавке меди человек однажды использовал не чистую медную руду, а руду, содержавшую одновременно и медь, и олово. В результате была получена бронза - сплав двух металлов: меди и олова, который гораздо твёрже своих компонентов. Наступил бронзовый век.

Слово «бронза» произошло от названия небольшого итальянского городка Бриндизи на берегу Адриатического моря, который славился своими бронзовыми изделиями.

В Египте уже в IV тысячелетии до н. э. умели примитивным способом получать бронзу. Из неё изготавливали оружие и различные декоративные изделия. У египтян, ассирийцев, финикийцев, этрусков литьё из бронзы достигло значительного развития. В VII в. до н. э., когда были разработаны способы отливки статуй из бронзы, наступает расцвет художественного применения бронзы.

Гигантская бронзовая статуя Колосса Родосского (32 м) - ещё одно чудо света - возвышалась над входом во внутреннюю гавань древнего порта Родоса. Даже самые крупные морские суда свободно проходили под ней (рис. 19).

Рис. 19.
Колосс Родосский (бронза)

Позже были созданы уникальные бронзовые творения: конная статуя Марка Аврелия, «Дискобол», «Спящий Сатир» и др. А великолепные бронзовые скульптуры «Медный всадник» и четыре скульптурные группы «Укрощение коня» на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге - красноречивое свидетельство того, что бронза продолжает оставаться одним из основных материалов скульпторов.

Рис. 20.
Царь-колокол (бронза)

Знаменитые Царь-колокол и Царь-пушка в Московском Кремле - ещё два примера художественной ценности меди и её важнейшего сплава - бронзы (рис. 20 и 21).

Рис. 21.
Царь-пушка (бронза)

Бронзовый век сменился железным только после того, как человечество смогло поднять температуру пламени в металлургических печах до 1540 °С, т. е. до температуры плавления железа. Однако первые изделия из железа имели низкую механическую прочность. И только когда древние металлурги открыли способ изготовления из железных руд сплавов - чугуна и стали - более прочных, чем само железо, материалов, началось широкое распространение этого металла и его сплавов, стимулировавшее развитие человеческой цивилизации.

Наступил железный век, который, очевидно, длится и по сей день, так как примерно 9/10 всех используемых человеком металлов и сплавов - это сплавы на основе железа.

Изменилась и стоимость железа. В IX-VII вв. до н. э., когда начался железный век, этот металл ценился дороже золота. Именно с железом, а не с золотом сравнивали сердца выдающихся людей. Так, герои «Илиады» Гомера облачались в «меднокованые доспехи» и имели «сердца твёрдые, как железо», а героев его «Одиссеи», победителей игр, награждали куском золота и куском железа.

С развитием металлургии стоимость железа снижалась, но всё более возрастала его роль в жизни человеческого общества. Железные сплавы - чугун и сталь - не только основа развития техники, но и важнейший материал искусства. Так, из чугуна отлит узор «кружев чугунных» Санкт-Петербурга, ограды его мостов и решётка Летнего сада (рис. 22). Великолепные произведения искусства из чугуна созданы мастерами Каслинского чугунолитейного завода. Вспомните хотя бы замечательную «Чугунную бабушку» П. Бажова.

Рис. 22.
Решётка ограды Летнего сада

Знаменитый булат, из которого оружейники Дамаска, а затем и нашего Златоуста делали лучшие в мире клинки, - это сталь. Из стали тульские оружейники создавали непревзойдённое по качествам оружие.

Из стали сделаны барельефы, светильники и опоры метро, а также скульптуры, например «Рабочий и колхозница» скульптора В. И. Мухиной (рис. 23).

Рис. 23.
Скульптура «Рабочий и колхозница» (нержавеющая хромоникелевая сталь)

Семь металлов в древности соотносили с семью известными тогда планетами (табл. 3). Даже открытые в XIX в. палладий и церий были названы в честь небесных тел - астероидов Паллада и Церера.

Таблица 3
Металлы и небесные тела

Сейчас у металлов имеются очень серьёзные «конкуренты» в виде продуктов современной химии - пластмасс, синтетических волокон, керамики и стекла. Но ещё многие и многие годы человечество будет использовать металлы, которые продолжают играть ведущую роль в жизни человека.

Новые слова и понятия

  1. Семь металлов древности: железо, медь, серебро, ртуть, олово, свинец, золото.
  2. Век медный, бронзовый, железный.
  3. Бронза и художественное литьё.
  4. Сплавы, чугун и сталь.

Задания для самостоятельной работы

  1. Назовите семь чудес света и укажите, какую роль играли металлы в их создании.
  2. Какими из прилагательных можно описать свойства ртути при обычных условиях: а) твёрдая; б) жидкая; в) хрупкая; г) ядовитая; д) тягучая; е) блестящая; ж) прозрачная?
  3. Какие свойства металлов или сплавов лежат в основе образования литературных выражений: «стальной характер», «железные нервы», «золотое сердце», «металлический голос», «свинцовый кулак»?
  4. Какими из прилагательных можно воспользоваться для характеристики предгрозового неба: а) железное; б) магнитное; в) свинцовое; г) серебристо-белое; д) тяжёлое.
  5. Подготовьте сообщение на тему «Использование металлов в искусстве».
  6. Какую роль в истории человечества сыграли металлы?