Комплекс отличника. Что это такое и как с ним бороться. Отсутствие страха ошибаться. Комплекс отличницы и его последствия

Фото: Evgeniya Porechenskaya/Rusmediabank.ru

Это когда человек действует ради внешних оценок его результатов. Множество факторов способствуют его формированию, но самым распространенным считается мнение, что он зарождается в детстве, когда ребенок во всем старается угодить родителям, учителям. Для ребенка лучшим вознаграждением является похвала, одобрение, принятие. Когда он получает подобную поддержку лишь за высокие достижения, он привыкает мыслить категорично: либо пан, либо пропал («нет оценки кроме 5»). Четверка – значит плохо, а «отлично» – норма.

Взрослые люди с подобными установками продолжают жить мнением окружающих, подстраиваться и стремиться угодить всем. Из-за этой угрозы люди занимаются совсем не тем, что выбрали бы для себя сами, не тем что им действительно интересно. Если жить только чужими оценками, работать для галочки, можно потерять настоящее удовлетворение работой.

Тем не менее, считается, несет в себе и положительную составляющую, создавая амбициозных личностей с большими целями.

Признаки комплекса отличницы

Если вас периодически терзают ощущения неполноценности, возможно, это комплекс отличницы.

Подумайте, можете ли вы отнести к себе следующее:


Любое суждение со стороны, оценка более авторитетна для вас, чем собственная. Она воспринимается как истина в последней инстанции. Получая критику, выходите из спокойной уверенности в себе, начинаете сомневаться, верно ли выбраны цели, правильно ли поступаете;

Если вас критикуют, становится страшно продолжать или пробовать новое. Вы рассуждаете так: «Раз мою работу не приняли, значит, она выполнена плохо, нужно постараться все исправить, и в дальнейшем сделать все идеально». Если у вас нет времени на такую многочасовую работу, то не стоит и браться;

По любому вопросу есть ощущение, что вы недостаточно компетентны, многое необходимо узнать и наработать опыт.

Вы работаете над определенной задачей, прорабатывая ее, шлифуя, что вызывает зацикленность и упущение из виду других важных жизненных сфер;

Вы не позволяете себе , выполняя дело за делом, работаете на пределе сил. Каждый раз задаете себе вопрос: «а можно ли это было проделать лучше? Действительно ли я выложилась на все 100?»;

Вам тяжело дается дело, в котором результат не виден сразу. Не хватает сил. Мучительно видеть собственное несовершенство. Вы понимаете, что научитесь не скоро, а нужны быстрые достижения. Вы страдаете, когда все не по вашему;

Вы сомневаетесь в себе и боитесь пробовать что-то новое, в чем ничего не понимаете;

Вы редко признаете свои сильные стороны, сосредоточены на недостатках;

Вы ощущение неудовлетворенность. Не позволяете себе отдыхать и при этом не чувствуете продвижения к своим целям.

Если вышеперечисленные пункты вам близки, и вы осознаете, что вас не устраивает такой порядок дел, начните меняться!


Как освободиться?

- Научитесь понимать себя и свои желания.
Ставить собственные цели и двигаться к ним – гораздо важнее и приятнее, чем стремление быть хорошей для всех вокруг. Мы хотим нравиться, но не превращайте это в обязанность.

- Начните жить в моменте.
Ключом к переменам является избавление от школьного убеждения, что ты должна делать больше, быть лучше. Попробуйте сменить фокус внимания с на процесс. Ищите удовольствие в самом действии.

- Примите тот факт, что вы не совершенны.
Помните, нет никакой необходимости быть во всем идеальным. Вы всегда можете попробовать еще раз. Развитие личности происходит благодаря ошибкам и попыткам их исправить. Неудачи и их исправление – главная составляющая процесса движения к цели. Если вы ошибаетесь, вставайте и продолжайте. Снова и снова.

- Сравнивайте себя прошлого с собой настоящим.
Никогда не ставьте себе в пример кого-то, кто добился лучших результатов в вашей сфере, не давите себя убеждением «у него получается, значит и ты должен быть на том же уровне».

- Освойте искусство маленьких шагов.

Стремление к совершенству, на самом деле не дает нам двигаться вперед. Не нужно сразу пытаться сделать много, попробуйте начать с казалось бы незначительного шага. И двигаться дальше.

Помните, ваша цель – жить в удовольствие и наслаждаться «деланием», а не прыгнуть выше головы. Взращивайте свою индивидуальность, будьте непринужденными, знайте ваши потребности и работайте над воплощением ваших желаний!

Синдром отличницы или отличника у многих в первую очередь ассоциируется с детьми, однако у взрослых он встречается не так редко, как можно было подумать. Конечно, у разных людей это состояние выражено по-разному: кто-то не может уйти домой, не сделав задание начальника, а у кого-то оно превращается в буквальном смысле в образ жизни . Все, начиная с внешнего вида и заканчивая положением в карьерной лестнице, должно соответствовать самым высоким оценкам, а любая ошибка или даже небольшая оплошность воспринимаются как полный провал. В этой статье мы поговорим о том, почему такой подход не всегда хорош и как от него избавиться.

Синдром отличника: описание и особенности

Говоря о таких состояниях, в большинстве случаев мы будем вести речь о синдроме отличницы (в нашем случае – у взрослых женщин). Он действительно чаще встречается у дам, хотя и мужчин порой не обходит. В любом случае причины возникновения и методы борьбы, как правило, от пола не зависят. А начинается данный синдром обычно в детстве: в конце дошкольной – начале школьной поры . В это время синдром отличника зачастую не воспринимается родителями как что-то плохое: прилежная девочка или прилежный мальчик стараются получать только пятерки. Что тут не так?

А то, что порой это излишнее стремление достигать исключительно превосходных результатов закрепляется и начинает проецироваться на взрослую жизнь . Для кого-то данное состояние ограничивается только работой (как логичным продолжением учебы), но некоторые распространяют его на все стороны жизни. Например, дама с синдромом отличницы может полагать, что любовь супруга напрямую зависит от идеального порядка в доме, а благосклонность начальника автоматически следует за своевременным и прекрасным выполнением заданий. Таких людей не устраивают никакие результаты, кроме идеального (из-за чего порой и встречается мнение, что синдром отличника идентичен перфекционизму).

Из-за подобного подхода человек неоправданно много времени, сил и нервов тратит на
достижение отличного результата даже в тех сферах, где подобная активность в целом не целесообразна. Из-за этого возникают трудности в отношениях с друзьями, близкими, коллегами, у человека остается меньше свободного времени, наблюдаются проблемы с достижением целей и т.д. Некоторые обладатели синдрома отличника (как и некоторые перфекционисты) боятся браться за новые дела или ставить себе смелые цели, так как слишком опасаются не добиться идеального результата (а ничто другое результатом не признается).

Впрочем, нельзя сказать, что у этого состояния есть только недостатки. Изначально в нем лежит правильный посыл: делать работу максимально хорошо. В зависимости от личных характеристик своего обладателя, этот синдром означает ответственность, дотошность, тщательность в выполнении задания, соблюдение дедлайнов и многие другие полезные в работе и личной жизни качества. Поэтому от него не стоит полностью избавляться – важно взять его под контроль . Об этом мы расскажем чуть ниже.

И хотя мы обещали в рамках данной статьи не говорить о детях, совсем обойтись без них все же не получится. Дело в том, что закладывается это состояние именно в детстве, поэтому нам придется обратиться к нему, чтобы разобраться в возможных причинах возникновения синдрома отличника. Зачастую синдром отличника – лишь следствие определенных проблем и/или установок , и бороться с таким следствием без работы над первопричиной если не бесполезно, то определенно менее эффективно.

Родительско-детские отношения

Надо отметить, что данное состояние может появиться из-за самых разных факторов, и большая часть из них (хотя не все) связаны с родительско-детскими отношениями и особенностями воспитания. Например, кто-то по тем или иным причинам считал, что родительская любовь зависит только от успеваемости , или старался отличными оценками привлечь внимание матери и отца . Порой родители прямо заявляют чаду, принесшему плохие, по их мнению, оценки, что его не любят, что он плохой и т.д.
При этом под плохими отметками могут подразумеваться не только двойки или тройки, но и четверки или даже пятерки с минусом. Ведь и сами родители могут считать, что любой невысший результат это не результат вовсе, и прививать данную систему оценок своему ребенку.

Порой к этому синдрому приводят физические (или нефизические) наказания за плохие, по мнению родителей, отметки (и здесь отметим, что при таком раскладе синдром отличника может быть еще не самым плохим «наследством» подобного воспитания). Впрочем, невысказанные прямо, но все равно видимые ребенком разочарование или неудовольствие мамы или папы, бабушки или дедушки иногда действуют не хуже, чем произнесенные вслух упреки. Кого-то слишком активно пугали последствиями плохих отметок или излишне преувеличивали важность отличной учебы , напрямую связывая ее с дальнейшей успешностью.

Подчеркнем, что практически для всех описанных выше случаев очень важны слова «слишком» или «очень», причем с учетом восприятия данного конкретного ребенка . Некоторым детям можно ежедневно читать лекции о том, как важно хорошо учиться, но они продолжат обучение в том режиме, в каком посчитают нужным. Другие же под давлением родителей или иных факторов принимают систему, в которой только отличный результат считается результатом, все остальное – плохо. Стоит подчеркнуть, что порой формирование этого синдрома получается из лучших побуждений действительно заботливых родителей . А иногда – из-за того, что они пытаются воплотить в детях то, чего не удалось им самим. Но это только часть возможных вариантов.

Особенности характера и мировосприятия

Как бы некоторым ни хотелось свалить все на родителей, некоторые причины возникновения синдрома отличницы или отличника связаны скорее с особенностями самого человека, и влияние матери, отца или других родственников было достаточно опосредованным.

В частности, для части подверженных синдрому отличницы или отличника еще в школе актуальным стал простой и понятный шаблон : «Я должен(-на) учиться на отлично, а раз я учусь на отлично, значит,
у меня все в жизни будет прекрасно». Такой ребенок воспринимает мир в черно-белом спектре, с четким разделением правильных и неправильных поступков, руководствуясь установкой, что за правильными поступками автоматически следует счастливая жизнь, за неправильными – наказания и проблемы. В самом юном возрасте мир и должен восприниматься именно таким, однако с течением времени мы начинаем понимать, что черно-белая правильно-неправильная парадигма не всегда работает, поэтому большинство ее модифицируют, «разбавляя» полутонами и оттенками. Другие же стараются вписать окружающую действительность в черно-белые рамки, и синдром отличника способен в этом помочь. Такой подход может сохраняться и во взрослой жизни, в первую очередь из-за его удобства и простоты: он отметает все неопределенности и т.д.

Еще одна причина возникновения синдрома отличника: низкая самооценка и/или желание доказать всем, что ты лучше всех . В рамках школы таким доказательством могут быть прекрасные отметки, особенно если продемонстрировать одноклассникам, учителям или все тем же родителям свою «крутость» в других сферах не получается. Учеба способна стать тем спасительным коконом, за которым ребенок чувствует себя в безопасности. И чтобы этот кокон оставался прочным, важно учиться только на отлично. Соответственно, во взрослой жизни
таким же коконом становится работа, хобби и т.д., а подход к ним не изменяется: все должно быть только идеально.

Также под этим синдромом маскируется неумение принимать критику, работать над ошибками : ведь если работа и так прекрасна, то критиковать/исправлять будет просто нечего. Впрочем, часто причина и следствие меняются местами или образуют замкнутый круг. «Отличники» не привыкли получать критику, так как в большинстве случаев делают работу даже слишком хорошо. Из-за этого все критические высказывания (даже объективные) рассматриваются ими как нападки и/или как придирки.

Зачастую осознание истинной первопричины, а тем более работа над ее исправлением бывают довольно проблематичными, и без помощи специалиста справиться с этим могут не все. Поэтому если вы действительно хотите унять в себе безотчетное стремление только к отличным результатам, при необходимости не стесняйтесь обращаться к психологам.

Как взрослым избавиться от синдрома отличницы или отличника?

Прежде всего отметим, что во взрослом возрасте избавиться от подобного синдрома весьма сложно . Эта модель поведения с вами практически всю сознательную жизнь – просто так ее не изменить, но скорректировать ее, взять над ней контроль все же можно . Как мы говорили, очень важно работать с первопричиной . Именно это мы бы и назвали первым шагом к тому, как избавиться от синдрома отличника, а точнее, взять даваемые им преимущества и минимизировать недостатки. Кроме того, существует ряд универсальных советов, которые наверняка будут уместны вне зависимости от конкретной причины.

Прежде чем переходить к ним, сделаем одну ремарку. Если для вас синдром отличника распространяется не только на работу, но и на личную жизнь, именно в рамках последней мы и предлагаем ставить эксперименты. Как правило, в таком случае поле для них шире, а ущерб (здесь мы имеем в виду как возможный реальный ущерб, так и ваше внутреннее восприятие получаемых результатов) – гораздо ниже.

Добейтесь неотличного результата

Многие люди с выраженным синдромом отличника (а особенно отличницы) стараются делать все безупречно даже во вполне бытовых ситуациях – аккуратно разложенная одежда, строгий, подобающий дресс-код, натертая до блеска посуда. Если это про вас, начните избавляться от синдрома отличника с того, чтобы привнести в домашнюю жизнь элемент неправильности . Например, не раскладывайте носки по парам и по цветам, пропустите одну уборку в квартире, накрасьте один глаз чуть не так, как второй. Вы увидите, что от этого абсолютно ничего не поменялось – не изменилось отношение людей к вам, не преобразилась суть вашей работы, распорядок дня и т.д. Увеличивайте количество таких бытовых «неправильностей», переходя от совсем мелких к более крупным.

Научитесь снимать с себя ответственность

«Хочешь сделать хорошо – сделай это сам». В целом это прекрасный принцип, однако из-за него носители рассматриваемого синдрома не могут просто перепоручить кому-то задачу, а обязательно все перепроверяют и часто – переделывают. Конечно, в некоторых случаях это действительно необходимо, например, если практикант помогает вам с важным отчетом для клиента, но не до конца разобрался в задаче. Однако наверняка в вашем списке перепорученных/делегированных дел есть такие, где реальной нужды в переделке нет – это вы хотите довести все до идеала. Именно на таких задачах и стоит учиться снимать с себя ответственность, а точнее – перестать доделывать за другими их работу, чтобы она начала отвечать вашим слишком высоким стандартам . Не перемывайте посуду за мужем, не перевытирайте пыль за ребенком, не переделывайте неважную работу за подчиненными. Этот способ не только сэкономит время, но и также привнесет в вашу жизнь кусочек чего-то, не столь идеального с вашей точки зрения. И опять же, вы воочию увидите, что мир от этого не рушится.

Разрешите себе ошибаться

Вы наверняка слышали такие фразы, как «Человек имеет право на ошибку», «Человеку свойственно ошибаться» и т.д.
Тем не менее люди с синдромом отличника почему-то полагают, что их этого права и свойства лишили, и любая их ошибка воспринимается как катастрофа. Доказать самому себе, что это не так, можно, например, начав учиться чему-то совершенно новому . В этом случае вы вряд ли сможете обойтись без ошибок и на практике убедитесь, что в них нет ничего страшного – это закономерный этап обучения. Поэтому если вы всегда хотели заняться творчеством, получить второе высшее, научиться танцевать или овладеть каким-либо иностранным языком, исполните свое желание и заодно помогите себе избавиться от синдрома отличника. Ведь иное отношение к ошибкам в новой выбранной вами сфере способно послужить глобальному переосмыслению своего отношения к ним. Также почаще вспоминайте одну из установок НЛП: «Нет ошибок, есть обратная связь» .

Научитесь работать с критикой

Как уже говорилось, порой синдром отличника тесно связан с неумением должным образом принимать критику. «Я все делаю отлично – и точка» – если такой подход про вас, вам стоит поработать именно над умением принимать критику . Это также позволит по-другому относиться к ошибкам и извлекать пользу из них и из советов того, кто их нашел, не превращая сам факт критики в катастрофу. Конечно, как и избавление от синдрома отличника у взрослых, изменение отношения к критике наверняка потребует достаточного количества времени и усилий с вашей стороны, но результат, как правило, того стоит.

Ограничивайте время

Достижение идеального результата требует времени – большего, чем реально требуется для хорошего выполнения данной задачи. Помня об этом, ограничивайте собственные дедлайны (и не поддавайтесь искушению нарушить сроки – в этом может помочь закон Паркинсона). Оставляйте столько, чтобы сделать работу хорошо и качественно, но не перебарщивая с идеалистичностью. Удачное выполнение нескольких таких хороших, но не идеальных работ на практике покажет вам, что далеко не все требуется делать «по высшему разряду», чтобы результат был вполне удовлетворительным. (Напоминаем, что вначале стоит экспериментировать с не самыми приоритетными задачами – для данного совета это особенно важно.)

Расставляйте приоритеты

Определите для себя, какие конкретные цели на данный момент для вас приоритетнее: получить повышение или второе высшее образование, накопить на квартиру или на открытие собственного бизнеса, выучить иностранный язык и т.д. Шлифуя до идеального состояния какую-либо работу, не относящуюся к вашим целям, почаще задавайте себе вопрос: не стоит ли остановиться прямо сейчас, чтобы сэкономленное время отвести на то, что для вас действительно важно? Подобная установка станет дополнительной мотивацией к тому, чтобы ограничивать время и делать работу хорошо, но не фанатично прекрасно.

Проследите за взаимосвязью

Жизнь – не всегда несправедливая штука, и часто нам очень не хочется над этим задумываться. Но порой взрослому человеку нужно снять упрощающие действительность розовые очки , чтобы избавиться от синдрома отличника. Например, если вам кажется, что за прекрасным выполнением задач всегда следует благосклонность начальника, присмотритесь к себе и коллегам. Возможно, у вас перед глазами будут примеры того, как делающим работу хуже чаще дают премии или охотнее идут навстречу, при этом вас уже несколько раз обходили с повышением и т.д. Впрочем, подобные примеры не обязательно должны быть депрессивными. В частности, друзья, вторая половинка и дети наверняка любят вас не за то, что ваша одежда всегда идеально выглажена, не так ли? Такая переоценка может стать дополнительной мотивацией к тому, что сбросить оковы синдрома отличника. Однако хотим предупредить, что некоторым она дается весьма тяжело, ведь способна разрушить основы мировосприятия. Если вы не уверены в себе, не стоит проводить ее самостоятельно, а лучше делать это под «надзором» психолога.

Синдром отличника и перфекционизм. В чем различие?

Многие считают, что синдром отличника и перфекционизм это одно и то же. Во многом эти состояния действительно схожи, однако назвать их полностью идентичными нельзя из-за нескольких важных различий.

  • Перфекционист стремится к получению идеального результата, тогда как для подверженных синдрому отличника порой важнее признание – высокая оценка, похвала и т.д.
    Приведем пример из детства: контрольную по математике можно решить на 5, потому что вы отлично знаете материал, решили все задачи и безупречно оформили работу. Но есть и другой путь – списать у соседа. Человек с синдромом отличника может не чураться второго варианта, а для перфекциониста он не приемлем. Иными словами, перфекционисты фокусируются на самой работе, а люди с синдромом отличника – на результате и восприятии этого результата .
  • Подверженные синдрому отличника дети (а потом и взрослые) часто воспринимают задачу как соревнование, в котором они обязательно должны победить. При этом порой они не только придерживаются принципа «Все средства хороши» (см. выше), но и негативно относятся к «конкурентам» . Перфекционист же большей степени думает именно о своей работе, а не о том, что у него есть коллега-соперник, которого нужно догнать и перегнать.

    При этом, конечно, излишний перфекционизм так же мешает жизни, как и синдром отличника. Подробнее об особенностях этого состояния, о том, что такое паралич перфекциониста и как с ним бороться, вы узнаете в

  • Она везде и всегда первая? Ей становится плохо, если ее работу оценивают не самой высокой оценкой? Вы думаете, она человек, который стремится к лидерству, и для нее не существует преград? Вы заблуждаетесь. Она всего лишь несчастная женщина, которая страдает так называемым «комплексом отличницы». Таких еще называют «мисс безупречность».

    Психологи утверждают, что мужчины не подвержены такому комплексу, поэтому его «жертвами» становятся только женщины. Они хотят совершенности во всем, что касается выполнения какого-либо задания или работы. Если это уборка в квартире или доме, то для этого будут использованы всевозможные чистящие средства. Все должно блестеть и быть сделано на «отлично»!

    Отчего возникает «комплекс отличницы»?

    «Комплекс отличницы», как и все остальные комплексы, закладывается в детстве. Его причиной могут стать завышенные требования и задания. Например, если любая четверка в дневнике вызывала у родителей разочарование, то развитие «комплекса отличницы» у девочки неминуемо.

    Как правило, у таких девочек, а в дальнейшем женщин, занижена самооценка. Они боятся разочаровать родителей и потерять их любовь к себе. Поэтому, они стремятся всеми способами завоевать родительское уважение и любовь. Это стремление распространяется и на всех окружающих.

    Оксана Баркова , врач-психотерапевт, гештальт-психолог:

    «На консультацию пришла женщина 34 лет с жалобами на хроническую усталость и нежелание что-либо делать. Она была руководителем отдела в крупной компании, которая занималась строительством домов. За 8 лет работы женщина многого достигла в профессиональной и финансовой сфере своей жизни. А личная жизнь не удалась, не было времени, никто не нравился, не совпадали взгляды или ценности. Когда стали более подробно разбираться, вышли на завышенные требования к самой себе и к людям, на стремление, чтобы все было «идеально». Женщину это сильно выматывало, заставляло быть в напряжении и постоянном неудовлетворении.

    Оказалось, что мать всегда была строга с ней и хвалила за достижения и критиковала за «ошибки». Женщина в процессе психотерапии осознала, что более мягкое и любящее отношение к себе снижает уровень тревоги и доставляет больше радости и удовольствия, научилась замечать свои потребности и регулировать границы, появилось больше сил и желания жить. Познакомилась с молодым человеком и начала строить отношения».

    «Отличницы» на работе и дома

      Женщина может страдать «комплексом отличницы» независимо от того, в какой отрасли она работает, какой образ жизни ведет, какое положение занимает в обществе.Комплекс отличницы» отпечатывается на личной жизни. К сожалению, такие женщины очень одиноки. Они выбирают тех претендентов на свою руку и сердце, которых они оценили высшим балом. Остальные их просто недостойны.Они стараются быть «отличницей» и в постели. А это неправильно! Ведь здесь главное искренние чувства, а не отличное знание сексуальных поз.Такие женщины не привлекают, а наоборот, отпугивают мужчин своим ненормальным стремлением к чистоте и совершенству.

    Как бороться с комплексом и нужно ли это делать?

    Обычно женщины не замечают за собой «комплекса отличницы» и не могут самостоятельно от него избавиться. Однако с «комплексом отличницы» необходимо бороться. Ведь он мешает наслаждаться жизнью, а зачастую отравляет жизнь и окружающим: коллегам, друзьям и самым близким людям.

      Первым шагом к избавлению от комплекса будет понимание, что все «на пятерку» быть не может, и нужно с этим смириться и концентрироваться на позитивных моментах, а не зацикливаться на проблемах.Важно расставить приоритеты и понять, что Вам важно и требует максимум усилий, а что не имеет принципиального значения.Чтобы избавиться от комплекса отличницы очень важно также работать с самооценкой. Будут полезны тренинги уверенности в себе , а также индивидуальная работа с психологом.Принципиальным моментом является принятие себя, осознание своих положительных и отрицательных качеств.Часто комплекс заставляет женщин быть недовольными своей внешностью, не дает замечать ее достоинств. С данной проблемой работает телесный психолог , который помогает научиться жить в гармонии со своим телом.

    Как и от любой другой психологической проблемы, от «комплекса отличницы» можно избавиться.

    «Комплекс отличника» довольно распространенное явление. Взрослые часто сами взращивают его в своих детях, заставляя ребенка быть во всем первым, лучшим. Детей с малого начинают обучать языкам, математике, музыке, рисованию и т.д., а если не все успешно получается, то на ребенка обрушивается несправедливая критика взрослых. Часто родители используют своих детей для удовлетворения своих амбиций.

    Ситуация усугубляется, когда ребенок идет в школу. Он обязан быть отличником, помимо школьных предметов родители навесят на него многочисленные кружки и секции. А если еще и родители в свое время были отличниками, то вообще караул! Они будут тыкать свое чадо носом в свои красные дипломы и золотые медали, и ребенок будет лезть из кожи вон, чтобы родители были им довольны. Хорошо, если у ребенка все будет получаться, и он с удовольствие будет бежать на репетиции и тренировки, а если нет…

    Мамы и папы чувствуют раздражение и донимают школьника, ругая его и ставя в пример других, более успешных. У ребенка появляется чувство вины, что он не оправдал доверия родителей, что в нем разочарованы. Успех ребенка воспринимается, как должное, а неудача становится трагедией. Ребенок становится зависимым от мнения и оценки окружающих. На протяжении всей жизни такой человек будет убежден, что любовь заслуживают только лучшие, достойные.

    С одной стороны, только серьезное отношение к своей работе может привести к высокому результату, но есть и другая сторона – постоянное напряжение, связанное с зацикленностью на конечном результате. Человек не дает себе расслабиться ни на минуту, не умеет отдыхать и радоваться жизни, постоянно себя ограничивает.

    По жизни «комплекс отличника» будет заставлять человека впадать в крайности, он либо достигнет больших высот и станет, к примеру, профессором, либо впадет в глубокую затяжную депрессию из-за того, что не добился желаемого. Депрессия может привести к запою.

    Этим людям незнакомо чувство полного удовлетворения, они постоянно находятся в погоне за славой. «Отличник» не позволяет себе делать ошибки, он панически боится неудач. Их цель – превосходить всех окружающих, они очень болезненно переносят чужой успех.

    Если «отличник по жизни» экспериментирует только над собой – это еще полбеды, хуже, если он начинает переучивать всех окружающих. Он готов каждому человеку делать замечания, тот не правильно поставил ударение, а другой – неверно мыслит. В конце концов, общение с ним превращается в пытку и люди стараются его избегать. Кому понравится, что над ним постоянно демонстрируют превосходство?

    Итак, вы решили, что хотите избавиться от «комплекса отличника». Что можно предпринять, чтобы научиться не зацикливаться на идеальности выполнения поставленных задач, точнее будет сказать, не распространяйтесь на все сферы деятельности. Определите приоритеты, отдавайте все силы работе, учебе…Но не стоит быть лучшим во всех сферах деятельности, это невозможно. Позвольте себе иногда делать ошибки, вы как любой другой человек имеете на это право.

    Не бойтесь взяться за дело, которое не сможете выполнить в совершенстве. Подумайте над тем - а что собственно случиться, если не все получится идеально? Убедите себя в том, что ничего страшного не случиться (применимо для большинства случаев).

    Научитесь получать удовольствие от занятия любимым делом, не стоит зацикливаться только на результате. Наслаждайтесь процессом и нервозность улетучится.

    Иногда нужно научиться «халтурить», выделите гораздо меньше времени на выполнение работы и постарайтесь вовремя справиться. Это позволит не выкладываться на все 100% и не внедряться во все мелкие детали.

    А теперь пора научиться расслабляться. Постарайтесь хотя бы на время забывать о работе и делах. Заставляйте себя ежедневно на несколько часов «отключаться» от забот, ходите на прогулки, в театры, музеи и просто в гости. Возможно, общение с людьми даст вам возможность на время «забыться». Но есть одно условие – не умничайте, в противном случае, вы станете изгоем общества.

    Пожалуйста, не забывайте, что идеальных людей просто нет. Стремиться к совершенству стоит, но не зацикливайтесь на этом. Вы достойны любви, ее вам не стоит каждый день заслуживать. Не бойтесь неудач, ошибки делают все, просто нужно иметь мужество подняться и идти дальше.

    Помните ли Вы самую умную девочку в классе? Ведь она, несомненно, была! Или Вы сами были ею? Что объединяет отличниц из различных школ? Стремление быть впереди, получить наивысшую оценку своих умений или знаний, желание выполнять идеально любое дело.

    Но школа рано или поздно оканчивается, а комплекс «отличницы» может не уйти... Казалось бы, что в этом плохого? Идеальная жизнь, лидерская позиция, умение решать любые задачи. Но не все так просто в этом вопросе. Стремление показать себя только с выгодной позиции может привести к глубокой депрессии.

    Жизнь одного класса подчиняется особым законам. Все друг друга знают не один год, а привычные роли распределены давным-давно. Первый перекос может произойти в университете, где в группе встречаются сразу несколько таких отличниц. Вовлекая себя в круговерть различных формул, теоретических занятий, они совершенно «отрываются» от взрослой жизни. И к окончанию ВУЗа, как правило, получают красные дипломы, неустроенную личную жизнь и перспективы работы за «великую идею» на низкооплачиваемой должности.

    На работе «отличницы» могут столкнуться с тем, что они не во всем поддерживаются руководством. Казалось бы, в деталях разбираясь в особенностях своего дела, они почему-то совершенно проигрывают тем, кто хитроумно сплетает сеть из человеческих взаимоотношений. И очень сложно признаться самой себе, что начальство не видит элементарных вещей, а премии получают отнюдь не за идеально сделанную работу.

    Но даже вне трудовой деятельности синдром «отличницы» дает о себе знать. В одних сутках всего лишь 24 часа, за которые хочется успеть так многое. Но невозможно физически сделать все то, что хочется. Особенно, если в семье муж, дети и надо ходить на работу. Готовка, уборка, стирка, общение с детьми и мужем требуют намного больше времени, чем есть его на самом деле. И вот тут возникает спорная ситуация, в которой каждый находит свой выход:

    • признать самой себе, что не можешь успеть все сделать и сконцентрироваться на самых важных вещах;
    • попытаться сделать все сразу и загнать в круговерть дел, из которых практически не видно выхода;
    • получать удовольствие «здесь и сейчас», выполняя все по чуть-чуть;
    • уйти в депрессивное состояние и признать свою несостоятельность.

    Как выявить в себе этот комплекс? Просто вслушайтесь в то, что Вас волнует. Возможно, в школе Вы и не были отличницей по какой-то причине. Но сейчас вовсю пытаетесь доказать кому-то, что Ваша жизнь интересна и увлекательна. Подумайте хорошенько: все ли, что делаете, приносит удовольствие? Что именно не нравится? По какой причине Вы поступаете тем или иным образом?

    • Для своих детей я — лучшая мать хотя бы потому, что решилась их родить. Отсутствие совместных игр с ними не может говорить о том, что я их не люблю. Только мне решать, как их воспитывать. Поэтому мнение других мам о том, что я что-то делаю «не так» — ошибочны. Я стремлюсь к тому, чтобы поддерживать с ними близкие отношения.
    • Для мужа я — идеальная жена, раз он предложил именно МНЕ выйти за него замуж. Все мои недостатки уравновешивают его. Вместе мы семья, поэтому спокойно переживем и радость, и горе.
    • Отсутствие порядка в доме — не повод для трагедии. В любом жилье можно найти домашнюю работу, но это не значит, что следует ей уделять все свое свободное время.

    П.С. Когда-то я сама жила в полном неудовлетворении собой. Стремилась заучить побольше формул, фактов, данных о различных предметах, чтоб «козырнуть» эрудицией в кругу других. К счастью, я поняла, что намного интереснее научиться общаться с другими людьми, а не «блистать» своим умом.

    Специально для LadySpecial - Katbula