Конспект урока на тему "правописание ь после шипящих у глаголов". Урок с презентацией «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных

Тема урока: Мягкий знак после шипящих на конце слов. (5 класс)
Цель урока:
1) Научить ориентироваться в написании мягкого знака после шипящих на конце слов на основе классификации частей речи.
2) Развивать логическое мышление.
3) Прививать интерес к предмету.

Планируемые результаты:
Личностные:
Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
Определение границы незнания, коррекция собственных задач.
Познавательные:
Выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи.
Регулятивные:
Осознание самого себя как движущей силы учения
Коммуникативные:
Умение работать в парах, эффективно сотрудничать.
Участие в диалоге на уроке.

Ход урока

1.Мотивационная установка на сотрудничество (от лексического значения приставки СО (вместе):
Собеседники - те, кто вместе? (беседуют)
Сотрудники - те, кто вместе? (трудятся)
Будем вместе хорошо трудиться на уроке?
2.Актуализация опорных знаний Зрительный диктант. Слайд №2 (Текст на экране) Орфограммы пропущены
В этот час такая тиш..!
(Не) шурш…т в р…ке камыш…
Ветер свеж, и ты (не)спиш…
Порядок работы
Орфоэпическое чтение учителем
Работа над пропущенными орфограммами - гласными с помощью открывающихся планшетов с гласными буквами (дети показывают нужную букву)
Объяснение других орфограмм
Устное воспроизведение (текст скрыт).
Письмо по памяти.
3. Физминутка – фономассаж(произносим звуки [ М, Н, В, З,Ж] , проводя по массажным линиям лица. Последнее движение - поколачивание грудины со звуком [Ж].
4. Переход к теме урока от звука [Ж].
- Какой звук вы произнесли последним?
- Дайте характеристику этого звука (согласный, звонкий, твёрдый).
-Что ещё вы знаете об этом звуке? (шипящий).
- Назовите шипящие звуки [Ж], [Ш], [Щ’], [Ч’].
- Какие по твердости – мягкости звуки [Ж] [Ш ]? (всегда твердые, не имеют мягкой пары).
-Какие по твёрдости -мягкости звуки [Ч’] [Щ’]? (всегда мягкие, не имеют твердой пары)
- Можно ли смягчить[ Ж ], [Ш],если написать после букв Ж,Ш мягкий знак?
-Станут ли твердыми [Ч’], [Щ’], если не написать после букв Ч, Щ на конце мягкий знак?
-Почему же иногда пишем ь?
Это традиционное написание(«традо» - передаю) Такое написание нам передали наши предки, и я уверена, что мы будем писать грамотно, чтобы никто не мог нас упрекнуть в неуважении к нашим предкам и нашему языку. Слайд №3 Будем помнить слова Александра Сергеевича Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие»

Давайте найдем в тексте написанного зрительного диктанта слова с шипящей на конце, определим, к какой части речи они относятся, и составим таблицу.
5.Составление таблицы . Слайд №3
Мягкий знак после шипящих на конце слова
Существительное 3 скл Ь
Не 3 скл Не пишем Ь
Краткое прилагательное Вопрос каков? Не пишем Ь
Глагол Всегда Ь

6.Рассказ по готовой таблице с приведением примеров.

7. Работа в парах: слайд №5 дописать пословицы
Поспешишь –
Без труда
С кем поведёшься,
Шила в мешке
Что посеешь,

8.Чтение стихотворения, иллюстрирующего применение изученного материала (читает подготовленный ученик) слайд№6
Если к слову с шипящей ты задал вопрос:
Это кто? Мышь, камыш или брошь?
Ты, дружок, не спеши,
А сначала склоненье над ним напиши.
Если третье склоненье,
То, отбросив сомненье,
Мягкий знак непременно
Ты в конце напиши!
А не третье склоненье-
Никогда не пиши!

А какая беда нам грозит, если не научимся применять правило? (приходим к выводу, что самая страшная беда - быть безграмотным)
Я уверена, что эта беда нам не грозит. Давайте проверим!
9. Слайд №7- 9
Замените данные слова существительными с основой на шипящий, укажите склонение
Доктор – врач 2 скл
Поддержка –
Неправда –
Родник –
Сила –
Друг –
Безветрие –
10. Получи 5
1 2 3
1. вещ.. глуш.. печёш..

2. помощ.. грач.. круч..

3. брош.. мыш.. бежиш..

4. луч.. дач.. доч..

5. несёш.. печ.. молодёж..

10. Интерактивный тренажёр «Мягкий знак после шипящих в конце слова».

11. Рефлексия. Ребята, у вас на столах есть картинки: солнышко и облачко.
Это символы (знаки) вашего настроения на уроке и отношения к тому, что и как вы сегодня смогли сделать (большая часть детей выбирает на этом уроке солнышки)
Положите в дневник карточку с домашним заданием.
12. Домашнее задание дается каждому индивидуально.
На карточке слова, например: рыбка, заяц, неправда, шило и т.д. Задание: вспомнить или найти пословицы с этими словами, объяснить написание мягкого знака после шипящих на конце слов.

Презентация на тему: Написание ь после шипящих на конце слова

Ход урока:

I. Орг. момент. Настрой на работу.

Итак, друзья внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок.

- Прочитайте пословицу на доске.

Знания собираются по капле.

Как вы понимаете её смысл? Каждый день вы узнаёте что-то новое и ваши знания по капельки собираются в огромное море знаний.

Сегодня на уроке мы добавим ещё одну капельку в ваше море знаний?

II .Словарная работа Картинный диктант :

Слово Президент 1 Декабря –День Первого президента

III .Минутка чистописания.

Дружба, дружный, дружить

Отгадайте букву, которую будем писать на минутке чистописания. Эта буква в корне имени существительного обозначает согласный, твёрдый, звонкий, парный. шипящий звук. Буква Ж

Какие согласные называются шипящими? При их произношении воздух выходит с шипением.

Назовите шипящие звуки. [Ч,], [Ш], [Щ,], [Ж].

Что вы знаете об этих звуках?

-[Ч,], [Щ,]-всегда мягкие

-[Ш] ,[Ж]-всегда твёрдые, они парные

Какие буквы будем писать на минутке чистописания? Открываем тетради, записываем дату, классная работа.

Посмотрите на доску, вспомните как правильно пишутся строчные буквы же,ша,ща,че.

Придумайте и напишите цепочку из этих букв.

Пишем красиво, обращаем внимание на ширину, высоту и наклон букв.

Молодцы! Аккуратно написали

И нисколько не устали.

IV .Орфографическая разминка

Без терпен…я нет умен…я

Бол…ше думай, мен…ше говори.

Какая буква пропущена? Какова роль мягкого знака в словах?

Когда пишется раздел. ь знак?

Когда пишется мягкий знак, обозн. мягкость?

V . Учебно-познавательная деятельность

1.Постановка проблемы. Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи

Анаграммы : деньки, стулья, морковь, ульи, речь. Я предлагаю вам составить слова

Что объединяет эти слова? - В каждом слове есть Ь

Какую роль выполняет Ь в русском языке? - Служит показателем мягкости согласных звуков.

Разделите слова в два столбика.
- О чем задумались во время работы? (куда выписать слово «мелочь»).
- На какой звук оканчивается слово? (мягкий, шипящий).
- Давайте закроем мягкий знак, и произнесем это слово. Что заметили? (слово произносится так же, как и с мягким знаком).
- Нужен ли мягкий знак для обозначения мягкости согласного [ч]? (нет).
- Значит, мягкий знак выполняет какую-то новую работу, о которой мы узнаем на этом уроке .

2.Определите тему урока.

Какую цель ставите перед собой? . (Научиться писать существительные с шипящими на конце,)

3. Открытие детьми нового знания.

На экране слова:
Мяч, дочь, ключ, вещь, лещ, молодежь, кулич, ночь. уж, мышь,

Я предлагаю вам исследовать слова.

-Какой частью речи являются данные слова?

Распределите имена сущ. в 2 столбика по родам.

-Какой звук слышится в конце слова?

-Почему в одних случаях на конце после шипящих пишется ь знак, а в других нет?

Какой вывод можно сделать?

Сформулируйте правило написания мягкого знака в словах

(мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., а у существительных мужского рода с шипящим на конце мягкий знак не пишется).
- Какова же роль мягкого знака в эти словах? (грамматическая , он указывает на род имени существительного. Есть мягкий знак после шипящего – ж. р., нет мягкого знака – м. р.)

Мягкий знак после шипящих

Просит знаний настоящих .

Составьте алгоритм действий. Используя данный алгоритм, потренируемся в написании существительных.

VI . Интеллектуальные преобразования

1.Применение новых знаний

Замени одним словом :

Она бывает устной и письменной Он бывает тупой и острый (на кухне)

Верный преданный друг Правда лучше, чем

Вкусный, свекольный, наваристый Чёрная птица, вестник наступающей весны

Предмет, на котором ездил Емеля Маленький ребёнок

Добыча охотника. Середина ночи.

Горчица оставляет во рту …. Морской, речной бывает он

2. Закрепление

а) Работа в паре.

Сейчас в паре я предлагаю вам выполнить задание, которое я приготовила для вас, чтобы вы себя проверили, как научились писать слова с новой орфограммой.

Слова в скобках напиши в форме единственного числа

Горячая(печи) Дорогая(вещи)

Круглый (обручи) Верный(товарищи)

Яркий(лучи) Большой(гаражи)

Летучая(мыши) Красивый(плащи)

Острый(мечи) Высокий(камыши)

Зимняя(ночи) Зимняя(ночи)

Проверка самостоятельной работы.

Как выполняли работу?

(Дети объясняют последовательность выполнения работы.)

Момент контроля.

Поднимите руку те, кто справился с заданием без ошибок. Что вам помогло? (Использование алгоритма при работе).

У кого были допущены ошибки? Какие слова вызвали затруднения? Почему?

б). Работа в группах

О каких правилах надо помнить, работая в группе?

- будьте доброжелательны по отношению друг к другу;

- до конца выслушивайте мнение каждого члена группы;

- помогайте друг другу в работе;

- отстаивайте свою точку зрения.

1.Подбери к каждому слову однокоренное имя существительное, с основой на шипящий.

Дикий -…,тихий-…, глухой-…,кирпичный-…

овощной-…, дрожать-…,плакать-… ,чертить-….

2.Вставь подходящие имена существительные с шипящими на конце.

1) … за товарища в огонь бросается. 2) Здоровому и …. не нужен.3)Хорошую … хорошо и слушать. 4) Каждая …хороша на своём месте. 5) Как ни долга …, а рассвет будет.

Слова для справок: товарищ(?), врач(?), ноч(?), реч(?),вещ(?)

3.Составьте и запишите предложения из данных слов (записаны на доске):

по, малыш(?), берегу, бегал, реки.
холодный, овраге, ключ(?), в, шумит.
на, веселилась, площадке, молодёж(?).
плащ(?), от, защитил, дождя, меня.
отец, багаж(?), вещи, в, сдал.

Проверка

3).Физкультминутка

Мы заданья выполняли и немножечко устали

Я буду называть слова. Если услышите им. сущ. с шипящим на конце и оно будет ж.р., то хлопайте в ладоши

Ёж, лещ, вещь, печь, гараж, грач, рожь, скрипач, молодёжь, товарищ, чиж, ночь.

4.Контроль знаний. Тест (самостоятельная работа)
А сейчас предлагаю вам провести небольшой тест, который позволит вам обобщить свои знания.

1. Мягкий знак может выполнять:

м) 3 роли;

) 2 роли;

) 1 роль.

2. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного...

о) пишется в корне слова между двумя согласными или на конце слова;

) пишется только на конце слова;

) после приставок между согласными;

3. Разделительный мягкий знак пишется…

) между двумя согласными;

л) между согласной и гласной в корне слова;

) после приставок, которые оканчиваются на согласную перед гласными;

4. На конце существительных ж. р. после шипящих:

о) всегда пишется мягкий знак;

) не пишется мягкий знак.

5. На конце существительных м. р. после шипящих:

д) не пишется мягкий знак;

) пишется мягкий знак.

6.В каком слове нужно дописать ь знак?

) скрипач

) циркач

е) полноч

7. Мягкий знак после шипящих на конце существительных указывает:

ц) на род существительных;

) на число;

Посмотрите внимательно на буквы, которые вы записали? Какое слово у вас получилось? МУИНЧАК-УМНИЧКА

Сегодня на уроке вы все были умнички! Хорошо работали по группам и в парах, были внимательны и активны.

VII. Оценки за урок

VIII. Рефлексия.

Сядьте удобно, закройте глаза и прикройте их сверху ладонями.

Отдохнём одну минуту,

Восстановим зоркость глаз,

И почувствуем всем телом,

Как тепло согрело нас.

Как уютно в нашем классе,

Ни печали, ни тревог,

Потрудились славно дети,

Завершается урок!

Открываем глазки .

Закончи предложения

-Сегодня на уроке я узнал…

Мне понравилось…

Мне показалось трудным…

Я могу использовать эти знания….

Я оцениваю свою работу на уроке на…..

У вас на парте лежат капельки вашего нового знания, если вам на уроке было легко, интересно и вы во всём разобрались- возьмите каплю синего цвета.

Зелёную – если иногда вы испытывали трудности и сомнения, вам не очень понравилась работа на уроке.

Жёлтую ,- вам было не очень интересно на уроке и вы не очень разобрались в новой теме.

А теперь опустите свою капельку нового знания в наш океан знаний. Ребята выходят к доске и прикрепляют свои капельки на доску.

IХ. Домашнее задание(дифференцированное)

Кто выбрал синюю капельку – ваша карточка синего цвета.

Исправь ошибки в тексте

Кончается короткая летняя ноч. Первый лучь сонца упал на ландыш. Потом луч заглянул в лисной прозрачный ключь. Утреннюю тиш нарушала только наша речь.

Кто выбрал зелёную капельку– ваша карточка зелёного цвета. Подбери подходящие по смыслу слова с шипящим согласным на конце. Напиши.

Устная …., мой весёлый звонкий…, летучая …, найти в лесу душистый …, вставить в замок …,чёрный …, тёмная …, ночной …,скорая … .

Кто выбрал жёлтую капельку – ваша карточка жёлтого цвета. Запиши текст, вставь где нужно ь на конце существительных.

В полноч(?) на манеж(?) вышел циркач(?) и его доч(?). На нем был плащ(?). У девочки на платье блестела красивая брош(?). Скрипач(?) играл марш(?). Вот морж(?) поймал мяч(?). В зале стояла тиш(?).

Урок закончен. Спасибо всем за работу! Желаю удачи!

Урок русского языка Тема: Правописание ь после шипящих у глаголов Цели урока: 1) закрепить умение писать Ь после шипящих в глаголах; 2) систематизировать знания учащихся о правописании Ь в словах разных частей речи после шипящих; 3) развивать внимание, речь, память, логическое мышление детей. 4) развивать умение прислушиваться к другому мнению
Тип урока: урок закрепления первичных знаний
Формы работы: фронтальная, групповая, парная. (Дети сидят в группах по 4 человека) Ход урока

    Организационный момент.
Придумано кем-то просто и мудро, Здороваться просто Доброе утро. Доброе утро солнцу и птицам, Доброе утро улыбчивым лицам. И каждый становится добрым, доверчивым, Пусть доброе утро продлится до вечера. Мне очень приятно, что я могу сказать вам сегодня: «Доброе утро». проверка готовности к уроку; II. Запись домашнего задания
III. Словарная работа.Сейчас я предлагаю вам расшифровать загаданные слова. Сейчас эти слова представлены в виде цифр. Вы должны их расшифровать. А что значит расшифровать? (Предположения детей) Если у нас возникли разногласия или мы сомневаемся в значении слова, что нам может помочь? (Толковый словарь) Ищем в толковом словаре Ожегова слова «шифр», «расшифровать» и зачитываем. Шифр – система знаков, цифр для секретного письма. Расшифровать – прочитать секретное письмо с помощью шифра, кода. (Парная работа) 1
3012145 – стеречь 39145 – сжечь 87645 – плачь 8764 - плач Что вы можете сказать о двух последних словах? Почему в одном случае на конце слова есть ь, а в другом случае его нет? Во время работы 1 человек работает у доски по индивидуальному заданию. Замени данные словосочетания глаголами начальной формы. Оказывать помощь – Очищать пол от сора – Вести наблюдения – Давать совет- Ничего не говорить- Давать совет – Работа сторожа –
IV. Повторение изученного материала материала. Какую часть речи мы начали недавно изучать? Что вы знаете о глаголе? Давайте вспомним известные нам случаи правописания мягкого знака после шипящих на конце слова. (Дети называют известные им случаи, а учитель вывешивает карточки на доску) Ь пишется Ь не пишется 1. У существительных 3-го склонения 1. У существительных жен. рода 1- 2. У глаголов го склонения во мн. числе в Р.п. . 2. У существительных муж. рода 2- го склонения. 3. У имён прилагательных в краткой форме
V. Определение темы урокаКак вы думаете, чем мы будем на уроке заниматься? (высказывания детей с опорой на таблицу) Сейчас я буду читать вам слова. В каждой группе слов есть одно лишнее. Вы должны найти его и записать в тетрадь. (2 учеников работают у доски, остальные в тетрадях) - дочь, луч, тишь, вещь; - сторож, колюч, могуч, похож; - много встреч, семь задач, упал с крыш, быстрая мышь - шутишь, ешь, чушь, несёшь Проверка выполнения работы с пояснениями.
VI. Физминутка
VII. Работа в группах. Откройте учебник на с. 97 упр.3 Прочитайте задание. Что мы должны сделать? (распределить слова на группы) Известно ли нам на какие группы нужно разделить слова? Предложите на сколько групп мы будем делить слова и какие это будут группы. (5 групп 1. Существ 3-го склонения 2. Существ жен. рода 1- го склонения во мн. числе в Р.п. 3. Глаголы 4. Существ муж. рода 2 - го склонения. 5. Прилагат. в краткой форме Каждая группа ребят выписывает слова одной группы)
Одна группа выполняет другое задание Вставьте пропущенные слова. Ведро дало …, и вода стала … Надо растопить …, чтобы пирог … Шила в мешке не … Семь раз отмерь, один …
Проверка выполнения работы VIII. Подведение итогов урока- Чем мы занимались на уроке? Что вам понравилось? Что было трудно? Выставление отметок. Спасибо за работу.

Список используемых материалов 1 Учебник «Русский язык 4 класс»С. В. Иванов и др. – М.: Вентана-Граф, 2010 2 «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, «Оникс», 2000 3 «Справочное пособие по русскому языку» О. В. Узорова, Е. А. Шведова. – ЗАО «Премьера», 2010

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа д. Чуртан

Конспект урока русского языка в 4 классе

Тема: Мягкий знак в глаголах после шипящих.

Подготовила и провела

учитель 4 класса

Ибрагимова Н.Г.

2014-2015 уч. год

Тема: Мягкий знак в глаголах после шипящих

Тип: изучение нового материала (по теме первый урок из 2-ух)

Цель : создать условия для формирования умения писать мягкий знак после шипящих в глаголах; о трабатывать навык правописания мягкого знака на конце слова после шипящих в именах существительных, именах прилагательных краткой формы.

Планируемые результаты образования:

    Предметные : научатся находить и правильно писать в словах орфограмму – букву ь в глаголах после шипящих, отличать от сходных по отдельным признакам других орфограмм

    Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):

Познавательные : общеучебные - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, принимать и сохранять учебную задачу; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить; применение правил написания мягкого знака после шипящих в глаголах;

Регулятивные : определять цель деятельности, развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать закономерность, составлять алгоритм, работать по алгоритму; коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; контроль и самоконтроль – различать способ и результат действия; осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге, учебном процессе.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – реализовывать в процессе групповой работы правила совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать выводы; владеть монологической и диалогической формами речи; соблюдать нормы речевого этикета.

    Личностные : применяют приобретенные навыки в практической деятельности; соотносят собственный ответ с предложенным вариантом; развивают умение аргументировать свою точку зрения; контролируют и оценивают выполненную работу; расширяют учебно-познавательные интересы; стремятся к улучшению результатов учебных действий; понимают и осознают необходимость выполнения школьных требований.

Оборудование: ИД; учебник «Русский язык» 4 кл., 1часть, автор – С.В. Иванов, М. «Вентана –Граф» 2014; рабочая тетрадь «Пишем грамотно» 4кл., №1, автор – М.И. Кузнецова, М. «Вентана-Граф», 2014; карточки для работы.

Формы работы на уроке:

    работа в группах;

    работа в парах;

    самостоятельная работа;

    самопроверка;

    взаимопроверка;

    самоанализ;

  • контроль результата

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Метод. комментарий

Этап 1.Формирование положительного психологического настроя на предстоящую работу.

Данный этап работы настраивает обучающихся на определенный вид работы, развивая личностные и образовательные компетенции

Учащиеся развивают навыки работы в группе, коллективе по определённым договорным правилам.

Эта работа обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной деятельности. Используется метод «Мозговой штурм», развивающий мыслительно-речевую деятельность, умение отстаивать своё мнение, побуждающий к языковой дискуссии, воспитывающий умение вести деловое общение.

Этапы 3, 4 способствуют развитию учебно-познавательной, образовательной компетенции, где обучающиеся в результате возникшего противоречия в знаниях ставят себе цель и задачи работы, планируют её через способы организации целеполагания.

На 5, 6 этапе урока

добросовестность работы обеспечивается взаимозависимостью членов группы и заинтересованностью в конечном результате.

Работа на данном этапе урока способствует

развитию информационной, кооперативной компетенций. Дети учатся использовать средства информации, отбирать, преобразовывать необходимую информацию. Развивают УУД, в частности предметные – знакомятся с правописанием глаголов с шипящими, логические – выделять общие признаки, сравнивать, анализировать, обобщать и делать вывод; регулятивные– сохраняют У/З

контролируют и оценивают работу свою и одноклассников. Постоянное обращение к графическим опорам на уроке способствует развитию зрительной, слуховой, двигательной (моторной) памяти.

Обучающиеся выполняют процессуальный анализ работы на уроке и индивид-ю систему оценок результата работы, делают самооценку работы на уроке. Конкретизируют противоречия в знаниях, учебных действиях.

Я рада нашему уроку,

Мне с вами интересно, друзья!

Разные ваши ответы

С удовольствием слушаю я.

Мы сегодня будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся дружок.

Урок русского языка. Мы снова отправляемся в страну родного языка.

Чему учимся на уроках русского языка?

- Какие области русского языка мы изучаем?

ИД Слайд №1

В какой области мы остановимся, вы определите сами чуть позже.

Говорить и писать правильно.

Области: «Как устроен наш язык», «Правописание», «Развитие речи».

Этап 2.Актуализация знаний по теме « Мягкий знак после шипящих на конце слов разных частей речи». Мотивационный.

Сегодня на уроке я предлагаю организовать работу в группах, парах и индивидуально.

Ваши предложения?

Какие организационные правила применим в работе?

1.Работа по карточкам.

Задание. Прочитайте слова. Распределите слова на группы по общему основанию. Запишите слова, раскройте скобки и докажите свой выбор.

Молодёж(ь), береч(ь), кирпич(ь), реч(ь), хорош(ь), жду встреч(ь), отреж(ь), много задач(ь), морж(ь), колюч(ь), плащ(ь), поеш(ь).

- Какое основание дляопределения групп слов?

Обозначьте правило правописания орфограммы в словах каждой группы графической моделью.

Миниитог.

Что нужно знать, чтобы правильно писать слова с шипящими на конце разных частей речи?

Поднимите руку тот, у кого были затруднения.

Над чем нужно поработать?

Какая группа слов вызвала противоречие?

Какой частью речи являются слова? Как вы определили, что это глаголы?

Почему возникло противоречие?

    Высказывать свое мнение, слушать мнение других, обсуждать, доказывать, делать вывод.

    Контролировать действия и результат работы.

    Оценивать действия и результат работы символами.

    +

    ?

    -

    Фиксируем в тетрадях на полях.

1.Работа в группах. (Итог работы фиксируется на доске)

1)молодёжь, речь – ж.р., 3-склонение.

2)кирпич, плащ, морж –м.р., 2-склон.

3)хорош, колюч –кр. форма им. прилагат.

4)много задач, жду встреч – 1- скл., мн.ч., Р.п.

не изучали.

Орфографическое.

Обозначают правило правописания орфограммы каждой группы слов графической моделью и устно проговаривают.

(на доске)

С 3ск.- ш,ж,щ,ч + Ь;

С 1,2ск. –ж,ш,щ,ч –нет

П кр.ф. – ш,ж,щ,ч - нет

Вспомнили и закрепили правописание мягкого знака на конце слов после шипящих разных частей речи.

Самооценка.

    + - самостоятельно и без ошибок выполнял работу.

    ? – работал самостоятельно, но были ошибки.

    - – самостоятельно работать не мог.

5)береч(ь)), отреж(ь), поеш(ь) - ?

Глаголы. Обозначают действия и отвечают на вопросы: что делать? что сделай? что сделаешь? и др.

Не изучали правописание мягкого знака после шипящих в глаголах.

Этап 3.Определение темы урока.

В какой области русского языка мы сегодня остановимся?

ИД слайд №2

Какую цель поставите себе на уроке?

Сформулируйте тему урока, опираясь на цель урока.

Правописание.

Узнать, нужно писать или нет мягкий знак после шипящих в глаголах.

«Мягкий знак после шипящих в глаголах»

Этап 4. Целеполагание. Планирование работы.

- А кто сможет определить задачи нашего урока?

У – О чем должны узнать на уроке?

Чему мы сегодня будем учиться?

Р – Что будем развивать?

О – Что будем объяснять?

К – Что будем контролировать?

-Как построим нашу работу?

ИД Слайд №3

У узнать о правописании мягкого знака в глаголах после шипящих;

- учиться писать правильно мягкий знак в глаголах после шипящих.

Р – развивать орфографическую зоркость, внимание, речь.

О – объяснять правописание и значение слов.

К контролировать свою работу и работу одноклассников.

По плану.

И + Н (исследуем и наблюдаем)

ОНЗ (открываем новые знания)

ВП (выводим правило)

ПЗ (применяем знания)

К + О – Р (контролируем и оцениваем результат работы)

Этап 5. Открытие детьми нового знания.

    Работа по учебнику.

Задание.

Прочитайте предложения.

Найдите слова, в которых на конце после шипящих стоит мягкий знак.

Определи, к какой части речи относятся выделенные слова?

В каких формах они стоять?

- Прочитайте задание и задайте вопросы на понимание.

Что вы прочитали?

Объясните значение любой пословицы по выбору.

Какие слова вы нашли в предложениях?

Какой частью речи являются выделенные слова?

В каких формах они стоять?

ИД Слайд №4

- Какое общее основание в данных словах?

Сделайте свой вывод о правописании орфограммы в словах.

Как вы проверите свой вывод?

Проверьте, правы ли вы в своём утверждении.

Что скажите о своем выводе.

Сформулируйте правило.

Сделайте графическую модель правила (опору).

Вернемся к пятой группе слов береч(ь)), отреж(ь), поеш(ь) - ?

Вы сможете открыть скобки?

Как напишите глаголы данной группы?

Откройте скобки карандашом.

Обозначьте графической моделью правило правописания орфограммы в словах.

Сформулируйте правило правописания орфограммы в словах, опираясь на графическую модель.

Проследим наше продвижение по плану работы.

Что выполнили?

На каком этапе работы находимся?

Поднимите руку тот, у кого были затруднения.

Над чем нужно поработать?

Работа в группах.

Предложения, которые являются пословицами.

Объясняют значение пословицы по выбору.

- Глаголы.

отрежь (что сделай?, 2 л. ед.ч.)

погонишься (что сделаешь?, 2 л . ед.ч.)

поймаешь (что сделаешь?, 2л.ед.ч)

едешь (что делаешь?, 2л. ед.ч.)

будешь (что сделаешь?, 2л. ед.ч.)

испечёшь (что сделаешь?, 2л. ед.ч.)

беречь (что делать?, н.ф.г.)

- Орфографическое .

-В глаголах после шипящих нужно писать мягкий знак.

Читают правило в учебнике на стр. 108, рубрика «Тайны языка»

Наш вывод совпадает с правилом в учебнике. Значит он верный.

Г- ш, щ, ч, ж +Ь

5) береч(ь)), отреж(ь), поеш(ь) - ?

С мягким знаком после шипящей.

Открывают скобки карандашом.

- Г- ш, щ, ч, ж +Ь

- Во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак.

Анализируют план работы.

Оценивают символами: +, ?, -

Этап 6. Первичное закрепление.

    Динамическая пауза.

Мы много работали, давайте отдохнем. Поиграем в игру «Будь внимательным».

- Контролируйте свои действия, чтобы в конце игры вы могли оценить свой результат.

- Я называю слово, если Ь знак пишется – стойте, если отсутствует – присядьте.

Сидишь, мяч, рожь, стеречь, хорош, думаешь, плывёшь, много туч, оторвёшься, могуч, глушь.

Миниитог.

- Сядьте те, кто не ошибся!

(Обращаюсь к тем, кто ошибся.)

    Работа по учебнику.

Стр. 108, №2.

Записать слова в три столбика. В 1-й – глаголы в начальной форме. Во 2-й – глаголы в форме 2-го лица, ед. числа, в 3-й – глаголы, выражающие совет, просьбу, приказ (о том, как называется такая форма глаголов, ты узнаешь чуть позже).

Не забывай писать Ь после шипящих!

- Прочитайте задание и задайте вопросы на понимание.

Что нужно помнить, чтобы правильно писать слова с шипящими?

- Проверьте свою работу, сравните с образцом на доске.

ИД Слайд №5

Поднимите руку тот, кто допустил ошибки.

Над чем нужно поработать?

    Работа в рабочей тетради «Пишем грамотно» №1.

Стр. 31, №2.

Исследуйте таблицу. Запишите свои примеры в таблицы.

- Прочитайте задание и задайте вопросы на понимание.

- Проведите контроль результата работы своих одноклассников.

    Экспресс – опрос.

(Лист размером 5см на 20 см оформлен заранее: на листочках сверху имя, слева числа от 1 до 13).

Учитель называет слова, но дети их не записывают, а обозначают символами.

- Обозначения: нет Ь в слове - ; есть Ь в слове - +.

- Если затрудняетесь написать -?

- Какое слово вызвало затруднение?

Как узнать лексическое значение слова – фальшь?

Откройте словарь. Прочитайте словарную статью ФАЛЬШЬ.

Обменяйтесь листочками и проверьте работу друг друга в паре по образцу.

ИД. Образец на слайде №6.

- Кто получил +?

Уже сегодня вы получаете оценку 5, а остальные смогут поучиться писать Ь знак после шипящих завтра на уроке и дома, выполняя домашнее задание.

Оценивают символами: +, ?, -

- Задают вопросы.

1) Какой частью речи выражено слово.

2) Лексическое значение слова.

3)Правило написания орфограммы в слове.

2.Работа в группах.

Самопроверка.

нач. ф. гл. 2 л.,ед.ч.

беречь думаешь

обжечь стоишь

поджечь говоришь

стричь сидишь

помочь бежишь

кричишь

съешь поёшь

спрячь летишь

Оценивают символами: +, ?, -

3.Самостоятельная работа.

- Фронтальная проверка результата работы.

После шипящих Ь пишется:

    у имен сущ. 3-его скл.: дочь, ночь и т.д.

    у глаголов во все формах: идёшь, поешь, слышишь и т.д.

После шипящих Ь не пишется:

    у имен сущ. 1-го и 2-го скл.: нет туч, много задач, плащ, нож и т.д.

    у имён прилаг. в краткой форме: пригож, хорош, могуч, скрипуч и т.д.

Взаимооценка результата работы.

4.Самостоятельная работа.

  1. отрежьте +

  2. дремлешь +

  3. чертишь +

    желаю удач -

    фальшь?, +

- Фальшь.

Мы не знаем значение слова фальшь , поэтому не можем определить часть речи.

В толковом словаре.

- ФАЛЬШЬ – 1. Несоответствие тону в пении, музыкальном исполнении. 2. Неискренность, лицемерие. 3. Обман, мошенничество. Сущ. ж.р.

Взаимопроверка пастой другого цвета. Взаимооценка.

Этап 7. Подведение итога урока.Рефлексия.

Предлагаю определить домашнее задание.

Проанализируем, насколько мы выполнили наш план работы на уроке и решили задачи урока по теме «Мягкий знак после шипящих в глаголах»

- Что не выполнили из запланированного на урок?

- Какие задачи не решили?

-Какую задачу возьмем на следующий урок и продолжим её решать.

Какой алгоритм действий поможет вам правильно писать слова с шипящими на конце?

Что было самым главным на уроке?

Что нового узнали о правописании Ь после шипящих?

Где эти знания сможете применить?

Проанализируйте свою систему оценок результата работы в течение всего урока.

Ребята, встаньте, пожалуйста, те, кто доволен результатом своей работы на уроке и с хорошим настроением уходит с урока?

(Обращаюсь к тем, у кого возникали противоречия в работе).

Какие вопросы необходимо решить?

Спасибо всем за работу

- Д/з : уч. С. 108, правило; Р.Т. стр. 34№1, №2(по выбору)

- Обосновывают выбор Д/з.

Выполнили все.

- Решили все задачи.

Учиться писать правильно мягкий знак в глаголах после шипящих и словах других частей речи.

Алгоритм

1) Определить какой частью речи выражено слово.

2) Объяснить лексическое значение слова.

3)Применить правило написания орфограммы в слове.

- Во всех глагольных формах после шипящих пишется Ь.

На уроках русского языка.

Для того чтобы двигаться вперед, изучая русский язык.

В жизни, например, чтобы написать письмо т.д.

Анализируют систему самооценки результата работы на каждом этапе урока.

Урок по русскому языку для 5 класса « Ь после шипящих в конце имён существительных и глаголов». (На изучение данной темы отводится 2 часа).

1 урок.

Цели урока:

- повторить и закрепить знания учащихся о правописании Ь после шипящих на конце слов у существительных и глаголов, полученных в начальной школе;

Формировать у учащихся навык правописания Ь после шипящих на конце слов у существительных и глаголов и орфографического анализа.

Задачи:

- обучающие: тренировать учащихся в опознавании орфограммы и способам обозначения этого типа орфограмм; закрепить правило правописания Ь после шипящих на конце слов у существительных и глаголов

в практической деятельности учащихся;

- развивающие: развивать орфографическую зоркость, речевой слух, навык графического обозначения орфограммы; развивать познавательную активность;

- воспитательные: прививать интерес и любовь к русскому языку; воспитывать чувства заботы, внимания, доброты в отношениях с родителями.

Тип урока: урок повторения и закрепления.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, видеоролик, звукозапись песни «Спят усталые игрушки», проектор.

Ход урока.

    Орг. момент (2 минута)

Здравствуйте, ребята! Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем.

II. Сообщение темы и цели урока. (3 минуты)

Ребята, посмотрите на эпиграф к уроку. Слайд 1

Просит знаний настоящих

Мягкий знак после шипящих.

О чем пойдет речь на уроке, как вы думаете? (о правописании мягкого знака после шипящих).

Да, ребята, на сегодняшних уроках (т.к. у нас их два) мы повторяем, и закрепляем правила правописания Ь в конце сущ. и глаголов.

2 слайд.

Цель нашего первого урока: научиться правильно писать Ь в конце существительных, а второго урока – на конце глаголов.

Слайд 3 .

Запишите число, кл. работа и тему сегодняшнего урока, она доске. (3 мин)

III. Повторение и закрепление знаний о правописании Ь после шипящих на конце слов у существительных и глаголов.

1) Фронтальная беседа (4 минуты).

Вспомните, что такое существительное?

Сколько склонений у существительного?

Опираясь на таблицу 3-х склонений имен существительных, скажите какие существительные относятся к 1 скл.? Ко 2-му скл.? К 3-му скл.? (Примеры).

Слайд 4.

Чтобы правильно определить склонение существительного, в какой форме нужно поставить это существительное?

(В Н.ф., И.п., ед.ч.)

2) Работа с учебником. (6 минут)

Ребята, откройте учебники на стр. 33, Упр.76.

Выполнение упражнения на доске (1 ученик) и в тетрадях, опираясь на таблицу и материал, который мы повторили, выделяя орфограмму.

(На доске: Правильно выделяй орфограмму! Камы ш (не 3 скл.), мы шь (3 скл.)

Упр.76 (2). Сверим наш вывод с правилом в учебнике. Прочитайте правило на стр.34 (читают вслух).

- Ребята, кто не разобрался, когда пишем Ь после шипящих на конце имен существительных?

3) Физминутка. (2 минуты) - Сейчас мы отдохнём, но не будем забывать про тему нашего урока. Тихонько встаньте. Если я называю существительное 3 скл. – приседают девочки, 2 скл. – подпрыгивают мальчики. Вот здесь – то я и проверю, как вы усвоили данный материал. Будьте внимательны! Вещь, ключ, дочь, врач, помощь, морж, дочь, брошь, ткач.

4) Показ видеоролика и последующее выполнение задания к нему по цепочке. (10 мин.)

- Назовите и запишите только те существительные, в конце которых пишется Ь. А какие это существительные? (сущ.3 скл.)

(Включаю заново по абзацам видео без звука, дети выбирают слова и записывают их, подчеркнув орфограмму).

5) Творческое задание. Самостоятельно. Слайд 5. (5 минут)

Подберите синонимы, которые оканчиваются на шипящую (какие слова мы называем синонимами?): Доктор (врач)

Родник (ключ)

Друг (товарищ)

Подберите антонимы, которые оканчиваются на шипящую (какие слова мы называем антонимами?) :

День (ночь)

Правда (ложь)

Нищета (роскошь)

6) Проверка творческого задания.

7) Работа с текстом. (7 минут)

А сейчас поработаем с текстом, в котором говорится об одном из жанров устного народного творчества. А о каком – догадайтесь, прослушав эту запись.

(Звучит колыбельная «Спят усталые игрушки…»).

Угадали какой жанр?

Слайд 6 (Ученик читает) Колыбельная – это песня, которой убаюкивают ребёнка. Взрослые замечали, под какие слова и напевы дети лучше засыпают, повторяли их, запоминали, передавали следующим поколениям. Слова эти ласковые, певучие. Говорится в них о тишине, покое. И очень много слов с шипящими звуками:

Слайд 7. (читают)

Почему же ты не спишь,

Неспокойный мой малыш..?

Ведь вокруг такая тиш..,

Не скребётся даже мыш…

Ну, мой маленький, не плачь!

Завтра мы достанем мяч…

После мы затопим печ..

И ватрушки будем печь!

Беседа по тексту.

- Для чего мама пела ребенку колыбельную?

Какие слова она подбирала, чтобы ребенок уснул? (ласковые, нежные).

Почему детям нравились колыбельные? (потому что в них ребенок чувствовал любовь, заботу, нежность мамы).

Слайд 7 (с послед. возникновением). Назовите имена существительные с шипящей на конце, в которых вы напишите Ь знак из отрывка колыбельной песни.

Докажите, почему в этих словах нужен Ь после шипящей? (это сущ.3 скл.)

IV . Контроль и оценка знаний (1 минута).

Поработали неплохо, я довольна вами. Оценки за работу на уроке получают…

V . Домашнее задание (1 минута).

- Ребята, т.к. работу по данной теме мы продолжим на следующем уроке, дом. задание будет в конце 2-го урока.

VI . Обобщение и систематизация знаний (1 мин.).

Какое правило мы повторили и закрепили на нашем уроке?

Так, когда же у существительного пишется Ь в конце слова?

Молодцы! Я очень рада, что вы поняли материал и достигли поставленной цели. Работу по теме продолжим на следующем уроке.