Значение слова катарсис в толковом словаре. Катарсис. Психология очищения. Толкования нового времени

Катарсис В гештальте - проявление эмоции, иногда бурное (гнев, крики, рыдания), обычно приводящие к исчезновению чувства подавленности и разрядке напряжения или к дедраматизации. В гештальте специально не стремятся к катарсису, но он нередко может возникнуть спонтанно, в частности, после амплификации (Смотри: ). За ним почти всегда следует вербализация.

Краткий толковый психолого-психиатрический словарь . Под ред. igisheva . 2008 .

Катарсис

(от греч. katharsis - очищение) - связанные с получением удовольствия, процесс и результат очищающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов, вызывающих соответствующие переживания и аффекты .

Традиционно понятие К. трактуется как категория древнегреческой философии и эстетики, обозначающая сущность и эффект эстетического переживания, связанного с «очищением души» («очищением от аффектов»). Иногда понятие К. квалифицируется как категория психологии искусства . Использовалось в философии Пифагора, Гераклита, Платона, Аристотеля и др., обращавших внимание на катартическое («очищающее») действие музыки (Пифагор), сценической трагедии () и т. д. В новейшее время понятие К. получило распространение в психологии и психотерапии . В решающей мере это было обусловлено использованием его в теории и психотерапевтической практике И. Брейера и З. Фрейда (см. ) и достижение ими реального очищения психики от патогенной информации и облегчения страданий пациентов.

Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Катарсис

(катарзис)

Первоначально - эмоциональное потрясение, состояние внутреннего очищения, вызванное у зрителя античной трагедии в результате переживания за судьбу героя, как правило, завершавшуюся смертью. Сильное эмоциональное потрясение, вызванное не реальными событиями жизни, но их символическим отображением - например, в произведении искусства. Вообще - состояние внутреннего очищения, наступающее после определенных переживаний и потрясений. В психотерапии - специальный метод воздействия, направленный на выявление и разрядку бессознательных импульсов, а также - фаза лечения, в ходе коей больной вспоминает и воспроизводит забытые потрясающие сцены из своей жизни, бывшие толчком к психоневротическому заболеванию. Так клиент очищает свою психику (см. ; ). В психоанализе - специальный прием терапевтического воздействия, заключающийся в разрядке, отреагировании аффекта, ранее вытесненного в подсознание и служащего причиной невротического конфликта.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Катарсис Этимология.

Происходит от греч. katharein - очищение.

Автор.

Понятие введено Аристотелем в "Поэтике" для обозначения очищающего действия трагедии на зрителей.

Категория.

Форма эмоций.

Специфика.

Эмоциональное отреагирование. Сильное эмоциональное потрясение, которое вызвано не реальными событиями жизни, а их символическим отображением, например в произведении искусства. В смысле эмоционального отреагирования тех или иных конфликтных ситуаций это понятие стало использоваться в психоанализе. Считается что, за счет этого индивид избавляется от болезненного аффекта и невротических симптомов.

Литература.

Frank L. Die psychokatartische Behandlung neuroser Storungen. Leipzig: G.Thieme, 1927


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

КАТАРСИС

(от греч. katharsis - очищение) - термин, используемый в эстетике, в психологии искусства , психоанализе .

в «Поэтике» ввел сам термин «К.» в свое учение о трагедии для обозначения душевной разрядки, испытываемой зрителем в процессе эмоционального потрясения, сопереживания.

Л . С . Выготский в «Психологии искусства» (1925) выдвинул гипотезу о применимости понятия К. к разным видам искусства: «никакой др. термин из употреблявшихся до сих пор в психологии не выражает с такой полнотой и ясностью того центрального для эстетической реакции факта, что мучительные и неприятные аффекты подвергаются некоторому разряду, уничтожению, превращению в противоположные, и что эстетическая реакция как таковая в сущности сводится к такому К., т. е. к сложному превращению чувств»; «в этом превращении аффектов, в их самосгорании, во взрывной реакции, приводящей к разряду тех эмоций , которые тут же были вызваны, и заключается К. эстетической реакции».

В психоаналитической теории этим термином обозначается разрядка (снятие) напряжения и тревоги вследствие доведения до сознания подавленных идей, переживаний, желаний и воспоминаний. Отсюда название «катартический метод» Брейера-Фрейда, который явился предварительной ступенью к психоанализу (Б. М.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Катарсис

   КАТАРСИС (с. 294)

Греческое слово катарсис вот уже более ста лет бытует в лексиконе психологов, более того - уже стало своеобразным культовым символом, значение которого представляется ясным лишь посвященным. В самом деле, в обыденной речи оно практически не встречается, зато психологи пользуются им всякий раз, когда заходит речь о сильных переживаниях, которые, по мнению многих, человека облагораживают. Именно такого рода переживания намеренно культивируются различными направлениями практической психологии с целью личностного совершенствования.

В различных источниках можно найти несколько толкований данного понятия, которое с древнейших времен используется в философии, в частности в эстетике, а со сравнительно недавних пор - и в психологии, преимущественно в психоанализе. Обобщенная дефиниция, почерпнутая из этих источников, могла бы звучать так: катарсис - эмоциональное потрясение, имеющее очистительный, просветляющий эффект. Авторство этого понятия приписывается Аристотелю, внедрение его в психологию принято считать заслугой 3. Фрейда. Эти положения, в принципе небезосновательные, требуют, однако, некоторых уточнений.

Иногда создается впечатление, что приоритет Аристотеля в ряде случаев объясняется довольно простой причиной: в отличие от писаний многих античных мыслителей, большинство трудов этого обласканного тогдашней властью ученого были бережно сохранены и дошли до наших дней. Сохранилось, впрочем, не все - содержание некоторых работ Аристотеля известно нам исключительно в изложении позднейших трансляторов и толкователей. Это относится и ко второй части трактата «Поэтика», где греческим философом использовано понятие катарсиса. Справедливости ради следует сказать, что само это явление было описано гораздо раньше, хотя сохранившиеся упоминания об этом разрозненны и фрагментарны.

Предположительно само слово катарсис восходит к семитскому gtr - культовые воскурения; первоначально термин был связан с религиозным понятием культовой чистоты - очистительные ритуалы, приводящие к катарсису, обыкновенно открывали культовую церемонию.

Этот смысл был воспринят греческой философией. В доплатоновской философии идея катарсиса характерна прежде всего для Пифагора и его школы. Поскольку в соответствии с пифагорейским учением только чистая душа способна обрести знание, существовали многочисленные предписания и требования, преследующие цель очищения и просветления души, в числе которых было и знаменитое требование продолжительного молчания для начинающих. Пифагорейцы также рекомендовали музыку для очищения души - в этом можно увидеть истоки современной музыкотерапии. Не вызывает сомнения, что соответствующие, специально подобранные музыкальные произведения могут вызвать сильные переживания, когда утомленная душа омывается очистительными слезами (но очевидно также, что иные произведения - вроде «шедевров» ТАТУ или «Ленинграда» - чреваты обратным эффектом).

Платон в диалоге «Федон» говорит о философском катарсисе, который открывает философствующему новое измерение реальности. Философия должна постигать истинно сущее, для чего необходимо рассматривать вещи только посредством души. Этому препятствуют силы чувственного познания и отклоняющие от духовного знания потребности тела. Поэтому душа должна стремиться отделиться от тела, как от оков, и тем самым достигнуть просветления.

Аристотель подобно пифагорейцам также отмечал воспитательное и очистительное значение музыки, благодаря которой люди получают облегчение и очищаются от своих аффектов, переживая при этом «безвредную радость». Знаменитое определение Аристотеля трагедии как очищения от аффектов вызвало появление обширной литературы о том, как здесь следует понимать катарсис, какое содержание вкладывал Аристотель в это понятие и что он подразумевал под очищением. Выдвигались различные теории, в соответствии с которыми трагедия очищает от пороков (Г.Э. Лессинг), успокаивает аффекты сострадания и страха благодаря законам нравственности (Э. Целлер), вносит умиротворяющую завершенность путем гармоничного примирения страстей (И.В. Гёте). Высказывались и негативные суждения - например, Ж.Ж. Руссо осуждал театральное искусство, ставя в упрек катарсису то, что он есть лишь «пустое мимолетное чувство, которое исчезает тотчас же. Вслед за иллюзией, породившей его, это остаток естественного чувства, сразу же загубленный страстями, бесплодная жалость, которая удовлетворяется несколькими слезами, но не подвигла никого на малейшее проявление человеколюбия».

Особо оживленные дискуссии проблема духовного очищения вывала в XIX в., что безусловно предвосхитило соответствующие положения теории 3. Фрейда. Историки психоанализа, характеризуя духовную атмосферу конца XX в., пишут о «подлинном помешательстве, связанном со всеобщим интересом к проблеме катарсиса. Эта тема стала, пожалуй, самым популярным предметом обсуждения как среди ученых, так и в изысканных и утонченных венских салонах». К 1890 г. только на немецком языке вышло более 140 различных публикаций по проблеме катарсиса. Одна из них принадлежала Якобу Бернайсу, который приходился дядей Марте Бернайс, невесте доктора Фрейда. В ней автор, анализируя взгляды Аристотеля, утверждал, что при восприятии трагического представления у зрителя пробуждаются и усиливаются связанные с аффектами сострадания и страха переживания, в результате чего трагедия оказывает на него сильное воздействие, способствующее устранению соответствующих аффектов, приносящее удовольствие и облегчение. Есть достаточно оснований полагать, что Фрейд имел возможность ознакомиться с этой работой и испытал известное влияние содержавшихся в ней идей. То же самое, по всей вероятности, можно сказать и о старшем товарище и коллеге Фрейда И. Брейере, которому и принадлежит приоритет внедрения принципов очищения в психотерапевтическую практику.

В истории психоанализа классическим считается так называемый случай Анны О. - первый пример использования «катарсического метода Брейера-Фрейда». Этот случай описан в совместной работе Брейера и Фрейда «Исследования истерии» (1895). Под псевдонимом Анны О. в ней фигурировала некая Берта Паппенгейм, пациентка Брейера, с которой Фрейд никогда лично не встречался, хотя с нею и была знакома его невеста. Несчастная Анна-Берта страдала целым букетом истерических расстройств, впервые появившихся тогда, когда она ухаживала за умиравшим отцом. Брейер лечил ее при помощи гипноза. Он обнаружил, что под гипнозом пациентка могла вспомнить те переживания, которые, возможно, и являлись причиной болезненных симптомов. Последующее обсуждение ее переживаний, казалось, способствовало улучшению состояния. Каждый раз после подобных обсуждений пациентка сообщала об улучшении самочувствия. Брейер и Фрейд, подробно обсуждавшие ход лечения, пришли к выводу, что освобождение от травмирующих переживаний снижает или совсем устраняет болезненные симптомы.

Вот уже более ста лет психоаналитики превозносят этот случай как блестящий пример воплощения принципов психоанализа. Справедливости ради следует признать, что сам по себе этот случай далеко не бесспорный. Сразу же после лечения Брейера его пациентка, от которой он по личным причинам отказался, была помещена в психиатрическую клинику и впоследствии не раз туда возвращалась. Душевного здоровья она так никогда и не обрела. Напротив, ее истеричность обострилась в виде еще одного болезненного симптома - феминизма, которым она была одержима до конца своей неприкаянной жизни.

Становлению катарсического метода лечения этот досадный факт, однако, не помешал. В его основу легли следующие предположения: болезненные симптомы являются символами воспоминаний о травмирующих переживаниях прошлого; заболевание происходит потому, что нормальной разрядке аффектов был прегражден доступ и ущемленным аффектам пришлось направиться в другое русло; став бессознательными, эти аффекты омрачают душевную жизнь человека, служат источником ее возбуждения и приводят к невротическому заболеванию. С помощью гипноза в памяти пациента восстанавливается цепь патогенных воспоминаний, воспроизводится травмирующая ситуация, ранее сдерживаемые аффекты проявляются с необычной силой, происходит отреагирование, и невротические симптомы исчезают.

Используя этот метод, Фрейд со временем отказался от гипноза, который стал для него, по его словам, «неприятен как капризное и, так сказать, мистическое средство». Фрейд сделал катарсическое лечение независимым от гипнотического внушения, поставил задачу не в гипнотическом, а в бодрствующем состоянии узнать у пациента то, чего тот не осознавал. Впоследствии в качестве технического приема метод был дополнен свободными ассоциациями. Это новшество фактически и открыло путь к возникновению собственно психоанализа.

В наши дни независимо от того, в какой мере психологи разделяют фрейдовские постулаты, многие из них активно используют в своей практике механизмы катарсического отреагирования. Цель многих психотерапевтических процедур состоит в освобождении неотреатированных эмоций при отсутствии негативных последствий, имевших место в реальности. Катарсис оказывается успешен, когда тревога, связанная с восстановлением контакта с ситуацией, подавляется другими позитивными эмоциями в психотерапевтических условиях.

Говоря упрощенно, человеку в ряде случаев бывает необходимо проговорить, проиграть, так или иначе заново пережить в спокойной, безопасной обстановке травмирующие, тягостные переживания, дабы освободиться от их груза. По большому счету, это и есть одна из важнейших задач психологии, если понимать ее как «помогающую профессию». Технических приемов для достижения этой цели разработано множество, но их общий принцип - катарсическое просветление.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Катарсис

Отреагирование ранее подавленных чувств, являющихся причиной невротического конфликта. Термин обычно используется в психодинамической терапии, считающей, что глубинные проблемы невозможно разрешить, если связанные с ними эмоции не будут высвобождены.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "катарсис" в других словарях:

    КАТАРСИС - (от греч. katharsis очищение) категория эстетики, раскрывающая один из сущностных моментов эстетического, именно высший духовно эмоциональный результат эстетического опыта, эстетического восприятия, эстетического воздействия искусства на человека … Философская энциклопедия

    Катарсис - Катарсис ♦ Catharsis В переводе с греческого катарсис означает очищение, освобождение путем удаления всего, что мешает или загрязняет. Так, по Аристотелю, трагедия есть катарсис страстей; по Мольеру, комедия есть катарсис наших слабостей,… … Философский словарь Спонвиля

Катарсис – это групповой или индивидуальный процесс, в котором совершается высвобождение психической энергии и импульсов, что способствует уменьшению внутренних конфликтов личности, с помощью их вербализации и телесной экспрессии. С греческого языка катарсис значение — это очищение, оздоровление. Также это состояние возвышенности, вызванное глубоким эмоциональным потрясением. Если поискать в литературе то, что такое катарсис определение можно найти неоднозначное. В древнегреческой эстетике катарсис означает эстетическое влияние искусства на душу человека.

Понятие катарсис в психологии (символдраме, психодраме, телесно-ориентированной терапии) — это метод, благодаря которому происходит эмоциональная и чувственная разрядка, способствующая уменьшению уровня тревоги или полному её снятию, ослаблению , что, в конечном счёте, приводит к лучшему пониманию себя и совершает всеобщее благоприятное лечебное воздействие на личность.

В психотерапии катарсисом называют одну из фаз лечения, находясь в которой пациент восстанавливает в события, произошедшие ранее в жизни, и повлиявшие на возникновение психоневротического заболевания. Таким образом, клиент очищает свою психику.

Значение катарсис в религиозном греческом врачевании – это процесс освобождения тела от вредной материи.

В древнегреческой культуре катарсис означает определенные элементы мистерий. Катарсис является эмоциональным состоянием, возникшим у зрителя античной трагедии, вследствие сопереживания главному герою, судьба которого обычно заканчивалась смертью. Только такое состояние вызвано не реальными событиями, а символическим воспроизведением. Настолько искреннее сопереживание человека трагедии, имело воспитательные цели.

Древнегреческий философ Аристотель занимался изучением понятия «катарсиса» и использовал его в своих учениях. По Аристотелю трагедия способна вызывать в человека чувство сострадания и , принуждает зрителя сопереживать, чем и способствует очищению его души, воспитывая и возвышая его.

В философии античности катарсис – это термин, обозначающий процесс и эффект облегчения, очищения и облагораживающего влияния на человека нескольких различных факторов.

В этическом отношении катарсис – это состояние возвышенного человеческого разума, переживание возвышенных чувств и влечений к добру.

В физиологическом значении катарсисом является облегчение через сильное чувственное напряжение.

В связи с разносторонним употреблением термина, можно обобщенно сказать, что значит катарсис – это духовное очищение, которое происходит благодаря определенным переживаниям.

Катарсис, что это такое

Для понимания, что такое катарсис, определение понятия нужно искать в истории. В истории философии значение катарсиса встречается очень много раз самыми различными толкованиями. Но это понятие имеет также традиционное определение и трактуется в качестве категории в древнегреческой эстетике и философии, обозначающей сущность и воздействие эстетического переживания, имеющего связь с очищением души от аффективных состояний. Употребление этого понятия началось с древнегреческой культуры, в которой катарсис характеризует отдельные компоненты греческих религиозных праздников.

Катарсис наделяли лечебными свойствами, считали его освобождением тела от различных болезненных аффектов и «скверны».

Понятие катарсис было воспринято древнегреческой философией и использовалось в самых разных смыслах – мистериальном, магическом, медицинском, физиологическом, эстетическом, этическом, философском и в других значениях.

Представления о сущности понятия были перенесены из области религиозной и медицинской в сферу искусства, что было сделано еще до времен Аристотеля. Философ Гераклит в своем учении об огне и по свидетельству стоиков определял, что катарсис – это очищение души огнём. Традиционное понимание данного понятия походит от времен древнего пифагорейства, на то время, они рекомендовали музыку, как средство для очистки души. Такое мнение послужило основой для взглядов философов Платона и Аристотеля. Первым Платон в своем учении выдвинул идею об освобождении души и тела, вернее очищении духа от тела, телесных страстей и наслаждений.

В античной литературе можно проследить, что значит катарсис для Аристотеля. Философ надавал воспитательные и очистительные свойства музыке, с помощью которой человек способен получить облегчение для души и очиститься от аффектов, при этом переживая «безвредную радость».

По Аристотелю трагедия посредством ощущения сострадания и страха способствует очищению таких же аффектов – сострадания, страха и других подобных им. Об этом можно прочесть в произведении автора «Поэтика».

Дать точное и единое толкование этих слов не возможно, поскольку сам Аристотель не дает объяснений своего понимания понятия «очищения». Поскольку «катарсис аффектов» из греческого переводится, как в первом случае – очищение аффектов от любой скверны, во втором – очищение души человека от аффектов, предусматривающее непостоянное освобождение от них.

Но системный анализ употребления понятия катарсис у Аристотеля и остальных античных философ указывает на то, что его следует понимать не в этическом значении, как нравственное освобождение от аффектов, а в медицинском смысле.

Каждый человек подвержен ослабляющему воздействию аффекта, и согласно мнению Аристотеля, одним из заданий искусства есть безболезненное возбуждение аффектов, приводящих к разрядке, которая временно удаляет аффекты из души.

Просмотр трагедии действует возбуждающим образом на зрителя, вызывая в нем сострадание и страх, осуществляет разряжение данных аффектов, при этом направляя их безвредным течением эстетических эмоций, и создавая ощущение облегчения. Подобно, тому, как греческие религиозные врачеватели лечили энтузиастические состояния исполнением энтузиастической музыки, которая возбуждала повышение аффекта и развитие катарсиса. Связь духовного очищения с трагедией в теории Аристотеля является частью определения самой трагедии, вокруг которой существует большое количество споров.

Далее рассмотрим, что значит катарсис в определении нового времени. Идея аристотелевского «очищения» получила новый импульс в развитии эпохи Возрождения. В это же время появилось еще одно направление – гедонистическое, по которому катарсис – это восприятие эстетического переживания ради личного удовольствия.

Немного позже философ Г. Лессинг придал данному понятию этический смысл. Немецкий учёный Я. Бернайс истолковывал его, как облегчение (по медицинскому образцу). Э. Целлер придавал чисто эстетическое значение. Философ В. Шадевальдт понимал под ним потрясение. А. Ничев говорил о данном понятии, как об освобождении от ложных соображений.

В конце девятнадцатого века термин начал использоваться в психологии и психотерапии. Катарсис это в психологии И. Брейера и З. Фрейда – метод, который они активно использовали в своей психотерапевтической практике. Данный метод заключался во введении человека в гипнотическое трансовое состояние, через пребывание в котором можно получить информацию о травмирующих переживаниях и патологических воспоминаниях. От возникновения реакции пациента на всплывающие воспоминания осуществляется освобождение от патогенных аффектов и устранение симптомов .

В теории Фрейда катарсис является методом отреагирования, с помощью которого происходит очищение психики человека от внутренних глубинных конфликтов, что в результате приводит к облегчению состояния пациента. В своих исследованиях по излечению истерии методом отреагирования, Зигмунд Фрейд стал убеждаться в том, что сам не может быть исцелением, поскольку, несмотря на положительный эффект, устойчивого результата не наблюдалось и процент повторных обращений сохранялся слишком высоким.

Отказом З. Фрейда от гипноза послужило то условие, что не все пациенты одинаково хорошо поддавались воздействию гипноза, большая часть из них только частично, а остальные вовсе нет. Прекратив лечение гипнозом, он начал заниматься другой психологической техникой. З. Фрейд разработал метод, который основывался на свободных ассоциациях, (когда человек называет первые, возникающие в голове образы).

Многие современные психотерапевтические приёмы ориентируются на достижение катарсиса. Такое очищение происходит через создание в воображении иллюзий. Человек, переживающий глубокое напряжение и негативные эмоции должен освободиться от них. Иначе, они будут сидеть в нем, и все больше угнетать, вызывая психосоматические симптомы. Поэтому по психоаналитической теории, чтобы освободиться от какой-то болезни, нужно пережить определенные .

Возобновление негативных эмоций с целью освободиться от них – это суть психотерапевтического лечения методом катарсиса. Для высвобождения негативной психической энергии необходимо неоднократно оживлять в болезненные воспоминания, снова и снова переживая травмирующую ситуацию. Процесс воспоминания является очень сильным психическим напряжением, поскольку человеку приходится их доставать из самых глубин своей души.

Несмотря на длительную историю понятия «катарсис» и его широкое применение, единственного четкого сформулированного определения так и не дано. Его границы до сих пор колеблются от общекультурного понимания, как «просветления» до медицинского понимания, как «облегчения».

Катарсис – понятие, привнесенное в психологию и психоанализ, из времен античной эпохи, означающее возвышение, оздоровление души и тела, очищение. Представляет собой сильное эмоциональное потрясение, вызванное не реальными жизненными событиями, а их отображением в искусстве – на картине, в фильме, в музыке.

Такое переживание протекает длительно и негативно, но в самой острой своей точке превращается в позитивное переживание. Кипение эмоций, которое помогает преобразовать темные, негативные и больные переживания в светлые, возвышенные и благородные.

Понятие было разработано еще в древнегреческой философии, тогда этим словом обозначалось очищение, по большей части духовное, от чувства вины. Наиболее известное определение, дошедшее до нас с античных времен, сформировано Аристотелем и означает драму (трагедию), основанную на чувствах сострадания и страха и очищение от этих чувств – катарсис.

Разобравшись, что значит катарсис, нужно узнать, откуда пришло это понятие и что оно означало во времена античности.

Катарсис в философии – это процесс и эффект облегчения, облагораживания человеческой души и ее очищения, под воздействием нескольких факторов. Употребление этого термина началось в культуре древней Греции, где данным понятием характеризуются отдельные составляющие религиозных греческих праздников. Катарсис наделялся лечебными, исцеляющими душу и тело свойствами, освобождением тела от «скверны», а души от темной энергии.

Древнегреческая философия воспринимала понятие катарсиса в самых разных определениях, их использовали в философии, физиологии, магии, медицине и мистике. Позже эти понятия были перенесены из медицины и религии в сферу искусства. И здесь главными становятся определения состояния катарсиса, данные древнегреческим философом Аристотелем.

Катарсис по Аристотелю – это очищение человеческой души от аффектов, благодаря воспитательным и очистительным свойствам музыки и просматриваемой трагедии. Аристотель считал, что каждый человек, переживая состояние аффекта, становится слабее, а при помощи искусства он получит разрядку и временное очищение своей души. Во время просмотра трагедии, человек испытывает возбуждение, состояние страха и сопереживания, при этом его эмоции приводят к разряжению аффектов и созданию эффекта облегчения. По мнению Аристотеля, что душой наделены не только люди, но и животные, и растения. Но только человек может испытывать состояние катарсиса – очистить душу от накопившейся «скверны» — черной энергии, отрицательной информации и болезненных аффектов.

Подобно тому, как древнегреческие целители лечили больных с помощью исполнения энтузиастической музыки, повышающей состояние аффекта и развивающей состояние катарсиса, так Аристотель видел в восприятии трагедии связь духовного очищения с исцелением тела.

Определение понятия в психологии

Катарсис в современной психологии – это очищение с помощью собственного воображения и создания иллюзий. Психоанализ определяет состояние катарсиса как удовольствие, получаемое человеком от эмоций, которые он испытывает сам, во время восприятия им чужих эмоций. Психотерапия определяет состояние катарсиса как высвобождение от чрезмерной эмоциональной нагрузки.

Негативные эмоции, глубоко засевшие в человеческом подсознании, непременно должны находить выход, в противном случае они будут вызывать угнетение и проявление различных психосоматических симптомов, даже не осознаваемых человеком. Психоаналитики придерживаются мнения, что для излечения от недуга нужно пройти через эмоциональное потрясение.

Различают две разновидности катарсиса:

  1. Бытовой – для избавления от злости, ненависти, обиды человеку нужна эмоциональная разрядка. Он должен поплакать, пострадать, а после возникает желание простить обидчика и отпустить злость из своей души.
  2. Высокий – происходит через восприятие произведения искусства – книги, фильма, картины, музыки. Например, духовное очищение происходит через сопереживание героям трагедии, под впечатлением от их страданий и тяжелых жизненных ситуаций.

Поскольку катарсис – это внутреннее очищение, которое наступает после переживания сильнейших эмоций и потрясений, в психологии и психотерапии это понятие вывели как специальный метод, направленный на выявление и избавление от импульсов, которые не осознаются человеком. Это фаза лечения, во время которого пациент с душевными расстройствами вспоминает и вновь переживает те события и потрясения, которые привели к душевному заболеванию. Так больной очищает свою психику.

В психоанализе катарсис – прием терапевтического воздействия на пациента, с помощью которого ранее отложенный в подсознание аффект переживается вновь и очищает от душевного конфликта. В ходе такого лечения человек оживляет в памяти сильнейшие эмоции и переживания, освобождает ущемленные аффекты и приходит к выздоровлению.

Чтобы подробнее объяснить, что такое катарсис и его определение в психоанализе, нужно разобраться с понятием аффекта. Аффект – слово греческого происхождения, которое означает сильное душевное волнение, страсть. Такая реакция возникает у человека в критических обстоятельствах, когда он лишен времени на обдумывание ситуации и совершает стереотипные действия – проявляет агрессию, бежит или просто цепенеет. Реакция эта сильная, взрывная, но кратковременная.

Катарсис – это и есть очищение подсознания от негативных аффектов, процесс направления их в ходе лечения в другое, позитивное русло. Для освобождения от негативной энергии во время психоаналитического лечения, человеку вновь и вновь приходится переживать стрессовую ситуацию, порой это состояние очень болезненно для психики, так как эмоции давно находятся в глубинах подсознания. Но только этот метод психотерапии похож на восхождение к высшей точке душевного исцеления через мучительные, но необходимые переживания и воспоминания.

По Фрейду

В ходе лечения больных гипнозом, З.Фрейд связал проявление катарсиса в психотерапии с проявлением истерии. Он придерживался мнения, что симптомы истерии формируются у человека по причине направления негативной энергии на уровень бессознательного.

Гипноз Фрейд применял для вызова состояния катарсиса у больных, для исцеления от истерии. В состоянии транса ученый «вытаскивал» на поверхность сознания пациента гнетущие воспоминания, создавая эмоциональный заряд, освобождая подсознание от аффекта и вызывая такое состояние. Но позже он убедился, что устойчивого эффекта от лечения гипнозом он не добивался – часть пациентов плохо поддавалась введению в гипноз, а часть возвращалась с первоначальными проблемами.

Путь к самосовершенствованию

Понятие можно воспринимать как импульс к развитию собственной личности и самосовершенствованию, если говорить о нем, как о шквале бурных эмоций, переживаемых при соприкосновении человека с прекрасным – культурой и искусством.

Воспринимая и пропуская через себя события, показанные в фильме, театральном представлении или изображенные на картине, человек приобретает новый опыт. Он сопереживает чувствам, проблемам и жизненным ситуациям других людей, делая это бескорыстно и солидарно. Катарсис в такой ситуации становится точкой кульминации этих переживаний, человек очищает душу от негатива, страхов и обид.

Такие эмоции действуют очищающе, раздвигают перед индивидом новые границы, он готов получать новые знания, эмоции и чувства. Человек становится мудрее, свободнее и более восприимчивее к окружающему миру – неизбежен внутренний рост.

Любое познание и обучение приводит к самообразованию, к осознанному строительству своей собственной личности через постижение и восприятие общечеловеческой культуры. Воспринимая культурные ценности эмоционально, умея вести с ними диалог, человек познает и очищает собственную душу, меняя и совершенствуя свой разум – так меняется и структура личности.

Подытоживая, можно сказать, что понятие неоднозначно и не имеет четкого и единственного значения. Его синонимы – очищение, облегчение, буря, шквал, которые характеризуют катарсис как исцеление через высокие чувства и эмоции.

Понятие, которое вкладывали философы в состояние очищения, видоизменилось. Ведь древнегреческие трагедии, обладающие уникальным свойством — вызывать у человека состояние очищения души, сильно отличаются от современных фильмов и музыкальных произведений. Современные продукты культуры редко вызывают высокие чувства и бурные эмоции. Поэтому, для очищения и развития собственной души нужно стараться смотреть добрые, эмоциональные фильмы, становиться ближе к искусству и живописи для вымещения отрицательной энергии, которой итак много в современной жизни.

Катарсис это термин античной философии и эстетики, обозначающий, по А.Ф.Лосеву, «сущность эстетического переживания», но исторически получивший два различных варианта своего основного значения: 1) характерный для драмы, в особенности трагедии, эмоциональный контакт читателя-зрителя с героем в момент его катастрофы; 2) свойственная любому произведению словесного творчества «встреча» сознаний читателя и героя, читателя и автора. История категории - процесс расширения первого (первоначального) ее значения, которое обычно связывают с именем Аристотеля, хотя далеко не очевидный смысл его предельно лаконичного высказывания в «Поэтике» об очищении «посредством сострадания и страха… подобных страстей» расшифровывался всегда лишь в контексте общих представлений различных эпох об античной культуре в целом. Поворотный момент - переосмысление сущности катарсиса в статьях Ф.Шиллера и И.В.Гёте. Трактовка категории у Шиллера - особенно в статье «О патетическом» (1793) - двойственна. С одной стороны, в эстетическом переживании он хочет видеть сочетание захватывающего сознание аффекта (страдания героя и сострадания созерцателя) с освобождающим действием интеллекта, который один только может обосновать моральную самостоятельность человека. Нравственное возвышение над собственным аффектом осуществляется при этом, по мнению Шиллера, и в герое, и в созерцателе, полностью отождествляющем себя с героем. От созерцания трагического в жизни эта ситуация отличается для философа всего лишь «вероятным», а не действительным характером изображенного события. Тем самым «аристотелевская» трактовка катарсиса сочетается с почерпнутой из этого же источника идеей о том, что поэзия изображает не наличное, а возможное и вероятное.

С другой стороны, Шиллер утверждает, что предмет, не нравящийся с точки зрения морали, может весьма привлекать с точки зрения эстетики. Эстетическая оценка предмета, основанная на потребности воображения в «свободной от всяких законов игре», как раз резко отделяет созерцателя от героя и от той моральной целесообразности, с которой соотносится его поступок. Здесь очевидны вариации кантовских идей об отличии эстетического от нравственного и познавательного и о его «бесцельной целесообразности», покоящейся на соответствии формы предмета закономерности воображения. С такой точки зрения катарсис - не сопереживание герою, а именно эстетическое переживание изображающей формы. Гёте в статье «Примечание к «Поэтике» Аристотеля» (1827) переводит спорное место о катарсисе следующим образом: «Свое воздействие она заканчивает только после длительного чередования страха и сострадания - примирением этих страстей». По его мнению, Аристотель «толкует о построении трагедии», а не о ее «воздействии и притом отдаленном» на зрителя. Отсюда и замена понятия катарсис синонимичным, по-видимому, для Гёте понятием «умиротворяющей завершенности», которая «требуется» не только от трагедии, но и «от всех, в сущности, поэтических произведений». Развивая кантовский подход к проблеме эстетического, эта трактовка близка к шиллеровской идее «преодоления содержания формой». Та же идея - основа разработки категорий катарсиса и катастрофы в «Психологии искусства» Л.С.Выготского.

Другая сторона проблемы катарсиса - вопрос о специфических пространственно-временных условиях, в которых осуществляется событие «встречи» сознаний героя и читателя-зрителя на смысловом рубеже двух действительностей и преодоление разделяющей их границы в особом переживании «предела» героя и его жизни как целого. На почве теории трагедии от Аристотеля до Ф.Ницше и Вячеслава Иванова идеальным воплощением таких условий представлялся театр. Граница между эстетической реальностью (миром героя) и вне-эстетической действительностью, в которой находится читатель-зритель, здесь столь же наглядна, сколь и преодолима. Дистанция сведена к пространственной, что позволяет объединить героя и зрителя во вневременном настоящем переживания катастрофы. В то же время, согласно Ницше, итоговый эстетический смысл трагического действа создается реакцией зрителя не на катастрофу действующего лица, а на воплощенное в хоре его самосознание. Отсюда возможность не пространственной и одновременно вне эмоциональной, а именно-диалогической трактовки катарсиса, понимаемого М.М.Бахтиным как «ответ» на чужую духовную активность.

В современной науке идее диалогического, т.е. сохраняющего взаимную чуждость, контакта сознаний героя и читателя противостоит возрождающая идею вживания концепция «рецептивной эстетики». Согласно афористическим формулировкам Х.Р.Яусса, с коммуникативной точки зрения катарсис - эстетическое «удовольствие от возбуждаемых речью (оратора) или поэзией собственных аффектов, которое может привести слушателя или зрителя как к переубеждению, так и к освобождению его духа», причем «эстетическая свобода» достигается «само-наслаждением в чужом наслаждении»(Jauss).

катарсис произошло от греческого katharsis, что в переводе означает - очищение, прояснение.

Катарсис – это личностный или групповой процесс, который переживается как «очищение» или «высвобождения» таких энергий, импульсов и переживаний, которые стали причиной глубоких психологических перестроек индивида (иногда — коллективного сознания в целом).

Добивается это многими способами, но в основном, с помощью вербализации и телесных действий. Иногда, катарсисом может называться состояние «над ситуацией» в случае глубоких эмоциональных потрясений. Но, такое определение чаще встречается в художественной литературе.

Подходы к понятию в психологии

Если за основу берётся смысл определения с точки зрения «очищения», то некоторые нюансы всё равно могут разнится. Так, символдрама, психодрама, телесно-ориентированная терапия называют катарсисом сам метод, благодаря которому достигается такая разрядка. А делается это для того, чтобы накопившаяся отрицательная энергия, сильные негативные переживания по поводу чего-либо, не мешали дальнейшей работе.

Пример из жизни . Мы все знаем, что сперва должна пройти сильная эмоциональная реакция (аффект) на значимые события, прежде чем мы «возьмём себя в руки» и начнём трезво оценивать ситуацию. То же самое достигается с помощью катарсиса, самая что ни на есть разрядка в ситуации сильных переживаний. Правда, эти переживания могут быть отсрочены во времени, быть не в данный момент. С помощью этих методов психологии, они «вынимаются» в настоящие переживания. Таким образом, снимается постоянное внутреннее напряжение, беспричинное беспокойство. Поэтому, катарсис отлично зарекомендовал себя не только как начало большой коррекционной работы, но и как отдельный ситуативный метод.

В психотерапии катарсисом принято называть фазу «припоминания» тех значимых психологических событий, которые привели к возникновению невротических переживаний, повлияли на глубинные установки личности. Таким образом, клиент восстанавливает причинно-следственные связи между важным происшествием и своей проблемой, таким образом очищаясь от ненужных домыслов и иллюзий.

Психоанализ и катарсис

Зигмунд Фрейд отводил понятию катарсиса большое значение. Он говорил, что все психологические проблемы произошли из-за аффекта. Но, ряд аффектов были вытеснены нашей психикой в подсознание и теперь управляют нами «исподволь». Если нас это не устраивает, и мы хотим решить свою психологическую проблему, мы должны найти этот самый неразрешённый аффект. Но, так как находится вне зоны влияния осознанного, мы должны его каким-то образом «извлечь». Фрейд предложил метод свободных ассоциаций, когда человек вербализирует первые возникшие образы в ответ на предлагаемый стимул. И таким образом, в психоанализе катарсис – это, в том числе, и метод «отреагирования», и само очищение с помощью него.

История и современность

Несмотря на длительную историю существования понятия, сейчас катарсис, как психотерапевтический приём, применяется во многих современных методах. Человек «вспоминает» травмирующую ситуацию, переживает что-то в своих иллюзиях, телесных реакциях, или определённым образом вербализирует эмоции.

Возобновление негативных, травмирующих событий, переживаний, эмоций, которые были с ними связаны, являются центральным значением для дальнейшего очищения психики человека. Можно сравнить метод с вскрытием внутреннего нарыва. Ведь без болезненного хирургического вмешательства, полное исцеление невозможно. То же происходит и в психике человека. Восстановление травмирующих событий часто бывает крайне болезненно. И происходит крайне медленно, ведь сознание стремится оградить личность от этого. Поэтому завершение переживания зачастую ощущается понятием «как гора с плеч». Настолько мощной и значимой становится разрядка.