От зависит психологический климат в семье. Каким бывает климат в семье и как не пойти по скользкой дорожке

Психологический климат семьи

Все начинается с семьи.

Становление ребенка, его развитие, формирование личности, как известно, во многом зависит не только от материального положения, но и состояния нравственно – психологического климата той семьи, в которой он живет. Семья – первичная ячейка общества, один из важнейших его социальных институтов. Именно в ней ребенок подготавливается к жизни, приобретает первые и самые глубокие социальные идеалы, здесь закладывается характер человека, его привычки, мировоззрение, именно там закладывается фундамент его гражданственности. Семья традиционно передает детям социальные, культурные и нравственные ценности и опыт, воспитывает в них трудолюбие и духовность. Здесь познаются такие понятия, как отцовство и материнство, семейные отношения и традиции. Наша жизнь не всегда стабильна и спокойна, иногда в нее вторгаются отчаяние, трудности. Любые испытания становятся легче, если человека поддерживают близкие и родные ему люди.

Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным и как долго продлится брак.

Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки:

1. сплочённость,

2. возможность всестороннего развития личности каждого её члена,

3. высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу,

4. чувство защищённости и эмоциональной удовлетворённости, гордость за принадлежность к своей семье,

5. ответственность.

В семье с благоприятным психологическим климатом каждый её член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям - ещё и с почитанием, к более слабому - с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчёркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнёра, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.

Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Всё это препятствует выполнению семьёй одной из главных своих функций - психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведёт к депрессиям, ссорам, психической напряжённости, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.

Почему важно говорить о взаимоотношениях в семье:

Во-первых, развитие ребенка с первых дней жизни протекает в семье, где уже установился или устанавливается психологический климат.

Во-вторых, каждая семья имеет свою численность и состав, что способствует многогранности, постоянству и длительности воспитательного влияния.

Связь поколений обеспечивает создание и развитие семейных традиций, обращение к истокам народной культуры. Именно при наличии таких связей происходит социально-нравственное развитие ребенка.

В-третьих, в семье создаются условия для включения детей в разнообразные внутрисемейные отношения и деятельность, а также ребенок получает информацию о себе - Я-Концепция, - где он принимает первое решение относительно себя и где начинается развиваться его социальная природа.

В-четвертых, взаимодействие между родителями, взаимоотношения между родителями и детьми, модели поведения, деятельности влияют на осознание дошкольниками правил, стиля общения с другими людьми, а затем переносятся в собственное поведение, и в будущем проецируются в семье.

Д.С. Макаренко, «Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. - писал он. - Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету - все это для ребенка имеет большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже причиняете огромный вред вашим детям, вы уже воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия...

Только человек, предъявляющий высокие требования, прежде всего к самому себе, может надеяться, что его требования по отношению к другим будут восприниматься как правильные и справедливые. Вначале надо изменить свое поведение, а потом требовать этого от другого.

Детей учит то, что их окружает.

Если ребёнка часто критикуют – он учится осуждать;

Если ребёнку часто демонстрируют враждебность – он учится драться;

Если ребёнка часто высмеивают – он учится быть робким;

Если ребёнка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым;

Если к ребёнку часто бывают снисходительны – он учится быть терпимым;

Если ребёнка часто подбадривают – он учится уверенности в себе;

Если ребёнка часто хвалят – он учится оценивать;

Если с ребёнком обычно честны – он учится справедливости;

Если ребёнок живёт с чувством безопасности – он учится верить;

Если ребёнок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь .

Такое понятие, как психологический климат в семье, редко бывает на слуху. А вы когда-нибудь задумывались, почему распадаются, казалось бы, крепкие браки? Вы уверены, что ваша семья не находится под угрозой разрыва? Чтобы узнать ответы на эти вопросы, вам стоит понять, что такое социально-психологический климат в семье.

Это незримое явление оказывает на каждого человека огромное влияние. Особенно это касается детей. Психологическое здоровье будущих членов общества находится под угрозой, если между родными происходят какие-то разлады, то есть царит неблагоприятное и ненормальное отношение в семье.

Психологический климат

Зачем введено такое понятие? На самом деле психологический климат - это настоящий фактор роста личности.

Эмоциональная атмосфера тесно связана с этим понятием. Благоприятная обстановка оказывает положительное влияние на каждого члена семьи, способствует его развитию и укреплению родственных отношений.

Социально-психологический климат в семье играет далеко не последнюю роль в принятии важных жизненных решений и при осуществлении выбора.

Также ошибочно полагать, что домашняя обстановка не влияет на физическое здоровье. Психологи всего мира в один голос твердят, что психологические проблемы являются источником, родоначальником большинства болезней, даже самых распространенных, например, простуды.

Это можно объяснить очень просто. Нервная система - это стержень всего организма. Если с ней начинаются проблемы, страдает иммунитет, то есть защитные силы перестают функционировать. Организм становится подвержен любым внешним отрицательным фактором.

Именно нравственно-психологический климат семьи и обеспечивает здоровье нервной системы. Отсюда можно сделать логичный вывод - близкие люди могут как спасти человека, так и погубить его.

Виды психологического климата

Ничего сложного в этом понятии нет. Психологический климат бывает всего двух видов:

  • Благоприятный.
  • Неблагоприятный.

Понять, какой из этих видов психологического климата касается вашей семьи, очень просто. Ответьте себе на ряд вопросов. Вы живете в согласии, прислушиваясь друг к другу? Вы доверяете членам своей семьи? Вы хотите проводить свободное время с родными? Можете быть спокойны, благоприятный психологический климат в семье - это про вас.

Такая ячейка общества отличается стабильностью. Отношения в семье не накалены, все прислушиваются друг к другу, совместные увлечения и хобби имеют место.

Если на каждый из этих вопросов вы ответили отрицательно, вам нужно срочно принять меры по сплочению и сохранению брака. Неблагоприятный морально-психологический климат в семье крайне опасен:

  • Частые конфликты приводят к хроническому стрессу.
  • в таких семьях, редко не имеют психологических заболеваний.
  • и детей не ладятся, что приводит к напряжению в доме.

Эти факторы, на первый взгляд, не являются опасными. Но ведь психологический климат - здоровье семьи. Это стержень полноценной ячейки общества. Вам стоит задуматься о будущем вашей семьи, чтобы в дальнейшем избежать проблем со и собственным моральным состоянием.

Немного о детях

Как только на свет появляется ребенок, на него направляется вся любовь, забота родителей. Нового члена общества окружают вниманием. Психологический климат в семье определяет, как будет развиваться личность малыша. Культовые ценности в вашем доме во многом повлияют на ребенка. Вот факторы для благоприятного развития:

  • Хвалите малыша за его заслуги, он будет вам благодарен.
  • Организуйте в семье, чтобы ребенок научился уважать окружающих.
  • Вы должны верить в малыша, чтобы он сам был в себе уверен.
  • В трудных для ребенка ситуациях поддерживайте его, чтобы он не чувствовал себя одиноким.
  • Подчеркивайте достоинства ребенка, чтобы он умел ценить себя.
  • Если вы будете сдержаны и терпеливы в отношении некоторых недостатков малыша, он научится принимать окружающий мир таким, какой он есть.
  • Будьте честными по отношению к членам своей семьи, тогда ребенок вырастет справедливым.
  • Давайте малышу любовь, будьте с ним дружелюбны, чтобы он умел находить позитив во всем мире.

Это положительные факторы, которые помогут ребенку развиваться в правильном направлении, быть в гармонии с собой и окружающим миром, любить жизнь и близких людей. А самое главное, в будущем он сможет выстроить собственную семью, полную заботы и любви.

Но есть и полностью противоположные факторы. Они, наоборот, будут способствовать тому, что ребенок не сможет стать полноценной личностью. Итак, знакомьтесь с пособием, которое подскажет, как не надо делать:

  • Критикуйте ребенка чаще, чтобы он возненавидел людей.
  • Упрекайте малыша по любому поводу, чтобы он всю жизнь чувствовал себя виноватым.
  • Ссорьтесь с партнером на виду у ребенка, тогда он научится быть агрессивным.
  • Когда у малыша что-то не получается, насмехайтесь над ним, чтобы выработать в нем чувство замкнутости и ненужности.

Как видите, психологический климат в семье играет фундаментальную роль в формировании личности ребенка. Устойчивая психика - это основа гармоничного развития. Как поступать и вести себя, решать вам, но для начала обдумайте возможные последствия ваших поступков.

Откуда же берется гастрит?

Конечно, неблагоприятный психологический климат не всегда является виновником гастрита, но исследования ученых показывают, что пищеварительные заболевания напрямую связаны с отношениями в семье. А именно со стрессом, возникающим на фоне конфликтов и разладов.

Создавая благоприятную атмосферу в доме, вы обезопасите себя не только от психологических заболеваний, но и от физических.

Немного о долголетии

Пока косметологи и дерматологи пытаются найти чудодейственное лекарство, способное продлить молодость, психологи Кавказа его уже обнаружили и успешно используют.

Секрет долголетия горных жителей довольно прост. Они чтят традиции, а одна из них - это уважительное отношение к родителям. Особенно это касается людей в возрасте. Вокруг них создается такая обстановка, чтобы они чувствовали свою значимость.

Здесь уже нельзя сказать о том, что психологический климат в семье не влияет на физическое здоровье.

Психологический климат и его влияние на отношения

Исходя из всего вышеизложенного, неблагоприятный психологический климат семьи рано или поздно приведет к ее распаду. Причем причин для этого может быть предостаточно. Когда эмоционально уставший человек долго копит в себе обиды, «взорваться» и уйти из семьи он может из-за банального невкусного завтрака, и обвинять его в этом глупо.

Как известно, чтобы испортить отношения, достаточно начать выяснять их. Постарайтесь действиями, а не словами показать, как вам важна ваша семья и близкие люди.

Социальный успех

Не секрет, что при соответствующей эмоциональной поддержке родных и близких люди имеют намного больше поводов для стремления расти и становиться лучше. Мотивация - это ключ к успеху. Психологический климат в семье создает фундамент для будущих достижений человека как личности.

По статистике, дети, которые растут в неблагоприятной обстановке, менее успешны в жизни, чем их счастливые друзья. Это объяснимо, ведь у человека не останется энергии для новых свершений, если она вся уйдет на злость, обиду и семейные конфликты.

Можно ли улучшить обстановку

Первоначально благоприятный психологический климат формируется тогда, когда в союз вступают две зрелые личности, готовые быть поддержкой и опорой друг для друга.

Но если брак уже заключен, а обстановка испорчена, важно провести работу над ошибками. Нужно завести диалог, во время которого каждый член семьи выразит свои обиды, претензии и недопонимания. Это нужно делать спокойно, максимально прислушиваясь друг к другу.

На основании такого общения нужно пойти на компромисс, найти золотую середину, которая будет устраивать всех членов семьи.

Если таким образом достичь согласия не удается, попробуйте пригласить домой психолога. Он найдет проблемы вашего союза и максимально мягко и ненавязчиво их устранит. Но делать это нужно только при согласии всех членов семьи.

Вместо вывода

Как видите, психологический климат - это которая и определяет ее ценность, важность этих отношений. Лишь готовность принимать родных такими, какие они есть, со всеми слабостями и недостатками, поможет выстроить крепкий союз.

Не стоит при возникновении проблем сразу ставить крест на отношениях. Известно много случаев, когда при преодолении трудностей семья становилась еще сплоченнее. Но для этого нужно желание каждого ее члена.

В научной литературе синонимами понятия «психологический климат семьи» являются «психологическая атмосфера семьи», «эмоциональный климат семьи», «социально-психологический климат семьи». Следует отметить, что строгого определения этих понятий нет. Например, О. А. Добрынина под социально-психологическим климатом семьи понимает её обобщённую, интегративную характеристику, которая отражает степень удовлетворённости супругов основными аспектами жизнедеятельности семьи, общим тоном и стилем общения.

Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным и как долго продлится брак. Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплочённость, возможность всестороннего развития личности каждого её члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищённости и эмоциональной удовлетворённости, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый её член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям - ещё и с почитанием, к более слабому - с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчёркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнёра, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.

Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Всё это препятствует выполнению семьёй одной из главных своих функций - психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведёт к депрессиям, ссорам, психической напряжённости, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.

Психологический климат можно определить как характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации, то есть возникает в результате совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям. Стоит отметить, что эмоциональная атмосфера семьи является важным фактором эффективности функций жизнедеятельности семьи, состояния её здоровья в целом, она обуславливает стабильность брака.

Многие западные исследователи считают, что в современном обществе семья утрачивает свои традиционные функции, становясь институтом эмоционального контакта, своеобразным «психологическим убежищем». Отечественные учёные также подчёркивают возрастание роли эмоциональных факторов в функционировании семьи.

В. С. Торохтий говорит о психологическом здоровье семьи и о том, что этот «интегральный показатель динамики жизненно важных для неё функций, выражающий качественную сторону протекающих в ней социально-психологических процессов и, в частности, способность семьи противостоять нежелательным воздействиям социальной среды», не тождествен понятию «социально-психологический климат», которое в большей степени применимо для групп (в том числе малых) разнородного состава, чаще объединяющих своих членов на основе профессиональной деятельности и наличия у них широких возможностей выхода из группы и т. д. Для малой группы, имеющей родственные связи, обеспечивающие устойчивую и длительную психологическую взаимозависимость, где сохраняется близость межличностных интимных переживаний, где особо значимо сходство ценностных ориентации, где одновременно выделяется не одна, а ряд общесемейных целей, и сохраняется гибкость их приоритетности, адресности, где главным условием её существования является целостность - более приемлем термин «психологическое здоровье семьи».

Психологическое здоровье - это состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную их жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех членов семьи. К основным критериям психологического здоровья семьи B.C. Торохтий относит сходство семейных ценностей, функционально-ролевую согласованность, социально-ролевую адекватность в семье, эмоциональную удовлетворённость, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремлённость на семейное долголетие. Эти критерии психологического здоровья семьи создают общий психологический портрет современной семьи и прежде всего характеризуют степень её благополучия.

Семейные традиции

Семейные традиции - это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Семейные традиции и ритуалы являются, с одной стороны, одним из важных признаков здоровой (по определению В.Сатир) или функциональной (по определению Э. Г. Эйдемиллера и других исследователей) семьи, а, с другой стороны, наличие семейных традиций является одним из важнейших механизмов передачи следующим поколениям семьи законов внутрисемейного взаимодействия: распределения ролей во всех сферах семейной жизни, правил внутрисемейного общения, в том числе способов разрешения конфликтов и преодоления возникающих проблем.

В. Сатир считала, что здоровая семья - это семья, в которой 1) каждый член семьи воспринимается как равный другим; 2) доверие, честность и открытость являются существенными; 3) внутрисемейное общение является конгруэнтным; 4) члены семьи поддерживают друг друга; 5) каждый член семьи несёт свою часть ответственности за семью в целом; 6) отдыхают, получают удовольствие и радуются члены семьи вместе; 7) в семье существенное место занимают традиции и ритуалы; 8) члены семьи принимают особенности и уникальность каждого из них; 9) в семье уважается право на приватность (на наличие личного пространства, на неприкосновенность частной жизни); 10) чувства каждого члена семьи принимаются и прорабатываются.

Система традиционных для русской национальной культуры верований, по мнению старших школьников, содержит убеждения, что «мужчина и женщина в семье должны выполнять различные роли», «мужчина - оплот семьи, источник благосостояния и защитник, тот, кто решает проблемы», «главная сфера деятельности женщины в семье - домашний труд и воспитание детей», «женщина должна быть терпеливой, уступчивой и готовой к самопожертвованию», «родители обязаны заботиться о воспитании детей», а «дети должны уважать своих родителей». Как важное убеждение, отмечается отрицательное отношение к неверности супругов: «муж и жена должны быть верными друг другу, любить друг друга и поддерживать и в радости, и в горести, в болезни и в старости».

К традиционным формам поведения в семье школьники отнесли то, что «право сделать предложение о создании семьи принадлежит мужчине (жениху)»; «многие семейные события (вступление в брак, рождение детей, уход из жизни членов семьи) освещаются церковью», то есть существуют обряды венчания, крещения, отпевания; «решающее слово при решении любых вопросов принадлежит мужчине». Наибольшие затруднения вызвал вопрос ведущего дискуссии о том, каковы национальные традиции в воспитании детей. Кроме того, оказалось, что даже те школьники, которые знают о различиях в религиозных обрядах, связанных с семейной жизнью (свадьба, крещение детей) в различных религиозных конфессиях, не знают, в чём именно состоят эти различия. Главным различием указывается «более жёсткое подчинение жены мужу у мусульман», «женщины в семье мусульман имеют меньше прав, чем в православных семьях». Большинство школьников не смогли объяснить смысл тех обрядов, которые указывались ими, как национальные семейные традиции: смысл обрядов венчания, крещения и отпевания.

«Это, безусловно, связано с тем, что в 52 % семей родители и представители более старших поколений либо совсем не придерживаются народных традиций и обычаев (более 5 %), либо следуют традициям непостоянно (47 %). Всё это приводит к тому, что большинство школьников (58,3 %) убеждены, что в своей будущей семейной жизни им не обязательно следовать обычаям и традициям своего народа.»

Этнокультурные брачные и семейные традиции так или иначе преследовались и вытеснялись унифицированными требованиями. Меняясь в соответствии с требованиями среды более высокого порядка, семья сохраняет семейные традиции как один из основных способов воспитания, продолжения себя. Семейные традиции сближают всех родных, делает семью семьёй, а не просто сообществом родственников по крови. Домашние обычаи и ритуалы могут стать своеобразной прививкой против отдаления детей от родителей, их взаимного непонимания. Сегодня из семейных традиций нам остался только семейный отдых.


Похожая информация.


ТЕМА: Психологический климат семьи. Виды совместимости

ü Дать учащимся представление о сущности психологического климата, об основных факторах, влияющих на формирование психологического климата в семье.

ü Пробудить стремление взять на себя ответственность за благоприятный психологический климат в своей будущей семье.

ü Воспитание стремления к созданию благополучного психологического климата в своей будущей семье.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:

Психологический климат

Психологическая совместимость и несовместимость

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Работа по карточкам.

III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

IV. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ

Каждый человек является членом малых и больших групп и коллективов . От того, хорошо ли человеку в данной группе, во многом зависят и его личное счастье, и его желание учиться, работать, дружить, любить. А хорошо ему тогда, когда у него складываются благоприятные взаимоотношения с окружающими людьми, когда он испытывает эмоциональное благополучие в группе. Как говорил один герой фильма «Доживем до понедельника»: «Счастье – это когда тебя понимают». Поэтому желание и умение понимать другого человека составляет основу психологического климата любой – самой малой (он и она) и самой большой – группы, любого коллектива.

Психологический климат или психологическая атмосфера – это преобладающий в группе и коллективе эмоциональный настрой.

Психологический климат определяется настроениями людей, их душевными переживаниями и волнениями, отношением друг к другу, к работе, к окружающим событиям.

Благоприятный психологический климат

Неблагоприятный психологический климат

Взаимное понимание

Уважительное отношение друг к другу

Дух товарищества

Взаимопонимание

Сплоченность

Чувство защищенности

Чувство эмоционального благополучия каждого

Внутренняя дисциплина

Принципиальность

Ответственность

Здоровая психологическая атмосфера не дается коллективу кем-то и за что-то. Она вырабатывается всеми членами коллектива и зависит от их усилий, от их культурного развития в личностной сформированности.

V. ОБСУЖДЕНИЕ СИТУАЦИЙ

Ситуация 1.

Дима Д., ученик 11 б класса:

« Наш класс демократичный, у нас нет никакой «элиты». Все примерно на равных и очень дополняют друг друга – один сильнее в одном, другой – в другом, но обид нет. Никто не навязывает своего мнения. Мы многое предлагаем и организовываем сами. Если кто-нибудь заболел, если трудно, помогут, всегда придут на помощь. У нас не бывает скучно. Считаю, что чем ярче в классе люди, тем круче класс».

Боря К., ученик 11 г класса:

«Наш класс состоит из людей, абсолютно не интересующихся друг другом и не стремящихся к общению. Каждый живет своей жизнью. Мы слишком разные, и увлечения у всех различные. Поэтому появляются компании, группки. Главная наша беда – деление класса на «актив» и «пассив», которому ничего не интересно. Что можно сделать? Ничего, если подобрался такой состав. В нашем классе каждый живет сам по себе. Я тоже. Ч не хочу, чтобы мне мешали».

Определите характер психологического климата в каждом из этих классов.

Чувствуется ли его влияние на этих ребят?

От чего же зависит психологическая атмосфера класса?

Прежде всего психологическая атмосфера определяется отношением человека к делу , ради которого существует группа или коллектив, и удовлетворенностью трудом.

Настроение одного человека очень часто передается другим людям, с которыми он общается, работает, учится, живет.

На общую атмосферу в группе большое влияние оказывает степень уверенности в себе.

Уважать достоинство другого человека так же, как свое, - дело очень трудное, особенно при постоянном общении. Здесь может помочь способность человека ставить себя на место другого человека. (Мне не нравится, когда меня критикуют при посторонних, а что делаю я? Мне не нравится, когда меня называют не по имени, а прозвищем, Я расстраиваюсь и переживаю. А почему же сама так поступаю?).

Счастливой по-настоящему может быть только та семья, где супруги живут большими общественными интересами и запросами. Эгоистическая, обывательская устремленность не приносит людям счастья. Счастье личности вне общества невозможно. Счастье – это всегда ощущение полноты своих духовных и физических сил в их общественном применении.

VI. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ И СОВМЕСТИМОСТЬ

Наибольшее влияние на психологический климат оказывает степень совместимости людей. Несходство характеров – достаточно распространенная мотивировка разводов.

Совместимость – это созвучность ценностей, интересов, эмоциональных установок, общего стиля жизни.

VII. ВИДЫ СОВМЕСТИМОСТИ

Психологическая совместимость – сложное явление, имеющее несколько разновидностей (уровней).

1. Идейно-нравственная общность людей.

Совпадение взглядов супругов на содержание основных ценностей, их нравственных установок, оценке этих ценностей (например, работа, семья, мода и т. д.).

Пьянство, деградация личности.

2. Социально-психологическая совместимость.

Образование, возраст, круг знакомых, общекультурный уровень супругов, их воспитанность.

Согласованность взглядов на рождение и воспитание детей, организацию быта.

3. Психологическая и психофизическая совместимость.

Особенности личности, характер и темперамент супругов.

Отношение к родителям.

Чувство ответственности за свою семью.

Постоянство чувств, эмоциональность.

Наиболее сильно несовместимость будет проявляться при сходстве некоторых отрицательных черт характера: эгоизма, безответственности, лени и т. п.

VIII. ВЫВОД

Положительный климат в семье, как и в любой другой группе, может быть создан не только при сходстве, но и при различии темпераментов и характеров супругов.

IX. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

ü Если у обоих супругов нет отрицательных черт, всегда ли может быть достигнута совместимость?

ü У мужа и жены разная степень общительности – одному хочется быть дома, только в кругу семьи, а другому встречаться с друзьями, приглашать гостей. В каких случаях возможно наличие совместимости, а в каких – нет?

X. ИТОГ УРОКА

Важно научиться понимать друг друга, стремиться преодолевать трудности совместной жизни, соразмерять свои желания с устремлениями другого человека.

Совместимость не дается извне, она вырабатывается обоюдными усилиями супругов.

Семейное счастье – не подарок судьбы, не результат слепого везения , это дело собственных рук супругов, их ума, доброты, человечности и, конечно, любви.

XI. ЗАДАНИЕ НА ДОМ

Описать идеально совместимые пары:

1) дружеские: юноша – девушка, девушка – девушка, юноша – юноша;

2) молодые супруги;

3) пожилые супруги.

Литература:

Г. П Разумихина и др. "Этика и психология семейной жизни". М. Просвещение, 1987.

Семья в жизни человека . Кажется, нет человека, который бы не знал выражения: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Так начинается роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Что же стоит за ставшей классической фразой прошедшего непростой жизненный путь писателя и мудрого человека? Можно ли найти универсальный секрет семейного счастья?

Народная мудрость гласит: «Друзей мы выбираем, родственники же нам достаются». Семья веками почиталась как большая ценность, особенно когда человек нуждался в большом коллективе для того, чтобы элементарно выжить в трудных условиях борьбы за существование.

В нашем современном обществе большие семьи становятся редкостью, а родственники подчас бывают едва знакомы. Сегодня даже весьма пожилые люди не сразу смогут объяснить, кто такой деверь, золовка, шурин, свояченица. Слова кажутся устаревшими, архаичными. Вероятно, так происходит потому, что связи семейные становятся менее прочными, сосредоточиваются в рамках так называемой нуклеарной семьи, состоящей только из родителей и детей. Даже бабушки и дедушки часто живут отдельно от внуков. Такая разрозненность не может не порождать отчужденности.

В основе семейных связей лежит кровное родство. Казалось бы, что может быть крепче и надежнее для защиты человека от одиночества? Но увы... Далеко не в каждой семье даже самые близкие люди понимают друг друга.

Семья в современном обществе становится малой группой. Правда, малой группой особой.

Во-первых , это родственный союз, в основе которого лежит эмоциональное чувство - любовь (сначала супружеская, затем родительская, сыновняя или дочерняя). Основанные на эмоциональной близости семейные отношения способствуют заботе о самых незащищенных членах общества. Недаром говорят, что гуманизм общества определяется положением в нем слабых - детей и стариков.

Во-вторых , в семье осуществляется важнейшая функция биологического и социального воспроизводства населения. Недавно английские ученые-генетики установили, что однофамильцы произошли от общего предка. Вдумайтесь, в конечном счете все люди на Земле - родственники в каком-то поколении.

В-третьих , в семье осуществляется воспитание, т. е. передача новым поколениям опыта, определенных устоев, ценностей. Добрые семейные традиции - источник стабильности и гуманности общества.

Чем определяется психологический климат семьи . Понятие «психологический климат» возникло по аналогии с географическим климатом. Одному из современных психологов принадлежат такие слова: «Психологический климат, или микроклимат, или психологическая атмосфера,- все эти скорее метафорические, чем строго научные, выражения очень удачно отражают существо проблемы. Подобно тому как в одном климате растение может зачахнуть, а в другом пышно расцвести, человек может [или] испытать внутреннюю удовлетворенность... или захиреть».

В семье как в малой группе у каждого участника отношений есть свои роли. Притом не всегда роли членов семьи (мать, отец, старший сын, младшая сестра и т. п.) совпадают с групповой ролью (лидер, «душа общества»; «мозговой центр», «козел отпущения» и др.). Часто в современной семье роль лидера принадлежит не отцу, как это было в патриархальной семье, а тому, чей вклад в семейное благополучие признается всеми членами семьи.

Вдумайтесь, какой климат складывается в семье, где на повестке постоянно стоит вопрос: кто в доме хозяин? Так ли уж важен однозначный ответ? Может быть, стоит вместо него всегда помнить о моральной ответственности и почаще задавать себе вопрос: как помочь самым близким и родным людям? В атмосфере взаимной заботы вопрос о первенстве решится сам собой. Глава семьи тот, кто окружает заботой и вниманием нуждающихся в них.

Прежде всего психологический климат определяет самочувствие человека в семье (настроение, психологический комфорт). Это самочувствие зависит от отношений между членами семейного коллектива. Именно отношения заботы, внимания, сотрудничества делают семейный климат теплым и приятным. Напротив, неуважительные отношения, безразличие делают климат резким, неприятным, тяжелым для существования в нем. Благоприятная семейная атмосфера несовместима с «законом джунглей», где властвует физическая сила и вражда. Резкие, враждебные, непримиримые отношения разрушают семейный уклад. При этом, конечно, страдают не только взрослые, но и прежде всего - дети.

В современной психологии семейных отношений выделяют три основных стиля семейных взаимоотношений: попустительский, авторитарный и демократический. Каждому из них соответствует свой климат.

Попустительский стиль отношений обычно проявляется в семье как отсутствие устойчивых, а то и вообще всяких отношений. В такой семье царит ледяная отстраненность, холодное отчуждение, безразличие к делам и чувствам другого. Такая семья лишь формально является чем-то целым, на деле же в ней все мертво и безжизненно, как в ледяной пустыне.

Два других стиля представляют собой своеобразную шкалу, где на одном полюсе бесцеремонный диктат, жестокость, черствость и агрессивность по отношению друг к другу, а на противоположном - подлинное равноправие, взаимное тепло, богатство чувств, сотрудничество. Вероятно, все согласятся с тем, что наилучший климат складывается ближе к демократическому полюсу.

В семейных отношениях выделяют еще их направленность. Так, во многих семьях преобладает направленность на деятельность - на деловую сторону жизни. Этот ориентир, оценка людей по их успехам в деятельности, может порождать крайне бездушных деловых людей, не думающих о чувствах близких. В таких семьях можно услышать: «Я все делаю, чтобы обеспечить благополучие, а остальное меня не касается». Детям в таких семьях иногда бывает трудно соответствовать завышенным ожиданиям родителей, для которых успехи детей - один из элементов жизненного успеха.

Иногда в семье уделяют слишком большое внимание взаимоотношениям с другими людьми. Чрезмерное увлечение такой направленностью приводит к излишней избирательности в общении и замыкании в тесный круг «своих». Дома в такой семье неуютно себя чувствуют не только посторонние, но и те из родственников, которые не соответствуют представлению «человек нашего круга».

Следующий вид направленности в семейных отношениях - на себя и самоудовлетворение - может в крайних случаях порождать отношения эгоизма, себялюбия, что несовместимо с семейным счастьем. Часто такие семьи переживают бури, штормы, заканчивающиеся гибелью семейного корабля.

Итак, психологический климат семьи представляет собой относительно устойчивый эмоциональный настрой. Он является результатом совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям. Для благоприятного психологического климата характерны сплоченность, доброжелательная требовательность друг к другу, чувство защищенности, гордость за принадлежность к семье. В семье с благоприятным климатом царят любовь, доверие друг к другу, почитание старших, взаимное уважение, готовность понять и помочь другому. Важное место в создании благоприятного климата принадлежит семейному укладу, традициям, общим духовным ценностям. Семья, как особая малая группа, основанная на родственных связях, предполагает особое внутрисемейное общение, в процессе которого семья реализует свои функции. Для общения в благоприятной семейной обстановке характерны естественность, сердечность, взаимозаинтересованность.

Неблагоприятный семейный климат ведет к напряженности, ссорам, конфликтам, дефициту положительных эмоций. Особенно страдают в такой обстановке младшие члены семьи. В самых тяжелых случаях такой климат ведет к распаду семьи.

Семейный долг . Тесные семейные связи с особой остротой ставят вопрос о соблюдении определенных нравственных требований. Превращение этих требований в личные правила, принятие их человеком как непременного условия отношения к окружающим и есть нравственный долг.

Существует долг семьи перед обществом, его будущим. Он состоит в том, что именно семья в первую очередь влияет на воспитание детей. Конституция Российской Федерации прямо указывает на то, что «забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей» (ст. 38). Общество в лице государства берет на себя защиту семьи, материнства и детства, а от родителей требует выполнения их семейного долга. Каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право на заботу и внимание взрослых. Хотя семья - дело сугубо личное, но государству небезразлично, в каких условиях формируются его граждане, оно, предоставляя родительские права, одновременно определяет обязанность, гражданский долг родителей - заботиться о своих детях, создавать необходимые условия для их полноценного развития. Если же семья этих обязанностей не выполняет, в установленном законом порядке родители могут быть лишены своих прав.

При этом следует обратить внимание на то, что родители имеют равные права и обязанности в отношении детей. Закон не делает различий между мужчиной и женщиной в определении их гражданского долга заботиться о семье и детях, их здоровье, физическом, духовном и нравственном развитии, обучении и материальном обеспечении, выступать в их защиту во всех учреждениях. В этих правах и обязанностях реализуется долг родителей перед детьми.

Данные специальных исследований показывают, что удовлетворенность семейными отношениями современных россиян во многом зависит от взаимопонимания, взаимопомощи и взаимодействия супругов - родителей. Помимо прочего, в семье сегодняшней закладываются основы прочности и счастья семей будущих. Вспомним замечательные слова из сочинения немецкого гуманиста XV в. С. Бранта:

    Ребенок учится тому,
    Что видит у себя в дому:
    Родители пример ему...
    Коль видят нас и слышат дети,
    Мы за дела свои в ответе
    И за слова: легко толкнуть
    Детей на нехороший путь.
    Держи в приличии свой дом,
    Чтобы не каяться потом.

Понятие «семейный долг» не исчерпывается долгом родителей перед обществом и своими детьми. Честь требует возвращения долгов и в прямом, и в переносном значении этого слова. Дети также обязаны заботиться о своих родителях, особенно став взрослыми. Если вы рассчитываете на равное с другими членами семьи положение, то долг заботиться о семье, ее благополучии, быте, эмоциональной атмосфере лежит и на вас. Почаще стоит помнить о том, что семья - малая группа. В ней очень важны мелочи, которые могут сделать жизнь семьи невыносимой или, напротив, сгладить трудности и невзгоды, создать обстановку тепла и уюта, которые и ассоциируются у нас с понятием «отчий дом».

В заключение не откажем себе в удовольствии еще раз процитировать С. Бранта:

    Глупцов глупей, слепцов слепей
    Те, кто не воспитал детей
    В порядочности, в послушанье,
    Не проявив забот и тщанья...

    Основные понятия

  • Семья.

    Термины

  • Психологический климат, семейный долг.

Вопросы для самопроверки

  1. Какую роль семья играет в обществе?
  2. В чем заключаются основные функции семьи?
  3. Назовите роли, существующие в семье. Как они связаны с групповыми ролями?
  4. От чего зависит психологический климат в семье? Какие факторы (условия) он включает?
  5. Как вы понимаете, что такое семейный долг? Из чего он складывается?

Задания

  1. Нарисуйте генеалогическое древо своей семьи. В семейном альбоме найдите фотографии неизвестных вам лично родственников, расспросите о них своих родителей.
  2. Соберите семейные предания и легенды. Сделайте вывод, какой психологический климат отражают эти семейные истории.
  3. Припомните, какие семейные реликвии хранятся в вашей семье, кому они принадлежали, с какими событиями связаны.
  4. Прокомментируйте с точки зрения психологического климата в семье следующие строки С. Бранта:

      Тот, кто, прельстясь деньгами, в брак
      Вступить готовится,- дурак:
      Дождется ссор, скандалов, драк!

    Подберите пословицы и поговорки, которые по смыслу соответствуют данному фрагменту сочинения немецкого гуманиста «Корабль дураков».

  5. Составьте собственное толкование понятия «семейный долг», при необходимости обратитесь к словарям.