Советы студенту-первокурснику по адаптации в учебном заведении. Советы для первокурсников: студенческая жизнь без проблем

1. Главное – стремиться вырабатывать свой индивидуальный стиль учебно-профессиональной деятельности, то есть совсем не обязательно быть «как все» или вообще «копировать» действия каких-то «особо одаренных» и «успевающих» студентов. Успехов в учебе можно достигать самыми разными способами. Поэтому само обучение в вузе – это одновременно и своеобразное «экспериментирование» с самим собой, тем более, что, как уже отмечалось ранее, главный предмет для любого ученика – это он сам как развивающийся, самоизменяющийся и рефлексирующий «субъект учебной деятельности». В дальнейшем опыт формирования своего индивидуального стиля может стать основой формирования в себе индивидуального стиля самой профессиональной деятельности.

2. Правила тактичного поведения и эффективного слушания на лекциях:
Слушать (и слышать) другого человека – это настоящее искусство, которое очень пригодится в будущей профессиональной деятельности психолога.

Если преподаватель «скучный», но Вы чувствуете, что он действительно владеет материалом, то скука – это уже Ваша личная проблема (стоит вообще спросить себя, а настоящий ли Вы студент, если Вам не интересна лекция специалиста?).

Существует очень полезный прием, позволяющий студенту-психологу оставаться в творческом напряжении даже на лекциях заведомо «неинтересных» преподавателях. Представьте, что перед Вами клиент, который что-то знает, но ему трудно это сказать (а в консультативной практике с такими ситуациями постоянно приходится сталкиваться). Очень многое здесь зависит от того, поможет ли слушающий говорящему лучше изложить свои мысли (или сообщить свои знания). Но как может помочь «скучному» преподавателю студент, да еще в большой аудитории, когда даже вопросы задавать неприлично?

Прием прост – постарайтесь всем своим видом показать, что Вам «все-таки интересно» и Вы «все-таки верите», что преподаватель вот-вот скажет что-то очень важное. И если в аудитории найдутся хотя бы несколько таких студентов, внимательно и уважительно слушающих преподавателя, то может произойти «маленькое чудо», когда преподаватель «вдруг» заговорит с увлечением, начнет рассуждать смело и с озорством (иногда преподаватели сами ищут в аудитории внимательные и заинтересованные лица и начинают читать свои лекции, частенько поглядывая на таких студентов, как бы «вдохновляясь» их доброжелательным вниманием). Если это кажется невероятным (типа того, что «чудес не бывает»), просто вспомните себя в подобных ситуациях, когда с приятным собеседником-слушателем Вы вдруг обнаруживаете, что говорите намного увереннее и даже интереснее для самого себя. Но «маленького чуда» может и не произойти, и тогда главное – не обижаться на преподавателя (как не обижается на своего «так и не разговорившегося» клиента опытный психолог-консультант). Считайте, что Вам не удалось «заинтересовать» преподавателя своим вниманием (он просто не поверил в то, что Вам действительно интересно).

Чтобы быть более «естественным» и чтобы преподаватель все-таки поверил в вашу заинтересованность его лекцией, можно использовать еще один прием. Постарайтесь молча к чему-то «придраться» в его высказываниях. И когда вы найдете слабое звено в рассуждениях преподавателя (а при желании это несложно сделать даже на лекциях признанных психологических авторитетов), попробуйте «про себя» поспорить с преподавателем или хотя бы послушайте, не станет ли сам преподаватель «опровергать себя» (иногда опытные преподаватели сначала подбрасывают провокационные идеи, а затем как бы сами с собой спорят). В любом случае, несогласие с преподавателем – это прекрасная основа для диалога (в данном случае – для «внутреннего диалога»), который уже после лекции, на семинаре может превратиться в диалог реальный. Естественно, не следует извращать данный прием и всем своим видом показывать преподавателю, что Вы его «презираете», что он «ничтожество» и т.п. Критика (особенно критика преподавателя) должна быть конструктивной и доброжелательной. Будущему психологу вообще противопоказано «демонстративное презрение» к кому бы то ни было (с соответствующими «вытаращенными глазами» и «фыркающим ротиком») – это скорее, признак «пациента», чем специалиста-человековеда...

Если Вы в чем-то не согласны (или не понимаете) с преподавателем, то совсем не обязательно тут же перебивать его и, тем более, высказывать свои представления, даже если они и кажутся Вам верными. Перебивание преподавателя на полуслове – это верный признак невоспитанности. А вопросы следует задавать либо после занятий (для этого их надо кратко записать, чтобы не забыть), либо выбрав момент, когда преподаватель сделал хотя бы небольшую паузу, и обязательно извинившись. Неужели не приятно самому почувствовать себя воспитанным человеком, да еще на глазах у целой аудитории?

3. Правила конспектирования на лекциях:
Не следует пытаться записывать подряд все то, о чем говорит преподаватель. Даже если студент владеет стенографией, записывать все высказывания просто не имеет смысла: важно уловить главную мысль и основные факты.

Желательно оставлять на страницах поля для своих заметок (и делать эти заметки либо во время самой лекции, либо при подготовке к семинарам и экзаменам).

Естественно, желательно использовать при конспектировании сокращения, которые каждый может «разработать» для себя самостоятельно (лишь бы самому легко было потом разобраться с этими сокращениями).

Стараться поменьше использовать на лекциях диктофоны, поскольку потом трудно будет «декодировать» неразборчивый голос преподавателя, все равно потом придется переписывать лекцию (а с голоса очень трудно готовиться к ответственным экзаменам), наконец, диктофоны часто отвлекают преподавателя тем, что студент ничего не делает на лекции (за него, якобы «работает» техника) и обычно просто сидит, глядя на преподавателя немигающими глазами (взглядом немного скучающего «удава»), а преподаватель чувствует себя неуютно и вместо того, чтобы свободно размышлять над проблемой, читает лекцию намного хуже, чем он мог бы это сделать (и это не только наши личные впечатления: очень многие преподаватели рассказывают о подобных случаях). Особенно все это забавно (и печально, одновременно) в аудиториях будущих психологов, которые все-таки должны учиться чувствовать ситуацию и как-то положительно влиять на общую психологическую атмосферу занятия...

4. Правила самостоятельной работы с литературой.
Как уже отмечалось, самостоятельная работа с учебниками и книгами (а для психологов – это также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) – это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания. Основные советы здесь можно свести к следующим:

Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; «не старайтесь запомнить все, что вам в ближайшее время не понадобится, – советует студенту и молодому ученому Г. Селье, – запомните только, где это можно отыскать» (Селье, 1987. С. 325).

Сам такой перечень должен быть систематизированным (что необходимо для семинаров, что для экзаменов, что пригодится для написания курсовых и дипломных работ, а что Вас интересует за рамками официальной учебной деятельности, то есть что может расширить Вашу общую культуру...).

Обязательно выписывать все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время).
Разобраться для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть.

При составлении перечней литературы следует посоветоваться с преподавателями и научными руководителями (или даже с более подготовленными и эрудированными сокурсниками), которые помогут Вам лучше сориентироваться, на что стоит обратить большее внимание, а на что вообще не стоит тратить время...

Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц).

Если книга – Ваша собственная, то допускается делать на полях книги краткие пометки или же в конце книги, на пустых страницах просто сделать свой «предметный указатель», где отмечаются наиболее интересные для Вас мысли и обязательно указываются страницы в тексте автора (это очень хороший совет, позволяющий экономить время и быстро находить «избранные» места в самых разных книгах).

Если Вы раньше мало работали с научной психологической литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием – научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать), и это может занять немалое время (у кого-то – до нескольких недель и даже месяцев); опыт показывает, что после этого студент каким-то «чудом» начинает буквально заглатывать книги и чуть ли не видеть «сквозь обложку», стоящая это работа или нет...

«Либо читайте, либо перелистывайте материал, но не пытайтесь читать быстро... Если текст меня интересует, то чтение, размышление и даже фантазирование по этому поводу сливаются в единый процесс, в то время как вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном», – советует Г. Селье (Селье, 1987. – С. 325-326).

Есть еще один эффективный способ оптимизировать знакомство с научной литературой – следует увлечься какой-то идеей и все книги просматривать с точки зрения данной идеи. В этом случае студент (или молодой ученый) будет как бы искать аргументы «за» или «против» интересующей его идеи, и одновременно он будет как бы общаться с авторами этих книг по поводу своих идей и размышлений... Проблема лишь в том, как найти «свою» идею...

5. Правила подготовки к зачетам и экзаменам и корректного поведения при их сдаче преподавателям:

Лучше сразу сориентироваться во всем материале и обязательно расположить весь материал согласно экзаменационным вопросам (или вопросам, обсуждаемым на семинарах), эта работа может занять много времени, но все остальное – это уже технические детали (главное – это ориентировка в материале!).

Сама подготовка связана не только с «запоминанием» (хотя некоторые преподаватели оценивают больше именно эту способность студента, и с этим приходится считаться...). Подготовка также предполагает и переосмысление материала, и даже рассмотрение альтернативных идей; это оправдывает себя лишь тогда, когда экзамен принимает преподаватель, способный оценить такой творческий подход студента, но ведь и преподаватели бывают разными... Поэтому студент обязательно должен все это учитывать и иногда все-таки оставлять свое «творчество» за рамками данного экзамена (надо быть реалистом, и не только при сдаче экзаменов).

Готовить «шпаргалки» полезно, но пользоваться ими рискованно. Главный смысл подготовки «шпаргалок» – это систематизация и оптимизация знаний по данному предмету, что само по себе прекрасно – это очень сложная и важная для студента работа, более сложная и важная, чем «тупое», «методическое» и «спокойное» поглощение массы (точнее – «кучи») учебной информации. Если студент самостоятельно подготовил такие «шпаргалки», то скорее всего, он и экзамены сдавать будет более уверенно, так как у него уже сформирована общая ориентировка в сложном материале. К сожалению, многие студенты даже в собственных конспектах часто ориентируются очень плохо.

Например, иногда мы проводили экзамены, разрешая пользоваться своими конспектами (и даже учебниками) во время самого ответа. Иногда нескольких секунд было достаточно, чтобы оценить, заглядывал ли студент в свои конспекты (и тем более, в книги) при подготовке к данному экзамену.

Как это ни парадоксально, но использование «шпаргалок» часто позволяет отвечающему студенту лучше демонстрировать свои познания (точнее – ориентировку в знаниях, что намного важнее знания «запомненного» и «тут же забытого» после сдачи экзамена).

Если у студента имеется сильное несогласие с тем, что преподаватель говорил на лекциях или с тем, что написано в учебниках, то существует правило: сначала студент должен продемонстрировать, что он «усвоил» все, что требуется по программе обучения (или по программе данного преподавателя), и лишь после этого он вправе высказать иные, желательно аргументированные точки зрения.

Если преподаватель, с точки зрения студента, необъективен, то у него есть формальное право потребовать проведение зачета с участием другого преподавателя, но иногда возникают проблемы, связанные с тем, что данный курс является «авторским», и другого квалифицированного преподавателя может просто не оказаться... Поэтому лучше все-таки находить взаимопонимание с данным преподавателем (обращение к иным экзаменаторам всегда рассматривается в вузе как редкое, очень нежелательное ни для кого «чрезвычайное происшествие» и лучше таких ситуаций самому студенту не организовывать, хотя всякое бывает...).

6. Правила написания научных текстов (рефератов, курсовых и дипломных работ):

Важно разобраться сначала, какова истинная цель Вашего научного труда (сообщить миру о своих идеях, просто «спихнуть» реферат по неинтересной для Вас проблеме, поупражняться в написании научных текстов и т.п.) – все это поможет Вам разумно распределить свои силы, время и главное, – чувства («стоит ли вкладывать душу в данную работу или не стоит»..).

Важно разобраться, кто будет «читателем» Вашей работы (заранее известный строгий и придирчивый «оппонент», доброжелательный научный руководитель, Ваши сокурсники, а может, работу, скорее всего, вообще никто даже не прочитает или всего лишь пролистают, посмотрят «по диагонали»...).

Как создать у себя подходящее творческое настроение для работы над научным текстом (как найти «вдохновение»)? Во-первых, должна быть идея, а для этого нужно научиться либо относиться к разным явлениям и фактам несколько критически (своя идея – как иная точка зрения), либо научиться увлекаться какими-то известными идеями, которые нуждаются в доработке (идея – как оптимистическая позиция и направленность на дальнейшее совершенствование уже известного). Во-вторых, важно уметь отвлекаться от окружающей суеты (многие талантливые люди просто «пропадают» в этой суете), для чего важно уметь выделять важнейшие приоритеты в своей учебно-исследовательской деятельности. В-третьих, научиться организовывать свое время, ведь, как известно, свободное (от всяких глупостей) время – важнейшее условие настоящего творчества, для него наконец-то появляется время. Иногда именно на организацию такого времени уходит немалая часть сил и талантов.

Естественно, писать следует ясно и понятно, стараясь основные положения формулировать четко и недвусмысленно (чтобы и самому понятно было), а также стремясь структурировать свой текст. Каждый раз надо представлять, что ваш текст будет кто-то читать и ему захочется сориентироваться в нем, быстро находить ответы на интересующие вопросы (заодно представьте себя на месте такого человека). Понятно, что работа, написанная «сплошным текстом» (без заголовков, без выделения крупным шрифтом наиболее важным мест и т, п.), у культурного читателя должна вызывать брезгливость и даже жалость к автору (исключения составляют некоторые древние тексты, когда и жанр был иной и к текстам относились иначе, да и самих текстов было гораздо меньше – не то, что в эпоху «информационного взрыва» и соответствующего «информационного мусора»).

Объем текста и различные оформительские требования во многом зависят от принятых в конкретном учебном заведении порядков.
Учеба в вузе – процесс очень непростой. С первых же сентябрьских дней на студента обрушивается громадный объем информации, которую необходимо усвоить. Нужный материал содержится не только в лекциях (запомнить его – это только малая часть задачи), но и в учебниках, книгах, статьях. Порой возникает необходимость привлекать информационные ресурсы Интернет.

Система вузовского обучения подразумевает значительно большую самостоятельность студентов в планировании и организации своей деятельности. Вчерашнему школьнику сделать это бывает весьма непросто: если в школе ежедневный контроль со стороны учителя заставлял постоянно и систематически готовиться к занятиям, то в вузе вопрос об уровне знаний вплотную.встает перед студентом только в период сессии. Такая ситуация оборачивается для некоторых соблазном весь семестр посвятить свободному времяпрепровождению («когда будет нужно – выучу!»), а когда приходит пора экзаменов, материала, подлежащего усвоению, оказывается так много, что никакая память не способна с ним справиться в оставшийся промежуток времени.

Поэтому студенту (а тем более студенту-психологу) следует знать о некоторых важных правилах организации деятельности, подсказанных наукой психологией.

Человек, который поступает в университет, должен забыть о том, что такое беззаботные школьные годы: теперь вы – взрослый человек, относиться к которому будут соответствующе.

Конечно, большинство преподавателей понимают, что первокурсникам сложно сразу же переключиться на новый формат обучения, однако без самодисциплины вам не обойтись. Возможно, вам придется регулярно отрабатывать пары, бегать за учителями и даже покупать курсовые на заказ . Как же подготовиться к новому этапу жизни заранее?

  1. Помните, что теперь никто не будет приносить вам все, что нужно, на блюдце с золотой каемочкой. Всегда заранее узнавайте расписание пар, а для записи домашних заданий заведите отдельный блокнот.
  2. Вы отсутствуете на занятии по причине болезни? Это никого не волнует: придется учить материал самостоятельно, позвонив одногруппникам. С первых дней советуем начать поддерживать нейтрально-дружеские отношения с окружающими, особенно со старостой: это может пригодиться в дальнейшем.
  3. Будьте пунктуальны. Если в школе вам могли простить регулярные опоздания на уроки, то в университете могут просто отправить сидеть за дверью. К тому же, неуважение к преподавателю обязательно скажется по время сдачи зачета или экзамена.
  4. Не верьте легенде о том, что от сессии до сессии учащимся университетов «живется весело». Иначе во время самой аттестации придется несладко. Заранее приобретите контрольные и курсовые на заказ , а также получите список вопросов к экзаменам. Начинайте понемногу готовиться уже с первых месяцев.
  5. Не стремитесь стать сплетником или выскочкой. Никто из студентов не любит однокурсников, которые выкрикивают правильные ответы на семинарах, перебивают других и обсуждают за спиной. Даже если вам не слишком нравятся одногруппники, сделайте вид, что вы нормально и с уважением к ним относитесь: вам еще несколько лет предстоит учиться вместе.
  6. Конечно, время от времени вас будет посещать желание прогулять пары, и это вполне нормально. Но делайте это только в крайних случаях, иначе это просто перейдет в систему.
  7. Не забудьте позаботиться о соответствующем внешнем виде. Возможно, в предыдущие 11 лет вам навязывали определенную школьную форму, но радоваться том, что сейчас вы можете «пуститься во все тяжкие», не стоит. Преподаватели обращают внимание на внешний вид студентов. Позаботьтесь об аккуратной прическе, не слишком вызывающей и яркой одежде.

Не стесняйтесь спрашивать советов у учащихся старших курсов: как правило, они доброжелательно настроены и только рады помочь младшим «коллегам», продемонстрировав собственный опыт.

Поздравляю, ты поступил! Теперь ты сам по себе. В комплекте со студенческим билетом идут ответственность, самостоятельность и возможность «вылететь» из университета. Для того, чтобы избежать последнего, мы опросили более 50 студентов старших курсов разных ВУЗов и специальностей. Рассмотрим самые популярные и полезные советы, благодаря которым ты не станешь белой вороной в первый день и получишь красный диплом в последний (или не совсем красный).

[Совет 1. Первый совет – на Первое сентября.]

Главное – ничего не бояться. Ты не единственный первокурсник в здании, которого все еще пугают длинные коридоры и бесконечное количество аудиторий.

В первый день будет много организационных вопросов, потому важно быть сосредоточенным, уметь слушать и СЛЫШАТЬ, а лучше записывать. Запоминай имена и лица, обменяйся контактами с теми ребятами, что будут с тобой бок о бок еще 4-5 лет. Кстати, об одногруппниках, не суди их по первому дню. Время покажет, кто чего стоит.

[Совет 2. Про «спроси».]

Если не знаешь, где туалет, аудитория, столовая, библиотека, деканат и так далее, то на помощь придет мистер Спроси. Зови его, если не понял, что сказал преподаватель, или, например, поменялось расписание. Только не переусердствуй, а то рискуешь всем быстро надоесть.

[Совет 3. Общайся!]

Забиться в угол – плохая тактика. Общение с одногруппниками поможет влиться в коллектив, а со старшими курсами –найти общий язык с преподавателями и достать бесценные конспекты. Пожинать плоды полезного общения вы будете не с первой сессии, а с первого дня, если наладите коммуникацию с другими студентами.

[Совет 4. «Полезности» к практическим занятиям и лекциям.]

Если вы не вундеркинд, то советую посещать все лекции. Будет неплохо, если вы придете туда послушать не музыку, а преподавателя. Обычно он дает ту информацию, которую стребует от вас на практических занятиях. К тому же он запомнит вас, а это тоже галочка.

А теперь о семинарах и лабораторных. Если ты не дитя индиго с резиновым кошельком, то и эти занятия стоит посещать. Вопросы, которые дает преподаватель, обычно можно разделить с одногруппниками (во время сессии тоже, потом просто их собрать в одно целое). Не откладывай домашнее задание на потом, не успеешь оглянуться – конец семестра. А если ответил, то дай возможность другим заработать свой «плюсик».

И еще несколько НЕ: преподавателю не хамить, не грубить, не пререкаться и не сиди на галерке.

[Совет 5. Для тех, кто не воспользовался советами предыдущего пункта.]

Если ты ходил на занятия, слушал преподавателей и делал домашку, то этот пункт можешь пропустить, а вам, прогульщики, я расскажу, как быстро подготовиться к контрольной / зачёту / экзамену.Сначала прочитайте все, что у вас есть по данному предмету, выделяя самое важное в конспекте, книге и у себя в голове. Затем обратитесь к списку вопросов и мысленно проговорите ответы, которые вы уже знаете, пометьте галочкой то, что еще предстоит выучить и приступайте к работе!

[Совет 6. Не спать сутки перед экзаменом – нормально, но глупо.]

Поверь, если ты выспишься, вспомнишь то, чего никогда не знал, а вот сонный – забудешь даже то, что учил.

[Совет 7. Тайм-менеджмент.]

Изучение данного вопроса поможет найти разные лайфхаки, которые пригодятся во время учебы, а еще ты научишься правильно организовывать свое время и использовать его максимально эффективно.

[Совет 8. Учеба – не самое главное в жизни.]

То, что ты теперь студент, еще не значит, что 24/7 надо что-то зубрить. Студенчество – это не только бесконечные конспекты и горы книг, но и новые знакомства, прогулки по вечерней столице, походы в кино. Наличие диплома, а тем более высокие или низкие оценки не всегда являются показателем достойного уровня интеллекта. Главное – саморазвитие. Открыты все двери:участвуй в студенческом самоуправлении, посещай интересные семинары, ходи на различные стажировки. Не забывай про свои увлечения, живи, люби и радуйся!

Поздравляю, ты поступил! Теперь твое будущее в твоих руках, а для того, чтобы оно было счастливым и перспективным, держи памятку.

Материал подготовила Крагель Дарья

Пришли холода. Пришла пора сказать «сайонара» теплым денькам, каникулам, моментам счастья и свободы (здесь следует минута молчания и скорбное выражение лица). Но до того, как забаррикадироваться в библиотеке и похоронить себя под сундуками знаний, прочитайте эту статью. Возможно, вам будут интересны кое-какие советы студентам-первокурсникам и выпускникам по подготовке к контрольным, тестированиям и экзаменам, действенность которых доказана наукой!

Итак, у нас насчиталось, по крайней мере, 22 крайне полезных совета для студентов, которые были многократно проверены, испытаны и доказаны наукой!

Учите, когда хотите спать

Сказки на ночь – для детей. Вместо того чтобы читать последнюю книгу о приключения Гарри Поттер, возьмите учебник по высшей математике.

Всего несколько минут изучения перед погружением в царство Морфея поможет усвоить даже невероятно сложный материал. Во время сна мозг укрепляет свежеполученные новые знания и запоминания.

Чтение учебного материала перед сном поможет быстро вспомнить все, что было прочитано прямо перед засыпанием.

Разделяй и властвуй

Новый метод обучения называется «разделенные повторения». Суть состоит в том, чтобы разбить всю информацию на мелкие кусочки, а затем изучать эти мелкие куски в течение длительного периода времени.

Не пытайтесь запомнить всю таблицу Менделеева в один присест. Старайтесь изучать несколько рядов из таблицы каждый день или просматривайте содержимое лекции или семинара, прежде чем приступить к чему-то новому.

Сочиняйте сказки

Среди самых странных практических советов будущим и настоящим студентам в учебе является следующий.

Ученые доказали, что лучшему запоминанию и освоению самого непонятного материала способствует фантазия. Если вам нужно запомнить мелкие детали, которые никак не хотят задерживаться в голове, придумайте к каждой детали некую совершенно сумасшедшую сказку, историю, легенду, которая поможет сделать эту деталь более значимой.

Например, вы пытаетесь запомнить порядок алгебраических вычислений (PEMDAS). Если вы все еще не знаете, что это такое, поясняем:

  1. Скобки | (Parenthesis)
  2. Экспоненты,степени | (Exponents)
  3. Умножение | (Multiplication)
  4. Деление | (Division)
  5. Прибавление | (Addition)
  6. Вычитание | (Subtraction)

Для запоминания порядка букв аббревиатуры можно придумать следующую историю:

Петя (P) ест (Е) макароны (М) в день (D) активного (А) солнцестояния (S).

Полина (Р) ерзала (Е) на матрасе (М) и дрожала (D) перед алчной (А) сволочью(S).

Постоянно двигайтесь

Исследования доказывают, что изучение одного и того же материала в разных в разные дни снижает вероятность забывания этого материала.

Каждый раз, когда мы перемещаемся (из библиотеки в кафе, из кафе на сиденье унитаза и т.д.), мы заставляем мозг формировать новые ассоциации с тем же материалом. А это способствует его более сильному закреплению в нашей памяти.

Переключайтесь

Не зависайте над одной и той же темой. Вместо того чтобы прилипнуть к одной непонятной теме и долбить ее до посинения, постоянно лавируйте между разными материалами за один присест.

Эта техника помогает найти и использовать правильную стратегию для нахождения решения проблемы на подсознательном уровне. Например, если у нас целый букет проблем, нам нужно разделить их на более мелкие, а затем каждую отдельную проблему разделить на более мелкие блоки, которые потом мы и начнем решать – это одна стратегия. Вторая стратегия – кроме разделения проблемы на более мелкие части есть еще и умножение проблем, добавления к имеющейся еще одной или нескольких проблем. Каждая из этих стратегий имеет право на существование, потому как разные мозги мыслят по разным алгоритмам. И вам нужно попробовать каждый из них, чтобы понять, каким образом и по какой схеме работает именно ваш мозг.

Тестируйте самого себя

Одним из лучших советов студентам (медикам, психологам или учащимся любых других специальностей) считается самопроверка. Опрашивание самого себя – прекрасный способ подготовиться к реальному испытанию.

И не бойтесь покрываться холодным потом, пытаясь вспомнить 37-го президента США (кстати, это Никсон): чем труднее вам будет вспомнить ответ в режиме проверки, тем более вероятно, что вы вспомните эту информацию в условиях реального тестирования или экзамена.

Пишите письма

Ну а точнее не письма, а просто пишите. Это делается вовсе не для того, чтобы улучшить ваши навыки чистописания.

Исследования показывают, что наш мозг будет более надежно сохранять информацию, если кроме услышания или прочтения мы будем еще и записывать ее, причем записывать вручную.

Начните переписывать в чистую тетрадку все важные лекции и семинары, которые.

Заставьте себя кричать


Чтение информации вслух заставляет сохранять ее двумя способами одновременно: путем ее осмотра визуально и путем ее прослушивания.

Внимание! Мы не можем гарантировать, что при применении этого совета студента колледжа или университета библиотекарь не вышвырнет вас вон из читального зала.

Давайте прервемся на кофе. В следующей статье мы с вами продолжим изучать способы усвоения и запоминания информации, доказанные наукой. А пока расслабьтесь и получите удовольствие от жизни. И если вашу жизнь пока омрачает срочное написание какого-либо вида учебных работ (контрольной, реферата, курсовой или дипломной работы), не переживайте – обращайтесь к нам, и все сделают по высшему классу.

Доброго времени суток, уважаемый читатель! Эта статья, в первую очередь, посвящена тем, кто в этот сентябрь придёт в университет в качестве первокурсника.

Многие сегодняшние абитуриенты и школьники понятия не имеют, чем жизнь студента отличается от жизни того же школьника. Ведь со стороны кажется, что школьник и студент - это почти одно и то же. Та же учёба, те же конспекты. Но это только так кажется. На самом деле студенческая жизнь очень сильно отличается от школьной.

Поэтому, мы решили написать данную статью, чтобы школьники и абитуриенты поняли все основные моменты жизни студента .

Условно мы разделяем студенческую жизнь на две части. Первая часть касается непосредственно учебной деятельности: посещению лекций, конспектам, сессии и т.д. Во второй части мы раскроем основные моменты вне учебной жизни студента. Там будут представлены темы общежития, личной жизни, планах о будущем и т.д.

Нам кажется, что таким образом построенная статья позволит вам, уважаемые читатели, лучше понять и прочувствовать вашу будущую студенческую жизнь. Итак, начнём.

Сначала мы посмотрим, чем занимается студент в учебное время. Ведь, как-никак, самая главная задача для студента - это учиться, и по возможности, хорошо.

Как только вы придёте в университет, первое, чем вы будете делать - это посещать лекции. Лекции - это теоретические занятия, на которых даются различные знания по предмету. Одна лекция может продолжаться целый учебный день (4-5 пары).

Пара - это временной интервал, который равен 2-м обычным урокам в школе (2×45 минут). Но чаще всего в один день вам будут ставить по 2 пары 2-х разных предметов.

После того, как вы пройдете определённое количество теоретического материала, скажем по Истории России, у вас в расписании появятся семинары по этому предмету.

Семинары - это «практическое» применение полученных знаний. Обычно на семинарах закрепляют пройденный материал, выслушивают доклады на разные темы, смотрят презентации.

>Семинаров обычно бывает намного меньше, чем лекций. Даже может и вообще не быть. Кстати, вы должны знать, что за место семинаров иногда ставят, так называемые коллоквиумы.

Что это за страшное слово такое, коллоквиум?

Не пугайтесь, это, по сути, такие же семинары, только со своей спецификой. Обычно коллоквиумы ставят по математике. Они проходят следующим образом: после того, как ваша группа пройдёт какое-то количество лекций, вас попросят выучить их (например, с 5-й по 14-ю темы) и затем каждого из студентов вашей группы преподаватель будет лично спрашивать какую-нибудь тему.

В этом и заключается отличие коллоквиума от семинара: коллоквиум нацелен на закрепление знаний у каждого студента индивидуально, а семинар - на закрепление пройденного материала во всей вашей группе вообще.

Ходить на занятия нужно, будь это хоть лекция или семинар. Важно каждое занятие. Если вы возьмёте в привычку с первых дней своей учёбы пропускать «неинтересные» предметы, то это может стать плохой привычкой.

Потом вам все эти прогулы аукнутся во время сдачи сессии. Поэтому, если вы решили хорошо учиться в университете, тогда начинайте студенческую жизнь без проблем.

Хоть и сказали, что в первой части статьи будем освящать только учебную жизнь студента , однако именно здесь нужно обязательно сказать о вне учебных мероприятиях. Эти мероприятия, по сути, также являются частью учёбы, поэтому мы про них здесь и пишем.

Всем известно, студенты живут весело. А делают это они благодаря участию в различных мероприятиях, проводимых в стенах ВУЗа. КВН, капустники, мисс и мистер ВУЗа — эти мероприятия есть неотъемлемые атрибуты студенческой жизни. Поэтому, как только вы придёте в университет, будьте готовы, что вас почти сразу же начнут «вербовать» для участия в различных конкурсах, смотрах, викторинах и т.д.

У вас, скорее всего, будет логичный вопрос: а нужно ли во всём этом деле участвовать? Вы же пришли в университет учиться, а не заниматься самодеятельностью.

Так-то оно так, вот только скучные лекции, вы вскоре забудете (после сессии уж точно, о ней чуть позже), а вот воспоминания от различных праздников у вас останутся на всю жизнь.

Даже, если вы что-то подзабудете, то фотографии, которые делают на любом мероприятии, освежат вашу память. Не станете же вы каждый раз фотографировать лекции, чтобы потом вспоминать, как они у вас проходили? А вот конкурсы и КВНы всегда запечатлеют на фото -и видеокамеры.

Поэтому, если вам предложат принять участие в каком-либо конкурсе, то непременно соглашайтесь при условии, что а) вам это действительно интересно и б) что участие в конкурсах не отразится на вашей успеваемости. Всё-таки учёбу вы должны ставить на первое место, а всё остальное - уже потом.

После того, как вы отучитесь в высшем учебном заведении полгода (т.е. со второго семестра) вас начнут привлекать к различным научным конференциям.

Сначала просто в качестве зрителя, затем, по мере того, как вы начнёте понимать, как заниматься наукой, вам будут предлагать написать самостоятельные научные работы и защищать их перед студенческим научным обществом.

Студенческое научное общество — это такая организация студентов в ВУЗе, которая занимается научной работой среди студентов. Обычно она устроена так: председатель СНО даёт распоряжение подготовить доклады всем членам СНО.

Затем они все встречаются на пленарном заседании и там зачитывают самые лучшие доклады. Естественно, что все доклады там зачитать чисто физически не могут.

Поэтому после пленарного заседания все его участники расходятся по секциям. Каждая секция отвечает за какое-нибудь одно направление. Например, есть секция менеджмента и исторических наук и т.д.

На секции уже выступают все желающие. Затем комиссия подводит итог всем выступлениям, и победители получают дипломы и призы. Вам, первокурсники, самое главное из этого понять, что СНО - это отличная возможность заявить о себе.

Если вы увлекаетесь чем-нибудь, даже, если это не касается вашей непосредственной специальности — записывайтесь в СНО и сделайте хорошую научную работу на вашу любимую тему. Быть может это станет для вас началом вашей профессиональной карьеры.

В любом случае от участия в СНО вы в любом случае выиграете, т.к. получите полезный опыт, который вам ещё не раз пригодится. Поэтому, если есть желание заниматься наукой - вперед, СНО вас ждёт!

Помимо всего вышеперечисленного, студенты во время своей учёбы в университете занимаются спортом. Уроки физкультуры - это само-собой, кроме них в стенах ВУЗа постоянно проходят разные спортивные состязания.

Футбол, волейбол, баскетбол, бег, лыжные гонки, заплывы в бассейне - вот только некоторые из видов спорта, которыми вы можете заниматься в стенах университета.

Ведь не все каждый любит участвовать в развлекательных мероприятиях или заниматься наукой - для кого-то «своя стихия» - это спорт. Возможно, если человек любит спортивные занятия больше, чем лекции по своим основным предметам, то ему стоило поступать на какую-нибудь спортивную специальность.

Однако очень многие любят спорт и физкультуру просто так, как развлечение. Мало, кто из людей хочет связывать свою дальнейшую жизнь со спортом.

Поэтому, даже, если вы будете учиться, скажем, на математика, никто вам не запрещает в стенах вашего учебного заведения заниматься своим любимым занятием. Вы можете выступать за университетскую команду по какому-нибудь виду спорта.

И, кстати, скажем вам по секрету: если вы будете отстаивать честь университета на спортивной площадке, то это вам зачтётся.

Преподаватели будут к вам более снисходительны, чем к другим студентам. Кстати, эта закономерность также распространяется на тех, кто принимает участие в КВН или участвует в научной жизни своего ВУЗа.

Поэтому, вывод такой - хотите успешно учиться в университете - будьте активны не только на лекциях и семинарах!

Если вы ещё пока не студент, то прочитав предыдущую часть статьи, вы могли подумать, что учёба в университете - это очень проще-простого.

Знай, ходи только на лекции, да семинары, а всё остальное время можешь проводить по своему усмотрению. Такой большой набор различных возможностей сделан специально, т.к. университет - это отправная точка во взрослую самостоятельную жизнь.

А жизнь полна различных возможностей, как известно. Вот поэтому в стенах вашего ВУЗа стараются создать что-то подобное, чтобы вы поняли и окончательно решили, чего вы хотите от жизни. Может быть, вы выбрали не ту специальность, может вам нравится делать что-то другое.

В общем, студенческие годы годы поиска самого себя. Вот почему у вас так будет насыщена студенческая жизнь. Найдите свой путь именно в стенах университета, и тогда вы не будете мотаться туда-сюда во взрослой жизни.

[Жизнь студента полна событий, только выбирай!]

Но это так, лирическое отступление. Оно было сделано для того, чтобы подвести вас к самому главному событию в жизни студента - к сдаче сессии.

Сессия — это отрезок времени, когда у студентов проверяют знание пройденного предмета за полгода. Проще сказать, это самое интенсивное и напряжённое время в размеренной веселой жизни студента .

От того, как вы работали на лекциях и семинарах в течение всего семестра, зависит ваша итоговая оценка на экзамене. Также, не забывайте, что участие в различных вне учебных мероприятиях, научных секциях и спортивных командах идёт вам в плюс на экзамене.

Здесь мы не будем подробно останавливаться, скажем, лишь, что, если вы исправно ходили практически на все занятия, выполняли все задания в срок, тогда сессии вам бояться нечего. Её должны бояться только те, кто полгода валял дурака. Если хотите подробностей, тогда читайте в выше представленной статье. Там всё расписано более детально.

Следующая часть статьи посвящена жизни студента во внеучебное время. Ведь на учёбе всё не заканчивается. Вы каждый день будете покидать двери своего универа, и идти домой. Поэтому, ниже мы вам расскажем об основных делах студентов, которыми они занимаются в свободное от учёбы время.

Хорошо, когда ты учишься в том же городе, где у тебя есть родители и собственная комната в квартире. Однако большинство первокурсников приезжает из других городов, и проживает во время своей учёбы в ВУЗе в общежитии. А общежитие - это в, первую очередь, один из этапов вашей жизни. Свободной жизни, полной самой разных эмоций.

Как жить в общежитии? Как там выжить?

Часто бывает, что когда ты приезжаешь заселяться в комнату, ты туда приходишь, и твоим глазам предстаёт ужасная картина - небольшая комнатка, 4 кровати, шкаф и ободранные обои.

Да уж, и здесь вам предстоит жить 5 лет! Такая мысль может любого испугать. Поэтому, чтобы начать жизнь в общежитии с правильной ноги, вам предстоит поднапрячь своих родителей, чтобы они помогли вам сделать ремонт в комнате.

Однако вы же будете жить с другими студентами, у которых также есть родители и свои мысли по поводу ремонта. Поэтому, чтобы не было плохих отношений с самого начала вашего проживания в общежитии, вы должны вместе встретиться с другими проживающими и их родителями и обсудить, кто, за что будет ответственен.

Кто будет покупать новые обои, кто купит телевизор, а кто поможет с линолеумом. Тем самым вы сократите свои затраты на ремонт и познакомитесь с людьми, с которыми вы будете делить комнату на протяжении нескольких лет.

Другой немаловажный вопрос, касающийся проживания в общежитии - это еда. Еда - это студента беда, особенно, если он проживает в студенческом общежитии. Насчёт этого мы вам советуем прочитать статью: Как студенту правильно питаться в общежитии Там мы детально расписали, как и чем вам питаться в общежитии.

Любому молодому человеку нужны деньги. Ведь сейчас практически все развлечения платные. Поэтому у студентов встаёт вопрос: где найти деньги на карманные расходы? Многие из студентов начинают работать уже чуть ли не с первого года своего обучения в университете.

Тем самым такие студенты непростительно много прогуливают занятий, что, в конечном счете, плохо сказывается на их успеваемости. Такие люди часто весят на волоске от вылета из ВУЗа.

Поэтому мы вас сразу же предостерегаем от такого шага. Вы не должны работать целый день, если учитесь на очной форме! Это закон. Забудьте о работе на весь день. Она не для вас.

А что же тогда делать? Сидеть без денег и сосать палец?

Целый день вы работать не должны.

Но никто вам не запрещает подрабатывать после учёбы или на выходных. Не знаете кем? Тогда почитайте наши следующие статьи: Летняя подработка для школьников и студентов и Способы заработка для школьников и студентов .

Из этих статей вы поймёте, что, на самом деле, студенту заработать нетрудно, нужно лишь проявить смекалку и немножко усердия.

Вы думали мы про это забыли? Конечно, забудем, ещё чего! Для многих студентов, студенческие годы - это годы активного поиска своей второй половины. Многие даже расшифровывают аббревиатуру ВУЗ как «выйти удачно замуж».

Поэтому, дорогие первокурсники, если у вас ещё нет любимого человека, тогда самое время его найти.

Только не начинайте поиски с самого первого дня обучения. Поучитесь хотя бы полгода, осмотритесь по сторонам. У вас впереди ещё несколько лет, так что точно найдёте того, кого ищете.

Если у вас ещё не было близких отношений с противоположным полом, тогда, уважаемые первокурсники, будьте готовы - скоро всё будет. Так что…будьте готовы хотя бы с моральной стороны. Не бойтесь идти на контакт, не комплексуйте, и тогда вы очень скоро найдёте свою вторую половинку.

4. Мечты о будущем.

Когда вы придёте учиться в университет, то практически сразу же начнёте задумываться о том, что вы будете делать после его окончания.

Ведь 4-5 лет, что вы будете обучаться в ВУЗе - это очень короткий отрезок времени. Можно сказать, что это миг. Поэтому многие студенты ещё на студенческой скамье начинают задумываться над тем, кем они будут через 5-10 лет после окончания института. И это правильно. Если вы об этом будете задумываться, то это значит, что вам не безразлично своё будущее.

Вот только как добиться всего того, о чем вы так мечтаете? У нас на сайте есть очень полезная статья на этот счёт, которая называется Как осуществить планы молодости? Настоятельно вам советуем её почитать. Там вы найдёте много ответов на ваши вопросы.

Здесь лишь скажем, что основой основ, вашим «фундаментом», «путеводной звездой» будет цель. Если у вас нет цели в жизни, тогда вам никогда не достичь того, чего вы хотите. Также, было бы неплохо иметь перед глазами план действий по достижению цели. План - это список из конкретных дел, которые вам нужно выполнить, чтобы приблизить к себе заветную цель.

Поэтому, запомните, уважаемые первокурсники и все те, кто читает эту статью, если у вас нет цели и плана, тогда ваша жизнь - это череда случайностей, которые заставляют вас топтаться на месте. Вы просто не знаете, куда вам идти, куда податься.

Вывод : Жизнь студента очень сильно отличается от жизни того же школьника. Каждый первокурсник должен знать, как устроено обучение в ВУЗе для того, чтобы придя на учёбу 1 сентября быть готовым ко всем трудностям и радостям студенческой жизни.

В рамках этой статьи мы попытались вкратце расписать основные моменты жизни студентов.

Надеемся, что теперь у вас есть общее представление о студенческой жизни, вы стали более готовыми к ней. Поэтому, как только вы станете настоящими студентами, не забывайте заглядывать на наш сайт.

Мы каждый день стараемся, чтобы вам было легче учиться в ВУЗе. Наши советы носят практический характер, мы решаем ваши проблемы. Поэтому, будет проблема, обращайтесь. Мы вам с радостью поможем.