Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. Отчисления во внебюджетные фонды

Начислены страховые взносы — проводка по счетам делается для того, чтобы зафиксировать факт начисления таких взносов на доход наемного персонала и отправления денежных средств по нужному адресу. В нашей статье приведена информация о характере записей в бухучете в сопутствующих обстоятельствах.

Внебюджетные фонды: функции

Для того чтобы государство могло координировать потоки денежных средств по отдельным социальным направлениям, были созданы несколько страховых фондов. Самыми известными из них являются ПФР, ФСС и ФФОМС.

Особенность этих 3 государственных формирований такова, что деньги на их счета вносятся в обязательном порядке всеми организациями и ИП, выплачивающими доход гражданам РФ. В дальнейшем эти средства распределяются по социальным программам: на выдачу пенсий, материнского капитала, оплату больничных и пр.

Деятельность фондов регулируется законодательством РФ, в частности:

    Бюджетным кодексом РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ;

    ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

Как начисляются взносы во внебюджетные фонды

В силу бухгалтерской специфики страховые взносы начисляются на заработную плату наемного персонала и доход, выплачиваемый привлеченным работникам. Размер взносов в конечном счете зависит от следующих факторов:

    величины дохода;

    ставки, установленной для данного вида страховых взносов;

    особенностей применения данной ставки.

Если взносы начислены в неверном объеме, уплачены с задержкой или вообще не перечислены, законодательством предусмотрены санкции в виде пеней и штрафов.

Величина взносов для ФСС может изменяться в меньшую сторону. Для этого согласно приказу Минтрудсоцзащиты РФ от 10.12.2012 № 580н требуется получить разрешение в территориальном подразделении ФСС. Если аргументы окажутся убедительными, организации позволят истратить часть взносов на заявленные цели.

Операции по всем страховым вносам в обязательном порядке должны находить отражение в учете. При этом каждому фонду соответствует свой субсчет, а именно:

    ФСС - субсчет 69.1;

  • ФФОМС - 69.3.

Кроме того, для более детального отражения рекомендуется использовать дополнительные счета. Например, субсчет 69.1 по ФСС может быть разбит на счет 69.1.1, на который можно записывать операции по страхованию на случай временной нетрудоспособности, и счет 69.1.2 для ведения операций по «травматическому» страхованию. Не возбраняется вводить и отдельный счет, например 69.11. В некоторых программах его используют для учета взносов на травматизм.

До 2014 года практиковалось создание в учете дополнительных счетов для субсчетов 69.2 и 69.3. Однако затем законодательство изменилось, и такое разделение признано нецелесообразным.

Описанные действия позволяют организации рационально организовать учет потоков страховых взносов по фондам. Следует отметить, что ПФР получает взносы не только в рамках пенсионного обеспечения, но и для ФФОМС. Такая комплектация производится в соответствии с нормами п. 1 ст. 3 закона № 212-ФЗ. Пенсионный фонд извещает обо всех поступлениях медстрах, который не обладает контрольными функциями. Плательщики сдают отчеты по форме РСВ-1, где отражена полнота начисления/уплаты и тех и других взносов.

В свою очередь, ФФОМС тоже делится с ПФР информацией в рамках своей компетенции.

Более того, правильность отражения страховых взносов проверяют и налоговые органы в рамках своих контрольных мероприятий. Они обязательно сравнивают данные из следующих источников: счета 69, карточек, в которых начисляются взносы, главной книги и, наконец, РСВ-1.

Какими записями сопровождается начисление страховых взносов

Бухгалтерия при начислении страховых взносов проводки делает только по строго определенным счетам. Суммы взносов относятся на дебет тех же счетов, что и расходы по зарплате.

Отражение заработной платы происходит с помощью, например, такой проводки: Дт 20 Кт 70.

Кроме счета 20 для начисления заработной платы и взносов могут использоваться счета 23, 25, 26, 29 и 44. Если плательщик применяет для учета расходов не один счет, то страховые взносы будут распределяться по ним в полном соответствии с распределением заработной платы. Просто по кредиту в проводке будет участвовать счет 69. Об этом пойдет речь чуть ниже.

С 2014 года для плательщиков взносов введены новые тарифные нормы. Так, для работодателей, которые занимаются подземными работами, имеют вредные цеха и до указанного года не провели аттестацию рабочих мест или сделали это с нарушениями, введен дополнительный 9%-ный тариф. Несколько меньший дополнительный тариф, 6%, предусмотрен для организаций, которые выполняют работы, указанные в пп. 2–18 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12. 2013 № 400-ФЗ.

ВНИМАНИЕ! Размер дополнительного тарифа не является постоянным: ставка может меняться в зависимости от итогов спецоценки производственных условий. Назначенная ставка будет действовать весь расчетный период, поскольку порог базы для установления тарифа законодательством не ограничен.

Когда страховые взносы во внебюджетные фонды начислены , сопроводительные записи будут следующего типа: Дт 20 Кт 69.1.

Как видно, проводка сделана для взносов в ФСС. Для других фондов субсчет по кредиту будет иным. Для дебета, как уже говорилось выше относительно заплаты, могут быть использованы и другие (кроме 20-го) счета: 23, 25, 26, 29 и 44.

Взносы перечислены: какие записи делаются

Для страхователей установлены жесткие сроки по перечислению взносов в фонды. Эту операцию необходимо закончить до 15-го числа включительно месяца, идущего за месяцем начисления взносов (п. 5 ст. 15 закона № 212-ФЗ).

Перевод средств в адрес каждого фонда оформляется отдельными платежками или квитанциями, если оплата производится наличными через кассу банка (это разрешено индивидуальным предпринимателям). Опоздание с уплатой неизбежно влечет начисление пеней, которые начинают отсчитываться на следующий день после наступления конечного срока внесения взносов. Заканчивается процедура начисления пени в день уплаты недоимки.

Величина пени рассчитывается исходя из 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки.

Непредставление в установленный срок расчета по взносам влечет уже как минимум 5%-ный штраф. Он назначается за каждый просроченный месяц (даже если он не полный), а расчет ведется от величины страховых взносов, насчитанных за 3 предыдущих месяца. Законом установлены и рамки штрафа. Он не может превысить 30% от суммы взносов и не может быть менее 1 000 руб.

ВАЖНО! Какой бы штраф ни пришлось заплатить, эту сумму нельзя списывать на расходы.

Когда страховые взносы перечислены, проводка будет выглядеть так: Дт 69.1 Кт 51.

Опять же в данной записи субсчета счета 69 будут соответствовать каждый своему фонду (в данном примере - ФСС). По кредиту отражается счет, откуда были списаны деньги. В нашем случае это счет 51, на котором записываются движения по расчетному счету.

При записи назначенных пеней и штрафов по дебету используется счет 91, на который заносятся прочие доходы и расходы. По кредиту применяется субсчет счета 69, соответствующий определенному фонду. Например, для пени по взносам, задержанным в ПФР, запись будет такой: Дт 91.2 Кт 69.2.

Отметим, что использование счета 91 - не догма. Вполне допустимо задействовать счет 99. Все зависит от выбранного метода учета, закрепленного в учетной политике компании.

Начисление страховых взносов: проводка в случае оформления больничного листа

В случае болезни сотрудника или его временной нетрудоспособности по иной причине назначается соответствующее пособие за счет средств ФСС. Проводки будут следующие:

    Дт 69.1 Кт 70 - при болезни сотрудника;

    Дт 69.11 Кт 70 - при травме на производстве.

Расчет пособия производится с учетом следующего:

    первые 3 дня должна оплачивать компания;

    весь следующий период - фонд соцстраха.

Базой для исчисления служит сумма среднего заработка за 2 предыдущих года. При этом размер месячного пособия не может быть меньше МРОТ, который с 01.07.2016 равен 7 500 руб.

Взносы, которые перечисляются в ФСС на страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, возможно снизить за счет:

    Пособий, выплачиваемых в связи с временной нетрудоспособностью.

    Сумм, выплаченных на путевки для сотрудников, работающих во вредных или опасных для здоровья условиях. Процедура выглядит следующим образом: сначала компания платит за путевки, а затем снижает размер страховых взносов на потраченную на это сумму. Такая операция допускается нормами подп. 5 п. 1 ст. 7 ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» от 03.12.2012 № 219-ФЗ. Здесь же установлены рамки подобной компенсации: она не должна превысить 20% от размера уплаченных за предыдущий год взносов.

Государство должно действовать в интересах граждан, поэтому оно ведет соответствующую политику (демографическую, экологическую, социальную, экономическую и другие). В качестве средства при этом используется ценовой и финансово-кредитный механизм.

Включает в себя отношения, которые связаны с накоплением материальных средств. Хранятся деньги во внебюджетных фондах, которые призваны обеспечить эффективное выполнение функций государства. Происходит это в виде ежегодного изъятия определенной части ВВП в форме налогов.

Во выплачивают:

Все работники, создающие собственным трудом нематериальные и материальные блага, получающие с этого доход;

Предприниматели, в том числе инвесторы.

Всего внебюджетных фондов четыре:

Социального страхования;

Занятости;

Пенсионный;

Медицинского страхования.

Рассмотрим подробнее страховые взносы во внебюджетные фонды. Пенсионный фонд РФ подотчетен правительству страны. Данное учреждение следит за полным и своевременным поступлением взносов. Размер тарифа установлен следующий:

Для большей части работодателей (производство, торговля, оказание услуг) - 28% от всех доходов, например, работы по договору поручения, подряда;

Для совхозов, колхозов, в том числе предприятий, работающих в сфере производства сельхоз продукции - 20,6% от заработной платы;

Для фермерских, крестьянских хозяйств, индивидуальных предпринимателей, семейных общин народов Крайнего Севера, адвокатов, нотариусов, частных охранников, детективов - 5% от суммы дохода;

Для учреждений и предприятий, которые выплачивают авторские гонорары - 26% от полученной суммы;

Для граждан, которые покупают труд работников по найму в личных целях (ремонт, постройка дома и т.п.) - 28% к сумме оплаты.

Начисление страховых взносов в Социальный Фонд происходит в обязательном порядке для всех работодателей. Денежные накопления не могут быть перемещены в состав бюджетов РФ. Управляет им правительство России.

Установлен для учреждений, предприятий, организаций и прочих хозяйств в размере 5,4% от оплаты за работу. Данный взнос также платят граждане, использующие наемный труд в личном хозяйстве, фермерские, крестьянские хозяйства, семейные общины народов Крайнего Севера.

Фонд занятости предназначен для оплаты мероприятий, которые связаны с реализацией политики трудоустройства населения. Он образуется за счет:

Взносов работодателей;

Платежей с заработка работников;

Ассигнований из местных и республиканского бюджета.

Плательщиками являются различные организации и прочие хозяйства. Размер тарифа - 1,5% от зарплаты. Взнос не платят граждане, купившие труд наемных специалистов для собственных целей, предприниматели и другие граждане, которые официально не являются работодателями. Страховые взносы во внебюджетные фонды производят также фермерские, крестьянские хозяйства и семейные общины народов Крайнего Севера.

Фонды медицинского страхования аккумулируют средства, находящиеся в собственности государства. Создаются они органами местного управления.

Медицинское обязательное страхование в РФ подлежит уплате в размере 3,6% от зарплаты. Из них в Федеральный фонд - 0,2%, остальные 3,4% - в территориальные.

Платят взносы:

Организации, представительства и филиалы иностранных юридических лиц;

Фермерские, крестьянские хозяйства, семейные общины народов Крайнего Севера;

Граждане, которые купили наемный труд;

Частные детективы, охранники, нотариусы, адвокаты;

Лица профессий, связанных с творчеством.

Страховые взносы во внебюджетные фонды подлежат обязательной уплате всеми уполномоченными субъектами рынка.

Страховые взносы во внебюджетные фонды в 2017 году собирает ФНС и ФСС. Каждый вид страхового взноса нужно посчитать отдельно, а затем перечислить разными платежками. Основные правила вы найдете в статье.

Виды страховых взносов и сроки уплаты

В 2017 году компании должны ежемесячно перечислять три вида страховых взносов в ФНС:

  • страховой взнос на обязательное пенсионное страхование,
  • страховой взнос на обязательное медицинское страхование,
  • страховой взнос на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

По каждому виду страхования оформляется отдельная платежка (п. 6 ст. 431 Налогового кодекса РФ). Четвертым платежным поручением в фонд социального страхования отправляют взнос на случай производственных травм и профессиональных заболеваний.

Страховые взносы во внебюджетные фонды — это платежи, гарантирующие работникам пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание и страховое возмещение (пособия из фонда).

Все эти взносы нужно отправить в бюджет не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начислены обязательные ежемесячные страховые платежи. Если срок уплаты взноса приходится на выходной или праздничный день, то окончание срока переносится на ближайший рабочий день. Такой порядок установлен в пункте 7 статьи 6.1, пункте 3 статьи 431 Налогового кодекса РФ и пункте 4 статьи 22 Федерального закона от 24 июля 1998 № 125-ФЗ.

Обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной с того момента, когда компания предъявила в банк платежное поручение. Конечно, при условии, что на расчетном счете организации достаточно средств для перечисления взносов в ФНС и ФСС (подп. 1 п. 3 ст. 45 Налогового кодекса РФ, подп. 1 п. 4 ст. 26.1 Федерального закона от 24 июля 1998 № 125-ФЗ).

Расчет взносов во внебюджетные фонды

  • выплаты, которые облагаются взносами;
  • страховой тариф, по которому начисляют каждый вид страховых взносов .

Объект обложения

Страховыми взносами на пенсионное, социальное и медстрахование, а также взносами «на травматизм» облагаются выплаты, начисленные:

  • в рамках трудовых отношений (в т. ч. руководителям - единственным учредителям организаций, у которых нет трудовых договоров);
  • по гражданско-правовым договорам, предмет которых - выполнение работ, оказание услуг;
  • по авторским договорам.

Такой порядок следует из пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса РФ, пункта 1 статьи 20.1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ.

На выплаты по гражданско-правовым и авторским договорам не начисляют взнос на обязательное социальное страхование (п. 3 ст. 422 Налогового кодекса РФ). Взнос «на травматизм» по таким договорам компании платят в том случае, если взяли на себя соответствующие обязательства (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).

По иностранным работникам страховые взносы во внебюджетные фонды (в ФНС) не начисляют в двух случаях:

  • по высококвалифицированным специалистам, временно пребывающим в России (подпункта 15 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса РФ);
  • по работающим за границей по трудовым или гражданско-правовым договорам (п. 5 ст. 420 Налогового кодекса РФ).

Облагаемая база

Страховые взносы в ФНС начисляют со всех выплат, которые не названы среди необлагаемых в статье 422 Налогового кодекса РФ (п. 1 ст. 421 Налогового кодекса РФ). По взносам «на травматизм» правила похожие (п. 2 статьи 20.1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ). Перечень необлагаемых выплат по травматизму — в статье 20.2 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ.

Облагаемая база по взносам в ФНС и ФСС во многом схожа. Но есть и различия. Например, суточные облагаются взносами в ФНС, если превышают 700 руб. в день для командировок по России, 2500 руб. в день - для зарубежных поездок (п. 2 ст. 422 Налогового кодекса РФ). «Несчастный» взнос платить не нужно, если размер суточных не превышает установленный в локальных актах (п. 2 ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ)

Нужно ли начислять разные виды страховых взносов с распространенных выплат, смотрите по таблице (ниже).

Выплаты, которые облагаются страховыми взносами в 2017 году

Вид вознаграждения

Взносы в ФНС

Взносы в ФСС на травматизм

Зарплата

Доплата за вредные условия труда

Доплата за работу в ночное время

Зарплата за работу в выходные и праздники

Материальная помощь

Нет, в пределах 4000 руб. в год на человека

Отпускные

Компенсация за неиспользованный отпуск

Вознаграждение подрядчику — физическому лицу

Пенсионные, медицинские — да; в соцстрах — нет

Нет, если это не предусмотрено договором

Вознаграждение подрядчику-предпринимателю

Донорские за день медосмотра, сдачи крови и отдыха

Производственная премия

Премия к юбилею или празднику

Безопаснее начислить

Больничное пособие

Пособие по беременности и родам

Пособие по уходу за ребенком до полутора лет

Ежемесячная компенсация 50 руб. сотрудникам в отпуске по уходу за ребенком до трех лет

Оплата медицинской страховки за сотрудника (ДМС)

Нет, если страховка действует больше года

Оплата экзамена по профстандарту

Безопаснее начислить

Компенсация расходов на служебные звонки по личному телефону

Компенсация за личный автомобиль сотрудника

Компенсация сотруднику процентов по ипотеке

Суточные

Нет, в пределах 700 руб. в поездках по России и 2500 руб. за границей

Нет, в пределах суммы, которую компания установила в локальном акте

Суточные разъездным работникам

Расходы на проезд и жилье в командировке (подтверждены документами)

Выходное пособие при сокращении работников

Нет, в пределах трех средних заработков

Выходное пособие при увольнении по соглашению сторон

Безопаснее начислить

Страховой тариф

На страховой тариф по взносам в ФНС влияют:

  • вид деятельности;
  • система налогообложения;
  • статус человека - гражданин России или иностранец, лицо без гражданства - с учетом того, проживает он или временно пребывает в России.
  • размер выплат сотруднику в течение года - превышает ли предельные суммы.

Если у компании нет права на пониженный страховой тариф, она считает:

  • страховой взнос на пенсионное страхование — по ставке 22 процента. С выплат, превышающих 876 000 руб. с начала года на одного работника, пенсионный взнос начисляют по ставке 10 процентов.
  • страховой взнос на медицинское страхование — по ставке 5,1 процента;
  • страховой взнос на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — по ставке 2,9 процента (1,8 процента — по временно пребывающим иностранцам). С выплат, превышающих 755 000 руб. с начала года на одного работника, социальный взнос не начисляют.

Такой порядок следует из статьи 421 и 426 Налогового кодекса РФ.

Размер страхового тарифа по взносам «на травматизм» зависит от класса профессионального риска, к которому относится основной вид деятельности (ст. 21 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ). Причем свой вид деятельности нужно ежегодно подтверждать. Чем выше класс профессионального риска, тем больше страховой тариф взноса.

Платежка по страховым взносам во внебюджетные фонды

Чтобы у организации не образовалось задолженности перед инспекторами и внебюджетными фондами, бухгалтер должен заполнить платежное поручение на страховой взнос без ошибок.

Если в платежке по взносам в ФНС будут неправильно указаны номер счета Федерального казначейства или наименование банка получателя, то денежные средства не дойдут до бюджета. Как следствие у компании образуется недоимка, на которую будут начислены пени (подп. 4 п. 4 ст. 45 Налогового кодекса РФ).

В платежке по взносам «на травматизм» к критичным ошибкам относят не только наименование получателя и номер счета Федерального казначейства, но еще и неточности в КБК. Об этом говорится в подпункте 4 пункта 7 статьи 26.1 Федерального закона от 24 июля 1998 № 125-ФЗ.

Поэтому обратите внимание на то, как правильно заполнить платежное поручение на страховой взнос.

Общие правила по оформлению платежек

При оформлении платежного поручения на уплату страховых взносов нужно руководствоваться:

  • Положением ЦБ РФ от 19 июня 2012 г. № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств»;
  • приказом Минфина России 12 ноября 2013 года № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации».

В первом вы найдете перечень и описание реквизитов платежного поручения, во втором — специфические правила для платежек в бюджет.

Информация о компании

В поле 101 указывается статус плательщика. Если перечисляете страховые взносы на пенсионное, социальное и медицинское страхование, ставьте такой же код, как и по налогам, — «01». В платежках по взносам на случай производственных травм отмечайте статус плательщика кодом «08».

В поля 60 и 102 заносится информация об ИНН и КПП организации. Данные берутся из свидетельства о постановке на учет в налоговой инспекции. В поле 8 компания пишет свое наименование, которое значится в учредительных документах.

Код ОКТМО муниципального образования заносится в поле 105 в соответствии с Общероссийским классификатором, утвержденным приказом Росстандарта от 14 июня 2013 № 159-СТ. Эти коды бывают 8-значными (по муниципальным образованиям округов) и 11-значными (по населенным пунктам, которые входят в состав муниципальных образований региона). 11-значные коды в поле 105 указывать не надо.

Вид и тип платежа

В платежном поручении по взносам в ФНС не может быть указано больше одного показателя основания платежа и типа платежа. Значение основания платежа (поле 106 ) состоит из двух знаков.

Если перечисляется взнос текущего года, то в этом поле проставляется значение "ТП". При добровольном погашении задолженности по взносам, бухгалтер должен указать значение "ЗД", а при уплате задолженности по требованию ИФНС - значение "ТР". Если задолженность по взносам перечисляется акту проверки, который составили в налоговой инспекции или территориальном органе внебюджетных фондов, - проставляется значение "АП", если же по исполнительному листу - "АР".

Период уплаты страхового взноса

Для отражения этой информации предусмотрено поле 107 , которое имеет 10 знаков. Первые два знака указываются в виде "МС" - ежемесячные платежи. Далее ставится точка, а после нее вписывается номер месяца (от 01 до 12), опять ставится точка и фиксируется год. Например, организация перечисляет ежемесячный взнос в ФНС за июль 2017 года. В этом случае бухгалтер заполнит поле 107 следующим образом: "МС.07.2017".

Если организация добровольно погашает задолженность по уплате взноса по состоянию на 1 января 2017 года, поле 107 будет выглядеть так: "ГД.00.2016".

В случае, когда компания покрывает задолженность по требованию ИФНС, на основании акта проверки или же по исполнительному документу, в этом поле ставится значение "0".

Документ-основание для страхового платежа

В поле 108 указывается номер документа, на основании которого во внебюджетные фонды . Например, если перечисляется задолженность по требованию инспекции, то нужно проставить номер соответствующего требования. Дата такого документа заносится в поле 109 : первые два знака обозначают календарный день, четвертый и пятый знаки - месяц, последние четыре знака - год. В третьем и шестом знаках ставятся точки.

При уплате текущего взноса эти поля не заполняются. В них бухгалтер должен проставить нули.

Назначение платежа

В последнем поле платежного поручения бухгалтер должен отразить информацию о взносах (либо штрафных санкциях), которые перечисляются в ФНС или ФСС. Так, при уплате текущего взноса нужно указать его назначение и период, за который начислен. В платежках по взносам «на травматизм» нужно также указать регистрационный номер компании в Фонде социального страхования.

Код бюджетной классификации

Особое внимание обратите на порядок заполнения поля 104 , в котором указывается код бюджетной классификации. Это связано с тем, что для взноса на обязательное пенсионное, обязательное медицинское и обязательное страхование с 2017 года установлены новые КБК.

В 2017 году компании проставляют коды КБК с учетом приказа Минфина России от 1 июля 2013 № 65н (в ред. от 01.01.2017). Все значения, которые пригодятся при оформлении платежных поручений, мы отразили в таблице (ниже).

КБК по страховым взносам в 2017 году

ВИД ПЛАТЕЖА

КБК ЗА ПЕРИОД

Пенсионный взнос по общим и пониженным тарифам

текущий платеж

182 1 02 02010 06 1000 160

182 1 02 02010 06 101 0 160

182 1 02 02010 06 2100 160

182 1 02 02010 06 211 0 160

182 1 02 02010 06 3000 160

182 1 02 02010 06 301 0 160

Взнос на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по общим и пониженным тарифам

текущий платеж

182 1 02 02090 07 1000 160

182 1 02 02090 07 101 0 160

182 1 02 02090 07 2100 160

182 1 02 02090 07 211 0 160

182 1 02 02090 07 3000 160

182 1 02 02090 07 301 0 160

Медицинский взнос по общим и пониженным тарифам

текущий платеж

182 1 02 02101 08 1011 160

182 1 02 02101 08 1013 160

182 1 02 02101 08 2011 160

182 1 02 02101 08 2013 160

182 1 02 02101 08 3011 160

182 1 02 02101 08 3013 160

Взнос в ФСС РФ на случай травматизма

текущий платеж

393 1 02 02050 07 1000 160

393 1 02 02050 07 2100 160

393 1 02 02050 07 3000 160

Пенсионные взносы по дополнительным тарифам для работ из пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ


- не зависит;

182 1 02 02131 06 1010 160

Зависит

182 1 02 02131 06 1020 160

182 1 02 02131 06 2100 160

182 1 02 02131 06 3000 160

Пенсионные взносы по дополнительным тарифам для работ из пунктов 2-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ

От результатов спецоценки условий труда доптариф:
- не зависит;

182 1 02 02132 06 1010 160

Зависит

182 1 02 02132 06 1020 160

182 1 02 02132 06 2100 160

182 1 02 02132 06 3000 160

Обратите внимание: 14-17 разряды КБК могут принимать различные значения:

  • при уплате страховых взносов указывается значение "1000";
  • если платятся пени, то проставляется значение "2000";
  • для штрафных санкций предусмотрено значение "3000".

Если компания в 2017 году будет перечислять страховые взносы, пени или штрафы за предыдущие периоды, нужно указывать специальные коды.

Уплата взносов за плательщиков

Вместо плательщиков страховых взносов платежи в бюджет могут перечислять третьи лица. Они тоже обязаны заполнять платежки по правилам приказа Минфина России от 12 ноября 2013 № 107н. Порядок оформления таких поручений приведен в таблице:

Как заполнять

«ИНН» плательщика

ИНН организации, за которую перечисляют страховые платежи

«КПП плательщика»

Код организации, за которую перечисляют страховые платежи

«Плательщик»

Сведения о том, кто перечисляет взнос за плательщика:
- для юрлиц - наименование организации;
- для физлиц - Ф. И. О.

«Назначение платежа»

Первая информация в поле «Назначение платежа» - ИНН и КПП того, кто перечисляет платеж в бюджет. Только ИНН (без КПП) указывают физлица. ИНН и КПП разделяйте знаком «//».

Затем после ИНН и КПП через знак «//» укажите информацию о компании, за которую перечисляете платежи (наименование).

Затем через знак «//» укажите дополнительную информацию, связанную с перечислением средств в бюджет (наименование платежа, период и т. д.)

«Статус плательщика»

Статус того, за кого перечисляете платежи (юридическое лицо - «01»).

Образец платежного поручения по страховым взносам во внебюджетные фонды

Регулируется Федеральным законом №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного страхования» от 24.07.2009 года

Плательщиками взносов признаются:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

Организации;

Индивидуальные предприниматели;

Физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Объектом обложения:

Для налогоплательщиков пункта 1 признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым, гражданско-правовым договорам, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, лицензионным договорам о предоставлении права использования указанных произведений. Включаются все выплаты физическим лицам независимо от отнесения их на расходы, уменьшающие базу по налогу на прибыль организаций.

Для налогоплательщиков, указанных в пункте 2, признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

База для начисления страховых взносов плательщиками, производящими выплаты физическим лицам.

Предельная величина доходов каждого физического лица для начисления страховых взносов составляет 415 000 руб. Она определяется нарастающим итогом с начала календарного года. Если суммы выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица превысят этот предел, то страховые взносы с суммы превышения не взимаются. Регрессивной шкалы в отношении страховых взносов не предусмотрено. Начиная с 2011 года указанная предельная величина дохода будет ежегодно индексироваться в размере, определяемом Правительством РФ, в соответствии с ростом средней заработной платы.

Если работодатель производит выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), при расчете базы для уплаты взносов учитывается цена этих товаров (работ, услуг), указанная сторонами договора с учетом НДС и акцизов.

Страховыми взносами не облагаются:

1. государственные пособия, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;

2. установленные законодательством РФ, компенсационные выплаты* ;

* Из перечня не облагаемых страховыми взносами сумм, выплачиваемых в пользу физических лиц, исключены:

Компенсационные выплаты за неиспользованный отпуск;

Суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемые членам семьи умершего работника;

Выплаты в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными или опасными условиями труда;

Стоимость форменной одежды, выдаваемой обучающимся и воспитанникам в соответствии с законодательством;

Стоимость льгот по проезду, предоставляемых обучающимся и воспитанникам.

3. суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников;

4. суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц;

5. с 01.01.2009 г. взносы работодателя, уплаченные налогоплательщиком в соответствии с ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», в сумме уплаченных взносов, но не более 12 000 рублей в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателя;

6. суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам не превышающие 4000 рублей на одно физическое лицо за налоговый период;

7. с 01.01.2008 г. сумма материальной помощи, выплачиваемая при рождении ребенка, не превышающая 50000 рублей на каждого ребенка;

8. с 01.01.2009 г. - суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;

9. с 01.01.2009 г. - суммы, выплачиваемые организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций - применяются до 1 января 2012 года.

Тарифы страховых взносов для лиц , производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (таблица 14).

В течение 2010 года для плательщиков страховых взносов – работодателей сохраняется максимальная ставка, которая действовала по ЕСН в отношении доходов до 280 000 рублей.

В течение 2010 года для индивидуальных предпринимателей, которые не используют труд наемных работников и применяют специальные налоговые режимы, сохраняется фиксированный платеж, уплачиваемый в пенсионный фонд.

С 2011 года тарифы для индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов будут аналогичны тем, которые установлены для плательщиков, производящих выплаты физическим лицам.

Таблица 14 – Тарифы во внебюджетные фонды

Период действия тарифов

Пенсионный фонд РФ

Общая ставка

Для лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

Организации, индивидуальные предприниматели, физические лицас суммы, не превышающей 415 000 руб.

на 2010 год

с 2011 года

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН или уплачивающих ЕНВД, а также лиц, использующих труд инвалидов и общественные организации инвалидов

на 2010 год

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН или уплачивающих ЕНВД

с 2011 года

Для организаций и индивидуальных предпринимателей,

применяющих ЕСХН

на 2010 год

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН, а также лиц, использующих труд инвалидов или общественные организации инвалидов

на 2011 – 2012 годы

на 2013 – 2014 годы

Расчетным периодом признается календарный год.

Расчеты по страховым взносам предоставляются плательщиками, производящими выплаты физическим лицам по месту своего учета:

Плательщики, не производящие выплаты физическим лицам, подают расчеты в территориальный орган ПФР до 1 марта следующего года.

Отчетными периодами по взносам признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Плательщики, производящие выплаты физическим лицам, в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого месяца уплачивают ежемесячный обязательный платеж не позднее 15 числа следующего месяца.

Плательщики, не производящие выплаты физическим лицам, уплачивают взносы за расчетный период не позднее 31 декабря текущего.

1Рикардо Д. Начало политической экономии и податного обложения. - М., 1935.- С.100.

2Налоговый кодекс РФ, статья 8.

1Галкин В.Ю. Некоторые вопросы теории налогов. //Финансы №1. 1993. - С.35.

1Теория финансов. / Под ред. Заяц Н.Е., Фисенко М.К. - 2-е изд. - МН.: Высшая школа, 2008. - С. 20-22, 299-300.

2Финансы. / Под ред. Родионовой В.М. - М.: Финансы и статистика, 2006. - С. 11, 21, 23, 240.

1Общая теория финансов./ Под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. - С. 8, 12, 14, 94.

2Финансы /Под. ред. М.В. Романовского – М.: «ЮРАЙТ», 2006. – С.17, 20

3Налоги и налогообложение. /Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – Санкт-Петербург: 6-е изд., Питер, 2009. – С. 19 - 23

1Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 1998. - С.137, 138.

2Управление налогообложением рассматривается на примере России и основе работ:

Финансы и кредит. / Под ред. А.Ю. Казака - Екатеринбург: МП «ПИПП» , 1994. - С. 124 - 131.

Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 1998. - С.134-171.

1Налоговый кодекс РФ, часть 1.

1Составлена на основе статей 31 и 32 Налогового кодекса

1Составлена на основе статей 21 и 23 Налогового кодекса

1Составлена на основе главы 26.2 Налогового кодекса.

1Составлена на основе главы 26.3 Налогового кодекса.

2Налоговый кодекс глава 26.3


Платежи производятся в следующие внебюджетные фонды:
а) пенсионный фонд:
б) фонд социального страхования;
в) фонд занятости;
г) фонд медицинского страхования.
Внебюджетные фонды создаются федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления для аккумуляции в них денежных средств, поступающих как в обязательном порядке (из некоторых источников неналогового характера), так и на добровольной основе. Расходование средств этих фондов осуществляется по строго целевому назначению – на государственное социальное страхование, дополнительное финансирование затрат на укрепление материально–технической базы и социальное обеспечение фискальных и правоохранительных органов, на развитие социальной и производственной инфраструктуры территории и др. Государственные и местные внебюджетные фонды являются составной частью подсистемы государственных и муниципальных финансов.
Внебюджетные фонды – это своеобразная форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых, во–первых, для финансирования конкретных социальных потребностей общегосударственного значения (государственные внебюджетные фонды социального назначения) и, во–вторых, для дополнительного финансирования территориальных нужд (текущего и капитального характера), осуществляемого органами исполнительной власти субъекта РФ и органами самоуправления. На федеральном уровне внебюджетные фонды создаются по решению Федерального Собрания России, на региональном уровне – по решению законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ и на муниципальном уровне – по решению органов местного самоуправления.
Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение и управляются автономно. По признаку целевой направленности расходования средств их можно объединить в три группы. Первая включает внебюджетные фонды социального страхования, имеющие общегосударственное значение. Вторая группа охватывает внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого (ведомственного) назначения. В третью входят различные внебюджетные фонды территориального назначения.
Государственные внебюджетные фонды первой группы представлены Пенсионным фондом РФ (ПФ РФ), Фондом социального страхования РФ (ФСС РФ) – оба фонда в 1991 г. были отделены от бюджетной системы, Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН РФ, создан в 1991 г.), Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (соответственно ФФОМС и ТФОМС, созданные в 1993 г.). Конституция РФ гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, устанавливаемых законом (ст. 39). Каждый имеет право:
на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41, п.1);
на защиту от безработицы (ст. 37, п. 3).
Финансовой основой реализации конституционных гарантий и прав российских граждан являются государственные внебюджетные фонды социального страхования. Основные принципы их функционирования:
всеобщность – охват всех граждан, независимо от пола, национальности, вероисповедания, места проживания;
необлагаемость налогом;
общедоступность, многообразие видов социального обеспечения;
гласность, демократический характер.
В первую группу входит также Республиканский (федеральный) фонд социальной поддержки населения, созданный Указом Президента РФ от 26.12.91г. В отличие от предыдущих четырех фондов, формируемых в основном за счет обязательных страховых взносов работодателей и работников, доходы этого фонда складываются за счет добровольных и иных поступлений.
Доходы внебюджетных фондов социального страхования формируются за счет постоянного источника – обязательных страховых взносов работодателей, а в Пенсионный фонд – еще и взноса работников. Общий тариф этих взносов составляет для работодателя 38,5% начисленной оплаты труда (включается в себестоимость продукции) и 1,0% заработной платы – для работника. Тарифы устанавливаются Федеральным Собранием РФ и отличаются большей стабильностью по сравнению с налогами.

Тарифы страховых взносов работодателей–организаций в государственные внебюджетные фонды (%)

Сроки уплаты страховых взносов, как правило, один раз в месяц: платежные поручения на перечисление страховых взносов представляются в банк одновременно с платежным поручением (чеком) на получение средств на выплату заработной платы.
Часть тарифа в размере 3,6% с 1993 г. выделена в качестве самостоятельного страхового взноса в фонды обязательного медицинского страхования.
С 1 июля 1994 г. по страховым взносам платежи с расчетных счетов юридических лиц осуществляются в следующем порядке: в первую очередь в Пенсионный фонд, а в остальные – в порядке календарной очередности поступления в банк расчетных документов. Штрафы и пени по платежам относятся на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия.
Плательщики (кроме работающих граждан) обязаны зарегистрироваться в территориальном органе каждого фонда. Вновь созданные предприятия регистрируются в качестве плательщиков в 30–дневный срок со дня учреждения. Не являются плательщиками страховых взносов: воинские формирования РФ – по денежному довольствию военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и Федеральной службы налоговой полиции; общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, созданные для осуществления уставных целей учредителей.

Плательщики страховых взносов в государственные внебюджетные фонды

Плательщики (юридические и физические лица) ПФ ФСС ГФЗН ФОМС
Работодатели – российские и иностранные юридические лица х х х Х
Крестьянские (фермерские) хозяйства х х х Х
Родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования х х х Х
Предприниматели без образования юридического лица ^ х х Х
Граждане, занимающиеся частной практикой (адвокаты, нотариусы, охранники, детективы) х х х Х
Граждане, использующие труд наемных работников х х х Х
Работающие граждане, в том числе пенсионеры и инвалиды х
Общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, созданные для осуществления уставных целей учредителей*


Х
Общественные организации пенсионеров и находящиеся в их собственности предприятия, созданные для осуществления уставных целей учредителей
х х Х
Религиозные объединения и находящиеся в их собственности предприятия, созданные для осуществления уставных целей учредителей х х
Х

* При условии, что численность работающих в них инвалидов – не менее 50% общей численности работающих.
Не являются плательщиками отдельных страховых взносов:
в ПФ – общественные организации, созданные для осуществления уставных целей учредителей;
в ГФЗН – общественные организации инвалидов, религиозные объединения и находящиеся в их собственности предприятия, созданные для осуществления уставных целей учредителей.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ РФ) – образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. как самостоятельное финансово–кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность по закону в целях государственного управления пенсионным обеспечением.
Важнейший принцип любого пенсионного фонда – солидарная ответственность поколений. Он преследует цель обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени, (нынешние работники содержат вчерашних, завтрашние – возьмут обеспечение нынешних) и в пространстве, – где бы человек ни жил (даже за границей), он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.
Средства Пенсионного фонда формируются по Положению о Пенсионном фонде РФ за счет трех главных источников: страховых взносов работодателей, страховых взносов работающих и ассигнований из федерального бюджета. Часть средств поступает в результате капитализации (вложений в ценные бумаги) временно свободных средств. Кроме того. Фонд привлекает добровольные взносы юридических лиц. При отсутствии средств он может использовать кредиты банков.
Страховые взносы – преобладающие доходы ПФ РФ.
Налогооблагаемой базой для расчета страховых взносов служит начисленная оплата труда по всем основаниям для работодателей, в том числе колхозов, совхозов, предприятий по производству сельскохозяйственной продукции, а также граждан, использующих труд наемных работников, в то время как для крестьянских (фермерских) хозяйств и граждан, занимающихся частной практикой, – доход.
В состав начисленной оплаты труда включаются все виды вознаграждений в денежной и натуральной формах (за сверхурочную работу, работу в выходные дни и т.п.) независимо от источников финансирования.
Правительство РФ Постановлением от 19 .02. 1996г. утвердило перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ПФ РФ:
выходное пособие при прекращении трудового договора, денежная компенсация за неиспользованный отпуск, средний заработок, выплачиваемый на период трудоустройства работникам, уволенным по сокращению численности или ликвидации организации;
льготы и компенсации гражданам, подвергшимся воздействию радиации;
материальная помощь, оказываемая в связи с чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения ущерба, причиненного здоровью;
стоимость льгот по проезду отдельным категориям работников;
стоимость выдаваемых в соответствии с законодательством спецодежды, обуви, других средств индивидуальной защиты;
компенсация женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком;
доходы по ценным бумагам (дивиденды, проценты и тд.), получаемые от участия работников в управлении собственностью;
страховые платежи по договорам обязательного государственного личного страхования и др.
Страховые взносы (тарифы) устанавливаются в зависимости от категории плательщиков.
Все работающие граждане, в том числе пенсионеры и инвалиды, платят страховые взносы в ПФ РФ в размере 1% от начисленной оплаты труда. Работодатели перечисляют эти взносы за работающих граждан одновременно с подоходным налогом с физических лиц.
Срок оплаты страховых взносов для работодателей – один раз в месяц. В таком же порядке работодатели начисляют и удерживают страховые взносы с работников, включая работающих пенсионеров и инвалидов. Граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, уплачивают страховые взносы в сроки, установленные для подоходного налога с этой категории граждан; крестьянские (фермерские) хозяйства – один раз в год, не позднее 1 апреля следующего за отчетным. Граждане, использующие труд наемных работников, платят взносы ежемесячно до 5 –го числа следующего месяца.
Оплата страховых взносов работодателями осуществляется платежными поручениями, которые представляются в банк одновременно с платежными поручениями или чеком на получение средств для заработной платы. Платежи в ПФР осуществляются плательщиками в первоочередном порядке.
Страховые взносы работодателей в ПФ РФ относятся ими на себестоимость продукции (выполненных работ, оказанных услуг).
При нарушении плательщиком порядка отчислений страховых взносов в ПФ РФ (и другие фонды) устанавливаются финансовые санкции. Финансовые санкции применяются к той части страховых взносов, которая подлежит обязательному перечислению в ФСС.
Средства ПФ РФ используются на выплаты государственных пенсий, пенсий военным, инвалидам, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и другие цели, а также на пособия пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. В условиях инфляции пенсии гражданам России пересматривают в сторону повышения, несколько приближая их к темпам роста цен. Устанавливаются также минимальные пенсии.
Кроме ПФ РФ вопросами пенсионного обеспечения занимаются Министерство труда и социального развития РФ (назначает и перераспределяет размеры пенсии), Министерство связи (доставляет пенсии получателю), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров наличными деньгами и безналичными перечислениями).
Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ). Это второй по значению внебюджетный социальный фонд. Действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7 .08. 1992 г. Положение о ФСС утверждено Постановлением Правительства РФ от 12 .02. 1994 г.
Основные задачи Фонда:
обеспечение гарантированных государством пособий;
участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников;
подготовка мер по совершенствованию социального страхования.
Фонд социального страхования, как и Пенсионный фонд, является автономным и строго целевым. Он предназначен для финансирования выплат различных пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка. Кроме того, за счет средств ФСС осуществляется санаторно–курортное лечение – оздоровление трудящихся и членов их семей.
Фонд социального страхования образуется за счет:
страховых взносов предприятий, учреждений, а также иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;
доходов от инвестирования части временно свободных у его средств;
добровольных взносов граждан и юридических лиц;
ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также на другие цели. Норматив отчислений юридических лиц в ФСС был установлен на 1996 г. в размере 5,4% на все виды начисленной оплаты труда по всем основаниям (см. Пенсионный фонд). Работающие в этот фонд ничего не платят.
В отличие от Пенсионного фонда плательщики перечисляют в бюджет ФСС не всю начисленную сумму. В течение квартала оставленные средства могут использоваться плательщиками на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности, родам, на погребение, санаторно–курортное лечение и физкультурно–оздоровительные мероприятия и другие цели своим работникам. В конце года суммы подлежат регулированию.
Платежи с расчетного (текущего) счета юридических лиц в ФСС так же, как в Государственный фонд занятости РФ и фонды обязательного медицинского страхования, производятся в порядке календарной очередности поступления в банк расчетньгх документов.
Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН) образован по Закону РСФСР "О занятости населения РСФСР" (19 .04. 1991г.). Он создан для финансирования мероприятий связанных с реализацией государственной политики занятости населения. Необходимость в этом фонде возникла с появлением в стране особой категории граждан – безработных.
Порядок образования и расходования средств определяется Положением о Государственном фонде занятости, утвержденным Верховным Советом РФ 8 июня 1993 г. В соответствии с Положением, Фонд формируется за счет: обязательных страховых взносов работодателей, обязательных страховых взносов работающих, ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации. Дополнительными источниками поступлений могут быть добровольные взносы юридических и физических лиц, а также другие средства.
Размер страховых взносов плательщиков в ГФЗН устанавливается законодательным органом по представлению Правительства РФ. Для работодателей страховые взносы определены с 1 января 1996 г. в 1,5% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, работающие граждане в текущем году эти взносы не платят. Освобождены от платы в Фонд те же категории, что и по Пенсионному фонду. Кроме того, не являются плательщиками религиозные объединения и находящиеся в их собственности предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления их уставных целей.
ГФЗН представляет собой совокупность федеральный части Фонда и фондов занятости, формируемых у субъектов Федерации и местных органов самоуправления. В связи с этим вначале обязательные страховые взносы поступают в фонды занятости городов и районов. Часть этих взносов отчисляется в фонды занятости субъектов Федерации. Размер таких отчислений в городах и районах устанавливается соответствующими вышестоящими представительными органами власти. Федеральная часть фонда занятости образуется за счет отчислений из фондов занятости, формируемых у субъектов Федерации. Средства ГФЗН направляются на:
программы активной политики занятости, в том числе на профессиональное обучение и консультирование, создание и сохранение рабочих мест, компенсационные выплаты и субсидии к заработной плате, на организацию общественных работ, переезд безработных в другие места;
программы материальной поддержки безработных – пособия, материальная помощь, досрочная пенсия;
информационную поддержку программ занятости;
страховой резерв;
содержание служащих Фонда.
Фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) образованы в соответствии с Законом РСФСР "Об обязательном медицинском страховании граждан РСФСР" (от 28 июня 1991г.). Он определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования и направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников.
На территории России создаются страховые медицинские организации, учредителями которых выступает местная администрация. Эти страховые компании могут работать только при наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинское страхование. В соответствии с Положением о страховых медицинских организациях, утвержденным Постановлением Правительства РФ 11 октября 1993 г., эти организации обязаны заключать договора с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, создавать страховые резервы, защищать интересы застрахованных.
Обязательное медицинское страхование – составная часть государственного социального страхования, оно обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.
Для реализации политики в области медицинского страхования создаются Федеральный и территориальный фонды медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово–кредитные учреждения. Эти фонды действуют в соответствии с Положением о федеральном обязательном медицинском страховании и Положением о территориальном обязательном медицинском страховании, утвержденными Постановлениями Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. Средства фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, созданный в соответствии с федеральным законом, предназначен для:
выравнивания условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;
финансирования целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;
осуществления контроля за рациональным использованием финансовых средств обязательного медицинского страхования.
Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:
части страховых взносов предприятий, учреждений, организаций и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральным законом;
взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;
ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования;
добровольных взносов юридических и физических лиц;
доходов от использования временно свободных финансовых средств Федерального фонда;
нормированного страхового запаса финансовых средств фонда и иных поступлений.
Финансовые средства территориальных фондов находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов и других фондов и изъятию не подлежат. Эти средства формируются за счет:
1) части страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование, устанавливаемых Парламентом РФ, а также средств, предусматриваемых органами исполнительной власти в соответствующих бюджетах на обязательное медицинское страхование;
2) доходов, получаемых от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса финансовых средств территориальных фондов;
3) финансовых средств, взыскиваемых со страхователей, медицинских учреждений и других юридических и физических лиц в результате предъявления им регрессных требований;
4) добровольных взносов юридических и физических лиц;
5) других поступлений, не запрещенных законодательством.
Плательщиками страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования выступают предприятия, организации, учреждения и иные хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности и организационно–правовых форм деятельности, а также органы исполнительной власти, которые осуществляют платежи за неработающих граждан (детей, учащихся и студентов дневных форм обучения, пенсионеров, зарегистрированных в установленном порядке безработных) с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования. Плательщики страховых взносов в эти фонды подлежат обязательной регистрации в территориальных фондах обязательного медицинского страхования в течение 30 дней со дня создания территориального фонда. Объектом выступает начисленная оплата труда по всем основаниям.
Тариф страховых взносов определяется Федеральным законом РФ по представлению Правительства РФ. В 1996 г. он составил 3,6% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям в денежной и натуральной формах (0,2% направляются в Федеральный фонд, а 3,4% – в территориальные фонды). Страховые взносы не начисляются на выходное пособие при увольнении, компенсационные выплаты, стоимость бесплатно предоставляемых услуг, дивиденды, начисляемые на акции, и другие выплаты.
Плательщик, исходя из начисленной оплаты труда по всем основаниям и действующему тарифу, определяет сумму страхового взноса на обязательное медицинское страхование. Эти взносы включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).
Плательщик, кроме граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, уплачивает взносы один раз в месяц в срок, установленный для получения заработной платы за истекший месяц. Граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, уплачивают страховые взносы с тех видов доходов и в те же сроки, которые определены законодательством РФ для подоходного налога с физических лиц. Физические лица, нанимающие граждан по договору, уплачивают страховые взносы ежемесячно до 5–го числа месяца, следующего за месяцем выплаты заработной платы гражданам. Органы исполнительной власти перечисляют платежи по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения ежемесячно в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах с учетом индексации, не позднее 25–го числа текущего месяца.
Уплата начисленных страховых взносов производится плательщиком в обязательном порядке путем представления в учреждение банка платежного поручения на перечисление страхового взноса в Фонд обязательного медицинского страхования. Без представления указанных платежных поручений в банк финансовые средства на оплату труда не выдаются. Перечисление производится со счета плательщика на счет федерального фонда или территориальных фондов обязательного медицинского страхования по месту его регистрации в качестве плательщика взносов. К плательщикам, нарушившим порядок оплаты страховых взносов, применяются финансовые санкции.
Средства фондов обязательного медицинского страхования банк вначале направляет на счет расчетного контрольного центра (РКЦ), управляемого администрацией территории. РКЦ в пределах территории финансирует работу страховых компаний, имеющих лицензию для проведения соответствующей работы.
Контроль за своевременным и правильным поступлением страховых взносов в эти фонды возложен на Государственную налоговую службу РФ.
Всем гражданам РФ по месту жительства или месту работы вручают страховой полис, означающий, что гражданин получает бесплатно "гарантированный объем медицинских услуг". В этот объем входит как минимум "скорая помощь", лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных и родам, помощь детям, пенсионерам, инвалидам.

С 2001 года вводится единый социальный налог вместо разрозненных выплат в социальные внебюджетные фонды.