Берсерк - кто он? Берсерки: миф, пропаганда, красивая легенда


Древние скандинавские саги донесли до нас легенды о непобедимых воинах. Ярость берсерка не случайно вошла в легенды. Обуреваемые боевой яростью, с одним мечом или топором они врывались в ряды врагов, сокрушая все на своем пути. Современные ученые не сомневаются в их реальности, но многое из историй о берсерках и сегодня остается неразгаданной тайной.

Следуя установившейся традиции, будем называть их берсеркерами (хотя более точный термин - бьорсьорк, то есть “медведеподобный”). Наряду с воином-медведем существовал также ульфхеднер - “волкоголовый”, воин-волк. Вероятно, это были разные ипостаси одного и того же явления: многие из тех, кого называют берсеркерами, носили прозвище “Волк” (ульф), “Волчья шкура”, “Волчья пасть” и т.д. Впрочем, и имя “Медведь” (бьорн) встречается не реже.

Считается, что впервые берсерки упоминаются в драпе (длинном стихотворении) скальда Торбьёрна Хорнклови – древнескандинавском литературном памятнике. Речь там идет о победе короля Харальда Прекрасноволосого, основателя Королевства Норвегия, в сражении при Хаврсфьорде, произошедшем предположительно в 872 г. «Берсерки, облаченные в медвежьи шкуры, рычали, потрясали мечами, кусали в ярости край своего щита и бросались на своих врагов. Они были одержимы и не чувствовали боли, даже если их поражало копьё. Когда битва была выиграна, воины падали без сил и погружались в глубокий сон» – так очевидец и участник тех событий описывал вступление в бой легендарных воинов.

Больше всего упоминаний о берсерках в сагах IX-XI веков, когда викинги (норманны) на своих быстроходных кораблях-дракарах наводили ужас на народы Европы. Казалось, что перед ними ни что не может устоять. Под ударами викингов уже в VIII-IX веках пали такие крупные города как Лондон, Бордо, Париж, Орлеан. Что уж говорить о небольших городках и деревнях, их норманны опустошали в считанные часы. Зачастую на захваченных территориях ими создавались собственные государства, например, герцогство Нормандия и Сицилийское королевство.

Кто же были эти бойцы? Берсерками или берсеркерами называли викингов, с ранних лет посвятивших себя служению Одину – верховному скандинавскому божеству, владыке чудесного чертога Вальхаллы, куда после смерти на вечное пиршество якобы отправлялись души воинов, героически павших на поле брани и заслуживших благоволение небес. Перед битвой берсерки вводили себя в особого рода боевой транс, благодаря чему отличались огромной силой, выносливостью, быстрой реакцией, нечувствительностью к боли и повышенной агрессивностью. Именно после этого ярость берсерка захватывала его полностью, и он становился опасным и искусснейшим воином!

Кстати, этимология слова «берсерк» до сих пор вызывает в научных кругах споры. Скорее всего, оно образовано от старонорвежского «berserkr», что переводится либо как «медвежья шкура», либо «без рубашки» (корень ber может означать как «медведь», так и «голый», а serkr – «шкура», «рубашка»). Сторонники первого толкования указывают на прямую связь берсерков, носивших одежду из медвежьих шкур, с культом этого тотемного животного. «Голорубашечники» же делают акцент на том факте, что в бой берсерки ходили без кольчуг, обнаженными по пояс.

Отрывочные сведения о берсерках также можно почерпнуть из «Младшей Эдды» – сборника древнеисландских мифических сказаний, принадлежащих перу Снорри Стурлусона. В «Саге об Инглингах» говорится следующее: «Мужи Одина бросались в бой без кольчуги, а ярились, словно бешеные псы или волки. В ожидании схватки от нетерпения и ярости, клокотавших в них, грызли зубами свои щиты и руки до крови. Они были сильны, словно медведи или быки. Со звериным рыком разили они врага, и ни огонь, ни железо не причиняли им вреда…». Древнескандинавский поэт утверждал, будто «Один умел делать так, что в битве его враги слепли или глохли, или их охватывал страх, или их мечи становились не острее, чем палки».

Связь берсерков с культом главного бога скандинавского пантеона имеет и другие подтверждения. Даже перевод многочисленных имен Одина указывает на его безумную и яростную природу: Вотан («одержимый»), Игг («страшный»), Херьян («воинствующий»), Хникар («сеятель раздоров»), Бельверк («злодей»). Под стать своему небесному покровителю были и прозвища берсерков, дававших «властелину гнева» обет бесстрашия. Например, Гарольд Безжалостный, ввязывавшийся в бой раньше других, или разбитый в 1171 г. под Дублином норманнский вождь Иоанн, имевший прозвище Wode, то есть «Безумец».

Берсерки вовсе не случайно являлись привилегированной частью воинского сословия, своего рода «спецназом» викингов. И таковыми их делало вовсе не стихийное буйство или жертвенное сумасбродство на ристалище. Просто они всегда открывали бой, проводя показательный, и в большинстве случаев победный поединок на виду у всего войска. В одной из глав «Германии» древнеримский писатель Тацит писал про берсерков: «Как только они достигали зрелого возраста, им позволялось отращивать волосы и бороду, и только после убийства первого врага они могли их укладывать… Кроме того, самые смелые носили железное кольцо, и лишь смерть врага освобождала их от его ношения. Их задачей было предварять каждую битву; они всегда образовывали переднюю линию».

Отряд берсерков одним своим видом заставлял врагов трепетать. Штурмуя города в качестве боевого авангарда, они оставляли за собой лишь горы трупов поверженных врагов. А следом за берсерками наступала хорошо вооружённая, защищённая доспехами пехота, довершавшая разгром. Если верить литературным памятникам, то древнескандинавские конунги часто использовали берсерков в качестве личной охраны, что лишний раз подтверждает их воинскую элитарность. В одной из саг говорится, что у датского короля Хрольфа Краке в телохранителях ходило сразу 12 берсерков.

ЗНАЧЕНИЕ ЯРОСТИ БЕРСЕРКА. «Берсерк – это механизм, взорванный свирепой страстью, адреналином, идейной установкой, дыхательными приемами, звукоколебательными вибрациями и механической программой действия. Он не сражается за что-то, а лишь для того, чтобы победить. Берсерк вовсе не должен доказывать, что выживет. Он обязан многократно окупить свою жизнь. Берсерк не только идет умирать, он идет получать яростное удовольствие от этого процесса. Кстати, именно поэтому он чаще всего остается в живых».

Разнообразные свидетельства изображают берсерков как свирепых бойцов, которые сражались с дикой, прямо-таки магической страстью. Так в чем же секрет ярости берсерков, а также их нечувствительности к ранениям и боли: было ли это следствием наркотического опьянения, наследственного заболевания или специальной психофизической подготовки?

Современной науке известно, что нервная система человека может продуцировать вещества, по своему составу и действию близкие к наркотикам. Воздействуют они непосредственно на «центры наслаждения» мозга. Можно предположить, что берсерки являлись как бы заложниками собственной ярости. Они были вынуждены искать опасные ситуации, позволяющие вступить в схватку, а то и вовсе провоцировать их.

В одной из скандинавских саг говорится о человеке, имевшем 12 сыновей. Все они были берсерками: «У них стало обычаем, находясь среди своих и почувствовав припадок ярости, сходить с корабля на берег и кидаться там большими камнями, выворачивать с корнем деревья, иначе в своей ярости они покалечили бы или убили родных и друзей». Фраза «есть упоение в бою» обретала буквальный смысл. Позднее викинги большей частью всё же ухитрялись контролировать такие приступы. Иногда они даже входили в состояние, которое на Востоке называют «просветлённым сознанием». Овладевшие этим искусством становились поистине феноменальными воинами.

Во время атаки берсеркер как бы “становился” соответствующим зверем. При этом он отбрасывал оборонительное оружие (или поступал с ним не по предназначению: например, вгрызался в свой шит зубами, повергая противника в шок), а в некоторых случаях - и наступательное; все скандинавские викинги умели сражаться руками, но берсеркеры явно выделялись даже на их уровне.
Многие военизированные прослойки считали позорным безоружный бой. У викингов этот постулат приобрел следующую форму: стыдно не уметь сражаться с оружием, но в умении вести безоружный бой ничего постыдного нет. Любопытно, что в качестве подсобного (а иногда и основного - если он сражался без меча) оружия берсеркер применял камни, подхваченную с земли палку или припасенную заранее дубину.

Частично это связано с нарочитым вхождением в образ: зверю не подобает пользоваться оружием (камень и палка - естественное, природное оружие). Но, вероятно, в этом также проявляется архаизм, следование древним школам единоборства. Меч в Скандинавию проник довольно поздно, и даже после широкого распространения он был некоторое время не в чести у берсеркеров, предпочитавших палицу и секиру, которыми они наносили круговые удары от плеча, без подключения кисти. Техника достаточно примитивная, зато степень овладения ею была очень высока.

На колонне Траяна в Риме мы видим “ударный отряд” таких воинов-зверей (еще не берсеркеров). Они включены в состав римской армии и отчасти вынуждены следовать обычаям, но лишь немногие имеют шлемы (и никто - панцири), кое-кто облачен в звериную шкуру, иные - полуобнажены и сжимают вместо меча дубину… Надо думать, это не снижало их боеспособность, иначе император Траян, в чью охрану они входили, сумел бы настоять на перевооружении.

Берсерки были представителями особой группы (касты) профессиональных воинов, которых готовили к боям с детских лет, посвящая не только в тонкости воинского мастерства, но и обучая искусству входить в боевой транс, обострявший все чувства бойца и позволявший проявляться скрытым возможностям человеческого организма. Естественно, что в бою одолеть таких бойцов было необычайно трудно. У страха же, как говорится, глаза велики, поэтому и появлялись в сагах подобные строки: «Один умел делать так, что в битве его враги слепли или глохли, или их охватывал страх, или их мечи становились не острее, чем палки».

Традиционно, берсерки составляли передовой отряд, начинавший бой. Долго сражаться они не могли (боевой транс не может продолжаться долго), проломив ряды врагов и заложив основу общей победы, они оставляли поле боя обычным воинам, которые завершали разгром противника. Видимо, доведение себя до состояния транса не обходилось без приема определенных психотропных средств, позволявшим берсеркам как бы «превращаться» в мощных и непобедимых медведей.

Оборотничество известно у многих народов, когда в результате болезни или приема специальных препаратов человек отождествлял себя со зверем и даже копировал отдельные черты его поведения. В сагах не зря делается акцент на неуязвимость берсерков. В бою ими руководило не столь сознание, как подсознание, позволявшее «включать» не свойственные человеку в обыденной жизни качества – обостренную реакцию, расширенное периферическое зрение, нечувствительность к боли, а возможно, и какие-то экстрасенсорные способности.

В бою берсерк буквально чувствовал летящие в него стрелы и копья, предвидел, откуда последуют удары мечей и топоров, а значит, мог отбить удар, прикрыться от него щитом или уклониться. Это были поистине универсальные воины, но такие нужны только на период боев.

Норманны воевали часто, а значит, и перевоплощаться берсеркам приходилось не редко. Видимо, упоение боем становилось для них чем-то похожим на наркотическую зависимость, а возможно, практически таковой и было. Следовательно, к мирной жизни берсерки были в принципе не приспособлены, становясь опасными для общества, так как им нужны были опасности и острые ощущения. А если нет войны, то всегда можно спровоцировать драку или же заняться грабежом. Как только пресытившись захватами чужих земель норманны стали переходить к оседлой спокойной жизни, берсерки оказались лишними. Это четко проявилось в сагах, в них с конца XI века берсерки из былых героев превращаются в грабителей и злодеев, которым объявляется беспощадная война.

Любопытно, что убивать берсерков рекомендовалось деревянными кольями, так как против железа «они неуязвимы». В начале XII века в скандинавских странах даже принимались специальные законы, направленные на борьбу с берсерками, которых изгоняли или безжалостно уничтожали. Кто-то из бывших неуязвимых воинов смог влиться в новую жизнь, считалось, что для этого их обязательно надо крестить, тогда вера в Христа избавит их от боевого безумства. Остальные же, возможно, что они составляли большинство бывшей воинской элиты, вынуждены были бежать в другие земли или были просто перебиты. Так постепенно ярость берсерка из истории ушла в мифы и легенды.

Берсерки впервые упомянуты скальдом Торбьёрном Хорнклови в драпе (длинном стихотворении) о победе короля Харальда Прекрасноволосого в битве при Хаврсфьорде, которая происходила предположительно в 872 г.

Немного истории. Ошибочно предпологать,что боевое безумие удел Нормандских викингов. Это искусство было везде, где были люди. А значит и воины. Но различались методы. Так в Европе, во времена Походов норманнов, Берсеркеры были или по рождению, или такие качества проявлялись спонтанно во время битвы. Берсеркеров, боялись не только вся Европа и пол Азии, но и сами норманны. Дело в том что Приступы Боевого безумия были неконтролируемы. Впасть в боевой транс берсеркер мог от любой мелочи: порез, оскорбление,большая эмоциональная нагрузка. И судьба была ему уготована безрадостная: вдали от населенных мест, как правило без семьи. Доживали до 30 лет единицы. Своей смертью от старости умереть им также не грозило. Зато родить ребенка-берсеркера считалось очень хорошим знаком. считалось что сам Отец Дружин отметил его своей милостью, и значит семью, где он родился не обойдет его рог Изобилия. В общем это правда, Берсеркеры получали добычу вторые после конунга. Ссорится с берсеркером не улыбалось никому. Постепенно этот древний боевой обычай угас- дело в том что мальчика подающего признаки отммеченого Одином, отдавали на воспитание берсеркеру, который принимал преемника. Но у викингов присутствовал обычай крововосмешения, посему и преемников и наставников становилось все меньше. Наступило время допинга.

Нацисты практически подошли к промышленному производству,модефицировав оригинал. Германскими химиками была разработана целое семейство стимуляторов: от простых амфетаминов, заканчивая «боевыми коктейлями» что практически запустили в производство.

Не могу не сказать пары слов и о Востоке. Насколько мне известно, ни в Тибете, ни в Китае таких техник не практиковали. Но опять же они скорее всего являются секретными, держаться в Великой Тайне. Страсть к скрытности азиатов известна далеко за пределами самой Азии. Единственное что знаю точно, Боевое Безумство практиковалось в рядах ассасинов. Притом практиковалась довольно необычная методика: Учеников накуривали гашишем(оттуда и другое их название: гашашины),и подготовленных таким образом учеников подвергали разным внушениям, от блокировочных, до снимающих все страхи, вплоть до презрения к смерти. Кстати они практиковали особый ритуал- испытание: испытуемого накуривают различными зельями, до тех пор, пока он не впадет в искусственную кому. После, через определенное время его оживляли по особой методике. К сожалению подробностей не знаю(вряд ли их знает вообще кто нибудь),так общих чертах. Могу сказать, что Ритуал прохождения через Смерть, заглядывание за «Грань»,практиковалось повсеместно, от индейских племен в Северной Америки, до кланов шиноби (синоби) в Японских горах. Но это отдельная тема. Поговорим о «Воинах-тенях».Это практически единственные воины, что детально разработали детально и развили Искусство Боевого Безумия. Свои главные знания ниндзя почерпнули у ямабуси- горных воинах, по легендам, это были самураи, потерпевшие поражение в бою, но не совершившие ритуального самоубийства- сеппуку.В горах они продолжали развивать свои боевые искусства. Скорее всего они открыли и развили эту разновидность Искусства боя. Ниндзя выделили 7 типов изменения состояния. каждому типу соответствовал бог-олицетворение качества, которое было необходимо шиноби в нужную минуту. Каждое такое «вхождение в образ» сопровождалось магической формулой и особым сплетением пальцев в магическую фигуру (исскуство сплетения пальцев магические знаки имеет название «фюккë»).При таком применение знаков и формул, вхождение практически 100%.Кстати современные спецслужбы обучают своих именно по методике «сокрытых в листве»,но по упрошенной схеме,только1 вид, а именно холодной ярости.(не думайте, Там сидят не дураки, и в тайне хранят основные принципы вхождения, и психосоматические техники небезызвестный пресловутый бесконтактный бой.)

Если кто-то считает что на Руси не было таких бойцов, то это заблуждение. Были. И самое интересное что они это Искусство тренировали. Не могу утверждать что это истина в последней инстанции, но есть доводы что его практиковали Волхвы.(Боевое Безумство и Шаманские Камлания очень похожи по ощущениям, да состояние примерно одинаково).И достигли немалых успехов. Так один из обрядов заключался в следующем: Зимой полуобнаженный воин садился на землю, скрестив ноги, концертировал Живу в Яровом чреве(солнечном сплетении),его засыпали снегом по горло, и он должен был своей внутренней силой растопить снег. Посудите сами: это очень суровое испытание. И воины, проходившие такие испытания(их было великое множество) носили прозвище: Ярые, что подчеркивало их высокое мастерство. Достаточно вспомнить слова где используется корень «Яр».Ярость, Яркий(тогда его значение было другим, оно обозначало отвагу и бесстрашие в бою) .

Древние скандинавские саги донесли до нас легенды о непобедимых воинах, которые, обуреваемые боевой яростью, с одним мечом или топором врывались в ряды врагов, сокрушая все на своем пути. Современные ученые не сомневаются в их реальности, но многое из истории берсерков и сегодня остается неразгаданной тайной.

Это - эффективное и вызываемое вполне сознательно боевое неистовство. У германских народов оно превратилось в своеобразный культ воина-зверя. Звероподобные “превращения”, являющиеся высшей формой развития боевой ярости, известны у всех германцев. Поздние античные историки сообщают о “франкском неистовстве”, о “воинах-волках” народа лангобардов… При этом выпускались наружу столь неудержимые силы, что им не всегда мог противостоять даже сомкнутый дисциплинированный строй и искусство “правильного боя”.

Судить о том, что представлял из себя образ воина-зверя, мы можем в первую очередь по скандинавским источникам, ибо в Скандинавии такие воины существовали до XII-XIII вв.

Обычно именно берсерки начинали каждый бой, одним своим видом наводя ужас на врагов. Если верить сагам, они не использовали доспехи, предпочитая им медвежью шкуру. В некоторых случаях упоминается щит, края которого они в бешенстве грызли перед боем. Основным оружием берсерков были боевой топор и меч, которыми они владели в совершенстве.

Затерянные миры. Викинги

Ранее средневековье — это эпоха, полная ужасающих примеров насилия и варварства. Но для того, чтобы лучше понять механизмы истории, нужно изучить даже самые мрачные ее периоды. Создатели фильиа попробовали воссоздать жестокий мир воинственных мореплавателей, которые оставили о себе громкую память. В конце 8-го века ужасающая волна насилия захлестунла прибрежные поселения Северной Европы. Это были набеги викингов. Они грабили и убивали всех людей без разбора. Весть об этих людях рапространялась с каждым набегом. Имена предводителей викинов вошли в легенды еще при их жизни — Ивар Бескостный, Эрик Красный и Харальд Синезубый. Не знающая границ жестокость принесла этим людям широкую известность. Авторы фильма реконструируют порт первого короля всех викинов Харальда Синезубого, они разыщшут следы города, погребенного под стенами современных улиц. Они постраются узнать, каким образом технический прогресс выделил викингов среди других народов.

Во время атаки берсеркер как бы “становился” соответствующим зверем. При этом он отбрасывал оборонительное оружие (или поступал с ним не по предназначению: например, вгрызался в свой шит зубами, повергая противника в шок), а в некоторых случаях - и наступательное; все скандинавские викинги умели сражаться руками, но берсеркеры явно выделялись даже на их уровне.

Берсерк вовсе не должен доказывать, что он выживет. Он обязан многократно окупить свою жизнь. Берсерк не только идет умирать, он идет получать яростное удовольствие от этого процесса. Кстати, именно поэтому он чаще всего остается жив.

Преображение берсеркера во время боя (более глубокое, чем у кельтского фения) иногда не только психологически настраивало его на схватку, но и воздействовало на психику противника - в прямо противоположном духе. Мало кто сохранял хладнокровие при виде воющего от ярости, брызжущего пеной воина-зверя, не замечающего в исступлении ни ран, ни усталости.
Однако назвать это военной хитростью, «психической атакой» все же нельзя. Берсеркер всерьез был убежден, что одержим «звериным духом»; а все окружающие либо тоже верили в это, либо удерживали свои сомнения при себе - это было гораздо полезней для здоровья…

Известен исторический факт превращения воина в дикого зверя (разумеется, не буквальном смысле, а в ритуальном и психоповеденческом). Следы этого древнего «превращения в зверя» хранят военные лексиконы и геральдическая символика, унаследованная от античности и средневековья. Ведь коллективная память людей, живущая в символах и речи, очень сильна. Оттуда и выражения типа «сильный как бык» или «храбрый как лев»…
Фамильярное обхождение с дикими животными можно проследить у древних германцев, причем в самых разнообразных формах. Например, зверю подражали, он как бы играл роль наставника при инициации, т.е. тогда, когда юноша, вступая в ряды взрослых воинов, демонстрировал свои боевые умения, ловкость, мужество и храбрость. Одной из форм инициации была схватка с этим зверем, завершавшаяся поеданием его плоти и питьем его крови. Воину это должно было придавать силу и ловкость, отвагу и ярость дикого зверя.

Такая «одержимость зверем» проявлялась, помимо прочего, в том, что берсеркер умышленно подражал движениям медведя, причем не только в бою, но и во время частых ритуально-магических церемоний, плясок и т.д.

Одно из первых дошедших до нас упоминаний о непобедимых воинах оставил скальд Торбьёрн Хорнклови, сочинивший в конце IX века сагу о победе в сражении при Хаврсфьорде короля Харальда Прекрасноволосого, создателя Норвежского королевства. Велика вероятность, что его описание документально: «Берсерки, облаченные в медвежьи шкуры, рычали, потрясали мечами, кусали в ярости край своего щита и бросались на своих врагов. Они были одержимы и не чувствовали боли, даже если их поражало копье. Когда битва была выиграна, воины падали без сил и погружались в глубокий сон».

Похожие описания действий берсерков в бою можно найти и у других авторов. Например, в саге об Инглингах: «Мужи Одина бросались в бой без кольчуги, а ярились, словно бешеные псы или волки. В ожидании схватки от нетерпения и ярости, клокотавших в них, грызли зубами свои щиты и руки до крови. Они были сильны, словно медведи или быки. Со звериным рыком разили они врага, и ни огонь, ни железо не причиняли им вреда…».

И свои, и враги приписывали таким воинам различные магические качества. Полагали, например, что они обладали даром неуязвимости, подобно королю Гарольду Безжалостному, ввязывавшемуся в бой раньше всех, сеявшему смерть налево и направо. Еще их считали необыкновенно свирепыми и сильными. Поэтому один только вид воинов-зверей приводил в ужас.

К берсеркерам в чистом виде даже сами викинги относились с чувством, средним между восхищением, боязливой почтительностью и презрением. Это - подлинные “псы войны”; если их и удавалось использовать, то главным образом - на положении “прирученных зверей”.

Но элементы берсеркерских тренировок, владения оружием, а главное - специфической психотехники проникли в быт многих воинов Швеции, Норвегии, Дании и особенно Исландии. Берсеркерство они держали под контролем, “включая” его только во время сражений.

В более поздние времена термин «берсеркр» стал синонимом слова «воин», или, скорее, «разбойник», потому что имелся в виду такой воин, который был подвержен приступам бешенства, необузданной ярости. Короче, был крайне агрессивен, не чувствовал боли и при этом совершенно не способен контролировать собственное поведение. Однако в более древние времена дело обстояло иначе, об этом свидетельствует этимология термина. «Берсеркр» - это «некто в медвежьей шкуре, воплотившийся в медведя». Обратите внимание: воплотившийся в медведя, а не просто одетый в его шкуру. Различие принципиальное. За обыденным фактом - воин в медвежьей шкуре - скрыта более глубокая истина. Она говорит, что это человек, одержимый медведем, если угодно, «медведь с человеческим лицом». Медвежья шкура здесь своего рода «магическая клетка», помогающая осуществить колдовской акт такого превращения.
Бок о бок с берсеркром, облаченным в медвежью шкуру, лучше сказать воином-медведем, стоит «ульфхеднар», то есть «некто, облаченный в шкуру волка, воплотившийся в волка». Родственная связь воина-волка и воина-медведя столь тесная, что оба термина выглядят как синонимы. Саги утверждают, что «ульфхеднары» и «берсер-кры» действовали иногда в одиночку, но чаще всего небольшими группами, похожими на волчьи стаи. Еще в сагах говорится об их свирепости, безжалостности, бесстыдстве (т.е. об отсутствии нравственных норм в поведении) и пристрастии к оргиям. Так что предания о «волколаках» и «оборотнях» выглядят вполне праводоподобными.
В языческие времена, до обращения германцев и скандинавов в христианство, считалось, что берсеркры и ульфхеднары обладали просто-таки сверхъестественной силой.

Естественно, что в бою одолеть таких бойцов было необычайно трудно. У страха же, как говорится, глаза велики, поэтому и появлялись в сагах подобные строки: «Один умел делать так, что в битве его враги слепли или глохли, или их охватывал страх, или их мечи становились не острее, чем палки».

Видимо, доведение себя до состояния транса не обходилось без приема определенных психотропных средств, позволявшим берсеркам как бы «превращаться» в мощных и непобедимых медведей. Оборотничество известно у многих народов, когда в результате болезни или приема специальных препаратов человек отождествлял себя со зверем и даже копировал отдельные черты его поведения.

В сагах не зря делается акцент на неуязвимость берсерков. В бою ими руководило не столь сознание, как подсознание, позволявшее «включать» не свойственные человеку в обыденной жизни качества – обостренную реакцию, расширенное периферическое зрение, нечувствительность к боли, а возможно, и какие-то экстрасенсорные способности. В бою берсерк буквально чувствовал летящие в него стрелы и копья, предвидел, откуда последуют удары мечей и топоров, а значит, мог отбить удар, прикрыться от него щитом или уклониться. Это были поистине универсальные воины, но такие нужны только на период боев.

Норманны воевали часто, а значит, и перевоплощаться берсеркам приходилось не редко. Видимо, упоение боем становилось для них чем-то похожим на наркотическую зависимость, а возможно, практически таковой и было. Следовательно, к мирной жизни берсерки были в принципе не приспособлены, становясь опасными для общества, так как им нужны были опасности и острые ощущения. А если нет войны, то всегда можно спровоцировать драку или же заняться грабежом.

Как только пресытившись захватами чужих земель норманны стали переходить к оседлой спокойной жизни, берсерки оказались лишними. Это четко проявилось в сагах, в них с конца XI века берсерки из былых героев превращаются в грабителей и злодеев, которым объявляется беспощадная война. Любопытно, что убивать берсерков рекомендовалось деревянными кольями, так как против железа «они неуязвимы».

Через 200 лет после битвы при Боксфьорде на Скандинавию обрушились христианские миссионеры. Старые языческие обычаи и образ жизни запрещались, в частности, борцы в звериных шкурах. В начале XII века в скандинавских странах даже принимались специальные законы, направленные на борьбу с берсерками, которых изгоняли или безжалостно уничтожали. Изданный в Исландии закон 1123 года гласит: «Замеченный в бешенстве берсерка будет заключён 3 годами ссылки». С тех пор воины в медвежьих шкурах бесследно исчезли. Кто-то из бывших неуязвимых воинов смог влиться в новую жизнь, считалось, что для этого их обязательно надо крестить. Остальные же, возможно, что они составляли большинство бывшей воинской элиты, вынуждены были бежать в другие земли или были просто перебиты.

С тех пор великие воины древней Скандинавии остались только в легендах. Возможно, они все-то пируют в чертогах Одина, вспоминая за хмельными кубками былые победы и поверженных врагов, с усмешкой наблюдая за стараниями ученых разгадать происхождение самого слова «берсерк».

No related links found



Только шкура медвежья лежала на стане, не сочтёт враг сегодня потерь. Окровавленный молот держал он в руке и кричал будто бешеный зверь. Он один без брони и без страха в глазах в бой бросался как Одина сын. Восседает в Вальхалле теперь этот воин с отцом небесных дружин.

Кратко о Берсерках

  1. Берсерки или Берсеркеры — скандинавские и германские воины, посвятившие свою жизнь битвам.
  2. Главная особенность берсерков — умение входить в боевой транс перед боем.
  3. Боевой транс — это особое психо-физическое состояние, при котором берсеркер не чувствовал страха, усталости и боли.
  4. Три основных перевода с древнескандинавского berserkr:
    1. медвежья рубаха
    2. медвежья шкура
    3. без рубахи
  5. После окончания эпохи викингов и христианизации Скандинавии, берсерков объявили вне закона. Из за их дикого поведения в мирное время. Большую их часть поубивали в стычках. Оставшихся держали в оковах до конца их дней.
  6. Исторической информации о берсерках очень мало. Но существует огромное количество домыслов и предположений с которыми я тебя и познакомлю.

Предположения о берсерках

  1. Берсерки посвящали себя богу . Чем больше викинг убивал врагов, тем ближе он сидел к Всеотцу в .
  2. На воспитание берсеркам отдавали детей сирот и потеряшек. Жили берсерки в далёких от поселений лагерях. Где тренировались и воспитывали учеников в мирное время.
  3. Вступительный обряд берсерка — это бой один на один с диким медведем. После победы, воин снимал с животного шкуру и когти. Из которых и делал себе одежду.
  4. Существовали не только воины-медведи, но и воины-волки, их называли .
  5. Берсерки — крупные и хорошо сложенные мужчины. Часто их тела были покрыты руническими . Длинные волосы и борода — символы принадлежности к животному миру. Единства с природой. Поверх голого тела берсерк носил медвежью или волчью шкуру, голова которой была его капюшоном.
  6. Чтобы легче войти в состояние транса, берсерки пили отвар из мухоморов. И под воздействием галлюциногенных грибов, доводили себя до нужного состояния ритуальным танцем и поклонением Одину.
  7. Берсерки не могли контролировать себя во время боевого безумия. Поэтому среди них часто случались нападения на дружественных воинов и мирных жителей.
  8. Берсерки жили в стороне от общества, потому что люди боялись их непредсказуемого поведения. В набегах, берсерки плыли на отдельном корабле.
  9. Берсеркеры сражались без одежды или в медвежьих шкурах. Предпочитали биться без оружия или использовали проверенные временем топоры и дубины, не доверяя новомодным мечам.
  10. В мирное время берсерки развлекались бесконечными грабежами и насилием в своих же землях. Благодаря этому воины-медведи и стали главными злодеями с скандинавских сказках и ночных страшилках.

Здоровья тебе, дорогой друг. Рад видеть тебя здесь. Меня зовут Гаврилов Кирилл и это не просто приветствие для галочки. Мне действительно очень приятно когда читают мои записи и интересуются моей деятельностью. Я увлекаюсь историей, мифологией и культурой средневековой Скандинавии. А это мой северный дневник . Который я наполняю записями на интересные мне темы.

Сейчас я расскажу тебе о берсерках или берсеркерах. Давно хотел сделать подробную запись — помочь интересующимся людям разобраться в этой теме. Викинги берсерки очень интересное и насыщенное явление. Дополненное всевозможными догадками и многочисленными мифами.

Скажу заранее. Исторической информации о викингах берсерках — крайне немного. С ней я познакомлю тебя в начале. А затем, я расскажу тебе о многих не доказанных теориях и предположениях. Спорами, о которых постоянно занимаются историки, эксперты и люди себя таковыми считающие.

Берсерки в современной культуре

Викинги берсерки — персонажи известные, их узнают даже те, кто вообще никак не знаком с историей и культурой средневековой Скандинавии. Образ сурового бесстрашного берсеркера, размахивающего окровавленным топором, стал визитной карточкой эпохи викингов.

Они фигурируют в древних сагах, о них снимают документальные фильмы, пишут книги, количество фантастических и околоисторических произведений и статей в интернете на эту тему просто невозможно сосчитать.

Берсерки являются частыми персонажами компьютерных игр и огромного количества артов, картин, эскизов и рисунков. Образ берсерка часто перенимают люди, занимающиеся единоборствами и силовыми видами спорта.

Berserker в исполнении Американского художника Brenoch Adams

Описание Берсерка

Начнём с поверхностной информации, которую можно найти в любой подобной статье. Берсерк или Берсеркер — «berserkr» . С древнескандинавского языка существуют три основных варианта перевода.

  1. медвежья рубаха
  2. медвежья шкура
  3. без рубахи

Все они вполне подходят. Если верить некоторым источникам, эти воины сражались без доспехов. Использовали лишь медвежьи шкуры поверх голого тела.

Берсерк — это особый воин посвятивший всю свою жизнь служению верховному языческому богу войны . Берсеркеры известны своей способностью — входить в боевой транс перед сражением.

  • Боевой транс — особое психофизическое состояние при котором берсерка одолевала невыносимая жажда крови, сильная ярость и нечувствительность к боли.

Некоторые исследователи считают, что достигалось это при помощи специально приготовленных отваров из галлюциногенных грибов, взывания к богам и особого ритуала, состоящего из предбоевого танца и молитвы. Также скандинавские берсерки известны тем, что перед боем грызли край своего щита чтобы разбудить звериную ярость.

Берсерк в исполнении нидерландского художника Cristi Balanescu

Самые узнаваемые воины древности. Смерть в бою, по пояс в крови врагов — высшая награда для берсерка. У них не было ни семьи, ни детей, они жили отдельно от людей. В набегах они плыли на отдельном корабле. Враги разбегались в страхе от одного только вида, а союзники обходили стороной и боялись даже взглянуть в их сторону. Полумифические воины, люди в зверином облике — берсерки.

Упоминания о берсерках

Сейчас я расскажу тебе об исторических упоминаниях, связанных с берсерками. В скандинавских и не только, письменных источниках.

«Сага об Инглингах » в данном отрывке берсерки описываются как воины , что как я считаю, очень интересно. Потому что Один являлся либо один либо со своими спутниками и .

  • Один [верховный бог] мог сделать так, что в бою его недруги становились слепыми или глухими или наполнялись ужасом, а их оружие ранило не больше, чем хворостинки, и его воины бросались в бой без кольчуги, ярились, как бешеные собаки или волки, кусали свои щиты, и были сильными, как медведи или быки. Они убивали людей, и ни огонь, ни железо не причиняли им вреда. Такие воины назывались берсерками.

«Песнь о Харальде » норвежского скальда Торбьёрна Хорнклови. Знаменитый отрывок, в котором упоминаются берсеркеры. Некоторые исследователи считают его первым упоминанием об этих воинах.

  • Бойцы были свалены
    кучею с копьями,
    щитами белыми,
    мечами вальскими.
    Ревели берсерки,
    кончалась битва,
    ульвхедины выли,
    потрясая железом.

«О происхождении и местоположении германцев » римского писателя Тацита. К этому отрывку мы еще вернемся, когда я буду рассматривать внешний вид берсерков. Тацит так описывает внешний вид воинов берсеркеров:

  • Как только они достигали зрелого возраста, им позволялось отращивать волосы и бороду, и только после убийства первого врага они могли их укладывать… Трусы и прочие ходили с распущенными волосами. Кроме того, самые смелые носили железное кольцо, и лишь смерть врага освобождала их от его ношения. Их задачей было предварять каждую битву; они всегда образовывали переднюю линию.

Берсерк в медвежей шкуре. Глаза горят огнём, в работе видна ярость берсеркера. К сожалению, не смог найти автора.

Предположения и домыслы о берсерках

С историческими источниками мы познакомилимь. А теперь я расскажу о не менее интересных вещах. Теориях и домыслах о воинах берсеркерах. Их служения Одину, социальным положением в обществе, военным укладом, внешним видом и жизнью.

По поводу нижеописанных теорий, до сих пор не утихают споры и распри среди знатоков скандинавской истории и мифологии. Но их мы обойдем стороной и просто ознакомимся с интересной информацией.

  • Вся информация, изложенная далее не имеет исторических подтверждений и является догадками, домыслами и теориями историков, экспертов или людей таковыми себя считающими.

Берсеркеры — служители Одина

Как я рассказывал ранее, берсерки являлись воителями посвятившими свою жизнь верховному скандинавскому богу войны . Для викингов берсерков служением считалась не только смерть на поле боя, но и убийство врагов.

Убийство для берсеркеров было настолько обыденным делом что со временем они превращались в бездушных животных для убийства, которые уничтожали все на своем пути и умирали без страха. Сражались до последнего вздоха. Их выпускали на поле боя словно звериную стаю.

Йордлинг Андор — арт для карточной игры «Берсерк» художник — Curious

Тренировки берсерков

На воспитание берсеркам отдавали потерявшихся детей, сирот и прочих беспризорников. Некоторые семьи добровольно отдавали сыновей берсеркерам. Есть мнение, что существовали специальные лагеря, находящиеся вдали от человеческого общества, где жили и тренировались берсерки в мирное время.

Также существует предположение — вступительным обрядом было сражение один на один с диким медведем. Побеждая зверя в бою, новобранец обретал право стать берсерком. Снимал с медведя шкуру которую и использовал в качестве одежды. Вырывал клыки и когти из которых изготавливал ожерелье.

Всё время берсеркеры уделяли тренировкам, которые были очень разнообразные и жестокие. Многие дети просто умирали во время испытаний, это позволяло остаться только самым сильным и умелым. Тренировки посвящались как развитию общей физической силы, скорости и выносливости так и развитию, и контролю боевого безумия, знаменитого неистовства берсерков.

Ярость берсерка

Главной особенностью воинов берсерков являлась их способность входить в боевой транс перед боем. Часто это состояние называют «ярость берсеркера» или «неистовство». Воины специально накручивали, возбуждали себя перед боем, зверели и приводили себя в бешенство. Перед боем берсерки грызли края своих щитов, вели себя как дикие звери.

Тотемным животным берсеркеров в большинстве случаев являлся медведь или волк. Есть мнения, что тотемных животных было намного больше. О волкоголовых ульфхеднарах или ульфхевдинах я расскажу тебе в небольшом дополнении к этой записи:

Одевая медвежью шкуру, перенимая повадки, рыча и двигаясь как зверь, берсерк представлял, что превращается в своё тотемное животное. Становиться животным во всех смыслах. Он не испытывает страха, он не боится смерти, он дикий разъяренный зверь, которому нужно только одно — убивать все что стоит у него на пути.

Среди берсерков часто происходили нападения на своих собратьев и других дружественных воинов, так как берсеркеры не могли контролировать свою ярость. По некоторым источникам не последнюю роль, для вхождения в состояние ярости, играли отвары из галлюциногенных грибов.

Викинг Ролло на обложке комикса «Викинги»

Отвар из мухоморов

Что-же вот и настало время познакомиться поближе со всем известной теорией применения викингами-берсерками отваров из галлюциногенных грибов.

По теории некоторых историков, вхождение в боевой транс, происходило при помощи отваров из грибов мухоморов.

  1. Сушеные грибы мелко нарезались и измельчались до состояния порошка
  2. Высыпались в подогретую воду или алкогольный напиток
  3. После приготовления викинги употребляли наркотический отвар перед боем и усиливали свое вхождение в боевую ярость.

В пятидесятых годах, якобы проводилось исследование на эту тему. Которое показало что люди после принятие подобных отваров, полностью теряли боеспособность и серьезно страдали из за побочных эффектов.

Поэтому существует догадка, что сам отвар пил только один берсерк. Принимал на себя все побочные эффекты. Остальные викинги пили его мочу, получали действующее вещество, минуя при этом побочные эффекты. Повторяться это могло по нескольку раз.

Социальная жизнь викингов

Вся жизнь берсерка была посвящена бесконечным битвам, сражениям и жестоким тренировкам. Как правило, берсерки не имели семьи. В невоенном обществе они были изгоями из за своего дикого поведения и жили где-нибудь на окраине — вдали от общества.

Тот факт что они жили вне общества только усиливал их фанатичность в тренировках и отстраненность от людей. Есть упоминания о том, что даже бойцы дружественной армии обходили берсерков стороной и старались держаться подальше. Чтобы не нарваться на неприятности.

  • Ингвар, возьми двух ребят и сходи за оружием. Не идите вдоль берега — там стоит лагерь конунговых медведей. Обойдите лесом. Обычно они не отходят от своего драккара. Но если встретишь по пути хотя бы одного из этих полоумных — опусти взгляд и обойди. Слышишь, Ингвар, обойди. Не хватало нам еще со своими драться.

Во время походов берсеркеры плыли на отдельном чтобы не избежать внутренних конфликтов.

  • У меня в дневнике есть запись где я подробно рассказываю о — кораблях викингов

Великолепнейшая работа словацкого художника Michal Ivan

Берсерки и битвы

Есть предположения, что во время сражения, берсерки первыми начинали битву. Выкладывались в первых стычках, а затем отходили, оставляя испуганных и разрозненных врагов союзным воинам. Наравне с предыдущим предположением существует и обратное. Берсерки вступали в сражение только в самые тяжелые моменты. Сражались до своей смерти или окончания боя, не отступая.

Часто берсерки играли роль личных телохранителей знатных властителей, таких как , постоянно следовали за хозяином, служили постоянной охраной и жили в его доме.

Внешний вид берсерка

Как я рассказывал в начале — берсеркеры, возможно, не использовали доспехи. Они шли в бой с голым торсом или голые целиком используя в качестве одежды медвежьи шкуры.

Вооружались берсерки в основном топорами, или дубинами. Работали широкими размашистыми ударами. Мечи были редкостью среди викингов и доставались только лучшим воинам. Берсерки отрицали использованием мечей. Склонялись в пользу проверенных временем боевых топоров, секир и молотов.

Также существует предположение что берсеркеры и вовсе не признавали оружие. Сражались исключительно тем, что найдут под ногами. Использовали камни, палки и тому подобные предметы. Или попросту кидались на врага с голыми руками.

Вот так описывает внешний вид викингов берсеркеров римский писатель Тацит:

  • Как только они достигали зрелого возраста, им позволялось отращивать волосы и бороду, и только после убийства первого врага они могли их укладывать… Трусы и прочие ходили с распущенными волосами. Кроме того, самые смелые носили железное кольцо, и лишь смерть врага освобождала их от его ношения.

Так как железное кольцо описывается наряду с волосами и бородами, возможно предположить, что железное кольцо носилось в бороде или заплетенных волосах. Как это изобразили художники, создавая арты для For Honor. Хотя это могло быть и обыкновенное кольцо на пальце или шее.

Викинг — Хольдор. Концепт-арт для компьютерной игры For Honor за авторством . На изображениях видны стальные или железные кольца заплетенные в косу и бороду.

Исчезновение берсерков

Как считают многие историки, исчезновение берсерков было связано с принятием христианства в скандинавских странах. К концу эпохи викингов, потребность в озверевших неуправляемых берсерках ослабла.

Их бешенство доставляло множество проблем мирному населению. А их языческие ритуалы посвящения и вхождения в боевой транс, вызывали ужас и непонимание со стороны многих новоиспеченных христиан. Берсерков стали считать — демонами, творениями дьявола.

В относительно мирное время, в поисках битвы, берсеркеры занимались убийствами и грабежом. Из-за этого и были объявлены вне закона в XI веке. Новых последователей культа Одина не находилось, а все старые берсерки были либо перебиты в бесконечных стычках и потасовках. Либо закрыты за решетку и провели остаток жизни под стражей за жестокие убийства, нападения и зверские изнасилования.

  • Повторюсь еще раз, настоящей исторической информации на данную тему крайне мало. Почти весь материал о викингах берсеркерах является сборником из огромного количества чьих-то теорий, предположений и догадок.

В которых не могут разобраться ни сами историки, ни уж тем более самоназванные эксперты. Все обсуждения на тему викингов берсерков, часто заканчиваются бесконечными спорами.

А на этом у меня все. Большое спасибо за то, что дочитал запись до конца. Надеюсь я смог рассказать тебе что-нибудь новое и интересное - это очень важно для меня. Если понравилось - заглядывай ко мне почаще.

Чтобы всегда быть в курсе новых записей и событий, вступай в наше сообщество

Норверские и скандинавские саги и легенды доносят до нас, что это были непобедимые воины, которые яростно вступали в бой первыми, насыщаясь перед этим силой духа Одина. Но кем же берсерки были на самом деле? Для начала давайте разберемся с их названием. Фактически, термин «берсерк» на русский язык можно перевести буквально как «медвежья шкура» - с древненорвежского, а с английского как «яростный» или же «жестокий».

Кем были берсерки на самом деле?

Действительно, источники упоминают такого рода боевой отряд викингов . Перед боем они приходили в себя, а ярость, а в самом сражении отличались особой жестокостью, быстрой реакцией и возможностью не чувствовать боль. Конечно, мы должны делать скидку на то, что позднеримские и раннесредневековые авторы естественно приукрасили образ берсерков, однако у всех авторов упоминается их жестокость и неистовство. Так, Снори Стурулсон описывает их как свирепых воинов в медвежьих шкурах, которые перед боем от ярости в буквальном смысле грызли свои щиты. Из оружия у них были меч и топор, ни шлемов ни защитной кольчуги они не носили, только медвежья шкура, а чаще и вовсе просто голый торс. Ярость в бою, совершенное владение мечом и топором, а также моментальная реакция их защищали гораздо лучше, нежели кольчуга европейцев. В то же время, знаменитый историк Тацит в своем многотомном труде «Германия» пишет, что «свирепейших воинов по всему миру еще нужно было поискать». Также он описывает определённый обряд инициации берсерков. Так, как только юноши достигали зрелого возраста они зачислялись в отряд. Именно тогда они уже могли отращивать волосы и бороду. Обязательным этапом была первая кровь врага в бою. Только после убийства врага им разрешалось заниматься укладкой волос, в противном случае, трусы и неинициированные ходили с распущенными волосами.

Одно сбегается точно у всех авторов – это понятие «ярость берсерка ». Это особое состояние воина-берсерка, когда он впадал в высшую форму ярости – они становились злыми в бою как собаки и волки, грызли деревянные щиты как быки, а убивали людей как дикие медведи.

Современные ученые долго пытались объяснить происхождение «ярости берсерков». Есть различные теории, но чаще всего склоняются к двум из них – это либо употребление перед боем сильнодействующих психотропных веществ, например, таких как мухомор, либо же употребление алкоголя. Так или иначе, у берсерков прекрасно получалось копировать животную ярость в бою.

Это неутолимое желание животной ярости объясняется прежде всего тем, что среди них был популярен так называемый «медвежий культ», который в те времена был довольно распространённым в северных землях. Так, обряд переодевания в шкуру животного, всегда сопровождался идеями и верой в то, что вместе со шкурой убитого животного, к воину переносится еще его мощь и сила. Таким образом, факт переодевания в шкуры животных, в данном случае в медвежью, давал основание считать им себя неуязвимым. Но тогда откуда бралась эта неистовость и ярость?

Берсерки в «Саге об Инглингах»

Мы знаем, что в «Саге об Инглингах » берсерки зовутся «мужами Одина» который считался богом войны, богом ярости и уничтожения, а также, как ни странно, охоты. Охотясь на животных, как мы уже говорили, древний охотник верил в передачу ему животного духа, а убивая него и надевая шкуру животного он чувствовал его силу и ярость. Один, как «господин ярости» передавал ее от животного воину, который насыщаясь ею, не без помощи других веществ, начинал чувствовать смелость, мужественность и выносливость. Он себя чувствовал как медведь. Поэтому, подобные вещи мы можем встречать у многих воинственных народов, коими были в то время викинги или же те или иные племена германцев. Так, до сих пор остатки этого культа сохраняются в шапках гренадёрских войск её величества королевы Великобритании, охраняющих Тауер.

Цитата из «Саге об Инглингах» о берсерках

«Мужи Одина бросались в бой без кольчуги, а ярились, словно бешеные псы или волки. В ожидании схватки от нетерпения и ярости, клокотавших в них, грызли зубами свои щиты и руки до крови. Они были сильны, словно медведи или быки. Со звериным рыком разили они врага, и ни огонь, ни железо не причиняли им вреда...».