Перечислить вспомогательные исторические дисциплины. Вспомогательные исторические дисциплины. Специальные вспомогательные дисциплины

Лекция № 1. Вспомогательные исторические дисциплины в системе исторических наук.

1. Понятие о вспомогательных исторических дисциплинах.

2. Классификация вспомогательных исторических дисциплин.

3. Проблемы развития вспомогательных исторических дисциплин на современном этапе.

1. Вспомогательные исторические дисциплины – это собирательное название ряда научных дисциплин, изучающих определённые виды, формы и содержание исторических источников.

В научный оборот термин “вспомогательные исторические дисциплины” ввел в начале ХХ в. академик Н.П.Лихачев. Читая в Петербургском археологическом институте курс дипломатики, палеографии и хронологии, ученый назвал их в лекциях “вспомогательными историческими знаниями”.

Современные ученые выделяют порядка 60 вспомогательных дисциплин. Мы остановимся лишь на некоторых из них.

Так, п алеография изучает внешние признаки памятников письменности (графика букв, особенности написания, чтение и датировка текстов).

Со временем из палеографии выделился целый ряд новых вспомогательных дисциплин: кодикология, текстология, эпиграфика, берестология, папирология, графология, криптография, маргиналистика.

Кодикология изучает способы изготовления и внешний вид книги, историю создания рукописных собраний, торговлю рукописями и их использование. Текстология изучает историю возникновения и судьбу текста произведений (поиск канонического текста, установление авторства). Эпиграфика изучает надписи и эволюцию знаков письма на твёрдых телах (камне, металле, кости, глиняных предметах), берестология – на берёзовой коре, папирология – на папирусе. Графология изучает теорию почерка, по которому определяется характер человека. Криптография изучает историю тайнописи, занимается дешифровкой криптограмм. Маргиналистика изучает авторские, читательские, дарственные пометки, тексты на полях и незаполненных страницах книг. Филиграноведение изучает историю изготовления бумаги, а также приемы датировки рукописей по маркировочным знакам бумаги.

Сфрагистика изучает печати, а также историю их возникновения.

Историческая хронология изучает возникновение и развитие различных систем летоисчисления, а также способы перевода дат в современную систему летоисчисления.

Историческая метрология изучает названия различных мер (длины, веса, площади и объёма), историю их возникновения и развития, соответствия современным мерам.

Нумизматика изучает происхождение монет, историю развития денежных систем и монетного производства. В состав нумизматики входит медальерика , которая изучает историю возникновения и развития ненаградной медали и медальерного искусства.

Геральдика изучает государственные, городские, корпоративные и личные гербы, занимается описанием существующих гербов и созданием новых.

Генеалогия занимается изучением родственных взаимосвязей людей, историей родов, составлением поколенных росписей и генеалогических древ.

Историческая ономастика изучает историю собственных имен географических объектов (топонимика), людей (антропонимика), небесных тел (астронимика), животных (зоонимика), предметов материальной культуры (хрематонимика), богов (теонимика).

Археография занимается разработкой методов и правил издания исторических источников.

Дипломатика изучает происхождение, форму, внутреннее построение и содержание исторических актов.

Бонистика изучает бумажные деньги и ценные бумаги (акции, облигации).

Фалеристика изучает эволюцию наградных систем в различных государствах, рассматривает принципы награждения и правила ношения наград, процесс изготовления знаков отличия (орденов, медалей).

Вексилология изучает историю создания и развития флагов, хоругвей, вымпелов.

Униформоведение изучает развитие обмундирования и снаряжения личного состава вооруженных сил, мундиры и сопутствующие им атрибуты гражданских чиновников.

Историческая география изучает физико-географический ландшафт определённой эпохи, население с точки зрения его этнического состава, географию производства и хозяйственных связей, внешних и внутренних границ.

Филателия изучает историю почтовой связи по документам и знакам почтовой оплаты (маркам, конвертам, открыткам).

Как видно, каждая из вспомогательных исторических дисциплин имеет свой объект исследования, но цель у них одна – помочь исследователю всесторонне изучить исторический источник, дать максимум информации о его происхождении.

Вспомогательные исторические дисциплины решают не только традиционные задачи источниковедческой критики, но и дают материалы для выводов в области истории.

Например, наблюдения над графикой букв в палеографии помогают в решении вопроса об уровне развития письменности того или иного народа. Печати, сохранившиеся в отрыве от документов, служат материалом для выводов об эволюции государственного аппарата, а монеты и монетные клады используются для характеристики уровня товарно-денежных отношений. Знание метрологических единиц помогает уяснению уровня налогового обложения, объёма сельскохозяйственного производства. Генеалогия имеет значение для выводов о характере социальной структуры общества.

К числу «вспомогательных исторических дисциплин» большинство исследователей не относят источниковедение, археологию, этнографию, историографию, документоведение. Есть мнение, что к этим наукам уместно применять термин “специальные исторические дисциплины” в значении “более самостоятельные”. Такое определение термину было дано историком М.Н.Тихомировым. Однако, ряд ученых отождествляют понятия “вспомогательные” и “специальные” исторические дисциплины (С.Н.Валк, Е.И.Каменцева).

В любом случае можно без сомнения утверждать, что каждая вспомогательная историческая дисциплина обладает достаточной долей самостоятельности, имея свои особые цель и методы исследования. Но, вместе с тем, разработки в области вспомогательных исторических дисциплин «помогают» развитию исторической науки в целом. В этом смысле вспомогательные дисциплины являются «помощниками истории».

2. Существуют два основных подхода к классификации вспомогательных исторических дисциплин:

1. Классификация по отношению к материальному носителю (источнику).

2. Классификация по ценности для целей исторического исследования.

Первый принцип классификации имеет свою историю. Вначале вспомогательные исторические дисциплины делили на две большие группы. К первой относились дисциплины, изучающие разные виды источников, но каждая с какой-то одной стороны решающая свои специальные задачи. Ко второй группе причислялись дисциплины, которые исследовали определенные виды источников, но всесторонне. В 1990 г. принцип классификации дисциплин по отношению к источнику получил свое завершение в работах профессора С.Каштанова. Он предложил делить дисциплины на три группы:

1) дисциплины, имеющие объектом исследования источники одного вида;

2) дисциплины, изучающие отдельную сторону источников разных видов;

3) дисциплины, изучающее не источники как таковые, а на базе источников разных видов какой-то круг вопросов, связанных единством предмета.

К первому типу можно отнести, для примера, нумизматику, бонистику, фалеристику, ко второму – палеографию, к третьему – хронологию, метрологию, генеалогию.

Отметим промежуточное положение некоторых дисциплин в рамках этой схемы. К примеру, сфрагистика и геральдика принадлежат, казалось бы, целиком к первому типу. Но печати и гербы во многих случаях являются частью объектов-носителей, которыми ни сфрагистика, ни геральдика не занимаются. Значит, эти дисциплины относятся не только к первому, но и ко второму типу.

В соответствии со вторым принципом классификации к первой группе относятся дисциплины, связанные с понятиями пространства и времени (хронология, историческая география), ко второй группе – дисциплины, изучающие письменные источники (палеография), к третьей – так называемые традиционные дисциплины, изучающие вещественные памятники (нумизматика, фалеристика).

3. Положение вспомогательных исторических дисциплин на современном этапе является довольно сложным.

Во-первых, значительная часть дисциплин так и замерла на стадии эмпирического «накопления» материала при ощутимом отсутствии «аналитических процессов». К таким наукам относятся многие «объектные» дисциплины, как например, геральдика и генеалогия.

Если говорить о геральдике, то даже задача введения в научный оборот всего необходимого для данной науки источникового материала ещё далека от разрешения. Практически отсутсвуют современные фундаментальные научные публикации ранее не публиковавшегося комплекса родовых и многих территориальных гербов дореволюционной Беларуси. Геральдические же исследования по большей части представляют собой описательные работы, в которых доля анализа остаётся крайне низкой, – иными словами, исследователи пытаются, и небезуспешно, ответить на вопросы «где, что, когда и как», но совершенно не задаются вопросом «почему».

Примерно такая же ситуация сложилась и в генеалогии. Безусловно, составление любой родословной, а тем более её публикация – важна сама по себе. Чем больше будет научных родословных, тем лучше, тем больше будет наполняться информационная «копилка» генеалогической науки. Но важно помнить, что наука состоит не только в этом, что за всей добытой информацией стоят новые исследовательские задачи и рубежи. Недооценка соотношения тщательно выверенного эмпирического исследования и аналитических, научных подходов и задач в итоге приводит к многочисленным мало аргументированным утверждениям.

Во-вторых, в ряде вспомогательных дисциплин обнаруживаются вполне реальные, остро ощутимые разрывы исследовательской традиции. Здесь уместно вспомнить о хронологии и метрологии. Специалистов в этих областях в современной науке крайне мало. Это очень серьёзная проблема, и она стоит и перед другими областями вспомогательных исторических дисциплин. Всему этому способствует также и отсутствие современных учебных пособий. Сейчас же есть или учебники по отдельным дисциплинам, или обобщающие учебники по нескольким дисциплинам, но значительно устаревшие.

Третий момент, характеризующий современное положение, это наплыв в некоторые области научного пространства вспомогательных исторических дисциплин откровенно дилетантских суждений. Конечно, некоторые дисциплины в последние годы переживают подъём и стали очень популярны в чисто практическом плане (генеалогия, геральдика). Но вместе с этим возникают и иные тенденции – непрофессионализм, непонимание сущности вспомогательных исторических дисциплин, незнание их методов.

Что такое вспомогательные исторические дисциплины

Историческая наука строит свои выводы на материале исторических источников. Под историческим источником понимают все остатки прошлого, которые связаны с деятельностью людей и отражают историю человеческого общества. Продукты и следы деятельности людей дошли до нас в виде источников вещественных (остатков орудий труда и оружия, предметов быта, архитектурных сооружений), лингвистических (языка), этнографических (нравов, обычаев), устных (фольклора) и др. С появлением и развитием письменности возникли письменные источники, а в новейшее время, благодаря развитию техники, - звуковые записи, фото- и кинодокументы. Приемами выявления, классификацией, разработкой комплексной методики обработки, изучения и использования источников занимается источниковедение.

Как выглядит процесс работы с историческими источниками? Каковы основные принципы и методы их научной критики, разрабатываемые источниковедением?

Первый этап научной критики связан с получением информации о происхождении источника. Для письменного источника это означает установление времени и места его составления, авторства, условий написания и подлинности, восстановление утраченных мест и первоначального текста, установление редакций, копий, списков. Первый этап критики требует от исследователя глубокого анализа текста, данных языка, имен собственных, географических и топографических сведений, наблюдения за формуляром, почерком, знаками письма и материала для письма, использования метрологических, хронологических, сфрагистических и нумизматических данных. Условно этот этап анализа исторического источника называется этапом внешней критики. Решив задачи внешней критики, имеющей целью определение степени правомерности использования источника в научном исследовании, историк переходит к следующему этапу, условно называемому внутренней критикой источника.

Внутренняя критика основана на изучении содержания источника и имеет целью установление его достоверности, т. е. выяснение степени соответствия жизненных явлений их отражению в источнике. В процессе внутренней критики устанавливается полнота информации и научная ценность источника. Задачи внутренней критики письменных источников требуют прежде всего учета социальной позиции, национальной и культурной принадлежности их авторов. Совокупность этих факторов оказывает решающее влияние на содержание и полноту такого источника. Автор может проигнорировать или видоизменить одни факты и, напротив, выделить те из них, в подробном освещении которых он заинтересован. Определенное влияние на автора оказывает и историческая обстановка, в которой он живет и работает.

Задачи внешней и внутренней критики нельзя рассматривать изолированно. Напротив, они тесно связаны между собой, поскольку служат общей цели - всестороннему изучению, оценке содержания и значения источника.

Источниковедческая критика источника предусматривает использование приемов вспомогательных исторических дисциплин. Вспомогательными историческими дисциплинами называются дисциплины, имеющие свою область исследования и разрабатывающие специфические методики и технические приемы в целях решения задач преимущественно внешней критики определенного вида источника. К числу вспомогательных исторических дисциплин относятся палеография, археография, метрология, хронология, сфрагистика, геральдика, нумизматика, генеалогия, ономастика, дипломатика, эпиграфика, кодикология и др.

Предмет исследования вспомогательных исторических дисциплин и разрабатываемые этими дисциплинами теоретические вопросы определяются характером материала источника, содержащего письменную информацию (пергамен, бумага, береста, камень, металл), типом источника (письменный источник, печать, монета, герб), видом источника (акт, летопись, хроника, мемуары).

Объектом исследования палеографии являются внешние признаки рукописных источников и связанные с ними графика букв, материал для письма, художественные украшения. Хронология исследует различные системы счисления времени, разрабатывает методики обработки прямой и косвенной датирующей информации. Метрология исследует существовавшие в разные периоды истории меры длины (протяженности), веса (тяжести), поверхности (площади) и вместимости (объема), их соотношения с современной системой мер. Областью изучения сфрагистики являются печати, сохранившиеся при документах и в oтрыве от них, а геральдики - гербы. Нумизматика изучает денежно-весовые системы, монеты, надписи на них и денежное обращение. Генеалогия занимается вопросами происхождения семей и родов, отдельных лиц и родственных связей, составлением родословных. Ономастика изучает имена собственные, а историческая ономастика - их историю. Объектом изучения дипломатики является формулярный анализ и содержание актов, т. е. вообще официальных документов (грамот, протоколов, записей и т. д.). Эпиграфика исследует надписи и эволюцию знаков письма на твердых телах (камне, металле, кости, глиняных предметах). Археография разрабатывает правила и методы издания исторических источников. (Археографию можно отнести к прикладным историческим дисциплинам.)

Особенности методических приемов каждой из вспомогательных исторических дисциплин обусловлены спецификой предмета их исследования, а эффективность приемов зависит от уровня разработки теоретических вопросов любой из дисциплин. Таким образом, каждая из вспомогательных исторических дисциплин имеет свои приемы и свой объект исследования. Но цель у них одна - помочь исследователю всесторонне изучать исторический источник, дать максимум информации о его происхождении.

Любая вспомогательная историческая дисциплина сопоставляет свои наблюдения с наблюдениями других смежных дисциплин и развивается во взаимодействии с ними. Так, палеография тесно связана с хронологией. Знание палеографии помогает прочесть буквенные изображения цифр, а палеографические наблюдения над материалом для письма, знаками графики, украшениями могут служить косвенным доказательством точности датировки. Без палеографических навыков трудно прочесть надпись на камне, старинной монете или печати, а особенности графики букв могут приблизительно указывать на время их появления. В этом плане нумизматика, сфрагистика, эпиграфика связаны с палеографией. Генеалогия тесно связана с хронологией, без данных которой невозможно проследить родословную. Изображение гербов на печатях и монетах сближает сфрагистику и нумизматику с геральдикой. Генеалогия тесно связана с ономастикой, а область денежно-весовых систем метрологии - с нумизматикой. Археография тесно связана с палеографией, так как разрабатывает методы передачи архивных текстов. Связь между вспомогательными историческими дисциплинами говорит о необходимости комплексного использования их методик и сопоставления выводов каждой из них.

Каково соотношение источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин? Задачи и исследовательские приемы источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин переплетены и взаимосвязаны. Но источниковедение, занимающееся классификацией источников, разрабатывающее комплексную методику всесторонней внешней и внутренней критики источника и анализирующее всю их совокупность, шире любой из вспомогательных исторических дисциплин, поскольку каждая из них ограничена «своим» объектом исследования и «работает» своими методами. Выводы же любой из вспомогательных исторических дисциплин в совокупности используются в источниковедческом анализе для определения как происхождения, так и содержания источника.

Углубление теоретических вопросов и на их основе частных методик вспомогательных исторических дисциплин привело к тому, что они стали решать не только традиционные задачи источниковедческой критики, но и давать материал для выводов в области социально-экономической, политической и культурной истории. Например, наблюдения над графикой букв в палеографии помогли в решении вопроса об уровне развития письменности, образованности и специфике работы государственных учреждений; водяные знаки, служившие в палеографии средством датировки бумаги, рассматриваются как показатель технологии бумажной промышленности и культурных связей. Печати, сохранившиеся в отрыве от документов, служат материалом для выводов об эволюции государственного аппарата и древних государственных институтов, а монеты и монетные клады используются для характеристики уровня товарно-денежных отношений и рыночных связей. Знание метрологических единиц помогает уяснению тяжести фискального обложения, объема сельскохозяйственного производства и т. д. Генеалогия имеет значение для выводов о характере экономических и политических отношений, социальной структуры общества, а примыкающая к ней система социального этикета раскрывает определенные социальные отношения. Ономастика позволяет глубже раскрыть демографические процессы.

Прямой выход вспомогательных исторических дисциплин на историю свидетельствует о том, что их применение не ограничивается только рамками источниковедческой критики, а может иметь и вполне самостоятельное значение в исследовании общих вопросов исторического процесса. В связи с этим вспомогательные исторические дисциплины имеют достаточное основание называться специальными, и это наименование (наряду с традиционным) сегодня принято.

Из книги Советское военное чудо 1941-1943 [Возрождение Красной Армии] автора Гланц Дэвид М

Глава 9 ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ВОЙСКА

автора Голыженков И А

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ВОЙСКА (AUXILIA) В период ранней империи (первая половина I в. н. э.) вспомогательная пехота представляла собой отдельные отряды, набранные в провинциях, пользовавшиеся своим национальным оружием и находившиеся под командованием собственных вождей.

Из книги Армия императорского Рима. I-II вв. н.э. автора Голыженков И А

Пехотные вспомогательные когорты Пехотные вспомогательные когорты имели организацию, подобную организации легионных когорт, и состояли из 6 центурий по 80 человек каждая (480 человек - офицеров и солдат). Такой отряд назывался квингенария (quingenaria - 500 человек). Во второй

Из книги Греция и Рим [Эволюция военного искусства на протяжении 12 веков] автора Коннолли Питер

Из книги Никейское и посленикейское христианство. От Константина Великого до Григория Великого (311 - 590 г. по Р. Х.) автора Шафф Филип

Из книги Греция и Рим, энциклопедия военной истории автора Коннолли Питер

Вспомогательные войска. Фаланга, которую поначалу рассматривали как совершенную и непобедимую силу, стала постепенно обнаруживать свои слабые места. Хотя она превосходила все, что существовало до нее (и потому была принята на вооружение всеми греческими полисами),

Из книги Вторая мировая: ошибки, промахи, потери автора Дейтон Лен

Из книги Сталин их побери! 1937: Война за Независимость СССР автора Ошлаков Михаил Юрьевич

Укрепление дисциплины Другой важнейшей целью, преследовавшейся при проведении чисток в Красной Армии, было укрепление воинской дисциплины. Сегодня широко известны многочисленные факты безобразно низкой дисциплины в армии, приводившей к человеческим жертвам,

Из книги Александр III и его время автора Толмачев Евгений Петрович

3. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ Общественные науки в отличие от естественных дисциплин испытывали постоянный контроль и давление со стороны властей. Именно здесь, в области общественных наук, шёл активный поиск новых путей, что отразилось в острой борьбе взглядов, идей и

Из книги СС - инструмент террора автора Уильямсон Гордон

УКРАИНСКИЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ Многие иностранные добровольцы, служившие на фронте в строевых частях Ваффен-СС и Вермахта, проявляли в боях героизм и отвагу и по праву гордятся своим послужным списком. Однако послужной список тех, кто служил в контролировавшихся СС

Из книги Золотая эпоха морского разбоя автора Копелев Дмитрий Николаевич

Принципы дисциплины Система коллективного давления приносила реальные результаты. И главным в этой связи оказывалась дисциплина на судне, поддержание которой обеспечивало жизнеспособность пиратского экипажа. Дисциплинарные нормы были оговорены в особых «Правилах» -

Из книги История книги: Учебник для вузов автора Говоров Александр Алексеевич

2.2. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И ИСТОРИЯ КНИГИ Всемирная историческая наука с течением времени разбилась на неисчислимое множество как фундаментальных, общих, так и специальных, частных наук и дисциплин. Состав их и число, согласно законам диалектики,

Из книги Театр мистерий в Греции. Трагедия автора Ливрага Хорхе Анхель

Из книги Китайское искусство целительства. История и практика врачевания от древности до наших дней автора Палош Штефан

Вспомогательные меридианы Мы говорили о тех меридианах, которые идут в центробежном и центростремительном направлениях по телу, в зависимости от того, какая точка, начальная или конечная, расположена в конечностях. Согласно традиционной трактовке, эти вертикальные

автора

Структура дисциплины

Из книги История цивилизаций мира [Методические рекомендации] автора Куренышева Екатерина Павловна

Сегодня в мире насчитывается около 2,5 тыс. различных наук. Большинство из них можно условно разделить на две категории: естественные (исследующие законы природы) и гуманитарные (изучающие человеческое общество). Одни науки зародились в глубокой древности, другие появились сравнительно недавно. История - это гуманитарная дисциплина, возраст которой насчитывает больше 2 тысячелетий. Её отцом принято считать Геродота - учёного, жившего в Древней Греции в V веке до Рождества Христова. Его авторству принадлежит трактат "История", описывающий события греко-персидских войн и обычаи людей, живших в те времена. Труд Геродота является древнейшим образцом литературы, содержащим достоверные сведения о развитии общества.

Значение вспомогательных исторических дисциплин

Предмет исторической науки - это изучение прошлого человеческого общества и определение закономерностей его развития. Современные учёные рассматривают минувшие времена с различных ракурсов: они исследуют быт, внутреннюю и внешнюю политику государств, их культуру, дипломатические и финансовые отношения, деятельность политических и общественных деятелей и прочее. Облегчают изучение человеческого прошлого вспомогательные исторические дисциплины. К ним относятся археология, нумизматика, геральдика, сфрагистика, палеография, метрология, хронология и т. д. Немало интересных сведений удалось получить благодаря исторической географии. Без тщательного изучения перечисленных наук сложно понять прошлое человечества.

Древние раскопки

Археология - это наука, изучающая историю древних людей по сохранившимся памятникам (могильникам, стоянкам, поселениям, оружию, предметам быта, украшениям). Для поисков объектов учёные сначала проводят полевые исследования, затем наступает очередь раскопок. Найденные археологические памятники тщательно изучают в лабораторных условиях: их классифицируют, определяют их возраст и сферу применения. Объекты, добытые в результате раскопок, имеют большое научное значение, так как они помогают пролить свет на происхождение и развитие человеческого общества.

Понятие палеографии

Палеографией называют дисциплину, объектом исследования которой является древняя письменность и всё, что с ней связано. Старинные тексты, начертанные на папирусах, пергаменте и бумаге, - важнейшие источники информации, содержащие в себе описание реальных событий многовековой давности. Однако ни один старинный рукописный материал не станет представлять интерес для исторической науки, если он не будет расшифрован. Палеографы изучают текст, определяют его автора, дату написания, а также возраст и подлинность самого документа.

С развитием этой вспомогательной дисциплины учёным удалось гораздо глубже и детальнее исследовать историю Древнего мира. Например, о социальном перевороте в Египте, произошедшем в 1750 г. до н. э., удалось узнать из рукописи, найденной в конце XIX века в некрополе Саккара. Детальное исследование документа показало, что он относится к XVIII ст. до н. э. и описывает реальные исторические события.

Геральдика и сфрагистика, их связь

Наука о гербах называется геральдикой. В древние времена у всех знатных лиц и родов были свои эмблемы. Позднее они стали появляться у городов и государств. Форма гербов, рисунки и надписи, нанесённые на них, имели свой глубокий смысл, соответствующий сложившимся в обществе устоям. Специалисту достаточно взглянуть на предложенный ему знак, чтобы определить, какому роду или государству он принадлежал и о чём свидетельствует его внешний вид. Старинные рукописи нередко украшались гербами, поэтому их расшифровка требует знаний не только по палеографии, но и по геральдике.

Наука о гербах имеет тесную взаимосвязь со сфрагистикой - дисциплиной, изучающей печати и их отображения на разных поверхностях. Иногда её ещё называют сигиллография. Изначально она была составной частью дипломатики, занимающейся определением подлинности исторических документов, однако постепенно отделилась от неё и стала самостоятельной дисциплиной. Тесная связь между геральдикой и сфрагистикой заключается в том, что при изготовлении гербов и печатей использовались одни и те же изображения.

Нумизматика и метрология

Изучая вспомогательные исторические дисциплины, обязательно нужно уделить внимание нумизматике - науке о монетах и их обращении. Изучение древних денег способно донести до современного человека информацию о разрушенных городах, не сохранившихся до сегодняшнего времени, важных исторических событиях и великих людях прошедших эпох. При чеканке старых монет использовали те же символы, что и на печатях и гербах, поэтому и здесь прослеживается связь между отдельными историческими дисциплинами.

Метрология занимается изучением мер веса, площади, объёма и расстояния, используемых в прошлом. Она помогает проанализировать особенности экономического развития государств в разные эпохи. Так как названия мер веса и денежного счёта в древности часто совпадали, метрологию следует изучать вместе с нумизматикой.

Историческая хронология и география

Определить места возникновения древнейших цивилизаций, направления миграции народов, границы стран и городов, изменение климатических условий и их влияние на расселение людей поможет историческая география. Старые карты, которым удалось сохраниться до наших дней, позволяют более глубоко понять атмосферу и события давних эпох.

Среди вспомогательных исторических дисциплин также стоит назвать хронологию - науку, предметом исследования которой являются системы времяисчисления и древние календари разных народов. Также она определяет даты произошедших событий и последовательность, в которой они случались.

Вышеперечисленные науки подробно изучаются на исторических факультетах вузов. В высших учебных заведениях читается курс по вспомогательным дисциплинам, отдельно преподаются археология, историческая география и другие науки. Для студентов сегодня издаётся большое количество литературы по теме. Здесь и учебники, и методические пособия, и монографии. Г. А. Леонтьева, «Вспомогательные исторические дисциплины» - самая популярная книга у студентов-историков. Этот учебник состоит из нескольких частей, каждая из которых посвящена отдельной науке. В нём можно найти информацию о геральдике, хронологии, палеографии, метрологии и прочих науках. Благодаря лёгкой подаче материала студенты могут всесторонне изучить вспомогательные исторические дисциплины. Учебник считается самым современным на сегодняшний день, он позволяет получить глубокие знания по предмету, что впоследствии поможет человеку тщательно исследовать все материалы и объекты.

Вспомогательные (специальные) исторические дисциплины - наименование исторически сложившейся и продолжающей развиваться совокупности (системы) особых научных направлений. В рамках этих научных направлений разрабатываются методики изучения письменных, вещественных, изобразительных исторических источников.

Сложившаяся к настоящему моменту система вспомогательных исторических дисциплин - результат развития отечественной исторической науки на протяжении трех столетий. Отвечая на ее запросы, изменялась и система вспомогательных исторических дисциплин. Логика развития системы такова, что число вспомогательных исторических дисциплин постоянно возрастает. Сегодня некоторые специалисты насчитывают их около 60. Для систематизации вспомогательных дисциплин используются разнородные признаки. В одну группу входят дисциплины, каждая из которых изучает какой-то один вид или тип исторических источников. К этой группе относятся бонистика, вексиллология, геральдика, дипломатика, нумизматика, сфрагистика, униформология, фалеристика. Отдельные стороны источников изучают дисциплины второй группы: историческая метрология, историческая хронология, неография, (изучает историю кириллического письма, оперируя понятиями устав , полуустав, скоропись), топонимика, филигранология (предмет изучения - филиграни) и др. Третья группа включает в себя дисциплины, которые базе нескольких групп источников решают отдельные задачи. Это генеалогия, историческая география, эмблематика. Еще одна группа вспомогательных исторических дисциплин обеспечивает поиск исторических источников - архивоведение (изучает историю и организацию архивного дела, теорию и практику работы архивов), архео графия , историческая библиография.

История термина

Название совокупности происходит от прикладного назначения направлений. В XIX в. они назывались «вспомогательными знаниями», «вспомогательными сведениями», «вспомогательными науками истории», «вспомогательными науками для истории», «вспомогательными историческими науками». Считается, что впервые название «вспомогательные знания» было использовано в 1809 г. А.Н. Олениным. Современное наименование «вспомогательные исторические дисциплины» было введено в научный оборот на рубеже XIX - XX вв. С середины XX в. они стали называться также «специальными» историческими дисциплинами. В настоящее время оба определения используются как синонимы.

Становление системы вспомогательных исторических дисциплин

Формирование системы вспомогательных исторических дисциплин как научных направлений было обусловлено развитием отечественной исторической науки. В XVIII в. проявлялись процессы, связанные со специализацией науки и складыванием предпосылок для оформления системы научных знаний, характеризующейся особыми правилами, процедурами критики исторических источников, и эта наука называлась наукой (о древностях). В понятие «древности» входили раритеты, остатки прошлого. В XVIII в. складывалось представление об их познавательной функции в историческом исследовании. Разработка проблем отечественной истории в трудах В.Н. Татищева, Г.Ф. Миллера, М.В. Ломоносова, М.М. Щербатова, А.Л. Щлёцера показала необходимость особых сведений для написания исторического сочинения. Эти сведения накапливались в исследованиях, публикациях, справочных материалах. В дальнейшем полученный вспомогательный материал в виде таблиц, схем, словарей и т.д. должен был стать достоянием современников и следующих поколений исследований.

В первой трети XIX в. развитие вспомогательных исторических дисциплин было тесно связано с понятием «историческая критика». Научно обосновать рационалистическое представление о критике стремились представители скептической школы, во главе которой стоял профессор Московского университета М.Т. Каченовский. Они считали, что не несут абсолютно достоверной информации, поэтому исторический материал должен быть подвергнут строгой оценке, тщательной критике и отбору. Сомнение в достоверности источников было выдвинуто Каченовский и его учениками как обязательное условие исторического исследования. Приемы критического анализа разрабатывались в рамках вспомогательных исторических дисциплин. Свой вклад в теоретическое обоснование роли вспомогательных дисциплин в историческом исследовании внесли также Н.И. Надеждин, И.Е. Забелин, А.С. Уваров.

Роль научных и научно-общественных объединений в развитии вспомогательных исторических дисциплин во второй половине XIX - начале XX в.

Во второй половине XIX - начале XX вв. развитию вспомогательных исторических дисциплин способствовала деятельность различных научных и научно-общественных объединений. Среди них Московское Археологическое общество, существовавшее с 1864 г. Привлекая значительные научные силы для решения поставленных перед обществом задач, организатор его А.С. Уваров придал его деятельности всероссийский масштаб. Общество занималось изучением русских древностей, сохранением «остатков старины русской», «уничтожением среди общей массы народонаселения равнодушия к этим произведениям». Московское археологическое общество заняло особое место в истории отечественной археологии в связи с тем, что оно было устроителем и координирующим центром регулярно проводившихся Археологических съездов. С 1869 г. до 1911 г. в разных городах Европейской части России и Кавказа было проведено пятнадцать съездов.

Во второй половине XIX - начале XX вв. действовали специализированными общества. К числу таких обществ можно отнести Русское генеалогическое общество, существовавшее в Петербурге с 1897 г. по 1922 г. Согласно уставу, оно имело целью «научную разработку истории и родословия российского дворянства… В сферу занятий общества входят и исследования по всем тем вспомогательным отраслям русской исторической науки, которые соприкасаются с историей дворянства, как то: по геральдике, сфрагистике, дипломатике и др.». Выявление источников по истории дворянских родов изучение их происхождения, подготовка родословных книг и родословных росписей к публикации - стало одним из ведущих направлений, которое разрабатывалось членами Русского генеалогического общества.

Специализированным обществом, деятельность которого выводила нумизматику как вспомогательную историческую дисциплину на новый этап ее развития, являлось Московское нумизматическое общество (1888 - 1917). В Обществе были сформированы нумизматическое собрание и библиотека специальной литературы, комплектовавшиеся главным образом за счет пожертвований.

Материалы изданий общества позволяют увидеть, как на рубеже XIX - XX вв. понимался предмет нумизматики как вспомогательной исторической дисциплины, каковы были основные направления изучения монет разных времен и народов (русские монеты древнейшего и удельного периода; восточные монеты; западноевропейские монеты; польские монеты древнего мира и византийские). Члены общества делали первые шаги в комплексном изучении русских монет, привлекая письменные и изобразительные источники: приказное делопроизводство, миниатюры Лицевого летописного свода. Членов общества интересовали такие методические вопросы, как системы классификации монет; весовые исследования монетных систем; описание монетных кладов. Достаточно развито было библиографическое направление, поскольку члены общества внимательно следили за современными тенденциями развития нумизматики за границей: рецензировали интересные работы, критически оценивали методические материалы.

Общество запланировало подготовку Нумизматического словаря. Была разработана программа этого справочника и написано для него несколько статей. Однако эта работа по каким-то причинам была приостановлена.

Свой вклад в развитие вспомогательных исторических дисциплин вносили церковно-археологические общества, создававшиеся при духовных академиях в Москве, Петербурге, Киеве.

Из других обществ, плодотворно разрабатывавших проблемы вспомогательных исторических дисциплин во второй половине XIX - начале XX вв., можно назвать Общество истории и древностей российских при Московском университете (основано в 1804 г.); Одесское общество любителей истории и древностей (основано в 1839 г.); Общество любителей естествознания, антропологии , и этнографии при Московском университете (основано в 1863 г.); Московское общество древнерусского искусства при Московском публичном музее (основано в 1864 г.); Историческое общество Нестора летописца при Киевском университете (основано в 1873 г.); Общество любителей древней письменности (основано в Петербурге в 1877 г.); Историко-филологическое общество при Харьковском университете (основано в 1877 г.); Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете (основано в 1878 г.); Русское библиографическое общество при Московском университете (основано в конце XIX в.); Историко-родословное общество в Москве (основано в 1904 г.) и другие.

Преподавание вспомогательных исторических дисциплин во второй половине XIX - начале XX в.

Преподавание отдельных вспомогательных дисциплин началось в Московском университете в XVIII в. В первой трети XIX в. здесь читался курс «Вспомогательные исторические науки», включавший генеалогию, историческую географию, дипломатику, геральдику, хронологию и нумизматику. Первые университетские учебные пособия по вспомогательным историческим дисциплинам подготовил магистр М.С. Гастев. Это были «Материалы для вспомогательных наук истории» по хронологии, генеалогии, дипломатике (осталось неопубликованным).

Во второй половине XIX - начале XX вв. в университетах некоторые курсы, связанные с вспомогательными историческими дисциплинами, преподавались в виде специальных курсов. Например, в Московском университете В.О. Ключевский читал специальный курс по источниковедению письменных источников; в Петербургском университете А.И. Соболевский - курс палеографии, в Новороссийском университете В.Э. Крусман - «Общий очерк вспомогательных наук истории. Курс методологический». О вспомогательных исторических дисциплинах говорили в теоретических и методологических в курсах. Например, в Казанском университете М.М. Хвостов читал курс « Методология истории и философия истории», где давал представление о составе вспомогательных дисциплин, определял их место в историческом исследовании.

Специалистов в области вспомогательных исторических дисциплин готовили в некоторых специализированных учебных заведениях. Так, палеографию преподавали в Константиновском Межевом институте, основанном в Москве 1779 г., в Александровском лицее и Училище правоведения, находившихся в Петербурге. Однако подготовка небольшого числа специалистов в весьма узких сферах не могла удовлетворить общественные потребности. Во второй половине XIX - начале XX вв. социальный запрос на профессионалов в области археологии был связан с углублявшейся специализацией в области науки и культуры.

Нехватку специалистов-археологов восполняли частные вузы. В России в последней трети XIX - начале XX в. было создано два таких вуза: Петербургский археологический институт (основан в 1877 г.) и Московский археологический институт (основан в 1907 г.).

В Петербургском археологическом институте работали известные ученые, которые обеспечивали высокий уровень преподавания. Н.П. Лихачев занимал кафедру дипломатики, он же читал сфрагистику. Первоначально курс палеографии преподавали как славяно-русскую, и читал ее А.И. Соболевский, но в 1903/1904 учебном году его разделили на два - курс южнославянской палеографии и курс русской палеографии, первый курс стал читать Н.А. Лавровский, а второй - И.А. Шляпкин. Несколько человек - Е.Е. Замысловский, А.С. Лаппо-Данилевский, С. М. Середонин, А.А. Спицын - преподавали историческую географию. Лекционный курс по русской нумизматике, «нигде с кафедры не преподававшейся», впервые был прочитан в 1897 г. выпускником института А.К. Марковым. В курсе метрологии и хронологии Д.И Прозоровский подвел итог собственных исследований в этих областях. Выпускник института В.К. Лукомский подготовил и вел курс геральдики, внесенный в учебный план с 1912 г.

В Московском археологическом институте существовала специализация по археологическому и археографическому отделениям. В планах института было открытие третьего отделения - истории искусств. В стенах института трудились такие специалисты в области вспомогательных исторических дисциплин, как В.К. Трутовский (читал нумизматику и сфрагистику), Л.М. Савелов, Ю.В. Арсеньев и В.П. Лапчинский (читали генеалогию и геральдику), В.А. Городцов (читал археологию), С.К. Кузнецов и Н.Н. Фирсов (читали историческую географию), Н.Н. Ардашев (читал дипломатику), С.К. Кузнецов и И.И. Успенский (читали метрологию и хронологию), Н.В. Степанов (читал хронологию), Р.Ф. Брандт (читал палеографию), С.С. Попов, Ф.В. Воронин, Н.А. Маркс, И.Ф. Колесников и В.К. Клейн (обеспечивали практический курс «Чтение древнерусских рукописей») и др.

Петербургский и Московский археологические институты просуществовали до 1922 г., внеся значительный вклад и в развитие вспомогательных исторических дисциплин и подготовку специалистов, многие из которых продолжили работу в разных научных, учебных и культурных учреждениях, возникших уже в новых исторических условиях.

Тенденции развития вспомогательных исторических дисциплин в XX - начале XXI вв.

После Октябрьской революции утверждение новой государственно- политической системы сопровождалось коренной ломкой всех сфер жизни. В этих условиях существование высшей школы на протяжении 1920-х - 1930-х гг. отличалось крайней нестабильностью. Проводившиеся изменения нередко негативно влияли на состояние, как исторической науки, так и системы вспомогательных исторических дисциплин. Новые государственные и общественные запросы выводили на первый план проблематику истории Нового и Новейшего времени, требовавшую источников, ранее не входивших в орбиту вспомогательных исторических дисциплин. Внимание к вспомогательным историческим дисциплинам, сформировавшимся на изучении средневекового материала, снизилась, что, в свою очередь, сузило и научную разработку проблем многих вспомогательных исторических дисциплин.

Реализация коренной перестройки архивной службы, объявленная декретом СНК 1 июня 1918 г. «О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР», потребовала большого числа специалистов, для подготовки которых в 1922 г. на Первой всероссийской конференции архивных деятелей предлагалось создать «вуз архивно-археографического профиля» с преподаванием комплекса вспомогательных дисциплин. Такой вуз был организован в 1930 г., в 1932 г. он получил наименование Московского государственного историко-архивного института. С 1939 г. в институте существует кафедра вспомогательных исторических дисциплин. Ее возглавляли известные специалисты в области вспомогательных дисциплин. Здесь работали А.Н. Сперанский (первый заведующий кафедрой), А.И. Андреев, Н.В. Устюгов, Л.В. Черепнин и др. Со временем кафедра превратилась в научный центр развития источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин.

Условия развития советской исторической науки и системы вспомогательных исторических дисциплин начали меняться в лучшую сторону примерно в середине 1930-х гг. Важным событием в те годы стало Постановление СНК и ЦК ВКП(б) «О преподавании гражданской истории в школах СССР» 15 мая 1934 г. Оно формулировало социальный заказ на подготовку специалистов по гражданской отечественной истории и расширяло поле деятельности историков. Новые задачи, поставленные перед наукой, повышали интерес и к вспомогательным историческим дисциплинам.

Постановление положительно сказалось на подготовке специалистов высшей квалификации. В университетах были восстановлены исторические факультеты, где преподавали отечественную историю всех периодов. Так, в 1934 г. был восстановлен исторический факультет в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова. Здесь была открыта кафедра археологии, музееведения и краеведения. На факультете работали специалисты, которые знали архивные источники, изучали их и издавали, способствовали развитию отечественного источниковедения и вспомогательных исторических источников: М.Н. Тихомиров, С.А. Никитин и др.

Одним из стимулов развития вспомогательных исторических дисциплин начиная с середины XX в. была эдиционная, т.е. издательская, археографическая деятельность. Во второй половине XX в. было осуществлено большое количество научных публикаций источников разных исторических эпох. Одновременно значительный размах приобрела и так называемая полевая археография , что способствовало не только заметному пополнению корпуса рукописных книг и документальных материалов, но и формированию новых хранилищ рукописных книг и документов. Находки быстро вводились в научный оборот в рамках камеральной археографии, занимающейся описанием материалов, подготовкой каталогов, описей, сводов и т.д.

Во второй половине XX в. развитие системы вспомогательных исторических дисциплин шло за счет пополнения ее новыми элементами. Оформились такие новые дисциплины, как кодикология, неография, фалеристика, бонистика (изучает бумажные денежные знаки и их заменители), вексиллология (изучает знáменный материал) и др.

Дробление вспомогательных исторических дисциплин вызывает озабоченность исследователей, и они ставят вопрос о поиске путей интеграции дисциплин. Многие специалисты увидели возможность интеграции геральдики, вексиллологии, фалеристики, униформологии и других дисциплин на основе методик, применяемых для изучения символов в гербе, на знаменах, монетах и др., в рамках такой вспомогательной исторической дисциплины, как эмблематика. Однако до настоящего времени четкости в понимании соотношения эмблематики и вспомогательных дисциплин у исследователей нет. Данные многих вспомогательных дисциплин обобщает кодикология, создающая реальное поле для междисциплинарных исследований рукописных книг. В кодикологических исследованиях сочетаются палеографический, филигранологический, искусствоведческий анализ, современная реставрационная практика, применяющая новейшие способы химического анализа красок, металла, дерева и т.д. Значимый вклад в развитие палеографии внёс крупный славист, языковед, историк византийского и древнерусского искусства, палеограф Щепкин В.П.

Во второй половине XX в. важной тенденцией развития вспомогательных исторических дисциплин явилось расширение их функций, благодаря чему они перестали исполнять только вспомогательную функцию. Указанная тенденция в развитии вспомогательных исторических дисциплин диктовалась запросами современного отечественного источниковедения. Решая теоретические проблемы классификации исторических источников, источниковедение выдвигало в качестве одного из оснований классификации их первичные социальные функции, которые могут быть обнаружены в определенных сферах жизни и деятельности прошлого.

Начиная с середины XX в. внутренняя перестройка системы вспомогательных исторических дисциплин выражалась не только в увеличении ее элементов, но и в выпадении некоторых из них. Происходило это как следствие изменения своего статуса некоторыми дисциплинами, например, источниковедением. Сегодня источниковедение рассматривается как самостоятельная отрасль исторической науки со своей теорией, специфическими задачами и способами их решения. Не включаясь ныне в систему вспомогательных исторических дисциплин, источниковедение решает ряд своих задач с помощью этих дисциплин.

В 1960-х гг. развернулась дискуссия о наименовании вспомогательных исторических дисциплин. Предпосылками для возникновения дискуссии стало то, что многие из дисциплин переросли свое прикладное назначение. Прозвучало предложение определять дисциплины как специальные. Однако этот термин, хотя и используется сегодня, не вытеснил традиционного определения дисциплин. Одним из крупных специалистов в области вспомогательных исторических дисциплин считается видный советский и российский историк Каменцева Е.И.

На последнем, пока непродолжительном этапе с 1990-х годов - начала XXI в., обнаруживаются некоторые новые тенденции в развития вспомогательных исторических дисциплин. Одна из тенденций - явная неравномерность развития дисциплин в рамках всей системы. Эта тенденция отчасти обусловлена новейшими политическими событиям: распадом СССР и созданием Российской Федерации. Новое государство отказалось от советской государственной символики, не отвечавшей его социально-политическим и экономическим основам. В настоящее время специально созданными органами разработаны государственный герб Российской Федерации, ее государственный флаг, наградная система. Сложившаяся в стране политическая ситуация вызвала повышенный интерес исследователей к геральдике, вексиллологии, фалеристике. Обсуждение проблем современной геральдической ситуации выводит его участников на исторические сюжеты в области геральдики. История изучения российской геральдики обобщается в историографическом плане. Вводятся в научный оборот работы по геральдике, выполненные за границей российскими эмигрантами.

Другая тенденция связана с развитием в рамках некоторых дисциплин библиографического учета исследований, выполненных в прежние времена. Активизация этого направления обнаруживается в первую очередь в генеалогии, геральдике, филигранологии.

Появление работ историографического и библиографического характера отчасти связано с возрождением научных обществ, действовавших до Октябрьской революции. В 1990 г. было восстановлено Историко-Родословное общество в Москве. У современного Историко-Родословного общества есть отделения в Красноярске, Плессе, Пензе, Новосибирске и других городах. В 1990-х гг. возникли и другие генеалогические организации: петербургское Русское генеалогическое общество, Уральское генеалогическое общество, пермская ассоциация генеалогов-любителей.

Ведущей чертой современного этапа развития вспомогательных исторических дисциплин является внедрение новейших технологий в исследования. Этот момент свидетельствует о стремлении специалистов в области вспомогательных исторических дисциплин обрабатывать и вводить в научный оборот значительные по объему совокупности данных. Решить эту задачу помогают информационно-поисковые системы, отражающие специфику предмета каждой из дисциплин. Электронные базы данных создаются в геральдике, генеалогии, археографии, кодикологии, филигранологии и т.д.

Особенностью текущего этапа развития вспомогательных исторических дисциплин можно считать увеличение числа специализированных научных изданий, в которых освещается тематика различных дисциплин. Сегодня продолжают издаваться ежегодники, журналы, тематические периодические издания по вспомогательным историческим дисциплинам, существующие со второй половины XX в. (например, «Археографический ежегодник за … год», М., 1957 - 2006; «Вспомогательные исторические дисциплины». Вып. 1 - 29, Л./СПб., 1968 - 2005.)

Новыми изданиями являются журнал «Историческая генеалогия» (Москва), учрежденный Центром генеалогических исследований (соучредители Центра - Институт российской истории РАН и Союз потомков российского дворянства - Дворянское собрание), «Генеалогический вестник» - издательство Творческого объединения Русского генеалогического общества (СПб.), журнал «Гербовед» (издание Всероссийского Геральдического общества). С конца 1990-х гг. выходит специализированное издание «Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность». (Вып. 1 - 4. СПб., 1997 - 2001).

В работах последних двух десятилетий вновь поднимаются вопросы, которые обсуждались ранее: о дроблении дисциплин, их составе, статусе и взаимодействии, терминологии, роли не только в науке, но и в культурном пространстве. Сегодня идут поиски определения понятия «вспомогательная историческая дисциплина», согласующегося, с одной стороны, с современным состоянием исторической науки, с другой - внутренними процессами в системе вспомогательных дисциплин.

Рекомендуемая литература

1. Дадыкин А.В. Методические указания по определению и датировке бумаги русских кириллических книг XV-XX вв.

2. Каменцева Е.И. Вспомогательные исторические дисциплины: Прошлое, настоящее, будущее // Вспомогательные исторические дисциплины: учебно-методический модуль. М., 2004.

3. Каменцева Е.И. Хронология: Учеб. пособие для студентов вузов

4. Карпов С.П. Фалеристика.

5. Клепиков Сократ Александрович. Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства XVII-XX вв.

6. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования.

7. Круглова Т.А. Педагогическая деятельность магистра Московского университета М.С. Гастева (30-е годы XIX в.) // Ломоносовские чтения 2003 г. К 250-летию Московского университета. История Московского университета 1755-2004 гг. Материалы V Научных чтений памяти профессора А.В. Муравьева. М., 2004.

8. Круглова Т.А. К вопросу о становлении русского книжного письма XV века

9. Литвина Н.В. Состав, содержание, значение видеонарративных источников о Е.А. Чадовой.

10. Мельникова Дарья. В стране измерений

11. Муравьев Анатолий Васильевич. Палеография. Сборник снимков с русского письма XI -XVIII вв.

12. Поздеева И.В. Новые задачи и возможности археографии

13. Пушков В.П. Массовые источники по истории старообрядческих поселений Пермского региона второй половины XIX-XX вв. как база комплексных исследований

14. Шмидт С.О. Московский университет 1960-х - 1990-х годов и развитие археографической культуры России.

История в переводе с греческого языка означает рассказ о прошедшем, об узнанном. История – это процесс развития природы и общества. Также историей называют комплекс общественных наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. История входит в группу гуманитарных наук, изучающих тот или иной регион (африканистика, балканистика), народ (синология и т. п.) или группу народов (славяноведение).

Всемирная (всеобщая) история – это история, изучающая период человечества от появления первого Homo sapiens до настоящего времени.

История Отечества – это история, изучающая историю отдельных стран и народов (история России, история Германии).

История подразделяется на следующие разделы по хронологическому принципу:

    история первобытного общества – история, изучающая период в истории человечества до изобретения письменности, после чего появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников.

    древняя история – история, изучающая период истории человечеств, выделяемый между доисторическим периодом и началом средних веков в Европе.

    средневековая история – история, изучающая период истории человечества, следующий после Античности и предшествующий Новому времени.

    новая история – история, изучающая период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем.

    новейшая история – история, изучающая период человечества с 1918 года

Отрасли истории:

    экономическая история – отрасль истории, изучающая явления и процессы, связанные с эволюционным развитием и взаимодействием тех аспектов человеческой деятельности, которые так или иначе связаны с хозяйством.

    военная история – отрасль истории, изучающая войны, которые происходили в какую-нибудь определённую историческую эпоху; также история какой-либо одной войны или даже отдельной кампании.

    историческая география – отрасль истории, изучающая историю через «призму» географии, также это и география какой-либо территории на определенном историческом этапе ее развития.

    историография – отрасль исторической науки, изучающая ее историю (накопление исторических знаний, истолкование исторических явлений, смена методологических направлений в исторической науке и др.).

Органические части истории как комплекса наук:

    археология – наука, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей – вещественным (археологическим) памятникам.

    этнография (этнология) – наука об этносах (народах), изучающая их происхождение и расселение, быт и культуру.

История входит в группу гуманитарных наук, изучающих тот или иной регион (африканистика, балканистика), народ (синология и т. п.) или группу народов (славяноведение).

Исторические источники – все объекты, непосредственно отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать прошлое человечества.

Исторические источники условно делят на несколько групп:

    по типу фиксации информации:

    письменные – эпиграфические документы, берестяные грамоты, рукописи, печатные материалы.

    вещественные – орудия производства и созданные с помощью их материальные блага: постройки, оружие, украшения, посуда, произведения искусства - все, что является результатом трудовой деятельности человека.

В отличие от письменных они не содержат прямого рассказа об исторических событиях и чаще всего не содержат никаких надписей.

    кинофотодокументы – документальные кино-, фоно- и фотоматериалы.

    изобразительные – иконы, парсуны, картины, плакаты и др.

    с точки зрения изучения какой-либо наукой:

    этнографические - сведения, которые сохранились до настоящего времени: данные быта, нравов, обычаев, которые нередко отсутствуют в письменных источниках. Такие сведения собираются, изучаются и обрабатываются этнографией.

    фольклорные – памятники устного народного творчества, т. е. предания, песни, сказки, пословицы, поговорки и т.д. Такие сведения собираются, изучаются и обрабатываются фольклористикой.

    лингвистические – сведения о происхождении географических названий, личных имен, собственных имен кораблей, судов, собственных имен богов и божеств и др. Такие сведения изучаются лингвистикой.

Отдельные исторические источники лишь условно могут быть отнесены к той или иной группе. Так, некоторые этнографические источники изучают и археология и этнография; антропологические источники стоят на грани естествознания и истории. Развитие общества постоянно ведёт к особенно быстрому расширению разновидностей письменных и возникновению совершенно новых видов исторических источников. Например, изобретение и использование звукозаписывающих фото- и киноаппаратов привело к образованию особой группы кино-, фоно- и фотоматериалов.

Вспомогательные исторические дисциплины – это предметы, изучающие определенные виды или отдельные формы и содержания исторических источников.

К вспомогательным историческим дисциплинам мы можем отнести следующие науки:

Палеография – вспомогательная историческая дисциплина (специальная историко-филологическая дисциплина), изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания. Палеография исследует эволюцию графических форм букв, письменных знаков, пропорции их составных элементов, виды и эволюцию шрифтов, систему сокращений и их графическое обозначение, материал и орудия письма. Особая отрасль палеографии изучает графику систем тайнописи (криптография).

Дипломатика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая исторические акты (юридические документы). Она исследует древние документы дипломатического и юридического характера: грамоты, акты и тому подобные тексты и их оригиналы. Одна из её задач - отличать подложные акты от настоящих.

Генеалогия – вспомогательная историческая дисциплина, которая занимается изучением родственных взаимосвязей людей, историей родов, происхождением отдельных лиц, установлением родственных связей, составлением поколенных росписей и генеалогических древ. Генеалогия связана с геральдикой, дипломатикой и многими другими историческими дисциплинами. С начала XXI века, в связи с научным прогрессом, набирает популярность генетическая генеалогия, использующая анализ ДНК человека.

Геральдика – специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиция и практика их использования. Является частью эмблематики – группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы. Отличие гербов от других эмблем заключается в том, что их строение, употребление и правовой статус соответствуют особым, исторически сложившимся правилам. Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб и так далее, объясняет значение тех или иных фигур.

Сфрагистика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах. Первоначально развивалась как часть дипломатики, занимающаяся определением подлинности документов.

Историческая метрология – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая употреблявшиеся в прошлом меры - длины, площади, объёма, веса - в их историческом развитии. Часто единицы измерения не образовывали метрической системы, их относят к традиционным системам измерения. Историческая метрология изучает историю генезиса и развития различных систем измерений, названий отдельных мер, их количественных соотношений, устанавливает их реальные величины, то есть соответствия современным метрическим системам. Метрология находится в тесной связи с нумизматикой, так как у многих народов в прошлом меры веса совпадали с денежными единицами и имели одинаковое название.

Нумизматика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения. Общественные функции нумизматики: выявление нумизматических памятников культуры; изучение характерных фактов, связей и процессов, способствующих более углублённому пониманию истории и восполнению пробелов в исторической науке.

Хронология – вспомогательная историческая дисциплина, устанавливающая даты исторических событий и документов; последовательность исторически событий во времени; перечень каких-либо событий в их временной последовательности.

Историческая география – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю через «призму» географии; также это и география какой-либо территории на определенном историческом этапе ее развития.

Архивоведение – научная дисциплина, изучающая и разрабатывающая теоретические, методические и организационные вопросы архивного дела и его историю.

Археология – историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.

Этнография – часть исторической науки, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру.

Историография – это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю исторической науки. Историография проверяет, насколько верно применяется научный метод при написании исторической работы, акцентируя внимание на авторе, его источниках, отделении фактов от интерпретации, а также на стилистике, авторских пристрастиях и на том, для какой аудитории написана им данная работа в области истории.

Историческая информатика – вспомогательная историческая дисциплина, которая изучает методику использования информационных технологий в изучении исторического процесса, публикации исторических исследований и преподавании исторических дисциплин, а также в архивном и музейном деле.

    ХРОНОЛОГИЯ. СЧЕТ ВРЕМЕНИ. ЮЛИАНСКИЙ И ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРИ.

Хронология (от греч. χρόνος - время; λόγος - учение):

    вспомогательная историческая дисциплина, устанавливающая даты исторических событий и документов;

    последовательность исторических событий во времени;

    перечень каких-либо событий в их временной последовательности.

«Календарь» - от латинского ‘Calendarium’ – «долговая книжка», а ‘Calendae’ – это первый день каждого месяца в древнем Риме, в который полагалось платить регулярно проценты по долгам; - отсюда переносное значение этого слова как системы счёта времени.

При счёте времени в истории нужны два параметра:

    меры времени в соотношении между собой – это «календарь» в узком смысле;

    расстояние от условно избранной точки отсчёта – это «летосчисление» или «эра».

Вместе эти два параметра составляют систему счёта времени или «календарь в широком смысле».

Календари в узком смысле бывают трёх типов:

    солнечные – меры времени в них от соотношения Солнце – Земля: СУТКИ, ГОД и его производные – ВЕК (СТОЛЕТИЕ) и ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ.

    лунные - меры времени в них от соотношения Луна – Земля – Солнце – НЕДЕЛЯ, МЕСЯЦ

    лунно-солнечные, - сочетают меры времени 1-го и 2-го типа.

    Более широко применяются календари 3-го типа, а первых двух - обычно в сфере религии. Календарями 3-го типа являются ЮЛИАНСКИЙ и ГРИГОРИАНСКИЙ, применение которых характерно для европейской и российской истории.

Юлианский календарь - календарь, разработанный группой александрийских астрономов во главе с Созигеном. Календарь введён Юлием Цезарем с 1 января 45 года до н. э. Год по юлианскому календарю начинается 1 января, так как именно в этот день с 153 года до н. э. избранные комициями консулы вступали в должность.

Юлианский календарь заменил старый римский календарь и основывался на астрономической культуре эллинистического Египта. В Киевской Руси календарь был известен под названием «Миротворного круга», «Церковного круга», индикта и «Великого индиктиона». Юлианский календарь в современной России обычно называют старым стилем.

Григорианский календарь - система исчисления времени, основанная на циклическом обращении Земли вокруг Солнца; продолжительность года принята равной 365,2425 суток; содержит 97 високосных лет на 400 лет.

Впервые григорианский календарь был введён папой римским Григорием XIII в католических странах 4 октября 1582 года взамен прежнего юлианского: следующим днём после четверга 4 октября стала пятница 15 октября.

    ПРИНЦИП ИСТОРИЗМА. ПАРАДИГМЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ. ОБЩЕИСТОРИЧЕСКАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ.

Историзм - научный метод, принцип рассмотрения мира, природных и социально-культурных явлений в динамике их изменения, становления во времени, в закономерном историческом развитии, предполагающий анализ объектов исследования в связи с конкретно-историческими условиями их существования.

Название

теории

Критерии

деления

исторического процесса

Основные понятия

и определения

Религиозная

Основателем христианской концепции считается римский церковный писатель Евсевий Памфил, епископ Кесарии с 311г. Законченное оформление она получила в богословской концепции отца церкви епископаАвгустина (354-430 гг.), разработанной в его произведении «О граде божьем».

Божье провиденье

Провиденциализм (от лат. providentia - провидение), религиозное понимание истории как проявления воли бога, осуществления заранее предусмотренного божественного плана "спасения" человека.

Формационная

Разработана в 40-60- х гг. XIX в.

К. Марксом,

Получила развитие в трудах В.И. Ленина

и в трудах советских историков и философов с 1930-х до конца 1980-х гг.

Социально-экономические

Общественно-экономическая формация - исторический тип общества, являющийся определенной ступенью поступательного развития человечества, основывающийся на определенном способе производства со своим базисом и надстройкой.) Базис.Надстройка.Классы.

Цивилизационная

Была разработана в конце XIX – начале XX вв.

Н. Я.Данилевским,

О. Шпенглером,

А. Тойнби.

Социально-культурные

Цивилизация – нет универсального определения цивилизации каждый автор, в зависимости от критериев дает свое определение. Выделяют признаки состоявшихся цивилизаций: продолжительность их существования, охват обширных территорий, распространение на огромное число людей, и их уникальность (самобытность).

Пассионарная

Л.Н. Гумилев, сформулирована в 1939 г., но увидела свет в 70-х гг. XX в.

Динамика развития этноса

Этнос – это группа имеющая внутреннюю структуру, противопоставляющая себя другим таким же коллективам и обладающая едиными стереотипами поведения.

Пассионарность (от passion – страсть) – это высокая целеустремленность отдельных личностей, способных на пути к реальной или иллюзорной цели жертвовать своей жизнью для достижения цели и вести за собой других людей, заражая их своим энтузиазмом.

Парадигмы исторической науки:

Периодизация истории - особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определённые хронологические периоды. Эти периоды имеют те или иные отличительные особенности, которые определяются в зависимости от избранного основания (критерия) периодизации.

Европа

Россия

Первобытнообщинный строй

Первобытное общество появилось порядка 40 тыс. лет назад с появлением человека разумного и образованием родовых общин и существовало до образования первых городов-государств в конце VI тысячелетия до н.э. в Междуречье (Азия). Дописьменный тип культуры.

Первобытнообщинный строй

(40 тыс. до н.э. – конец IV тыс. до н. э.)

Нет сведений о существовании славянских племен в этот период.

Древний мир

(Конец IV тыс. до н.э. – конец V в. н.э)

От возникновения первых городов-государств в Месопотамии до падения Западной Римской империи (476 г).

Рабовладельческийстрой. Форма правления: восточная деспотия, империя, республика.

Появление письменного типа культуры.

Древний мир

II тыс. до н.э. славянские племена выделяются из индоевропейской языковой семьи и к V в. н.э. начинается расселение восточных славян по Днепру.

Первобытнообщинный строй.

Средние века

V в. н.э. – сер. XVII в.

Феодальный строй. Преобладающая форма правления в Европе – монархия (все типы).

.

Средние века

V в. н.э. – IX в. н.э. – разложение первобытнообщинного строя, военная демократия., складывание предпосылок образования государства у восточных славян.

IX н.э. – XVII в. Феодальный строй. Формы правления: монархия (все типы), боярскаяреспублика.

Религиозный характер культуры.

Новое время

(Сер. XVII – нач. XX в.)

Распространение капиталистическихотношений. Промышленные революции, формирование индустриальных обществ.

Разнообразные формы правления (монархия, ограниченная монархия,республика).

Светская культура.

Новое время

(Сер. XVII – нач. XX в.)

Господство феодально-крепостническихотношений до сер. XIX века. Зарождениекапиталистических отношений, их бурное развитие в промышленности после отменыкрепостного права в 1861 г. Промышленный переворот. Сохранение феодальных пережитков.

Формы правления: абсолютная монархия, Думская монархия (1906-1917).

Зарождение и утверждение светских начал в культуре, раскол культуры на дворянскую и народную в первой четверти XVIII века.

Новейшее время

(Нач. XX в – нач. XXI в.)

Многообразие путей развития экономики, политики и культуры, формирование информационного общества.

Новейшее время

(Нач. XX в – нач. XXI в)

Попытка построения социалистического общества, оформление советской республики.

Господство «социалистической культуры».

Распад СССР (1991 г.).

Возврат к рыночным отношениям, утверждение многопартийности, оформление президентской республики.

Распространение западных тенденций в культуре.

    ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА. ПАМЯТНИКИ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ.

Каменный век:

Ка́менный век - древнейший период в истории человечества, когда основные орудия труда и оружие изготавливались, главным образом, из камня, но употреблялось также дерево и кость. В конце каменного века распространилось использование глины (посуда, кирпичные постройки, скульптура).

Периодизация каменного века:

    Палеолит:

    Нижний палеолит - период появления древнейших видов людей и широкого распространения Homo erectus.

    Средний палеолит - период вытеснения эректусов эволюционно более продвинутыми видами людей, включая современного человека. В Европе в течение всего среднего палеолита господствуют неандертальцы.

    Верхний палеолит - период господства современного вида людей на всей территории земного шара в эпоху последнего оледенения.

    Мезолит и эпипалеолит; терминология зависит от того, насколько данный регион затронуло исчезновение мегафауны в результате таяния ледника. Период характеризуется развитием техники производства каменных орудий труда и общей культуры человека. Керамика отсутствует.

    Неолит - эпоха появления сельского хозяйства. Орудия труда и оружие по-прежнему каменные, однако их производство доводится до совершенства, широко распространяется керамика.

Медный век:

Ме́дный век, медно-каменный век, халколит (греч. χαλκός «медь» + греч. λίθος «камень») или энеолит (лат. aeneus «медный» + греч. λίθος «камень»)) - период в истории первобытного общества, переходный период от каменного века к бронзовому веку. Приблизительно охватывает период 4-3 тыс. до н. э., но на некоторых территориях существует и дольше, а на некоторых отсутствует вовсе. Чаще всего энеолит включают в бронзовый век, но иногда считают и отдельным периодом. Во времена энеолита были распространены медные орудия, но преобладали по-прежнему каменные.

Бронзовый век:

Бро́нзовый век - период в истории первобытного общества, характеризующийся ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы. Бронзовый век является второй, поздней фазой эпохи раннего металла, сменившей медный век и предшествовавшей железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 - 13/11 вв. до н. э., но у различных культур они отличаются. В Восточном Средиземноморье конец бронзового века связан с почти синхронным разрушением всех местных цивилизаций на рубеже XIII-XII вв. до н. э., известным как бронзовый коллапс, тогда как на западе Европы переход от бронзового к железному веку затягивается ещё на несколько веков и завершается появлением первых культур античности - античной Греции и Древнего Рима.

Периоды бронзового века:

    Ранний бронзовый век

    Средний бронзовый век

    Поздний бронзовый век

Железный век:

Желе́зный век - период в истории первобытного общества, характеризующийся распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий. У цивилизаций бронзового века выходит за рамки истории первобытного общества, у других народов цивилизация складывается в эпоху железного века.

    КРУПНЕЙШИЕ ГРЕЧЕСКИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЦЕНТРЫ В СЕВЕРНОМ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ. СКИФЫ.

Древнегреческие колонии Северного Причерноморья:

    Борисфен (на острове Березань в устье Днепра) - первая греческая колония в Северном Причерноморье, позднее ее центр переместился севернее в Ольвию; основана ок. 647 г. до н. э.

    Тира (сейчас Белгород-Днестровский, основана ок. 502 г. до н. э.); ЮНЕСКО внесена в список 10-ти старейших городов мира, самый старый город (из существующих) Украины.

    Ольвия (район Очакова, основана в первой четверти VI века до н. э., один из крупнейших полисов региона);

    Керкинитида (сейчас Евпатория, основана около 550 г. до н. э. ионийцами. В IV - ІІ вв. до н. э. находилась под властью Херсонеса, затем захвачена и практически разрушена скифами.);

    Херсонес Таврический (сейчас на его месте Севастополь; основан гераклейцами около 528 г. до н. э.) - важнейший город юго-западной Таврии; ослабленный борьбой со степными кочевниками и Боспором, попал в зависимость от Рима, позднее стал владением Византии. Его преемником стало княжество Феодоро.

    Калос-Лимен (у пгт Черноморское) - основан в IV в до н. э. ионийцами. В конце IV в до.н. э. был захвачен херсонеситами; стал ареной противостояния между греками и степными народами - скифами и сарматами. Уничтожен сарматами в І в н. э.

    Феодосия - основана в середине VI века до н. э., с 355 г. до н. э. - захвачена Боспорским царством. После гуннского нашествия - аланское, затем хазарское поселение, постепенно опустевшее. Возрождение началось с 1267 г., когда это место было выкуплено у татар генуэзцами под торговую факторию и где возродился город под именем Кафа;

    Пантикапей (позднее центр Боспорского царства (ныне Керчь, основан в самом конце VΙΙ в. до н. э. или первой четверти VΙ в. до н. э.) с прилегающими к нему полисами и поселениями, также вошедшими в состав Боспорского царства:

  • Тиритака

    Мирмекий

  • Киммерик

    Зенонов Херсонес

    Гераклий

  • Парфений

На азиатской стороне Боспора Киммерийского:

    Гермонасса - основана милетянами в первой четверти VI века до н. э.

    Кепы - основаны милетянами в 580-е - 570-е годы до н. э.

    Коркондама

    Патрей - основан не позднее третьей четверти VI века до н. э.

    Фанагория - основана вскоре после 543 года до н. э., крупнейший город на азиатской стороне Керченского пролива;