Понятие социальной среды

  • 1.6.3. Занятость населения
  • 1.6.4. Безработица
  • 1.6.5. Внутренние рынки груда и занятость персонала организации
  • 1.7. Государственная система управления трудовыми ресурсами
  • Контрольные вопросы к главе 1
  • Глава 2. Методология управления персоналом организации
  • Философия управления персоналом
  • Концепция управления персоналом
  • Закономерности и принципы управления персоналом
  • Методы управления персоналом
  • Методы построения системы управления персоналом
  • Контрольные вопросы к главе 2
  • Глава 3. Система управления персоналом организации
  • Организационное проектирование системы управления персоналом
  • 3.1.1. Понятие, стадии и этапы организационного
  • 3.1.2. Характеристика этапов организационного проектирования
  • Цели и функции системы управления персоналом
  • Организационная структура системы управления персоналом
  • 3.4. Кадровое и документационное обеспечение системы управления персоналом
  • 3.4.1. Кадровое обеспечение
  • Квалификационная характеристика менеджера по персоналу
  • 3.4.2. Документационное обеспечение
  • 3.5. Информационное и техническое обеспечение системы управления персоналом
  • 3.5.2. Техническое обеспечение системы управления персоналом
  • 3.6. Нормативно-методическое и правовое обеспечение системы управления персоналом
  • 3.6.1. Нормативно-методическое обеспечение
  • 1. Общие положения
  • 2. Порядок приема и увольнения рабочих и служащих
  • 3. Основные обязанности рабочих и служащих
  • 4. Основные обязанности администрации
  • 5. Рабочее время и его использование
  • 6. Поощрения за успехи в работе
  • 3.6.2. Правовое обеспечение
  • Контрольные вопросы к главе 3
  • Глава 4. Стратегическое управление персоналом организации
  • 4.1.Кадровая политика организации -основа формирования стратегии управления персоналом
  • 4.2.Стратегическое управление организацией, как исходная предпосылка стратегического управления ее персоналом
  • 4.3.Система стратегического управления персоналом организации1
  • 4.4.Стратегия управления персоналом организации
  • 4.5.Реализация стратегии управления персоналом
  • Контрольные вопросы к главе 4
  • Глава 5.
  • 5.1.2. Содержание кадрового планирования
  • 5.1.3. Уровни кадрового планирования
  • 5.1.4. Требования к кадровому планированию
  • 5.1.5. Кадровый контроллинг и кадровое планирование
  • 5.2. Оперативный план работы с персоналом
  • 5.2.1. Структура оперативного плана работы с персоналом
  • 5.2.2. Содержание оперативного плана работы с персоналом
  • 5.3. Маркетинг персонала
  • 5.3.1. Сущность и принципы маркетинга персонала
  • 5.3.2. Информационная функция маркетинга персонала
  • 5.3.3. Коммуникационная функция маркетинга персонала
  • 5.4. Планирование и прогнозирование потребности в персонале
  • 5.5. Планирование и анализ показателей по труду
  • 5.6. Планирование производительности труда
  • 5.7. Нормирование труда и расчет численности персонала
  • Контрольные вопросы к главе 5
  • Глава 6.
  • 6.1.2. Требования к кандидатам на замещение вакантной
  • 1.Объявление
  • 2. Требования к кандидату на замещение должности консультанта
  • 6.1.3. Организация процесса отбора претендентов на
  • 6.2. Подбор и расстановка персонала
  • 6.3. Деловая оценка персонала
  • 6.4. Социализация, профориентация и трудовая адаптация персонала
  • 6.4.1. Сущность социализации персонала
  • 6.4.2. Сущность и виды профориентации и адаптации персонала
  • 6.4.3. Организация управления профориентацией и
  • 6.5. Основы организации труда персонала
  • 6.5.1. Сущность и задачи организации труда. Научная
  • 6.5.2. Содержание и принципы научной организации труда
  • 6.5.3. Управленческий труд. Особенности и специфика
  • 6.5.4. Организация управленческого труда
  • 6.6. Высвобождение персонала
  • 6.7. Автоматизированные информационные технологии управления персоналом
  • Контрольные вопросы к главе 6
  • Глава 7. Технология управления развитием персонала организации
  • 7.1. Управление социальным развитием
  • 7.1.1 Социальное развитие организации как объект
  • 7.1.2. Основные факторы социальной среды
  • 7.1.3. Задачи и функции социальной службы
  • 7.2. Организация обучения персонала
  • 7.2.1. Основные понятия и концепции обучения
  • 7.2.2. Виды обучения персонала
  • 7.2.3. Методы обучения персонала
  • 7.2.4. Роль службы управления персоналом в
  • 7.3. Организация проведения аттестации персонала
  • Формы бланков, применяемых при проведении аттестации работников организации
  • 7.4. Управление деловой карьерой персонала
  • 7.4.1. Понятие и этапы карьеры
  • 7.4.2. Управление деловой карьерой
  • 1. Оценка жизненной ситуации
  • 2. Постановка личных конечных целей карьеры
  • 3. Частные цели и планы деятельности, способствующие достижению моей карьеры
  • 7.5.Управлениеслужебно-профессиональным продвижением персонала
  • 7.6. Управление кадровым резервом
  • 7.6.1. Сущность и порядок формирования кадрового резерва
  • 7.6.2. Планирование и организация работы с резервом кадров
  • 7.6.3. Контроль за работой с кадровым резервом
  • 7.7. Управление нововведениями в кадровой работе
  • Контрольные вопросы к главе 7
  • Глава 8. Управление поведением персонала организации
  • 8.1. Теория поведения личности в организации
  • 8.2. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала
  • 8.3. Оплата труда персонала
  • 8.4. Этика деловых отношений
  • 8.4.2. Внешний облик делового человека
  • 8.4.3. Основы риторики
  • 8.4.4. Ведение деловой беседы
  • 8.4.5. Этика телефонного разговора
  • 8.4.6. Правила критики
  • 8.5. Организационная культура
  • 8.6. Управление конфликтами и стрессами
  • 8.6.1. Организация управления конфликтами и стрессами
  • 8.6.2. Методы управления конфликтами
  • 8.6.3. Методы управления стрессами
  • 8.7. Безопасность организации, труда и здоровья персонала
  • Контрольные вопросы к главе 8
  • Глава 9. Оценка результатов деятельности персонала организации
  • 9.1. Анализ и описание работы и
  • Рабочего места
  • 9.2. Оценка результатов труда персонала организации
  • 9.3. Оценка результатов деятельности подразделений управления персоналом и организации в целом
  • 9.3.1. Оценка результатов деятельности подразделений управления организации
  • 9.4. Оценка затрат на персонал организации
  • 9.5. Оценка экономической и социальной эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом
  • 9.5.1. Порядок расчета экономической и социальной эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом
  • 9.5.2. Оценка экономической эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом
  • 9.5.3. Оценка социальной эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом
  • 9.5.4. Оценка затрат, связанных с совершенствованием системы и технологии управления персоналом
  • 9.6. Аудит персонала
  • Контрольные вопросы к главе 9
  • Библиография
  • Глава 1. 5
  • Глава 2. 70
  • Глава 3. 104
  • Глава 4. 162
  • Глава 5. 209
  • Глава 6. 283
  • Глава 7. 360
  • Глава 8. 430
  • Глава 9. 504
  • 1277214 Москва, Дмитровское ш., 107
  • 603005, Нижний Новгород, ул. Варварская, 32
  • 7.1.2. Основные факторы социальной среды

    Фактор - движущая сила развития. Применительно к социальной среде организации это понятие выражает условия, которые определяют характер и возможные последствия происходящих в ней изменений, в свою очередь воздействующих на персонал.

    К основным непосредственным факторам социальной среды организации относятся: потенциал организации, ее социальная инфраструктура; условия и охрана труда; материальное вознаграждение трудового вклада; социальная защита работников; социально-психологический климат коллектива; внерабо-чее время и использование досуга.

    Потенциал отражает материально-технические и организационно-экономические возможности организации, т.е. ее размеры и территориальное расположение, численность и качество персонала, характер ведущих профессий, отраслевую принадлежность и профиль предприятия, объемы производимой продукции (товаров и услуг), форму собственности, финансовое положение, состояние основных фондов и технический уровень производства, содержание и организационные формы трудового процесса, известность фирмы, ее традиции и имидж. Это, безусловно, базовые факторы, оказывающие разностороннее, по сути своей комплексное влияние на социальную среду как сосредоточие важнейших средств и стимулов, побуждающих и обеспечивающих социальное развитие организации.

    Социальная инфраструктура представляет собой комплекс объектов, предназначенных для жизнеобеспечения работников организации и членов их семей, удовлетворения социально-бытовых, культурных и интеллектуальных потребностей. В условиях Российской Федерации перечень таких объектов включает:

    Обобществленный жилищный фонд (дома, общежития) и объекты коммунального хозяйства (гостиницы, бани, прачечные и пр.) с сетями энерго-, газо-, водо- и теплоснабжения, канализации, телефонной связи, радиовещания и т.п.;

    Медицинские и лечебно-профилактические учреждения (больницы, поликлиники, амбулатории, медпункты, аптеки, санатории, профилактории и др.);

    Объекты образования и культуры (школы, детские дошкольные и внешкольные учреждения, дома культуры, клубы, библиотеки, выставочные залы и т.п.);

    Объекты торговли и общественного питания (магазины, столовые, кафе, рестораны, подсобные хозяйства для поставки свежих продуктов);

    Объекты бытового обслуживания (комбинаты, мастерские,

    ателье, салоны, пункты проката);

    Спортивные сооружения (стадионы, плавательные бассейны, спортплощадки) и базы массового отдыха, приспособленные для проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий;

    Коллективные дачные хозяйства и садово-огородные товарищества.

    Организация в зависимости от своих масштабов, формы собственности, отраслевой принадлежности, местоположения и иных условий может располагать целиком собственной социальной инфраструктурой (рис. 7.1) либо иметь набор только ее отдельных элементов или рассчитывать на кооперацию с другими организациями и на муниципальную базу социальной сферы.

    Но при любом варианте забота о социальном обслуживании работников и их семей является важнейшим требованием к управлению социальным развитием.

    Рис. 7.1. Социальная инфраструктура организации

    Условия и охрана труда включают факторы, которые так или иначе влияют на самочувствие и полезную отдачу работников, обеспечение безопасного ведения работ, предупреждение травматизма и профессиональных заболеваний.

    Условия труда - это совокупность психофизиологических, санитарно-гигиенических, эстетических и социально-психологических факторов производственной среды и трудового процесса, оказывавших влияние на здоровье и работоспособность человека. Они включают безопасные условия работы, при которых воздействие на работников вредных и опасных производственных факторов сведено к минимуму - уровню установленных нормативов или вовсе исключено; сокращение объемов тяжелых работ, требующих больших физических усилий; преодоление монотонности труда, рациональное использование регламентированных перерывов в течение рабочего дня (смены) для отдыха и питания; наличие и удобства социально-бытовых помещений (раздевалок, душевых, туалетов, медпункта, комнат отдыха, буфетов, столовых и т.п.).

    Охрана труда, призванная обеспечивать безопасность жизни и здоровья работников, в частности, предусматривает: установление единых нормативных требований в сфере охраны труда, разработку соответствующих им программ и проведение мероприятий в организациях; государственный надзор и общественный контроль за соблюдением законных прав работников на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены, выполнением обязанностей по охране труда работодателями и самими работниками; обеспечение работников за счет работодателя специальной одеждой и обувью, средствами индивидуальной и коллективной защиты, лечебно-профилактическим питанием; предотвращение аварий и несчастных случаев на производстве, осуществление системы мер по реабилитации лиц, получивших трудовое увечье.

    Материальное вознаграждение трудового вклада выступает узловым пунктом социального развития организации. В нем состыковываются основные расходы на рабочую силу, компенсация трудовых затрат работников, их общественный статус и вместе с тем семейные бюджеты, удовлетворение насущных потребностей людей в жизненных благах.

    Оплата труда должна основываться на социальном минимуме - на том, что необходимо для поддержания достойного уровня жизни и воспроизводства работоспособности человека, получения им средств существования не только для себя, но и для своей семьи. В Российской Федерации общие денежные доходы населения включают заработную плату, к ней добавляются все виды пенсий, стипендии студентов и учащихся образовательных учреждений, пособия на детей и уходу за ребенком, стоимость натуральных продуктов подсобного хозяйства, используемых на личное потребление, а также доходы от собственности, реализации продуктов подсобного хозяйства на рынке и предпринимательской деятельности, включая дивиденды и проценты от вкладов в банки.

    Расходную часть семейного, по преимуществу потребительского, бюджета составляют денежные расходы на уплату налогов и внесение различных взносов (в том числе проценты за кредиты), на покупку товаров краткосрочного и длительного пользования - продуктов питания, одежды, обуви, предметов культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, на оплату жилищных, коммунальных, транспортных, медицинских и иных услуг. Баланс расходной и доходной частей бюджета и есть показатель объема благ, получаемых семьей в течение определенного времени (месяца, года) в расчете на одного человека. Среднедушевой доход и соответствующие расходы отражают степень достатка семьи, качество и уровень ее жизни.

    Социальную защиту работников организации составляют мероприятия по социальному страхованию, безусловному соблюдению гражданских прав и социальных гарантий, установленных действующим в стране законодательством, коллективным договором, трудовыми соглашениями и иными правовыми актами. В Российской Федерации эти меры, в частности, предусматривают:

    Обеспечение минимального размера оплаты труда и тарифной ставки (оклада);

    Нормальную продолжительность рабочего времени (40 часов в неделю), компенсацию за работу в выходные и праздничные дни, ежегодные оплачиваемые отпуска продолжительностью не менее 24 рабочих дней;

    Возмещение вреда здоровью в связи с исполнением трудовых обязанностей;

    Отчисления в пенсионный и другие внебюджетные фонды социального страхования;

    Выплату пособий по временной нетрудоспособности, ежемесячных пособий матерям на период их отпуска по уходу за ребенком, стипендий работникам на время профессиональной подготовки или повышения квалификации.

    Указанные гарантии реализуются при прямом участии организации. Денежные выплаты, как правило, производятся из средств организации, их размеры ориентированы на среднюю зарплату или долю минимальной оплаты труда. Система социальной защиты должна страховать работников от риска оказаться в затруднительном материальном положении из-за болезни, утраты трудоспособности или безработицы, придавать им уверенность в надежной защищенности своих трудовых прав и привилегий.

    Социально-психологический климат - это суммарный эффект от воздействия многих факторов, влияющих на персонал организации. Он проявляется в трудовой мотивации, общении работников, их межличностных и групповых связях. В структуре социально-психологического климата коллектива взаимодействуют три основных компонента: нравственно-психологическая совместимость работников, их деловой настрой и социальный оптимизм. Эти составляющие касаются тонких струн человеческого интеллекта, воли и эмоциональных свойств личности, во многом определяющих ее стремление к полезной деятельности, творческой работе, сотрудничеству и сплоченности с другими. Выражая отношение работников к совместному делу и друг другу, социально-психологическая атмосфера выдвигает на передний план такие мотивы, которые не менее действенны, чем материальное вознаграждение и экономическая выгода, стимулируют работника, вызывают у него напряжение сил или спад энергии, трудовой энтузиазм или апатию, заинтересованность в деле или безразличие.

    Внерабочее время образует еще одну группу факторов социальной среды организации. С ними связаны отдых и восстановление сил работников, устройство их домашнего быта, выполнение ими семейных и общественных обязанностей, использование досуга. Временной ресурс работающего человека распадается в будний день на рабочее время (продолжительность рабочего дня в разных странах неодинакова, различается она также по отраслям хозяйства и профессиям) и внерабочее время в соотношении примерно 1: 2. В свою очередь, время, прямо не связанное с трудовой деятельностью, включает затрату 9-9,5 часов на восстановление сил и удовлетворение естественных физиологических потребностей человека (сон, личную гигиену, прием пищи и т.п.). Оставшееся время суток занимают передвижение на работу и обратно, ведение домашнего и подсобного хозяйства, уход за детьми и занятия с ними, а также досуг.

    Равнозначное досугу свободное время имеет особое значение для разностороннего развития личности. Оно служит восстановлению физических и интеллектуальных сил работников, теснейшим образом связано с удовлетворением их социально-культурных потребностей, вызываемых в том числе ускорением научно-технического и социального прогресса, требованиями гуманизации труда. Величина, структура, содержание и формы использования досуга существенно влияют на образ жизни и мировосприятие человека-труженика, выбор им нравственных ориентиров и гражданской позиции.

    Введение

    Актуальность данной темы заключается в том, что социальная среда оказывает сильнейшее влияние на человека и является как бы источником, питающим развитие личности, прививает ему общественные нормы, ценности, роли и т.д.

    Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называется социализацией. Человек учится выполнять особые социальные роли, т.е. учится вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, служащего, супруга, родителя и т.д.

    Социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания. Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм.

    Объектом данной работы является социальная среда, а предметом – изучение влияния социальной среды на личность.

    Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.

    Под влиянием бихевиористической парадигмы родился такой подход: любой данный индивид развивается в некой среде путем приспособления к ней. Эта среда представляет собой для индивида совокупность стимулов: физических, технических, социальных. Другие люди в отношении к данному индивиду также рассматриваются лишь как элементы среды. Связь "индивид-общество", по существу, ничем не отличается от связи "организм-среда". Здесь действуют те же законы и те же принципы: адаптации, уравновешивания, подкрепления и т.д. Правда, воздействия социальной среды более сложны (чем физической), также как и более сложны ответы индивида.

    Цель данной работы - рассмотреть наиболее важные вопросы, касающиеся социальной среды и личности.

    Цель работы определяет постановку следующих задач: рассмотрение формирования конвенционных значений, социальных ролей, социальной активности, деятельности, социальных установок и ориентаций личности.

    1. Личность, как социо-культурное образование

    Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.

    Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества.

    Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям.

    Человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности - благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений.

    Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения.

    В качестве отправных идей для понимания природы личности можно принять высказывание А. Н. Леонтьева. Характеризуя предмет психологии личности, он писал: «Личность ≠ индивид; это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается... Личность есть системное и поэтому "сверхчувственное" качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его порожденными и приобретенными свойствами».

    Сущность личности проявляется при изучении положения, позиции человека во взаимоотношениях его с другими людьми, раскрывается в его жизненных целях и стоящих за ними мотивах, в способах поведения и средствах действия применительно к общим своим целям и задачам. Понятие личности тесно связано с понятием позиции и соотносимыми с ним понятиями социальной роли и социального статуса.

    По широко распространенному в психологии определению, роль - это программа, которая отвечает ожидаемому поведению человека в структуре той или иной социальной группы, это заданный, несвободный способ его участия в жизни общества. Статус определяет поведение человека, включенного в систему сложившихся социальных отношений, где для него заданы место и способ действия, тип нормативного поведения. В статусной системе всегда есть нормы, которые регулируют наши отношения, наши действия.

    Понятия статуса и роли имеют отношение к определению личности. Не случайно в обыденном сознании личность человека отождествляют с его социальным положением, общественным статусом, о личности судят по его социальным действиям, по его социальной роли.

    Место человека в социальной жизни может быть задано, предписано ему волей случая, рождения, обстоятельств. Место человека в жизни может быть выбрано, найдено, завоевано им самим, по его собственной воле и свободному, осознанному выбору. В этом случае говорят о выборе субъектом позиции в жизни, о его личностном самоопределении. Позиция - это наиболее целостная характеристика человека как личности. Личность - это человек, свободно, самостоятельно и ответственно определяющий свое место в жизни, в обществе, в культуре. Поэтому личность есть целиком социо-культурное образование. Можно встретить и такое определение: личность - это субъект, свободно определившийся, выработавший свою позицию в пространстве культуры и времени истории.

    2. Социальная среда и личность

    Социальная среда - это прежде всего люди, объединённые в различные группы, с которыми каждый индивид находится в специфических отношениях, в сложной и разнообразной системе общения. Социальная среда, окружающая личность, обладает активностью, воздействует на человека, оказывает давление, регулирует, подчиняет социальному контролю, увлекает, «заражает соответствующими «моделями» поведения, побуждает, а нередко и принуждает к определённой направленности социального поведения.

    Комплекс научных знаний, богатый жизненный опыт, мотивы своих поступков личность черпает из непосредственного источника, которым выступает социальная среда. На первый план выдвигаются те объективно существующие в обществе возможности, которые позволяют проявить себя индивидууму как личности. Содержание этого воздействия заключается в том, что реализация прав, свобод и обязанностей личности должна происходить на основе сочетания интересов всего общества в целом и каждой личности в отдельности. Это возможно только в том обществе, где свободное развитие каждого является условием свободного развития всех. Кроме государственно-общественной среды, социальной в широком смысле слова, следует выделить и микросреду, куда входят отношения, возникающие в малой социальной группе, в трудовом коллективе, членом которого является личность, совокупность межличностных отношений.

    Нельзя считать, что под воздействием социальной среды в широком смысле слова происходит унификация представителей, что все они становятся совершенно одинаковыми. Каждая личность имеет свои специфические черты, отличающие её.


    2.1. Формирование конвенционных значений

    Система взглядов каждого человека, относящаяся к его окружению, состоит из знаний. Формирование общих знаний оказывается возможным отчасти потому, что все человеческие существа обладают сходными биологическими качествами. Физический мир знаком нам преимущественно благодаря воздействию на него, и согласие относительно свойств физических объектов достигается потому, что, манипулируя ими, все люди приобретают сходный опыт.

    Общие представления о реальности основываются отчасти на правильном функционировании сенсорных органов. Любые нарушения в протекании сенсорных процессов делают восприятия каждого человека более идиосинкратическими, и возможности достижения согласия ослабляются.

    Сходство биологических характеристик, однако, врядли достаточно для объяснения согласия в тех случаях, когда речь идет о значениях чего-то такого, что не может быть непосредственно воспринято или чем нельзя манипулировать. Большинство конвенционных знаний человек усваивает благодаря тому, что другие люди реагируют на его поведение стандартным образом. Значение большинства категорий ясно устанавливается благодаря тому, что реакции других людей институционализируются. Каждое приспособление человека, участвующего в организованных группах, фиксируется в привычку и подкрепляется посредством социальных санкций.

    Приобретение конвенционных значений представляет собой научение соответствующим способам опознавания и классификации объектов и развития по отношению к ним принятых способов действия. Чаще всего те или иные ценности усваиваются благодаря устойчивым эмоциональным реакциям других людей.

    Когда новый человек включается в группу, его поведение постепенно приближается к принятым стандартам – начиная с грубого подражания и мало-помалу развиваясь в конвенциальные процедуры.

    Именно систематические и однообразные реакции других людей формирует и фиксирует шаблоны поведения индивида. Значения развиваются в процессе естественного отбора. Формы поведения, которые дают человеку возможность успешно приспосабливаться к существующим условиям жизни, сохраняются, чтобы стать частью его ориентации по отношению к миру.

    Человек всегда существует только в определенной среде. Под социальной средой, как уже упоминалось в разделе 1.3.4, понимается совокупность природных и социальных условий окружения человека, социальных групп, общества и человечества в целом. Для отдельного человека среда выступает в форме ближайшего жизненного пространства: квартиры, дома, улицы, района проживания, города, места работы или учебы и т.д. Хотя человек является важнейшим компонентом этой социально-пространственной среды и создателем ее образа, в таком самом общем определении, тем не менее явственно проступает Ньютонова картина мира, где человек оказывается «помещенным» в окружение, среду, где «бытие определяет сознание» и т.д. Активная роль социальных акторов как субъектов определения и конструирования мира, создания его геометрии не может пройти мимо теоретического рассмотрения. Способ соотнесения человека с миром, т.е. характер взаимоотношений человека с социальной средой, определяет важнейшие особенности как среды, так и всех жизненных ситуаций человека, преобладание нормальных ситуаций (естественно, нормативно или конвенционально определенных социумом) или «трудных жизненных ситуаций», которые также кодифицируются по-разному в разных обществах, а в современном обществе определены законом.

    Человек как индивид всегда соотносит свое непосредственное бытие и окружение с чем-то иным, лежащим за его собственными пределами. «Оси соотношений (взаимоотношений)» весьма различны и исторически изменчивы: это и семья, род, племя или клан; дом, деревня, город, государство; Старый свет и Новый свет; страна, планета, космос и т.д. Такие взаимоотношения определяли границы «своего» и «чужого», «Я», «мы» и «они».

    2.2.1. Среда - совокупность экосоциальных условий окружения человека или группы, а человек - «среда среды», поскольку он вычленяет, анализирует, конструирует, придает определенные смыслы своему социокультурноприродному окружению. Понятие «дом» предполагает среду, которая уже освоена человеком.

    Но «дом» в качестве обозначения освоенной среды в современном городе отличается от деревенского дома или дома в небольшом городке, где родились родители или деды большинства сегодняшних россиян. Россия - страна, где урбанистическая революция произошла гораздо позже, чем в Европе, а ее социальные последствия и особенности анализировались недостаточно на фоне постоянных изменений в формах собственности и способе производства. Например, по свидетельству историков, корпоративная организация производства в городах Западной Европы имела для горожан чрезвычайно важные с точки зрения социального включения последствия. Любой ремесленник или член цеховой организации оказывался полностью связанным корпоративными установками, которые регламентировали не только производственную, но часто и семейную жизнь. Вместе с тем в рамках корпорации существовали взаимное уважение и выручка, подкреплявшиеся постоянством занятий.

    В дореволюционной России подобные профессиональные корпорации просто не успели устойчиво сложиться, хотя они, безусловно, существовали в больших городах. Интересно, что подпитывались они миграционными процессами, где землячества играли роль социализирующих и профориентирующих структур. Многократные преобразования социальной структуры в России в течение XX в. не дали сложиться естественным механизмам социального включения, которые веками формировались в европейских городах. К тому же множество исторически сложившихся российских городов постепенно хирело, а страна с энтузиазмом строила новые города на краю Земли (т.е. за пределами «дома»), часть из которых сегодня также пришла или приходит в упадок. Поэтому в литературе отмечается, что социум приобрел черты «перекати-поля», а люди - психологию бездомных, живущих на государственной земле, в ничейном пространстве, а не в собственном обустроенном доме. Отчуждение начинается сразу за дверыо собственной квартиры или за дверью подъезда. Состояние дворов, улиц и других общих пространств свидетельствует о том, что люди чувствуют себя абсолютно непричастными к ним, полностью выключенными и безразличными. Вспоминается О. Шпенглер, писавший о новом кочевнике, современном варваре, обитателе больших городов (античные греки варварами называли всех тех, кто не был жителями их городов- полисов) .

    Если систематизировать изменения социальной среды и способов взаимодействия с ней, которые отличают урбанизированную, внеприродную среду от природной среды небольшого поселения, мы получим следующие особенности.

    • 1. Дифференциация и концентрация различных видов деятельности, потенциально доступных каждому человеку и возможность не только выбора, но и смены их.
    • 2. Дифференциация и концентрация социальных взаимодействий, их разнообразие и опять-таки возможность выбора среди потенциально бесконечного разнообразия.
    • 3. Изменение формы социальных взаимодействий с преимущественно личной, неформальной на безличную, формализованную, анонимную, функционально-ролевую.
    • 4. «Лихорадочный» или стрессогенный темп и ритм взаимодействий, заданный концентрацией видов деятельностей, тиранией искусственного, «темперированного» времени часов, расписаний и т.п.
    • 5. Отказ или пренебрежение общими, старыми традициями для более свободного индивидуального самовыражения, индивидуализация стиля и образа жизни вплоть до отказа от такой традиционной формы общности, как семья с детьми.
    • 6. Сосуществование индивидуальных стилей жизни, взаимодействие разнообразных культур и акцентирование терпимости вплоть до безразличия к общепринятым нормам.
    • 7. Изменение характера взаимодействия с освоенной средой, с «домом», потому что проектирование и строительство дома поручается «квалифицированным специалистам», а человек помещается в заданную среду, как «атом в пустоту». С этой точки зрения практику сдачи домов под заселение без внутренней отделки следуют приветствовать, поскольку она дает возможность людям освоить среду и стать хозяевами своего дома-квартиры, - жители таких квартир получают возможность контроля над своей средой.

    Все это привело к тому, что освоение многих искусственных сред становится все более трудным для человека. Это касается и среды государства вследствие неразвитости гражданско-правовых отношений в России; среды рынка в силу несформированности слоя мелких собственников и предпринимателей и других сред. Говоря о любых типах сред, мы должны учитывать доступность их для освоения человеком, способность самого человека контролировать изменение среды.

    У населения России в историческом подсознании лежит устойчиво структурированное и функционально определенное природное пространство, в котором локализован дом с окружающей «внеприродной» средой. В условиях города локализована как раз природная среда, а основное окружение - непривычная, чуждая социокультурная среда, «джунгли большого города», в борьбе с которыми живет неукорененный российский горожанин. Этот переход из простой, предсказуемой и устойчивой среды в сложную и отчужденную среду современного города очень драматичен. (Примером того служит замерзающие из-за неисправных коммуникаций многоквартирные дома в небольших городках России. Сами жители летом не могут заменить, заварить пострадавшие трубы, коммуникации или хотя бы принять в этом участие, потому что они не хозяева этого.) Чтобы часть города была домом, т.е. освоенной средой, люди должны знать, что они могут (должны) в этой среде делать. Они должны ее по-настоящему освоить, сделать «своей». Недаром «граффити», которых предостаточно в чистых западных городах, некоторые исследователи считают закономерной формой освоения - одомашнивания городской среды молодежью. Значительная часть современной социальной работы по развитию сообществ заключается в работе социального менеджера, находящего точки приложения усилий местных жителей - расчистка грязного двора, озеленение лестницы, строительство спортивной площадки и т.д. Таким образом, формируется понятие своей среды, образ Дома, в строительстве которого принимал участие каждый житель квартала, микрорайона и т.д. Россиянам этот путь только еще предстоит пройти.

    2.2.2. Среда всегда характеризуется определенными ресурсами , нужными человеку для удовлетворения его потребностей. Ресурсы могут быть материальными и нематериальными. Материальные ресурсы часто важны для доступа к нематериальным: информационным, юридическим, медицинским и т.п. Но помимо самих ресурсов не меньшее значение имеет еще и доступ клиента к этим ресурсам. Известно, что в современном обществе крайне неравномерно распределяются не только материальные блага, но и власть, престиж, уважение, доступ к различным услугам. У клиентов социального работника часто перекрыты именно каналы доступа к этим ресурсам и услугам. Часто ресурсы в среде имеются только потенциально. Например, в среде местного территориального сообщества (городского, районного, квартального, муниципального образования) всегда есть такой неиспользованный резерв, как активность самих жителей. Но, для того чтобы привести этот резерв в действие, требуется активизация социального участия этих жителей, пробуждение их инициатив, что может сделать профессионал - социальный работник. Свои неиспользованные резервы имеются в среде образовательных учреждений, семьи и других средах.

    Но социальная среда не только предоставляет ресурсы, но и таит в себе определенный риск для людей. Скажем, человек может стать клиентом в результате неблагоприятных условий социальной среды (получить травму и стать инвалидом, лицом с девиантным поведением и т.д.). Причем жертвы неблагоприятных условий среды можно разделить на реальные и потенциальные . Реальные клиенты - это люди с психосоматическими дефектами и отклонениями, инвалиды; потенциальные клиенты - дети, родившиеся в семьях с низкими экономическими, моральными, культурными уровнями, мигрантов и т.п.

    2.2.3. Существует достаточно много объективных факторов , превращающих человека в жертву неблагоприятных условий среды, т.е. клиента социальной работы. Это, во-первых, суровые природно-климатические условия региона, страны, местности, геопатогенные зоны, экологические загрязнения различного плана, которые могут оказывать негативное влияние на развитие человека, его поведение, повышая не только риск заболеваемости, но и уровень криминального, антисоциального поведения (стимулируя развитие наркомании, алкоголизма, самоубийств и т.п.). Во-вторых, нестабильность в обществе, что характерно для обществ переходного периода. Исследователи подчеркивают, что стремительная экономическая, политическая и идеологическая переориентация в России привела к потере индивидуальной и социальной идентичности у разных групп населения, особенно старших, и к формированию у младших поколений принципиально иных, новых ценностных ориентаций, что в комплексе приводит к росту «жертв» среди старших, средних и молодых групп населения.

    В результате возросло и число разных типов жертв неблагоприятных условий социализации (правонарушители, наркоманы, проститутки, бомжи, нищенские слои населения) . В-третьих, группа сверстников с антисоциальной направленностью (особенно в подростковом и юношеском возрастах). В-четвертых, семья, когда, например, склонность к асоциальному образу жизни, противоправному поведению может передаваться по наследству.

    В общем, к среде следует относиться как к источнику различных рисков, а не только ресурсов, она может быть как развивающей, так и разрушающей человека. Если возможности рисков в ней доминируют над возможностями получения ресурсов, если она не предоставляет возможностей для развития человека, стимулируя у него только появление асоциальных качеств, то такая среда - именно разрушающая. Развивающей среда будет, если:

    в ней представлены в требуемом балансе как риски, так и способы адаптации к ним;

    • - есть необходимые ресурсы для позитивного развития человека и удовлетворения его потребностей;
    • - человек имеет доступ к этим ресурсам;
    • - среда характеризуется разнообразием, богатством стимулов; человек включается в эту среду добровольно и активно, на основе

    своих мотивов и способностей (что отвечает его самости), а не под внешним давлением;

    характеристики среды не провоцируют превращение его в пассивного клиента или только потребителя услуг;

    Средой формируется социальный заказ на личностные качества человека;

    взаимодействия человека и среды строятся на основе взаимной открытости человека и среды, их взаимозаинтересованности;

    Освоение среды для человека посильно, доступно, или при возникновении сложности для человека оно регулируется специальным посредником, так что человек видит от этого посредничества пользу для себя (он ощущает, что повышается его социальная компетентность);

    сложились такие регуляторы взаимодействия человека и среды, как право, мораль, профессиональная деятельность социального работника и т.д. Компоненты социальной среды могут быть сильно или слабо связными. Сильная связность говорит о прочности среды, слабая - о ее непрочности.

    Всякая среда имеет ряд общих характеристик, среди которых можно указать на:

    • меру стабильности/нестабильности среды ;
    • наличие ресурсов среды (материальные/нематериальные)",
    • возможность доступа клиента к этим ресурсам ;
    • рискогенность среды для клиента",
    • скрытые резервы среды,
    • доступность среды для освоения клиентом (возможность его прямого взаимодействия с ее компонентами );
    • разнообразие возможностей и характеристик среды (создающее базу для роста человека)
    • мера открытости среды для человека , востребованность человека средой ;
    • способ включения человека в среду: добровольный (на основе преимущественно личных мотивов и способностей) или жестко принудительный ;
    • наличие/отсутствие посредников между человеком и средой ;
    • тип отношений среды к человеку и наоборот (от разрушающего до полностью отвечающего взаимным потребностям).
    • 2.2.4. На какой из этих характеристик целесообразно делать акцент, зависит от целей, стоящих перед социальным работником, а также от специфики самой жизненной ситуации клиента. В любом случае обобщенный портрет плохой среды в соответствии с приведенными общими характеристиками сводится к тому, что это среда со слабыми (в лучшем случае ограниченными) ресурсами для клиента, трудностями доступа и к этим ограниченным ресурсам, высокой вероятностью превращения человека в жертву условий среды, повышенной нестабильностью, непредсказуемостью протекающих в ней событий (что порождает трудности в адаптации к ней клиента, фрустрацию, невротизацию клиента), бедностью среды стимулами (что ограничивает возможности его самореализации), трудностью освоения клиентом (и как итог его плохим самочувствием в условиях этой среды) или принудительностью его включения в эту среду и т.д. Соответственно хорошей будет среда, характеризуемая достаточно высоким уровнем стабильности (что важно для успешной адаптации клиента), наличием необходимых ресурсов и возможности доступа к ним со стороны клиента, отсутствием опасности превращения его в жертву, разнообразием стимулов (что создает возможности для его развития), налаженностью взаимообмена между клиентом и средой, легкостью освоения клиентом (и соответственно его хорошим психологическим самочувствием в условиях этой среды), добровольностью включения его в эту среду и т.д.

    Сказанное можно проиллюстрировать на примерах. Если среда в семье, образовательном учреждении, территориальном сообществе достаточно стабильна, устойчива, имеет необходимые ресурсы, при том, что эти ресурсы доступны человеку, если в этой среде развиты средства адаптации к различным рискам и она предоставляет необходимые возможности для конструктивного развития человека, характеризуется разнообразием стимулов и т.д., то можно считать такую среду благополучной. И, действительно, стабильность требований, предъявляемых к детям в семье, школе - очевидное условие успешности их воспитания. Нестабильность же, привносимая разводами родителей или противоречивыми требованиями со стороны родителей, тормозит успешность воспитания. Наличие разнообразных ресурсов - также очевидное условие успешности достижения семьей, школой своих воспитательских целей. При этом ресурсы должны быть доступными детям. Для школы на первый план часто выступают такие материальные ресурсы, как обеспеченность ее помещениями, компьютерами, учебниками и т.д. Для семьи наиболее приоритетным ресурсом выступает духовный ресурс: любовь к детям и забота о них.

    Богатство, разнообразие ситуаций, развивающих сред в семье, школе делает их интересными, привлекательными для детей. Однообразие же среды в таких специфических учреждениях, как детский дом, приют (вообще любое закрытое учреждение), негативно сказывается на развитии детей, подростков.

    Необходимо, однако, подчеркнуть, что акцент в семье, школе на одних материальных ресурсах часто приводит к тому, что общение в этих средах обедняется. Семья при такой ориентации оказывается замкнутой только на проблемах собственного выживания, дети растут в атмосфере ущербного, порожденного нынешней трудной ситуацией общения (они слышат разговоры только о деньгах, материальных трудностях родителей, у которых не хватает времени на их духовное воспитание, приобщение к культуре). Духовный ресурс оказывается неиспользованным вовсе.

    Разумеется, семья, школа должны быть заинтересованы в ребенке, готовы его принять, окружить заботой, вниманием, адаптироваться к нему, его особенностям (чего так часто не хватает). Есть, как говорилось, даже семьи с «ненужными», «лишними» детьми. Вообще самые разнообразные среды часто не готовы к включению в них человека, не способны адаптироваться к появлению человека, характеризуются определенным эгоизмом, стремятся «подмять» иод себя человека. И среды можно дифференцировать по степени готовности/нсготовности к такому включению в них человека. Уже поэтому включающийся в них человек часто нуждается в посреднике - социальном работнике, помогающем ему в таком освоении среды, вхождении в нее.

    В принципе социальная среда должна максимально способствовать процессу реализации потенциала человека, адаптации его к требованиям общества. Здесь возникают, конечно, нелегкие вопросы: что такое наиболее благоприятная развивающая среда для ребенка или пожилого человека, в чем вообще ее особенности для каждого этапа жизненного пути, как ее наполнить конкретным содержанием применительно к этапу младенчества, подросткового, юношеского и тем более старческого или взрослого возраста.

    С точки зрения теории важно подчеркнуть, что надо ставить вопрос о конструировании благоприятных развивающих сред, специфичных для каждого возрастного периода. Именно вопрос об этих средах составляет сердцевину разработок по проблеме создания «достойных человека условий жизни» (плохо проясненной в концептуальном плане). В практическом плане эта задача пересекается с задачей разработки социальных стандартов и нормативов деятельности социальных служб.

    Часто социальная среда, как уже говорилось, заполнена стимулами, создающими угрозы развитию, способными превратить человека в кли- ента-жертву. Информация о наркотиках, реклама алкоголя, сигарет, соответствующие искусы для подростка стали уже неотъемлемыми чертами современной городской среды. В ней же для подростка представлена и возможность вступления в тоталитарные секты, приобщения к различным преступным группам. Все эти риски как бы программируют подростка на роль возможной жертвы, клиента социального работника. Разумеется, эти компоненты среды действуют на человека лишь при условии неразвитости его сознания, инфантилизме. Ориентация на «престижные» предметы потребления характерна для многих подростков. Перед социальным работником первоочередной становится задача оздоровления среды, снижения ее рискогенности через изменение организации среды, насыщение ее развивающими, а не разрушающими стимулами, профилактику наркомании, молодежной и подростковой преступности.

    При опросах подростки часто говорят о том, что они предпочитают проводить свое свободное время не в собственном, а в других районах; ощущают недостаток спортивных секций и кружков, подростковых клубов, в общем, называют много причин, формирующих у них негативное отношение к своему району проживания. Такая ситуация - сигнал для переосмысления местной социальной политики по отношению к молодежи, побуждение к формированию позитивных программ по созданию на территории района более привлекательной среды для подростков. Одновременно это и оценка деятельности местной власти со стороны этой группы населения.

    2.2.5. Иные проблемы с оптимизацией среды возникают в отношении человека пожилого. Пока пожилые люди живут в условиях среды, созданной преимущественно для взрослых здоровых людей. Пожилому человеку часто трудно воспользоваться транспортом - в него трудно войти, ступеньки слишком высоки и г.д. Порой не хватает скамеек у парадных дома, чтобы просто посидеть, пообщаться. Не в российских традициях и не в материальных возможностях пожилых людей регулярное посещение ими кафе, ресторанов. Современная городская среда отводит все меньше и меньше места человеку вообще и пожилому человеку в особенности (сокращается число удобных мест отдыха, уменьшается количество зеленых насаждений, скверов и т.д.). В общем, встает масштабная задача проектирования силами местной власти жизненной среды под потребности и интересы людей, а не автомобилей. На этом пути придется преодолеть еще определенные стереотипы, а именно - мнение, что такого рода деятельность - это нечто второстепенное; власть может функционировать, не учитывая потребностей разных групп населения.

    Разумеется, в практике формирования городской среды помимо негативов есть уже и позитивы. Их пример - создание пешеходных зон в центрах городов. Пешеходная зона открывает возможность возврата к первоначальному смыслу передвижения по зоне. Пешеходная зона позволяет любому человеку расслабиться, сконцентрировать свое внимание на архитектуре зданий, посидеть, отдохнуть. Сидение не есть только пустое времяпрепровождение или отдых. Это одновременно способ созерцания, единения со средой и демонстрация автономной (независимой) позиции, «способ передвижения» для престарелых людей. Значительная часть пожилых, как правило, избегают многолюдных городских улиц и площадей. Другими стимулирующими элементами городского пространства являются его малая архитектура, деревья, текущая вода. Подобного рода компоненты создают впечатление «одомашненности среды», укрепляют чувство безопасности людей. Создание соответствующих локализованных пространств, уютных уголков может рассматриваться как перспективное направление деятельности в муниципальной социальной работе. На эти аспекты указывается в «Лекциях по технологии социальной работы» под ред. Е. И. Холо- стовой (Ч. III. М., 1998. С. 57). О том, какой потенциал для оздоровления, омоложения пожилого человека способна нести в себе окружающая среда, показывает яркий эксперимент Э. Ленджер и ее коллег по Гарварду . Они решили изменить среду, окружающую людей в возрасте 75 лет, переструк- турировав ее на среду, которая была на 20 лет раньше, погрузили их в обстановку 20-летней давности. Эксперимент длился всего неделю, но результат погружения пожилых в такую более «молодую» среду удивителен: удалось повлиять на сам процесс старения людей (обострить зрение и слух, увеличить мускульную силу, улучшить память, даже повысить уровень интеллекта). Подобного рода результаты внушают оптимизм. Вывод, впрочем, и без того ясен: изменяя среду, превращая ее в более комфортную, отвечающую глубинным интересам человека, можно добиться многого.

    Сложилось так, что на основе преобладающего типа социальной среды, как говорилось, выделяются и отдельные направления в социальной работе. Такой подход, однако, не учитывает целостного характера структуры «человек - среда - регуляторы их взаимодействия», базируется только на одном, хотя и важном, ее компоненте - среде.

    • 2.2.6. Для теории социальной работы важен вопрос о типах взаимоотношений, возможных между человеком и средой в принципе. Дело в том, что эти соотношения могут быть весьма различны - от крайне неблагоприятных (человек - жертва среды) до очень благоприятных для человека. Иначе говоря, социальная среда может как полностью подавлять, блокировать развитие человека, превращая его в клиента-жергву, так и полностью способствовать удовлетворению всех его потребностей и процессу развития человека. Перечислим некоторые типы соотношений человека и среды.
    • 1. Полное несоответствие человека и среды. Среда превращает человека в клиенга-жертву, что может проявляться на самых разных этапах жизненного пути. Но его исходная форма четко обнаруживается уже в самом начале жизни, когда новорожденный младенец оказывается не нужен ближайшей среде, в семье его не ждали, он не востребован, «лишний». Процент «ненужных» детей, как известно, весьма значителен. Следует сразу включать «защитные» возможности социального работника или изымать их из такой среды, запуская в действие механизм правовой защиты ребенка. Во всяком случае, требуется поиск средств и механизмов включения ребенка в соответствующие его возрасту среды.

    Но человек может и заканчивать жизнь в условиях такой неблагоприятной, разрушающей его среды. Так, исследования показывают, что пожилые одинокие люди в условиях социальных домов для одиноких пожилых часто нс всегда оказываются в благоприятной среде. Вопреки первоначальным ожиданиям, среда в условиях социальных домов для одиноких пожилых может изолировать человека от общества, замыкать в своем переживании старости. Если же социальный дом вписан в жизнь городского квартала, то он увеличивает разнообразную содержательную жизнь, не ограничивает числа социальных ролей старых людей.

    Возможна и обратная ситуация, когда среда выступает жертвой людей. Например, те же разрисованные, обшарпанные лифты, лестницы, подъезды, превращенные в подобие помойки, залитые водой подвалы и т.д. Примеров такого отношения к городской среде со стороны человека можно привести множество.

    Социальная работа ориентирована прежде всего на изменение того, что складывается при неадекватных типах взаимоотношений человека и среды. Нужны, разумеется, в первую очередь технологии защиты человека от воздействия разрушающих его сред. Адаптация человека к ним невозможна в принципе. Поэтому важны средства соответствующей социальной диагностики, чтобы сначала выявить такие среды.

    • 2. Частичное соответствие человека и среды. Социальная среда современного российского социума сейчас требует от большого числа людей повышенной инициативности, предприимчивости. Но большинство людей соответствуют этому требованию лишь «частично», возможно, только начали формировать у себя эти качества, многие к ним вообще не способны. Бывает также частичное соответствие человека и профессии и т.д.
    • 3. Полное соответствие человека и среды. В этом случае среда развивает потенциал человека (например, обоснованный выбор человеком профессии, счастливый брак, разнообразящие жизнь увлечения и т.д.).

    Разумеется, социальный работник чаще имеет дело со случаями полного несоответствия или частичного соответствия человека и среды. В случае полного несоответствия (наиболее часто встречаемого в практике социальной работы) для предотвращения превращения человека в клиента-жертву требуются технологии радикального преобразования ситуации, выведения человека из-под влияния этой среды, подбора ему другой среды, отвечающей возрастным, личностным, социальным характеристикам.

    Наиболее продуктивное взаимодействие человека со средой, как говорилось, возможно только если между ними сложились отношения взаимного обмена: среда удовлетворяет основные потребности человека, а человек, в свою очередь, своей деятельностью поддерживает существование среды. В этом смысле говорилось об их взаимной предполагаемое™, взаимной полезности. Разумеется, это отношение взаимной полезности наиболее представлено на этапе взрослости человека, нахождения его на этапе продуктивной деятельности. Нельзя требовать «полезности» от пенсионеров, инвалидов, детей.

    • Собрание законодательства Российской Федерации. Ст. 3.
    • 2 См.: Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.
    • Социальная работа / под общ. ред. В. И. Курбатова. Ростов н/Д, 1999.
    • Кузнецова Т. 10. Социальная адаптация выпускников детских домов: каид. дис. СПб.,2003.
    • Чопра Л. Нестареющее тело, вечный дух. М., 1994.

    англ. environment social; нем. Milieu, soziales. 1. Совокупность материальных, экон., соц., полит, и духовных условий существования, формирования и дея- тельности индивидов и соц. групп. Различают: макросреду - социально-экон. систему в целом и микросреду - непосредственное соц. окружение. 2. Часть окружающей среды, состоящая из взаимодействующих индивидов, групп, институтов, культур и т. д.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    Среда социальная

    совокупность социальных условий жизнедеятельности человека, оказывающих влияние на его сознание и поведение. Понятие «С. с.» является видовым отличием более общего понятия «среда», в содержание которого включают совокупность всех условий, окружающих вещь, растение, животного или человека и непосредственно или косвенно воздействующих на них. Влияние или воздействие на чтолибо или кого-либо выступает конституирующим признаком среды, поскольку она всегда предполагает нечто, по отношению к чему существует. Условия, окружающие, но не оказывающие никакого воздействия на вещь, растение, животного или человека, в их среду не входят. Относительный характер среды, специфика ее проявлений определяются не только различием в свойствах и составе образующих ее элементов, но также и особенностями того, что она окружает, с чем взаимодействует. Так, для животного воздействие окружающего мира структурируется в соответствии с его наследственно-биологической организацией и вытекающим из нее инстинктивным, биологическим отношением к природе. Что же касается человека, то здесь структуроформирующим фактором среды выступают не его биологические качества, а осуществляемые им формы предметно-практической и духовной деятельности, а также те общественные отношения, в рамках которых они реализуются. В этом случае к С. с., понимаемой как среда человека, должны быть отнесены экономические, политические, социальные и духовные условия и отношения, территориальные и другие социальные общности и объединения в той мере, в какой они стихийно или целенаправленно, прямо или косвенно воздействуют на сознание и поведение личности. С. с. обладает многоплановой структурой и в зависимости от критериев членения представляет собой либо совокупность сфер общественной жизни, либо систему социальных институтов или социальных групп н т. д. Вместе с тем среду можно рассматривать и как единство общего, особенного и единичного. Две крайние формы проявления С. с. определяют как «макросреду» и «микросреду». Под макросредой понимают общую С. с. К ней относятся те факторы, которые, воздействуя на общество в целом, представляют собой предпосылки и условия жизнедеятельности, общие для всех его членов. Это прежде всего производительные силы, материальные и идеологические отношения, классы и социальные слои, нации, производственные, государственно-политические и другие общественные организации, система общественного просвещения и воспитания, средства массовой информации и т. д. Наряду с перечисленными условиями в структуре С. с. по признаку «непосредственность контакта» выделяют социальные сферы, где личность проявляет себя в своем индивидуальном поведении и которые служат связующим звеном в отношениях личности и общества. Это звено образует тот неповторимый, характерный лишь для данного индивида комплекс материальных, духовных и личностных факторов, который и определяют как микросреду. Ее важнейшими структурными компонентами являются: первичный трудовой или учебный коллектив (бригада, участок, школьный класс, студенческая группа), партийная, профсоюзная, комсомольская и др. общественные организации по месту работы, учебы или жительства, неформальные объединения по интересам и т. д. Характер влияния микросреды на формирование личности определяется не только общими социальными условиями, но и в значительной мере зависит от особенных или региональных условий (город, село, поселок). Как показывают результаты социологических исследований, социально-поселенческие различия существенно сказываются на материальных и духовных условиях жизни людей, на формах их поведения и общения.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Реферат: Социальная среда человека

    • Введение

    Введение

    Социальная среда - окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности. В широком смысле (макросреда) охватывает обществ. - экономическую систему в целом - производит. силы, совокупность общественных отношений и институтов, общественное сознание, культуру данного общества; В узком смысле (микросреда), будучи элементом социальной среды в целом, включает непосредственное социальное окружение человека - семью, трудовой, учебный и другие коллективы и группы. Социальная среда оказывает решающее воздействие на формирование и развитие личности. В то же время под влиянием творческой активности, деятельности человека она изменяется, преобразуется, и в процессе этих преобразований изменяются и сами люди.

    Социально-психологические явления возникают при взаимодействии социальной среды, личности и группы. Поэтому при их изучении необходимо прежде всего составить себе достаточно четкое представление о социальной среде, о личности и группе как субъектах этих явлений и об общих условиях их взаимовлияния и взаимодействия.

    Социальная среда - это все то, что окружает человека в его социальной жизни, служит объектом его психического отражения - либо непосредственного, либо опосредствованного результатами труда других людей. Воздействие обширной совокупности социальных факторов человек испытывает на протяжении всей своей жизни. Все они, вместе взятые, составляют социальную среду личности. Но для обозначения социальных факторов, определяющих общественную жизнь, в марксизме применяется понятие "общественно-экономическая формация", зачем же еще понятие "социальная среда"? Рассмотрим соотношение этих понятий.

    Социальная среда и общественно-экономическая формация

    Понятие социальной среды обозначает конкретное своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития. Этим оно отличается от понятия общественно-экономической формации и дополняет его. Понятие социальной среды характеризует не сущность общественных отношений, а их конкретное проявление. Капитализм как общественно-экономическая формация подчиняется одним и тем же социально-экономическим законам. Но, проявляясь в специфически особенных формах, действие этих законов создает конкретную социальную среду, отличающуюся от другой социальной среды. Именно в такой конкретной социальной среде и действуют личности и группы. Причем если исторические личности и большие группы (классы, нации) действуют в широкой социальной среде, то сфера действия малых групп и входящих в них личностей - микросреда, непосредственное социальное окружение.

    Конкретная социальная среда выступает в психологическом аспекте как совокупность отношений личности и групп. Отношения социальной среды и личности имеют довольно значительный момент субъективности. Если класс не может менять своего места в общественно-экономической формации, не уничтожая себя как класс, то личность может менять свое место в социальной среде, может переходить из одной социальной среды в другую и тем самым конструировать в определенной мере свою социальную среду.

    Конечно, мобильность личности в социальной среде не является абсолютной, она ограничивается объективными рамками общественно-экономических отношений, классовой структурой общества. Тем не менее активность личности, особенно по отношению к избираемой ею микросреде, нельзя недооценивать. Практическое значение этого вопроса обнаруживается, в частности, при анализе причин преступности.

    Социальная среда по отношению к личности имеет сравнительно случайный характер. Эта случайность особенно велика в психологическом плане, поскольку характер и особенности определенных личностей накладывают свой отпечаток на их взаимоотношения. Но и эта случайность проявляется только до определенных пределов. Она ограничивается необходимостью отношений, обусловленных определенным общественно-экономическим строем.

    Следует учитывать, что общественно-экономическая формация является высшей абстракцией системы общественных отношений, где фиксируются только глобальные черты. В социальной среде эти элементы общественно-экономической формаций оживляются самыми различными аспектами: демографическими, этническими, психологическими, индивидуальными. Поэтому структура социальной среды кажется более запутанной и более усложненной, чем строго логическая структура общественно-экономической формации.

    Структура социальной среды не может быть полным аналогом структуры общественно-экономической формации, ее зеркальным отражением. Факторы этнического порядка, например принадлежность к народности, нации, той или иной этнической группе, а также производные факторы этнического сознания, действуя совокупно, составляют неотъемлемые элементы социальной среды. Вместе с тем элементы, непосредственно связанные с общественно-экономической формацией, оказывают определяющее влияние на социальную среду. Система объективно-общественных отношений составляет как бы каркас, на котором располагаются малые группы и личности. Место группы на этом каркасе и определяет в главном социальную среду личности.

    Таким образом, социальную среду в первом приближении можно определить по типу общественно-экономической формации. Так различается социальная среда, характерная для первобытно-общинного, рабовладельческого, феодального, капиталистического и социалистического строя. Также различается и характер влияния определяемой таким образом социальной среды на личность и группу. Мы с негодованием говорим, например, о феодально-байских пережитках в социалистической действительности. Мы гневно клеймим современные факты работорговли и рабовладения, понимая, что они отнюдь не бесследно проходят для сознания тех, кто живет в условиях подобной социальной среды в некоторых зарубежных странах.

    Классовый характер социальной среды

    Внутри видов социальной среды, различаемых по типу общественно-экономической формации, следует различать виды в зависимости от места группы в структуре формации. Здесь прежде всего различают классовую социальную среду по ее месту в исторически определенной системе общественного производства. Так, мы различаем буржуазную социальную среду, пролетарскую социальную среду и т.д. Поскольку любой социальный класс неоднороден по своему составу и подразделяется на определенные слои, то каждый слой имеет свои, характерные для него особенности социальной среды. Это дает внутриклассовые подразделения социальной среды. Кроме того, имеется социальная среда так называемых деклассированных элементов. Для каждого из отмеченных видов социальной среды характерны определенные психологические черты, накладывающие свой отпечаток на личность и группы людей.

    Наконец, существует группа признаков, помогающая выделить тип социальной среды по разделению труда. Более или менее четко различаются городская среда и деревенская среда; социальная среда, для которой характерен физический и умственный труд, различные виды деятельности - производственной, политической, юридической, научной, художественной со всеми вытекающими из этого разделения особенностями бытия людей.

    социальная среда разделение труд

    Все эти признаки составляют конкретные характеристики социальной среды, воздействующие на индивидуальные качества личности, накладывающие свой отпечаток на их отношения.

    С проблемой социальной среды тесно связана проблема образа жизни личности, малой группы. Социальная среда есть сложная совокупность отношений. Однако личность может быть вовлечена с различной степенью активности в эти отношения. Совокупность практических отношений к социальной среде и составляет образ жизни личности. Подробнее об образе жизни будет сказано далее. Сейчас же подведем итоги.

    Итак, общественно-экономическая формация в ее исторической, демографической, географической и этнической конкретности формирует данную социальную среду, порождающую тот или иной образ жизни и вслед за этим образ мышления и чувствования.

    Следовательно, общественно-экономическая формация - социальная среда - образ жизни - личность - такова принципиальная схема процесса проникновения общественных отношений в отношения человека к другим людям, социального в индивидуальное, путь социализации личности.

    Мало сказать, что социальная среда формирует личность, как говорили французские материалисты XVIII в. Надо провести эту связь дальше - до общественно-экономической формации, способа производства, как это делает марксизм. "Мы, - писал Г.В. Плеханов, - не только говорим, что человек со всеми своими мыслями и чувствами есть продукт общественной среды; мы стараемся понять генезис этой среды". Делая вывод, что в конечном счете "свойства социальной среды определяются состоянием производительных сил в каждое данное время", Плеханов поясняет: "Всякая данная ступень развития производительных сил необходимо ведет за собою определенную группировку людей в общественном производительном процессе, т.е. определенные отношения производства, т.е. определенную структуру всего общества. А раз дана структура общества, нетрудно понять, что ее характер отразится вообще на всей психологии людей, на всех их привычках, нравах, чувствах, взглядах, стремлениях и идеалах".

    Понятие социальной среды широко используется современной буржуазной социологией и социальной психологией. Однако социальная среда по преимуществу понимается ими как культурная среда, без связи ее с производственной деятельностью людей, с социально-классовой структурой общества, что приводит в конечном итоге к идеалистическому истолкованию роли социальной среды в формировании личности.

    В результате:

    Социальная среда - это все то, что окружает человека в его социальной (общественной) жизни. Это, в первую очередь, семья, одноклассники, сверстники по двору и так далее. В процессе всей жизни человек испытывает воздействие социальных факторов. По отношению к здоровью человека отдельные факторы могут быть безразличными, могут оказывать благоприятное действие, а могут наносить вред - вплоть до смертельного исхода.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Теоретические основы диагностики социальной среды. Понятие социальной среды и система социальной защиты детей в России. Методы диагностики социальной среды. Исследование социальной среды Православного детского приюта "Рождественский" в Калужской области.

      дипломная работа , добавлен 14.02.2010

      Иерархическая структура личности согласно модели психического аппарата в работе З. Фрейда "Я и Оно". Социальная среда как источник возникновения всех специфических человеческих свойств личности. Роль государства в становлении и развитии личности.

      доклад , добавлен 25.05.2014

      Проблема личности в социологии и философии. Социально-деятельностная сущность человека. Физическая, социальная и духовная личность. Взаимодействие личности и общества. Влияние социальной роли на развитие личности. Институционализированные социальные роли.

      контрольная работа , добавлен 27.01.2012

      Личность. Развитие личности ребенка под влиянием факторов окружающей среды. В сложном процессе формирования личности участвуют многие физические, биологические и социальные факторы.

      реферат , добавлен 11.06.2006

      Изучение Карен Хорни воздействия окружающей социальной среды на формирование личности. Чувство беспокойства и стремление к безопасности как основа мотивации человека. Структура невротической личности. Деятельность специалиста по социальной работе.

      эссе , добавлен 05.05.2014

      Социальная работа как явление общественной жизни. Исторические корни структурной социальной работы. Регуляция правовых и экономических отношений человека с обществом. Взаимосвязь социальной работы с другими науками. Суть парадигм социальной работы.

      реферат , добавлен 13.10.2008

      Особенности, функции, задачи и принципы социальной политики. Административная реформа в РФ и её влияние на формирование и реализацию социальной политики государства. Социальная сплоченность общества и права человека, прогноз социальной ситуации в России.

      курсовая работа , добавлен 29.03.2015

      Личность как социальная единица, существующая в том или ином обществе; социальная среда. Процесс социализации личности: сущность, динамика, стадии, способы и средства. Роль личности в развитии общества, ее формирование и целенаправленное воспитание.

      контрольная работа , добавлен 23.11.2010

      Понятие личности в социологии. Соотношение биологического и социального в формировании личности. Процесс вхождения человека в общество, его социализация и социальная адаптация, приспособление индивида к социальной среде. Социальный статус личности.

      контрольная работа , добавлен 25.04.2009

      Тема человека и личности как одна из ключевых тем в социологии. Системные свойства человека. Социальная роль и статус личности. Социализация как процесс освоения личностью правил, господствующих в данном обществе. Социальная типология личности.