Святые петр и феврония. Кто такие Пётр и Феврония Муромские: история их вечной любви

Сведения о Петре и Февронии известны нам из «Повести о Петре и Февронии Муромских» - одной из вершин древнерусской литературы XVI века. Ее составителем в связи с канонизацией Петра и Февронии по заказу митрополита Макария (ок. 1482 - 1563 гг.) был инок Ермолай-Еразм (1500-е - середина XVI века). Согласно «Повести», за несколько лет до княжения Петр убил огненного змея, но от крови змея заболел проказой, от которой никто не мог его вылечить. Князю во сне было явлено, будто его может исцелить дочь «древолазца» (бортника), добывавшего дикий мед, Феврония, крестьянка деревни Ласково Рязанской земли. Феврония в качестве платы за лечение пожелала, чтобы князь женился на ней после исцеления, и князь дал обещание жениться на ней. Феврония исцелила Петра, однако он не сдержал своего слова, поскольку Феврония была простолюдинкой. Но в процессе лечения Феврония намеренно не залечила один струп на теле князя, из-за чего болезнь возобновилась; Феврония вновь вылечила Петра, и он был вынужден жениться на ней. Когда Петр наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания, заявив ему: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром». Князь взял Февронию, и на двух кораблях они отплыли по Оке. В Муроме после этого началась смута, многие стали незаконно претендовать на освободившийся престол, начались убийства. Тогда бояре попросили князя с женой вернуться. Князь и княгиня вернулись, и Феврония в дальнейшем сумела заслужить любовь горожан. В преклонном возрасте, приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давыд и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час. Сочтя погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе.

Почитание святых Петра и Февронии

Днем церковного почитания святых Петра и Февронии является 8 июля (25 июня ст. ст.). Указание летописей на то, что преставление князя Давыда и княгини Евфросинии и их погребение выпали на Светлую Седмицу 1228 года, вызывает спор несоответствия времени смерти и даты церковного почитания. Согласно церковной богослужебной традиции, существует два случая поминовения святых - в день их кончины и в день перенесения их святых мощей. В «Повести» речь однозначно идет о дате кончины:

…предаста вкупе святыя своя душа в руце божии месяца июня в 25 день.

Было высказано предположение, что с датой 25 июня, днем святой преподобномученицы Февронии Сирской, связано перенесение мощей святых князя и княгини из обветшавшего Борисоглебского кафедрального собора в недавно обновленный собор Рождества Богородицы на Воеводской горе, где мощи находились до советского времени. Собор был снесен в конце 1930-х годов. Погребены были святые супруги в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведенной над их мощами по обету царем Иоанном Грозным в 1553 году. После установления советской власти, в 1921 году, мощи были увезены в местный музей, где были выставлены для всеобщего обозрения. С 1992 года мощи открыто почивают в соборном храме Свято-Троицкого монастыря в Муроме.

--------
Библиотека Русской веры

Тропарь и кондак святым Петру и Февронии

Тропарь, глас 8

Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси, добре во благочестии пожив, блаженне Петре, тако и с супружницею своею, премудрою Феврониею, в мире Богу угодивше, и преподобных житию сподобистеся; с ними же молитеся Господеви, сохранити без вреда Отечество ваше, да вас непрестанного почитаем.

Кондак, глас 8

Мира сего княжение и славу, яко временно помышляя, и сего ради благочестно в мире Петре пожил еси, купно и с супружницею своею премудрою Феврониею, милостынею и молитвами Богу угодивше; темже и по смерти неразлучно во гробе лежаще, исцеление невидимо подаваете, и ныне Христу молитеся, сохранити град же и люди, иже вас славящих.

Святые Петр и Феврония. Иконы

На иконах святые Петр и Феврония изображаются в полный рост, в монашеском облачении. В руках Петра и Февронии изображают крест или свиток.

Храмы в честь святых Петра и Февронии

В честь святых Петра и Февронии освящен придел собора Рождества Пресвятой Богородицы в г. Муроме (1555-1557 гг.). Престолов в верхнем этаже храма три: главный в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в приделах во имя св. Апостолов Петра и Павла и во имя преподобного Алексия, человека Божьего и Марии Магдалыни; в нижнем этаже во имя Муромских чудотворцев - благоверного князя Петра и княгини Февронии. Главный собор Мурома стоял в центре кремля на Воеводской горе. По мнению историка церкви профессора Е. Голубинского, первый храм на этом месте был построен еще в домонгольский период. Собор Рождества Богородицы был свидетелем многих драматических событий в истории древнего Мурома. В течение XIII-XIV веков он вместе с городом неоднократно подвергался татарским разорениям. Собор был разобран перед Великой Отечественной войной.

В честь святых Петра и Февронии освящен придел собора Пресвятой Троицы Троицкого женского монастыря в г. Муроме Владимирской области. Монастырь был основан во второй четверти XVII века муромским купцом Тарасием Борисовичем Цветновым, по мнению ряда краеведов - на месте так называемого «старого городища», где первоначально в период XI-XIII веков располагался деревянный кафедральный собор в честь святых Бориса и Глеба, а позднее существовал деревянный Свято-Троицкий храм. В 1642-1643 годах старанием Тарасия Цветнова на месте деревянного храма был возведен Свято-Троицкий каменный собор, сохранившийся до настоящего времени.

В честь святых Петра и Февронии строится старообрядческий храм (РПсЦ) в г. Муроме Владимирской области.

День семьи, любви и верности

В Русской Православной Церкви установлен специальный день почитания святых - день Петра и Февронии. В 2006 году по инициативе городских властей жители Мурома собрали 15-20 тысяч подписей под обращением о «Всероссийском дне супружеской любви и семейного счастья (в память благоверных князей Петра и Февронии Муромских)», в котором призывали объявить 8 июля всероссийским праздником, посвященным нравственным и духовным семейным ценностям. Всероссийский праздник, получивший название «День семьи, любви и верности», впервые прошёл 8 июля 2008 года. В связи с тем, что день памяти Петра и Февронии приходится на Петров пост, когда не совершается таинство брака, Синод РПЦ 25 декабря 2012 года установил второе празднование в память о перенесении мощей, которое состоялось в 1992 году. Празднование совершается в воскресенье, предшествующее 6 (19) сентября.

Скульптуры святых Петра и Февронии

В XXI веке во многих российских городах появились памятники Петру и Февронии. Скульптурные композиции «Святые благоверные Петр и Феврония Муромские» в российских городах стали устанавливать с 2009 года в рамках общенациональной программы «В кругу семьи», созданной по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (РПЦ). Скульптуры святым Петру и Февронии установлены в таких городах, как Муром, Архангельск, Сочи, Ульяновск, Ярославль, Абакан, Нижний Тагил, Ейск, Благовещенск, Омск, Самара, Владивосток, Иркутск, Ростов-на-Дону, Новосибирск, Ижевск, Тамбов, Тула, Клин, Волгоград, Киров, Великий Новгород, Красноярск, Подольск, Обнинск, Сергиев Посад, Волчанск, Воронеж, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Хабаровск, Астрахань и многих других.

Народные традиции в день святых Петра и Февронии

Издавна к муромскому князю Петру и его жене Февронии обращались супруги с молитвами о семейном счастье. Этот день был счастливым для любви и брака, и после купальских игр в предыдущий день определялись пары суженых. По народным верованиям, в этот день заключаются счастливые браки. С этого дня купались уже без оглядки, так как считалось, что в этот день последние русалки уходят с берегов вглубь водоёмов и засыпают. Этот день также считался и днём полной зрелости полевых и лесных трав, расцветающих к этому времени во всей красе.

Святые Петр и Феврония. Искусство

Петербургский художник А.Е. Простев создал серию работ, посвященных житию Петра и Февронии Муромских.

Летом 2017 года в прокат вышел «Сказ о Петре и Февронии». Фильм снят по мотивам Повести о благоверных Муромских святых Петре и Февронии.

В связи с прошедшим праздником святого благоверного князя Петра, в иночестве Давида, и святой благоверной княгини Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев, размещаю эту заметку, которую давно уже подготовил как православный генеалог.

Святые Петр и Феврония являются образцом настоящего христианского супружества, и своими молитвами они низводят небесное благословение на вступающих в брак. Очень отрадно, что в Земле Российской воссияли эти святые супруги, канонизированные и ставшие примером для всех людей, создающих или уже создавших семь – что особенно важно в нынешних условиях, когда реальная жизнь показывает так мало правильных благочестивых примеров.

Житие святых супругов приведено на сайте Православие.ру.
http://days.pravoslavie.ru/Life/life1393.htm
http://days.pravoslavie.ru/Life/life6797.htm

Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой Рязанской губернии. Святой Петр послал в ту деревню своих людей.
Когда князь увидел святую Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией.
Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе.
Князь Петр и жена его княгиня Феврония являются историческими личностями. Муромские княжество, находящееся на окраине Русских земель, является одним из древнейших княжеств Руси. В нем правили потомки кн. Ярослава Святославича, внука Ярослава Мудрого из ветви черниговских князей. В отличие от многих других княжеств – прежде всего от соседнего Черниговского княжества – в Муромском княжении был мир и спокойствие, правление переходило от отца к сыну, а если у князя не было сыновей – к младшему брату; в частности, кн. Петр получил княжеский стол от своего старшего брата, кн. Владимира Юрьевича. Муромские князья были верными сторонниками великих князей Владимиро-Суздальских – Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо – участвовали во многих их военных походах.
Есть, правда, и другое следствие умиротворенной жизни Муромского княжества – в отличие от других княжеств его история мало изучена, потому что мало отражена в летописях, поскольку там отражались войны, распри, сражения и борьба князей – то есть то, что запоминалось современникам и считалось обязательным к отражению в летописях, а в Муроме всего этого не было. Соответственно, история муромского княжеского дома имеет немало «белых пятен».

И тем не менее есть сведения о потомках кн. Петра и Февронии Муромских. О них собрал сведения Владимир Соловьев, автор сайта «Генеалогия русской знати».
http://rusgenealog.ru/index.php?id=gen_table&table_id=gen_rk_9

У князя Петра и княгини Февронии было трое детей – сыновья Юрий и Святослав и дочь Евдокия.
Старший сын Юрий в 1228 году унаследовал от отца муромское княжество и правил им до 1237 года.
Этот год был страшным для Руси – это год первого нашествия Батыя на Русские земли. Так получилось, что Муромское и Рязанское княжества первыми оказались под ударом батыевой орды. Князья Юрий Игоревич Рязанский и Юрий Петрович Муромский вместе с сыновьями погибли в первые же дни нашествия, защищая свои княжества – вместе с князем Юрием Петровичем погиб его сын Олег.
Другой сын князя Юрия Петровича, Ярослав , выжил в битвах, вернулся на пепелище сожжённого Мурома и стал восстанавливать княжество предков. Он правил несколько лет, упоминается в 1248 году. Это был внук Петра и Февронии. На его долю выпало правление в тяжелейший период истории. Мало что известно о жизни княжества и княжеского семейства в то время. Известно лишь, что у князя Ярослава Юрьевича была дочь Мария, выданная в 1248 году замуж за князя Бориса Васильковича Ростовского. Этот князь вместе с братом Глебом Васильковичем были старшими правнуками Всеволода Большое Гнездо, Борис справил Ростовом, Глеб – Белоозером. По матери, княгине Марии Михайловне, братья были внуками св. князя Михаила Всеволодовича Черниговского, канонизированного как мученика, так как он отказался поклониться языческим идолам монголов в Орде и был убит. Время было тяжелейшее, каждый князь думал о том, как спасти свое княжество, своих подданных от ордынских набегов – так и князь Борис Василькович заботился о своем Ростовском княжестве. И тут интересно упомянуть такие исторические параллели: братьев назвали именами святых князей Бориса и Глеба, одних из первых русских святых, из которых Борис был первым Ростовским князем, а Глеб – первым муромским князем.
Потомки князя Бориса Васильковича правили Ростовским княжеством, заботясь о нем и его жителях, вплоть до присоединения Ростова к Москве. Некоторые роды ростовских князей сохраняются до сих пор (например, князья Лобановы-Ростовские).
Другие дети князя Ярослава Юрьевича неизвестны, есть только предположение, что и далее Муромским княжеством правили его потомки.
Второй сын, Святослав, умер в 1228 году, почти одновременно с родителями, и иных сведений о нем в летописях не сохранилось.
Дочь, Евдокия , была выдана замуж за князя Святослава Всеволодовича, одного из младших сыновей Всеволода Большое Гнездо, который недолго правил великим княжеством Владимирским, а затем уступил его племянникам – Андрею Ярославичу и его брату Александру Невскому. После этого он вернулся в город Юрьев-Польской, который был его уделом, и правил им до своей смерти; ему наследовали в этом уделе сын Дмитрий и внук Ярослав.
В своем удельном городе князь Святослав Всеволодович основал мужской княжеский монастырь в честь Архангела Михаила. Последние дни своей жизни святой князь прожил богоугодно, в посте и молитве, чистоте и покаянии. Скончался 3 февраля 1252 года. Тело его было положено в построенном им соборе святого великомученика Георгия. Мощи святого благоверного великого князя Святослава были вновь обретены в 1991 году и положены в Свято-Покровском храме города Юрьева-Польского «идеже и до ныне лежат Богом блюдомы и исцеления дар с верою приходящи подают».
Свою жену Евдокию – дочь благоверных князей Петра и Февронии Муромских – князь Святослав отпустил еще в 1228 году в Муромский Борисоглебский монастырь, где она была пострижена в монашество 24 июля в праздник Бориса и Глеба. В монастыре княгиня прожила до самой смерти и в нём же была похоронена, останки находятся там и сейчас.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Святослав_Всеволодович_(князь_владимирский)
Из летописи видно, что «Святослав отпусти княгиню свою по свету, всхотевше ей в монастырь, и даст ей наделок мног». Княгиня ушла «к братии» в Муром и там постриглась».
http://www.saints.ru/s/svztoslav.html
Таким образом, княгиня Евдокия в год смерти родителей вернулась в родной город и, приняв там постриг, оставалась там до конца своих дней.
Вот так вот семья святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, Муромских чудотворцев, оказалась неразрывно связана с историей нашего Отечества. И их потомство продолжается до сих пор, как минимум - в лице потомком Ростовского княжеского Дома.

Святые благоверный князь Петр в иночестве Давид и святая благоверная княгиня Феврония в иночестве Ефросинья чудотворцы муромские – покровители брака и семьи.

Святые Петр и Феврония Муромские

Святые Петр и Феврония жили в муромской земле, ныне Владимирская область, в начале XIII века. Канонизированы в лике святых Русской Церковью в 1557 году, примерно в это же время создается их житие «Повесть о Петре и Февронии» - уникальный памятник древнерусской литературы, автором которого является монах Ермолай Еразм. Традиционно Петр и Феврония почитаются покровителями семьи и брака, что является уникальным, хотя и не единственным примером в православной агиографии. Яркие образы благочестивых семей мы видим в Священном Писании. Это прежде всего супружество Авраама и Сары, Исаака и Ревеки, Иакова и Рахили, родителей Иоанна Предтечи Захарии и Елизаветы, конечно же Иоакима и Анны - родителей Пресвятой Богородицы. Не даром при совершении таинства брака в молитвах, произносимых священником над венчающимися, вспоминаются эти библейские святые. С раннего христианства покровителями брака и семьи почитаются святые мученики Гурий, Самон и Авив. Но их почитание произошло не от того, что они являлись примерными семьянинами, а от чуда от их мощей, связанного со спасением благочестивой женщины Евфимии, которая была обманом взята в жены и обращена в рабство коварным супругом.
А почему именно Петру и Февронии отводится такая роль в в заступничестве перед Богом семьи, любви и верности? Обратимся к их житию.
Благоверный князь Петр муромский вступил на престол в 1203 году, после смерти своего брата Павла. «Повесть» рассказывает нам удивительную историю, случившуюся с женой Павла, ставшей жертвой дьявольского наваждения, который приходил к ней под видом мужа и искушал её. По всей видимости, Петр узнал о беде, случившейся с невесткой, и решил ей помочь. Естественно, что борьба со столь сильным врагом требует особой помощи от Бога, которую Петр получает по своей молитве. Из повести мы видим, что князь Петр был молитвенником, причем любил молитву уединенную, как монах. Во время молитвы ему явилось видение в виде отрока, который дает Петру меч, способный помочь ему победить искусителя княгини. В духовной борьбе благоверный поборол лукавого, однако Бог, как по слову псалмопевца сказано: «Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь» Пс. 33:20. - посылает Петру другое искушение, дабы в борьбе с ним еще больше возвысить праведника. Внезапно князь сильно заболевает, предположительно проказой. Все тело его покрывается язвами, он испытывает страшные мучения, лекари ни чем помочь ему не в силах. И тогда является на Петре промысел Божий.
Один из княжеских слуг проезжал через деревню с примечательным названием Ласково и зашел в один дом, где застал «за тихим деланием – ткачеством» девушку, у ног которой прыгал заяц. Замечателен диалог, произошедший между девицей, которою звали Феврония, и слугой князя:
- Не хорошо когда у дома нет глаз и ушей – говорит девица.
- А где мужчина, хозяин дома?- спрашивает слуга.
- Отец мой и мать пошли в долг плакать, а брат мой под ноги свои на смерть смотрит. Обескураженный гость ни чего не понял из сказанного девицей, пришлось ей ему растолковывать:
- Был бы возле дома пес, то он бы услышал твое приближение и залаял, я бы поняла, что чужой возле дома. А был бы у меня брат младший дома, то он бы тебя увидел и мне сказал. Родители мои пошли на похороны, там они, конечно плачут. Когда же они умрут, родственники покойного придут и по ним плакать. Старший брат мой собирает мед в лесу, вот он залез высоко на дерево, глядит вниз под ноги себе и думает, что если упадет, то погибнет. Удивившись мудрости девицы, слуга поведал ей о болезни князя и тщетных попытках его лечения. К еще большему своему удивлению он услышал следующее:
- Если приедет князь сюда и будет милосердным и смиренным, то излечится.
Ободренный этими словами, слуга немедленно возвращается в Муром, и сообщает Петру о случившемся с ним. Князь же, полагаясь на волю Божью, отправляется в Ласково к Февронии, считая, что та знает врача, который бы мог его вылечить. Однако какого же было его удивление, когда он узнает, что лечить его будет девица, но за исцеление князь должен будет на ней жениться. Конечно же это был трудный выбор. В раннее средневековье о подобном браке даже нельзя было помыслить - Петра и Февронию разделяла, как казалось, непреодолимая пропасть между правителем и простолюдинкой. Но князь соглашается принять помощь простой деревенской девушки и с ним происходит чудо – болезнь отступает. Не сдержав обещания жениться на Февронии, Петр уезжает в Муром, откупившись от неё богатыми дарами, которые та не приняла. Но вскоре болезнь возобновляется и пришлось князю сдержать слово. Так девушка из крестьянской семьи стала княгиней женой могущественного правителя. Повесть сообщает нам, что супруги жили в любви и согласии, соблюдая во всем заповеди Божии, за что враг рода человеческого сатана ополчился на них. Не имея возможности повредить непосредственно княжеской чете, тот разжигает против молодых супругов ненависть среди муромских бояр. Знать города открыто показывает свое презрение к княгине. Бояре заявляют князю, что не будут ему подчиняться, пока он будет женат на простолюдинке, грозят поднять восстание, если он с ней не расторгнет позорный, по их мнению, брак. Обстановка в Муроме накалилась до того, что князь с княгиней, не желая разделять то, что соединено Богом, вынуждены уйти в изгнание.
Но Вседержитель не оставил Своих праведников, случилось по Его слову: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Рим. 12:19». После изгнания князя между боярами началась ожесточенная борьба за власть, смута охватила муромскую землю, пролилась кровь. Тогда народ Мурома, осознав свой грех перед Петром и Февронией, смиренно просит их вернутся на престол и водворить мир и порядок в княжестве. Вняв гласу народа, как гласу Божию, княжеская чета возвращается на законный престол и продолжает справедливо править своим уделом. Вот как об этом красноречиво сказано в Повести: «Блаженный же князь Петр и блаженная княгиня Феврония возвратились в город свой. И державствовали в городе том, живя по всем заповедям Божиим без порока, пребывая в непрестанных молитвах, и были они милостивыми ко всем людям, под их властью находящимся, словно чадолюбивые отец и мать. Всех они одинаково любили, не терпели ни гордости, ни притеснений и богатств тленных не берегли, но от Бога богатели. Были они городу своему истинными пастырями, а не наемниками. Правили городом своим истиной и кротостью, а не яростью. Странников принимали, голодных насыщали, нагих одевали, бедных от напастей избавляли».
Достигнув глубокой старости, благоверные супруги приняли монашеский постриг, Петр с именем Давид, Феврония с именем Ефросинья, скорее всего по имени епископа Ефросина, занимавшего в то время Муромскую кафедру и совершившего постриг супругов. Бог открыл им, что умрут они в один день и час, и по тому завещали уже Давид и Ефросинья похоронить себя вместе в одном гробу. Случилось все по воле Господней, скончались они 25 июня (8 июля) 1228 года. Однако не исполнили их последнюю волю муромцы. Решено было отпевать князя в соборе, княгиню в женском монастыре по отдельности. Как и положено было по обычаю, гробы с телами их на ночь оставили в церкви, каждый в своем месте. Каково же было удивление горожан, когда утром они обнаружили тела благоверных, лежащих в одном гробу. Не став противится очевидному, они совершили погребение супругов в одной могиле. Так даже смерть, не смогла разлучить святых И не удивительно, что на северо-востоке Руси до середины шестнадцатого столетия князь и княгиня были место чтимыми святыми.
Но вот настал 1547 год. Молодой Великий князь Иван Васильевич принимает царский титул, символизируя тем самым окончательное объединение государства Российского. Вместе с этим для укрепления единства страны Церковным собором было проведено прославление ряда русских святых для всероссийского почитания. Среди них и благоверные святые Петр и Феврония Муромские.
Следует отметить, что эта канонизация была не совсем обычна для Русской Церкви. Во-первых, к лику святых причислялась женщина. До этого на Руси образ женской святости ассоциировался прежде всего с Богородицей, а так же Софией премудростью Божьей. Из святых жен особо почиталась св. мученица Параскева Пятница, а из русских святых лишь княгиня Ольга. Последняя прославлена именно как Великая княгиня, мудрая правительница и предтеча Крещения Руси. Благоверная же Феврония олицетворяла собой идеал верной и любящей жены, что смело можно назвать беспрецедентным явлением в христианской агиографии. Во-вторых, Петр и Феврония становились покровителями царской семьи, так как именно в 1547 году Иван Васильевич женится на Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой, единственной женщине, которою он искренне любил. В-третьих, канонизация должна была служить укреплению власти молодого царя. Не привлекательный образ муромских бояр, их противление князю Петру создавали идейную основу для утверждения в стране самодержавия, которое укреплялось в борьбе с удельной боярской знатью.

Об особом почитании Петра и Февронии Иваном Грозным свидетельствуют весьма красноречивые факты. Перед победоносным походом на Казань в 1552 году Иван Васильевич две недели проводит в Муроме, где молится перед мощами Петра и Февронии. После взятия Казани один из пределов нового собора в городе освящается по обету в честь благоверных князя и княгини. На протяжении всего царствования Грозный постоянно отправляет в Муром щедрые дары. Особо почитала муромских святых царица Ирина Годунова, жена Федора Иоанновича, которая собственноручно вышила покров на их святые мощи. О любви русского народа к Петру и Февронии свидетельствует и то, что ежегодно на протяжении столетий десятки тысяч людей совершали паломничество в Муром к их нетленным мощам.
В страшные десятилетия безбожной власти, атеисты пытались дискредитировать память святых. Их мощи были кощунственно помещены в музей религии и атеизма, а собор, где они хранились снесен.
Но по милости Господней врата ада не одолели Церковь. В нашей стране началось возрождение духовно-нравственных ценностей, в том числе и семейных. Мощи святых вернулись к верующим, а государство пытается опираться на авторитет Церкви. 2008 год был объявлен Годом Семьи. По инициативе супруги Президента Дмитрия Медведева Людмилы Медведевой был установлен государственный праздник «День семьи, любви и верности» приуроченный к дню памяти святых Петра и Февронии 8 июля по новому стилю. Став государственным праздником, этот день должен олицетворять единство Церкви и общества в распространении идеалов семейственности любви, верности.

В заключении можно высказать несколько соображений по поводу праздника «Дня семьи любви и верности». Не совсем удачна его привязка к конкретному календарному дню. Память Петра и Февронии 8 июля всегда приходится на пост апостолов Петра и Павла, а значит, в этот день не совершаются церковные браки, не приветствуется проведение массовых мероприятий. Зачастую это будний день, не все могут принять участие в богослужении, а в малочисленных приходах не везде оно и совершается. Было бы неплохо сделать его переходящим в первое воскресение после празднования первоверховным апостолам, то есть после окончания поста. Литургически это сделать не сложно, нужно лишь благословление церковных властей. Так на Всенощном бдении присовокупить поминание благоверных Петра и Февронии в молитвах на литии и полиелее, к отпустам. На литургии пропеть им тропарь и кондак, проповеди посвящать ценностям христианского брака, по окончании литургии во всех приходах совершать молебны: «Святые благоверные Петре и Февроние, молите Бога о нас».

Будьте в курсе предстоящих событий и новостей!

Присоединяйтесь к группе - Добринский храм

8 июля (25 июня по юлианскому календарю) Русская православная церковь чтит память муромских святых супругов Петра и Февронии, живших на рубеже XII‑XIII веков. Их брак является образцом христианского супружества. Святые Петр и Феврония почитались на Руси как покровители супружеской жизни; считалось, что они своими молитвами низводят небесное благословение на вступающих в брак.

История жизни Петра и Февронии много веков существовала в преданиях Муромской земли, где они жили и где сохранялись их мощи. Со временем подлинные события приобрели сказочные черты, слившись в народной памяти с легендами и притчами этого края. В XVI веке историю любви Петра и Февронии подробно и красочно описал в известной древнерусской "Повести о Петре и Февронии" талантливый литератор, широко известный в эпоху Иоанна Грозного, священник Ермолай Прегрешный (в иночестве Еразм). Исследователи спорят, о ком из исторических личностей написано житие: одни склоняются к тому, что это были князь Давид и его жена Евфросиния, в иночестве Петр и Феврония, скончавшиеся в 1228 году, другие видят в них супругов Петра и Евфросинию, княживших в Муроме в XIV веке.

Согласно Житию святых, благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до княжения Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. Во сне князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Феврония была красива, благочестива и добра, к тому же она была мудрой девушкой, знала свойства трав и умела лечить недуги, ее слушались дикие животные. Князь полюбил Февронию за ее благочестие, мудрость и доброту и дал обет жениться на ней после исцеления. Девушка исцелила князя, однако он не сдержал своего слова. Болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила князя, и он женился на исцелительнице.

После смерти брата Петр унаследовал княжение. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию, не желая иметь правительницей над собой крестьянку. Бояре потребовали, чтобы князь оставил ее. Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание. Петр и Феврония покинули Муром, отплыв на лодке по реке Оке. Вскоре в Муроме началась смута, бояре перессорились, домогаясь освободившегося княжеского престола, пролилась кровь. Тогда опомнившиеся бояре собрали совет и решили звать князя Петра обратно. Князь и княгиня вернулись, и Феврония сумела заслужить любовь горожан. Они правили долго и счастливо.

В преклонных летах Петр и Феврония приняли постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, и молили Бога, чтобы им умереть в один день, и похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.

Они скончались каждый в своей келье в один день и час ‑ 8 июля (по старому стилю - 25 июня) 1228 года.

Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и нарушили волю усопших: их тела были положены в разных обителях. Однако уже на следующий день они оказались вместе. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе в городе Муроме около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Примерно через 300 лет после кончины Петр и Феврония были причислены Русской православной церковью к лику святых. Ныне мощи святых Петра и Февронии покоятся в Свято‑Троицком женском монастыре в Муроме.

В этот день у православных верующих принято, прежде всего, посещать храмы. В своих молитвах молодые люди просят Бога о большой любви, а люди постарше ‑ о семейном согласии. День Петра и Февронии считается в народе счастливым для любви. Также, по народным приметам с этого дня следует ждать сорок жарких дней.

26 марта 2008 года в Совете Федерации на заседании Комитета СФ по социальной политике была единогласно одобрена инициатива об учреждении нового государственного праздника 8 июля в День покровителей святых князей Петра и Февронии ‑ "Всероссийского дня супружеской любви и семейного счастья". Первое празднование пройдет 8 июля этого года в Муроме, на родине святых Петра и Февронии.




(Житие святых Петра и Февронии Муромских в живописи Александра Простева - " Что Бог сочетал того человек да не разлучает")

История Петра и Февронии(покровителей семьи и брака) - это история верности, преданности и настоящей любви, способной на жертву ради любимого человека.
День семьи, любви и верности - так называется праздник, который отмечается 8 июля, по православному календарю.

История любви этой супружеской пары подробно описана величайшим автором XVI века Ермолаем Еразмом в древнерусской "Повести о Петре и Февронии". Согласно «Повести», супруги княжили в Муроме в конце 12 - начале 13 веков, они жили счастливо и скончались в один день.

(Всегда вместе)

Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой - тело князя покрылось струпьями и язвами. Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу.

(болезнь князя Петра Муромского)

В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей.

(Сон князя Петра Муромского)

Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине. Брачные обеты даже после пострига сохраняют для них свою силу, потому что они исполняют и последнее свое обещание друг другу - умереть одновременно.

Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, каждый в своей келье.

(Потухшая свеча)


(Оставленное рукоделие)

Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом.
Так и похоронили святых супругов вместе в одном гробе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Так Господь прославил не только Своих святых, но и еще раз запечатлел святость и достоинство брака, обеты которого в данном случае оказались не ниже иноческих.

(Две свечи)

Пётр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года. Днём памяти святых является 25 июня (8 июля).

Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак.

Святые благоверные князья Петр и Феврония почитаются Церковью как покровители христианского брака. Именно им следует молиться о ниспослании в семью мира, об укреплении супружеских уз, о достижении семейного счастья.

(В сообщении представлены работы Александра Простева - Свет любви)

А в завершении, предлагаю посмотреть документальный фильм:
Год выхода: 2008
Режиссер: Артур Виденмеер
Выпущено: Студия Остров
Продолжительность: 25 минут