Любящая доброта (метта). Руководство по медитации любящей доброты (Метта)

Метта бхавана - так, на языке пали, звучит название медитации, которой уже две с половиной тысячи лет. Её практикуют в буддисткой традиции, особенно часто она встречается в тайских монастырях и медитационных центрах.

Метта - значит "любовь" (в неромантическом смысле), дружелюбие или доброта, проще говоря, любящая доброта. Это чувство, которое вы ощущаете сердцем.

Бхавана - означает развитие или взращивание.

Медитация любящей доброты это практика, нацеленная на развитие всеобъемлющей любви, сочувствия, сострадания и дружелюбия по отношению к себе, другим людям и ко всему живому на Земле и во Вселенной.

Во время медитации мы сосредотачиваемся на одном человеке или на группе людей, думаем об их положительных качествах, и направляем к ним свои мысли, наполненные любящей добротой. Мы развиваем положительные эмоции в нас самих и передаем эти эмоции другим.

Чувство любящей доброты сравнимо с чувством, которое вызывают у нас наблюдение за играющими котятами или щенками. Или что мы чувствуем, когда нам улыбаются маленькие дети.

Медитация любящей доброты очень важный инструмент для избавления от злости или ненависти внутри нас. Даже гнев, одна из стойких эмоций, тает под лучами любящей доброты. Гнев и ненависть это просто чувства, которые приходят и уходят, и всегда, в первую очередь, ранят нас самих. Когда мы злимся на кого-то, этот человек может даже не подозревать об этом, но мы уже попались в ловушку наших чувств. Для ослабления гнева и ненависти медитация любящей доброты очень полезна, и может послужить хорошим средством для исцеления от этих неблагоприятных состояний ума.

Для того чтобы ощутить чувство любящей доброты, нужно представить что-нибудь приятное взору. Например, маленького ребенка, младенца, котят или щенят играющих друг с другом.

Наиболее общая форма практики, описываемая в литературе по Буддизму, состоит из пяти частей.

Во-первых поощрения любящих чувств по отношению к самому себе. Мы всегда должны начинать медитацию любящей доброты с направления благих мыслей к самому себе. Только если мы полюбим и примем себя такими, какие есть, мы сможем распространить чувства любящей доброты на других.

Во-вторых, это те, кого, вы любите или к кому испытываете приятные эмоции. Например, родители, дети, друзья. Нарисуйте в уме образ другого человека, к которому вы чувствуете любовь, кому желаете добра.

В-третьих, направление любящих чувств по отношению к людям, которых вы уважаете или кем восторгаетесь, может быть, это ваши учителя или покровители. Сосредоточьтесь на ком-то, кто был к вам добр и помог вам.

Четвертое, это люди к которым вы относитесь безразлично или нейтрально. К кому-то кого вы знаете, но не чувствуете никаких особых эмоций, например, продавец в магазине.

И последнее, люди, которые осложнили нашу жизнь. Кто-то, кто, может быть, причинил вам боль или общение с кем, вы переносите с трудом.

Теперь, примите комфортную позу и закройте глаза.

Сделайте несколько глубоких медленных вдохов, дабы расслабить и успокоить тело и ум. Представьте маленького ребенка, который вам улыбается, котят, неуклюже играющих друг с другом или что-либо еще, вызывающее у вас приятные и положительные эмоции.

Далее, вспомните ощущения от утреннего, мягко - согревающего, еще не палящего жаром, солнца. Представьте картину, как солнце светит не только на вас, а дарит тепло и свет всему - живому и неживому, всем людям, животным, растениям во всем мире.

Затем, представьте самого себя этим теплым, согревающим Солнцем с простирающимися во все стороны лучами любящей доброты. И начните излучать эту энергию.

1. Представьте самого себя, как вы себе улыбаетесь. Нарисуйте свой образ в виде маленького и любимого ребёнка, или ощутите себя нынешнего с сердцем, полным любящей доброты. Или вспомните время, когда вы были счастливы. Искренне пожелайте себе что-нибудь хорошее, почувствуйте это пожелание в своем сердце, а затем начните излучать его. Медленно и спокойно повторяйте про себя:

Пусть я буду счастлив и благополучен,

Свободен от всех страданий,

Защищен от всех опасностей и болезней.

Да буду я в мире и спокойствии,

Да будет мой разум свободным от злости, жадности и неведения.

Пусть мое сердце будет наполнено любовью,

А ум обретет покой.

Согласуйте эти слова с вашими образами. Найдите точные фразы, наилучшим образом раскрывающие ваше сердце, полное доброты. Снова и снова повторяя эти фразы, дайте возможность чувствам проникнуть в ваше тело и ум.

Не напрягайтесь и не принуждайте себя. Просто позвольте словам тонуть в вашем уме. Расслабьтесь, повторяйте фразы, и осознавайте любые возникающие переживания и чувства. Всякий раз, когда ум отвлекается на посторонние мысли или фантазии, спокойно возвращайте его обратно к фразам.

2. Сейчас представьте ваших родителей. Вспомните о том, что они подарили вам эту жизнь, растили вас и окружали вас заботой. Совершенно не важно, где они сейчас, живы или уже умерли, их любовь все еще в наших сердцах и мы хотим вернуть хотя бы часть этой любви обратно. Пожалуйста, повторяйте:

Да будете вы …

3. После этого, вспомните людей, которых вы очень уважаете, кого-нибудь в своей жизни, кто по-настоящему позаботился о вас. Тех кто помог вам: воспитателей, учителей или других уважаемых вами людей. Нарисуйте в уме их образы и повторяйте:

Да будете вы …

4. Теперь вспомните людей, к которым вы относитесь нейтрально и повторяйте:

Да будете вы …

5. Теперь вспомните наиболее трудных людей в вашей жизни, кого-то кто причинил вам боль, или общение с кем давалось вам с трудом. Пожелайте, чтобы и они также оказались исполнены любящей доброты и мира. Поразмышляйте о том, что этот человек также хотел научиться жить своей жизнью, и совершал ошибки как и все мы. Представьте, что вы хотите простить этого человека, так же как другие люди прощали вас. Затем повторяйте снова:

Да будете вы …

Любящая доброта также является полезным инструментом для преодоления страха по отношению к людям или ситуациям.

Если вы боитесь ходить к доктору, попробуйте направить на него чувство любящей доброты. Это может в корне изменить ваше отношение к врачу и ситуации в целом. Если вы боитесь, собак, змей или пауков, вы можете посылать любящую доброту им.

После некоторой практики начнет развиваться стойкий чувство любящей доброты, так что в течение пятнадцати или двадцати минут вы сможете включить в свою медитацию много объектов, двигаясь от самих себя, к благодетелям, любимым и далее ко всем окружающим, животным, живому и неживому на планете.

Пусть ваша любящая доброта излучается на каждого человека. Пусть это чувство распространяется наружу, пусть оно охватит всю окрестность. Пусть оно охватит весь город, где вы живете. Пусть оно продолжает распространяться. На всю страну, на весь континент и всех людей в мире вне зависимости от расы и религии. Вы можете посылать любящую доброту всем существам в мире. Всем людям, животным, рыбам, насекомым. Медленно и осторожно дайте своей любви распространиться повсюду. Вы можете расширить свою любящую доброту на реки и моря, на всю Землю целиком, на луну и солнце, на все планеты, на млечный путь, другие галактики и на всю нашу Вселенную!


Визуализация желаемого Работа с чакрами

Сейчас я делаю практику любящей доброты.

По своей привычке я ее упростила. описание самой практики ниже, и я советую его прочитать. Я же делаю такую штуку: в общественном транспорте я смотрю по очереди на людей и желаю им по буддистскому канону: первому - пусть тебе будет хорошо, поторому - пусть ты будешь счастлив(а), третьему - пусть ты будешь свободен(дна) от страданий. Фишка в том, что ты настраиваешься на этого человека и желаешь. И в этот момент совершенно незнакомый тебе человек становится родным. А в промежутках ты желаешь себе того же самого, и это звучит очень весомо. Потому что желая добра миру, тебе уже сложно исключить из получателей самого себя:)

Первое время просто сносило крышу, аж слезы наворачивались. Ну я существо чувствительное.

Побочный эффект: становится легче общаться с людьми. Неудивительно, если они стали вам близкими, даже если они сами об этом не знают.

Трудности: когда какой-то человек вас смущает, бывает трудно на него настроиться. Если все-таки настоиться получается, то все смущение проходит.

А вот и сама классическая практика полностью. Очень рекомендую ее поделать. Скопировано отседова http://spiritual.ru/lib/chodron7.html К счастью, кто-то уже перевел ее на русский.

Формально практика любящей доброты состоит из семи ступеней. Начинаем мы с пробуждения любящей доброты по отношению к себе, затем распространяем её на близких нам людей, друзей, «безразличных» людей, тех, кто нам неприятен, на всех вышеперечисленных вместе, и затем на всех существ вообще. Так постепенно, в своём собственном темпе, мы расширяем сферу влияния любящей доброты.

Традиционное пожелание, которое используется в этой практике, таково: «Пусть все существа (в том числе и я) будут счастливы и познают причину счастья». Я обратила внимание, что у многих людей возникают проблемы со словом счастье; они говорят: «Страдание меня многому научило, а от счастья одни только проблемы». Поэтому они не уверены, действительно ли они желают счастья себе и другим. Причина может быть в нашем слишком ограниченном представлении о счастье.

Чтобы практика оказалась более эффективной, иногда бывает лучше выражать пожелание своими словами. Так, один человек желал себе и всем другим существам полностью реализовать свой внутренний потенциал. Некая женщина высказывала пожелание, чтобы все мы научились говорить, думать и вести себя так, чтобы это служило на общее благо. Желание ещё одного человека заключалось в том, чтобы все существа, включая его самого, поверили в свою изначальную добродетельную природу. Самое главное, чтобы пожелание бьшо как можно более искренним.

В начале этой практики полезно также вспомнить, к кому из людей или животных вы уже испытываете добрые чувства. Это может быть чувство благодарности, уважения, любви, нежности - подойдёт любое истинно сердечное чувство. Можно даже составить список.

Традиционно практику рекомендуется начинать с себя, однако для некоторых это может быть слишком сложно. Важно, чтобы в конце концов вы всё-таки включили в круг любящей доброты и себя, а с кого начинать - не играет такой уж большой роли. Суть практики состоит в том, чтобы обнаружить в себе искренние добрые чувства и затем начать расширять их. Если вы легко открываете сердце любимой собачке или кошке, начните с них, и только потом переходите к более сложным отношениям. Самое главное - по-настоящему соприкоснуться со своим «чутким» местом, а не пытаться фальсифицировать какие-то определённые чувства. Просто найдите в себе эти добрые чувства и заботливо поддерживайте и взращивайте их, даже если они очень хрупки и неустойчивы.

Прежде чем приступать к семишаговой практике любящей доброты, посидите несколько минут спокойно. Затем произнесите пожелание первого шага: «Пусть я (или близкий мне человек) будет счастлив и познает причину счастья», или выразите пожелание своими словами. Может быть, вы захотите сказать: «Пусть мы научимся быть истинно любящими людьми». Или: «Пусть у нас будет достаточно еды и крыша над головой».

Пожелав счастья себе и любимому человеку, переходите к другу или подруге. Эти отношения немного более сложны. Например, вы можете в целом хорошо относиться к другу, но испытывать ревность. Произнесите: «Пусть Джейн будет счастлива и познает причину счастья», и пошлите ей любящую доброту. Каждой стадии уделяйте столько времени, сколько вам необходимо, и не критикуйте себя, когда пожелания кажутся вам неискренними или надуманными.

На четвёртом этапе мы учимся посылать любящую доброту «безразличному» человеку. Это должен быть человек, с которым мы близко не знакомы, но с которым так или иначе сталкиваемся в жизни, и не испытываем к нему никаких определённых чувств. Мы говорим: «Пусть продавец (или водитель автобуса, или женщина, которая живёт внизу, или нищий на улице) будет счастлив и познает причину счастья», и затем без осуждения наблюдаем, открыто наше сердце или закрыто. Так мы практикуем осознанность в любых ситуациях, и когда наши добрые чувства текут свободно, и когда они заблокированы.

Согласно буддийскому учению, все существа когда-то, на протяжении многих жизней, были нашими матерями. В тот или иной период каждый из них жертвовал своим удобством ради нашего благополучия, и наоборот. Хотя слово «мать» в наше время не всегда вызывает положительные ассоциации, суть данной практики состоит в том, чтобы к каждому встречному человеку относиться как к своему возлюбленному. Проявляя внимание и признательность к людям на улицах, в магазинах, в дорожной пробке, в аэропорту, мы взращиваем свою способность любить. Желая счастья другим, мы ослабляем стены безразличия и освобождаем своё любящее сердце.

Пятый шаг практики майтри заключается в работе со сложными отношениями - с неприятным человеком, при встрече с которым мы закрываем своё сердце. Так же, как на предыдущих ступенях, мы формируем пожелание счастья: «Пусть этот неприятный человек будет счастлив и познает причину счастья. Пусть эта женщина, которая меня раздражает, пробудит в себе бодхичитту». Дш1 начала не следует выбирать самые сложные отношения. Если мы сразу окунёмся в наиболее травмирующую нас ситуацию, это может оказаться слишком тяжело, и тогда мы начнём бояться и избегать практики. Итак, на пятой стадии мы работаем со своими негативными чувствами, но не с самыми сильными. Это позволит нам обрести веру в свою способность быть открытыми по отношению к неприятным людям, и тогда эта способность постепенно будет сама по себе увеличиваться.

Сложные отношения наиболее ценны для практики, потому что они показывают границы нашей открытости и непредвзятости. Неприятные люди неизбежно разоблачают нас: благодаря им мы можем со всей ясностью увидеть свои защитные барьеры. Как сказал Шантидева: «Если мы практикуем щедрость, и к нам подходит нищий, это большое счастье. Нищий даёт нам возможность научиться давать». Точно так же, практикуя терпение и безусловную доброту, мы должны радоваться появлению врага. Без подобных людей практика была бы невозможной.

Когда Атиша собирался идти из Индии в Тибет, ему сказали, что в Тибете все люди исключительно жизнерадостные и добрые. Он испугался, что в таком случае его некому будет провоцировать, чтобы он мог замечать свои слабые места. Поэтому он решил взять с собой самого «провоцирующего» в своей жизни человека - бенгальского мальчика-слугу. Этот мальчик так мастерски показывал ему его недостатки, как настоящий гуру. Но оказалось, что необходимости в этом не было - в Тибете он нашёл достаточно неприятных людей.

Шестая стадия практики называется «полное растворение границ». Мы визуализируем одновременно себя, любимого человека, друга, «безразличного» человека и своего «бенгальского мальчика» и посылаем всем любящую доброту. Мы пытаемся пробудить одинаково добрые чувства по отношению к близким людям, врагам и «безразличным» людям, и говорим: «Пусть каждый из нас будет счастлив и познает причину счастья», или выражаем пожелание своими словами.

Седьмая и последняя стадия заключается в распространении любящей доброты на всех. Мы направляем пожелание счастья настолько далеко, насколько можем. Начать можно с ближайшего окружения и затем постепенно расширять круг своего внимания до района, города, страны и, наконец, целой вселенной. «Пусть все существа во вселенной будут счастливы и познают причину счастья» - это равносильно пожеланию мира во всём мире.

Каждая стадия данной практики раскрывает наши сердца всё больше. Не обязательно сразу выполнять все стадии, можно выбрать какую-то одну и практиковать в течение некоторого времени только её. Многие практикующие задерживаются на первой стадии неделю и больше, снова и снова желая счастья себе самому. Можно также упростить практику, сократив число стадий, например, до трёх: «Пусть я буду счастлив, и познаю причину счастья. Пусть ты будешь счастлив, и познаешь причину счастья. Пусть все существа будут счастливы».

В завершении практики мы отбрасываем все слова и желания и просто возвращаемся ко вне-концептуальной простоте сидячей медитации.

Эта практика предназначена для раскрытия нашей способности любить безусловно, без предубеждений и пристрастий. Формируя пожелания счастья, мы как бы смачиваем семена добра, чтобы они могли прорастать. Эта практика позволяет нам увидеть свои ограничения: нечувствительность, неадекватность, скептицизм, обиды, «праведное» негодование, гордыню и всё остальное. Мы начинаем видеть свои страхи, привязанности и антипатии. Пока мы не познаем своих собственных демонов, бесполезно думать о проявлении безусловных добрых чувств по отношению к другим людям. Таким образом, любой наш опыт становится основой для практики любящей доброты.

Кросс пост в

После того как вы нашли тихое и спокойное место для медитации первое, что вам нужно сделать – это выбрать позу. Различные позиции рассматриваются более подробно на странице «Занимайтесь заботливой медитацией», именно она поможет вам сделать правильный выбор. Любящей добротой можно заниматься в любой позе: полулежа, сидя, стоя и при ходьбе, хотя чаще всего выбирают сидячее положение. Такая позиция проще в выполнении, а значит и работает на вас, можно сидеть на стуле или подушке, хотя ходьба взад и вперед более стимулирующая, поскольку необходимо оставаться внимательным во время движения и в то же время, заниматься медитацией.

Устройтесь удобнее и закройте глаза. Потратьте несколько минут, расслабляя все сжатые мышцы, так как напряжение может отвлечь ваше внимание и быть препятствием для любящей доброты. Отпустите все, что отвлекает, и мысли о сегодняшнем дне. Будьте, таким образом, добрыми к себе, это может подготовить разум к расслаблению и открытости. Очень сложно практиковать такую медитацию, когда разум или тело утомлены. Вы можете заняться легкой растяжкой, глядя на спокойный пейзаж, например на сад, наслаждаясь тишиной и покоем комнаты или выбрать другой способ расслабиться. В действительности, такой метод достаточно гибкий, поэтому вы можете подобрать важные для себя слова, и на самом деле результаты будут лучше, если они будут не общими, а значимыми для вашего разума. Предлагаем говорить следующее:

  1. Во-первых, пожелайте себе счастья, крепкого здоровья, успехов, гармонии, способности понять стресс и отпустить его, и силы, чтобы преодолеть проблемы. Возможно, вы подумаете про себя: «Пусть я буду счастливым, пусть я буду свободным от болезней и травм...» и т.д.
  2. Желайте себе свободы от стресса, гнева, жадности, недоброжелательности и зависти. «Я занимаюсь, чтобы избавиться от стресса, я занимаюсь, чтобы избавиться от гнева...» и др.
  3. Пожелайте себе радости, уравновешенности, сострадания и доброты: «Я оценю то, что пережил. Я буду добрым к себе, я отпущу свои сожаления» и прочее.
  4. Также желайте себе хорошего развития на жизненном пути: «Пусть я стану мудрее и приобрету дополнительные навыки, я чаще буду добрее к себе, я буду более терпеливым и менее опрометчивым, когда я занят» и т.д.
  • Немного подумайте о причине желать счастья в первую очередь себе. Многим людям тяжело это делать. В некоторых случаях лучше начинать заниматься вместе с другими, но бывают случаи, когда человек, занимающийся медитацией, по-прежнему испытывает некоторое негодование по отношению к себе. Как цветку, иногда вам придется раскрыться, или позволить сердцу открыться, чтобы посмотреть, что внутри.

    • Если вы не можете быть добры к себе, вы в большей или меньшей степени создаете себе еще одну проблему, в то время как любящая доброта работает в обоих направлениях. Если мы не можем быть добрым к себе, как мы можем с искренностью относиться так к другим?
    • Это также очень похоже на пламя свечи, если перекрыть доступ воздуха или топлива, оно просто исчезнет. Доброе отношение к себе дает вам возможность продолжить медитацию не чувствуя скупости, так как она действует как топливо. Если она односторонняя, то в конечном итоге можно почувствовать, что любовь, которую вы испытываете к другим, не является подлинной, потому что вы не можете отдавать ее везде без условий. Она также служит для того, чтобы успокоить разум и более щедро дарить любящую доброту другим людям.
  • Далее пожелайте того же самым близким вашим людям, вашей семье, вашим наставникам, друзьям и тем, кем вы восхищаетесь. Вы можете думать о каждом человеке отдельно, или, если так легче, сразу обо всех. Желайте им счастья и всего сказанного выше. Люди, на которых вы направляете любящую доброту, должны быть живы. В противном случае, если вы будете думать об умерших, это может вызвать в памяти ненужные проблемы. Так же как вы направляли мысли на себя, продолжайте испытывать те же чувства к другим.

    1. «Пусть мои близкие будут счастливы. Пусть у моих родственников будет хорошее здоровье, они не будут подвержены болезням и травмам...» и т.д.
    2. «Пусть люди, у которых я учился, будут счастливы, пусть у них будет хорошее здоровье...» и т.д.
    3. «Пусть мои друзья будут счастливы...» и т.д.
  • Упомянув всех, проверьте еще раз вашу позу и расслабьте все напряженные мышцы. Контролируйте положение тела между каждой группой и продолжайте, в качестве практики, проявлять доброту к себе. Если возникают отвлекающие внимание или возмущающие мысли, дайте себе время, чтобы обдумать их преимущества, если таковые имеются, а также заметить какие-либо возможные стрессовые и неблагожелательные характеристики. Таким образом, вы сможете научиться распознавать их в будущем. Отпустите эти размышления и, в случае необходимости, вернитесь к сосредоточенности на пожелании: «Пусть я буду жить в мире... хочу отпустить обиды».

  • Далее, перейдите к людям, с которыми вы знакомы, но не считаете близкими друзьями или членами предыдущей группы. Это могут быть ваши соседи, ваш местный бакалейщик, доктор, коллеги, клиенты или поставщики на вашей работе и прочее. Пожелайте им того же счастья, которое вы пожелали себе.

    • Используйте каждую возможность, чтобы избавиться от напряжения, которое возникает как в теле, так и в разуме, поймите, что сердце ожесточится, если думать о том, кто вам не нравится, так что вы можете напрямую решить вопрос.

    Далее пожелайте посторонним и людям, которых вы не знаете, того же счастья, которое вы желали вышеуказанным группам. Вам не обязательно знать их, или знать, где они находятся, просто пожелайте счастья всем людям. Цель этой группы - быть всемирным. Вы можете никогда не узнать, кто те люди, мимо которых вы проходите на улице или которых видите в магазинах, но если вы их помните, они идеально подходят, чтобы направить на них чувство доброй воли. Занятия метта ломают много границ в сознании, чтобы мы могли быть гуманнее.

    1. Перейдем к следующей группе, которая иногда является самой сложной - люди, которые вам не нравятся. Это могут быть те, кто был с вами жесток, или те, на кого вы обижаетесь. Это тяжело, но ломает стены ненависти, неприятия и предрассудков.

      • Если вы пытаетесь и не можете думать об определенном человеке (это можете быть даже вы сами), значит, вернитесь назад и займитесь состраданием, желая себе прощения, доброты и т.д., поскольку вы действительно старались, и это самое главное. Вы всегда можете пожелать: «Я хочу отпустить эту обиду, пусть я буду свободен от этой злости» или все, что угодно, важное для вас.
      • Занимайтесь осторожно, чтобы преодолеть всю личную предвзятость или злой умысел, которые могут возникнуть, так как они не пойдут на пользу ни вам, ни окружающим. Можно противопоставить враждебности добрую волю, чтобы отпустить первое чувство, как только оно возникнет, или использовать его в качестве основы для понимания, изучая, как оно может взять верх над доброй волей или даже проникать в чувства, которые могут казаться доброй волей.
    2. Хотя это может звучать нереалистично в беспощадном мире, но в сочетании со здравым смыслом и пониманием метта - это очень мощный и полезный инструмент.
      • Очень важно использовать мудрость в метта, как в развитии, так и в выражение, так как есть аспекты, где она может сделать жизнь сложнее. Если вы односторонни в вашей практике, то она будет поверхностной, но, напротив, если вы слишком откроете свое сердце, вы можете в конечном итоге почувствовать себя как выжатая тряпка или истощенным. Метта должна работать в обоих направлениях и сбалансировано.
      • Во всех наших отношениях, как, например, в отношениях с самими собой, с нашей семьей, друзьями, знакомыми, коллегами по работе и с нашими близкими, метта может помочь приобрести больше терпения и понимания во взаимодействиях, а также понять, как жить лучше.
  • Эта медитация пользуется понятийным, мыслительным уровнем, ориентированным на слово пространством ума, так искусно, насколько можно. Мы культивируем некоторое душевное качество. Мы могли бы культивировать любое из них, к примеру, зависть или гнев. Практика в самом деле ведет к совершенству: практика зависти или гнева усиливает повторное возникновение зависти или гнева; практика любви способствует повторному появлению любящих мыслей в уме.

    В нашем случае любящая доброта культивируется благодаря признанию огненных свойств гнева и благодаря переживанию открытости, покоя, а также противоположных гневу качеств - теплоты и терпенья. Благодаря признанию областей обиды и вины, благодаря освобождению от своей оторванности от других и от собственного глубинного «я», мы посылаем сперва себе, а затем и другим чувства благожелательности, пользуясь такими словами, как: «Да буду я счастлив, да буду я свободен от страдания». Сначала эти слова могут показаться в значительной степени механичными, просто словами. Они могут к тому же задеть наши чувства никчемности: «О, это всего лишь потворство себе, это отговорки!» Когда мы впервые пытаемся обратить любовь на себя, мысль о том, что мы ее не заслуживаем, нередко весьма заметна. Рассудочный ум-«я» может выдвинуть разнообразные доводы и постараться разубедить нас в необходимости заниматься такой медитацией. Эти доводы возникают вследствие обусловленности, весьма ценной для наблюдения. Они обращают наше внимание на многое из того, что делает нас незрячими по отношению к совершенству жизни, к ее блеску. Именно этот хлам делает нас невосприимчивыми к собственной красоте и старается убедить нас в том, что мы действительно недостойны, неспособны пережить просветление, что мы - расколотые существа, которым суждено вечно оставаться на своем пути. В уме существует особый уровень, на котором такие мысли поощрялись и культивировались. Теперь мы культивируем нечто иное для их замены, и это - гораздо более мощная форма сознания, нежели отрицательные формы. Она заменит их мягкой настойчивостью и доверием.

    Самокритичность и самоотрицание, столь обескураживающие вначале, подобны отвердевшему верхнему слою целины, который трудно пропахать; но когда он достаточно увлажнен, вспахан и смешан с небольшой добавкой удобрения, он становится почвой, которая дает высокий урожай. Мы учимся давать себе тепло, проявлять к себе терпенье и таким образом стать способными культивировать тепло и терпенье. Природа этих положительных свойств такова, что они естественно заменят собой менее здоровые энергии.

    Один из способов постараться культивировать любящую доброту - это думать о наших собственных хороших качествах. Я работал с людьми, которые говорили: «У меня нет хороших качеств, во мне нет ничего, что было бы прекрасным».
    А я говорил им: «Несомненно, должна существовать какая-то помеха, из-за которой вы чувствуете себя столь нелюбимыми и недостойными любви».
    - Да, это чувство действительно ужасно - не быть способным никого полюбить, даже самого себя, хоть немножко...
    - Должно быть, многие люди чувствуют то же самое.
    - Чувствовать нечто подобное ужасно. Они так одиноки, так отрезаны от всех.

    И тут проявляется исходящее от них невероятное сострадание к условиям человеческой жизни. Они говорят о себе с такой любовью, потому что открыли возможность позаботиться о нелюбимом, что было прежде для них недостижимо. И вот теперь они признали, что кто-то находится в нужде; вышло так, что этот «кто-то» - они сами; теперь они могут направлять благожелательность своих мыслей на то место внутри себя, которое так хочет быть целостным. Именно так следует практиковать медитацию. Мы посылаем любовь этому существу, которое так лишено любви, а затем излучаем изнутри эту энергию всем существам повсюду.

    В начале этой практики, когда я чувствовал, что вовлекаюсь в процесс,- сержусь, скажем, в споре с кем-нибудь,- я посылал собеседникам любящую доброту, надеясь, что это охладит их пыл; я также думал: «Как хорошо, что я медитирую!» Но я продолжал чувствовать гнев; это было мое страдание, которому мне нужно было противостоять. Так что я и был тем субъектом, который нуждался в любящей доброте. И я узнал, что мне необходимо сначала породить любовь к самому себе, а уж потом я мог бы открыться для другого. Посылать же любящую доброту другому человеку, на которого я сердился, было ловушкой «я», которое просто увеличивало разделение между нами. Я не оказывал им никакой помощи; и у моего действия был тонкий привкус превосходства и господствова-ния. Но когда я смог расчистить в своем сердце место для самого себя, я сумел также принять свои гнев и разочарование, не ощущая с их стороны угрозы; я мог предоставить им пространство, чтобы они исчезли. Это также давало и другому возможность открыть пространство для освобождения себя от гнева. Чтобы послать любящую доброту другому человеку, мы сначала должны находиться внутри своего сердца.

    Сила любящей доброты так велика, что когда мы сосредоточенно посылаем ее к другому человеку, такие люди часто могут испытать особое чувство, словно они находятся в этот миг в спокойном месте. Здесь действует ощутимая, хотя и тонкая энергия, и ее можно направлять сознательно; во многом она подобна той участливости, которая является главным началом целительства.

    По мере того, как продолжается практика культивирования открытости сердца, мы начинаем ощущать поразительную силу этой любви. И мы видим, что со всеми нашими воображаемыми никчемностью и страхами, со всеми нашими сомнениями и желаниями, трудно все время быть любящими. Но еще труднее ими не быть.

    Руководство-инструкция по медитации любящей доброты

    (Медленно, впитывая, прочесть для себя - или другу вслух)

    Усядьтесь удобно, так, чтобы смогли просидеть некоторое время; без напряжения или скованности; просто расслабьтесь в своем теле.
    Пусть дыхание приходит и уходит само.
    Теперь размышляйте о том, как гнев ощутим для вас, как он переживается. Размышляйте о том огне внутри тела и ума, который есть гнев. Размышляйте о разделении, которое он вызывает, об отъединении, одинокости и боли.
    Гнев приходит из боли и возвращается к боли.
    Чаще всего гнев хочет повредить своему объекту, человеку или предмету, на который он направлен.
    Почувствуйте его в теле, в уме; почувствуйте этот вихрь, это страдание. Сердце замкнуто, закрыто от мира броней, отъединено.
    Размышляйте о болезненности, о разделении, которое есть гнев, зависть, ревность.
    Прочувствуйте напряжение, одинокость, отделёность гнева, его огонь. Будда уподоблял гнев подбиранию горящего уголька голыми руками с намерением бросить его в другого человека; все это время мы сами опалены, обожжены гневом.
    Теперь размышляйте о его противоположности, о качествах тепла и терпенья, которые раскрывают для нас пространство, где мы можем существовать, можем расцветать. О том, как гнев отпадает, как развязываются узлы, как они растворяются в этой открытости тепла и терпенья.
    С каждым дыханием вдыхайте тепло, выдыхайте терпенье. Вдыхается тепло; с выдохом медленно выходит терпенье. Тепло и терпенье. Тепло питает вас, кормит вас, взращивает вас. Терпенье дает всему этому место, открывает простор. Почувствуйте, как огонь гасится этой открытостью сердца. Исчезла всякая броня. Тепло и просторно.
    Теперь пусть эта теплота и это терпение положат начало прощенью. Размышляйте сперва о тех, кто мог причинить вам боль в прошлом случайно или преднамеренно. Пошлите им прощенье. Сделайте это легко. Не напрягаясь или отталкивая. Пусть эти старые завесы ожесточения отпадут.
    Нарисуйте в уме образ человека, когда-то причинившего вам боль, скажите себе молча: «Я прощаю каждого, кто в прошлом намеренно или ненамеренно, мыслью, речью или делом причинил мне боль». Простите их как можно полнее.
    Если где-то все еще остается ожесточение, примите также и его; пусть оно рассеется по мере того, как растет прощенье. Разрешите себе прощать. Освободитесь от гордости, которая держится за ожесточение: «Я-де вас прощаю». Просто освободитесь от всего.
    Сила прощенья так велика. У нее есть место, чтобы простить.
    Теперь - о тех, кому вы могли причинить боль. Попросите у них прощенья. Не с чувством вины, а с пониманием того факта, что мы спотыкаемся, что мы все бываем незрячи. Освободитесь и от самоосуждения.
    И молча скажите про себя в точности так, как вы это чувствуете: «У всех, кому я намеренно или ненамеренно причинил боль своими мыслями, речью или действием,- у всех у них я прошу прощенья».
    Пусть отпадет всякая жестокость, которая стесняет сердце.
    Разрешите себе принять прощенье. Стеснение в груди, в теле, в уме - это всего лишь противодействие. Пусть оно уйдет. Освободитесь от своей обиды за себя. Простите себя. Скажите себе: «Я прощаю тебя».
    Оставьте себе место в своем сердце. «Прощаю себя за всю причиненную боль, даже за те вещи, которых не хотел сделать».
    Пользуясь своим собственным именем, скажите себе: «Я прощаю тебя».
    Осторожно откройте сердце для себя. Осторожно; дайте время этому процессу. Самоотдача. Внесите прощение самому себе в свое сердце.
    Создайте для себя место. Окутайте себя прощением и освобожденностью.
    Теперь с этим чувством открытости направьте к себе эту любящую доброту; повторяйте в глубине сердца, как вам будет удобно, пользуясь такими словами, какие найдете подходящими: «Да буду я счастлив; да буду я свободен от страдания; да буду я свободен от напряжения, страха, тревоги; да исцелюсь я; да пребуду я в мире!»
    «Да освобожусь я от страдания, да освобожусь от напряжения, от гнева, от разделенности. Да освобожусь я от страха, скрытости и сомнения. Да буду я счастлив». Полюбите себя.
    «Да буду я счастлив. Да освобожусь я от всего,.что причиняет мне страдания!» Пожелайте себе добра.
    Скажите себе от всей души: «Люблю тебя». Пользуйтесь своим именем, если вам это нужно. Скажите: «..., я люблю тебя».
    «Да буду я свободен от страдания; да найду я свою радость; да буду я наполнен любовью; да вернусь я к свету; да пребуду я в мире!»
    Затем направьте эту любовь на кого-то, чей образ существует у вас в уме, к кому вы чувствуете большую любовь - к учителю, другу, к кому-то, кто вам очень нравится,- » нарисуйте этот образ в уме и размышляйте: «Да будете вы счастливы, да будете вы свободны от страдания!»
    «Дорогой друг, да будете вы целостны, да придете к своей завершенности. Да будете вы свободны от гнева, от ревности,от напряжения, от страха! Да будете вы счастливы, да будете свободны от страдания!»
    «Да вступите вы в свою радость, в свою полноту! Да будете вы свободны от всех страданий!» Сосредоточенно направляйте этому любимому вами человеку благожелательность.
    Нарисуйте в уме образ другого человека, к которому вы чувствуете любовь, кому желаете добра. Нарисуйте их ясно, так отчетливо и легко, как только можно, и направляйте на них свои чувства благожелательности, используя некоторые повторения: «Как хочу быть счастливым я, так да будете счастливы и вы. Да будете вы счастливы и свободны от страдания. Да отпадут от вас напряженность и сердечная боль.. Да возрастет ваша радость. Да будете вы свободны от страдания».
    Пусть ваша любовь распространится на каждого человека в доме, где вы живете, где сидите в медитации. Наполните комнату своей любовью, наполните ее сердечной заботой. Пусть вся комната, все эти люди пребудут в вашем сердце. «Да будем все мы счастливы!» Не забывайте себя; вы - тоже еще одно прекрасное существо.
    Пусть ваша любящая доброта излучается на каждого человека. «Да будем все мы свободны от страдания, да будем все мы счастливы. Да вступим - мы все и каждый из нас - да вступим мы в свет. Да освободимся мы от преград; да освободимся мы от своего страдания, да почувствуем свое совершенное бытие. Да будем мы все свободны от страдания, да будем мы все счастливы, да будем свободны!»
    Пусть это чувство распространяется наружу, пусть оно охватит всю окрестность.
    Пусть оно охватит весь город, где вы живете; оно широко, пространно, участливо.
    Пусть оно продолжает распространяться. На всю страну, на весь континент.
    Откройте всему этому свое сердце. «Да будут все существа счастливы. Да будут все существа обладать чистым умом. Да будут их сердца открыты. Да будут они свободны от страдания». Медленно окутайте своей любящей добротой целую планету. Медленно и осторожно дайте своей любви распространиться повсюду, на все существа.
    «Да будут все живые существа, все чувствующие существа,- да будут они свободны от страдания. Да полюбят они себя, да придут они к своему счастью. Да раскроют они радость своего истинного «я». Все существа, повсюду.
    «Да воссядут все существа в свете. Свободными. За пределами страдания. Да исцелятся все существа в участии друг к другу. Да будут все наши раны, все наши страдания - да будут они исцелены силой нашей любви к себе и друг к другу. Да полюбим мы друг друга».
    Просто позвольте себе сидеть в свете этой любви, этой заботы о себе и друг о друге. Не пытайтесь что-то делать. Просто пребудьте - в любви, в свете.
    «Да разделят все существа эту открытость. Да почувствует каждый эту безграничность, эту открытость сердца».
    «Я делюсь заслугой этой медитации со всеми живыми существами повсюду. Да узнают все существа тепло и участие в своей жизни. Да узнают все существа прощенье самим себе. Да научимся мы просто быть в одном мгновенье за раз. Без всяких ожиданий. Просто открытое сердце. Делимся этим, насколько можем».
    «Да будут счастливы все существа. Да будут все существа свободны от страдания. Да будут все существа счастливы. Да будем все мы свободны. Да возвратимся все мы к своей завершенности!»

    Саядо У Индака - Метта. Медитация безусловной любви


    Книга буддийского монаха традиции тхеравада Саядо У Индаки представляет подробное, пошаговое руководство по медитации безусловной любви (Metta Bhavana) и углублению этой медитации до состояния ясного прозрения (Vipassana). Опираясь на обширный личный опыт, автор знакомит читателей с канонической теорией медитации, иллюстрируя способы практики примерами из древних сутт, а также ценным опытом наших современников.

    Книга не только знакомит с уникальной пользой медитации метта, но и помогает освоить древние методы саморазвития на практике.

    Для широкого круга читателей, исследователей буддизма, практикующих буддистов всех направлений.

    SpoilerTarget">Спойлер: Выходные данные

    Формат издания: 130х200 мм (средний формат)
    Количество страниц: 192
    Год выпуска: 2017
    ISBN: 978-5-9909603-0-5
    Тираж: 1000
    Издательство: Ганга
    Переводчики: О.В. Ласковски-Забазновски, В.С. Устенко
    Переплёт: Мягкая обложка
    Язык издания: Русский

    SpoilerTarget">Спойлер: Содержание

    ЧАСТЬ I
    Особенный день
    Практика медитации безусловной любви
    Свойства безусловной любви
    Значение медитации безусловной любви
    Враги безусловной любви
    Два способа медитативной практики
    Развитие безусловной любви без достижения дхьян
    Развитие безусловной любви для достижения дхьян
    О пользе безусловной любви
    Обретение свободы от страданий
    Достижение дхьяны через практику метты
    ЧАСТЬ II
    Как появилась Метта-сутта
    Только метта
    Саядо У Уттамассара
    Личный опыт
    От метты к нирване
    От метты к випассане
    Медитация сидя
    Медитация при ходьбе
    Осознанность в повседневных делах
    Стадии прозрения
    Метта-сутта на пали
    Метта-сутта на русском языке
    Биография Саядо У Индаки
    ПРИЛОЖЕНИЯ
    История Уттары
    История Самавати
    История Маги
    Глоссарий

    Саядо У Индака (Чиангмай Мьяинг Саядо) является настоятелем центра медитации «Чиангмай Мьяинг», расположенного в Янгоне и Пьин-о-Лвине. Послушником и молодым монахом Саядо У Индака изучал буддийские писания под руководством покойного Махагандхаен Саядо в Амарапуре и других известных учителей. Сдав экзамен по Дхаммачарье, в течение нескольких лет занимался преподаванием. Затем практиковал сатипаттхана-випассану под началом достопочтенного Чиангмая Саядо. Останавливался в медитационном центре «Чиангмай Йеикта», где в соответствии с наставлениями Чиангмая Саядо изучал писания, преподавал и занимался медитацией.

    SpoilerTarget">Спойлер: Отрывки из книги

    В честь пятидесятилетия Саядо У Индаки его труд «Метта» был издан на бирманском. В это время множество людей со всех концов света практиковали медитацию в центре «Чиангмай Йеикта» (Chanmyay Yeiktha Meditation Centre), расположенном в районе Хмавби, где Саядо У Индака был настоятелем и учителем медитации. Много иностранцев заинтересовалось книгой о безусловной любви, но, поскольку она была издана только на бирманском, прочесть ее не могли. Чтобы сделать книгу доступной широкой аудитории, меня попросили перевести ее на английский язык. Я принялась за дело с большим энтузиазмом, но практически без какого бы то ни было опыта в этой сфере. Неудивительно, что вскоре я столкнулась с теми же проблемами, которые обычно возникают при попытке передать заложенный в тексте смысл носителям другого языка и другой культуры. В процессе перевода я старалась оставаться верной букве и духу бирманского оригинала, однако некоторых изменений было не избежать. Прежде всего, необходимо сказать, что бирманское издание является стенограммой двух лекций по практике благородной любви, которые были прочитаны Саядо У Индакой группе местных практиков. В бирманской традиции наставления по Дхарме обычно даются в форме вопросов и ответов, что позволяет убедиться, поняли ли слушатели смысл сказанного. Во время перевода текст был сведен к монологу без ущерба для повествования. Еще одно отличие английской версии состоит в том, что в ней Саядо У Индака дает более подробные практические советы по випассане. Кроме того, к некоторым терминам даны пояснения, без которых смысл сказанного, скорее всего, остался бы непонятен западной публике. Прочие термины, которые могут оказаться незнакомыми читателю, раскрываются в глоссарии. Истории Уттары, Самавати и Маги приводятся в приложении, так как они хорошо известны бирманским практикам, но не западным читателям.

    Я благодарна своим друзьям по Дхарме. Без их поддержки эта книга вряд ли увидела бы свет. Значительную часть работы проделала Джуди Витфорд (До Кемасири), канадская практикующая и учитель английского языка, которая взяла на себя роль редактора. Достопочтенный У Кемиссара разъяснил мне некоторые отрывки текста и помог перевести отдельные фрагменты с пали на английский. Благодаря ценным подсказкам У Ситарамси, У Вамсараккиты, С. Джутимы, У Сое Мьинт, Марджо, Лизы и Патрисии мне удалось глубже понять оригинальную версию. Также я очень благодарна своей бирманской подруге Мимми (Май Мьинт Оо), которая проявила невиданное терпение, отвечая на мои вопросы, возникавшие в ходе работы над первой редакцией перевода.

    Мне бы очень хотелось, чтобы благодаря этой книге люди смогли понять, что метта - это искреннее желание счастья всем существам. Когда пламя гнева и ненависти пылает во многих частях света, так важно оросить существ живительной, прохладной водой метты. Я надеюсь, люди захотят развить в себе это качество и наполнить мир благородной любовью. Пусть, помимо раскрытия в человеке безусловной любви, практика метты станет прочной основной для развития випассаны и приведет к наивысшей цели буддийского учения - нирване, уничтожению всех страданий.

    Достопочтенная Арья Нани
    Центр медитации «Чиангмай Йеикта», Хмавби, Мьянма
    Январь 2004