Олимпиадные вопросы по биологии. Задания для школьной олимпиады по биологии

В данном разделе собрана информация о различных биологических олимпиадах, проходящих как в России, так и за рубежом. Данная информация может быть полезна как школьникам, так и их наставникам.

Информация об олимпиадах представлена в двух вариантах:
Кратком - дано только краткое описание олимпиады и ссылка на официальный сайт
Подробном - представлены описание, задания олимпиады за разные года и списки победителей (только для Всероссийской, Международной олимпиад и олимпиад Кировской ЛМШ)

Для того, чтобы оперативно получать на адрес своей электронной почты информацию об обновлении данного раздела сайта

Олимпиада проводится Министерством образования и местными органами управления образованием по всей территории России. В настоящее время олимпиада включает 4 этапа: школьный, муниципальный (городской), региональный (областной) и заключительный. Победители и призеры заключительного этапа в 11 классе получают право зачисления без экзаменов в любой ВУЗ страны на факультет по профилю "биология". Из победителей заключительного этапа так же формируется сборная команда России на Международную биологическую олимпиаду. Олимпиада является одним из самых старых и массовых биологических соревнований в России.

Международная Биологическая олимпиада (IBO) является высшим соревнованием среди учащихся средних школ разных стран. Каждая из стран-участниц присылает четырех учащихся из числа победителей соответствующих национальных соревнований (для РФ это Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии).

Традиционно в начале и в конце каждой смены ЛМШ проводятся Вступительная и Заключительная Олимпиады, состоящие из тестовых и практических заданий. Тестовые задания данных олимпиад достаточно высокого уровня сложности и могут быть полезны для подготовки к региональному и заключительному этапам Всероссийской биологической олимпиады.

Летняя биологическая олимпиада проходит в начале июля, участвовать в ней могут школьники 7-11 классов, а так же студенты ВУЗов России и стран СНГ. Олимпиада проводится через Интернет в один тестовый тур. Задания олимпиады довольно высокого уровня, т.к. они формируются на основе заданий Вступительной олимпиады Кировской Летней многопредметной школы (где проходят обучение многие призеры и победители Заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии). Участие в олимпиаде будет полезно в качестве тренировки перед предстоящими выступлениями на Всероссийской олимпиаде. Регистрация на Летнюю олимпиаду начинается ежегодно в середине апреля.

Всесибирская физико-математическая олимпиада школьников была организована в 1962 году по инициативе академика М.А. Лаврентьева. По Решению Российского совета олимпиад школьников Всесибирская открытая олимпиада школьников включена в Перечень олимпиад школьников на 2009/2010 год по математике (2 уровень), физике(2 уровень), химии(3 уровень), биологии (3 уровень) и информатике (2 уровень). Особенностью олимпиады является также то, что призеры олимпиады приглашаются в Летнюю физико-математическую школу, проводимую в Академгородке (г.Новосибирск), по результатам обучения в которой старшеклассники принимаются в физико-математическую школу, ныне Специализированный учебно-научный центр Новосибирского государственного университета.

Биомедицинская олимпиада проходит с 2005 года на факультете Фундаментальной медицины МГУ. Задачи представлены в виде вопросов открытого типа, связанных с медицинской биологией и исследованиями здоровья человека. При решений задач требуется знание как медицинских аспектов и приложений биологии, так и наличие биологического мышления и творческий подход.

Олимпиады в Москве:

Старейшая биологическая олимпиада России (и СССР) - проводиться с 1951 года. Проходит в несколько туров на Биологическом факультете МГУ. Отличительной особенностью является то, что олимпиадные задания представлены в виде открытых задач, требующих для успешного решения не только знаний определенных фактов, но и развитого биологического мышления и творческого подхода.

Олимпиады для поступающих в МГУ:

National Biology Competition, University of Toronto, Canada (in English)

Достаточно интересная олимпиада высокого уровня, организуемая одним из крупнейших университетов Канады. Проводиться в виде тестирования. Отличительной особенностью является открытость соревнования - поучаствовать в ней могут не только граждане Канады, но и других стран. Для этого необходимо совсем немного: зарегистрировать координатора и учреждение на сайте олимпиады, ну и естественно знание английского языка на уровне чтения-понимания.

Биология 6 класс.

Инструкция по выполнению работы

Работа состоит из 4 частей и включает 25 заданий.

Часть 1 состоит из 5 заданий (1 – 5), оцениваемых в 1 балл. В данных заданиях необходимо выбрать один правильный ответ из нескольких предложенных. Итого в части 1 можно набрать максимальное количество 5 баллов.

Часть 2 состоит из 5 заданий (6 – 10), оцениваемых в 3 балла. В данных заданиях (6 – 10) необходимо выбрать три правильных ответа из нескольких предложенных. Максимальное количество 15 баллов

Часть 3 состоит из 10 заданий (11-20), оцениваемых в 5 баллов, из которых: 5 заданий (11-15) – на установление соответствия и 5 заданий (16-20) – на последовательность. В заданиях 11–15 необходимо установить соответствие между содержанием первого и второго столбцов. В заданиях 16-20 – нужно установить правильную последовательность. Максимальное количество 50 баллов.

Часть 4 состоит из 5 наиболее сложных заданий (21–25) открытого типа, оцениваемых в 6 баллов.Максимальное количество 30 баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. Внимательно прочитайте каждое задание и проанализируйте все варианты предложенных ответов. Постарайтесь выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.

Первая часть. Задания, оцениваемые в 1 балл.

В заданиях 1-5 выберите один правильный ответ из четырех предложенных.

    Назовите органоиды клетки, которые характерны только для растений.

    Митохондрии 3) Рибосомы

    Хлоропласты 4) Вакуоли

    Назовите цветковое растение, которое образует корнеплоды.

    Картофель 3) Георгин

    Свекла 4) Лук

    Растение, изображенное на рисунке размножается бесполым путем при помощи?

    Семян 3) Спор

    Гамет 4) Гифов

    Как называют тело водоросли?

    Грибница или мицелий 3) Строма

    Плодовое тело 4) Слоевище

    Какие растения называют «оленьим мхом»?

    Лишайники 3) Мхи

    Хвощи 4) Плауны

Вторая часть. Задания, оцениваемые в 3 балла.

В заданиях 6-10 выберите три правильных ответа из шести предложенных и укажите их номера в таблице ответов.

    Выберитерастения, у которых формируется соцветие простой колос.

    Черемуха

  1. Подорожник

    Что из перечисленного характерно для вегетативного размножения?

    Участвуют части таких органов, как корни и побеги

    Участвуют специализированные половые клетки

    Вновь образуемые организмы являются идентичными материнскому организму

    Оплодотворение отсутствует

    Включает в себя оплодотворение

    В его основе лежит мейоз

    По каким признакам грибы отличаются от животных

    Питаются готовыми органическими веществами

    Имеют клеточное строение

    Растут в течение всей жизни

    Имеют тело, состоящее из нитей-гифов

    Всасывают питательные вещества всей поверхностью тела

    Имеют ограниченный рост

    Назовите растения, у которых созревает плод ягода.

  1. Земляника

    Смородина

    У каких растений имеются подземные побеги?

    Картофель

    Земляника

  1. Подорожник

Третья часть. Задания, оцениваемые в 5 баллов.

В заданиях 11-15 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

    Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого он характерен.

ПРИЗНАК РАСТЕНИЯ

А.

в цикле развития имеется заросток

Б)

спорангий на растении имеет вид коробочки

В)

из споры вырастает зелёная нить

предросток

Г)

корни отсутствуют

Д)

спорангии расположены на нижней стороне листа

Е)

имеют корневища

ОТДЕЛ

1. Моховидные

2. Папоротниковидные

    Установите соответствие между растением и способом распространения его плодов и семян.

РАСТЕНИЕ

А)

Б)

В)

Г)

Д)

подсолнечник

Е)

СПОСОБ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПЛОДОВ И СЕМЯН

1)

2)

животными

    Установите соответствие между признаком организма и группой для которой он характерен.

ПРИЗНАК ОРГАНИЗМОВ

А) Выделяют в особое царство

Б) Тело представляет собой слоевище

В) Имеют плодовое тело

Г) по способу питания авто-гетеротрофны

Д) вступают в симбиоз с корнями растений

Е) Представляют симбиоз грибов и водорослей

ГРУППА ОРГАНИЗМОВ

    Грибы

    Лишайники

    Установите соответствие между растением и отделом, к которому его относят.

РАСТЕНИЕ

спирогира

хламидомонада

хлорококк

кукушкин лён

улотрикс

ОТДЕЛ

1)

Зелёные водоросли

2)

Моховидные

    Установите соответствие между видоизменённым побегом и способом вегетативного размножения растений, который он обеспечивает.

ВИДОИЗМЕНЁННЫЙ ПОБЕГ

А)

корневище

Б)

В)

луковица

Г)

Д)

стеблевой черенок

СПОСОБ ВЕГЕТИТАВНОГО РАЗМНОЖЕНИЯ РАСТЕНИЙ

1)

подземными побегами

2)

надземными побегами

В заданиях 16-20 установите правильную последовательность. Запишите в таблицу номера выбранных ответов (без пробелов и других символов).

    Установите последовательность расположения зон (участков) в корне начиная с верхушки.

    Зона проведения

    Зона деления

    Зона всасывания

    Зона роста

    Установите хронологическую последовательность появления основных групп растений на Земле.

    Цветковые

    Папоротникообразные

    Псилофиты

    Водоросли

    Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства растений, начиная с наименьшей.

    Покрытосеменные

    Паслёновые

    Двудольные

    Паслён черный

    Установите последовательность усложнения организмов в процессе исторического развития органического мира на Земле.

    Образование в клетках хлорофилла

    Возникновение ризоидов

    Образование плодов

    Появление корней, стеблей, листьев

    Возникновение одноклеточных гетеротрофных организмов

    Установите последовательность соподчинения систематических категорий у растений, начиная с наибольшей.

    Семейство Кувшинковые

    Отдел Покрытосеменные

    Вид Кубышка желтая

    Род Кубышка

    Класс Двудольные

    Царство Растения

Четвертая часть. Задания, оцениваемые в 6 баллов.

Задания 21-25 с кратким ответом на поставленный вопрос.

    Из Европы в Америку в свое время были случайно завезены семена одного вида растений, которое коренные жители Америки – индейцы – называют «следом белого человека». Назовите это растение.

    У произрастающего в Индии бенгальского фикуса, или баньяна, на крупных горизонтальных ветвях взрослого растения образуются врастающие в землю структуры. Что представляют собой эти структуры по своему происхождению и строению?

    В Африке, в восточных районах Уганды, обитает небольшая гадюка. Свернувшись кольцом, она днями лежит под кустом пизонии, похожей на произростающую в России жимолость. Если небольшая птичка сядет на куст и будет прыгать с ветки на ветку, то потревоженный куст обдаст её фонтаном мелких липких плодиков. Они залепят ей крылья и хвост, после чего птичка падает на траву и станет жертвой гадюки. Назовите явление, с которым связана особенность строения плодов пизонии.

    Белена черная, белладонна, и дурман обыкновенный являются ядовитыми растениями; их используют для приготовления лекарственных препаратов. Назовите семейство, к которому относятся эти растения.

    «Корабельными рощами» называли леса состоящие из…….

Задание 1

    Сезонные явления в жизни организмов изучает
    А. Биология
    Б. Фенология
    В. Ботаника
    Г. Экология

    Споры бактерий – это приспособление
    А. К питанию
    Б. Размножению
    В. Дыханию
    Г. Перенесению неблагоприятных условий

    Участки стебля, на которых развиваются листья, называются
    А. Пазухи
    Б. Узлы
    В. Междоузлия
    Г. Рубцы

    Главными частями цветка являются
    А. Лепестки и венчик
    Б. Тычинки и пестики
    В. Чашелистики и лепестки
    Г. Цветоножка и цветоложе

    Водоросль в составе лишайника обеспечивает его
    А. Только органическими веществами
    Б. Органическими веществами и солями
    В. Органическими веществами и водой
    Г. Минеральными солями и водой

    Передвижение веществ в растении обеспечивает:
    А. Покровная ткань
    Б. Образовательная ткань
    В. Проводящая ткань
    Г. Фотосинтезирующая ткань

    Хлоропласты есть в клетках:
    А. Листа земляники
    Б. Корня земляники
    В. Кожи лягушки
    Г. Бактерии, вызывающей чуму

    Число хромосом в половых клетках тигра:
    А. Такое же, что и в клетках тела тигра
    Б. В два раза больше, чем в клетках тела тигра
    В. В два раза меньше, чем в клетках тела тигра
    Г. В четыре раза больше, чем в клетках тела тигра

    Оформленных оболочкой ядер нет в клетках водорослей:
    А. зеленых;
    Б. красных;
    В. бурых;
    Г. сине-зеленых.

    В клетках грибов нельзя обнаружить:
    А. вакуоли;
    Б. митохондрии
    В. пластиды;
    Г. рибосомы

Задание 2 . Подберите термины соответствующим определениям и впишите их в таблицу ответов.

  1. Клеточная стенка растений состоит из…
  2. Испарение большей части воды растением происходит через специальные структуры листа …
  3. Процесс образования органических веществ в растениях с участием света…
  4. Половая клетка...
  5. Стебель, с расположенными на нем листьями и почками…

Задание 3 . Соотнесите тип дыхания и названия животных, у которых он встречается, вписав ответы (буквы) в таблицу

Задание 4. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В бланке ответов против вариант ответа укажите «да» или «нет».

  1. Морковь и фасоль имеют стержневую корневую систему
  2. Кровь – это соединительная ткань
  3. Рыбы – теплокровные животные
  4. Все животные всеядны
  5. Зигота – оплодотворенная яйцеклетка

Задание 5 . Составьте правильно цепь питания, расположив объекты в необходимой последовательности. Ответы (буквы) впишите в таблицу.

А. Щука
Б. Фитопланктон
В. Хищная птица
Г. Карась

Задание 6 . Замечено, что ягоды, собранные в солнечный день, слаще. Почему?

Задание 7 . Ученые подсчитали, что потомство одной бактериальной клетки через 10 дней может заполонить все моря и океаны. Почему этого не происходит?

Задание 8 . Объясните, почему срезанный вами гриб – подберезовик или подосиновик – представляет собой только часть организма.

Ответы на олимпиадные задания по биологии для учащихся 7 класса

Задание 1. За каждый правильный ответ – один балл

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Б Г Б Б А В А В Г В

Задание 2

Задание 3 . За каждый правильный ответ – один балл

Задание 5 . За каждый правильный ответ – один балл

1 2 3 4
Б Г А В

Задание 6 . В солнечный день в растении интенсивнее происходит процесс фотосинтеза, в результате чего в плодах накапливается больше плодов.

Задание 7 . Этого не происходит потому, что бактерии гибнут под воздействием света, холода, химических веществ, других живых организмов

Задание 8 . Срезанный гриб представляет собой только часть организма(плодовое тело), так как в лесной подстилке осталась грибница в виде волокнистых переплетений тонких нитей (гифов).

Олимпиада по биологии для учащихся 8 класса

Задание 1 . Выполните тесты. Из четырех ответов выберите один правильный и впишите его в таблицу

    Самые древние растения на Земле
    А. Мхи
    Б. Хвощи
    В. Водоросли
    Г. Плауны

    Для растений семейства крестоцветных характерен плод
    А. Стручок
    Б. Боб
    В. Ягода
    Г. Костянка

    В коробочке мха кукушкин лен развиваются
    А. Гаметы
    Б. Сперматозоиды
    В. Яйцеклетки
    Г. Споры

    Через сердце орла протекает
    А. Только артериальная кровь
    Б. Только венозная кровь
    В. И артериальная, и венозная кровь
    Г. Днем артериальная, а ночью венозная кровь

    Клетка растений в отличие от клеток животных содержит:
    А. Ядро и цитоплазму
    Б. Рибосомы и хромосомы
    В. Митохондрии и рибосомы
    Г. Пластиды и вакуоли с клеточным соком

    Транспирация – это…
    А. Испарение воды
    Б. Поглощение углекислого газа
    В. Выделение углекислого газа
    Г. Широко распространённый тип жилкования

    При партеногенезе не происходит:
    А. Размножения
    Б. Накопления питательных веществ в яйцеклетке
    В. Митоза
    Г. Оплодотворения

    Открытие двойного оплодотворения принадлежит…
    А. Н.И. Пирогову
    Б. Н.А. Северцеву
    В. Н.И. Скрябину
    Г. С.Г. Навашину

    Крылья у насекомых находятся на спинной стороне:
    А. груди и брюшка;
    Б. груди;
    В. головогруди и брюшка;
    Г. головогруди.

    Из перечисленных организмов наиболее прогрессивными чертами строения обладает:
    А, амеба;
    Б. дождевой червь;
    В. гидра;
    Г. вольвокс.

Задание 2 . Подберите термины соответствующим определениям

  1. В результате слияния половых клеток образуется …
  2. Клеточная стенка грибов состоит из...
  3. Наука о грибах…
  4. Древняя амфибия...
  5. Образовательная ткань стебля...

Задание 3 . Соотнесите классы и названия животных, вписав буквы в бланк ответа

Задание 4 . Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В бланке ответов против вариант ответа укажите «да» или «нет».

  1. Мхи произошли от псилофитов
  2. У всех представителей отряда пресмыкающихся сердце трехкамерное.
  3. Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.
  4. Основной признак двудольных – наличие двух семядолей в зародыше.
  5. Вирусы – это особые безъядерные клетки

Задание 5 . Расположите отделы растений в порядке появления их на Земле, согласно эволюционной теории. Ответы (буквы) впишите в таблицу.

Задание 6 . Человек употребляет соль в пищу каждый день, но если обильно посыпать солью траву, она засохнет, и в этом месте некоторое время растения не будут расти. Почему?

Задание 7. Издавна известно, что при систематическом окучивании растений (картофеля, томатов, капусты, земляники) они лучше растут. Объясните это явление

Задание 8. В пазухах листьев высокой пальмы скопилась дождевая вода. Через некоторое время в ней обнаружены были те же инфузории, что и в расположенном рядом озере. Каким образом инфузории могли «взобраться» на пальму?

Ответы на олимпиадные задания по биологии для учащихся 8 класса

Задание 1 . За каждый правильный ответ – один балл

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
В А Г В Г А Г В Б Б

Задание 2 . За каждый правильный ответ – один балл

Задание 3 . За каждый правильный ответ – один балл

Задание 5 . За каждый правильный ответ – один балл

1 2 3 4
В А Б Г

За полный ответ в заданиях 6-8 выставляется 5 баллов

Задание 6 . Соль проникает в почву, раствор соли в воде с концентрацией ионов выше, чем концентрация ионов цитоплазмы корня, будет вытягивать воду из корней; растение погибнет

Задание 7 . При окучивании растений увеличивается образование придаточных корней, что приводит к усилению минерального питания.

Задание 8 . Инфузории могли быть занесены мухами, птицами и другими животными, которые могут находиться у озера и обитают в лесу.

Литература:

  1. Б.Б. Захаров, Н.И. Сонин Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009.
  2. Н.И. Сонин Биология. Живой организм. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009.
  3. С.В. Багоцкий, Л.И. Рубачева, Л.И. Шурхал Биология. Живой организм. 6 кл.: Тестовые задания. М.: Дрофа, 2003.
  4. Т.А. Дмитриева, С.В. Суматохин Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7 кл.:Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.

Задания части I. Задание включает 60 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным.

1. В зародыше семени у высших семенных растений могут присутствовать:

а) две семядоли;
б) одна или две семядоли;
в) одна, две или больше семядолей;
г) одна семядоля.

2. Среди листопадных растений красной осенней окраски не имеют листья:

а) березы повислой;
б) рябины обыкновенной;
в) клена платановидного;
г) вяза шершавого.

3. Среди тканевых элементов высших растений наибольшую длину имеют:

а) клетки-волокна склеренхимы;
б) клетки-членики сосудов (ксилемы);
в) клетки столбчатого мезофилла;
г) клетки аэренхимы.

4. Ткань, представленная на рисунке поперечного среза, носит название:

а) эпидермис;
б) мезофилл;
в) аэренхима;
г) пробка.

5. В процессе селекции сорта современного картофеля по сравнению с дикорастущими предками не:

а) увеличили размер клубней;
б) лишились способности накапливать алкалоиды в листьях;
в) повысили устойчивость к фитофторе;
г) утратили опушение листьев.

6. Различные типы плодов могут иметь растения, принадлежащие к семейству:

а) злаки;
б) бобовые;
в) сложноцветные;
г) розоцветные.

7. К растениям, вероятно, исчезнувшим на территории Самарской области, принадлежит:

а) башмачок крупноцветковый;
б) пион тонколистный;
в) тюльпан дубравный;
г) горечавка перекрестнолистная.

8. Необходимость микоризы для развития растений, высокая специализация цветка по отношению к насекомым-опылителям, исключительно мелкие размеры семян – все эти признаки относятся к представителям семейства:

а) лилейные;
б) пасленовые;
в) орхидные;
г) бромелиевые.

9. Представленная на схеме часть жизненного цикла сосны происходит:

а) в начале лета;
б) весной;
в) в середине лета;
г) осенью.

10. Изображенный на рисунке древний лес из гигантских древовидных споровых растений представляет реконструкцию растительного сообщества:

а) девона;
б) карбона;
в) перми;
г) триаса.

11. Коричневая или оливковая окраска бурых водорослей объясняется:

а) отсутствием хлорофиллов;
б) наличием водорослевых пигментов фикобилинов;
в) обилием желтых и оранжевых пигментов, дополнительных по отношению к хлорофиллу;
г) мощным развитием покровных тканей.

12. Среди представителей высших грибов преобладание в жизненном цикле стадии двуядерного мицелия (дикариона) характерно для класса:

а) аскомицеты;
б) базидиомицеты;
в) дейтеромицеты;
г) зигомицеты.

13. Каких птиц не существует в природе:

а) птица-секретарь;
б) птица-мышь;
в) птица-носорог;
г) птица-бегемот.

14. Златоглазка относится к отряду:

а) сетчатокрылых;
б) вислокрылых;
в) веерокрылых;
г) равнокрылых;

15. Гиеновидная собака относится к семейству:

а) куньих;
б) волчьих;
в) медвежьих;
г) енотовых.

16. Какая рыба не встречается в природе:

а) рыба-клоун;
б) рыба-мичман;
в) рыба-тряпка;
г) рыба-рулевой.

17. Рептилии эволюционно произошли от:

а) кистеперых рыб;
б) бесчерепных;
в) амфибий;
г) двоякодышащих рыб.

18. Какое приспособление является адаптацией птиц к полету:

а) двойное дыхание;
б) двойная аккомодация зрения;
в) двойной прыжок;
г) раздвоенный хвост.

19. Что не является основным принципом классификации насекомых на отряды:

а) строение крыльев;
б) строение ротового аппарата;
в) строение конечностей;
г) тип развития.

20. Араморфозом млекопитающих является:

а) различное строение хвоста;
б) различное строение ушей;
в) различное строение зубов;
г) различное строение конечностей.

21. Среди простейших не имеет специальных органоидов для передвижения:

а) эвглена;
б) амеба;
в) инфузория;
г) трипаносома.

22. Семейство цаплевые относятся к отряду:

а) трубконосые;
б) веслоногие;
в) голенастые;
г) фламингообразные.

23. Какого отряда амфибий не существует:

а) бесхвостые;
б) бескрылые;
в) безногие;
г) хвостатые.

24. К насекомым с полным превращением не относятся:

а) чешуекрылые;
б) жесткокрылые;
в) прямокрылые;
г) двукрылые.

25. Фильтрация первичной мочи происходит в:

а) почечной лоханке;
б) в дистальном отделе извитых канальцев;
в) в петле Генле;
г) в капсуле Шумлянского-Боумена.

26. Кислород в скелетных мышцах запасается белком:

а) гемоглобином;
б) миоглобином;
в) кальмодулином;
г) альбумином.

27. К инкапсулированным нервным рецепторам относятся:

а) тельца Фатер-Пачини;
б) тельца Мейснера;
в) болевые рецепторы;
г) нервно-мышечные веретена.

28. Слизь в желудке выделяется одноклеточными железами:

а) главными клетками;
б) добавочными клетками;
в) обкладочными клетками;
г) бокаловидными клетками.

29. В коре головного мозга у человека не бывает доли:

а) зрительной;
б) лобной;
в) теменной;
г) височной.

30. К подвижным соединениям костей относятся:

а) синхондрозы;
б) синостозы;
в) диартрозы;
г) синдесмозы.

31. Нервная система в процессе онтогенеза образуется из:

а) зародышевой эктодермы;
б) зародышевой энтодермы;
в) внезародышевой эктодермы;
г) мезодермы.

32. Чтобы выработать условный рефлекс «свет – слюна», необходимо:

а) действовать светом и пищей одновременно;
б) сначала давать пищу, потом включать лампочку;
в) дать часть пищу, включить лампочку и дать оставшуюся пищу;
г) сначала включить лампочку, потом дать пищу.

33. Антитела образуют клетки иммунной системы:

а) В-лимфоциты;
б) плазмоциты;
в) Т-лимфоциты;
г) нейтрофилы.

34. Подкожный жир у человека выполняет функцию:

а) усиление плавучести;
б) улучшение осанки;
в) сохранение тепла;
г) увеличение массы тела.

35. Фоторецепторами у человека являются:

а) колбочки и палочки;
б) палочки и кувшинчики;
в) кувшинчики и колбочки;
г) колбочки и стрелочки.

36. Из мышечных волокон состоят мышцы:

а) гладкие;
б) сердечные;
в) скелетные;
г) в кровеносных сосудах.

37. Полиаденирование мРНК необходимо для:

а) прохождения через поры кариолеммы;
б) определения кратности трансляции;
в) защиты мРНК от лизосом;
г) соединения мРНК с рибосомой.

38. Свойством генетического кода не является:

а) избыточность;
б) коллинеарность;
в) линейность;
г) тождественность.

39. Для стабилизации рибосом необходимы ионы:

а) Са2+;
б) Nа+;
в) K+;
г) Mg2+.

40. В клетках эукариот не происходит процесс:

а) уксуснокислое брожение;
б) молочнокислое брожение;
в) гликолиз;
г) β-окисление жирных кислот.

41. Примером взаимодействия неаллельных генов является:

а) плейотропия;
б) пенетрантность;
в) полимерия;
г) доминирование.

42. В эксперименте мышам ввели меченый (по 3Н) тимидин. В каких клеточных структурах будет обнаружено излучение:

а) в рибосомах;
б) в эухроматине;
в) в гетерохроматине;
г) в ядрышке.

43. Согласно синтетической теории эволюции, к элементарным эволюционным факторам относится:

а) наследственность;
б) изоляция;
в) дрейф генов;
г) изменчивость.

44. Организмы, адаптированные к узким пределам выносливости экологических факторов, называются:

а) стенотопные;
б) эвритопные;
в) узкоспециализированные;
г) целеэкотопные.

45. Однослойным зародышем является:

а) нейрула;
б) бластула;
в) гаструла;
г) фистула.

46. Одноклеточным организмам присущи формы раздражимости:

а) рефлексы;
б) тропизмы;
в) настии;
г) таксисы.

47. Критерием вида не является:

а) свободное скрещивание;
б) анатомическое строение;
в) эволюционное развитие;
г) гендерный состав.

48. Лимитирующими экологическим факторами называют:

а) ограничивающие организмы по пище;
б) выходящие за границы пределов выносливости:
в) короткие по времени действия;
г) границы ареалов.

49. Первичной сукцессией является:

а) заселение горнодобывающих отвалов;
б) восстановление леса после пожара;
в) зарастание пруда;
г) угнетение биогеоценоза.

50. Непосредственно не взаимодействуют органоиды:

а) ЭПР и аппарат Гольджи;
б) митохондрии и лизосомы;
в) микротрубочки и аппарат Гольджи;
г) ядрышко и рибосомы.

51. Тип строения биологической мембраны определяется:

а) выполняемыми функциями;
б) соотношением белков и липидов;
в) пространственным расположением молекул;
г) генетической информацией.

52. Основной целью Международной биологической программы «Геном человека» являлось:

а) лечение наследственных заболеваний;
б) изучение генотипа человека;
в) определение нуклеотидной последовательности ДНК человека;
г) развитие генной инженерии.

53. Синдром Марфана относится к группе мутаций:

а) генных;
б) анэуплоидии;
в) полиплоидии;
г) хромосомных.

54. Каталитическую функцию могут выполнять:

а) только белки;
б) белки и ДНК;
в) белки и липиды;
г) белки и РКН.

55. Коэнзимами не могут быть:

а) витамины;
б) нуклеотиды;
в) гормоны;
г) ионы металлов.

56. Если в панмиктической популяции частота встречаемости доминантного гена равна 0,2, какова будет частота встречаемости в этой популяции гетерозигот:

а) 0,04;
б) 0,32;
в) 0,16;
г) 0,08.

57. Какие вещества не относятся к липоидам:

а) холестерин;
б) нейтральный жир;
в) миелин;
г) прогестерон.

58. Какая из приведенных ниже экосистем считается наиболее устойчивой:

а) степь;
б) поле пшеницы;
в) березовая роща;
г) саванна.

59. Какое явление не относится к главным направлениям эволюции по А.Н. Северцеву:

а) идиоадаптация;
б) араморфоз;
в) общая дегенерация;
г) дивергенция.

60. Фактором формирования рода Homo sp. не является:

а) возникновение речи;
б) изготовление орудий труда;
в) прямохождение;
г) формирование второй сигнальной системы.

Задания части II. Задание включает 15 вопросов с одним вариантом ответа из четырех или пяти возможных, но требующих предварительного множественного выбора. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным.

1. На поверхности плодов у перечисленных растений обычно присутствует матовый налет, в котором находятся клетки дрожжей.

I) Виноград;
II) Земляника;
III) Слива;
IV) Томат;
V) Тыква.

а) I, II, III, IV, V;
б) I, II, III, IV;
в) I, III;
г) II, III.

2. Среди суккулентов – засухоустойчивых растений, имеющих водозапасающие ткани в различных органах, имеются листовые и стеблевые. В приведенном списке растений листовыми суккулентами не являются:

I) Алоэ;
II) Филлокактус;
III) Мамиллярия;
IV) Эхиноцереус;
V) Литопс.

а) II, III, IV;
б) I, II, IV;
в) III, IV, V;
г) I, II, III.

3. Настоящие деревья имеются среди представителей следующих семейств:

I) Розоцветные
II) Березовые
III) Пальмовые
IV) Злаки
V) Бобовые.

а) I, II, V;
б) II, III, IV;
в) I, II, V;
г) I, III, V.

4. К царству прокариот относятся:

I) стрептококки;
II) эхинококки;
III) пневмококки;
IV) стафилококки;
V) диплококки.

а) I, II, III, IV, V;
б) II, III, IV;
в) I, IV, V;
г) II, IV, V.

5. Араморфозами у млекопитающих являются:

I) теплокровность и разнообразие конечностей;
II) волосяной покров и дифференциацию зубов;
III) матка и теплокровность;
IV) вскармливание детенышей молоком;
V) подкожная жировая клетчатка.

а) II, IV, V;
б) I, III, IV;
в) II, III, IV;
г) I, IV, V.

6. К отряду перепончатокрылых относятся:

I) пчелы и термиты;
II) наездники и осы;
III) осы и стрекозы;
IV) пчелы и наездники;
V) шмели и блестянки.

а) I, IV, V;
б) II, III, IV;
в) I, III, V;
г) II, IV, V.

7. Обмен газов в альвеолах легких обеспечивается следующими факторами:

I) тонкой стенкой капилляров и вязкостью крови;
II) большой поверхностью альвеол и сильным током крови в капиллярах;
III) тонкими стенками альвеол и медленным током крови в капиллярах;
IV) тонкими стенками капилляров и большой поверхностью легких.

а) I, III;
б) III, IV;
в) II, IV;
г) I, IV.

8. Желудочный сок содержит в своем составе:

I) пепсин, трипсин, липазу и HCl;
II) пепсин, слизь, липазу, HCl;
III) пепсин, амилазу, HCl;
IV) пепсин, слизь, нуклеазу, HCl;
V) пепсин, химозин, HCl.

а) II, V;
б) II, IV;
в) II, IV, V;
г) I, III, IV.

9. Менструальный цикл контролируется гормонами:

I) гонадотропинами и эстрагенами;
II) экстрагенами;
III) экстрагенами и тироксином;
IV) экстрагенами и холецистокинином.

а) I, II, III;
б) II, IV;
в) I, III;
г) III, IV.

10. Никотин, присоединяясь к тубулинам, нарушает полимеризацию микротрубочек. Это может вызывать в организме человека следующие патологические изменения:

I) «утренний» кашель курильщиков;
II) внематочную беременность;
III) нарушение всасывания микроворсинками;
IV) мужское бесплодие;
V) иммунологические патологии.

а) I, III;
б) II, IV, V;
в) I, II, IV;
г) I, II, III, IV, V.

11. Феномен эмбриональной индукции, открытой Х. Шпеманом, подтверждается следующими опытами:

I) пересадка эпителия кишечника головастика в иннуклеированную клетку;
II) пересадка хорды под эктодерму с образованием нервной трубки;
III) пересадка зачатка хвоста в мезодерму;
IV) пересадка глазного яблока под эктодерму с образованием хрусталика.

а) I, II, III;
б) II, IV;
в) II, IV;
г) III, IV.

12. Человек как объект генетического исследования имеет ряд ограничений. Какими методами можно изучать генетику человека:

I) генеалогический и цитогенетический;
II) биохимический и онтогенетический;
III) генеалогический и эволюционный;
IV) дерматоглифика и ДНК-зонды;
V) близнецовый и популяционный.

а) I, III;
б) II, IV, V;
в) I, II, IV, V;
г) I, II, III, IV, V.

13. Синтетическая теория эволюции как современный дарвинизм является интеграцией достижений, прежде всего, генетики, дарвинизма и экологии. Какие из приведенный ниже феноменов относятся к этой теории:

I) изменчивость бывает определенная и неопределенная;
II) мутации являются элементарным эволюционным материалом;
III) изоляция – один из видов элементарный эволюционных факторов;
IV) популяция – основная единица эволюции вида;
V) естественной отбор играет творческую роль в процессе эволюции.

а) I, III, V;
б) II, III, IV;
в) I, II, IV, V;
г) I, II, III, IV, V.

14. К группе хромосомный мутаций относятся:

I) делеции;
II) анэуплоидия;
III) транслокации;
IV) добавление в триплет аденина;
V) инверсии.

а) I, III, V;
б) I, II, V;
в) I, III, V;
г) I, II, III, IV, V.

15. Агроценозы по сравнению с естественными биогеоценозами характеризуются:

I) неполноценными цепями питания;
II) разветвленными сетями питания;
III) нарушением круговорота веществ и энергии;
IV) обедненным видовым составом;
V) большей продуктивностью.

а) I, III, IV;
б) II, IV, V;
в) I, II, V;
г) II, III, IV, V.

Задания части III. Задание на определение правильности суждений

Задания части IV. Участникам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия.

1. Установите, к каким выделенным Н.И. Вавиловым центрам происхождения относятся следующие группы возделываемых человеком растений:

1) Рис, сахарный тростник, огурец, манго;
2) Ячмень, пшеница, виноград, инжир, дыня;
3) Овес, лен, лук, капуста, свекла;
4) Кукуруза, фасоль, батат, стручковый перец;
5) Кофе, арбуз, сорго, банан.

Центры: А – средиземноморский, Б – переднеазиатский, В – индийский, Г – эфиопский; Д – мексиканский.

2. Ниже представлены зубные формулы некоторых млекопитающих:

1) 3 1 3 1
3 1 2 1
2) 2 0 3 3
1 0 2 3
3) 1 0 0 3
1 0 0 3
4) 2 1 2 3
2 1 2 3
5) 0 0 3 3
3 1 3 3

Каким животным из ниже перечисленных они принадлежат: А – заяц, Б – корова, В – кошка, Г – хомяк; Д – шимпанзе.

3. Соотнесите гормоны, образуемые в организме человека, с железами внутренней секреции. Гормоны:

1) тироксин;
2) АКТГ;
3) прогестерон;
4) мелатонин;
5) глюкагон.

Железы: А – островки Лангерганса, Б – щитовидная железа, В – яичник, Г – аденогипофиз; Д – промежуточная доля гипофиза.

4. Готовясь к выступлению по проблеме происхождения жизни, ученик нашел в литературе пять подходов в этом вопросе:

1) жизнь существует вечно;
2) живое возникает самопроизвольно и постоянно;
3) жизнь возникла биохимическим путем;
4) зародыши жизни занесены из Вселенной;
5) живое создано Высшими силами.

Помогите докладчику соотнести эти положения с названиями теорий происхождения жизни на Земле.
Теории: А – самозарождение, Б – естественная эволюция, В – креационизм, Г – перманентность жизни; Д – панспермия.

5. Соотнесите органоиды эукариотической клетки с выполняемыми ими функциями. Функции:

1) осуществление экзоцитоза;
2) проведение цикла Кребса;
3) синтез липидов, углеводов и белков;
4) движение у сперматозоидов;
5) автолиз клетки.

Органоиды: А – ЭПР, Б – аппарат Гольджи; В – лизосомы, Г – митохондрии; Д – микротрубочки.

Ответы:

Часть I .

Часть II .

Часть III .

Номера правильных предложений __1, 2, 4, 6, 9, 10, 11, 13, 14, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 23 _

Часть IV .

Теории происхождения

Органоиды

Вконтакте

Олимпиадные задания, олимпиады по биологии

Задание 1.
Задание содержит вопросы, к каждому из которых даны несколько вариантов ответа; среди них только один – верный.

1. Основным структурным и функциональным элементом организма человека является:

а – Орган;б – Клетка; в – Ткань.

2. Кто из перечисленных ученых предложил термин «экология» и дал определение этой науке?

а - Жан Батист Ламарк; б - Чарлз Дарвин;

в - Эрнст Геккель; г - Климент Аркадьевич Тимирязев.

3. Насекомых среди других членистоногих можно узнать по наличию у них:

а – Хитинового покрова; б – Трех пар ног;

в – Членистых конечностей;г – Отделов тела.

4. Наследственная информация в клетке зашифрована в молекулах:

а – АТФ;б – ДНК; в – Белков.

5. Какова роль организмов-разрушителей в круговороте веществ в природе?

а – Разлагают остатки мертвых организмов до неорганических веществ;

б – Служат пищей для растений;

в – Создают органические вещества из неорганических;

г – Обогащают атмосферу кислородом.

6. Взаимоотношения «тля – муравей» - это:

а – Хищничество; б – Симбиоз; в – Амменсализм.

7. Главный признак царства грибов:

а – Наличие в клетках ядра; б - Наличие оболочки из хитиноподобного вещества;

в – Питание готовыми органическими веществами;

г – Клеточное строение организмов.

8. Транспортную функцию в организме выполняет:

а – Кровь; б – Жировая ткань; в – Хрящевая ткань.

9. Растения, достигшие в процессе эволюции наиболее высокого уровня организации, это:

в – Папаротниковидные; г – Моховидные.

10. Гладкая эндоплазматическая сеть участвует в образовании:

а – Белков; б – Жиров; в – Углеводов и жиров.

11. Микориза:

а – Плодовое тело гриба; б – Симбиоз гриба и корней дерева;

в – Болезнь растений, вызываемая грибами; г – Часть грибницы.

12. К теплокровным животным относятся:

а – Птицы; б – Насекомые;в – Пресмыкающиеся.

13. Растения класса однодольных имеют:

а – Листья с параллельным жилкованием, стержневую корневую систему;

б – Листья с параллельным и дуговым жилкованием, мочковатую корневую систему;

в – Листья с сетчатым жилкованием, стержневую корневую систему;

г – Листья с сетчатым жилкованием, мочковатую корневую систему.

14. Скопление тел нейронов за пределами центральной нервной системы называется:

а – Нервные узлы;б – Нервы; в – Рецепторы.

15. О единстве органического мира свидетельствует:

а – Связь организмов со средой;

б – Приспособленность организмов к среде обитания;

в – Сходство строения и жизнедеятельности клеток организмов, разных царств живой природы;

г – Взаимосвязь клеток в организме.

16. Только для живых организмов характерно:

а – Уменьшение веса; б – Изменение окраски;

в – Дыхание; г – Взаимодействие со средой.

17. Грибы питаются:

а – Образуя на свету органические вещества;

б – Готовыми органическими веществами;

в – Только органическими веществами живых организмов;

г – Поселяясь на продуктах питания.

18. Размножение грибов, мхов, папоротников осуществляется:

а – С помощью спор; б – Путем деления клеток;

в – С помощью семян; г – С помощью черенков.

19. Кто из перечисленных ученых создал учение о биосфере?

а – Владимир Николаевич Сукачев;б – Владимир Иванович Вернадский;

в – Карл Линней; г – Николай Алексеевич Северцов.

20. Раздел ботаники, изучающий мхи:

а – Бриология; б – Лихенология; в – Птеридология;г – Альгология.

21 . Клетка, в которой нет оформленного ядра, принадлежит:

а – Бактерии; б – Растению;в – Грибу; г – Животному.

22. Мышцы крепятся к костям при помощи:

а – Надкостницы; б – Сухожилий;в – Хрящей.

23 . Образование органических веществ из неорганических происходит в процессе:

а – Дыхания; б – Передвижения веществ;

в – Фотосинтеза; г – Поглощения веществ из почвы.

24. Основная функция митохондрий:

а – Синтез ДНК; б – Синтез АТФ; в – Синтез углеводов.

25. В отличие от организмов всех царств живой природы вирусы:

а – Не имеют клеточного строения; б – Это одна клетка без ядра;

в – Это одна клетка с ядром; г – Это спора.

26. Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами, тело которых состоит из гифов, - это:

а – Животные;б – Грибы;в – Растения; г – Лишайники.

27. Наиболее распространенными элементами в клетках живых организмов являются:

а – Кислород, углерод, азот, водород; б – Азот, водород, кислород, сера;

в – Углерод, фосфор, водород, кислород.

28. Факторы неживой природы:

а – Лишайники, мхи; б – Грибы, бактерии;

в – Вода, воздух, свет; г – Одноклеточные растения и животные.

29. Клеточная мембрана:

а – Обладает избирательной проницательностью для различных веществ;

б – Непроницаема;в – Полностью проницаема для любых веществ.

30. Железы внутренней секреции выделяют в кровь:

а – Витамины; б – Минеральные соли; в – Гормоны.

31. Какая клетка изображена на рисунке?

а – Грибная; б – Животная; в – Растительная;г – Бактериальная.

32. Лес и водоем имеют много общего, так как они:

а – Представляют собой природные сообщества;

б – Представляют собой искусственные сообщества;

в – Заселены сходными видами растений и животных;

г – Расположены недалеко друг от друга.

33. Мхи в процессе эволюции достигли более сложного строения по сравнению с:

а – Папоротниками; б – Грибами;

в – Водорослями; г – Лишайниками.

Вставьте пропущенное слово:

34. Хромосомы состоят из ДНК и хорошо видны в период...................... клетки.

35. Организмы, питающиеся растительной пищей, называют ……………первого порядка.

36. Одной из отличительных черт человека как биологического вида является членораздельная……....

37. Укажите название объекта экологии по составляющим его компонентам: Биотоп + биоценоз = ……….

38. Большинство клеток состоит из ядра и цитоплазмы, покрытых снаружи……….

39. В любом сообществе существует ограниченное число трофических уровней, берущих начало от растительных организмов, которые называются…….…...

40 …..……. – наука о строении человеческого тела.

Задание 2.

1 . Какова структура и функции ядра клетки?

2. На какие группы условно подразделяются факторы окружающей среды?
По какому признаку факторы среды объединены в эти группы?

3. Перечислите существующие царства живого.

4. Чем отличаются понятия «местообитание» и «экологическая ниша»?

5. В чем различия между понятиями: «сообщество» и «экосистема»?

6. В чем проявляется приспособленность цветковых растений к опылению насекомыми?

7. Перечислите основные признаки живых существ.

8. Какими свойствами обладает водная среда обитания?

9. Какова организация (структура) любой экосистемы?

10. Как осуществляется взаимодействие клеток друг с другом и органоидов внутри клетки?

Задание 3.

1. Чем клетки человека и животных принципиально отличаются от клеток растений?

2. Почему чем сложнее система, тем выше ее устойчивость? Почему в обедненных сообществах (например, в сельскохозяйственных монокультурах) неизбежно массовое размножение насекомых-вредителей, сорняков и болезней?

3. Какой тип растительного сообщества (фитоценоза) в ряду: лес лиственный – кустарники – луг – степь характеризуется наибольшим разнообразием экологических ниш? Объясните ваш выбор.

4. Перечислите уровни организации живого вещества. Изучением какого уровня занимается наука – экология?

5. Какие признаки свидетельствуют о том, что лишайник – симбиотический организм?

6. Ученые считают, что в процессе эволюции доклеточных форм в клеточные структуры очень важным моментом было образование мембраны. Объясните почему?

7. Почему человек разводит, в основном, растительноядных животных? Приведите примеры разведения плотоядных.

8. Большинство водорослей зеленого цвета, однако глубоководные водоросли – красные. Дайте объяснение этому явлению.

9. Почему биологическое разнообразие играет большую роль в сохранении биосферы?

10. На рисунке показаны два проростка одного возраста. Опишите условия, в которых развивался проросток (А) по сравнению с условиями развития проростка (Б).

11. Что произойдет, если в природном сообществе уничтожить всех производителей органического вещества?

12. С какой целью человек создает заповедники и заказники?

14. Чем объясняются различия в строении скелетов руки человека и передней конечности млекопитающих?

15. В чем основные особенности строения вирусов? Почему вирусы занимают пограничное положение между живой и неживой природой?

Задание 4.

1. Каковы последствия уничтожения хищников ради спасения популяции жертвы (например, массовый отстрел волков для сохранения поголовья оленей)? Что происходит с популяцией жертвы, освобожденной от пресса хищников (на примере оленей)? Почему желаемый результат (увеличение поголовья) достигается только вначале и на короткое время? Какой вывод можно сделать относительно экологической роли хищников?

2. Какие экологические проблемы биосферы являются наиболее острыми на планете в настоящее время? Приведите примеры. Какие проблемы наиболее актуальны в Калининградской области? Предложите возможные способы решения экологических проблем в вашем регионе.

3. Некоторые виды грибов имеют зеленую окраску таллома. Почему их нельзя отнести к царству растений, ведь наличие в клетках растений хлорофилла придает им зеленый цвет? Обоснуйте ответ.

Ответы:

Задание 1

Правильные ответы: 1 – б; 2 – в; 3 – б; 4 – б; 5 – а; 6 – б; 7 – б; 8 – а; 9 – а;

10 – в; 11 – б; 12 –а; 13 – б; 14 – а; 15 – в; 16 – в; 17 – б; 18 – а; 19 – б; 20 – а;

21 – а; 22 – б; 23 – в; 24 – б; 25 – а; 26 – б; 27 – а; 28 – в; 29 – а; 30 – в; 31 – б; 32 – а; 33 – а.

Правильные ответы: 34 – интерфаза; 35 – консументы; 36 – речь;

37 – экосистема; 38 – мембраной; 39 – продуцентами; 40 – анатомия.

Задание 2

  1. Ответ. Ядро содержит наследственную информацию о признаках данной клетки и целого организма, которая реализуется в синтезе определенных белков. Снаружи – ядерная мембрана, внутри – хроматин с уплотнениями – ядрышками.
  2. Ответ. На биотические, абиотические и антропогенные. Они объединены в группы по способу воздействия на организмы.
  3. Ответ Животные, растения, бактерии и грибы. Благодаря наличию в строении клетки клеточной стенки, сходству во внешнем строении, в размножении (наличие спор) и т. д. растения раньше объединялись с грибами и бактериями в одно царство.
  4. Ответ. Экологическая ниша - место, занимаемое видом (точнее - его популяцией) в сообществе (биоценозе), комплекс его биоценотических связей и требований к абиотическим факторам среды. Местообитанием называют условия обитания популяции, включающие экотоп, биоценоз. Экологическая ниша же представляет собой сумму факторов существования данного вида, основным из которых является его место в пищевой цепочке.
  5. Ответ. Каждый организм или популяция имеет свое местообитание: местность или тип местности, где они проживают. Когда несколько популяций различных видов живых организмов живут в одном месте и взаимодействуют друг с другом, они создают так называемое сообщество, или биологическое сообщество. Таким образом, сообщество - комплекс взаимосвязанных популяций разных видов, обитающих на определенной территории с более или менее однородными условиями существования. Экосистема – это совокупность сообществ, взаимодействующих с химическими и физическими факторами, создающими неживую окружающую среду. Другими словами, экосистема - это система, образуемая биотическим сообществом и абиотической средой.
  6. Опыление растений - этап полового размножения семенных растений, процесс переноса пыльцы с пыльника на рыльце пестика у покрытосеменных. Среди приспособлений цветковых растений можно выделить: Яркая окраска венчика, аромат, а также особенности в расположении тычинок и рыльца пестика.
  7. Ответ. Клеточное строение, наличие в составе живых организмов органических веществ (сахара, крахмала, жира, белка, нуклеиновых кислот и неорганических веществ: воды и минеральных солей), обмен веществ, размножение, наследственность и изменчивость, раздражимость, способность к движению. Обмен веществ – главный признак живого, включающий питание, дыхание, транспорт веществ, их преобразование и создание из них веществ и структур собственного организма, освобождение энергии в одних процессах и использование в других, выделение конечных продуктов жизнедеятельности.
  8. Ответ. Характерными свойствами водной среды, отличными от суши, являются высокая плотность, подвижность, кислотность, способность растворения газов и солей. Для всех этих условий у гидробионтов исторически выработаны соответствующие приспособления-адаптации.
  9. Ответ. Экосистемы состоят из живого и неживого компонентов, называемых соответственно биотическим и абиотическим. Совокупность живых организмов биотического компонента называется сообществом (биоценозом). Биотический делится на фитоценоз, микробоценоз и зооценоз. Неживой, или абиотический, компонент экосистемы в основном включает 1) почву или воду и 2) климат. В понятие климата входят такие параметры, как освещенность температура и влажность. Все составляющие компоненты экосистемы находятся во взаимодействии.
  10. Ответ. Через клеточные мембраны, цитоплазматические мостики и межклеточное вещество. Через гиалоплазму.

Задание 3.

Задание 4.

  • Ответ. Вследствие уничтожения волков в популяции произойдет всплеск численности популяции оленя, поскольку естественный регулятор численности будет уничтожен. Это может привести к катастрофическим последствиям, так как пищевые ресурсы оленей будут уничтожены (съедены), что приведет затем к вымиранию оленей. Увеличение численности вначале идет лавинообразно, пока не исчерпаются ресурсы среды (емкость среды) Таким образом, экологическая роль хищников в регуляции численности жертв и сохранении баланса в экосистеме.
  • Ответ. Человечество, особенно в последние десятилетия, оказывает сильное воздействие на окружающую природную среду, нарушая процессы в ней. В связи с этим возникают различные глобальные проблемы в биосфере. Основные из них: нарушение биохимических циклов веществ, эррозия почв, загрязнение всех сфер планеты: атмосферы, гидросферы, литосферы, парниковый эффект, вырубка лесов, сокращение местообитаний, опустынивание, истребление видов, истощение ресурсов. В Калининградской области в настоящее время остро стоят проблемы сокращения лесного фонда, уменьшения естественных местообитаний, адвентивизации флоры и фауны, загрязнения окружающей среды. Можно предложить следующие меры: решение проблем загрязнения воздуха улучшением дорог, строительством мостов; сокращение количества котельных и перевод их на газообразное топливо; утилизация отходов; принятие штрафных мер за загрязнение окружающей среды; принятие лесного кодекса и т. д.
  • Ответ. Основной характерный признак растительной клетки – наличие хлоропластов и хлорофилла. Этот пигмент придает телу растения зеленую окраску. Благодаря ему осуществляется фотосинтез – важнейший процесс на Земле. Зеленая окраска таллома некоторых грибов и лишайников обуславливается наличием других пигментов, а, следовательно, не является поводом для отнесения их к царству растений.