Что означает цветовая температура светодиодных ламп. Цвет зависит от интенсивности Если освещение теплое, то в тени появляются холодные оттенки, и наоборот, если освещение холодное, в тени появятся теплые оттенки

Сильное влияние на восприятие окружающего пространства оказывает цветность света. Цветность измеряется в Кельвинах и определяется следующим образом:

  • 2700 К - 3000 К – теплый свет (желтое свечение)
  • 4200 К – холодный свет (белое или холодное свечение)

Наша психика как бы подсказывает нам, что теплый искусственный свет близок к солнечному, то есть привычен для нас, и поэтому чаще используется в домах.

При теплом освещении человек расслабляется и даже чувствует некоторое тепло. Но если вы хотите собраться, сконцентрировать внимание, например, при оформлении рабочего пространства, используйте холодный свет. Холодное свечение на 20% по сравнению с теплым повышает внимательность.

Свет, теплый и холодный, способен по-разному преподносить цвета, что также влияет на наше восприятие окружающего мира. Об этом давно известно маркетологам, которые используют некоторые хитрости при световом оформлении определенного пространства.

Теплые цвета стимулируют аппетит, а в холодном эффектно смотрятся джинсы.Существует такое понятие, как метамеризм – явление изменения цвета под воздействием различного освещения. Все магазины, места общественного питания используют определенные правила светового оформления. Например, для того чтобы блюда/продукты выглядели привлекательней – используется розоватый цвет свечения. Часто в местах общественного питания над столиком вешается светильник-подвес преимущественно с розоватым или желтым светом. Такая подсветка сделает еду аппетитнее, а лица людей – моложе и живее.

Например, кожаные изделия и ювелирные золотые украшения предстанут «во всей красе», если их подсветить теплым, джинса и серебро будет выглядеть эффектнее в холодном свете.

Подсветка манекенов, продуктов, блюд – целая наука, для которой можно выделить отдельную тему.

Знания о цвете можно использовать и при оформлении интерьера. Проанализировав колористику помещения, цвет стен, мебели, пола, вы сможете выбрать нужный свет, который преподнесет интерьер наиболее выигрышно, обозначит цвета и фактуры, сделает их насыщеннее и богаче.

Таблица изменения цветов под воздействием теплого и холодного света
Цвет при дневном свете Интенсивность Цвет при теплом свете Цвет при холодном свете
желтый пастельный становится теплее и очень бледным становится очень слабым и сероватым
интенсивный становится теплее и нежнее становится светлее и сероватым
желто-зеленый пастельный становится нежно-зеленым, очень бледным становитс зеленее и тускнеет
интенсивный становится желтее и светлее теряется желтый подтон
зеленый пастельный становится нежным желто-зеленым становится голубее, слабее
интенсивный становится теплее и слабее кажется голубовато-зеленым
голубовато-зеленый пастельный становится зеленее, бледнее
интенсивный становится зеленее, слабее становится голубее, сильнее
голубой пастельный становится серее, легко склоняется к зеленому становится интенсивнее
интенсивный становится серее, теряет цвет становится лучистым, холодным
индиго-синий пастельный становится серее и очень слабым
интенсивный становится серее, теряет силу цвета становится холоднее, интенсивнее
сине-фиолетовый пастельный становится очень бледным, белесым становится голубее, сильнее
интенсивный становится серее, слабее становится синее, лучистее
красно-фиолетовый пастельный становится теплее, приобретает коричневый оттенок становится голубее, интенсивнее
интенсивный становится теплее, от красноватого до коричневого приобретает синеватый оттенок
пурпурно-красный пастельный становится теплее, приобретает розовато-желтоватый оттенок становится яснее, кажется красно-фиолетовым
интенсивный становится теплее, желтее становится холоднее, приобретает голубоватый оттенок
ярко-красный пастельный становится теплее, кажется лососево-розовым приобретает голубоватый холодный оттенок
интенсивный становится теплее, кажется желто-красным становится холоднее, склоняется к сине-красному
оранжево-красный/желто-красный пастельный становится желтее, интенсивнее становится сероватым, прохладным
интенсивный становится очень ярким, светящимся становится приглушенным, слабым

Такая таблица сможет стать прекрасным помощником при свето-цветовом оформлении пространства. Но не забывайте при выборе будущих отделочных материалов осматривать образцы и выкраски в заданном помещении при дневном свете. Так вам будет понятно, как выстраивать будущее освещение и как на него будут реагировать материалы.

Сами цвета способны довольно сильно изменить восприятие пространства. Помещение в темных тонах представляется нам меньше и сжатее, светлые тона – визуально расширяют его, комната кажется просторнее, потолки «поднимаются». Холодные сине-голубые краски создадут впечатление простора, а теплые желтые тона добавят уюта, но «заберут» немного пространства.

Освещение холодным светом визуально удаляет объект, теплым – приближает. Соединив знания о свете и цвете, вы получите возможность управлять границами помещения.

Свет в помещении всегда был важным фактором, влияющим и на самочувствие человека, и на восприятие им окружающего пространства. С помощью света вы сможете добавить простора в помещение, гармонизировать размеры или скрыть его недостатки.

Цвета мебели, пола, стен могут предстать еще выигрышнее, а в неправильно подобранном свете могут поблекнуть даже самые дорогие и красивые отделочные материалы.

Поэтому помните о правилах соединения света и цвета и о том, что свет может стать вашим незаменимым помощником.

И ведь недаром ресторатор Этьен Биуль когда-то сказал: «Свет маскирует ошибки дизайна, как соус – ошибки повара».

19.01.2015 19:01

Без цвета не мыслим видимый нами мир. На человека постоянно влияет цветовая среда, в которой он обитает, воздействует на его физиологические процессы и на психологическое состояние. Зная особенности каждого цвета можно сформировать определенный образ, вызвать определенные эмоции, ассоциации.

Если внимательно посмотреть вокруг себя можно увидеть разнообразную гамму цветов, окружающих нас дома. Однако цвет не только определяет художественные качества помещений, но и помогает создать наиболее благоприятные условия для жизни и деятельности человека, его здоровья и настроения.

Положительное или отрицательное ощущение от нахождения в помещении называется визуальным климатом пространства и к его созданию следует отнестись серьезно и творчески.

Визуальный климат жилища.

Что влияет на выбор правильного цветового решения совр квартиры?

Правильное цветовое решение помещений в современной квартире имеет чрезвычайно важное значение, так как придает законченный вид ее интерьеру.

Под влиянием неудачной цветовой композиции даже хорошо обставленная во всех отношениях квартира может выглядеть неприветливой, в то время как умелый подбор и сочетание цветов скрадывают некоторые недостатки жилища, создают уют, улучшают настроение.

Важность выбора цвета в отделке и декоре современной квартиры можно объяснить тем, что, помимо художественно-декоративных качеств, цвет обладает также рядом свойств сугубо практического значения.

Под воздействием того или иного цвета у нас может возникать чувство радости или печали, обостряться или рассеиваться наше внимание, повышаться или снижаться работоспособность и т. д.

Цвет также может изменять наше впечатление о величине и пропорции помещения.

Цветовое решение квартиры зависит от следующих взаимосвязанных факторов:

Ориентации по сторонам света и освещенности комнат,

Размеров и пропорций помещений,

Освещения (естественное или искусственным светом),

Эмоционального воздействия цвета на человека,

Назначения помещений.

Важно определить, какой из этих факторов должен быть прежде всего учтен для создания наиболее комфортных условий в интерьере.

Ориентация по сторонам света, освещенность комнат и цвет.

Цветовыми средствами можно компенсировать недостаток теплоты в помещениях.

Цвета делятся на теплые и холодные.

Теплые: желтый, оранжевый, красный и их оттенки, а также кремовый, абрикосовый, кофейный, розово-желтый, зеленый (в которых преобладают желтые, но не синие оттенки). Окрашенные в теплые цвета комнаты, окна которых не выходят на солнечную сторону, кажутся более светлыми.

Холодные цвета: синий, голубой, сиреневый, фиолетовый, с преобладанием синих оттенков, светло-серый, серебристый. Они подходят для сильно освещенных и нагреваемых солнцем комнат.

Известно, какое благоприятное действие оказывает на человека солнце, длительная недостаточность солнечного света угнетает. Подбирая цвет интерьера, нужно учитывать освещенность комнат, потому что даже при южной ориентации они могут быть темными из-за малых окон либо из-за того, что окна закрыты соседним домом или деревьями, стоящими очень близко от них. В таких случаях чем темнее комната, тем светлее должны быть стены.

Как при помощи цвета можно визуально изменить пространство?

Размеры и пропорции помещений и цвет.

Знание свойств цветов и правильное их использование позволяет существенным образом улучшить впечатление от неудобных помещений — «поднять» или «опустить» потолок, «раздвинуть» или «сузить» стены. Достигается это изменением цветового тона, рисунка, фактуры, способов применения отделочных материалов и искусственного освещения, так называемой оптической иллюзией.

Оптическая иллюзия - явление, при котором видимые качества предметов не соответствуют действительности.

НАПРИМЕР:

Гладкокрашеная однотонная комната кажется больше и просторней. В ней ярко различают все пропорции.

Вертикальные цветовые полосы делают комнату выше.

Горизонтальные полосы создают впечатление низкого помещения.

Пестрота вызывает ощущение беспорядка, беспокойства и уменьшает комнату.

Если темные стены и светлый потолок, то помещение кажется выше.

Протяженные помещения кажутся короче, если стена впереди имеет яркую окраску.

Но не нужно забывать и о цветовой гармонии в интерьере:

Принципы создания цветовой гармонии

1.Выбор доминирующего цвета

2.Цвет стен в первую очередь определяет, какой будет казаться комната: желтой или холодной, возбуждающей или успокаивающей. Стены теплых, глубоких цветов кажутся приближенными, а холодных, светлых - зрительно удаленными.

3.Цветовую гамму пола следует подбирать в соответствии с размером комнаты и окружающих цветовых решений пространства. Слишком светлые полы создают ощущение неуверенности, они вполне подходят для санитарного узла. Очень темные полы в больших помещениях могут серьезно повлиять на освещенность. В больших помещениях при отсутствии ярко выраженных акцентов для зрительного уменьшения поверхности можно использовать окантовку, окрашенную другим цветом или более светлым тоном и наоборот, в маленьких помещениях для их зрительного увеличения нужно немного поднять пол, создав на стене полоску. Но при этом нужно соблюдать осторожность, так как пестрые декоративные элементы больших размеров действуют как преграды, на которые наталкиваются.

4.Цветовое решение потолка зависит от высоты помещения и прочих цветовых элементов в нем. Светлые (например, светло-голубые или зеленовато-голубые) потолки зрительно увеличивают высоту помещения, если цвет стен более темный и теплый. А для очень высоких потолков, разумеется, можно использовать более интенсивные цвета.

5.Каждый цвет должен встречаться в помещении несколько раз. Благодаря этому увеличивается яркость дополнительных цветов.

6.Цветовая гармония достигается, если в помещении используется не более трех цветов

7. Снижение насыщенности цвета должно соответствовать природному восприятию. Восприятие - это не только улучшение видимости, но и ощущение окружающего пространства. Например, согласно нашему естественному восприятию пространства пол должен быть темным, а потолок светлым.

8.Следует отказываться от большого количества узоров.

Как освещение комнат влияет на восприятие цвета?

Освещение и цвет.

При светлой окраске стен, потолка и пола значительно увеличивается количество отраженного света, а следовательно, и общая освещенность помещения. Кроме того, большая или меньшая равномерная освещенность достигается при матовой поверхности, так как последняя отражает свет во все стороны, а глянцевая преимущественно в одном направлении.

При недостаточной освещенности помещений резко снижается насыщенность цветов, причем голубые, синие и фиолетовые тона меньше изменяются, чем красный, оранжевый и желтый. Поэтому в слабо освещенных помещениях (например, прихожих, коридорах) стены лучше окрашивать в холодные тона. Днем такие помещения, несмотря на недостаточную освещенность, не будут казаться серыми и скучными и будут сохранять свое цветовое значение. Плохо освещенные помещения нельзя окрашивать в белый цвет, потому что белые поверхности в таких условиях кажутся тусклыми и серыми.

Выбирая цвет окраски комнаты, надо помнить, что цвет, выбранный при дневном свете, при электрическом освещении меняется, так как с изменением источника света меняется и состав отраженного света, а с ним и цвет объекта.

Влияние соседних цветов.

Окраска меняется в зависимости от близости находящихся цветов.(Например, синий вблизи желтого приобретает фиолетовый оттенок, рядом с красным — зеленоватый. Серовато-белый вблизи оранжевого становится белее, приобретая синеватый оттенок, рядом с зеленоватым — розоватый, возле фиолетового — лимонно-желтый. Серо-коричневый вблизи красного приобретает зеленоватый оттенок, рядом со светло-желтым — сероватый, а рядом с зеленым — красноватый. Вблизи розового очень ярким становится нежный зеленый тон.)

Темные или светлые цвета (например, светлые стены — темная мебель) могут сделать помещение с гладкими стенами рельефным, пластичным. Окрасив под цвет мебели и стены, ее можно визуально замаскировать, что очень удобно в небольших комнатах с узкими стенами.

Как психологически цвет воздействует на человека?

Цвет и эмоции.

Каждый человек постоянно ощущает влияние цветов: положительное, если цвета подобраны рационально, или отрицательное.

Психологами установлено, что цвет интерьера оказывает существенное влияние на психику, эмоции и самочувствие человека. Определенные цвета и их сочетания могут вызвать у человека радость, грусть, беспокойство или меланхолию.

Исследования, проведенные отечественными и зарубежными учеными, позволили определить характер воздействия различных цветов и их сочетаний на нервную систему и работоспособность человека.

- Красный цвет оказывает возбуждающее действие активного, навязчивого, принудительного характера. При этом дыхание и пульс изменяются, как при всяком возбуждении. При кратковременном воздействии красного цвета работоспособность повышается; более длительное воздействие цвета приводит к утомлению и снижению работоспособности.

- Оранжевый цвет вызывает веселое и радостное настроение, ощущение тепла, стремление к движению, активизирует, при условии непостоянного воздействия благоприятно влияет на работоспособность.

- Светло-оранжевый цвет наиболее благоприятно действует на детей, повышает их настроение, улучшает физиологические функции.

- Желтый цвет производит впечатление солнечного освещения. Бодрит, способствует созданию хорошего настроения. При непостоянном воздействии повышает работоспособность.

- Зеленый цвет — нейтральный, мягкий, успокаивающий. Длительное действие цвета не утомляет и вызывает хотя и не сильный, но устойчивый подъем работоспособности.

- Голубой цвет относится к пассивным цветам, способствует нежности и мечтательности, понижению активности и эмоционального напряжения, ослаблению и замедлению жизненных процессов, вызывает ощущение прохлады.

- Синий цвет — холодный, спокойный, пассивный, под его влиянием активность жизненных процессов снижается, регулируются дыхание и пульс. Работоспособность уменьшается. При воздействии этого цвета возникает склонность к созерцательности и размышлению.

- Сине-зеленый цвет сдерживает, успокаивает.

- Фиолетовый цвет относится к наиболее пассивным. Его воздействие приводит к ослаблению и замедлению жизненных процессов, понижению активности, к появлению ощущения угнетенности с оттенком некоторого беспокойства, как бы скрытого возбуждения, отталкивает. Даже кратковременное действие фиолетового цвета снижает работоспособность.

- Коричневый цвет — спокойный, сдержанный, вызывает ощущение тепла, способствует созданию спокойного мягкого настроения.

- Черный цвет — мрачный, тяжелый. Ассоциируется с ночью, темнотой. Угнетает, резко снижает настроение и работоспособность.

- Серый цвет — унылый, вызывает апатию, скуку. Темно-серый цвет угнетает.

- Белый цвет — холодный, спокойный, создает впечатление праздничности и торжественности и в то же время скромности и простоты. Некоторые специалисты в области интерьера отдают предпочтение белому цвету. Возразить им трудно. Действительно, белые стены — это прекрасный фон для мебели любого цвета, для ковров, картин, текстиля и других декоративных элементов. Помещения с белыми стенами — светлые, уютные и вместе с тем достаточно парадные, но человек любит разнообразие и, учитывая многие факторы влияния на выбор цветового решения интерьера, принимает самые различные цветовые сочетания.

Как выбор цвета зависит от психотипа человека?

Также нельзя без внимания оставлять и влияние психотипа человека.

МЕЛАНХОЛИК - это рассудительный человек, скрытен, ему необходима четкая организация жизни, чтобы была возможность частого кратковременного отдыха. Цвет родственный ему по сути - голубой (действует успокаивающе, даёт гармонию, удовлетворённость, расслабление).

ФЛЕГМАТИК - любит покой и устойчивость. Музыка удовлетворяет его потребность в гармонии и целостности. Обладает уравновешенным темпераментом, интраверт, часто пассивен. Цвет родственный ему - зелёный . Действует успокаивающе, стабилизирующе, придаёт равновесие.

САНГВИНИК - это весёлый и открытый человек. Настроен оптимистически. Цвет родственный ему по сути - жёлтый. Действует на сангвиника солнечно, воздушно, весело. Компенсирующий - фиолетовый, также неяркие тёмные тона могут несколько приглушить фантанирующий темперамент сангвиника.

ХОЛЕРИК - общительный, часто очень темпераментный. Отлично уживается с красным цветом, даже в самых интенсивных формах. Цвет чувствует динамично, активно, темпераментно, броско. Компенсирующие цвета - голубой и зелёный. Они уравновешивают темперамент холерика.

Как назначение помещений влияет на выбор цвета?

Назначение помещений и цвет.

Общая комната, или гостиная

Гостиная в квартире, заселенной семьей из четырех-шести человек, является местом преимущественно дневного пребывания членов семьи с целью отдыха и домашних занятий. Поэтому цветовое решение этой комнаты должно быть ясным, спокойным, способствующим хорошему настроению и работе. В зависимости от ориентации по сторонам света и освещенности здесь могут быть использованы золотистые, желто-зеленые, серо-голубые, серо-зеленые и другие теплые и холодные цвета малой и средней насыщенности.

В малонаселенных просторных квартирах и усадебных домах гостиная, или общая комната, используется относительно мало — главным образом для вечернего отдыха и приема гостей. Поэтому ее стены могут решаться в насыщенных тонах, способствующих праздничному настроению, — вишневом, синем, фиолетовом и др. Такие цвета будут хорошим фоном для светлой мебели, картин в позолоченных рамах, декоративной скульптуры, хрусталя и пр.

Гостиная будет нарядней и аккуратней, если цветовое сочетание стен, потолка и пола выбрано в соответствии с цветом мебели, ковров, занавесей и другого убранства.

Спальня

В спальне желательна атмосфера полного спокойствия.. Важно правильно выбрать цветовое решение спальной комнаты. Всевозможные тона и их сочетания не одинаково влияют на психику и настроение человека. В свою очередь, люди с различными темпераментом и наклонностями предпочитают те или иные оттенки. Но в целом ей отвечают спокойные, достаточно разбеленные цвета.

Детская комната. Цветовое же решение детской комнаты влияет на ребёнка гораздо сильнее, чем на взрослого человека. От выбранной цветовой гаммы зависит самочувствие ребёнка, его настроение, его творческие способности. В детской комнате должны быть созданы условия для учебы, сна и отдыха. Особенностью цветового оформления ее является то обстоятельство, что должен учитываться возраст и пол детей.

Предпочтение следует отдавать - ясно-оранжевому, солнечно-желтому, голубому, серо-зеленый, розовому. Использовать яркие цвета рекомендуется только в в зоне занятий.

Если же комната для детей дошкольного возраста то в цветовую композицию следует включать яркие, оживляющие интерьер цветовые пятна. (коврики на полу, обивка мебели, дверцы шкафа)

Комната для людей преклонного возраста должна быть решена в спокойных тонахэ, без резких контрастов. Люди преклонного возраста находятся в своих комнатах длительное время, к тому же не любят резких цветовых контрастов. Поэтому колорит комнат для пожилых людей должен способствовать спокойствию и уюту. Этого можно достичь, окрашивая стены в мягкие, неяркие тона.

В кабинете сосредоточенному умственному труду способствуют спокойные коричневые, бежевые, зеленые и серые цвета.

Кухня. В современной квартире кухня перестала быть только рабочим помещением для приготовления пищи. Поэтому при отделке следует стремиться сделать кухню красивой и уютной, такой, чтобы в ней было приятно работать.

Для отделки стен кухни всегда следует выбирать светлые, чистые цвета. Это будет способствовать тому, что небольшое по площади помещение кухни зрительно будет выглядеть большим, чем оно есть. Например, для отделки хорошо применить светло-голубые, светло-зеленые, серебристо-серые цвета или светло-кремовые, светло-розовые, лимонно-желтые, светло-оранжевые и другие оттенки теплых тонов в зависимости от ориентации кухни.

Приступая к оформлению интерьера, отнеситесь очень серьезно и творчески к выбору цветового решения. Продумайте все до мелочей. Ведь удачное цветовое решение вашего интерьера может изменить жизнь к лучшему.


В зависимости от освещения различные цвета воспринимаются человеком по-разному: кажутся более теплыми или холодными. Будет ли оттенок «играть» или покажется грязным и невзрачным? Все зависит от правильно подобранного света.

  • 1 из 1

На фото:

Аккуратнее с цветом!

Аккуратнее с цветом! Его влияние на наше самочувствие и настроение нельзя недооценивать. То, что подходит меланхоликам, может навредить холерикам. Для выбора цветовой гаммы интерьера имеет значение качество естественного освещения пространства. Например, в южных солнечных комнатах при оформлении стен и выборе мебели лучше использовать холодные оттенки, а в северных - теплые.

Естественное освещение

По мере движения солнца по небосклону освещение в комнате постоянно меняется. На восходе, днем, в сумерках — свет совершенно разный. При этом окна наших квартир часто выходят только на одну сторону: на северной солнца мало, на восточной и западной больше, наиболее благоприятной считается юго-восточная. Соответственно, сделать комнату более светлой помогут теплые и светлые тона, а холодные сине-зеленые оттенки хорошо подходят для богатых солнечным светом помещений.

Искуственное освещение

Спектральные характеристики источников света необходимо учитывать при формировании светового климата в комнате.

Один и тот же интерьер, но разные лампы светильников - посмотрите, как сильно меняется восприятие пространства.

Искусственный свет ярче всего подчеркивает те тона в интерьере, которые соответствуют его цветности. Сегодня в квартирах и загородных домах чаще всего используются лампы накаливания (в том числе галогенные) и люминесцентные.

Лампы накаливания заставят «заиграть» красно-коричневые оттенки деревянной мебели, желтый в отделке помещения. А зеленовато-синие (холодные) предметы под таким освещением «потеряют» цвет, станут невыразительно серыми. Все потому, что лампы накаливания сами излучают теплое желтоватое свечение, которое усиливает насыщенность теплых тонов и снижает интенсивность холодных.


  • 1 из 7

На фото:

Люминесцентные лампы дают холодный белый свет.

Обманчивый свет. Обои и краски нужно проверять при дневном свете. Лампы «дневного света» в магазине искажают восприятие цвета. Так, синий может показаться зеленоватым, красный - желтоватым, и т.д. Обязательно вынесите образец на солнышко, а лучше - возьмите образец домой. Приложите к стенам: сравните, как он выглядит при искусственном и естественном освещении.

На фото: модель Azzurro 746-07 от фабрики Elitis.

Цвет в свете ламп

Учимся различать оттенки. Цвета группы «А» Цвета группы «Б»

Учимся различать оттенки. Все цвета и их сочетания можно разделить на две основные группы: А. Простые, чистые, яркие цвета. Контрастные сочетания. Б. Сложные, малонасыщенные цвета (разбеленные, ломаные, зачерненные), а также ахроматические. Цвета группы «А» действуют как сильные, активные раздражители. Это выбор людей со здоровой, неутомленной нервной системой. Рекомендованы подросткам, молодежи, людям кипучего темперамента и физического труда. Цвета группы «Б» скорее успокаивают, чем возбуждают. Эти цвета вызывают сложные, неоднозначные эмоции. Их рекомендуют для людей с тонко организованной нервной системой, людей умственного труда.

Обратите внимание, что степень блеска краски влияет на интенсивность и глубину цвета при естественном и искусственном освещении. Чем выше степень блеска, тем сильнее отражение света и тем ярче кажется цвет.

Осторожнее с белым: только при ярком субтропическом солнце он выглядит ослепительным и чистым. В российском климате он приобретает неприятный мышиный оттенок. Используйте белый с теплым оттенком. Помните, что этот цвет магическим образом отражает свет, дает ощущение хорошей освещенности.

Светильники с функцией изменения света влияют на оттенок белых поверхностей интерьера.

В белом интерьере вам не потребуются электрические лампочки столь же высокой мощности, как в комнате с темными, «поглощающими свет» поверхностями. Иными словами, светлые стены, в каком-то смысле, помогают экономить электроэнергию.

Комментировать в FB Комментировать в VK

Также в этом разделе

Если вопрос освещения был недостаточно хорошо продуман на этапе ремонта и дополнительные электрические выводы сделать невозможно, решить проблему помогут функциональные «мобильные» светильники.

В чем принципиальное отличие между декоративными светильниками для дома и офиса? В каком направлении будет развиваться отрасль светотехнических решений? Рассказывает светодизайнер Кира Федотова.

Насколько светильник подчинен основной стилистике интерьера? Как влияет выбор светильника на облик интерьера в целом? Почему светодизайн так важен?

Скульптурные светильники Terzani выглядят настолько легкими, что кажется, они парят в воздухе. Какие тенденции дизайна, материалы и технологии выбирает итальянский производитель?

Важность света в нашей жизни сложно переоценить. Но на что именно он влияет? И все ли возможности света мы используем сегодня? Рассказывает куратор спецпроекта «ПРОЕКТ СВЕТ» Элина Лобацкая.

Искусственный вечерний свет (электрических и особенно керосиновых ламп и свечей) по сравнению с дневным - желто-оранжевый, в нем преобладает желто-красная часть спектра. Естественно, что все поверхности при таком освещении отражают желто-оранжевое излучение в относительно большей мере (по сравнению с остальными частями спектра), чем при дневном освещении

Следовательно, все цвета должны приобретать желтоватый оттенок - красные становятся более оранжевыми и более насыщенными, голубые же, синие и другие холодные - сильно темнеют, теряют насыщенность, а некоторые из них чернеют (предметы такой окраски сильно поглощают желто-оранжевый свет).

Так это и наблюдается в действительности при вечернем искусственном освещении: красные, оранжевые и желтые цвета свет­леют; голубо-зеленые, голубые, синие и фиолетовые темнеют; светлота желто-зеленых не изменяется; красные цвета становятся насыщеннее; оранжевые краснеют; голубые зеленеют и иногда бывают неотличимы от голубо-зеленых; синие теряют насыщенность; темно-синие становятся неотличимыми от черных; некоторые синие слегка краснеют (например, цветок василька); фиолетовые краснеют и иногда бывают неотличимы от пурпурных.

Желтые цвета вечером при искусственном освещении кажутся более бледными. Живописные этюды, написанные при искусственном вечернем свете малоопытными людьми, днем оказываются слишком желтыми (вечером желтизна не замечается). Это своеобразное явление объясняется особой причиной.

Дело в том, что, когда мы видим и осознаем условия освещения, в которых находятся наблюдаемые нами объекты, когда это освещение является общим, мы, так сказать, восстанавливаем присущие объектам цвета, как бы отбрасываем оттенок, вызванный освещением. Находясь в фотолаборатории, при свете красногофотографического фонаря невозможно найти красную бумажку, так как все бумажки кажутся белыми.

Аналогичное явление имеет место в тех случаях, когда мы одновременно наблюдаем объекты, находящиеся на свету и в тени. Два совершенно одинаковых по яркости объекта, находясь один в тени, а другой на свету, кажутся различными по светлоте; затененный объект несколько высветляется. Поэтому, когда художник пишет с натуры, он должен охватывать глазом одновременно весь изображаемый объект и всю окружающую его обстановку, а не всматриваясь в него по частям; в противном случае малоопытный живописец запутается в цветовых отношениях.

При красном свете восходящего или заходящего солнца все цвета краснеют, красные становятся более насыщенными, а зеленые сильно темнеют, теряя насыщенность (ахроматизируются). Иные зеленые при красном освещении становятся неотличимыми от черных. Листья же деревьев краснеют (красящее вещество листьев - хлорофил - отражает в некотором количестве красный свет).

Общее правило, касающееся изменения цветов при цветном освещении, можно сформулировать так: цвета одного цветового тона с освещением усиливаются по насыщенности, цвета противоположного тона ахроматизируются (теряют насыщенность или даже чернеют) , все остальные цвета приобретают оттенок освещения, при этом цвета, по тону родственные освещению, светлеют, а приближающиеся к противоположному тону - темнеют.

Противоположные по тону цвета в цветовом круге из восьми и из кратного восьми количества цветов лежат друг против друга (на противоположных концах диаметров): красным противоположны зеленые, оранжевым - голубые, желтым - синие, желто-зеленым - фиолетовые.

Здесь же затронем вопрос изменения цветов, зависящего от интенсивности освещения. Эти изменения объясняются другими причинами, связанными с деятельностью глаза.
При ярком освещении все цвета выбеливаются, становятся белесо­ватыми, а при слепящих яркостях света - желтоватыми. При ярком освещении уменьшается количество различимых цветовых оттенков на светлых поверхностях; при слабом освещении - на темных поверхностях, а также в тенях.

К сказанному надо еще добавить, что цвет на освещенных поверхностях выглядит «плотным», а в полутенях и тенях - «легким», «прозрачным». Рубенсу приписывают следующее высказывание: «Начинайте писать ваши тени легко, избегая вводить в них даже ничтожное количество белил: белила - яд живописи и могут быть вводимы, лишь в светах. Раз белила нарушат прозрачность, золотистость тона и теплоту ваших теней - ваша живопись не будет больше легка, но сделается тяжелой и серой: Совершенно иначе дело обстоит по отношению к светам. Здесь краски могут наноситься корпусно, насколько это нужно, но необходимо, однако, сохранять тона чистыми.

Действительно, в любой картине, где хорошо передан свет, можно видеть прозрачность теней при корпусной плотной кладке в свету. В картинах, хорошо передающих солнечный свет, можно также заметить белесость цвета освещенных объектов.

Начинающие живописцы, стремясь передать в пейзаже солнечный свет, усиливают контрастность теней и желтизну освещенных поверхностей. Это приводит к резкости и жесткости колорита, но не дает эффекта освещения. Добиться такого эффекта можно только на основе полного учета тех изменений, которые претерпевают цвета при том или ином освещении.

Видимый цвет зависит от характера освещения. Искусственный вечерний свет (электрические лампы) по сравнению с дневным - желто-оранжевый, в нем преобладает желто-красная часть спектра. Естественно, что при таком освещении все поверхности отражают желто-оранжевое излучение в большей мере, чем при дневном освещении, следовательно, все цвета приобретают желтоватый оттенок. При вечернем искусственном освещении красные, оранжевые и желтые цвета светлеют; голубо-зеленые, голубые, синие, фиолетовые темнеют; светлота желто-зеленых не изменяется; красные цвета становятся более насыщенными; оранжевые краснеют; голубые зеленеют; синие теряют насыщенность; темно-синие становятся неотличимыми от черных; фиолетовые краснеют; желтые цвета кажутся бледными. При красном свете восходящего или заходящего солнца все цвета краснеют, красные становятся более насыщенными, зеленые сильно темнеют, теряя насыщенность. Правило изменения цветов при цветном освещении: цвета одного цветового тона с освещением усиливаются по насыщенности, цвета противоположного тона ахроматизируются (теряют насыщенность и чернеют), все остальные цвета приобретают оттенок освещения, при этом цвета, по тону родственные освещению, светлеют, а приближающиеся к противоположному тону - темнеют. Изменение цвета зависит и от интенсивности освещения. При ярком освещении все цвета выбеливаются, а при слепящих яркостях цвета - желтеют. При ярком освещении уменьшается количество цветовых оттенков на светлых поверхностях, при слабом освещении - на темных поверхностях, а также в тенях. В сумерках при постепенном ослаблении света цветовые тона перестают различаться: сначала красные, затем оранжевые, желтые. Дольше других различаются синие цвета. Одновременно с тем изменяются и светлотные отношения между цветами. Днем самыми светлыми цветами мы видим желтые, а в сумерках - голубые, которые постепенно становятся неотличимыми от белых. Утром, на рассвете, по мере усиления света постепенно начинают различаться цветовые тона в обратном порядке: раньше - синие, позже - красные. 2.6. Изменение цветов на расстоянии. Воздушная и световая перспектива.

У предметов, расположенных на близком расстоянии от рисующего, хорошо видна их величина, характер формы, объем, материал, фактура, детали, светотень, цвет и другие качества. По мере удаления предмета эти качества постепенно начинают претерпевать изменения или становятся неразличимыми вообще, что является следствием действия воздушной и световой перспективы.

Воздух представляет собой газообразную материальную среду, в которой содержатся многие примеси - пыль, пары влаги, копоть и др. Все это препятствует прохождению света, рассеивает и изменяет его цветовую окрашенность. В зависимости от толщины воздуха, его температуры, влажности, характера и количества присутствующих в нем инородных примесей цвето-световая среда атмосферы бывает различной. В результате расстояние до предметов, состояние атмосферы оказывают значительное влияние на собственную окраску предметов. Цвет предмета вдали выглядит более нейтральным, чем вблизи. Предметы со светлой окраской при удалении темнеют, а темные - светлеют. Общий тон массы предметов, например, деревьев, вдали значительно светлее, чем у аналогичных предметов, находящихся рядом с наблюдателем. Вдали предметы, особенно имеющие темную окраску, кажутся голубоватыми, фиолетовыми. По мере удаления изменяется не только собственная цветовая окраска предметов. Увеличивающийся слой воздуха размывает их очертания и контрасты светотени. Предметы начинают принимать расплывчатый характер. На большом расстоянии становится невидимым объем, рельеф, детали, материал предмета. Вдали предмет смотрится обобщенно, мягко, в виде небольшого плоского пятна. Дождь, туман, снегопад изменяют видимую характеристику предметов, расположенных даже на небольшом расстоянии от зрителя.

Таблица 3. Законы воздушной перспективы

восприятие предметов в пространстве

изображение предметов на этюде.

удаленных

удаленных

подробное

обобщенное

детальное

обобщенное

неопределенное по форме

с резкими контурами

с мягкими контурами

контрастное по светлоте

приглушенное, сближенное по светлоте (светлые предметы кажутся темнее, а темные светлее)

контрастное по светлоте, с ярко выраженными градациями светотени

без градаций светотени; светлые предметы притеняются, а темные - осветляются

объемное, трехмерное с хорошо различимыми признаками высоты, ширины и глубины пространства

плоскостное

объемное с признаками иллюзии глубины пространства

плоскостное без признаков глубины пространства

без признаков воздушной дымки, интенсивное по цвету

с воздушной дымкой

насыщенное по цветовым тонам

блеклое, слабонасыщенное по цвету с характерным оттенком воздушной дымки

многоцветное

одноцветное или в узком интервале цветовой гаммы.

разнообразное по окраскам и цветовым сочетаниям

монохромное или сближенное в пределах общего цветового тона.