Сценарий праздника «Славные богатыри на Руси. Сценарий классного часа "богатыри земли русской"

Богатыри земли Русской
Познавательно-игровое занятие, посвященное Дню защитников Отечества

для учащихся начальной школы

Составитель Попова А.Л.

Необходимые материалы:
Две мишени и метательные «снаряды» к ним
Картина Васнецова «Три богатыря»
Картина М.Врубеля «Богатырь»
Книги о князьях и воинах древней Руси с иллюстрациями
Былины с иллюстрациями
медали «Золотой стрелок», «Серебряный стрелок»
медаль — «Богатырь – железная рука»
медаль «Богатырь – железный зуб»
две баранки на веревочках

Ход занятия

Ведущая: Среди множества особо отмеченных в календаре дней есть один особенный – 23 февраля, День защитника Отечества. В самом названии его заложено благородное призвание и обязанность защищать Родину и свой народ. Наше Отечество всегда славилось своими защитниками. Знаменитый полководец А.Суворов говорил: «Солдата лучше русского нет нигде в мире. Он и сам не пропадет и товарища спасет».

Откуда же черпают русские воины свою отвагу и силу? Говорят, она досталась им в наследство от далеких предков, о которых сложены песни и сказания, — от былинных богатырей.

Богатырям русским мы и посвятим наше сегодняшнее занятие. Поговорим

Про дела героические военные
Да про удаль-силу молодецкую.

Вопрос: Каких русских былинных богатырей вы знаете?
Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец

Не скакать врагам по нашей земле!
Не топтать их коням землю русскую!
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шелохнется!
А все потому, что
Сильны, могучи богатыри на славной Руси!

Один из первых былинных богатырей Вольга Всеславьевич родился, когда закатилось солнышко за горы и высыпали на него частые звезды, запеленала его мать в красные пленки, завязала золотыми поясами, положила в колыбельку и стала петь ему песни.

А наутро проснулся Вольга, потянулся, разорвал красные пеленки и говорит: «Сударыня-матушка, одень ты меня в латы крепкие и в шлем позолоченный, да дай мне в руки палицу в сто пудов».

Вот с такой немереной силой родился один из первых русских богатырей – Вольга Всеславьевич.

Ведущая: А сейчас я приглашаю сюда современных богатырей принять участие в богатырском турнире.

Состязание «Богатырь «Железная рука»
В этом состязании участники должны проявить два чрезвычайно важных богатырских достоинства – недюжинную силу и упорство.
Соревнование по арм-рестлингу. Вручение медали победителю — «Богатырь – железная рука».

Представляется картина «Три богатыря» В.Васнецова

Ведущая дает словесное описание картины: Остановились в поле три всадника. Замерли под ними разгоряченные кони, как будто опасность в степи почуяли. Богатыри повернули головы, зорко вглядываются: уж не воры ли там вдали?

Вопрос: Что это за картина? Как она называется? Кто ее художник? (показать после ответов саму картину)

Русский художник Виктор Васнецов изобразил русских богатырей, когда ещё был молодым неизвестным художником, а закончил работу, уже став прославленным мастером. Работал он над ней целых 18 лет. И вот она перед вами.

Вопрос: Как зовут богатырей, изображенных на картине? Покажите каждого из них на картине.

Ведущая: Так повелось, что больше всего любили люди, да и теперь уважают богатыря Илью Муромца. Его даже причислили к российским святым. Об этом замечательном богатыре поэт Алексей Толстой написал замечательное стихотворение, которое так и назвал – «Илья Муромец»:

Под броней, с простым набором,
Хлеба кус жуя,
В жаркий полдень едет бором
Дедушка Илья.
Едет бором, только слышно,
Как бряцает бронь.
Топчет папоротник пышный
Богатырский конь.

На долю богатыря выпало совершить множество подвигов.

Вопрос: Какие из них вы можете назвать?

Избавил людей от Соловья-разбойника,
от идолища поганого,
победил Калин-царя.

Ведущая: Взгляните на эту картину русского художника Михаила Врубеля. Как вы думаете, похож этот богатырь на Илью Муромца? (показать картину «Богатырь»).

Ведущая: Каждый богатырь обязательно имел доспехи и оружие.

Вопрос: Давайте вспомним, каким же оружием сражались в древности наши предки.

Соревнование «Не ошибись!»
На каждый мой вопрос будет дано несколько готовых ответов. На правильный ответ вы говорите «да», на неправильный – «нет».

1. У древних славян для рукопашного боя были предназначены:
Нож
Меч
Булавка
Ножны

2. Они использовали такое метательное оружие:
Копье
Дротик
Нож
Бутылка с горючей смесью

(показать книгу об А.Невском)

Ведущая: О военном деле, о трусости и храбрости, о защите родной земли в народе сложено немало пословиц и поговорок. Давайте вспомним некоторые из них. Я начну, а вы закончите пословицу и объясните своими словами, как вы понимаете значение этих пословиц.

Тяжело в ученье – легко в бою.
Смелого лихо боится.
И один в поле – воин.

Состязание «Богатырь – железный зуб»
Это состязание выявит воина, отличающегося необыкновенной сновкой. Звания «Богатырь – железный зуб» удостоится тот, кто сможет откусить большую часть баранки, подвешенной на нитке, не помогая себе руками. Победителю вручается медаль «Богатырь – железный зуб».

Ведущая: Говорили мы про дела старые,
Что про старые, про бывалые,
Чтобы море синее успокоилось,
Чтобы люди добрые послушали,
Чтобы молодцы призадумались,
Что века не меркнет слава русская!
Что лучше того дела нету,
Чем родную землю от врагов защищать!

Приложение: медали для победителей

Использованная литература:

1. Дащинская Н. У святого огня. – Праздник в школе. Быть патриотом каждый должен. – 2011. – с. 3 – 10.
2. Просекова О.А. День Ильи Муромца и всех богатырей. – Праздник в школе. О подвиге, о доблести, о чести. – 2010. – с. 45 – 51.
3. Копытова О.А. Богатыри. — Праздник в школе. О подвиге, о доблести, о чести. – 2010. – с. 3 – 8.
4. Былины. Сказания о богатырях земли русской. М: «Самовар». – 2007.
5. Владимир – Красное солнышко. М: «Белый город». – 2001.
6. Александр Невский. – ДЭ к АиФ. — № 1. – 2009.
7. Былинная Русь. М: Панорама. – 1999.
8. Древняя Русь: Рюриковичи. Школьный путеводитель. – Спб.: «ББК». — 2008.
9. Древняя Русь. История русского народа с I по IX век. – М: «Белый город». – 2005.

Сценарии по теме

  • Сценарий юбилея специально для своей бабушки на 80- летие. Ведущая: Здравствуйте! Рада приветствовать в этом доме всех присутствующих! Сегодня мы собрались здесь вместе по необычному поводу. В этот...
  • Осторожно - Новый год или Добро пожаловать под ёлочку! ОСТОРОЖНО, НОВЫЙ ГОД, или ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ ПОД ЁЛОЧКУ!Занавес закрыт, текст в записи.Сигнал точного времени.Диктор: Новогоднее время 23 часа р...

Татьяна Бовырина
Сценарий праздника «Богатыри земли русской»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Буратино» п. Пруды.

Конспект занятия по теме : «Богатыри земли русской » .

Выполнила Бовырина Т. А.

Воспитатель подготовительной группы

МАДОУ детского сада «Буратино» .

п. Пруды 2015 год.

Занятие в подготовительной группе

«Богатыри земли русской » .

Цель : Продолжать формировать представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси , великих русских богатырях земли русской .

Задачи : Продолжать знакомить детей с оружием богатырей , оживить представления о былинных героях : Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче. Формировать патриотические чувства к Родине и её истории, продолжать развивать у детей внимание, выдержку, память, воображение, воспитывать чувство гордости за богатырскую силу Руси , уважение к русским воинам , желание им подражать.

Предварительная работа : Рисунки на тему «Богатыри » , коллективные и индивидуальные беседы с детьми о богатырях , организация сюжетно – ролевой игры «Моя семья» . Чтение произведений о русских богатырях .

Средства : Магнитофон, выставка рисунков, доспехи, видео проектор

Участники : Дети подготовительной группы

Количество детей : 14 детей

Место проведения : старшая группа

Способы : индивидуальные, групповые.

Ход занятия:

Выбирается жюри, представляется.

Дети под музыку входят в зал, встают полукругом.

Ведущий : Сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся с нашими гостями. (Дети здороваются) .

Ой, вы добры молодцы, да красны девицы, собрались мы с вами на беседу добрую, да славную, чтоб был у нас мир лад и согласие. Беседовать мы о делах былинных, о славных богатырях земли нашей русской . Поведём мы рассказ сегодня, про седую старину, про дела бывалые, подвиги удалые. Чтоб красны девицы, послушали, чтоб добры молодцы, призадумались.

Давайте проведём богатырские состязания . Делитесь ка вы на две дружины славные, покажите свою силушку богатырскую , да удаль молодецкую. А вы девицы красавицы словом добрым помогайте, а коли надо выручайте.

Дети делятся на две команды. Добры молодцы и богатыри (значки) .

1 задание : Приветствие.

Добры молодцы :

Добры молодцы в строю едином

Всех дружнее и храбрей

И на честный поединок мы зовём богатырей .

Богатыри :

Победить желает каждый

И в команде слабых нет

За приветствие даётся стрела.

Воспитатель : Давайте посмотрим на экран. (На экране слайд, на котором изображён древний русский город ). Жизнь наших предков была трудной, им приходилось бороться с врагами, которые нападали на Русь. А кто охранял в те далёкие времена русскую землю ?

Дети : Богатыри (слайд с богатырями )

Кто такие богатыри ?

Дети : Силачи, воины, борцы, люди которые защищают Родину от врагов.

Воспитатель : А какие они были?

Дети : Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, решительные, героические, доблестные, храбрые, мужественные, и т. д.

Воспитатель : Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Они охраняли нашу Родину от врагов.

Даём стрелу

Воспитатель : Каких богатырей вы знаете ? (Называют по 1 слову каждая команда) .

Дети : Никита Кожемяка, Вольга Святославович, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Микула Селянинович, Илья Муромец, Святогор.

Воспитатель : Давайте посмотрим на картину, мы её рассматривали. Как она называется?

Дети : Три богатыря . Васнецова.

Воспитатель : Кто изображён на картине?

Дети : Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

Воспитатель : А с кем боролись герои богатыри ? (Отвечают по очереди)

Дети : С Соловьём разбойником, Змеем Горынычем, Тугариным Змеем, Кощеем Бессмертным, татарами, с врагами, нападавшими на Русь.

Воспитатель : Кто находится в центре картины? Отвечают Добры молодцы.

Добры молодцы : Илья Муромец. Он самый старший, могучий, опытный богатырь . Коня Ильи Муромца звали Бурушка. Он родился в городе Муроме. В детстве у Ильи отнялись ноги, и он не мог ходить. Исцелили его калики - странники, они попросили попить и наградили его силой богатырской .

Команда Богатыри :

Слева от Ильи Муромца Добрыня Никитич. Он из знатного рода, у него доспехи богаче , чем у других богатырей . Он боярского сословия. Коня у него звали Белюшка. Родом Добрыня Никитич из Рязани.

1 и 2 команда вместе :

Молодой богатырь Алёша Попович . Он самый весёлый и удалой. Он сын попа, священника. Он родом из Ростова.

Даём стрелу.

Воспитатель : Давайте я загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать.

1 команда :

Рубашку такую не вяжут, не шьют, её из колечек железных плетут.

(Кольчуга)

2 Команда :

Железная шапка с острым концом, А спереди клюв навис над лицом.

(Шлем)

1команда :

Оружие это не просто поднять, не просто поднять, в руке удержать

Снести им легко было голову с плеч, ну, что догадались? Конечно же

(Меч)

2 команда :

Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка,

На левой руке у героя висит, тяжёлый, блестящий и кругленький

(Щит)

Воспитатель : А какое оружие, вы ещё знаете?

Дети : Копьё, булава, палица, дубина, лук, стрелы.

Даём стрелу.

Под музыку в зал входит богатырь :

Илья Муромец : Уж вы гой еси добры молодцы, богатыри земли нашей . Привет вам, да поклон низкий от меня Ильи Муромца да сотоварищей моих : Добрыни Никитича, да Алёши Поповича. И вам поклон низкий девицы красавицы, и вам поклон низкий гости дорогие. Услыхал я про сильных и могучих богатырей и решил испытать вашу силушку богатырскую , да вашу смекалку. Станем же мы насупротив друг друга да разомнёмся перед состязанием серьёзным.

Звучит музыка Богатырская сила .

Илья Муромец : Дружно встали раз, два, три!

Мы теперь богатыри ! (руки в стороны)

Мы ладонь к глазам приставим (ладонь к глазам)

Ноги крепкие расставим

Поворачиваясь вправо (поворот вправо)

Оглядимся величаво

И налево надо тоже (поворот налево)

Поглядеть из под ладошек

А теперь на месте шаг

Выше ноги! Стой раз, два! (ходьба на месте)

Плечи выше поднимаем

А потом их опускаем (поднимаем и опускаем плечи)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем (руки перед грудью, рывки руками)

Десять раз подпрыгнуть нужно

Скачем выше, скачем дружно (прыжки на месте)

Мы коленки поднимаем

Шаг на месте выполняем (ходьба на месте)

От души мы потянулись

И на место вновь вернулись.

Дети садятся на свои места.

1 соревнование : «Одень богатыря »

2 соревнование : «Собери пазлы»

3 соревнование : «Проскачи на коне»

Даём по стреле за каждое соревнование

Воспитатель : А теперь следующее испытание. Нужно назвать пословицы и поговорки о воинской доблести и славе. Дети называют по очереди каждая команда.

1. Один в поле не воин.

2. Один за всех и все за одного.

3. Кто впереди идёт, того страх не берёт.

4. Сам погибай, а товарища выручай.

5. Где смелость там и победа.

6. За правое дело стой смело.

7. Смекалка на войне помогает вдвойне.

8. Тот герой, кто за Родину горой.

9. Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.

10. Если дружба велика, будет Родина крепка.

Даём стрелу.

Воспитатель : А теперь викторина. По 1 вопросу каждой команде

1. Откуда родом Илья Муромец? (из города Мурома)

2. Кто передал Илье Муромцу меч кладенец? (Святогор)

3. Где родился Добрыня Никитич? (в Рязани)

4. Из какой семьи Алёша Попович? (священника, попа)

5. Главное оружие Соловья разбойника? (свист)

6. Богатырская цифра ? (три)

7. Змей по батюшке? (Горыныч)

8. Богатырская еда ? (Каша)

Даём стрелу.

Воспитатель : А сейчас мы отдохнём и поиграем в игру «Да-нет» .

Наша Родина сильна? Да

И у нас она одна? Да

На Руси богатыри есть ? Да

Им всегда хвала и честь? Да

Илья Муромец герой? Да

Он был самый молодой? Нет

Соловья он победил? Да

Из автомата подстрелил? Нет

Алёша Попович тоже герой? Да

Он сильный, смелый, молодой? Да

Он в Киеве граде дружинником был? Да

Карабаса в бою победил? Нет

На танках боролись богатыри с врагом ? Нет

Они воевали с мечом и копьём? Да

Добрыня Никитич был слабым и хилым? Нет

Он змея сумел победить своей силой? Да

Гордимся мы нашими богатырями ? Да

Хотим быть такими же сами? Да

Воспитатель : Дорогие дети! Вот и подошло к концу наше развлечение. Будьте сильными, смелыми, любите свою Родину и старайтесь быть похожими на защитников святой Руси, о которых мы сегодня с вами разговаривали. Вы все молодцы, хорошо выполняли все задания, были внимательными, ловкими, сообразительными. И я хочу сделать вам каждому подарок - это рисунок богатыря , который вы можете раскрасить.

План конспект в подготовительной группе « Богатыри земли Русской»

Задачи:

- воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину

- формировать представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской;

Закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, шлем, сапоги, бармица), названия оружия русского воина (копье, меч, лук со стрелами, булава);

Воспитывать интерес к истории России; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать;

Учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей, использовать в речи синонимы;

Приобщать детей к словесному искусству через развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Продолжать формировать начальные представления у детей о здоровом образе жизни;

Предварительная работа:

Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»;

Чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей».

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане и его славном сыне царе Гвидоне».

Изобразительная деятельность: рисование: «Русский богатырь», «Щит богатыря»; лепка «Богатырский конь».

Словарная работа:

Русь, русичи, славяне, богатыри, былины; доспехи – одежда богатырей (кольчуга, щит, шлем, бармица); оружие богатырей (копье, меч, лук со стрелами, булава); застава.

Оборудование :

Иллюстрации богатырей, элементы одежды, оружия; изображения соловья разбойника, тугарина змея, змея горыныча, кощея бессмертного; дуба памятника Илье Мурамцу; сказателей; музыкального инструмента- гусли

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Воспитатель обращает внимание детей на гостей.

Воспитатель : «Здравствуйте. Дети, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с ними, подарите им тепло своих улыбок. Молодцы!

Ребята, а вы любите путешествовать?

Сегодня мы с вами отправимся в волшебное путешествие в прошлое древнерусского государства.

А сейчас закроем глазки и представим, что мы с вами попали в прошлое нашей страны. Одеваем свои шапки невидимки….раз, два,три….

Вот и произошло волшебство. Открываем свои глазки..

Воспитатель:

Слава русской стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказ начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли!

Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Издавне на этой земле жили славяне. Их соседи - часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Жили среди русичей и богатыри. Они славились необыкновенной силой, об их подвигах слагались сказки и былины, стихотворения.

Мы тоже знаем стихотворения, кто расскажет?

Чтение стихотворения о богатыре (читает ребенок) Силен, как вольный ветер Могуч, как ураган, Он защищает землю! От злобных басурман! Он силой доброго богат, Он защищает стольный град. Спасает бедных и детей И стариков и матерей!

А как вы думаете. что такое былина?

Кто их рассказывал эти былины?

Под какой музыкальный инструмент?

2. Беседа о богатырях

Воспитатель: Дети, как вы думаете, кто такие богатыри?

Дети: Богатыри - это люди, которые защищали нашу Родину от врагов.

Воспитатель : Богатыри – это защитники нашей Родины в древности. Дети, а как вы считаете, какие были богатыри?

Дети: Сильные, смелые, отважные, храбрые, мужественные, бесстрашные.

Воспитатель: Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (крепости).

3.Рассматривание картины Васнецова

Воспитатель :

Давайте внимательно рассмотрим картину.

В центре Илья Муромец! Он прост и могуч. В нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом.

Богатырь справа - самый младший, «напуском смелый» - Алеша Попович. Он полон отваги, смелости, он душа-парень, певец и гусляр. У него в руках лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли.

Третий богатырь - Добрыня Никитич - в былине он представителен и величав. Он может выполнять самые сложные поручения.

Богатырей мы видим всех вместе. Это олицетворяет народную силу и говорит о надежности этих защитников Русской земли.

А посмотрите, на каких конях они сидят? Что вы о них скажете? А почему, если бы они были маленькими, выдержали ли они своих богатырей? Правильно! Не выдержали бы.

Чем вооружены богатыри? (Воспитатель показывает детям отдельные иллюстрации с изображением оружия: щит, меч, булава, палица.)

Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи богатырей

Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга )

Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем )

Что за полотно, которым укрывался от ветра богатырь? (Плащ )

Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч )

Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)

Как называется эта картина?

Воспитатель: Да, дети, эта картина называется «Три богатыри», и написал ее художник В.М. Васнецов, который изобразил защитников в виде сказочных героев.

Воспитатель: А сейчас, я предлагаю вам стать богатырями.

4. Физкультминутка «Богатыри»

Богатырь - вот он каков: (Показывают силача)

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял, (Имитируют движения)

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко - зорко наблюдал,

Подрастём, мы и, смотри, (Поднимаем руки высоко вверх)

Станем, как богатыри!

Воспитатель: Дети, а с кем боролись герои - богатыри?

Дети: С Соловьем - разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем.

Воспитатель: Дети, а каких еще богатырей вы знаете?

Дети : Святогор, Никита Кожемяка,

Чем отличается Святогор от других богатырей?

С кем он поделился своей силой?

В городе Муроме, есть памятник богатырю- илье мурамцу!

На доске появляется дуб.

Воспитатель: Дети, раньше сильных и крепких людей сравнивали с этим деревом. А вы знаете, что это за дерево?

Дети : Дуб.

Воспитатель : Верно, это дерево называется – дуб.

Воспитатель: Дуб – это крепкое, сильное дерево, которому поклонялись древние славяне – русичи. Из его ветвей изготовлялось оружие – палица, с помощью которой богатыри защищали русскую землю.

6.Игра «Да- нет »

Наша Родина сильна ……………………………..да.

И у нас она одна…………………………………..да.

На Руси богатыри есть……………………………да.

Им всегда хвала и честь…………………………..да.

Илья Муромец герой ……………………………..да.

Он был самый молодой………………………….нет.

Соловья он победил………………………………да.

Из автомата подстрелил…………………………нет.

Алёша Попович тоже герой……………………..да.

Он сильный, смелый, молодой………………….да.

Он в Киеве граде дружинником был……………да

Карабаса в бою победил………………………..нет.

На танках боролись богатыри с врагом………..нет.

Они воевали с мечом и копьём…………………да.

Добрыня Никитич был слабым и хилым………нет.

Он змея сумел победить своей силой…………..да.

Гордимся мы нашими богатырями……………..да.

Хотим ли быть такими же сами…………………да.

7.Пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине:

- Какие вы знаете пословицы?

Смелость силе воевода.

Тот герой кто за Родину горой.
Кто смел тот на коня сел.
За край свой насмерть стой.
Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.
Сам погибай, а товарища выручай.
С родной земли умри, не сходи.
Жить - Родине служить.
Счастье - Родины дороже жизни.
Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.
Если дружба велика, будет Родина крепка.

9. Подведение итогов

Нам пришла пора возвращаться в детский сад, закрываем глазки,раз, два три…и мы оказались в нашей группе. Снимаем свои шапки невидимки.

О ком мы сегодня узнали?

Что нового узнали?

Чтение стихотворения.

А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси! Не скакать врагам по нашей Земле! Не топтать их коням Землю Русскую! Не затмить им солнце красное! Век стоит Русь - не шатается. И века простоит не шелохнется! А преданья старины Забывать мы не должны Слава русской стороне! Слава русской старине!

Муниципальное автономное дошкольное учреждение

детский сад « Солнышко»

Конспект занятия НОД на тему:

« Богатыри зели Русской»

Подготовила:

Логинова А.С.

Цель: укрепление здоровья обучающихся, повышение интереса к систематическим занятиям физкультурой и спортом, военно-патриотическое воспитание.

1. Совершенствование умений и навыков, полученных на уроках физкультуры, в усложненных условиях.

2. Развитие ловкости и быстроты движений, ориентирования в пространстве, скоростно-силовых способностей.

3. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, воспитание правильного поведения при проведении спортивных мероприятий.

Межпредметные связи: литература и история, изобразительное искусство.

Участники: мальчики 4-х классов (2 команды по 8 человек).

Место проведения: спортзал.

Жюри: учителя физкультуры, учащиеся (5 человек).

Художественное оформление: эмблемы команд (готовятся детьми), плакаты с названием праздника, подбадривающими текстами, изображения Соловья-разбойника, двуглавого змея на листах ватмана, презентация “Богатыри Руси Великой”:

“Три богатыря”. Художник В.М. Васнецов ,

Иллюстрация к “Слову о полку Игореве”. Художник В. Фаворский,

“Богатырский скок”. Художник В.М. Васнецов 1914 г.,

“Святогор-богатырь”. Художник С.П. Панасенко (Михалкин) 1990,

“Волхв-Всеславович”. Художник Б. Ольшанский,

“Вольга и Микула”. Художник К. Васильев,

“Святогор”. Художник К. Челушкин,

“Волхв Всеславич”. Художник В. Корольков,

“Один в поле воин”. Художник В.М. Васнецов 1914 г.,

“Микула Селянинович”. Художник Н.К. Рэрих,

“Бой со змеем”. Художник К. Васильев,

“Пересвет на Куликовом поле”. Художник Б. Ольшанский,

“Добрыня Никитич и Татарский богатырь”. Художник Г. Юдин,

“Илья муромец и Соловей - разбойник”. Художник И.Я. Билибин,

“Илья Муромец и Идолище поганое”. Художник Г. Юдин.

Музыкальное оформление: русская народная музыка в современной обработке, песня группы “На-на” “Соловей-разбойник”, песня группы “Цветы” “Богатырская наша сила”.

Литература: Былины / Составитель: Селиванов Ф.Б. - М: Советская Россия, 1988 - (Библиотека русского фольклора; Т. 1.)

Ход проведения

1. Организация. Сказ о богатырях русских. Приложение 1 (Презентация “Богатыри Руси Великой”) <Слайд 1>

<Слайд 2> Под песню группы “Цветы” “Богатырская наша сила” (Приложение 2) и аплодисменты зрителей участники заходят в спортзал.

<Слайд 3>

1 ведущий.

“Гой еси вы наши гости добрые!” - это былинное пожелание здоровья, от слова “гоить” - исцелять, живить. Былины – это русские песенные сказания.

<Слайд 4>

Особенно много преданий сложил народ про богатырей, защищавших Киевскую Русь.

<Слайд 5>

2 ведущий.

Первый среди них – крестьянский сын Илья Муромец, заступник вдов, сирот, бедных людей. Тридцать лет на печи лежал, а потом стал атаманом богатырской заставы. Он смелый, честный, верный, беззаветно любит Родину. Былины рассказывают о великой силе Ильи Муромца, о его борьбе с Соловьем-разбойником, с Идолищем поганым…

“Стал он силушку татарскую конем топтать,
Стал конем топтать, копьем колоть,
Стал он бить ту силушку великую,
А он силу бьет, будто траву косит”.

<Слайд 6>

3 ведущий.

Рядом с Ильей на заставе богатырской стоят справедливый и умный Добрыня Никитич, дерзкий и насмешливый Алеша Попович.

<Слайд 7>

1 ведущий.

Добрыня Никитич, роду боярского. Он статен и высок, и грамоте обучен, и в бою смел, и на пиру весел. Он и песню сложит, и на гуслях сыграет, и умное слово скажет. Да и нрав Добрыни спокойный, ласковый, и прозвали его “тихий Добрынюшка”.

<Слайд 8>

2 ведущий.

Алеша Попович – поповский сын. Он и храбр, и умен, да нравом сварлив. Он не так силен, как напуском смел.

<Слайд 9>

3 ведущий.

Были и старшие богатыри: Святогор, Волх Всеславьевич, Микула Селянинович.

<Слайд 10>

1 ведущий.

“Святогор едет старый по святым горам. Тут колеблется мать сыра земля”.

<Слайд 11>

“Когда народился в Киеве могуч богатырь,
Как бы молодой Волх Всеславьевич:
Подрожала сыра земля.
Стряслося славно царство Индейское,
А синее море сколыбалося.
Обучился он разным хитростям: соколом по небу летать, серым волком обертываться, оленем по горам скакать”.

<Слайд 12>

2 ведущий.

Микула Селянинович – пахарь, его любит мать сыра земля, на плече носит сумочку, а в ней вся тяга Земная. Управляется он с громадной сохой, которую “не сдвинуть 30 молодцам без единого”.

<Слайд 13>

3 ведущий.

Герои былин во много раз сильнее обычного человека. Даже конь богатырский скачет “выше дерева стоячего, чуть пониже облака ходячего”.

1 ведущий.

У могучих богатырей страшные противники: Соловей Разбойник, Змей Горыныч, Тугарин Змеевич, Идолище поганое.

“Но, богатыри всегда сильнее их.
Высока высота поднебесная,
Глубока глубина океан-моря.
Широко раздолье по всей земле.
А сильные, могучие богатыри на славной Руси!”.

2. Представление команд. Представление членов жюри. Обмен приветствиями. Форма судейства сообщается перед каждым видом соревнований.

2 ведущий.

А теперь, давайте попробуем посоревноваться, померяться силушкой, как настоящие богатыри!

<Слайд 14>

3. Один в поле – воин! (Скакуны)

Одна команда (бегуны) занимает место внутри квадрата 8x10 м, другая (скакуны) становится за линией, ограничивающей квадрат.

Капитан команды скакунов посылает первого игрока своей команды в “поле”. Прыгая на одной ноге. Игрок старается салить игроков другой команды, которые спасаются от преследования, бегая на двух ногах. Осаленные покидают площадку. По команде “ Домой!” (через 15-20 с) игрок возвращается на свое место в шеренгу. И капитан посылает следующего. Игра продолжается до тех пор, пока все скакуны не побывают в “поле”. После этого команды меняются местами. Победитель определяется по количеству осаленных игроков. (1 балл)

  1. Игрок, которого коснулся скакун, покидает “поле”.
  2. Скакун, оступившийся на обе ноги, выходит за пределы площадки.
  3. В поле не могут находиться одновременно два скакуна.
  4. Теряет право участвовать в игре любой игрок, выбежавший за пределы поля.

<Слайд 15>

4. Победи двуглавого змея.

“Ветра нет, да тучу нанесло.
Тучи нет, да будто дождь дождит.
А дождя-то нет, да только гром гремит,
Гром гремит да свищет молния.
Как летит Змеище Горынище
О тыех о двух головах”.

Метание теннисного мяча в цель. Заранее к стене спортзала прикрепляется изображение двуглавого змея, нарисованное на листе ватмана. У каждого участника 1 попытка. Выигрывает команда, у которой количество попаданий больше.

<Слайд 16>

5. Встречная эстафета всадников .

“А теперь славные мои богатыри святорусские,
Вы скорешенько седлайте-ко добрых коней,
Да садитесь вы на добрых коней,
Поезжайте-ко раздольицем чистым полем”.

По команде учителя “Внимание!” вторые номера садятся верхом на спину партнеров, стоящих спереди. По команде “Марш!” первые пары начинают движение вперед к противоположным колоннам. Когда они достигнут стартовой линии, движение начинают следующие пары. Выигрывает команда, участники которой быстрее перебегут на противоположную сторону. Поменяются ролями и вернутся на свое место. (1 балл)

<Слайд 17>

6. Викторина. Вопросы задаются болельщикам. За правильный ответ - 1 балл.

Вопросы для болельщиков 1команды.

  1. Какую дань собирали с народа в стародавние времена? (Меха, холсты, деньги, мед, рыбу)
  2. Кто такая Забава Путятична, что с ней однажды приключилось? (Племянница князя Владимира, Змей унес её в пещеру)
  3. Сколько лет сидел на печи Илья Муромец, и как он вылечился? (30, вылечили его старички, которым он подал милостыню)
  4. Какими играми увлекались богатыри? (Шахматы, шашки)
  5. Знаете ли вы, как одевались древние воины, с каким оружием они воевали?
  6. Как называется железная одежда богатыря из металлических колец, которые мешают в бою и надежно защищают от ударов противника? (Кольчуга)

Вопросы для болельщиков 2 команды.

  1. Откуда родом Илья Муромец? (Из Мурома, из села Карачаева)
  2. Где жил Соловей-разбойник? (Сидел на дубу, у речки Смородины около города Чернигова)
  3. Как звали коня Ильи Муромца? (Бурушка Косматушка)
  4. Что ели и пили богатыри русские по былинам? (Гусей-лебедей, серых уточек печеных, жаворонков жаренных, ковриги хлеба, пили квас, медовуху, зелено вино)
  5. Назовите старое оружие, которым делалась “секир башка”. (Секира)
  6. Почему щит и меч – неразлучны, но известные враги? (Меч - для нападения, щит – для защиты)

<Слайд 18>

7. Достань Соловья - разбойника .

Заранее к стене спортзала на расстоянии двух метров от пола прикрепляется изображение Соловья - разбойника, нарисованное на листе ватмана. Из самоклеющейся бумаги вырезаются стрелы, размером с ладонь.

“Сидит Соловей- разбойник на сыром дубу,
Сидит Соловей- разбойник Одихмантьев сын.
А то свищет Соловей да по - соловьему,
Он кричит, злодей – разбойник, по-звериному.
И от его ли то от посвиста соловьего,
И от его ли то от покрика звериного
Те все травушки-муравы уплетаются,
Тёмны лесушки к земле все приклоняются, -
А что есть людей – то все мертвы лежат” .

Задача участников в прыжке с места вверх прикрепить стрелу к правому глазу Соловья Разбойника, т.к. по приданию Илья Муромец “стрелил в того-то Соловья-разбойника, ему выбил право око со косицею”. Звучит песня группы “На-на” “Соловей-разбойник”. Приложение 3

<Слайд 19>

8. Цепная борьба. Игроки 4А строятся в шеренгу на средней линии зала, между игроками 4Б, лицом в разные стороны. Все играющие берутся под руки.

По сигналу преподавателя команда, не разжимая рук, стремиться сдвинуть противника за 3- метровую линию волейбольной разметки. Та команда, которой это удалось, считается выигравшей. (1 балл)

<Слайд 20>

9. Подведение итогов, награждение. Восстановление.Русский народный танец в исполнении девочек 4 классов.

Учитель физической культуры.

Дорогие ребята! Важно расти не только сильными и красивыми физически, но и добрыми, научиться уважать своих близких, уметь защитить их в трудную минуту. А это не так легко, как кажется. Что же поможет нам вырасти здоровыми и сильными, как богатыри? Правильно, воспитывая свою волю, каждое утро необходимо делать утреннюю гимнастику, посещать спортивные секции, закаливать свой организм и, конечно, всегда посещать уроки физкультуры.

Рассказали мы про дела старые,
Что про старые, про бывалые,
Чтобы море синее успокоилось,
Чтобы добрые люди послушались,
Чтобы молодцы призадумались,
Что века не меркнет слава русская!

Организованный уход из зала обучающихся под песню группы “Цветы” “Богатырская наша сила”.

Сценарий Познавательного часа «Русские богатыри в народном творчестве»

(для младшего и среднего школьного возраста).

Богатыри Васнецова

— Здравствуйте, ребята!
— Вы много раз видели картину «Богатыри». Ее написал художник В.М. Васнецов в 1898г. Эта картина относится к числу лучших произведений русской живописи и наряду со многим другими замечательными полотнами пользуется большой известностью в народе.
В веках осталось и по сей день, живет добрая память о русском войне как о самом мужественном, бесстрашном, честном, преданном Отечеству и верном в дружбе.
Героическое прошлое нашей Родины находило отражение в устном народном творчестве. Лучшие былины народ сложил о своих легендарных героях-богатырях — Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче.
Пусть иной раз в былинах они сражаются с вымышленными сказочными злодеями-драконами да Соловьем разбойником, но на деле не раз приходилось храбрым русским войнам участвовать в жестких битвах, в которых решалось судьба страны.
Откуда же черпают русские войны свою неиссякаемую силу?
Говорят, она досталась им в наследство от далеких предков, о которых сложены песни и сказания, — от былинных богатырей.
— Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович – любимые герои русских былин. Это могучие богатыри, охраняющие русскую землю от врагов.
— Ребята, а что означают приставки к каждому имени богатыря?
— Илья Муромец. Что это значит?
(Родина Ильи – город Муром, село Карачарово).
— Добрыня. Никитич – отчество по имени отца.
— Алеша Попович – из семьи священнослужителей.
— А кто ответит на вопрос?
Какому князю служили эти богатыри и в каком городе он правил?
(Князю Владимиру, в городе Киеве).
На высоких холмах стоял Киев – град. В старину опоясывал его земляной вал, окружали глубокие рвы.
За киевскими пригородами и сёлами тянулись леса дремучие, по которым бродили охотники, добывая зверей видимо-невидимо.
А за лесами тянулись степи без конца и без края. И шло из этих степей на Русь много горюшка. Налетали из них на русские села кочевники – жгли и грабили, уводили русских людей в плен.
И вот, чтобы сберечь от врагов Землю русскую, стали ставить в степи маленькие крепости – заставы богатырские, чтобы оберегали они путь на Киев, защищали от врагов и чужих людей. А по степям стали разъезжать богатыри на могучих конях.
Зорко они всматривались вдаль – не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней?
Дни и месяцы, годы и десятилетия оберегал родную землю Илья Муромец, ни дома себе не построил, ни семьи не завел. И Добрыня, и Илья Муромец и Алеша Попович – все они в степи, да в чистом поле несли службу воинскую.
Ребята, посмотрите внимательно на картину.
В центре картины – Илья.
Кудри его побелели и в бороде седина, но лицо молодое, сильное, с острым соколиным взглядом. Все в нем просто и исполнено мощи: и фигура, и конь, и копье, которое он готов пустить в ход.
У Добрыни тонкое, умное лицо. Его кольчуга, меч, сбруя лошади украшены орнаментом, да и сама его красивая, горячая лошадь отличается и от мощного тяжелого коня Ильи, и от простоватой лошадки Алеши.
Алеша красив, молод и удал. Из-под шлема видны золотистые кудри, из-под темных бровей остро глядят глаза. Красная рубаха под кольчугой, желтые сапоги с загнутыми острыми носками и высокими каблуками, покрытый узором пояс изобличают в нем щеголя.
Таким образом, наружность, костюм, вооружение и кони богатырей разные. Художник во всем подчеркивает разницу в их характерах. Что же их объединяет?
Богатыри поднялись на холм, с которого видны широкие просторы, откуда можно ожидать врага.
Илья из-под руки напряженно всматривается вдаль.
Добрыня схватился за меч, вытаскивает его из ножен, готовый отбить нападение врагов.
Добрыня и Илья образуют единую группу: головы их и взгляды повернуты в одну сторону, и стоят они близко друг к другу.
Алеша как будто отстал, кажется, что он подъезжает к ним на своей маленькой, рыжей лохматой лошадке.
Свободно и непринужденно сидит он в седле и, как другие, всматривается вдаль. Левой рукой он держит наготове лук, правой достает из колчана стрелу.
Следуя обычаям народного творчества, художник Васнецов. В отдельных деталях картины часто использует красный цвет: щит Добрыни, сбруя его лошади, рубаха Алеши, копье Ильи. В сочетании с белым, черным и серым красный цвет особенно насыщен и придает картине приподнятое настроение.
Богатыри изображены на фоне величественного и спокойного русского пейзажа с бескрайними просторами холмистых лугов и полей, с серебристой лентой реки, окаймленной темно-зеленым лесом. Пейзаж этот очень подходит к характерам самих богатырей. Он не только величественный – он грозный. На небе тяжелые грозовые облака, они совсем нависли над горизонтом. Холмы покрыты темным лесом.
Таким образом, художник, показывая богатырей, не только любуется их силой и красотой, но вместе с тем как бы объясняет, почему они объединились на страже русской земли.
— Ребята, а каких еще русских богатырей вы знаете?
— Микула Селянинович,
— Василий Буслаев, Еким Иванович,
— Гришка – боярский сын, Василий,
— Долгополый, Самсон Самойлович, Дунай Иванович.

— А у одного из русских богатырей была дочка, которая тоже выросла смелой да удалой.
Недаром смогла она собственного мужа спасти от гнева князя Владимира. Как ее звали и каким образом она смогла перехитрить князя? (Василиса Микулишна, дочь Микулы Селяниновича. Спасла своего мужа Ставра Годиновича, нарядившись в платье мужское татарское и представившись послом из Золотой Орды.
Ребята, а кто из трех богатырей носил прозвище «тихий»? (Добрыня Никитич).
А какие еще умения, кроме воинских, были у Добрыни? (Он был хорошим дипломатом, недаром князь Владимир назначал его послом, и умел играть в шахматы и на гуслях).
А кто из богатырей ковал сам себе оружие? (Илья Муромец).
А вот Алеша Попович с раннего детства был очень сильным. От неимоверной силы Алеши в детских играх у его сверстников руки-ноги отрывались: «кого он возьмет за ручку ручка прочь, кого возьмет за ножку ножка прочь».
Может быть ребята, вы не знаете, но богатыря Илью Муромца даже причислили к сонму российских святых, и у него остался в истории день рождения – первое января. В день, когда мы празднуем Новый год, вспоминаем и день рождения Ильи Ивановича, великого защитника Земли Русской.
А ведь не сразу стал богатырем Илья Муромец, сидел сиднем – тридцать лет и три года, а вылечили его калики перехожие – дали испить водицы.
Ребята, а кто знает какое первое испытание выпало на долю Ильи Муромца? (Победа над вражьими полчищами под Черниговом и над Соловьем – разбойником возле реки Смородины).
А еще пришлось ему сражаться с Идолищем поганым, с Калиным – царем.
А теперь, ребята, давайте рассмотрим снаряжение русского война?
1. Как называется головной убор у богатыря? (шлем).
2. Тяжелый панцирь, сплетенный из металлических колец? (кольчуга).
3. колющее оружие на длинной рукоятке, обычно поединок воинов «один на один» начинался с его использования? (копье, пика).
4. Оружие для обороны: при сражении воин прикрывает им своё тело. (Щит).
5. Оружие для удара по противнику, состоявшее из рукоятки и тяжелой круглой ударной части. (Булава).
Ну, вот ребята, сегодня мы с вами вспомнили былинных героев, от которых, по преданиям и пошла сила русского воинства.
Именно сила духа, мужество и отвага, верность и любовь к Родине помогла нашим бойцам одержать победы и под Сталинградом и под Москвой, и под Курском и ввергнуть в бегство фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны.