Гендерное образование. Гендерное образование и гендерная педагогика

Тема выступления:

«Необходимость гендерного подхода в образовании».

Слайд 1.

Тема моего выступления «Необходимость гендерного подхода в образовании».

Эпиграфом послужат слова К.Д.Ушинского:

« Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

Слайд 2.

Какими качествами должны обладать идеальные ученики по мнению учителей? Прежде всего - это желание учиться, интерес к учёбе, трудолюбие, воспитанность, усидчивость.

Слайд 3.

А вот если изменить вопрос: « Какими бы вы хотели видеть юношей и девушек, оканчивающих школу? », то ответы были бы совершенно другими.

  • Мальчики должны быть, прежде всего, уметь принимать решение, быть уверенными в своих собственных силах, целеустремлёнными, умеющими нести ответственность за свои поступки, иметь собственное мнение, быть надёжным и мужественным. Никто даже не вспомнит об усидчивости, внимательности.
  • Девочек же хотят видеть коммуникабельными, умеющими ладить с людьми, добрыми, женственными, мягкими, скромными, нежными, гордыми, с чувством собственного достоинства, а также уверенными в своих силах и умеющими принимать самостоятельные решения.

Значит, учим мы тех, кто желает учиться, трудолюбивых, умных, усидчивых, воспитанных, а получить на выходе должны умеющих принимать решение, уверенных в себе, да ещё и мужественных юношей и женственных девушек.

А кто же их этому будет учить? Из покладистых и усидчивых не вырастают самостоятельные и уверенные. Из «бесполых» учеников не вырастают настоящие мужчины и женщины - такие, какими бы мы хотели видеть своих мужей и жен, коллег, знакомых и тех людей, с которыми нас сводит жизнь. Для этого нам надо учить не просто учеников, а мальчиков и девочек.

Слайд 4

Актуальность проблемы . Данная проблема очень актуальна в наши дни. В условиях существенных изменений социо - культурной жизни общества наблюдается…

  • общая тенденция трансформации культурных стереотипов мужественности и женственности, центром становится индивидуальность человека, свобода выбора им путей самореализации вне зависимости от половой принадлежности.

Воспитывая и обучая детей, педагоги должны учитывать их половые особенности. Мальчики и девочки различаются не только внешне: мужская и женская природа проявляется задолго до полового созревания и откладывает свой определённый отпечаток на их чувства, сознание и поведение.

Педагогам важно развивать гендерную чувствительность , под которой подразумевается способность воспринимать, осознавать и моделировать воздействие вербального, невербального и иного влияния окружающей среды на формирование гендерной идентичности ребёнка.

Сегодня у девочек всё чаще появляются мужские черты, у мальчиков - женские. Это становится глобальной проблемой, так как теряя полоролевые признаки, личность юноши или девушки может стать неопределённой и неполноценной с трудностями осуществления своего природно-биологического и социально - нравственного предназначения.

Слайд 5

Рассматривая данную тему нашего разговора давайте определимся в понятиях.

Существует множество различных определений понятия «гендер».

Обобщая их, можно сказать, что гендер - это совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола, т.е. совокупности анатомических, гормональных, физиологических особенностей организма, обеспечивающих половое размножение.

Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями, а выполнять предписанные гендерные роли.

Технология раздельного обучения мальчиков и девочек достаточно хорошо освещена в педагогической литературе.

Началось все четверть века назад, когда у всей страны были на слуху имена педагогов-новаторов Амонашвили, Шаталова, Щетинина, Волкова, Ильина.

Слайд 6

В этой плеяде уникальное место занял доктор Владимир Филиппович Базарный . Он создал в подмосковном Загорске (ныне Сергиевом Посаде) лабораторию физиолого-здравоохранительных проблем образования. В ней изучались учебные методики, режим и эргономика занятий школьников.

Методика Базарного стоит на трех китах :

воспитание патриотизма,

«обучение в движении»,

разделение классов по половому признаку.

« Смешение мальчиков и девочек в детсадах и школах по календарному возрасту - вещь непростительная! - говорит В. Ф. Базарный. - Ведь д евочки на 2-3 года духовно и физически опережают по своему развитию мальчиков. Наше «равноправное» образование привело к тому, что девочки для мальчиков оказались духовными лидерами, «моделью», под «образ и подобие» которой стал подстраиваться чувственно-подсознательный мир мальчиков».

Проведенные исследования выявили, что если мальчики оказываются окруженными более сильными девочками, то в этих условиях у них оформляются патологические психические и даже соматические комплексы. Установлено, что у одних мальчиков формируются женские черты характера, у других складывается комплекс невротического неудачника.
Сегодня последователи академика Базарного работают в Красноярском крае (известный на всю страну лицей «Гармония» г. Железногорска), в Республике Коми школ с раздельным обучением больше четырёхсот , на Ставрополье - около ста . Раздельное обучение осуществляется в Санкт-Петербурге, в Москве и других городах.

Слайд 7.

Никогда нельзя педагогам забывать, что перед нами не просто ребёнок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями воспитания, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по- разному. Но обязательно любить! Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек.

Идея раздельного обучения не нова. Раздельное обучение мальчиков и девочек осуществлялось в древности:

Спартанские школы мальчиков,

женские школы XI века в Киевской Руси,

школы для девочек при монастырях,

школы закрытого типа для сыновей и дочерей потомственных дворян XVIII века, петербургские институты XIX века для благородных девиц,

Юнкерские училища для мальчиков,

мужские и женские гимназии.

Совместное обучение детей пришло в Европу, а затем в Россию от американских переселенцев, и в основе совместного обучения лежал экономический вопрос : слишком дорого строить два здания для раздельного обучения, когда можно построить одно.

Слайд 8.

Существует такое понятие как «Гендерная педагогика» - это совокупность подходов, направленных на то, чтобы помочь детям чувствовать себя в школе комфортно и справляться с проблемами социализации, важной составной частью которых является самоидентификация ребёнка как мальчика или девочки.

Состояние психофизического здоровья подрастающего поколения в связи с проблемами его прогрессирующего ухудшения, особенно в нашей стране, ставит неотложные задачи по поиску новых методов его охраны.

В этом свете вызывает большой интерес гендерный подход, т.е.специализированный по признаку пола в учебной и воспитательной практике как способ возможной профилактики феномена нарастающей умственной и физической дисфункциональности. Также необходимо использовать в сочетании и здоровьесберегающие технологии в обучении.

Слайд 9.

Основная цель гендерной педагогики - смягчение или полное преодоление гендерных стереотипов, т.е. стандартизированных представлений о моделях поведения и чертах характера, соответствующих понятиям «мужское» и «женское», в пользу проявления и развития личных склонностей индивида.

Исходя из различий понятий «гендер» и «пол», в обучении выделяют два подхода: полоролевой и гендерный . Оба они связаны друг с другом одним и тем же объектом исследования, а именно - полом человека, однако предмет изучения в них разный.

Слайд 10.

Полоролевой подход в образовании предполагает изучение пола человека как его биологическую, физиологическую характеристику. Ведь рождается человек с биологическим полом.

Современные учёные, особенно медики, считают противоестественным, не имеющим научной основы, механическое объединение мальчиков и девочек в одном классе.

Психофизические особенности девочек и мальчиков очень разные, и именно они - основа раздельного обучения в школе.

Доктор биологических наук Т.П.Хризман считает, что у девочек и мальчиков, образно говоря, «разный мозг»: на одну и ту же информацию, одни и те же проблемы они реагируют по - разному, часто полярно противоположно. В результате мальчики склонны к немедленному действию, девочки - к анализу, переживанию, терпению… Темпы физического созревания мальчиков и девочек разные. Разные интересы, эмоциональные, социальные доминанты, разные духовно - нравственные ценности. По - разному они реагируют на оценку деятельности. Девочки более коммуникативные, их интересует социум. У них лучше развита перцепция - уровень регуляции психических процессов, связанных с простыми сигналами информации (зрительной, слуховой, тактильной). Мальчики уязвимы, поэтому им нужно больше радости, тепла, добрых отношений, иначе их эмоциональная глухота может стать очень реальной проблемой.

Слайд 11.

Т.П.Хризман и физиолог Еремеева В.Д. на протяжении 10 лет изучали физиологические психологические особенности девочек и мальчиков, левшей и правшей дошкольного и школьного возраста. По результатам исследований авторы дают практические рекомендации по воспитанию детей в зависимости от их пола и симметрии мозга. приводятся уникальные экспериментальные данные.

Гендерный подход в образовании предполагает исследование пола как социальной характеристики и учёт специфики воздействия на развитие мальчиков и девочек всех факторов учебно - воспитательного процесса, а также мужской и женской психологии, проявляющейся в поведении, реакции и стиле преподавания.

Осуществлять гендерный подход в образовании - это значит действовать с пониманием социального, конструктивного происхождения категорий «мужского» и «женского» в обществе, ставить личность и индивидуальность ребёнка в развитии и воспитании выше традиционных рамок пола.

Оптимальным вариантом представляется реализация в преподавании и мужской, и женской составляющих, которые являются двумя сторонами единого процесса, дополняющими друг друга.

Слайд 12 . Основные различия гендерного и полоролевого подходов в образовании отражены в таблице (см. таблицу).

Слайд 13. Особенности гендерного развития детей младшего школьного возраста.

  • Девочки раньше приобретают сложное вербальное умение и полагаются на вербальную коммуникацию, а мальчики склонны использовать невербальную.
  • Мальчикам больше нужно времени для вхождения в урок, чем девочкам, которые после начала занятия достаточно быстро достигают оптимальной работоспособности.
  • Мальчики не могут долго удерживать эмоциональное напряжение, чтобы не сломаться, они просто отключают слуховой канал, и информация не доходит до их сознания.
  • Мальчики труднее переносят статическую нагрузку, больше отвлекаются на уроках. Это влечёт за собой нарушение дисциплины на уроках и перемене.
  • У мальчиков развито пространственное восприятие, а у девочек сенсорное, т.е. слух и обоняние. Умственное развитие мальчиков проходит определённые стадии: на этапе усвоения действий им необходимо включать в образовательный процесс момент поиска, а не давать образец действия, только так они поймут и запомнят принцип решения.
  • Девочки внимательнее относятся к учителю, нежели к одноклассникам. Мальчишки больше ориентируются на других учащихся, а не на педагога.
  • Мальчики чаще физически демонстрируют агрессию. Однако не все таковы. Учителю необходимо обращать внимание на более чувствительных, менее соревновательных и агрессивных мальчиков в классе, поднимать их авторитет в глазах ребят.
  • У мальчишек незрелое отношение к обучению: они не чувствуют ответственности, мало переживают или не переживают вовсе из-за плохих отметок и недовольства учителя и родителей.
  • В целом мальчики в начальной школе проявляют себя как дети меньшего возраста.

мальчики

девочки

включать в момент поиска, требующий сообразительности; он сам должен открыть принцип решения; ориентировать на получение информации;

до начала работы дать алгоритм выполнения задания; постепенно подталкивать к поиску собственного решения незнакомых задач;

следует больше давать им потрогать изучаемый предмет; развивать вербальные навыки - чаще предлагать рассказывать и выдумывать; развивать слуховое внимание;

развивать абстрактное пространственное восприятие с помощью графиков, таблиц и иллюстрированного материала;

разрешать больше двигаться и обеспечить для этого пространство;

стимулировать соревновательность, активность, лидерство, умение решать нетипичные задачи;

большое значение в воспитании и развитии имеет личность отца и учителя - мужчины;

если учитель - женщина, то девочки идентифицируют себя с ней; мать - пример женственного поведения;

Следует уделять особое внимание воспитанию партнёрских отношений между мальчиками и девочками.

Слайд 15.

Физминутка . Гендерный подход нужно рассматривать не только с позиции обучения, но и отдыха.

Слайд 16. Говоря о гендерном подходе в образовании, нужно учитывать не только биологическое различие детей, но и их социально - типовые и индивидуально - личностные особенности, связанные с понятиями «фемининность», «маскулинность», «андрогинность».

Женственность. Традиционно предполагается, что женственность биологически обусловлена, ей приписываются такие черты (идёт список). Все мы (женщины) в большей или меньшей степени, но этими характеристиками обладаем. Но фемининность не столько природная, сколько сконструирована с детства - девочка подвергается осуждению, если она недостаточно женственна. Но ни в коем случае нельзя этого делать.

Слайд 17. Мужественность. Говоря о мужественности, т.е. о характерных формах поведения, ожидаемых от мужчин в рамках культуры, им в стереотипе приписывают все перечисленные основные характеристики данного списка (идёт список). Однако, как мы знаем, отнюдь не все мужчины и мальчики напористы и агрессивны.

Ф.Ницше: Счастье мужчины - я хочу, счастье женщины - он хочет.

Слайд 18 . Под андрогинией понимается:

  • концепция совмещения в одной личности как маскулинных, так и фемининных качеств;
  • значимая психологическая характеристика человека, определяющая его способность варьировать поведение в зависимости от ситуации. Она способствует формированию устойчивости к стрессам, достижению успеха в различных сферах деятельности.

Слайд 19.

Необходимо сказать и о гендерной социализации в образовании. Гендерная социализация - это процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.

Слайд 20.

Выделяют три стадии социализации:

а) начальная - социализацию ребёнка в пределах семьи;

б) средняя - обучение в школе;

в) социализацию взрослого человека (этап принятия тех ролей, к которым индивид не полностью приготовился в ходе первых двух стадий);

К основным агентам гендерной социализации относятся семья, группа сверстников, образовательный институт, СМИ, рабочий коллектив, клуб по интересам, церковь и другие.

Необходимо работать над формированием у родителей гендерной компетентности. Немаловажно участие родителей в воспитании и учебном процессах. Это и педсоветы, семинары, тренинги детско - родительских отношений с акцентом на гендерный подход в воспитании, помогающие формированию гендерных ролей в семье.

Вывод: Подводя итог, следует отметить, что гендерная компетенция педагога предполагает не только наличие знаний о гендере, или использование гендерного подхода в обучении, а некое единство навыков, целенаправленных действий, формирование менталитета, который обеспечивает поведение, на базе принципов равных прав и возможностей для учащихся обоего пола. Мы должны учить через понимание объективно существующих различий, организуя учебный процесс таким образом, чтобы позволить ученикам независимо от пола осознать свои возможности и средства их реализации.

В последнее время гендерные аспекты детства привлекают внимание специалистов разных областей - психологов, нейропсихологов, педагогов, врачей. В научной литературе констатируются различия между мальчиками и девочками в темпах и качестве интеллектуального развития, эмоциональной реактивности, мотивации деятельности и оценки достижений, в поведении.

Хочется участникам педагогического марафона предложить рекомендации разных специалистов, которые я и педагоги нашей школы используем в своей работе. (распечатки)

Закончу своё выступление словами Базарного. В этих словах наше будущее. Спасём мальчиков, сбережём мужчин - будет у нас народ! Оградим девочек от растлевающего влияния, дадим им идеалы добра, красоты, целомудрия - будет у нас крепкие семьи!


Гендерное обучение

Клейн Е.С.

Клейн Екатерина Сергеевна/ Klein Ekaterina Sergeevna - учитель биологии МБОУ « СОШ № 99» г. Кемерово

Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью повышения уровня воспитания и уровня знаний обучающихся в современных условиях.

Abstract: The relevance of the topic chosen due to the need to improve the level of education and knowledge of students in modern conditions.

Ключевые слова: гендерное обучение, гендер, маскульность, буллинг, хейзинг.

Keyword: gender training, gender, maskulnost, bullying, huizinga.

В России сейчас модно апеллировать к тому, как воспитывали детей «наши предки». При этом молчаливо подразумевается, что «чужие» предки своих детей не воспитывали или воспитывали неправильно.

Так например, женское образование как самостоятельная отрасль образования, обусловленная гендерной сегрегацией и неравноправным общественным положением женщины, многие годы было маргинальным. В античном мире девочки воспитывались исключительно в семье. В Средние века, начиная с VIII в., при женских монастырях открывались школы, готовившие девочек к пострижению в монахини. Позже там стали воспитывать также знатных девочек, которых готовили к роли жен и матерей. Так было и в Киевской Руси. Первое женское училище при Андреевском монастыре в Киеве княжна-инокиня Анна Всеволодовна открыла в 1086 г.

Но мы живём в цивилизованном мире, а признаком цивилизованного государства – равноправие граждан разного пола. После октябрьского переворота в России были приняты декреты о положении женщин, всеобщей грамотности и пр. Равенство еще раз подтверждено в Конституции РФ, принятой в 1993 году. Статья 19 (часть 3) в разделе «Права человека» гласит: «мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации» .

После октябрьского переворота юноши и девушки нашей страны начали учиться вместе. 16 июля 1943 г. Совнарком СССР принял постановление о создании мужских и женских гимназий. По разным причинам эксперимент себя не оправдал, и с 1 июля 1954 года школы объединили.

В последнее время появилось понятие «гендерное» обучение, многие ученые и общественные деятели стали ратовать за раздельное обучение детей разного пола. Этому вопросу посвящены публикации в СМИ, передачи на ТВ.

Множество научных работ исследуют феномен появления изначальной женственности и мужественности. Взгляды физиологов, социологов, философов часто не совпадают, но ученые сходятся в одном: мужественность вторична и ее необходимо «создавать». Другими словами, если девочка с самого детства инстинктивно чувствует себя женщиной, то мальчику надо доказывать свою мужественность как окружающим, так и самому себе. Задача осложняется тем, что практически все, кто занимается воспитанием мальчиков, – женщины.

Так же усвоение мужской роли у мальчика затрудняется негативной реакцией взрослых на «мужские» качества: за них наказывают.

Разве современная школа воспитывает? Ребятам просто дают знания, не учитывая разницу в развитии мальчиков и девочек: до 14–15 лет девочки на год-два опережают мальчиков, у мальчишек из-за этого развиваются комплексы, которые они не могут преодолеть, даже став мужчинами. А если еще учесть, что преподают в школах в основном женщины и их методика преподавания рассчитана скорее на девочек, стоит ли удивляться, что наши мужчины «мельчают»? Отечественный идеолог раздельно-параллельного обучения доктор медицинских наук В.Ф. Базарный отмечает, что еще в древности люди осознали – мужское в мальчике изначально закрепощено и само по себе не раскроется. Раскрепощение мужских качеств возможно только в испытаниях, направленных на преодоление в себе страха, на развитие силы, ловкости, смелости, выносливости. Иначе мужское начало неумолимо исчезает, а его место занимают инфантильность, неуверенность, комплексы.

Учителя замечают разницу в поведении первоклассников в первый же день занятий: если девочки обживают новое для них пространство школы, то мальчики – исследуют. Девочки и мальчики по-разному воспринимают новый материал, первым нужно неоднократно повторять, а вторые «схватывают на лету». Девочки более аккуратны, а мальчики небрежны при выполнении заданий. Трудно представить, что мальчик напишет сочинение в несколько страниц, а для девочек – это не проблема. Пики и спады работоспособности у них не совпадают. Ну и так далее. Нейрофизиологи давно нашли всему этому объяснение – важнейшие различия между детьми разного пола кроются в особенностях функционирования двух полушарий мозга. Конечно, мальчики и девочки бывают разными, и гендерный подход к обучению не исключает индивидуального подхода.

В России уже несколько лет работают школы с раздельно-параллельным обучением. Мальчики и девочки учатся в разных классах, а все перемены, завтраки, праздники, внеклассные мероприятия у них общие. Негативных последствий пребывания в закрытых мужских или женских учебных заведениях здесь нет, а уроки построены по-разному для девичьих и мальчишечьих классов. Это и есть гендерное обучение.

Раздельное обучение – это не самоцель. Важно так выстроить процесс учебы, чтобы мальчики и девочки могли максимально реализовать возможности, заложенные в них природой.

Плюсы и минусы гендерного обучения:

1. Современная школа как институт социализации мальчиков концентрирует в себе все проблемы и противоречия, ассоциирующиеся в массовом сознании с кризисом маскулинности.

2. Сложность, а то и прямая невозможность сочетания массовости образования с его индивидуализацией ставит школу перед лицом множества трудных дидактических, социально-педагогических и дисциплинарных проблем.

3. Положение мальчиков в школе осложняется тем, что монолитная модель гегемонной маскулинности, на которую ориентируется большинство мальчиков, не дифференцирует конкретных, заведомо не совпадающих и, тем не менее, дополняющих друг друга вариантов, образцов и путей самореализации. За конфликтом прошкольных, ориентированных на учебу и образование ценностей, и антишкольного, оппозиционного пацанства стоят не столько гендерно-возрастные, сколько социально-экономические, классовые проблемы и различия.

4. Вопреки мнению ряда психологов и социологов, современная школа сознательно не благоприятствует ни девочкам, ни мальчикам, сенсационные учебные достижения девочек достигаются вовсе не за счет мальчиков, а путем их собственных усилий. Это частный случай глобального процесса ослабления гендерной поляризации. Но, как и в социуме, это нередко воспринимается как угроза привычному гендерному порядку и создает социально-психологическое напряжение.

5. Отставание от девочек по учебной успеваемости затрагивает болезненное самолюбие мальчиков, подрывает привычный образ мужского превосходства, снижает самоуважение и отвращает некоторых мальчиков от школы, толкая их на путь девиантного и противоправного поведения. Однако эти гендерно-возрастные процессы тесно связаны с социально-структурными и этнокультурными вариациями, без учета которых современная школа успешно работать не может.

6. Одна из самых драматичных, причем глобальных, мировых проблем современной школы – резкое ослабление в ней мужского начала вплоть до полного исчезновения мужчины-воспитателя. Попытки вернуть в школу мужчину-учителя блокируются низкой оплатой педагогического труда, с которой мужчина не может согласиться, гендерными стереотипами и идеологической подозрительностью, родительской ревностью, сексофобией и гомофобией, из-за которых интерес мужчины к детям автоматически вызывает подозрения в педофилии или гомосексуальности.

7. В школьных взаимоотношениях мальчиков с девочками и друг с другом действуют те же социально-психологические закономерности, что и в остальных детских и подростковых сообществах. Особенно важное социально-педагогическое значение имеет школьное насилие – буллинг (травля) и хейзинг (дедовщина), с которыми во всех цивилизованных странах, за исключением России, целенаправленно борются. Хотя по своим историческим истокам это поведение типично мальчишеское, его все чаще практикуют и девочки.

8. Все гендерные проблемы российской школы, начиная с различий в успеваемости мальчиков и девочек и кончая буллингом и хейзингом, – те же, что и в странах Запада. Но, вместо того чтобы ориентироваться в сложном современном мире, многие российские политики и идеологи, включая педагогов, мечтают о возвращении в идеализированное, чаще всего воображаемое прошлое. Ярче всего эта тенденция проявилась в спорах о совместном и раздельном обучении. В лучшем случае это означает потерю времени и денег, но чаще – усугубляет трудности страны и школы .

Литература

    Конституция Р.Ф. от 12.12.1993г.

    Игорь Конь Мальчик-отец мужчины [Электронный ресурс]: психологическая библиотека. shtm

    Нина Сёмина Раздельно или параллельно[Электронный ресурс]:газета «Здоровье детей» № 4, 2008. URL : (дата обращения 26.01.2015г.)

Периодически в интернете с новой силой вспыхивают дискуссии о раздельном школьном обучении. Противники совместного приводят немало вполне разумных аргументов, сторонники тоже не лезут за словом в карман. В этом вопросе «намешано» много всего – начиная с религиозных догм, заканчивая чересчур прогрессивными подходами к «трансгендерной» тематике. Мы попробуем разобраться с тем, насколько целесообразно продолжать обучать девочек и мальчиков в одном классе, и есть ли будущее за раздельным подходом. Постараемся подойти к проблеме непредвзято и заранее не отметать ни одну из перспективных педагогических идей.

Гендерное обучение в школе: история вопроса

В настоящее время обучение на совместных принципах является общепризнанным атрибутом цивилизованного и гуманного к своим гражданам государства. Равноправие полов постулируется в качестве абсолютной догмы, и посягание на эти основы в идеологическом смысле не приветствуется даже со стороны авторитетных религиозных организаций. Естественно, так было не всегда – в России массовая традиция совместной учебы устоялась только в бурное послереволюционное время, в 20-е годы. Равные права для всех без исключения россиян гарантированы и современной Конституцией, касается это и обязательного среднего образования. Подобная ситуация и в большинстве цивилизованных стран, во всяком случае в государственном секторе, а вот в частных школах возможны варианты.

Надо отметить, что в советский период истории была попытка вернуться к раздельному подходу. В 40-е годы правительственным указом были образованы гимназии для девочек и мальчиков отдельно. Но просуществовал этот педагогический эксперимент сравнительно недолго – спустя десять лет школы вновь объединили. Сейчас немало видных общественных деятелей ратуют за раздельное преподавание школьных предметов, даже появился специальный термин – гендерное обучение. Само слово «гендер» в данном контексте означает половую принадлежность в социальном смысле. То есть, в современной западной педагогике понятием гендер почти целиком и полностью заменено привычное нам половое разделение, основанное на анатомии.

Это звучит несколько запутанно, но понять это различие необходимо, чтобы не возникало путаницы с принципами. Под гендером в актуальной психологической и педагогической литературе скрывается именно совокупность представлений о роли мужчины и женщины. То есть половая принадлежность не более чем данность, а гендер может быть скорректирован, выбран, переосмыслен и т.д.

Гендер в воспитании

Чтобы не путаться в современных американских и европейских работах по этой животрепещущей теме, обратимся к отечественным наработкам. Итак, половая принадлежность – как она формируется, и какие существуют риски? Для некоторых читателей покажется странным утверждение, что девочке половую идентификацию сформировать гораздо легче. Тем не менее, это так, во всяком случае, в российском обществе. Мальчик же по умолчанию должен доказывать свою мужскую сущность через поступки, реакции и прочие регулярные социальные взаимодействия.

Отсюда можно выделить проблему неполных семей, где воспитанием будущего мужчины зачастую занимаются мать и бабушка. Да и в полных «ячейках общества» нередко отец объективно много работает и практически отстранен от планомерного воздействия. Все это формирует некую систему ценностей, где во главе угла стоят послушание и конформизм. Специфические качества мужчины, такие как, например, целенаправленная активность, естественная агрессия, упрямство, в данной ситуации систематически «глушатся» неодобрением и наказанием.

Польза и вред раздельного обучения мальчиков и девочек

Современная школа не ставит перед собой задачу как-либо скомпенсировать такую распространенную ситуацию. Здесь просто дают определенный багаж знаний, кроме того девочки зачастую успешней в учебе, активней во внеклассных занятиях. В таких условиях «сам собой» формируется некий ролевой стереотип пассивного троечника, который не хочет ни за что отвечать, брать обязательства или даже просто пойти на конфликт когда это нужно.

Сторонники раздельного обучения справедливо отмечают, что формирование маскулинного начала в чисто мужском школьном коллективе происходит более активно и целостно. Большинство ситуаций в учебе и вне ее провоцируют мальчика раскрывать свои качества – конкурировать, спорить, двигаться вверх в иерархии и т.п. Без такой среды специфические мужские качества не получают выхода, и нужные в дальнейшей жизни упорство, выносливость, смелость, агрессия просто не формируются как черты характера.


Есть плюсы в таком подходе и для девочек. Их пики активности и способ усвоения материала несколько отличаются от «мальчикового», кроме того отсутствие раздражителей и мелких конфликтов освобождает интеллект для усвоения большего количества учебного материала. Конечно, все это может иметь индивидуальные формы, но, в общем, такие различия отрицать глупо. Чтобы гендерное обучение было действительно эффективным, необходимо проводить предварительное тестирование, возможно, и отдельно готовить будущих школьников к совместной учебе в чисто женском или мужском коллективе. Многие отечественные педагоги являются противниками раздельного школьного образования именно по причине его не универсальности, если так можно выразиться. Оно потенциально подходит далеко не всем, хотя и большинству – резюмируем этот принцип так.

Гендерное и раздельное образование в России

В постсоветский период нашей истории, когда образовательная система претерпевала коренные изменения, появились некоторые любопытные эксперименты по данной теме. Общий принцип, одобренный Министерством образования, заключается в раздельной форме учебного процесса. При этом перемены и внеклассные мероприятия вроде экскурсий и походов мальчики и девочки проводят зачастую совместно. Такой формой организации процесса как бы снимаются неизбежные негативные проявления в закрытом классе, где все ученики одного пола. В утрированной форме мы можем это наблюдать в фильмах про тюремную субкультуру, где культивируется агрессия, крайние формы нигилизма и асоциального поведения. Конечно, в школьных заведениях таких «ужасов» удается избежать, но риск своеобразной моды на насилие существует, с этим нужно считаться и не закрывать глаза на проблему.

В 2016 году прошли общественные слушания по результатам этого образовательного эксперимента, к которым были привлечены профильные и смежные специалисты. Расширение такого опыта по их результатам не предвидится. И дело не столько в косности и традиционализме системы, сколько в недостаточной доказательной базе сторонников. Единственный плюс состоит в том, что педагогическое сообщество услышало о методе, ознакомилось с его нюансами и достижениями. Достаточная информация способна развеять профессиональные и родительские страхи, которые иногда попросту «демонизируют» гендерное обучение в школе.

К слову, даже в московской школе, где данный эксперимент продолжается без малого десятилетие, так и не смогли набрать преподавательский состав, который полностью состоял бы из мужчин. Женщины по-прежнему играют определяющую роль и в семье, и в школе – вынести их за рамки даже самого смелого эксперимента пока не удается. Родительские оценки раздельного образования по большей части крайне позитивны, это нельзя не отметить. Дети с большей охотой посещают школу, ответственней готовятся к учебе. Их специфические гендерные качества развиваются более гармонично, и это отмечают даже сторонние наблюдатели за процессом. Если резюмировать вышеизложенное, можно констатировать, что на данном этапе российская образовательная система не готова к раздельной форме преподавания. У данного положения вещей есть масса причин, начиная с организационных и заканчивая идеологическими. Но сам гендерный подход однозначно интересен и перспективен, а значит, при накоплении опыта и позитивных результатов отношение к нему может быть пересмотрено.

В нашей школе введено раздельное обучение мальчиков и девочек. В этом году мне предложили работать в раздельных классах, сначала испугалась, справлюсь ли с мальчишками да еще первоклассниками? Было непривычно и интересно. Первым делом поинтересовалась историей гендерного обучения в России и других странах, познакомилась с отзывами учителей, работающих в таких классах, изучила положительные и отрицательные стороны такого обучения.

Узнала, что на Руси всегда существовала система раздельного обучения. Раздельно мальчики и девочки учились и при Петре 1, и в конце 30-х годов, и после Великой Отечественной войны. Но с 1 сентября 1954 г раздельное обучение в советских школах было отменено.

Мне стало интересно, а как обстояли дела с гендерным обучением в других странах? В Америке сейчас растет увлечение гендерным обучением. В Великобритании всегда было раздельное обучение. В последнее время некоторые школы перешли на совместное обучение, но все равно англичане считают, что девочкам можно дать образование намного лучше, если воспитывать и обучать их отдельно. В Австралии мальчики и девочки учатся раздельно, власти считают, что это приносит детям пользу. Оказывается, школы для девочек закончили в свое время: "железная леди" Маргарет Тэтчер, бывший премьер-министр Великобритании; бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт; нынешний - Кондолиза Райс; бывший премьер-министр Израиля Голда Мейер; председатель совета директоров компании Hewlett-Packard Карлтон Фиорина и др.

Сейчас в школах 64 регионов России ведется раздельное обучение. По этой системе работают более 500 школ и садов в разных регионах России.

Приступив к работе в гендерном классе, я узнала, что психологи считают гендерное обучение особо полезным детям, у которых проблемы со здоровьем, воспитанием и успеваемостью. Врачи, генетики и педагоги объясняют, что мальчики и девочки развиваются по-разному - у них разные интересы, игры, пристрастия. Поэтому учить ребят лучше порознь, учитывая физические возможности, период полового созревания и психологию восприятия. Начав работать в классе мальчиков, поняла, что главный плюс раздельного обучения, это то, что детям дается дополнительный стимул к учебе и развитию (у мальчиков главный стимул - это соревнование). При работе в классе «девочек» надо осторожно проводить соревнования, потому что эмоциональные девочки часто остро реагируют на неудачу, если проигрывают, зато они любят работать «в парах». В классе «мальчиков», наоборот, соревнование заводит, заставляет быстрее думать и искать правильный ответ. Я работаю по системе УМК «Перспектива», но один и тот же предмет или тему в раздельных классах дети изучают разными темпами, поэтому уроки в классах «девочек» и «мальчиков» строятся по-разному. Девочкам надо подробнее объяснять тему, приводить примеры, проверять, как усвоили. Мальчикам предлагаю самим справиться с заданием, найти решение самостоятельно, включаю в поисковую деятельность, а уже потом обобщаю и объясняю, как надо было действовать. Считаю, что от того, насколько требования, предъявляемые учителем, будут адекватны к возможностям девочек и мальчиков, во многом зависят и школьные успехи, и становление личности в целом.

Сравнивая работу в обычном классе и в классе мальчиков, заметила, что в гендерном классе мальчики быстрее воспринимают требования школы. На уроках мальчики не стеснялись неправильно ответить или переспросить, если что-то не поняли.

Главным недостатком гендерного обучения и воспитания его противники считают недостаток общения с противоположным полом. По моему мнению, эта проблема надуманна, так как отношение к девочкам закладывается в семье. Это отношение мужчины к женщине - жене, к женщине - матери, брата к сестре, отца к дочери. Мы с педагогом, ведущим класс девочек в нашем лицее, составили совместный план воспитательной работы с учетом гендерных особенностей обоих классов. Мальчики и девочки в нашей школе будут встречаться на уроках хореографии, музыки, на классных часах, школьных и внешкольных мероприятиях.

Заметила, что в гендерных классах лучше идет усвоение материала, т.к. на уроках дети не отвлекаются на противоположный пол. В таких классах почти не бывает ссор между девочками и мальчиками, как, например, в общих классах. Встречаясь с девочками из параллельного класса, мои мальчики стараются вести себя обходительно, насколько это возможно в первые дни сентября в первом классе.

На классных часах планирую проводить беседы на такие темы: «Что значит быть настоящим мужчиной», «Образ современной девочки», «Приемы этикета», играть в ролевые игры.

Правда, на перемену они всегда выбегают из кабинета быстрее и раньше девочек, их после звонка просто не удержать, а девочки часто и после звонка продолжают работать, только потом идут отдыхать.

Считаю, что особо актуально взаимодействие школы и семьи при гендерном обучении. С родителями мне повезло, с первых дней в этом классе меня поддерживают, подбадривают, помогают.

И в заключение хочу высказать свои пожелания по работе в гендерных классах:

1. Для мальчиков нужно больше загруженности в спортивных секциях, в кружках моделирования, конструирования. Для девочек - кружки прикладного творчества, театральные.

2. На совместных уроках хорошо бы разучивать плавные, спокойные танцы.

3. С классом мальчиков должны работать больше преподавателей - мужчин.

4. В начале урока в классе мальчиков давать упражнения, требующие логического мышления, и тогда урок будет более успешным.

5. На переменах и во внеклассной работе поощрять шефство старших детей над младшими, причем как мальчиков над девочками, так и девочек над мальчиками.

Мальчикам моего класса нравится учиться раздельно, но и в смешанном классе ребята также, не против учиться. Единого мнения не будет, кому-то нравится учиться вместе, это тем, кто учится вместе, а кому-то нравится учиться отдельно - это тем, кто учится отдельно. Кому-то не нравится учиться вообще, он испытывает трудности в любом классе. Поэтому вывод один: каждый пусть выбирает то, что ему по душе!

В средней общеобразовательной школе №20 города Бийска ввели раздельное обучение мальчиков и девочек. Пока только в двух первых классах из четырёх. В плюсах и минусах такого обучения разбирался корреспондент АиФ-Алтай.

Ради этики

По мнению Елены Вирбицкас, директора школы , гендерное обучение должно способствовать формированию у учащихся типично женских и типично мужских качеств. Статистика учреждения показывает, что 54% учеников воспитываются в неполных семьях, а введение раздельного обучения как раз позволит скорректировать их воспитание.

Раздельное обучение, по мнению многих, позволяет воспитывать истинные женские и мужские качества. Фото: АиФ/ Анна Городкова

Учебная программа у девочек и мальчиков одинаковая, различаются лишь подходы к преподаванию материала. Так, на уроках физкультуры девочкам дают гимнастику и ритмику, мальчикам - силовые и игровые виды занятий. Планируется, что раздельное обучение будет действовать минимум до 8-го класса. У учителей есть желание сделать его для школы всеобщим.

Сама идея гендерного разведения детей при обучении имеет давнюю историю - так учили гимназистов до революции, был и столичный эксперимент в семилетних школах в 1943-54 годах, а в новейшей российской истории примерам, подобным бийскому, больше десяти лет. Правда, обычно гендерное разделение вводят в профильных учебных заведениях - кадетских, языковых и т. д.

Однополые классы чаще встречаются в профильных школах. Фото: АиФ/ Максим Кармаев

У раздельного обучения много как сторонников, так и противников. Так, по оценке руководства школы в Бийске, в последние годы отмечается чрезмерная эмансипация девочек. Отсутствие этики культуры поведения, стирание границ полов и результаты обучения подтолкнули школу к введению раздельного образования.

Однако, по мнению читателей «АиФ-Алтай», высказавшихся на сайте газеты, раздельное обучение, которое по факту существует в некоторых кадетских классах, порой бессмысленно. Так, при недоборе девочек в кадетские классы их разбавляют «гражданскими» мальчиками. Что убивает саму идею делать девочек женственными, а мальчиков мужественными. Некоторые из тех, кто имел опыт раздельного обучения, называют его отрицательным.

Только в смешанных классах дети разных полов могут научиться общаться друг с другом, считают некоторые эксперты. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Среди сторонников раздельного обучения - врачи и педагоги. Главный аргумент - мальчики и девочки развиваются по-разному, и учить ребят лучше по-разному. Ведь обычно успеваемость у девочек выше, их чаще хвалят учителя, а это может подавить у мальчиков стремление хорошо учиться. Ещё один аргумент - в раздельных классах легче поддерживать порядок и тишину, настраивать ребят на учёбу.

Подготовка к жизни

С точки зрения противников гендерного обучения - разница между полами преувеличена, на способности учиться больше влияют личностные характеристики ребёнка. По мнению Игоря Душенко, психолога-педагога , совместное обучение даёт дополнительный стимул к учёбе и развитию. Нужно идти навстречу потребности детей в общении, а не бороться с ней. Чтобы происходил «взаимообмен» позитивных качеств. Так, воспитанные в мужском коллективе мальчики хуже понимают, что такое «ответственное отцовство».

Есть мнение, что учиться раздельно дети должны, как минимум, до 8 класса. Фото: АиФ/ Елена Иванова

Интересно, что в европейских странах, где раздельное обучение представлено широко, социологические исследования установили, что у выпускниц школ для девочек гораздо больше шансов преуспеть в жизни, они больше зарабатывают. А у мужчин способ обучения не влияет на карьеру, зато сказывается на семейной жизни - процент разводов среди выпускников школ для мальчиков гораздо выше, чем среди тех, кто учился в смешанной школе. Становление мужественности и женственности в гомогенной по половому признаку среде однобоко, не учитывает равноправия полов в обществе, где женщина может быть лидером, а мужчина имеет право на слезы. С другой стороны, в чисто мужских классах с учителями-мужчинами проще воспитывать мальчиков в духе мужской героики.

В любом случае, выбор за родителями. По мнению Натальи Васягиной, психолога в сфере образования , плюс гендерного обучения в том, что дети не отвлекаются и лучше усваивают учебный материал. Если раздельное обучение идёт в обычной общеобразовательной школе, минусы минимальны. А вот выпускникам школ, где учатся только мальчики или только девочки, сложнее гармонично общаться с противоположным полом.

Серьёзных психологических отличий между детьми из раздельных и общих классов нет. Но, выбирая форму обучения, родители должны решить, что хотят дать ребёнку - возможность лучше учиться и патриархальные ценности или возможность лучше общаться и успешную социализацию.