Конспект урока Н.Н. Носов. "Живая шляпа" (2 класс) УМК "Школа России". Урок по литературному чтению Н. Носов "Живая шляпа"(2 класс УМК "Школа России")

УМК Л. Ф. Климановой

Цели : продолжить знакомство учащихся с творчеством Н. Носова; развивать память, речь, умение подробно излагать прочитанное и услышанное.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; высказывать свое мнение; рассказывать о героях, выражая свое отношение к ним; составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана, картинного плана.

Оборудование : портрет Н. Носова, выставка его книг; аудиозапись рассказа; карточки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока №1

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Какие рассказы вы придумали на заданную тему? Послушаем их.

III. Речевая разминка

Прочитайте стихотворение В. Волиной, вставьте пропущенные слова.

Зевнул наборщик на работе

И вместо и поставил о.

Поймете вы, когда прочтете,

Что получилось из того.

В ведре не сурик, а... (сурок).

В углу не веник, а... (венок).

Маляр повесил кисть на гвоздь,

Глядит, пред ним не кисть, а... (кость).

Прочитайте стихотворение скороговоркой.

Прочитайте выразительно.

IV. Постановка целей урока

Сегодня мы познакомимся с рассказом Н. Носова «Живая шляпа». Разве шляпа может быть живой? Проверим.

V. Работа по теме урока

(Прослушивание в записи рассказа Н. Носова «Живая шляпа» или выразительное чтение учителем.)

Какие чувства вы испытывали, слушая этот рассказ? Что вам особенно понравилось в нем?

VI. Физкультминутка

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом.

(Ходьба на месте.)

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.

(Изобразить.)

Раз, два, три, четыре —

Полетели, закружились.

VII. Закрепление изученного

1. Чтение рассказа

Прочитаем рассказ «Живая шляпа» по цепочке (с. 54—58). (Объяснение непонятных слов по ходу чтения.)

2. Игра «Расшифруйте текст»

На доске дан текст. Кто из вас догадается, как надо прочитать его? (Читаем с конца.)

Лоп ан олапу — ьсолунхюлп от-отч идазоп как, илашылсу окьлот ино. Упялш доп лапоп акьсав как иледив ен и икнитрак илавишарксар ино. КидаВ и ядодоВ иледис етанмок в а.

VIII. Рефлексия

Что вы узнали на уроке?

За что вы похвалили бы себя?

Что у вас особенно получилось?

IX. Подведение итогов урока

Как вы поняли название рассказа?

Почему шляпа оказалась «живой»?

Домашнее задание

Подготовить безошибочное выразительное чтение.

Ход урока №2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Выдра из ведра выпрыгнула,

Воду из ведра выплеснула.

Выпрыгнуть-то она выпрыгнула,

Выплеснуть-то она выплеснула,

А обратно впрыгнуть да вплеснуть не смогла.

III. Постановка целей урока

Сегодня мы продолжим работу по рассказу «Живая шляпа». а Уроке будем учиться читать по ролям, пересказывать текст с опорой на план.

IV. Проверка домашнего задания

— Проверим, внимательно ли вы читали рассказ.

Тест

1. Где лежала шляпа?

а) на столе;

б) на комоде; +

в) на полке.

2. Шляпа упала, потому что:

а) уцепился кот; +

б) дунул ветер;

в) задели ребята.

3. Куда ребята убежали из комнаты?

а) в коридор;

б) на кухню; +

в) на балкон.

4. Какой был хвост у Васьки?

а) серый; +

в) черный.

5. Кто первым раскрыл секрет «живой» шляпы?

а) Володя и Вадик;

б) Володя; +

— А теперь — выразительное чтение рассказа.

V. Физкультминутка

Мы становимся все выше,

Достаем руками крыши.

На два счета поднялись,

Три, четыре — руки вниз.

VI. Закрепление изученного

— Прочитаем рассказ «Живая шляпа» по ролям.

— Выполните задания 4— 6 на с. 59.

VII. Рефлексия

— За что вы похвалили бы себя?

— Что у вас особенно получилось?

VIII. Подведение итогов урока

— Чему учились на уроке?

— Что нового вы узнали на уроке?

— Что вам показалось особенно интересным?

Домашнее задание

Подготовить краткий пересказ текста.

>>Литература 2 класс >> Литература: Н. Носов. «Живая шляпа»

Н. Н. НОСОВ «ЖИВАЯ ШЛЯПА»

Цели : познакомить учащихся с творчеством Н. Н. Носова; учить доброму отношению друг к другу.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы, целей.

2. Работа над рассказом «Живая шляпа».

1) Чтение рассказа учителем и хорошо читающими детьми.

Словарная работа
- Ребята, а что такое комод? Кочерга? (Ответы детей)

Комод – предмет мебели, состоящий из нескольких расположенных друг над другом выдвижных ящиков (для белья и различных мелких вещей).

Кочерга – приспособление для перемешивания топлива в печи – толстый железный прут с прямо загнутым концом.

В рассказе нам встретятся длинные слова. Чтобы нам было легче их прочитать, прочитаем их вместе, (хоровое чтение)

Плюх-ну-лось
со - скольз - ну – ла
по-смот-ри
под-прыг-нет
рас-кра-ши-ва-ли
при-от-кры-ли

2) Высказывания детей.

1. Чтение первого абзаца про себя.

Как звали кота?
- Где сидел Васька?
- Кого увидел Васька на шляпе?
- Что он делал в начале рассказа?

2. Второй абзац вы прочитаете по карточкам вслух, начиная читать с конца текста.

Карточка

Лоп ан олапу-ьсолунхюлп от-отч идазоп как, илашылсу окьлот ино. Упялш доп лапоп акьсаВ как иледив ен и икнитрак илавишарксар ино. КидаВ и ядолоВ иледис етанмок в а.

Как звали мальчиков героев этого рассказа?

3. Чтение III части (с.54-55).

Я читаю, а вы следите за мной, стараясь успеть за моим темпом чтения, читаете только глазками.

Как я передала при чтении состояние мальчиков? (Дрожащий голос, шепот, крик, ужас в голосе).


3) Ответы на вопросы.

На самом ли деле шляпа из рассказа Носова была живая?
- Почему писатель именно так озаглавил рассказ?
- Тема или основная мысль отражена в названии рассказа?
- Кто проживал в квартире: Володя или Вадик?
- Кто первый раскрыл секрет «живой» шляпы?
- Вадик попал картошкой в шляпу или в Володю?

4) Отработка чтения по ролям.

IV. Итог урока.

Почему шляпа оказалась живой?
- Попадали ли вы в такую ситуацию, которая описана в рассказе?
- А как бы вы поступили на месте мальчиков?
- Так смешной или страшный этот рассказ?
- С какой целью его написал Носов?
- Как называется рассказ который мы читали?

Домашнее задание : выполнить рисунок к понравившемуся эпизоду, подписать его словами рассказа.

Литературное чтение. 1-2 классы: поурочные планы по программе "Школа России". Издательство "Учитель", 2011. Содержание - Н.В. Лободина, С.В. Савинова и др.

План- конспект

урока литературного чтения

во 2 классе

УМК «Школа России»

Тема: Н.Н. Носов «Живая шляпа»

Цель : познакомить обучающихся с содержанием произведения Н. Н. Носова «Живая шляпа».

Задачи: учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову, определять основную мысль, давать характеристику действиям и поступкам героев; способствовать развитию у обучающихся внимания.

Планируемые результаты:

Предметные умения: ознакомление с рассказом Н. Носова «Живая шляпа»; осознанное восприятие литературного произведения; умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

Познавательные – работать с источником информации, добывать новые знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы .

Регулятивные- умение высказывать свое мнение, предположение, составлять и работать по плану, оценивать деятельность свою и товарища .

Коммуникативные - умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, выполнять различные роли в группе

Личностные результаты - умение проявлять положительное отношение к учебной деятельности на уроке литературного чтения; осуществлять эмоциональное восприятие поступков героев; уметь оценивать поведение героев произведения; проявлять способность выражать свои эмоции в выразительном чтении.

Тип урока : изучение нового материала.

Оборудование: картинки с изображением котят для рефлексии, карточки для работы в парах..

Ход урока.

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Да здравствует школа! Да здравствует смех! Да здравствуют радость, удача, успех!

2. Речевая разминка

Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам.

Потому что для страны

Люди умные нужны.

3. Определение темы и задач урока.

Учитель : по какому разделу мы работаем?

Дети: мы работаем по разделу «Писатели- детям»

Учитель : сегодня мы продолжим работу по этому разделу. Прочитайте написанные названия произведений и их авторов.

Агния Барто «Веревочка»

Самуил Маршак «Кот и лодыри»

Николай Носов «Живая шляпа»

Учитель: все ли произведения мы читали?

Дети : нет, мы не читали рассказ «Живая шляпа».

Учитель: значит какая тема нашего урока?

Дети : тема нашего урока Н.Н. Носов «Живая шляпа»

Учитель: Поставьте задачи к уроку.

4. Подготовка к первичному восприятию. Слово об авторе.

Николай Николаевич Носов родился в ноябре 1908 года в Киеве, в семье эстрадного артиста. Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Носов с детских лет увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией. По окончании школы работал рабочим на заводе. Но его сильно влекло искусство, он поступает в художественный институт. С 1938 года начинает писать детские рассказы, но профессиональным литератором становится только после Великой Отечественной войны. Первый рассказ Носова был опубликован в 1938 году, назывался он «Затейники». Потом были опубликованы другие рассказы: «Огурцы», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазёры». Печатались они, в основном, в журнале для детей «Мурзилка». Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно - сперва просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям.

Учитель:

Прочитайте предложение. Какое сочетание слов вызывает интерес, кажется необычным? Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы? Сегодня мы познакомимся с одной историей. которая произошла с такими же ребятами, как вы.

5. Словарная работа .

В тексте встретятся слова, уточним их значение.

Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.

Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.

6. Гимнастика для глаз.

7. Первичное восприятие текста.

Чтение текста учителем.

8. Проверка первичного восприятия.

Понравился рассказа?

Что особенно понравилось?

9. Повторное восприятие.

Чтение рассказа детьми.

Анализ содержания .

10. Анализ содержания.

Как звали кота?

Где сидел Васька?

Кого увидел Васька на шляпе?

Что Васька делал в начале рассказа?

Как звали мальчиков, героев рассказа?

Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой?

Что происходило со шляпой?

Что предложил сделать Вадик?

Что предложил Володя?(кидать картошкой в шляпу).

Кто попал картошкой в шляпу?(Вадик)

Кого увидели мальчики?

Каким стало настроение ребят?

Как вы думаете, а котенок какие чувства испытывал на протяжении всего рассказа?

11. Физминутка.

Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе-хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге-ге! Нагнулись ниже,
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!

12. Выборочное чтение.

а) к рисунку найдите в тексте соответствующие слова.

    1 рисунок – стр.54

    2 рисунок – стр.57

    3 рисунок – стр.58

13. Работа с пословицами.

Какая пословица наиболее удачно подходит к содержанию рассказа?

    Волков бояться – в лес не ходить.

    Семь раз отмерь – один раз отрежь.

    У страха глаза велики.

Определите идею (главную мысль рассказа).

14. Работа в парах.

Проверим ваши внимание и память.

- Какие буквы надо вставить и почему? Возьмите простые карандаши и вставьте пропущенные буквы.

Проверка работы.

Текст : Котёнок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух . А на комоде, на самом краю , лежала шляпа . И вот Васька увидел, что одна муха села на шляпу .

Как написали слово «Васька»? Почему?

15. Итог урока. -

Как называется рассказ, который мы читали?

Почему шляпа оказалась живой?

Как бы вы поступили на месте мальчиков?

16. Рефлексия.

Список использованных источников:

1. Поурочные разработки по литературному чтению:2 класс.- М.,ВАКО,2012.

2. Литературное чтение: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 2 класс: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ М. Бойкина, Н. Роговцева.- М. Просвещение, 2014.

3. Литературное чтение. Учебник для общеобразовательных учреждений, ч. 2.Авторы: Л. Климанова, В. Горецкий. - М. Просвещение, 2013.

4. Интернет- ресурсы: http://www.o-prirode.com/photo/29

МОУ СОШ № 2

г. Киржач

Конспект

открытого урока чтения,

проведенного во 2 Б классе

для учителей школы

учителем Исаковой Е.М.

Тема: «Н.Н.Носов. Живая шляпа».

/2 урок/

Киржач

2010 г.

Цели урока:

Глубокое проникновение в содержание произведения, раскрытие его идеи, составление плана рассказа для дальнейшего пересказа дома.

Задачи урока:

  1. Формирование умения определять и анализировать композицию произведения;
  2. Умение анализировать характер и поступки героев;
  3. Составлять план рассказа;
  4. Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
  5. Совершенствовать навыки выразительного чтения;
  6. Воспитание нравственных качеств личности.

Оборудование:

Портрет писателя Н.Н.Носова

Выставка книг писателя

Набор карточек с названиями его произведений

Отрывки из произведений для чтецкой разминки

Карточки с пословицами, словами синонимами для тренировки многосложных

Слов из рассказа

«Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова

Кассеты с записью из м/ф о Незнайке для физкультминутки

Пиктограммы и кружки для определения настроения детей в начале и конце урока

  1. Оргмомент .

Учитель

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Работа с пиктограммами. (Указать на кружке номер пиктограммы, отражающей ваше настроение на начало урока).

  1. Погружение в урок.

Учитель

На уроке у нас сегодня необычный гость.

Коротышка озорной

В яркой шляпе голубой.

Неумейка и зазнайка

И зовут его…Незнайка.

(Звучит музыка, появляется сказочный персонаж Незнайка).

Незнайка

Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я – Незнайка! А знаете ли вы, кто придумал меня и всех моих друзей из Цветочного города? Это писатель Николай Николаевич Носов. Но он писал книги не только о нас – сказочных человечках, но и о таких ребятах, как вы.

Учитель

Ребята, сегодня Незнайка приготовил для вас очень много заданий, вопросов, связанных с творчеством писателя. Он предлагает вам прочитать отрывки из произведений Н.Н.Носова и вспомнить их названия.

  1. Чтецкая разминка. (Дети самостоятельно читают тексты, напечатанные на отдельных листах).

Учитель

Некоторым из вас эти произведения незнакомы. В помощь вам по классу развешены карточки с названиями этих произведений. Встаньте, пожалуйста, оглянитесь вокруг и найдите нужную вам карточку. (Дети читали отрывки из рассказов: «Мишкина каша», «Замазка», «Леденец», «Заплатка», «Огурцы», «Карасик»).

Ребята, книжки Н.Носова в библиотеке всегда самые потрёпанные. Как вы думаете, почему? Правильно, их читают, они никогда не залеживаются на полках.

Незнайка : «Ребята, а что вы знаете о самом писателе Н.Н.Носове?» (Свободные высказывания детей).

  1. Биографические сведения о Н.Н.Носове.

Учитель

Н.Н.Носов говорил: «Стать писателем мне захотелось потому, что у меня была интересная жизнь и у меня было много о чём порассказать людям».

Ученик

Он много знал и обладал от природы разнообразными талантами, и многое в жизни ему пришлось испробовать. Ещё в юности ему случалось быть землекопом и косарем, возчиком брёвен и рабочим кирпичного завода, он увлекался химией и фотографией, учился играть на скрипке и мандолине, играл в шахматы, выпускал рукописный журнал «Икс». А потом поступил в Московский институт кинематографии и стал работать в кино, снимать разные учебные, научные и мультипликационные фильмы.

Как и многие знаменитые писатели, Н.Н.Носов сначала сочинял сказки и рассказы просто так – для своего маленького сынишки. А потом один свой рассказ «Затейники» он отнёс в журнал «Мурзилка». Это было в 1938 году.

  1. Знакомство с выставкой книг Н.Н.Носова.

Учитель

За этим рассказом последовали другие. Посмотрите на нашу выставку книг. Широкую известность принесли автору повести о школьной жизни: «Весёлая семейка», «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома», а также целая серия романов – сказок «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне». Персонажи этих книг полюбились не только нашим, но и зарубежным ребятам. Их знают в Голландии, Польше, Чехии, Словакии. Аргентине, Болгарии, Индии, Франции, Вьетнаме, Румынии и даже в Японии. Так что кто ещё не знаком с ними, отправляйтесь в нашу библиотеку. Уверяю вас, вы не пожалеете, и даже про телевизор забудете.

  1. Объявление темы урока, постановка цели.

Учитель

В центре произведений Н.Носова – ребята-фантазёры, непоседы, неуёмные выдумщики, которым часто достаётся за их затеи. Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные поучительные истории.

Сегодня мы продолжим работу над одним из таких рассказов.

Что это за рассказ?

-«Живая шляпа».

  1. Проверка домашнего задания.

Учитель

У вас уже есть опыт чтения «смешных» и «страшных» рассказов. Вспомните их (Л.Н. Толстой «Котёнок», Е.И. Чарушин «Страшный рассказ», Н.Н. Носов «Затейники» и другие).

Рассказ Н.Носова «Живя шляпа», по-вашему смешной или страшный?

А отчего бывает страх? (часто он бывает от незнания)

С каким же чувством писал Н.Носов этот рассказ?

Вспомним, что же такое юмор? Работа с учебником стр.68.

Работа с заголовком.

На самом ли деле шляпа из рассказа Носова была живая?

Почему писатель именно так озаглавил рассказ?

Тема или основная мысль отражена в названии рассказа?

Учитель

Попытаемся более глубже вникнуть в содержание рассказа. Но прежде Незнайка хочет проверить, насколько вы внимательные читатели.

Незнайка

Кто проживал в квартире: Володя или Вадик?

Кто первый раскрыл секрет «живой» шляпы?

Вадик попал картошкой в шляпу или в Володю?

  1. Физкультминутка.
  2. Работа над темой урока.
  1. Словарная работа.

Какие слова были непонятными?

Кто дежурный по словарю?

Комод – предмет мебели, состоящий из нескольких расположенных друг над другом выдвижных ящиков (для белья и различных мелких вещей).

Иллюстрация в учебнике стр.55.

Кочерга – приспособление для перемешивания топлива в печи – толстый железный прут с прямо загнутым концом.

  1. Отработка техники чтения.

(Упражнение с фиксацией зрения на средней линии, направленное на развитие бокового зрения, которое необходимо для развития поля ясного видения).

Учитель

Сосредоточьте свой взгляд на средней линии, краешком глаза «достаньте» каждый слог и прочитайте слова сверху вниз, постоянно фиксируя среднюю линию.

  1. Аналитическое чтение рассказа.

(Учебник стр.54)

Учитель

На сколько частей, по-вашему, можно разделить рассказ?

Чтение 1-й части по цепочке.

С какого эпизода начинается рассказ?

(Это вступление, из которого мы узнаем всю обстановку, где будет развиваться действие).

Определите место действия.

Назовите героев рассказа. Кто из них главный? Почему?

Каким вы представили себе котёнка в начале рассказа?

Какие чувства вы испытывали при чтении отрывка? Почему?

Назовите слова-действия, которые вам помогли ярче представить шалости котёнка.

Чем занимались мальчика?

(Это завязка действия, из которой становятся ясно, как «ожила» шляпа.)

Озаглавьте эту часть словами из текста.

Драматизация 2-й части.

Давайте посмотрим, как это было.

Какие чувства испытывали мальчики? Докажите.

Расположите слова в порядке возрастания чувств.

паника

страх

трепет

испуг

ужас

боязнь

А почему же мы с вами не испугались?

(Мы уже знаем, что под шляпой.)

Охарактеризуйте мальчиков. Какие они?

Озаглавьте эту часть.

Чтение 3-й части в лицах.

Почему Володя собрался уходить?

Что его остановило?

Найдите отрывок, из которого видно, что мальчики спокойно, по-деловому обсуждают сложившуюся ситуацию и принимают решение.

Какое оружие мальчики выбрали для борьбы со шляпой?

Кому пришла в голову идея бросаться картошкой? Почему?

Найдите пословицу, которая подходит для описания поведения мальчиков.

  • Кто смел, тот и съел.
  • У страха глаза велики.
  • Велика голова, да мозгу мало.
  • Трусливому зайке и пенёк волк.

Какой момент в рассказе является самым напряженным?

(Это кульминация).

Озаглавьте эту часть.

Чтение 4-й части.

Что за секрет хранила «живая» шляпа?

Объясните, почему Вадик ласкает и обнимает кота Ваську?

Зачитайте, какими словами он к нему обращается.

Как же мальчики относятся к животным?

Какими мы их видим в конце рассказа?

Озаглавьте эту последнюю часть. (Это развязка, из которой мы узнаем, кто же скрывался под шляпой).

  1. Итог урока.

Попадали ли вы в такую ситуацию, которая описана в рассказе?

А как бы вы поступили на месте мальчиков?

Так смешной или страшный этот рассказ?

С какой целью его написал Носов?

  1. Домашнее задание.

Стр. 54-59, инсценировка отрывка, пересказ, диафильм.

  1. Прощание с Незнайкой.

Понравилось ли тебе у нас в гостях?

Поднимите руки, кто считает, что он был активен на уроке, всегда давал полные и правильные ответы?

Кто считает, что он был не всегда активен, мог бы работать лучше, ответы его были не всегда точны?

А кто думает, что он сегодня потрудился недостаточно и на следующем уроке постарается работать лучше.

Работа с пиктограммами.

Обозначьте на кружке номер пиктограммы, отражающей ваше настроение в конце урока.

  1. Организованное окончание урока.