Сказка на новый лад про энергосбережение. Сказки по энергосбережению. Конспекты НОД педагогов

Программное содержание:

Обобщать знания детей об электричестве;

Расширять представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку;

Продолжать формировать у детей потребность в экономии тепла, электроэнергии;

Расширять активный словарь детей.

Словарная работа: ГЭС, турбины, энергосбережение, электростанция.

Оборудование:

Демонстрационный материал «Электроприборы», фотографии ГЭС, фотографии лампочек, конверт..

Предварительная работа:

Чтение художественных произведений: «Домашняя экономия», загадывание загадок, рассматривание иллюстраций и беседа по книге «Техника в вашем доме», дидактические игры «Правильно ли поступают герои этих картинок», «Основы безопасности».

Ход занятия:

Ведущий: Таинственный гость прислал нам загадку: «Я невидимый работник. Меня никто не видел, но знает каждый. Я умею все делать: варить обед, кипятить чай, гладить белье. Без меня не могут работать заводы и фабрики. Со мной не соскучишься. Я и песни умею петь и сказки рассказывать. Дома и на улице всем помогаю, обо мне говорят: «Хоть и безрукий, но мастер на все руки» Кто я такой? »

Дети: Электрический ток.

Да, это электричество. А вы знаете, откуда в ваш дом приходит электричество? Электричество рождается на электростанциях и по проводам, спрятанным глубоко в землю или очень высоко над землей, приходит в дома, машины, на заводы и помогает человеку. Приходиться совершать длинное путешествие по улицам и переулкам. Приходит в дом по электрическому проводу. Этот провод - дорожка. Сверху она одета в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких медных проволочек. Вот по этим проволочкам и попадает в розетки, а затем в электроприборы электрический ток. Посмотрите, какие турбины находятся внутри ГЭС, с помощью этих турбин вырабатывается ток, который бежит по проводам в наши дома. А еще электричество получают путем сжигания каменного угля, газа или мазуты. На электростанциях работает очень много людей.

Воспитатель. Для чего нужен электрический ток?

Дети: Смотреть телевизор, пылесосить, играть в компьютер…

Электроприборы окружают нас повсюду. Они, как добрые волшебники, помогают нам везде. Без них человеку было бы трудно. Ребята, а у вас дома есть электроприборы?

Дети: (ответы)

Давайте с вами сыграем в игру «Доскажи словечко»

Проводиться игра «Доскажи словечко».

Мама может стирать белье в. (стиральной машине)

Папа может пылесосить ковер. (пылесосом)

Дочь может гладить белье. (утюгом)

Бабушка достает продукты из. (холодильника)

Может готовить на. (плите)

Когда все дела сделаны, можно отдохнуть.

Посмотреть. (телевизор,

Послушать. (радио, магнитофон)

Как можно, назвать, одним словом ваши ответы? (Электроприборы.)

Что служит питанием для электроприборов? (Электричество, электроток, электроэнергия.)

А откуда поступает электричество в дом? (С электростанции.)

Где в каждом доме живет электричество? (в розетках.)

Как электрический ток попадает к нам в квартиры? (По проводам.)

А теперь пришла пора поиграть нам, детвора!

Игра «Ток бежит по проводам»: Дети, перехватывая правой и левой рукой узелки на веревке, говорят слова:

Ток бежит по проводам,

Свет несет в квартиру нам.

Чтоб работали приборы,

Холодильник, мониторы.

Кофемолки, пылесос,

Ток энергию принес.

Воспитатель. Очень помогает нам электричество, но и к себе требует уважения: хочет, чтобы с ним обращались, как положено. Если сунешь пальцы в розетку или дёрнешь за провода, ток может дёрнуть тебя за руку! Он так сдачи даёт. Недаром говорят; «Меня током ударило». Особенно опасно, если электричество повстречается с водой. Только прикоснёшься мокрой рукой к выключателю - ток пробежит через воду и ударит тебя.

А еще ребята электричество надо экономить!

Ребята, а что будет, если включить в доме все электроприборы? (Сгорит все; будет болеть голова от шума; будем много платить; не успеет выработаться электроэнергия; загрязняется окружающая среда.)

А что делать, если отключиться электричество. Как жить без электроприборов?

(Свечу зажечь; письмо написать; сохраняются природные ресурсы.)

Ведущий. Мне лампочка передала конверт и попросила рассказать, как надо беречь электроэнергию.

Сейчас мы его откроем. Давайте попробуем разобраться в письме.

Проводиться дидактическая игра «Правильно ли поступают герои этих картинок».

Воспитатель: Какие важные советы даёт нам Лампочка?

Дети: (ответы)

Выставляются 2 совета в картинках: Уходя выключайте свет. Не включайте все электроприборы. Правильно ли поступают ребята в этих двух случаях.

Вед. Но лампочки ребята бывают тоже разные. Есть - обычные, а есть- энергосберегающие. Посмотрите перед вами разные лампочки. Как вы думаете, какая из них меньше потребляет электроэнергии.

Сейчас вы узнаете о том, как изменился бы мир, если бы не стало лампочек. Сейчас я прочитаю вам сказку о лампочке.

«Маленькая Лампочка работала в дальней части городского сада. Каждый вечер она загоралась и прогоняла Тьму с узенькой дорожки. Тьма злилась, но ничего не могла поделать, а Лампочка только посмеивалась над ней.

Иногда днем Лампочке не спалось, тогда она рассматривала прохожих, для которых работала. Первое время, когда её только направили сюда, люди радовались: «Как здесь теперь светло! », потом привыкли и перестали обращать внимание на Маленькую Лампочку, но она не обижалась. Она понимала, что нужна и не ждала громких признаний.

Лампочка любила всех, для кого горела, и не догадывалась, какими несправедливыми бывают люди. Однажды Старая Ворона объяснила ей, что надо опасаться мальчишек, потому что они часто носят с собой рогатки, чтобы стрелять по воронам и лампочкам. С тех пор она стала бояться, что её разобьют, и она больше не сможет бороться с Тьмой. Вскоре Лампочке пришлось убедиться, что Ворона не обманывала - несколько раз по вечерам Лампочку пугали пролетавшие мимо камни. Ей тогда казалось, что это сама тьма хочет расправиться с ней. И однажды случилось то, чего лампочка так опасалась: выпущенный из рогатки камень попал в неё. Обрадованная тьма сразу же захватила тропинку.

А следующей ночью там горела новая лампочка, предусмотрительно закрытая сеткой. У неё не было возвышенных мыслей, как у её предшественницы, прожившей короткую, но яркую жизнь. Вворачивая новую лампочку, монтер не говорил: «Ну вот, теперь тут будет светлее»

Воспитатель:

Теперь вы поняли, какое огромное значение имеет лампочка в нашей жизни?

Воспитатель:

Нам так хочется жить с комфортом! Но за комфорт приходится расплачиваться гибелью лесов и затоплением городов! Это очень серьезная проблема. Но практически из любой проблемы можно найти выход.

Сегодня мы с вами попробуем найти самые простые решения, которые помогут сберечь энергию. Что же такое энергосбережение? Как вы это понимаете? (Ответы детей)

Энергосбережение - это не только сэкономленные деньги семейного бюджета, это и забота о тех, кому предстоит жить после нас на планете Земля, это забота о НАШИХ ДЕТЯХ.

И одно из таких решений - это научиться использовать энергию, находящуюся в нашем распоряжении, настолько эффективно и безопасно по отношению к окружающей среде, насколько это возможно.

Как же стать хозяином в доме? Научиться бережливому использованию энергии?

Итак, путешествие по дому мы начнем с ванной комнаты.

Из крана льется вода.

Воду, водицу, водичку мы любим,
Кран повернём - и литрами губим.
Знай, экономя водицу-сестрицу,

Ты дашь возможность потомкам напиться.

Вода из крана течет быстро. За минуту из открытого крана вытекает 12-20 литров бесценной пресной воды! А ведь экономия воды - это всего лишь дело привычки.

Как мы можем экономить воду? (Ответы детей). Давайте попробуем сформулировать правила хорошего хозяина:

Закрывайте кран, пока чистите зубы или пользуйтесь стаканом для полоскания рта.

Мойте посуду не под текущей струей воды, а в раковине, закрыв отверстие пробкой.

А главное - не забывайте выключать воду!

Вот этот предмет,
К потолку повесили,
Стало в доме весело.
Она снаружи вроде груша,
Висит без дела днем,
А ночью освещает дом. (Лампочка)

Ребята, как вы думаете, почему днем лампочка висит без дела? (Ответы детей)

Что мы можем сделать, чтобы лампа зря не светила? (Ответы детей)

Для чего нам нужен холодильник? (Ответы детей)

Холодильник рассердился,
Взял, да сам и отключился.
“Работать трудно, - говорит, -
Если толстый лёд висит”.

Как мы с вами можем помочь холодильнику.

Дети: Пылесос, стиральная машина, электрическая плита, фен,

Как надо правильно обращаться с другими приборами…

Б лагодаря чему они совершают свою работу. (Ответы детей)

Но электричество может быть и опасно

Что нельзя делать чтобы не случилось беды.

Пришла пора прощаться,

Но с вами расставаться

Не будем мы друзья.

Я главный ваш помощник,

И без меня, ребята,

Никто на белом свете

Не проживет ни дня.

Свет вы зря не жгите, меня вы береги.

Какой же вывод мы должны с вами сделать

Электричество надо беречь.

Сказка «Как лампа трон завоевала»

В некотором царстве, в светлом государстве жила - была Лампочка Эдисона. Работала она, не остужая нити накаливания. Долго она освещала людям путь. Ее можно было встретить везде: в школах и больницах, на фабриках и заводах, в квартирах и учреждениях. И ей казалось, что она незаменима. Много ли, мало ли времени прошло, да только устарела Лампочка: светила тускло, много энергии потребляла, часто гасла-перегорала, а место свое никому не уступала.

Да и кому такое важное дело доверишь?!

И чтобы доказать, что она незаменима, кинула клич о смотринах, уверенная в своей победе:

Попробуйте меня перещеголять!

И стали все съезжаться в надежде на то, что смогут ее заменить. Долго, не одно десятилетие, продолжались смотрины, с каждым годом требования к Лампочкам ужесточались. Рождались новые Лампочки и сразу на смотрины, да все не то. В каждой изъян находила: то тускло светят, то недолго служат, то нагреваются сильно, то неэкономичные. Совсем Лампочка возгордилась:

Некому меня заменить, вечная я, единственная!

И вот однажды появилась Контактная Люминесцентная Лампа, красавица-раскрасавица, да и умница к тому же: включается, когда стемнеет, выключается, когда светло, может воздух освежать или ароматизировать его, а также убивать бактерии. Всем взяла новая Лампа - и энергосберегающая, и работает долго бесперебойно, и на внешность привлекательная. Так хороша, что и придраться не к чему! Даже старая Лампочка поняла, что новой Лампе нет равных, и уступила ей свое место. И стала новая Контактная Люминесцентная Лампа править.

Сказка об Энергосберегающей Лампе

В те далёкие времена, когда люди уже знали, что такое электрический свет, стали править страной Электрой король Вольт и королева Искра. Жили они в мире и согласии, излучали жителям своей страны свет, но одно горе - детей у них не было.

И вот родилась долгожданная дочь!

Справили ей богатые крестины, на которые были приглашены все жители страны, а в крестные матери позвали волшебниц. Каждая преподнесла принцессе Энергосберегающей Лампе подарок. Старшая пообещала принцессе, что она будет самой красивой на свете: спиралевидной формы с датчиком излучения. Средняя - что она будет светить не так, как её мать королева Искра, а будет излучать тёплый белый свет, и без неё не смогут обходиться люди. А младшая пообещала, что принцесса будет обладать необыкновенными свойствами: освежать воздух и убивать бактерий.

Время шло своим чередом, а между тем, маленькая принцесса всё подрастала, хорошела и совсем расцвела, ей исполнилось восемнадцать лет. К этому времени мать королева Искра стала стара, реже вспыхивала, чаще тухла и вскоре умерла. Все королевство охватило горе.

Король потужил-потужил, да женился на другой королеве Лампе Накаливания. Она внешне была похожа на Искру, но уж очень была зла, своенравна и завистлива.

Житья от неё всем не стало. Она вместе со своей тёткой злой Энергией вмешивалась во все дела государства, издавали новые законы, заставляли всех жителей работать на себя, за провинности наказывали огромными штрафами, повышали тарифы на свет. В стране наступил полумрак, напали на жителей болезни. Сразу же явился господин Грипп со своими слугами Бактериями, стал заражать жителей страны. Люди чахли, болели, переставали работать, а королева Лампа Накаливания ещё пуще бранила всех. Лишь только принцесса Энергосберегающая Лампа была утешением для жителей, могла с ними ласково поговорить, помогала справиться с болезнями и озаряла им путь своим нежным светом.

Невзлюбила Лампа Накаливания принцессу за её добрые дела, разозлилась и от злости так сильно накалилась, что не вынесла и лопнула, а люди освободились от злой королевы.

С тех пор Энергосберегающая Лампа стала править страной Электрой, а жители стали любить свою королеву, пользоваться её светом и жить в достатке.

Полина Андреенко
Сказки на тему энергосбережения

Данные сказки я сочинила на районный конкурс "Береги тепло и свет - это лучший вам совет" . Иллюстрации к сказкам рисовали сами дети .

Беседуя с детьми на тему энергосбережения , можно вовлекать в процесс сочинения сказок и детей .

Дождик

Небо было сумрачным. Толстые неуклюжие тучи плыли на запад, толкая друг друга. Вот две огромные тучи с обеих сторон зажали маленькую серую тучку и она заплакала. Полил дождь. Крупные прозрачные капли звонко забарабанили по стеклам.

Деда, а зачем нужен дождь? – Спросила девочка с двумя косичками.

Чтоб землю напоить, Настюша. Все живое воду любит. И деревья, и травы, и грибы. Вот овощи на грядке да цветы в саду мы поливаем, а вот дикорастущие растения пить хотят. Да и живность какая – звери, птицы из дождевых луж напьются… Вон, - смотри в окно – червяки дождевые повылезли, дождичку радуются…

Вода – это жизнь. Без воды все живое погибнет. Беречь воду надо. Не тратить без нужды, не загрязнять водоемы. Чтоб все живое не погубить. Да и сами мы без воды и трех дней не проживем…

Девочка высунула в открытое окно руку и ее ладонь быстро наполнилась чистыми дождевыми каплями. Настя стала переливать воду из одной ладошки в другую.

Чистая какая, как будто свежестью дышит.

А ты, Настюша, полей водицей дождевой свой цветок – пусть тоже порадуется дождичку!

Настя осторожно вылила водичку в горшочек с фиалкой.

Утром солнечные лучи разбудили девочку. Открывает она глаза – а на окошке распустилась фиалка, да такими крупными нежно-лиловыми цветами.

Деда, глянь, мой цветок расцвел! – радостно воскликнула девочка.

А это, внученька, благодаря дождевой водице. Видишь, как цветок тебя отблагодарил.

Деда, а что это за дымка на окне?

А это капельки обратно в небо просятся. Вчера дождь оросил землю, а теперь от тепла солнечных лучей вода из земли испаряется. Вчерашние капельки превращаются в пар и снова поднимаются в небо, собираются вместе – превращаются в облака. Ветер их гонит по небу, смотрит, где земля во влаге нуждается. Облака соберутся в тучи и снова водой прольются на землю. Это, Настенька, называется круговорот воды в природе.

Беседа о прочитанном :

О чем этот рассказ ?

Как вы поняли : для чего нужен дождь?

Почему нужно беречь воду?

Каким образом ее можно беречь?

Что такое «Круговорот воды в природе» ?

Как мальчик Петя научился за собой двери закрывать.

Жил-был в одной семье мальчик Петя. Жил он в деревне, с мамой и папой. Мальчик он шустрый, непоседливый. Любил он с ребятами на улице гулять, в футбол, в чехарду играть. В общем, такой же мальчик, как и вы. Только вот одна незадача : Петя двери не умел за собой закрывать. Оденется-обуется наспех – и бегом на улицу : дверь нараспашку и только видно, как пятки сверкают. А дверь за ним то папа закрывает, то мама… Ругаются : «Петя, полный дом мух напустишь!» , «Закрывай двери, кому говорят, - комары летят!» , «Да сколько можно двери за тобой, остолоп, закрывать уже!» .

Один раз в дом чуть соседская коза не зашла : подходит к полуоткрытой двери, заглядывает, любопытная, дверь рогами поддевает… Хорошо, что Шарик, дворовый пес ее лаем спугнул.

Так они и жили. Но вот лето закончилось. Наступила осень. Резко похолодало. Стали все в домах печи топить. И в детском саду отопление дали. А Петя так и не научился двери за собой закрывать…

В один воскресный день Петиным родителям срочно понадобилось отлучиться по делам. Попросили они Петю остаться дома : «Ты мальчик уже большой, в следующем году уже в школу пойдешь. Побудь дома один, подожди нас, мы скоро вернемся. Поиграй, мультфильмы посмотри. Только на улицу не ходи – ты дверь закрывать еще не умеешь». И уехали.

Петя включил мультфильмы, с машинками поиграл, с паровозиком. Надоело ему одному – скучно. Смотрит в окно – а на улице мальчишки играют. А Пете ой как к ним хочется… Думает : «Погуляю, полчасика только, и вернусь, родители ничего и не узнают» .

Надел он куртку, шапку, обулся – и выскочил из дома, как всегда, двери за собой не закрыв.

А на улице-то холодно. Ворвался ветер в дом и стал хозяйничать. Где листьев с улицы принесет, где листы бумаги раскидает. Холодно становится в доме. Двери хлопают, а закрыться сами не могут.

А погода портится : ветер снег с дождем нагнал. Разбегаются ребята по домам. И Петя домой побежал.

Смотрит : ветер двери бьет, выламывает. Заходит : дома разбросано все, да и холодно к тому же. «Вот попадет мне от родителей!» , – напугался мальчик, - «Узнают они, что я без них на улицу ходил! Двери-то я, простофиля, забыл закрыть… Что же теперь делать? Вот, не послушался родителей – отвечать придется…».

В это время к Пете в гости пожаловала бабушка. Заходит… «Петечка, внучок, что это? Дома Мамай прошел? Али фашисты? Где родители?». Рассказал Петя бабушке все , и о том, как родителей ослушался. Бабушка сказала ему : «Это, конечно, очень грустно, что ты непослушный такой. И стыдно, что тебе седьмой годок, а ты двери забываешь закрывать за собой. Зима на носу – тепло беречь надо. Видишь, как быстро тепло выветривается. Да и ветер что натворил… Но не расстраивайся : я тебя выручу, так и быть, раз тебя угрызения совести мучают – не все потеряно. Ты, прибирайся быстренько, а я печку растоплю. Не будем расстраивать родителей».

Петя быстренько убрался дома. Бабушка печку растопила. Чай заварила : «Иди внучок, чайком погрейся. А то простыл небось, вон носом шмыгаешь» . Сели они за стол. Огонь в печке трещит, тепло, хорошо стало.

А тут и родители вернулись. Петя с бабушкой им ничего не рассказали . Но Петя с тех пор стал внимательнее, и двери научился закрывать за собой. Родители до сих пор удивляются – когда это он повзрослеть успел…

Беседа о прочитанном :

Каким был мальчик Петя? Понравился он вам? Почему?

Почему нужно закрывать за собой дверь?

Каким образом Петя научился закрывать дверь?

Какие чувства испытывал Петя после того, как он вернулся домой?

Попало Пете?

Какие чувства были у бабушки? Почему она его не наругала и не рассказала все родителям ?

Публикации по теме:

Театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребёнка. Для того, чтобы ребёнок поверил в свои силы, раскрыл свои.

Конспект непосредственно – образовательной деятельности для старшей группы, на тему «В гостях у сказки» Цель: Совершенствовать речевую.

Программное содержание: Научить пересказывать содержание сказки, используя схемы. Формировать умение различать и называть эмоциональное.

Конспект занятия по развитию речи на тему «Русские сказки (драматизация сказки «теремок»). Чтение сказки "Петушок и бобовое зернышко"».

Класс:

#}

Цели и задачи классного часа:

  • способствовать воспитанию экологического сознания у детей;
  • способствовать воспитанию навыков экологически устойчивого и безопасного стиля жизни;
  • привлечение внимания к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды;
  • создание мотивации для сбережения ресурсов и энергии;
  • вовлекать школьников в полезную деятельность по энерго- и ресурсосбережению;
  • стимулировать интерес к научным исследованиям и практическому применению знаний, полученных в школе.

Ход занятия

Учитель: Ребята, сегодня у нас не совсем обычный классный час. Мы совершим небольшое путешествие в …квартиры. Да-да, я не ошиблась! Именно в ваши квартиры. У меня даже есть карта путешествия.

На доске схема-план двухкомнатной квартиры.

Учитель: Посмотрим, как хорошо вы знаете свой дом? Настоящие ли вы хозяева в доме?

Мы живем в благоустроенных квартирах, с комфортом, всю тяжелую работу делают машины. Какие это машины?

Дети: Пылесос, стиральная машина, электрическая плита, фен,…

Учитель прикрепляет картинки на доску.

Учитель: Благодаря чему они совершают свою работу, вы узнаете из загадки:

К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество!
Это... (электричество)

Электричество приносит нам большую пользу. Оно вырабатывает энергию. Как вы себе представляете, что такое энергия? (Ответы детей)

Энергия – это сила, приводящая предметы в движение. То есть энергия необходима для того, чтобы начать какое-либо движение, ускорить перемещение, что–то поднять, нагреть, осветить.

Само слово “ЭНЕРГИЯ” - какое-то на первый взгляд нематериальное. Не увидеть, не потрогать! Однако ничто вокруг нас не совершается без участия этой самой энергии.

Человек изобрел много способов, чтобы заставить механические устройства делать полезную работу с помощью энергии:

  • в домах воду на верхние этажи поднимают насосы водонапорных станций, которые потребляют энергию;
  • согревают дома - теплоэлектроцентрали, для работы которых тоже требуется энергия;
  • не говоря уже об освещении квартир;
  • о работе разнообразнейших электроприборов: пылесосов, холодильников, телевизоров и др.;
  • даже перевозят горожан на работу и с работы - машины, двигатели которых также нуждаются в этом ресурсе.

Давайте представим, что городская квартира осталась без энергии, которую она получает в виде газа, электричества и горячей воды. Что мы будем делать? (Ответы детей)

Будем “SOS” кричать!

Нам так хочется жить с комфортом! Но за комфорт приходится расплачиваться гибелью лесов и затоплением городов! Это очень серьезная проблема. Но практически из любой проблемы можно найти выход.

Сегодня мы с вами попробуем найти самые простые решения, которые помогут сберечь энергию. Что же такое энергосбережение? Как вы это понимаете? (Ответы детей)

Энергосбережение - это не только сэкономленные деньги семейного бюджета, это и забота о тех, кому предстоит жить после нас на планете Земля, это забота о НАШИХ ДЕТЯХ.

И одно из таких решений - это научиться использовать энергию, находящуюся в нашем распоряжении, настолько эффективно и безопасно по отношению к окружающей среде, насколько это возможно.

Как же стать хозяином в доме? Научиться бережливому использованию энергии? В этом нам поможет всезнающий человечек Электроша и конечно вы, ребята.

(Электроша - ученик 6-7 класса)

Электроша: Энергосбережение в квартирах достигается меньшими нормами расхода воды и электричества.

Учитель: Итак, путешествие по дому мы начнем с ванной комнаты.

На доске картинка с изображением крана, из крана льется вода.

Воду, водицу, водичку мы любим,
Кран повернём - и литрами губим.
Знай, экономя водицу-сестрицу,
Ты дашь возможность потомкам напиться.

Электроша: Вода из крана течет быстро. За минуту из открытого крана вытекает 12-20 литров бесценной пресной воды! А ведь экономия воды - это всего лишь дело привычки.

Учитель: Как мы можем экономить воду? (Ответы детей). Давайте попробуем сформулировать правила хорошего хозяина:

  • Закрывайте кран, пока чистите зубы или пользуйтесь стаканом для полоскания рта.
  • Мойте посуду не под текущей струей воды, а в раковине, закрыв отверстие пробкой.
  • А главное - не забывайте выключать воду!

Электроша: Три простых правила - и за год сможете сэкономить целое озеро диаметром 200 метров и глубиной 2 метра. Кроме этого, вы экономите химикаты, которые используются для очистки воды, и энергию, которая используется на ее нагрев и перекачку.

Вот этот предмет
К потолку повесили,
Стало в доме весело.
Она снаружи вроде груша,
Висит без дела днем,
А ночью освещает дом. (Лампочка)

Ребята, как вы думаете, почему днем лампочка висит без дела? (Ответы детей)

Электроша:

Лампа сутки погорит –
Сто кило угля спалит!
Если светит зря она,
Где ж экономия сырья?

На доске картинка с изображением ярко светящейся лампочки.

Учитель: Что мы можем сделать, чтобы лампа зря не светила? (Ответы детей)

Электроша: Средний расход электроэнергии на освещение квартиры составляет примерно 1 кВт/ч. Но и этот расход можно сократить за счет периодического протирания лампочек: хорошо протертая лампочка светит на 10 - 15% ярче грязной, запыленной. И еще – реже пользуйтесь верхним светом. 60 Вт в настольной лампе вполне заменят Вам 200 Вт под потолком.

Учитель: Из ванной комнаты мы отправимся на кухню. Здесь очень много вещей требующих нашего внимания. Вот

Полюбуйся, посмотри-
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет. (Холодильник)

На доске картинка с изображением холодильника.

Для чего нам нужен холодильник? (Ответы детей)

Холодильник рассердился,
Взял, да сам и отключился.
“Работать трудно, - говорит, -
Если толстый лёд висит”.

Учитель: Как мы с вами можем помочь холодильнику? (Ответы детей). Послушайте, что нам расскажет Электроша.

Электроша: Оптимальным местом для холодильника на кухне является самое прохладное место. При наружной температуре 20 градусов холодильник расходует на 6% меньше энергии. Так что, не стоит ставить холодильник вблизи батареи или других отопительных приборов. Крайне отрицательно на работе холодильника сказывается и большая “шуба” в морозильнике. Поэтому помогите взрослым, не поленитесь его лишний раз оттаять. От этого он будет экономичней.

Учитель: Ну а эта вещь на кухне просто незаменима. Кто в доме хозяин и умеет экономно пользоваться плитой? (Ответы детей)

На доске картинка с изображением электрической плиты.

Электроша:

Предложу один секрет -
Экономный дам рецепт:
Печь включи. Закипит -
Отключи и чуть-чуть
Повремени...
Медленно еда кипит,
Электричество хранит.

На одной кухонной утвари можно сэкономить сотни киловатт-часов энергии. Достаточно лишь, чтобы кастрюля чуть перекрывала конфорку электроплиты и плотно прилегала к ней. Кастрюли с выпуклым или вогнутым дном, а также кастрюли с толстым слоем накипи расточают 50% электричества, а заодно примерно столько же времени.

Учитель: А вот еще два жителя кухни.

Из горячего колодца
Через нос водица льется. (Чайник)

Кто любит пить чай? Значит, чайником пользоваться умеете. (Ответы детей) Тогда для чего на кухне используют термос? В походе понятно: нет рядом плиты, электрического чайника и костер не всегда возможно развести. (Ответы детей)

На доске картинка с изображением термоса.

Термос нас не удивит,
Он водичку нам хранит.
Горячую, холодную,
Ко всему пригодную.

Учитель: Посчитайте, сколько раз за день кипятите воду?

А сколько из вскипяченной воды используете? (Ответы детей)

Электроша: Наверняка, стакана 2 – 3, а остальная вода остывает себе в чайнике. А что, если эту воду взять и залить в термос? Тогда не придется тратить время на кипячение каждый раз, когда захочешь выпить чаю, да еще и сэкономишь энергию.

Учитель: Продолжим путешествие. Но что такое, по пути мы встречаем еще две вещи необходимые в доме.

Пройдусь слегка горячим я,
И гладкой станет простыня.
Могу поправить недоделки
И навести на брюках стрелки. (Утюг)

Кто помогает дома родителем гладить белье? Расскажите, как вы это делаете. (Ответы детей)

На доске картинка с изображением утюга.

И сказали утюги:
Мы хозяйкам не враги!
Как погладишь пиджачок,
Отключи свой утюжок,
А остатками тепла
Мы отутюжим все шелка.

Электроша: Экономить электроэнергию можно даже при глажении. Для этого надо помнить, что слишком сухое и слишком влажное белье приходится гладить дольше, а значит, и больше расход энергии. И еще одна “мелочь”: утюг можно выключать за несколько минут до конца работы; на это время вполне хватит остаточного тепла.

Учитель: Эта вещь девочкам знакома точно.

На доске картинка с изображением фена.

Фен пыхтит, шумит, гудит,
Угодить он всем желает.
А ты под солнцем голову просуши,
Пусть фен лучше отдыхает.

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему лучше волосы сушить естественным способом? (Ответы детей)

Электроша: Горячий воздух, исходящий из фена, не очень-то хорошо влияет на волосы: он делает их сухими и ломкими. Может, лучше, если некуда спешить, просушить волосы под солнцем? Так сохранишь здоровье своих волос и несколько киловатт электроэнергии.

Учитель: Сейчас - зима. А мы с вами путешествуем по теплой квартире. Так вот

Чтоб холодная зима
Не прокралась к нам в дома,
Вы окошки утеплите –
И в тепле себе живите!

Но бывает, в зимний период мы жалуемся на холод в наших квартирах и виним в том организации, обеспечивающие нас теплоэнергией. А все ли мы сами сделали, чтобы сохранить в наших домах драгоценное тепло? (Ответы детей) Как мы можем сохранить тепло в наших домах? (Ответы детей)

На доске картинка с изображением девочки; она плотно закрывает окна.

А вот для вас небольшой тест:

  1. Осенью вы утеплили в доме все окна, балконы и двери?
  2. Вы не забываете закрывать двери в подъезде?
  3. Вы не держите форточки постоянно открытыми?
  4. На ночь вы закрываете занавески, что бы удержать дополнительно тепло?
  5. У вас в квартире правильно расставлена мебель: вы отставили от батареи диван и стол, чтобы тепло свободно проходило в нашу квартиру?

Электроша: Раз вы ответили утвердительно, значит вам удалось сократить затраты на отопление квартиры примерно на 5-10%. Для тех же, кто хоть раз ответил "нет", этот тест послужит руководством к действию.

Учитель: Ребята, мы долго можем путешествовать по своей квартире. Мы побывали на кухне и ванной комнате. Не были ни в гостиной, ни в детской комнате. Но я вам предлагаю на этом закончить наше путешествие и приступить к выполнению творческой работы: создать книгу

“О бережливости в картинках” или “Экономный ли я?”, или “Как стать хозяином в доме”.

Я думаю, что дело не в названии, а в содержании. Сегодня на классном часе мы поняли главное: мы должны экономить энергию, не только дома, но и в школе, чтобы запасов горючих полезных ископаемых хватило на более долгий срок. Вы теперь знаете ответы на вопросы: Как же стать хозяином в доме? Научиться бережливому использованию энергии? (Ответы детей)

Электроша:

Знай, что нужно экономить
Воду, уголь, газ и нефть.
Если будешь это делать,
Хватит их на много лет.

Используя природные ресурсы, задумывайтесь о том, что будет завтра. А будет ли вообще это “ЗАВТРА”? Сегодня наша планета стоит на пороге экологической катастрофы и наиболее грозный предвестник ее – парниковый эффект. Он вызван увеличением содержания в атмосфере углекислого газа, который образуется в огромных количествах при сжигании топлива. Того самого топлива, которое используется для обеспечения наших квартир светом, теплом и водой. Значит, судьба нашей планеты зависит от каждого из нас, от всего человечества, а вернее, от того, сколько мы потребляем природных ресурсов!

Классный час заканчивается “включением” детей в проектную деятельность: создание книги “Как стать хозяином в доме”

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Эколого-биологический центр
«Смоленский зоопарк»
города Смоленска
Методический сборник
сказок и рассказов про Петю
к теме «Энергосбережение ресурсов и экология»
Составитель:
педагог дополнительного образования
Тишкина Ирина Николаевна
2016 г
СОДЕРЖАНИЕ
Дидактические материалы для 1-2 класса по экологии
Введение ………………………………………………….3
Раздел I
Сказки:
Спор трех красавиц…………………………………….4
Кот - экономист ……………………………………….5
Раздел 2
Рассказы про Петю:
Подарок бабушке……………………………………….6
Африканские проблемы……………………………….7
Сложная задача…………………………………….. ….8
Как Галинку учили экономить электроэнергию…8
Транспорт для города………………………… …… …9 Петина любовь……………………………………..……10
Введение
«Экологическое образование – это не часть образования, а новый смысл и цель современного образовательного процесса – уникального средства сохранения и развития человечества и продолжение человеческой цивилизации…»
Г.Ягодин, Л. Третьякова.
Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс образования, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. В результате чтения и обсуждения сказок и рассказов из сборника дети приобретают первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по энергосбережению и охране природы. .Экологическое воспитание тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о других.
Произведения из данного сборника были прочитаны на занятиях экологического кружка в 1 и 5 классах. После обсуждения ребятам было предложено нарисовать иллюстрации к рассказам. Эти рисунки и использованы в сборнике.
Сборник был представлен родителям на родительском собрании и вызвал положительный отклик как полезное дело и напомнил об экономии ресурсов самим родителям.
Сборник можно использовать во внеклассной работе, при проведении классных часов и как занимательный материал на уроках окружающего мира, для развития речи первоклассников.
Раздел I В сказках поднимаются вопросы энерго и ресурсосбережения. .Главный герой - первоклассник Петя. Сказки носят познавательный, исследовательский характер.
Раздел II Содержание рассказов воспитывает гражданина, умеющего рационально использовать энергию и природные ресурсы, заставляет его задуматься, сравнить свое поведение и мысли с поступками героев.
Хотите воспитать из своего ребенка разумного хозяина, рассказывайте ему полезные сказки.
Спор трех красавиц
Жил –был первоклассник Петя. Он был фантазер и выдумщик. .А еще его интересовало все на свете. Петя всегда хотел узнать как все устроено Однажды, после его седьмого дня рождения на столе остались свечи из торта. На них упал лунный свет из окна и…мальчик услышал разговор…
- Какая я красивая! Что бы человек без меня делал?! – гордо заявила свеча.
-И чем же ты так гордишься? Моя красота в 10 раз ярче! Вступила в разговор обычная лампочка из настольной лампы.
-Как чем! Если бы не я …человек до сих пор, как в древности, сидел бы вечерами в темноте, а на работу отправлялся только тогда, когда рассветет! А Новый год и день рождения! -Без меня –никак!
-Ну ты и придумала.-вспыхнула лампочка -Ты- прошлый век! Я- главней! Без меня уже давно невозможно обойтись! От меня нет копоти, как от тебя и пожар не грозит! Я - победитель! И не спорь!
Петя не выдержал и возмутился. -Эх, -ты -простая лампочка! Ты не знаешь, что уже существуют новые, энергосберегающие лампы. Они экономичней тебя в 8 раз! - Да! да, это про меня! Звонким голосом пропела энергосберегающая лампа в люстре. - Я-лучшая. Заявила она. Даже спорить не интересно. Это очень видно, то есть –о-ч-е-в-и-д-н-о! Свеча от обиды погасла, простая лампочка расстроено замигала. - Уважаемая свеча, пожалуйста, не обижайтесь! Поспешил успокоить свечу Петя. - Я очень люблю смотреть на ваше пламя. А если вдруг отключают свет – то вы- наша спасительница. Новые лампы,конечно, красивые, современные. Они – результат прогресса. Но… Потом мальчик задумался - А не вредно ли это для природы?

Кот-экономист.
Жил – был кот и звали его Тишка. Жил он в хорошей, большой семье, где его все любили. Но больше всех любил кота мальчик Петя. И вот однажды приснился Пете сон. Сидят они с котом на кухне. А бабушка блины решила испечь. - Как же я устаю! - вдруг заявил кот. -Это от чего? Удивился Петя. Ты же ничего не делаешь. - Вот и делаю. Я считаю! –Что считаешь? -Считаю, сколько раз бабушка холодильник откроет. Вот, смотри. И, действительно. Сначала она достала яйца, потом – молоко. Третий раз бабушка открыла холодильник, чтобы масло достать, блины смазывать. Потом- достала творог. И тут решила суп сварить. Мясо из морозилки достала. Затем открыла дверцу, чтобы овощи достать. Уже шесть раз получилось. Тишка решил, что этого мало и стал к бабушке в глаза заглядывать и мяукать. -Ах ты мой сладенький,- Кушать хочешь? И опять из холодильника молоко достала и корм коту.
-Вот видишь, с горечью заметил кот. Восемь раз за 5 минут! А за день Сколько выходит! Какая же техника такое обращение выдержит!. А сколько энергии зря тратится! Неужели нельзя все за один раз достать! А ведь она еще и миксер включит и телевизор, чтобы новости слышать.!
-Пойдем к тебе в комнату, посмотрим, что там зря работает.
–Ой. А там, правда, и телевизор, и принтер, и компьютер работал. И все лампочки почему-то горели. Телефон на зарядке уже давно зарядился.
rightbottom00 -Караул! Мы же скоро по миру пойдем!- сокрушался кот. Я вам говорю, говорю, а вы не понимаете! А еще людьми называетесь! Стыдно! И тут Петя проснулся. Рядом Тишка лежит и хитро так на мальчика посматривает.
А может, это и не сон был вовсе?
Подарок бабушке
Наступал Новый год! Все готовили угощения, украшали елки и квартиры, готовили подарки близким. И Петя задумался. Что подарить маме, бабушке, папе и своей младшей сестренке? А еще у него был лучший друг-Пашка. Его никак нельзя забыть!
Конечно подарок должен быть необычным, интересным и полезным. И что же это может быть…? Тут Петя зашел на кухню за конфеткой. Он точно знал, что сладкое помогает мозгу. И увидел на плите кипящий чайник. Он кипел еже давно, потому, что вся кухня была в пару.
- Это бабушка опять забыла, что поставила чайник на плиту, расстроился мальчик. - Вот беда! - Ой, нет! Наоборот! Здорово, что я зашел на кухню за конфеткой!
- Я теперь знаю, что надо подарить бабушке!
А вы догадались? ….(чайник со свистком)

Африканские проблемы
-Да, Плохо быть маленьким! Переживал Петя.-Чтобы купить полезную вещь, нужны деньги, но я ведь еще не зарабатываю сам, значит надо просить у взрослых. А какой же это подарок, если нужно на ее покупку просить у самой же бабушки!
И он отправился к своему другу Пашке за советом.
- Пашка, привет!
-Приветик, ответил Пашка не отрываясь от телевизора. - Смотри, смотри Петька, что показывают!. В Африке, оказывается с водой совсем беда! Воды-нет! Хотя и понятно. Африка!
-Паш, а что там у тебя в ванной? Спросил Петя, услышав звук капающей воды.
-Это вода из крана капает. Отцу все некогда починить. Все время на работе. Уже неделю капает. Я привык и не замечаю.
И тут по телевизору диктор сказал, что неисправный кран может накапать до 200 литров воды в сутки. Мы с Пашкой замолчали. Петя был фантазером, а вот Пашка очень любил математику. И тут же, наверно, начал подсчитывать сколько теряет воды наш дом, в котором 300 квартир, наш город, наша страна,весь мир.
- Ой, проговорил мой друг охрипшим голосом.
-Это же…Наверно и Африке бы хватило?.
А вы как думаете?

Сложная задача
Однажды в школе нам задали составить задачу, чтобы в ней было два однозначных и два двузначных числа. Да еще сказали, что задача должна быть полезной. Петя долго ломал голову над задачей, а потом отправился к маме за помощью.
-Это очень просто –сказала мама. .Я в домоуправлении видела плакат. Там написано, что 1 кВ/ч энергии нужен, чтобы сшить 2 пары обуви, произвести 14кг сыра и испечь 38 кг хлеба. А сохранить его можно если просто чаще протирать лампочки и плафоны. Хорошо протертая лампочка светит на 15% ярче грязной!
- Ой, спохватился Петя, а когда у нас генеральная уборка?
Как мы Галинку учили экономить электроэнергию
У Пети есть маленькая сестренка. Ей 4 года. Она еще малообразованная, не то, что брат. Он-первоклассник...Однажды в пятницу Галинка в садик не пошла и мама, убегая на работу, попросила ребят разогреть всем обед. Мы с Пашкой узнали в школе, что надо экономить электроэнергию и решили научить сестренку экономии. Пришли из школы и специально включили все приборы в сеть. Первым делом, конечно, телевизор и компьютер. Свет во всех комнатах, в коридоре. на кухне. .А там, конечно, холодильник всегда работает. Настала очередь включать микроволновку…
Пришлось нам уроки при свечах делать и обед холодным есть. Хорошо, что пожар не устроили! Почему?

Транспорт для города
Отправился как то Петя с отцом на ярмарку. Раньше на ярмарках коней продавали, продукты, наряды. А тут на ярмарке автомобили выставлены. Чудеса! Сейчас почти у всех в семье автомобиль есть. -Это же здорово,скажете вы! Папа машины рассматривает, а продавцы консультанты свои машины нахваливают. Прямо как коней в старину. Петя быстро устал и заскучал. –Ты чего такой кислый, спрашивает отец. Мы же машину пришли выбирать. Сейчас время прогресса. Все надо делать быстро, везде успевать. Без машины – никак! Не на велосипеде же мне на работу ездить!
-Не знаю, заявил Петя. Я – против машин! От них только вред природе и проблемы вечные с ремонтом, с парковкой. На работу нужно на общественном транспорте добираться. Быстрее выйдет! А велосипед! От него пользы больше, чем от автомобиля. Теперь даже у больших магазинов появились велопарковки. Велосипед –это экономия, мобильность, здоровье и природе не вредит. Прав ли Петя? А как считаешь ты?

Петина любовь
Петя записался в экологический кружок. Он вроде и не собирался, но Аня.. Это его соседка по парте. Смешная такая. Думает, что все знает. Вот Петя и решил ее проверить. Взял в библиотеке книгу по экологии и стал читать про энергосбережение. Узнал много нового и так увлекся этой проблемой, что даже решил в будущем стать энергетиком. Раньше он забывал свет выключать, компьютер и принтер. И чайник кипятил весь, если даже чая одну чашку надо было подогреть. Он очень расстроился, когда узнал, что половина потребляемой энергии у нас расходуется впустую.
А недавно Петя решил закаляться. Причем же здесь энергосбережение? Просто он узнал, что комфортная температура для человека зимой в помещении 20 градусов тепла, а летом-26 градусов. Стал умываться холодной водой. Вот и экономия энергоресурсов, а, значит и помощь природе.
Однажды Аня пригласила ребят из кружка к себе на день рождения. После чаепития Петя вызвался мыть посуду и всех удивил, рассказав, что мыть посуду можно в наполненной водой раковине, предварительно закрыв слив. Ополаскивать в емкости с чистой водой. Это экономит воду в 3-5 раз!
Молодец Петя! Стал настоящим экологом. Только вот кто же его любовь теперь? Аня или экология?

Обложка- Журавлева Елизавета – 6 лет, Шишкарев Евгений-7 лет, Демченко Александра – 11 лет,
Бабешкина Милена-11 лет, Щепетев Даниил- 7 лет, Самойлов Сергей -11 лет, Мартынов Владислав -11 лет