Психологический климат в семье бывает. Неблагоприятный психологический климат в семье

В научной литературе синонимами понятия «психологический климат семьи» являются «психологическая атмосфера семьи», «эмоциональный климат семьи», «социально-психологический климат семьи». Следует отметить, что строгого определения этих понятий нет. Например, О. А. Добрынина под социально-психологическим климатом семьи понимает её обобщённую, интегративную характеристику, которая отражает степень удовлетворённости супругов основными аспектами жизнедеятельности семьи, общим тоном и стилем общения.

Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным и как долго продлится брак. Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплочённость, возможность всестороннего развития личности каждого её члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищённости и эмоциональной удовлетворённости, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый её член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям - ещё и с почитанием, к более слабому - с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчёркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнёра, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.

Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Всё это препятствует выполнению семьёй одной из главных своих функций - психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведёт к депрессиям, ссорам, психической напряжённости, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.

Психологический климат можно определить как характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации, то есть возникает в результате совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям. Стоит отметить, что эмоциональная атмосфера семьи является важным фактором эффективности функций жизнедеятельности семьи, состояния её здоровья в целом, она обуславливает стабильность брака.

Многие западные исследователи считают, что в современном обществе семья утрачивает свои традиционные функции, становясь институтом эмоционального контакта, своеобразным «психологическим убежищем». Отечественные учёные также подчёркивают возрастание роли эмоциональных факторов в функционировании семьи.

В. С. Торохтий говорит о психологическом здоровье семьи и о том, что этот «интегральный показатель динамики жизненно важных для неё функций, выражающий качественную сторону протекающих в ней социально-психологических процессов и, в частности, способность семьи противостоять нежелательным воздействиям социальной среды», не тождествен понятию «социально-психологический климат», которое в большей степени применимо для групп (в том числе малых) разнородного состава, чаще объединяющих своих членов на основе профессиональной деятельности и наличия у них широких возможностей выхода из группы и т. д. Для малой группы, имеющей родственные связи, обеспечивающие устойчивую и длительную психологическую взаимозависимость, где сохраняется близость межличностных интимных переживаний, где особо значимо сходство ценностных ориентации, где одновременно выделяется не одна, а ряд общесемейных целей, и сохраняется гибкость их приоритетности, адресности, где главным условием её существования является целостность - более приемлем термин «психологическое здоровье семьи».

Психологическое здоровье - это состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную их жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех членов семьи. К основным критериям психологического здоровья семьи B.C. Торохтий относит сходство семейных ценностей, функционально-ролевую согласованность, социально-ролевую адекватность в семье, эмоциональную удовлетворённость, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремлённость на семейное долголетие. Эти критерии психологического здоровья семьи создают общий психологический портрет современной семьи и прежде всего характеризуют степень её благополучия.

Семейные традиции

Семейные традиции - это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Семейные традиции и ритуалы являются, с одной стороны, одним из важных признаков здоровой (по определению В.Сатир) или функциональной (по определению Э. Г. Эйдемиллера и других исследователей) семьи, а, с другой стороны, наличие семейных традиций является одним из важнейших механизмов передачи следующим поколениям семьи законов внутрисемейного взаимодействия: распределения ролей во всех сферах семейной жизни, правил внутрисемейного общения, в том числе способов разрешения конфликтов и преодоления возникающих проблем.

В. Сатир считала, что здоровая семья - это семья, в которой 1) каждый член семьи воспринимается как равный другим; 2) доверие, честность и открытость являются существенными; 3) внутрисемейное общение является конгруэнтным; 4) члены семьи поддерживают друг друга; 5) каждый член семьи несёт свою часть ответственности за семью в целом; 6) отдыхают, получают удовольствие и радуются члены семьи вместе; 7) в семье существенное место занимают традиции и ритуалы; 8) члены семьи принимают особенности и уникальность каждого из них; 9) в семье уважается право на приватность (на наличие личного пространства, на неприкосновенность частной жизни); 10) чувства каждого члена семьи принимаются и прорабатываются.

Система традиционных для русской национальной культуры верований, по мнению старших школьников, содержит убеждения, что «мужчина и женщина в семье должны выполнять различные роли», «мужчина - оплот семьи, источник благосостояния и защитник, тот, кто решает проблемы», «главная сфера деятельности женщины в семье - домашний труд и воспитание детей», «женщина должна быть терпеливой, уступчивой и готовой к самопожертвованию», «родители обязаны заботиться о воспитании детей», а «дети должны уважать своих родителей». Как важное убеждение, отмечается отрицательное отношение к неверности супругов: «муж и жена должны быть верными друг другу, любить друг друга и поддерживать и в радости, и в горести, в болезни и в старости».

К традиционным формам поведения в семье школьники отнесли то, что «право сделать предложение о создании семьи принадлежит мужчине (жениху)»; «многие семейные события (вступление в брак, рождение детей, уход из жизни членов семьи) освещаются церковью», то есть существуют обряды венчания, крещения, отпевания; «решающее слово при решении любых вопросов принадлежит мужчине». Наибольшие затруднения вызвал вопрос ведущего дискуссии о том, каковы национальные традиции в воспитании детей. Кроме того, оказалось, что даже те школьники, которые знают о различиях в религиозных обрядах, связанных с семейной жизнью (свадьба, крещение детей) в различных религиозных конфессиях, не знают, в чём именно состоят эти различия. Главным различием указывается «более жёсткое подчинение жены мужу у мусульман», «женщины в семье мусульман имеют меньше прав, чем в православных семьях». Большинство школьников не смогли объяснить смысл тех обрядов, которые указывались ими, как национальные семейные традиции: смысл обрядов венчания, крещения и отпевания.

«Это, безусловно, связано с тем, что в 52 % семей родители и представители более старших поколений либо совсем не придерживаются народных традиций и обычаев (более 5 %), либо следуют традициям непостоянно (47 %). Всё это приводит к тому, что большинство школьников (58,3 %) убеждены, что в своей будущей семейной жизни им не обязательно следовать обычаям и традициям своего народа.»

Этнокультурные брачные и семейные традиции так или иначе преследовались и вытеснялись унифицированными требованиями. Меняясь в соответствии с требованиями среды более высокого порядка, семья сохраняет семейные традиции как один из основных способов воспитания, продолжения себя. Семейные традиции сближают всех родных, делает семью семьёй, а не просто сообществом родственников по крови. Домашние обычаи и ритуалы могут стать своеобразной прививкой против отдаления детей от родителей, их взаимного непонимания. Сегодня из семейных традиций нам остался только семейный отдых.


Похожая информация.


Что же понимается под социально-психологическим климатом семьи? И какие показатели влияют на удовлетворенность климатом в семье?

Социально–психологический семейный климат – это степень удовлетворенности супругов атмосферой в семье. Дружеское общение и психологическая поддержка членов семьи являются показателями психологического климата в семье. Психологические факторы выступают важной составляющей семейных отношений.

Также на климат в семье влияет сексуальная совместимость и совместный досуг. В ходе многочисленных исследований выявлена следующая тенденция: чем больше стаж семейной жизни, тем выше удовлетворенность психологической поддержкой. Это и не удивительно, так как со временем повышается психологическая адаптация к партнерам.

Если спросить женщину о социально-психологическом климате в ее семье, то окажется, что она более критична в оценке данного вопроса, чем ее мужчина. Это подтверждают исследования психологов. Для крепкого брака женщинам важны следующие показатели: отсутствие бытовых проблем, семейный отдых, гармоничные сексуальные отношения, общение, дружба, забота, психологическая атмосфера. Для мужчин же главное в семейных отношениях – общие интересы с детоцетристским уклоном.

Практические исследования показывают, что если браком удовлетворен хотя бы один из супругов, то это способствует благоприятному климату в семье. На благоприятный климат в семье оказывает влияние количество детей в семье: чем больше детей в семье, тем благоприятнее семейный климат.

Некоторые психологи-социологи склоняются к тому, что степень удовлетворенность браком и соответственно благоприятный климат в семье зависит от самого человека , а точнее сказать, человек, способный брать на себя ответственность за все в своей жизни, всегда удовлетворен браком.

Факторы, влияющие на благоприятный климат в семье

1) «Социально-демографические и экономические характеристики семьи»

Примеры показателей: общий доход семьи, количество детей, возраст мужа и жены.

2) «Внесемейная сфера жизнедеятельности супругов»

Примеры показателей: профессия супругов, социальное окружение.

3) «Установки и поведение супругов в основных сферах семейной жизнедеятельности»

Примеры показателей: взгляды супругов на распределение бытовых и хозяйственных обязанностей, проведение досуга.

4) «Характеристики межсупружеских отношений»

Примеры показателей: общность моральных ценностей, отношение к любви и верности, уважение друг к другу.

Как возобновить благоприятный климат в семье?

К сожалению, много семей с неблагоприятным климатом в семье. В этих семьях каждый живет своей жизнью. В семье не принято решать проблемы за «круглым» столом, каждый решает свои проблемы самостоятельно. Не только проблемы решаются каждым членом семьи самостоятельно, но и радостные моменты членов семьи остаются без внимания. К примеру, не поздравляют друг друга с днем рождения, первой пятеркой и так далее.

Неблагоприятный климат в семье складывается не только в неблагополучных семьях, но и в семьях, ведущих здоровый образ жизни. В чем же причина? Причиной возникновения негативного семейного климата является отсутствие общения.

Для возобновления благоприятного климата в семье нужно наладить коммуникацию. Общаться нужно не только с супругом, но с детьми. Причем говорить нужно обо всем, не умалчивать обиды. Темы для разговора должны быть разнообразными. Говорите о чем угодно: о погоде, о мужчине, наступившем вам на ногу, о новой учительнице в школе, о политике, о цветах или просто расскажите о прошедшем дне.

Придумайте семейную традицию, например, ужинать каждый вечер за одним столом, или на два часа отключать интернет и играть в настольные игры. Чаще выбирайтесь всеми на совместный отдых, который бы подходил всем членам семьи.

Этот совет, возможно, кому-то покажется банальным, но, без сомнений он самый действенный для возобновления благоприятного климата в семье.

Хочешь, уважаемый читатель, новых статей из этого блога? Заполни форму ниже.

Такой термин как психологический климат мало кому знаком, но, несмотря на это именно царящая психологическая атмосфера способна оказывать огромное влияние на каждого члена семьи.

Психологический климат – фактор роста

Психологический климат способен воздействовать не только на психологическое, но и на физическое состояние всех членов семьи. Создается, таким образом, некая эмоциональная атмосфера, которая во многом влияет на качество жизни и здоровье. Также она является одним из важнейших факторов при принятии каких-либо жизненно важных решений и личностного роста.

Виды психологического климата семьи

Существует два вида психологического климата в семье - это благоприятный и не благоприятный.

Для создания благоприятной психологической атмосферы в семье, каждый ее член должен любить, уважать и доверять друг другу. А также как можно проводить время вместе, помогать и поддерживать друг друга в сложную минуту. Это не только создаст гармонию внутри семьи, но и снизит остроту конфликтов и стрессового состояния.

У детей, растущих в неблагоприятной психологической атмосфере, чаще всего наблюдается нарушение психического здоровья. На это существует несколько причин: недостаточное с родителями, враждебное отношение родителей к детям и из-за условий проживания в семейном разладе.

Социально-психологический климат в семье

От социально психологического климата также зависят семейные отношения. Например, вступая в брак, создается новая ступень общества. Супруги вступают в новую семейную жизнь, и только от них зависит какую "погоду в доме" они сделают.

С появлением малыша вся любовь, теплота и будут направлены только на него. И уже с этого момента в новорожденном начнут формироваться и закладываться качества, присущие окружающие его семейному кругу.

Есть еще и другое понятие. Морально психологический климат в семье. Под этим термином подразумевается то, как у вас складываются отношения с людьми. Отношение к духовным и материальным ценностям, а также чувства долга и ответственности.

Исходя из этого, можно сделать вывод. Семья - это необходимый компонент социальной структуры общества, который выполняет множество социальных функций, и играет важную роль в развитии общества. Вот почему так важно поддерживать благоприятную обстановку в семье, которая способствует гармонии и идиллии. Это важно не только для психологического здоровья взрослых, но и детей.

Что делает это учение обширным и разносторонним, зависящим от множества факторов, взаимодействия участников и их характеристик как отдельных личностей.

Так же понятие семьи в психологии часто выступает как малая группа, или самоорганизующаяся система, в формировании и развитии которой особую роль играет психологический климат. И главной задачей всех участников играющих свою роль в семейных отношениях определить, как можно прогнозировать психологический климат в семье, и контролировать его влияние.

Что такое психологический климат?

Для начала рассмотрим, что такое психологический климат в семье, и почему он так важен.

Четкого научного определения понятию психологического климата, как такового не существует. В литературе при описании этого явления часто используются еще такие синонимы как «психологическая атмосфера», «эмоциональный климат» и прочее. Таким образом, можно сделать вывод, что это в своем роде характеристика, отражающая удовлетворенность всех членов семьи, а в особенности супругов общими аспектами жизнедеятельности. Проще говоря, это некий индикатор уровня счастья и благополучия семьи. Определение такого уровня и поддержание его на оптимальном уровне необходимо для полноценного развития, как супругов, так и их детей. Так как, психологический климат понятие не устойчивое, и его нельзя закрепить, то определяется система прогнозирования общего эмоционального состояния, и выделены определенные действия для его систематического поддержания.

Благоприятный психологический климат способствует снятию напряжения, регулированию остроты конфликтных ситуаций, созданию гармонии и развитию чувства собственной социальной значимости. При этом все эти факторы будут касаться не только семьи как обобщенной единицы, но и каждого ее участника отдельно. Вступая в брак, молодые супруги должны иметь определенный психологический настрой, готовность идти на компромисс и уступки, развивать в себе доверие, уважение и взаимопонимание по отношению друг к другу. Только в таком случае, можно говорить, о возможности хорошего психо-эмоционального состояния новой ячейки общества.

Создание психологического климата.

Как говорилось выше, психологический климат семьи – понятие не постоянное, не имеющее стабильной основы и требующее постоянной работы. В создании эмоционального состояния обязаны принимать участие все члены семьи, только в этом случае, возможен полноценный успешный результат. От степени стараний и желания в первую очередь супругов, будет напрямую зависеть длительность брака, его эффективность, и благополучие. По сравнению с прошлым тысячелетием, современные молодожены больше подвержены действию собственных эмоциональных факторов, нежели сложившимся устоям института брака, что так же отражается на стойкости семейных отношений и эмоциональном фоне в семье. Поэтому, можно смело заявить, что первым фактором, отвечающим за оптимальный психологический климат в семье, будет эмоциональный контакт. Так же на создание положительного или отрицательного психологического климата в семье будет влиять совокупность настроения всех членов семьи, их общий настрой, наличие душевных переживаний или волнений, наличие или отсутствие работы, материального достатка, отношения к занимаемой должности или выполняемой работе, а так же порядок построения отношений между супругами, а затем, между родителями и детьми. Только после оценки всех этих факторов можно говорить о стабильности или нестабильности климата в семье, и прогнозировать психологический климат на дальнейшее время.

Прогнозирование психологического климата.

Процесс прогнозирования психологического климата в семье является ничем другим, как обычным анализом, общего эмоционального состояния семьи, с учетом уровня семейной коммуникации и общего настроя.

Таким образом, определение, как можно спрогнозировать психологический климат в семье, сводится к обычному наблюдению, с вынесением определенных выводов. Таким образом, после выведения результата эмоциональный климат семьи можно прогнозировать как благоприятный и неблагоприятный.

Для прогнозирования благоприятного психологического климата необходимо наличие таких признаков: чувство защищенности, доброжелательность, умеренная требовательность, возможность всестороннего развития, сплоченность, эмоциональная удовлетворенность, ответственность, гордость за семью. Таким образом, как результат, получаем надежную крепкую семью, в которой царит атмосфера любви и уважения, присутствует готовность помочь, желание проводить время вместе и общаться.

Но возможет и другой исход, когда для семьи, прогнозируется понижение уровня психологического климата до неблагоприятного. Основными признаками такого состояния семьи являются: тревожность, отчуждение, дискомфорт, эмоциональное напряжение, страх, стресс, необщительность и другие. В таком случае при длительном стабильно негативном положении в семье, прогнозируется неблагоприятный климат, который в дальнейшем приведет к дефициту положительных эмоций, развитию ссор, депрессий, постоянной психологической напряженности и негативно скажется на общем состоянии здоровья семьи, не только моральном, но и физическом.

При нарушениях психологического здоровья семьи, негативные последствия сказываются на каждом из ее участников. Изменить психологический климат, возможно только при стремлении всех членов семьи к достижению поставленной цели, а именно к урегулированию общего эмоционального состояния.

Психологический климат в семье и стили семейного воспитания.

Цели: 1. Развитие у родителей потребности в приобретении психолого- педагогических знаний.

  1. Повышение педагогической культуры.
  2. Информационное обеспечение родителей.

Оборудование: доклад классного руководителя, презентация, тесты для родителей, анкета для учащихся, памятки родителям.

Ход собрания:

Добрый день, уважаемые родители и гости!

Наше сегодняшнее собрание посвящено семейным отношениям, повестка собрания, следующая:

  1. Лекция классного руководителя.
  1. Итоги 3 четверти.
  2. Разное.
  1. Эпиграфом к нашему сегодняшнему разговору я взяла слова Л. Н. Толстого:

« Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Чем вызван выбор данной темы?

Кто-то может сказать, что, наверное, поздно говорить о психологическом климате и стилях семейного воспитания в 7 классе. Во-первых, воспитывать никогда не поздно! Во-вторых, именно в 7-8 классах происходит снижение успеваемости учеников и во многом это зависит от психологического климата, как в школе, так и дома. В-третьих, у ребят сейчас достаточно сложный физиологический период, и кто как не родители и, разумеется, учителя должны быть предельно внимательными к детям и проявить максимум усилий в процессе воспитания. Обидеть и ранить ребёнка в таком возрасте легко, а вернуть доверие будет очень сложно.

Если воспользоваться приемом психологов, то можно представить себе, что ребенок – это чаша. И задача родителей её наполнить. Каким вы хотите видеть своего ребенка? Какими чертами характера он должен обладать?

Какими качествами вы бы хотели его наделить?

Наверное, каждый из вас мечтает, чтобы его ребенок вырос здоровым, сильным, умным, честным, справедливым, благородным, заботливым, любящим. И никто из родителей не пожелает ребенку стать лживым, лицемерным, подлым. Мало наполнить чашу, важно, чтобы она не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче. Семья, в которой живёт Ваш ребёнок, должна быть одним из немногих мест, где ребёнок может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости и уникальности. Семья даёт первые и главные уроки любви, понимания, доверия, веры.

Да, тема семьи волновала людей во все времена. Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенка – созидательную или разрушительную. Большинство психологов считают, что психологическое здоровье или нездоровье ребёнка неразрывно связано с психологической атмосферой, или климатом семьи, и зависит от характера взаимоотношений в семье. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям - еще и с почитанием, к более слабому - с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, и одновременная открытость семьи, её широкие контакты. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи.

Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, напряженность, отчуждение, и даже конфликтность межличностных отношений, им присуще чувство незащищенности в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций - психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Это негативно сказывается в первую очередь на детях, на их поведении, отношении к окружающим, успеваемости.

Характер внутрисемейных отношений, нравственно-психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка. Усваивая нормы поведения и отношений родителей, дети начинают в соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей, учителей.

Перед собранием я провела анонимное анкетирование с детьми нашего класса, по определению психологического климата в семьях. Результаты анкетирования Вы видите на доске (Приложение 1).

Как правильно дать то, чего ждут от нас дети? Как отличить неправильное воспитание от правильного? И может ли вообще воспитание быть неправильным?

Какими методами и стилями воспитания мы руководствуемся? Какой из них наиболее хорош? А может, все понемногу?

В классификации воспитательного стиля родителей чаще всего выделя-

ют три: демократический (авторитетный), либеральный (попустительский) и авторитарный , и, соответствующие им (ответные) детские характеристики. В самом общем виде это выглядит следующим образом.

Сейчас я попрошу Вас пройти тест на определение Вашего стиля воспитания. (Результаты останутся у Вас, и озвучивать их не нужно!) (Приложение 2.)

А теперь перейдём к характеристике стилей семейного воспитания, и Вы сможете определить достоинства и недостатки Вашего стиля.

Демократические родители - инициативные, добрые дети. Родители любят и понимают детей, часто хвалят, а за промахи, как правило, не наказывают, объясняют, почему так делать не следует. На капризы реагируют спокойно, твёрдо отказываются им подчиняться. В результате дети вырастают любознательными, уверенными в себе, контактными и обладающими чувством собственного достоинства.

Либеральные родители - импульсивные, агрессивные дети. Родители почти не контролируют детей, разрешая им делать всё, что захочется, в том числе, не обращая внимания на агрессивное поведение. В результате оно становится неуправляемым.

Родители устанавливают жёсткий контроль над поведением детей, считая, что они должны во всём подчиняться их воле. В качестве методов воспитания чаще всего используют наказание, а также запугивание, угрозы. Дети отличаются угрюмостью, тревожны, а потому несчастны.

Кроме стилей воспитания, психологами выделено огромное количество типов воспитания, но я хочу обратить ваше внимание, только на те типы, которые негативно влияют на психику ребёнка:

«Кумир семьи»

Наверное, любой из нас не прочь хоть для кого-то стать кумиром, пускай на миг... и, говоря об этом типе воспитания, невольно кажется - ребенку повезло: он обожаем, он действительно любим, любим не просто, а без предела. Любая прихоть ребенка - закон. Во всех поступках его мама с папой находят лишь незаурядность, и даже шалости «кумира» неповторимы. Такой ребенок, твердо веря в свою исключительность, растет капризным, своевольным эгоистом, лишь потребляя и не желая отдавать взамен.

Опережая своих сверстников в запросах, «кумир» семьи нередко отстает от них в элементарных навыках развития: он не способен сам умыться и одеться, родители освобождают ребенка от всех обязанностей. И это скажется впоследствии, когда настанет трудовая жизнь.

«Гиперопека».

Такой ребенок лишен самостоятельности и не стремится к ней. Ребенок привык повиноваться и следовать советам взрослых, которые продумали всю жизнь его до малейших мелочей «разработали», её маршрут, невольно превращаясь в диктаторов. Они, не сознавая этого, из самых благих побуждений диктуют каждый шаг ребёнку и контролируют его во всём, наверно, даже в мыслях. Вознося его до небес, они не только любуются ребенком, но и «готовят» вундеркинда. Он хочет оправдать надежды. И чтобы он их оправдал, его оберегают не только от превратностей судьбы, но и от дуновения любого ветерка. А раз оберегают, значит, он и вправду большая ценность и, веря в это, ребенок возносит свою персону, день ото дня лишь погружаясь в оранжерейный климат своей семьи: гиперопека ли-

шает творческого начала.

Жизнь по подсказкам - существование. Довольно часто гиперопека приводит к бурной реакции протеста

«Гипоопека».

Другая крайность наших воспитательных воздействий. Ребёнок предоставлен сам себе. Он ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым. Родители лишь временами вспоминают, что он есть, и уделяют ему минимум внимания. А он способен хоть за капельку внимания на все. Его потребности вообще никто не хочет удовлетворить. Вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям

Всё это отражается на психике ребенка, и он со временем вдруг начинает ощущать себя неполноценным. И этот комплекс, комплекс собственной неполноценности ребенка, преследует его потом всю жизнь.

«Воспитание в культе болезни».

Такой тип воспитания обычно встречается тогда, когда ребенок болеет достаточно серьезным хроническим заболеванием или когда родители, боясь, что ребенок вдруг внезапно, заболеет, трясутся в ужасе над ним, предупреждая все его желания, а он, воспринимая всякую болезнь как свою привилегию, дающую

ему особые права, невольно спекулирует создавшимся положением и

злоупотребляет им.

Он ждет от всех сочувствия и сострадания, И даже «борется» за это. Такие дети, вырастая, часто с трудом могут приспособиться к действительности.

Они, нередко выбирают путь приспособленцев или подхалимов. Их участь - участь слабовольных и изнеженных людей.

Кто из нас, родителей задумывался, какой из этих типов используется нами? Никогда не поздно задуматься и внести коррективы в свой стиль общения с ребёнком. Ведь если он сегодня всего лишь на всего росточек , который жаждет влаги и тепла, то завтра он даст Вам уже плоды, в которых могут появиться черви, уничтожающие их и Вас.

Но кто из нас не без греха? У каждого есть отрицательная черта характера, которая мешает нам быть лучше. Достоинство человека в том, что он признает свои недостатки и пытается их исправить.

Нам следует научиться контролировать свои действия и поступки. Взвешивать каждое слово, научиться любить и понимать своих детей, и результаты не заставят себя долго ждать.

«Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя!». Л.Н.Толстой.

А теперь, я предлагаю Вам несколько проблемных ситуаций, попробуем найти из них выход.

Проблемная ситуация 1.

Дочь прогуливает школу, объясняя учителю, что ухаживает за больной бабушкой. («Сегодня звонила Мария Ивановна по поводу твоей посещаемости. Мне было очень стыдно во время разговора, и я хотела бы избежать этих переживаний».

Проблемная ситуация 2.

Ваш ребёнок не сделал уборку в своей комнате, а к вам пришли гости. (« Мне становится неловко, когда гости видят такой твою комнату, гораздо лучше она смотрится прибранной».)

Проблемная ситуация 3.

Сын вернулся домой позже обычного. (На встречу выходит мама и говорит: «Когда в семье кто-то приходит позже чем мы договариваемся, я волнуюсь так, что не нахожу себе места»)

2. Итоги 3 четверти. Четверть закончили хорошо. Из 17 учащихся:

Отличник -1

С одной «4» - 1

Хорошистов -8

Уважаемые родители, а теперь попрошу высказать свои мнения о нашем собрании.

Если у Вас есть вопросы, пожалуйста, задавайте.

Закончить своё выступление я хочу словами знаменитого педагога В.А.Сухомлинского:

«Любя своих детей, учите их любить вас, не научите – будете плакать на старости лет - вот, по-моему, одна из самых мудрых истин материнства и отцовства».

И хочу вручить Вам памятки, которые возможно, помогут Вам скорректировать свои отношения с детьми. (Приложение 3).

Спасибо всем участникам! И помните, пожалуйста, всегда!

Семья – это то, что мы делим на всех

Всем понемножку: и слёзы, и смех

Взлёт и паденье, радость, печаль

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда

Пусть мчаться минуты, секунды, года.

Но стены родные, отчий свой дом

Сердце навеки останется в нём.

Приложение 1. Анкета для детей.

Прочитайте следующие утверждения. Если Вы согласны с утверждением, поставьте "да", если не согласны - поставьте "нет".

1. Наша семья очень дружная.

2. По субботам и воскресеньям у нас принято завтракать, обедать и ужинать всем вместе.

3. В своем доме я чувствую себя очень уютно.

4. Лучше всего я отдыхаю в домашней обстановке.

5. Если в семье случаются раздоры, то о них все быстро забывают.

7. Визиты гостей обычно благотворно влияют на отношения в семье.

8. В семье хотя бы кто-нибудь меня всегда утешит, ободрит, вдохновит.

9. У нас в семье все хорошо понимают друг друга.

10. Когда я надолго уезжаю из дома, то очень скучаю по "родным стенам".

11. Знакомые, побывав у нас в гостях, обычно отмечают мир и спокойствие в нашей семье.

12. У нас принято отдыхать летом всей семьей.

13. Трудоемкие дела мы обычно выполняем коллективно - генеральная уборка, подготовка к празднику, работа на дачном участке и т. п.

14. В семье преобладает радостная, веселая атмосфера.

15. В семье принято извиняться друг перед другом за допущенные ошибки или причиненные неудобства.

16. Меня всегда радует порядок в нашей квартире.

17. К нам часто приходят гости.

18 . Присутствие некоторых членов семьи обычно выводит меня из равновесия.

19. В жизни нашей семьи есть обстоятельства, которые очень дестабилизируют отношения

20. Некоторые привычки кого-либо из членов семьи меня очень раздражают

21. В семье есть очень неуравновешенный человек.

22. Замечено: визиты гостей обычно сопровождаются мелкими или значительными конфликтами в семье.

23. Время от времени в нашем доме возникают сильные скандалы.

24. Домашняя атмосфера часто действует на меня угнетающе.

25. В семье я чувствую себя одиноким и никому не нужным.

26. Обстановка скорее тягостная, грустная или напряженная.

27. В семье меня раздражает то, что все или почти все говорят в доме на повышенных тонах.

28. В семье настолько дискомфортно, что часто идти домой не хочется.

29. Меня часто обижают дома.

30. Когда я прихожу домой, у меня часто бывает такое состояние: никого не хочется видеть и слышать.

31. Отношения в семье весьма натянутые.

32. Я знаю, что кое-кто в нашей семье чувствует себя неуютно.

Обработка данных.

За каждый ответ «да» в 1- 17 начисляется 1 балл.

За каждый ответ «нет» в 18-32 начисляется 1 балл.

Результаты:

Показатель "характеристика биополя семьи" может варьироваться от 0 до 35 баллов.

0-8 баллов. Устойчивый отрицательный психологический климат. В этих интервалах находятся семьи, признающих свою совместную жизнь "трудной", "невыносимой", "кошмарной".

9-15 баллов. Неустойчивый, переменный психологический климат.

16-22 балла. Неопределенный психологический климат. В нем отмечаются некоторые "возмущающие" факторы, хотя в целом преобладает позитивное настроение.

23-35 баллов. Устойчивый положительный психологический климат семьи.

Приложение 2. Тест для родителей.

  1. Чем, по вашему мнению, в большей степени определяется характер

человека – наследственностью или воспитанием?

А. Преимущественно воспитанием.

Б. Сочетанием врождённых задатков и условий среды.

В. Главным образом врождёнными задатками.

2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

А. Это утверждение не имеет отношения к действительности.

Б. Соглашусь с этим, при условии, что нельзя забывать о роли родителей как воспитателей своих детей.

В. Абсолютно с этим согласен.

3. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

А. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор об этом, а в школьном возрасте главное – позаботиться об ограждении их от безнравственности.

Б. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

В. Меня этому никто не учил, сама жизнь научит.

4. Следует ли родителям давать ребёнку деньги на карманные расходы?

А. Лучше регулярно выдавать определённую сумму и контролировать расходы.

Б. Целесообразно выдавать некоторую сумму, на определённы срок, чтобы ребёнок сам учился планировать расходы.

В. Если попросит, можно и дать.

5. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребёнка обидел одноклассник?

А. Отправлюсь выяснять отношения с обидчиком и его родителями.

Б. Посоветую ребёнку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

В. Пусть сам разбирается в своих отношения.

6. Как вы отнесётесь к сквернословию своего ребёнка?

А. Накажу и постараюсь оградить от общения с невоспитанными сверстниками.

Б. Постараюсь объяснить, что в нашей семье, да и вообще, среди порядочных людей это не принято.

В. Ребёнок вправе выражать свои чувства, Подумаешь, все мы знаем такие слова.

7. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребёнок вам солгал?

А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.

Б. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

В. Если повод не слишком серьёзный, не стану расстраиваться.

8. Считаете ли вы, что подаёте своему ребёнку достойный пример?

А. Безусловно.

Б. Стараюсь.

В. Надеюсь.

Обработка результатов.

Сосчитайте количество ответов, соответствующих каждой букве.

Преобладают ответы А - авторитарный стиль воспитания.

Большинство ответов Б - авторитетный(демократический) стиль воспитания.

Наибольшее количество ответов В - попустительский стиль воспитания.

Приложение3.

Памятка родителям.

Если ребенка постоянно критикуют , он учится….(ненавидеть)

Если ребенок живет во вражде , он учится… (быть агрессивным )

Если ребенок растет в упреках , он учится… (жить с чувством вины )

Если ребенок растет в терпимости , он учится… (понимать других )

Если ребенка хвалят , он учится… (быть благородным )

Если ребенок растет в честности , он учится… (быть справедливым )

Если ребенок растет в безопасности , он учится… (верить людям )

Если ребенка поддерживают , он учится… (ценить себя )

Если ребенка высмеивают, он учится… (быть замкнутым )

Если ребенок живет в понимании и дружелюбии , он учится… (быть отзывчивым, находить любовь в этом мире. )

« Любя своих детей, учите их любить вас, не научите – будете плакать на старости лет - вот, по-моему, одна из самых мудрых истин материнства и отцовства». В.А.Сухомлинский