Должностная инструкция психолога, должностные обязанности психолога, образец должностной инструкции психолога. Боронова Г.Х. Психология труда Должностные обязанности организационного психолога

«УТВЕРЖДАЮ»

________________________

(должность руководителя)

________________________

(наименование организации)

__________/______________

(подпись) (Ф. И.О.)

«___»_____________ _______г.

Должностная инструкция психолога

I . Общие положения

1. Психолог относится к категории специалистов.

2. Психолог назначается и освобождается от должности директором организации.

3. Психолог подчиняется непосредственно директору организации.

4. Психолог должен иметь высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.

1. Психодиагностическая работа;

2. Психопрофилактическая работа;

3. Психологическое консультирование;

4. Психокоррекционная работа;

5. Психологическая пропаганда.

II . Должностные обязанности.

Психолог:

1. Ведёт и оформляет необходимую для работы учётно-отчётную документацию;

2. Ведёт личный приём сотрудников организации;

3. Проводит работу в организации, направленную на обеспечение психологического здоровья и развитие личности сотрудников;

4. Посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, консультирования оказывает психологическую помощь сотрудникам и в случае необходимости членам их семей;

5. Ведёт работу с руководством организации в рамках психолого-педагогической деятельности;

6. Принимает меры по поддержанию здорового психологического климата в организации;

7. Участвует в профессиональном отборе и подготовке резервного состава на руководящую должность;

8. Ведёт психологическую пропаганду и обучение сотрудников организации;

9. Разрабатывает предложения по социально-психологической адаптации сотрудников организации;

10. Проводит психологическое обследование и анализирует психологическое состояние работника во время его работы.

11. Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников Организации в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы.

12. Выполняет работу по составлению проектов планов и программ социального развития , определению психологических факторов, оказывающих влияние на работающих.

13. Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей, а также связанные с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом.

14. Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих.

15. Совместно с социологом и другими специалистами участвует в определении задач социального развития.

16. Осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих.

17. Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего, дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей.

18. Подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в практику, а также мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль за их выполнением.

19. Принимает участие в формировании трудовых коллективов , в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени , рационализации рабочих мест) с учетом психологических факторов и эргономических требований.

20. Консультирует руководителя Организации по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.

III . Права

Психолог имеет право:

1. Требовать от администрации организации создания необходимых условий для работы с сотрудниками;

2. Требовать своевременного обеспечения необходимым оборудованием, диагностическими и развивающими пособиями;

3. Вносить предложения по совершенствованию деятельности организации;

4. Проходить в установленном порядке переподготовку и повышение квалификации;

5. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности;

6. В пределах своей компетенции сообщать своему непосредственному руководителю о всех выявленных в процессе своей деятельности недостатках и вносить предложения по их устранению;

7. Возложение на него должностных обязанностей, не предусмотренных настоящей инструкцией, не допускается.

IV . Ответственность

Психолог несёт ответственность за:

1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Правил внутреннего трудового распорядка организации и иных локальных нормативных актов , должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, - дисциплинарную ответственность в установленном трудовым законодательством порядке;

2. Правильность психологических заключений, адекватность используемых диагностических и коррекционных методов, обоснованность даваемых рекомендаций;

3. Сохранение протоколов обследований, документации, оформление их в установленном порядке;

4. Сохранность имущества, оборудования, методических пособий;

5. Состояние и результаты работы на порученных направлениях.

V . Условия работы

2. Режим работы психолога определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Организации.

3. В связи с производственной необходимостью психолог обязан выезжать в служебные командировки (в т. ч. местного значения).

VI . Право подписи

1. Психологу для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи информационно-справочных документов по вопросам, входящим в его функциональные обязанности.

Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с

_________________________________________________________

(наименование, номер и дата документа)

СОГЛАСОВАНО:

Юрисконсульт

_________________________________ _________ «___» __________ ______г.

(Ф. И.О.) (подпись)

С инструкцией ознакомлен:

________/____________________________________/ «___»_______ ____г. (подпись) (Ф. И.О.)

Данная инструкция переведена автоматически. Обратите внимание, автоматический перевод не дает 100% точности, поэтому в тексте могут быть незначительные ошибки перевода.

Предисловие

0.1. Документ вступает в силу с момента утверждения.

0.2. Разработчик документа: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.3. Документ согласован: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.4. Периодическая проверка данного документа производится с интервалом, не превышающим 3 года.

1. Общие положения

1.1. Должность "Практический психолог" относится к категории "Профессионалы".

1.2. Квалификационные требования - полное высшее образование соответствующего направления подготовки (магистр, специалист) без требований к стажу работы.

1.3. Знает и применяет в деятельности:
- Закон Украины "Об образовании";
- стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов;
- Закон Украины "Об основах социальной защищенности инвалидов";
- законодательные и нормативно-правовые акты и документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;
- знания в объеме высшего образования по специальности "Психология";
- общую, социальную, педагогическую, детскую возрастную психологию, психологию труда, психодиагностики, психотерапии, психопрофилактики и психогигиены, организации образования, психологию управления;
- формы, методы, средства эффективного обучения и воспитания, диагностики и коррекции психического развития ребенка;
- программно-методические материалы и документы относительно объема, уровня образования детей, требования к нормативному обеспечению учебно-воспитательного процесса;
- индивидуальные характеристики воспитанников и учеников, социальные, культурные, психологические и другие условия их обучения и воспитания;
- основные направления и перспективы развития образования, психолого-педагогической науки;
- государственный язык.

1.4. Практический психолог назначается на должность и освобождается от должности приказом по организации (предприятию/учреждению).

1.5. Практический психолог подчиняется непосредственно _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.6. Практический психолог руководит работой _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.7. Практический психолог во время отсутствия, замещается лицом, назначенным в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

2. Характеристика работ, задачи и должностные обязанности

2.1. Принимает участие в организации образовательного процесса, обеспечении всестороннего личностного развития детей, подростков, молодежи, укреплении психического здоровье.

2.2. Выявляет причины, затрудняющие становления личности ребенка.

2.3. Оказывает помощь учащимся, учителям, родителям в решении вопросов обучения и воспитания детей путем психодиагностики, психопрофилактики, психолого-педагогической коррекции, консультирование.

2.4. Проводит психолого-педагогическую диагностику готовности детей к образованию, помогает в выборе образовательного учреждения, профиля обучения в соответствии с петухом индивидуального развития.

2.5. Планирует, разрабатывает, внедряет в практику развивающие, коррекционные программы учебно-воспитательной деятельности с учетом половых, возрастных и других особенностей детей, ведет установленную документацию.

2.6. Способствует поиску, отбору, развитию одаренных детей, выбора молодежью профессии с упаковкой их подготовки, способностей.

2.7. Обнаруживает и обследует воспитанников, учащихся, нуждающихся в психической коррекции и психорегуляции, предоставляет им психолого-педагогическую поддержку.

2.8. Сохраняет профессиональную тайну, не распространяет сведения, полученные в результате диагностической и консультативной работы.

2.9. Использует новые разработки и методики диагностики, психокоррекционной и психолого-профилактической работы.

2.10. Утверждает установками и личным примером уважение к принципов общечеловеческой морали, родителей, женщины, культурно-национальных, духовных ценностей Украины, страны происхождения, бережное отношение к окружающей среде.

2.11. Готовит воспитанников, учеников к жизни в духе взаимопонимания мира, согласия между всеми народами, этническими, национальными, религиозными группами.

2.12. Следует педагогической этики и этического кодекса психолога, уважает достоинство ребенка, защищает ее от любых форм физического или психического насилия, пропагандирует здоровый образ жизни.

2.13. Осуществляет первичную профилактику алкоголизма, наркомании, других вредных привычек среди детей, подростков.

2.14. Проводит психологическую экспертизу и психолого-педагогическую коррекцию асоциального поведения, психологическую реабилитацию несовершеннолетних.

2.15. Участвует в работе комиссии по вопросам социально-правовой защиты детей, психолого-медико-педагогической консультации.

2.16. Способствует формированию психологической культуры воспитанников, учащихся, учителей, родителей.

2.17. Консультирует руководителей работников образовательных учреждений по вопросам практического использования психологии в организации учебно-воспитательного процесса.

2.18. Постоянно совершенствует свой профессиональный уровень, общую культуру.

2.19. Знает, понимает и применяет действующие нормативные документы, касающиеся его деятельности.

2.20. Знает и выполняет требования нормативных актов об охране труда и окружающей среды, соблюдает нормы, методы и приемы безопасного выполнения работ.

3. Права

3.1. Практический психолог имеет право предпринимать действия для предотвращения и устранения случаев любых нарушений или несоответствий.

3.2. Практический психолог имеет право получать все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.3. Практический психолог имеет право требовать оказание содействия в исполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. Практический психолог имеет право требовать создание организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей и предоставление необходимого оборудования и инвентаря.

3.5. Практический психолог имеет право знакомиться с проектами документов, касающимися его деятельности.

3.6. Практический психолог имеет право запрашивать и получать документы, материалы и информацию, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей и распоряжений руководства.

3.7. Практический психолог имеет право повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. Практический психолог имеет право сообщать обо всех выявленных в процессе своей деятельности нарушениях и несоответствиях и вносить предложения по их устранению.

3.9. Практический психолог имеет право ознакамливаться с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

4. Ответственность

4.1. Практический психолог несет ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение возложенных настоящей должностной инструкцией обязанностей и (или) неиспользование предоставленных прав.

4.2. Практический психолог несет ответственность за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

4.3. Практический психолог несет ответственность за разглашение информации об организации (предприятии/учреждении), относящейся к коммерческой тайне.

4.4. Практический психолог несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований внутренних нормативных документов организации (предприятия/учреждения) и законных распоряжений руководства.

4.5. Практический психолог несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.6. Практический психолог несет ответственность за причинение материального ущерба организации (предприятию/учреждению) в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.7. Практический психолог несет ответственность за неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

1. Осуществляет психолого-педагогическое изучение детей с целью обеспечения индивидуального подхода к ним на протяжении всего периода обучения в средней общеобразовательной школе. На основе использования достижений психологической науки способствует обеспечению полноценного личностного и интеллектуального развития учащихся.

2. Выступает в роли участника воспитательного процесса в работе с семьёй и ребёнком.

3. Проводит психопрофилактическую и диагностическую работу:

1) по запросам педагогов, администрации школы, родителей учащихся изучает интеллектуальные, личностные, межличностные, эмоционально-волевые особенности школьников, их интересы, склонности;

2) участвует в приёме детей в 1-ые классы школы с целью раннего выявления недостаточной психологической готовности к школьному обучению;

3) проводит психологическое обследование детей при переходе из начальной школы в неполную среднюю;

4) использует наиболее эффективные диагностические методы для установления причин неуспеваемости и недисциплинированности учащихся, причин нарушений межличностных отношений школьников со сверстниками с целью своевременного оказания психологической помощи и поддержки;

5) проводит углублённое психологическое обследование учащихся, направляемых на ПМПК.

4. Совместно с педагогами разрабатывает программу индивидуальной работы с учащимися для обеспечения полноценного включения их в учебную деятельность с первых дней пребывания в школе и при обучении на новом школьном этапе.

5. Проводит необходимую психокоррекционную работу.

6. Прогнозирует и оказывает поддержку в развитии индивидуальных и творческих способностей учащихся.

7. Проводит индивидуальные и групповые консультации учащихся по вопросам обучения, культуры умственного труда, развития, жизненного самоопределения, самовоспитания, профессиональной ориентации, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

8. Консультирует администрацию школы, учителей, родителей учащихся по проблемам обучения и воспитания детей.

9. По запросам народных судов, милиции, органов опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних проводит психологическую экспертизу психического состояния ребёнка и условий семейного воспитания.

10. Принимает участие в работе педсоветов, методических объединений. Подготавливает необходимую информацию для педагогического совета и педагогического консилиума для разрешения основных проблем, связанных с обеспечением индивидуального подхода к учащимся.

11. Проводит психологическую работу с учителями (семинары, тренинги, методические учёбы).

12. Работает в тесном контакте с классными руководителями, социальным педагогом, логопедом, администрацией школы.

13. Пропагандирует психолого-педагогические знания среди родителей учащихся (общешкольные и классные родительские собрания).

14. Несёт ответственность за сохранность документации и оборудования школьного психологического кабинета, обеспечивает правильное его использование.

15. Осуществляет учёт результатов психолого-педагогической работы в строгом соответствии с формами, установленными научно-методическими центрами школьной психологической службы.

Основными направлениями деятельности практического психолога, предусмотренные "Положением о психологической службе образования" являются:

· Психопрофилактическая работа Психологическая профилактика предусматривает деятельность по:

разработке, апробации и внедрению развивающих программ для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа;

контролю за соблюдение психогигиенических условий обучения и развития детей в образовательных учреждениях и семье, обеспечением гармоничного, психического развития и формирования личности детей на каждом этапе их развития;

элиминированием неблагоприятных психологических факторов в образовательной среде, семье;

обеспечению условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности детей и подростков в процессе непрерывной социализации;

подготовке детей и подростков к сознанию тех сфер жизни, в которых они хотели бы реализовать свои способности и знания;

своевременному предупреждению возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей.

· Психодиагностическая работа

· Развивающая и психокоррекционная работа (Развивающая и психокоррекционная работа предусматривает деятельность по:

активному взаимодействию психолога с детьми и взрослыми, обеспечивающему психическое развитие и становление личности детей, реализации возрастных и индивидуальных возможностей развития детей;

участию в разработке, апробации и внедрении комплексных психолого-медико-педагогических развивающих и коррекционных программ;

реализации комплекса индивидуальных ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений физическом, психическом, нравственном развитии несовершеннолетним.

· Консультативная работа (психологическое консультирование) Психологическое консультирование предусматривает деятельность по:

консультированию администрации образовательного учреждению по вопросам управления педагогическим коллективом, администрации и педагогов, по вопросам развития, обучения и воспитания и образования детей;

консультированию родителей и членов семей детей по вопросам воспитания, семейных и межличностных взаимодействий;

консультированию представителей других служб и государственных органов, обращающихся в образовательное учреждение с вопросами, связанными с развитием детей по проблемам возрастных и индивидуальных особенностей психического, личностного развития детей и молодежи.

социализации и социальной адаптации несовершеннолетних.

· Психологическое просвещение

Просвещение - важное направление деятельности практического психолога. Представляет собой совокупность методов, средств по информированию лиц, заинтересованных в психологических знаниях и имеющих отношение к воспитанию и образованию детей (Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2000)

Психологическое просвещение предусматривает деятельность:

получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей и подростков, динамике процесса развития, необходимой для оказания психологической помощи детям. Их родителям педагогам;

выявлению возможностей. интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного и профессионального самоопределения;

определению причин нарушений в обучении, поведении и развитии несовершеннолетних.

· Психологическая реабилитация Психологическая реабилитация предусматривает деятельность по:

психологическому сопровождению детей, членов их семей в процессе консультативной и психокоррекционной работы с ним;

конструированию адаптивных моделей поведения и социальных взаимодействий, обеспечивающих наиболее полную социализацию и интеграцию в общество проблемных детей и их семей.

Кабинет психолога находится на втором этаже реабилитационного центра.

Цвет стен, пола, мебели, жалюзи подобран по принципу использования спокойных и нейтральных тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения и раздражения. Мебель в кабинете с округленными формами и установлена в контексте общей композиции. Освещение в кабинете соответствует нормам.

Зона ожидания. Находится за пределами.

Консультативная зона: мягкая мебель, журнальный столик.

Рабочая зона: письменный стол, компьютерный стол, стулья, компьютер, множительная техника, шкафы для хранения методических материалов, дидактических игр и игрушек, библиотека, сейф для хранения документов.

Зона развивающих занятий: детский стол и стульчики, игрушки Психотерапевтическая зона: стеллажи для хранения изоматериалов и наборов игрушек, песочница.

Психолог в компании - это сотрудник, который отвечает за душевный мир работников. Он должен способствовать тому, чтобы они сохраняли положительный субъективный настрой в ходе своей деятельности на предприятии. Также он обязан следить за микроклиматом в коллективе и принимать меры по его улучшению.

Общие положения инструкции

Общие положения должностной инструкции психолога включают предписания базового характера, которые относятся к выполнению данным сотрудникам своих функций. Они размещаются в начале инструкции. Эти общие положения включают следующий перечень:

Если психолог отсутствует на своем рабочем месте по тем или иным причинам, в компании назначается лицо, которое временно исполняет его обязанности . Такая должность может быть прямо не указана, в таком случае заместитель назначается решением директора.

Обязанности и задачи

Психолог выполняет весьма широкий круг обязанностей, поскольку психологические потребности сотрудников любой компании весьма разнообразны. В частности он должен:

Еще одна обязанность психолога - проведение собеседований. Оговаривается, что от него требуется беседовать не только с лицами, нанимающимися на предприятие, но и с теми, кто с него увольняется. Сотрудник обязан помочь таким работникам покинуть предприятие без каких-либо психологических травм.

Требования к специалисту

Требования к психологу могут быть различными. Их уровень зависит от характера предстоящей ему деятельности. Таким образом, в инструкциях конкретных организаций могут быть указаны критерии, оптимальные именно для них.

При этом в типовой должностной инструкции предусмотрено, что психологом может стать лицо, которое окончило высшее учебное заведение по специальности психолог и проработало на аналогичной должности два года.

Также для психолога установлена необходимость иметь достаточное представление о:

  • законодательстве, регулирующем его сферу деятельности;
  • локальных правовых актах, содержащих предписания относительно его работы на предприятии;
  • методических материалах, относящихся к управлению кадрами;
  • стратегии и политике компании в области кадровой работы;
  • базовой психологии, в том числе общей, социальной и психологии труда;
  • деятельности по профориентации;
  • психологическом консультировании.

Какими личностными качествами должен обладать психолог

Набор личностных качеств, которыми желательно обладать психологу, включает следующие:

  • эмпатия, способность погрузиться в мир другого человека;
  • толерантность или терпимость;
  • большой объем знаний, эрудиция;
  • стремление к анализу;
  • общая тактичность и деликатность;
  • стрессоустойчивость и эмоциональная стабильность;
  • умение наблюдать.

Ответственность и права

Психолог несет ответственность, которая в стандартном случае может носить материальный и дисциплинарный характер. Она наступает в случае:

  • невыполнения обязанностей, установленных для данного специалиста либо же выполнения их ненадлежащим образом, в частности если он выполняет их несвоевременно или халатным образом;
  • нарушения существующих на предприятии предписаний, включая инструкции, а также распоряжения и приказы руководства;
  • действий, которые привели к раскрытию конфиденциальных данных или коммерческой тайны ненадлежащим лицам;
  • несоблюдения правил трудового распорядка, норм дисциплины, предписаний техники безопасности.

Помимо этого, психолог несет ответственность в общем порядке при нарушении в ходе трудовой деятельности административного или уголовного законодательства. Она наступает согласно соответствующему кодексу.

Права психолога включают:

  • доступ к решениям, которые касаются сферы, за которую он несет ответственность;
  • составление и последующее представление руководству проектов решений по улучшению работы компании в области, определенной данной инструкцией;
  • информирование непосредственного руководителя об обнаруженных недостатках и внесения предложений относительно мер по их устранению;
  • подача запроса на получение сведений и документов, требуемых для выполнения своих функций;
  • требование содействия от вышестоящих работников при выполнении своих функций.

Преимущества и недостатки профессии

Среди плюсов профессии психолога имеет смысл выделить:

  • ее безусловную востребованность, соискатель, окончивший вуз по данному направлению, всегда отыщет себе работу;
  • офисный характер работы, психологу не приходится трудиться в опасных условиях.

Часто выделяют ещё одно преимущество: психолог может помочь и себе самому справиться с проблемами данного плана . Однако стоит оговорить, что, если эта мотивация при выборе подобной работы становится основной, это не слишком хороший знак для психолога, да и для организации. Желательно, чтобы она была второстепенной.

Минусы данной специальности включают:

  • эмоциональное выгорание, психологический аппарат сотрудника, слишком долго работающего психологом, в конечном итоге изнашивается;
  • средняя зарплата для большинства психологов, это массовая профессия и те, кто выбрал её, но не смог пробиться в меньшинство настоящих профи, много получать не будут.

О том как продиагностировать себя смотрите видео опытного психолога.

Должностная инструкция педагога-психолога отделения социального обслуживания семьи и детей [наименование организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Педагог-психолог отделения социального обслуживания семьи и детей относится к категории специалистов и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность педагога-психолога отделения социального обслуживания семьи и детей принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы.

1.3. Педагог-психолог отделения социального обслуживания семьи и детей назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

1.4. Педагог-психолог отделения социального обслуживания семьи и детей должен знать:

Конвенцию о правах ребенка;

Национальные стандарты РФ в области социального обслуживания населения;

Теорию и методику социальной работы;

Программно-методическую литературу по социальной работе;

Передовой отечественный и зарубежный опыт социальной работы;

Педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику;

Основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики;

Методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения;

Современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка;

Методы и приемы работы с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья;

Методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных;

Современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;

Основы работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

Правила внутреннего трудового распорядка;

Правила по охране труда и пожарной безопасности;

- [иные знания].

2. Должностные обязанности

Педагог-психолог отделения социального обслуживания семьи и детей:

2.1. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия клиента.

2.2. Принимает меры по оказанию различного рода психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной, консультативной).

2.3. Проводит психологическую диагностику психофизического, интеллектуального и эмоционального развития детей.

2.4. Определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии несовершеннолетних, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.

2.5. Выявляет психологические проблемы детей, семей, отдельных граждан - клиентов учреждения, участвует в разработке планов психолого-педагогической и социальной реабилитации.

2.6. Формирует психологическую культуру детей и подростков, родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуру полового воспитания.

2.7. Разрабатывает индивидуальные и групповые программы социально-психологической реабилитации.

2.8. Определяет задачи, формы, методы психолого-педагогической работы на основе индивидуальных и групповых программ реабилитации.

2.9. Оказывает социально-педагогическую помощь, направленную на создание необходимых условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций, порождающих беспризорность и безнадзорность, на обеспечение развития и воспитание детей семьи группы риска.

2.10. Осуществляет комплекс мер, направленных на профилактику социального сиротства, оказывает консультативную и практическую помощь детям, переданным в семьи через центр, и лицам, занимающимся их воспитанием.

2.11. Предоставляет отчеты о проделанной работе в определенные сроки.

2.12. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Педагог-психолог отделения социального обслуживания семьи и детей имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. На оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.3. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.4. Самостоятельно принимать решения в рамках своей компетенции и организовывать их выполнение подчиненными сотрудниками.

3.5. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.6. Получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.7. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.9. Контролировать работу подчиненных сотрудников, отдавать им распоряжения в рамках их служебных обязанностей и требовать их четкого исполнения, вносить предложения руководству по их поощрению или наложению взысканий.

3.10. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством Российской Федерации].

4. Ответственность

Педагог-психолог отделения социального обслуживания семьи и детей несет ответственность:

4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]