Классный час по теме день толерантности. Классный час на тему: "Быть современным - быть толерантным!"

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СТРОГАНОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

УТВЕРЖДАЮ

Зав. Частинским филиалом ГБПОУ

«Строгановский колледж»

И.Н. Голдобин

Методическая разработка классного часа по теме:

Поговорим о толерантности

Преподаватель: ________ О.П. Терёхина

(подпись) (И.О.Фамилия)

с. Частые, 2016

Специальность: Коммерция (по отраслям)

Группа: № 21

Курс: 1

Дата проведения: 05.04. 16

Тема классного часа: Поговорим о толерантности

СОДЕРЖАНИЕ

Ход занятия

1 Организационный момент

2 Мотивационное начало. Введение в тему классного часа

3 Раскрытие темы классного часа

4 Тест «Насколько вы толерантны?»

5 Заключительный этап

6 Рефлексия: «Дерево толерантности»

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Толерантность - это важнейшая составляющая воспитания, предусматривающая приобщение к национальным духовным ценностям, к общечеловеческим знаниям, к единению культур, формирующая мировоззрение студентов.

В последнее время все чаще и чаще возникают разговоры о толерантном мире, т.е. мире без насилия и жестокости, мире, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. И всем известно, что воспитывать детей в духе толерантности должны прежде всего родители и само общество, причём постоянно. Но так складывается ситуация, что воспитанием толерантности больше всех занимаются преподаватели, классные руководители. Чтобы превратить группу в единое целое, чтобы вместе делить радости и огорчения, чтобы вместе преодолеть трудности и праздновать победы, необходимо в первую очередь воспитание культуры толерантности у студентов.

Сегодня довольно часто можно услышать, что зло сильнее добра, что каждый живет сам по себе, не вникая в проблемы других, люди стали черствее, грубее и жестче. Толерантность – это то, без чего наша страна, да и весь мир рискуют погрузиться в хаос. Мы порой слышим мимоходом, на перемене, проходя по коридору, где наши студенты с презрением отзываются о своих сверстниках другой национальности. Мы проходим мимо, сделав лишь короткое замечание, потому что спешим, потому что есть учебный план, занятия... Но смысл слова “толерантность” в том и состоит, чтобы мы, взрослые, не проходили мимо этих вроде бы таких нестрашных в устах детей слов. Ведь спустя много лет каждое пропущенное нами слово может стать взрывом, выстрелом... Почти каждый день ТВ показывает страшные кадры... Как хочется уберечь детей от горя, от страха, от ужасов войны и терактов... Толерантность необходима всем нам в наше жесткое, наполненное противоречиями время. Такова наша действительность

В России проблема нетерпимости в последние годы становится очень серьезной, и не только национальной терпимости. Важно еще говорить о том, что главное, это человеческая личность, права человека, самоуважение человека. Недостаточно воспитывать студента только в техникуме. Ведь его воспитывает еще и вся среда обитания, тот социум, в котором он находится: семья, друзья, взрослые, отношение между родителями. Порой он сталкивается с тем идеалом прав человека, который мы пытаемся ему внушить в техникуме, а наша действительность этот идеал разрушает.

Ведь толерантность это не просто качество, которое мы развиваем в наших студентах, но и определенный стиль их жизни в будущем. Таким образом, поднимая тему толерантности, классный руководитель касается непосредственно разных сторон в воспитании личности студента.

Данная методическая разработка составлена для классных руководителей и может быть использована в качестве вводного занятия цикла классных часов, нацеленных на воспитании толерантности у студентов: воспитание чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов, на развитие самосознания, которое помогает обучающимся увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле.

Занятие способствует формированию общих компетенций:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Классный час сопровождается презентацией, насыщенной иллюстрациями и информационным материалом, которая является его лаконичным мультимедиа сопровождением.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Тема: Поговорим о толерантности

Цель: повышения уровня коммуникативной культуры студентов для преодоления и предупреждения социально-эмоциональных проблем при адаптации в социуме.

Задачи

Воспитательные :

    улучшения психологического климата в группе,

    способствовать формированию мировоззрения, основанного на диалоге культур, осознанию своего места в поликультурном мире; формированию гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности (ОК 3, ОК 8, ОК 9);

    с пособствовать выработке активного неприятия любых форм дискриминации, воспитанию толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения (ОК 6, ОК 7);

Развивающие :

    развитие навыков социального поведения, умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей (ОК 2, ОК 3, ОК 9);

    развитие коммуникативных и рефлексивных умений, внимания, памяти, творческого мышления обучающихся (ОК 2, ОК 3, ОК 6, ОК 9);

    создание условий для проявления готовности и способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению (ОК 3, ОК 8, ОК 9);

Образовательные : ввести понятие толерантности, выявить основные черты толерантности, сформировать правильное представление о толерантном поведении, способствовать выработке принципов толерантного поведения, повышение активности студентов в общественных делах, предоставить возможность оценить степень своей толерантности.

Направление: нравственное воспитание

Форма проведения: круглый стол” с сюжетно-ролевыми играми, проблемными вопросами.

Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, экран, презентация «Толерантность»

Оформление кабинета : макет дерева толерантности, плакаты с высказываниями о вежливости, терпении, дружбе:

В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травой; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе. (Ф. Бэкон);

Человек ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный. (Н.Добролюбов);

Своим терпением мы можем достичь большего, чем силой. (Э. Берк);

Материалы и инструменты : фломастеры, клеевые карандаши, бумага в форме листьев (например, березы), ватман, на котором изображено дерево без листьев, бумага для записей

Примечание . В тексте сценария полужирным начертанием выделен текст, который так же отражён на слайдах презентации.

Предварительная подготовка:

    подбор материалов для создания презентации, сценария классного часа урока, создание презентации и оформления кабинета, создание приложение к классному часу;

    8 студентов задействованы в подготовке и проведении мероприятия (постановка инсценировок «Две дороги…Выбирай», Сказочка о счастье);

План:

1. Организационный момент

2. Мотивационное начало. Введение в тему классного часа

Беседа о толерантности. История возникновения понятия

Приветствие

3. Раскрытие темы классного часа

    Понятие толерантности

    Общее понятие толерантности

    Толерантность на разных языках

    Толерантность в разных религиях

    Два пути развития личности: толерантность и интолерантность

    Игры

4. Тест «На сколько вы толерантны»

5. Подведение итогов классного часа. Рефлексия.

Ход занятия

    Организационный момент

Слайд 1

Перед началом работы студенты тянут жетоны: красные, желтые, зеленые, белые. Таким образом, образуются 4 группы.

Слайд 2

    Мотивационное начало. Введение в тему классного часа

Сегодня наш разговор посвящён толерантности . 16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности. Этот день посвящен соблюдению принятой в 1995 году Декларации терпимости. Его цель заключается в том, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия и экстремизма.

Не всем, может быть, знакомо это, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Но прежде, чем начать, давайте поздороваемся.

1 группа – красные жетончики – вы здороваетесь, как японцы (поклон)

2 группа – желтые жетончики – вы здороваетесь, как европейцы (жмете руку)

3 группа – белые жетончики – вы здороваетесь, как эскимосы (трутся носами)

4 группа – зеленые жетончики – вы здороваетесь, как китайцы спрашиваете «Ты ел сегодня рис?» в ответ человек должен поклониться.

В такой необычной форме приветствия мы выразили уважение друг к другу, что является составляющей частью толерантности. Для каждого человека исключительно важно уметь устанавливать контакты с другими людьми, уметь общаться, т.е. уметь слушать и «слышать» других, понимать мысли, чувства, высказанные словами, выраженные жестами, мимикой; уметь точно доносить свои мысли до слушателей.

Как часто многие недоразумения, непонимания, порой трагедии разыгрыва­ются только оттого, что люди не смогли понять друг друга, не смогли четко дове­ сти свои представления, мнения, понимание о предмете разговора (общения).

Учиться жить среди людей, уметь общаться, так же важно, как изучать математику или физику, поко­ рять горные вершины или исследовать морские глубины. И если вы хотите прожить нормальную, полноценную жизнь, без умения жить в согласии с другими людьми, необходимо учиться общению.

Какие качества помогают людям общаться?

Те качества, которые помогают людям общаться, имеют одно общее название. У этого определения есть свое понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ, которое имеет свою историю.

Из истории

Слайд 3

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при всех правительствах (и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способ, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы.

А кто из вас слышал слово "толерантность"? Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово "толерантность".

А что оно означает, знаете? (выслушать мнение)

Для русского языка слово "толерантность" относительно новое; четкого, однозначного толкования этот термин не имеет. Как каждый из вас понимает это слово?

(выслушать ответы)

Сегодня современный человек должен быть не только образованным, но и обладать чувством самоуважения и быть уважаемым окружающими. Люди, не обладающие этим качеством, оказываются неспособными к изменениям, которых требует наша жизнь.

А что было бы, если все люди были похожи друг на друга и ничем не отличались? Интересно ли жить в таком мире клонов? (выслушать ответы)

Хорошо или плохо, что все мы разные? (выслушать ответы)

Слайд 4

Люди своими отличительными чертами дополняют друг от друга.

Скажите мне пожалуйста, как вы понимаете слово МИР?

Итак, Мир – это вселенная. Мир – это наша Земля. Это наша страна. Наш город. Наш техникум. Мир – это я. Как разнообразен мир вокруг нас. Мы все такие разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худые, лысые и с косичками, умные и не очень. И все мы должны жить и понимать друг друга.

Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.

    Раскрытие темы классного часа

Дадим определение слову толерантность

Слайд 5

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Толерантность глобальная проблема, и наиболее эффективным способом формирования у подрастающего поколения является воспитание.

Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:

Слайд 6

    в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

    во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

    в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

    в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

    в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

    в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Слайд 7

Вопросы:

Какое из определений вам импонирует более всего? (Ответы ).

Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Ответы ).

А что же объединяет эти определения? (Ответы ).

Разные религии описывают это одним языком

Слайд 8

Слайд 9

Ислам:
“Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как себя самого”

Буддизм:
“Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову”.

Христианство:

Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними”

Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы ).

(Далее ведущий и участники обобщают всё сказанное, делают вывод, что толерантность – не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.).

Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот...

Сценка “Перед вами две дороги. Выбирайте...”

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.

Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав её руку.

Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, Смотри, у него кровь на штанине.

А нам-то что? Он сам виноват.

Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

Я всё равно подойду. - Девушка вырвала руку.

Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться с “всякими”. Пойдём отсюда, - он попытался увести её.

Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!

Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.

Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой.

Я сломал её... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.

Спасибо, леди, спасибо...

Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, - у тебя нет “мобильника”?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.

Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.

У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.

Девушка! - окликнул её мужчина – Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдёте себе счастье.

Вопросы группам:

· Почему молодой человек отказался помочь?

· Как бы вы поступили в этом случае?

· Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

· Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

Заслушиваются ответы участников

Вывод . Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты. Как бы вы поступили в этом случае?

Мы видим, что есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный.

Упражнение “Толерантная и интолерантная личности”

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев. Интолерантные личности делят мир на две части: чёрную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между “своими” и “чужими Какими же чертами должен обладать толерантный человек, а какие черты личности мешают быть таковым?

А теперь вам нужно распределить слова в II колонки, где в I – колонке – черты, присущие толерантной личности, во II – черты, присущие интолерантной личности:

Слайд 10

Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность.

Посмотрим таблицу.

Слайд 11

(обсуждение информации об основных чертах личности)

Толерантность означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независим от каких-либо отличий.

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Толерантный человек видит мир во всём его многообразии.

Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

Все – мы разные, все мы – равные!

«Сходства и различия».

Участники в группе делятся на пары и называют по 2 схожие черты и 2 отличающие их черты.

· Как влияют сходства и различия людей на жизнь общества?

· Национальность влияет на взаимоотношения людей?

· Как общаются между собой пожилые и молодые люди?

· Как сказывается на общении с другими людьми наличие физических недостатков у человека?

Вы работу выполняли в своей микрогруппе. А теперь за 30 секунд вам предлагается объединиться в группы по различным признакам: пол, цвет волос, гороскоп, рост, цвет глаз и т. д.

Вывод:

В каждом человеке можно найти не только отличные, но и схожие черты. О человеке судят по тому, какая у него внешность, профессия, вера, как он строит отношения в семье и с окружающими. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище и светлее. Это толерантный путь развития личности.- этим самым мы говорим о Сотрудничестве и принятии человека таким каким он есть. – открываются слова на доске.

Игра «Самолетик».

4 пары: от каждой группы по паре участников – остальные поддерживают. Пары участников берут друг друга за руку и свободными руками делают бумажный самолетик.

Вывод:

Вы попытались договориться друг с другом, распределить, кто, что будет делать и выполнить сообща задание.

Игра «Волшебная рука» (прием поиска толерантной позиции).

Участники обводят на листе свою руку. Предлагается написать на пальчиках свои хорошие качества, а на ладошке – то, что хотелось бы изменить в себе.

Рисунки можно вывесить на стену.

Работать мы с вами будем над ладошками в дальнейшем.

Отчужденность и враждебность в восприятии другой культуры – весьма распространенное явление в нашей жизни. Она возникает из-за боязни неизвестного, ожидания враждебности со стороны другой группы. Ощущения дискомфорта от вторжения «чужих» в привычную жизнь. Если узнать друг друга лучше, принимать других такими, какие они есть, быть терпимее, таких проблем не возникнет. Часто бывает так, что вы сталкиваетесь с непониманием, как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников. Это происходит потому, что нас разные люди воспринимают по-разному. Жизнь – это театр. У каждого свои жизненные роли - ученик, сын или дочь, внук, друг, сосед, одноклассник, пассажир, пешеход и т.д.

Умение понимать и познавать других людей – это черта толерантного поведения.

    Тест «Насколько вы толерантны?»

Слайды 12 - 25

Прислушиваетесь ли вы к чужому мнению? Отно­ ситесь ли вы к нему с уважением, терпимы ли вы? Перед вами тест, который, надеемся, хотя бы приблизительно поможет определить степень вашей терпимости. Но одно условие: отвечайте быстро, не задумываясь.

1. Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но ее не поддержали. Расстроитесь?

а) да; б) нет.

2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочтете?

а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;

б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил.

3. Спокойно ли вы воспримите неприятную для вас новость?

а) да; б) нет.

4. Раздражают ли вас люди, которые в общественных местах появляются нетрезвыми?

а) если они не переступают допустимых границ, меня это вообще не интересует;

б) мне всегда были неприятны люди, которые не умеют се­ бя контролировать.

5. Можете ли вы найти контакт с представителями иной, чем у вас, профессии, с иным положением, обычаями?

а) мне трудно было бы это сделать;

б) я не обращаю внимание на такие вещи.

6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?

а) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники;

б) если даже шутка и будет мне неприятна, я постараюсь ответить в такой же манере

7. Согласны ли с мнением, что многие люди «сидят не на своем месте», «делают не свое дело»?

а) да; б) нет.

8. Вы приводите в компанию друга (подругу), который стано вится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?

а) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом вни мание отвлечено от меня;

б) я лишь радуюсь за него (нее).

9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который крити кует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Ваша реакция:

а) уйдете пораньше под благовидным предлогом;

б) вступите в спор.

Запишите по два очка за ответы: 16, 26, За, 4а, 56, 66, 76, 86, 9а.

Анализ результатов

От 0 до 4 очков: вы непреклонны, простите, эгоистичны, уп­ рямы. Возникает впечатление, что вы стремитесь навязать свое мнение другим во что бы то ни стало. Часто повышаете голос. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые не соглашаются с тем, что вы говорите и де­лаете.

От 6 до 12 очков: вы способны твердо отстаивать свои убеж­дения. Вы, безусловно, можете вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Способны иногда и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый харак­ тер. Но стоит ли «брать горлом», когда можно победить более дос­ тойно?

От 14 до 18 очков: твердость ваших убеждений отлично соче­ тается с большой тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнесетесь к достаточно пара­ доксальному на первый взгляд поступку, даже если вы его не одоб ряете, Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику от­ казаться от взглядов, которые, как выяснилось, ошибочны.

    Заключительный этап

Заключительный этап

В конце мне хочется сказать, что учебная группа – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор.

И мне очень хочется, чтобы в завершении нашей встречи вы не были похожи на короля из сценки.

Сказочка о счастье.

На свете жил один король,

Богатый и могучий.

Всегда грустил он. И порой

Бывал мрачнее тучи.

Гулял он, спал, обедал,

А счастья он не ведал!

Но вечно хныкать и тужить

Бедняге надоело.

Вскричал король: « Нельзя так жить!»

И с трона спрыгнул смело.

Да вмиг порушить свой удел

Не в королевской власти?

И вот король в карету сел

И покатил за счастьем.

Король в окошечко глядит,

Карета бодро катится.

Постой-ка, кто там на пути?

Девчонка в драном платьице.

О всемогущий мой король,

Подать хоть грошик мне изволь.

Эй, попрошайка, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил.

А в синем небе месяц стыл...

Карета мчится наугад

Бог весть в какую сторону.

Вдруг на пути стоит солдат,

Израненный, оборванный.

О мой король, - вскричал солдат,

Тебя я видеть очень рад!

Прошу покорнейше: устрой

Меня ты в услуженье,

Я за тебя стоял горой,

Я, право, бился, как герой,

Я выиграл сражение.

А ну, служивый, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду!

Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл...

Карета мчит во весь опор,

Конь скачет, что есть духу.

Вдруг на дорогу вышла с гор

Сутулая старуха.

Прости, любезный мой король,

Старуху одинокую.

Мой дом - вон, видишь, за горой,

С утра ушла далеко я.

Ношу из лесу я дрова -

Тяжелая работа.

Гляжу вокруг, едва жива:

А вдруг поможет кто-то...

А ну, старуха, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду!

Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл...

Вот лето кончилось. Жара

Сменяется ненастьем.

Король торопит: -

В путь пора,

Еще немного - и ура!

Свое настигну счастье!

И все бы кончилось бедой

Сомнений в этом нету.

Да старец с белой бородой

Остановил карету.

Перекрестившись, не спеша,

Торжественно и строго

Сказал: « Заблудшая душа,

Король, побойся Бога!

Ты ищешь счастье для себя,

Ты странствуешь по свету.

Но, только ближнего любя,

Найдешь ты счастье это.

Скорей послушайся меня:

Обратно разверни коня,

Детей согрей и накорми,

Солдата в сторожа найми,

Все это сделай, но сперва

Старушке ты поможешь:

До дома довезешь дрова,

Распилишь и уложишь...»

Тут вышла полная луна.

И осветила путь она.

Нелегкий путь, обратный путь.

Путь к счастью, не куда-нибудь.

Король поныне во дворце

Всем людям помогает.

И счастье на его лице,

Как ясный день, сияет!

    Всегда ли в жизни происходят такие изменения?

    Чему нас учит эта сказка?

Вывод: Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок

6 Рефлексия: «Дерево толерантности» (творческое задание)

Наш коллектив – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани.

Давайте вырастим наше собственное дерево толерантности. Пусть наше дерево зазеленеет, и на нем распустятся листочки. Напишите на листочке свои пожелания, советы, что нужно сделать, чтобы наша группа, наш техникум, наш город, наша страна стали пространством толерантности, то есть, чтобы отношения стали как можно более толерантными. А теперь приклеим их на дерево.

Возможные варианты:

· Помогать друг другу, быть дружнее, защищать слабых.

· Не ссориться, стараться понять друг друга

· Не обращать внимания на национальность, вероисповедание, внешность, привычки

· Больше общаться, узнавать друг друга

· Уважать друг друга, стараться самому стать лучше

Молитва о встрече:

Я пришел в этот мир

Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в этот мир

Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

Не для того, чтобы отвечать моим интересам,

Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я – это я, а ты – это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно!

А если нет – ну что ж, печально.

Благодарю всех за активное участие. Вижу, что классный час понравился, и я надеюсь, что он оставил глубокий след в душе каждого, помог нам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир. Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни своё поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.

Ч. 1
Сценарий классного часа

«Толерантность спасёт мир»
"Теперь, когда мы научились летать по

воздуху, как птицы, плавать под водой,

как рыбы нам не хватает только одного:

научиться жить на земле, как люди."

Цели и задачи:

1.Ввести и закрепить определение термина “толерантность”, углубить понимание его значения.

2. Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;

3. Формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей.

4. Сформировать представление о толерантном отношении.

Основные понятия: толерантность, интолерантность, терпение.


Оборудование:

1. Компьютер, телевизор, презентация «Толерантность спасёт мир» (авторская разработка); Видеоклип «Tell Me Why» (исполнитель Declan Galbraith); видеоролики на тему толерантности;

2. Распечатка памятных закладок для книг для каждого воспитанника и гостей классного часа.

Ход мероприятия

I. Вступление(фон)

Ученик читает стихотворение Е. Евтушенко «С. Преображенскому».

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы - как истории планет.

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил

И с этой незаметностью дружил,

Он интересен был среди людей

Самой неинтересностью своей.

У каждого свой тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший миг.

Есть в мире этом самый страшный час,

Но это все неведомо для нас;

И если умирает человек,

С ним умирает первый его снег,

И первый поцелуй, и первый бой

Все это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,

Машины и художников холсты,

Да, многому остаться суждено,

Но что-то ведь уходит все равно!

Таков закон безжалостной игры:

Не люди умирают, а миры.

Людей мы помним, грешных и земных,

А что мы знаем, в сущности, о них?

Что знаем мы про братьев, про друзей,

Что знаем о единственной своей?

И про отца родного, своего мы,

Зная все, не знаем ничего.

Уходят люди.

Их не возвратить.

Их тайные миры не возродить.

И каждый раз мне хочется опять

От этой невозвратности кричать.
Учитель: Какое пронзительное стихотворение! Надеюсь, вам, ребята, понятна его основная мысль: поэт говорит о самоценности личности каждого человека и о том, как часто нам не хватает внимания и понимания со стороны окружающих нас людей. Нам не хватает терпимости и уважения по отношению друг к другу. Теперь это понятие носит название «толерантность».

Знаете, существует такое красивое слово «толерантность». Описать его трудно из-за того, что в разных языках она определяется по-разному

Что такое толерантность?

tolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность;

терпимость (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

Сегодня наш разговор посвящен толерантности. 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революци­онном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно мини­стром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, не­сомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважитель­но к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стре­миться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельст­вам.

С именем этого человека связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».

Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовно­го и интеллектуального развития

Мир- это вселенная. Мир – это наша Земля. Это наша страна. Наш город. Наша школа. Наш класс. Класс - это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье царил покой, мир, уважение и понимание. Что же для этого нужно? Давайте послушаем притчу « Ладная семья»

Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

*любовь;(слайд)

*прощение;

*терпение.

Обсуждение притчи:
Учитель. : О чем же притча, ребята?

(Ответы учеников: об уважении друг друга, умении избегать ссор, считаться с мнением других.)

Как вы думаете, ребята, прав был старик?

Вывод. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.

Сценка «Перед вами две дороги, выбирайте…»

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в гла­зах стояли слезы.

Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку.

Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.

А нам-то что? Он сам виноват.

Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, во­рует, пьянствует. Зачем ему помогать?

Я все равно подойду. - Девушка вырвала руку.

Я тебя не пушу. Ты - моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем от­сюда, - он попытался увести ее.

Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!

Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удер­жать ее. Она решительно одернула руку.

Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой.

Я сломал ее... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».

Спасибо, леди, спасибо...

Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, у тебя нет «мобильника»?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувство­вала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и при­близилась к парню.

Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.

У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпи­те, - она быстро пошла к телефонному автомату.

Девушка! - окликнул ее мужчина - Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбну­лась. - Вы обязательно найдете себе счастье.

Вопросы к учащимся:

Почему молодой человек отказался помочь?

Как бы вы поступили в этом случае?

Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

Сейчас вам, дорогие ребята, я предлагаю просмотреть видеоклип «Tell Me Why» (исполнитель Declan Galbraith). Вы изучаете английский язык со второго класса, и поэтому всё, о чём поёт мальчик, вам будет понятно. Хочу обратить ваше внимание на фон видеоклипа. Это является важным для полного восприятия видеоклипа.

(просмотр видео клипа «Tell Me Why» (исполнитель Declan Galbraith) с помощью Adobe Media Player 1.7, презентация на некоторое время сворачивается)

Учитель:

Ребята, я понимаю вас, без слёз сострадания и сочувствия этот клип смотреть нельзя.

Какие эмоции вы испытали?

Какова основная идея видеоклипа?

(выслушать ответы воспитанников и перейти к просмотру слайдов презентации)

Видеоролик мальчик

Учитель:

Толерантность вовсе не отменяет собственного мнения. Скорее наоборот, лишь обладая сформировавшимся взглядом на многие окружающие вещи и системой жизненных принципов, можно определить границу, переход которой окажется малоприятной. Можно ли вас считать обладателем этого качества? Или вам еще предстоит набраться опыта, чтобы его приобрести? На эти вопросы нам помог ответить следующий тест, который мы с вами проводили на классном часе, посвящённом дню «Толерантности» «Проявляешь ли ты толерантность?»

(обсуждение результатов тестирования)
Предлагаю вашему вниманию ещё один видеоролик

Видеоролик «Цветок толерантности»

У толерантности должно быть лицо! У толерантности должны быть какие-то свои качества. Давайте попробуем дать характеристику человеку, который обладает толерантным отношением, а для этого вырастим свой Цветок толерантности. Для начала мы с вами разделимся на три группы.

(работа в группах).

Учитель: Итак, давайте попробуем. У вас на столах для каждой группы лежит конверт с различными качествами человека. Попробуйте выбрать пять качеств, которые, по вашему мнению, соответствуют толерантному человеку (на группы класс разбивается по рядам, конверт кладет на первую парту каждого ряда-группы).

Конверт№1 .доброта, уважение прав других, сострадание,

Злорадство, бессердечность, конфликт,

Конверт№2 .прощение, сотрудничество, уважение человеческого достоинства

Хвастовство, грубость, зазнайство,

Конверт№3 .милосердие, пригятие другого таким какой он есть, терпимость

Вспыльчивость, раздражение, злость.


Учитель

Ребята! Давайте проверим, что у нас с вами получилось (представитель каждой группы зачитывает ответ своей группы, затем карточки с качествами, которые чаще всего встречаются, крепятся на доску).

Таким образом, ребята, мы с вами вырастили свой цветок «Толерантности»

Интолерантный человек – характеризуется представлением человека о собственной исключительности низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности.

Конверт интолерантность
Ученик:

Толерантность - это не простое чувство,

Его не в раз приобретешь:

Сколько надо проявить благородства и сочувствия,

Только тогда сам все это поймешь.

Толерантным быть – это искусство,

Твердо в этом мы убеждены:

В дружбе и согласии жить должны

Русские и украинцы, башкиры и татары

Ответим друг другу чувством высоким-

(авт. Александров П.)

Видеоролик «Спільного у нас більше ніж ми думаємо»(про национальности)

Творческая работа «ДЕРЕВО ТОЛЕРАНТНОСТИ».

Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала «Пространством толерантности», листочки на­клеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе или рекреации. Учителя и ученики, читая надписи на листьях «ДЕРЕВА ТОЛЕРАНТНОСТИ», узнают о проблемах в своей школе и не забывают о «Дне то­лерантности». Пусть каждый из вас, пусть наш класс, наша школа, наш город и наша Украина всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.



(Звучит тихая музыка.)

Молитва о встрече

Я пришел в этот мир

не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в это мир

не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

не для того, чтобы отвечать моим интересам,

не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я - это я, а ты - это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно!

А если нет - ну что ж, ничего не поделаешь.

Учитель : Мы все такие разные: взрослые и дети, брюнеты и блондины, добрые и злые, толстенькие и худые, с хвостиками и без них… И все же мы должны жить и понимать друг друга.

Вот и наш класс – это единое целое, а каждый ученик в нём – пазл, составляющая, без которой нет единого целого. Каждый из вас по-своему важен и интересен. Но мы все разные.

МЫ ТАКИЕ РАЗНЫЕ, НО ВСЕ - ТАКИ МЫ ВМЕСТЕ!

Учитель:

1.Что же означает толерантность?

Может это к бабушке любовь?

2. А быть может это то, что маме

Я на день рождения принес?

3. Понял я, что это – уважение

К мнению не только своему.

4.Видеть огорченье, боль чужую

Я всегда спокойно не могу.

5.Дам монетку нищему бродяге,

Пожилым охотно помогу.

6.Товарища в беде никак не брошу,

Злобу в класс, друзья, я не пущу.

7. Если ты к товарищам терпим,

Выслушать всегда любого сможешь.

8.Если трудно другу, тяжело,

Ты всегда готов прийти на помощь.

9. Веришь в чудо, счастье, доброту.

Взрослых непременно уважаешь,

10.Маме с папой ты не нагрубишь,

Младших никогда не обижаешь.

11.Значит, не случайно говорят,

Что ты дружелюбен, толерантен.

12.Оставайся им всегда, везде

Да к тому же будь еще галантен.

13.Что же означает толерантность?

Доброта, любовь, улыбки, смех.

14.Что же означает толерантность?

Счастье, дружба и во всём успех.
Все вместе:

Только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир. Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни своё поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.

Техасские объятья!

Все вместе: Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным наш мир.
ПЕСНЯ КЛИП

(раздача памятных закладок «Условия для реализации принципа толерантности» для книг всем участникам классного часа.

Учитель: Спасибо за внимание!

Список литературы:

1. Ванюшкина Л.В. Формирование толерантного мировоззрения / Л.В.Ванюшкина // Народная школа.-2010.- № 2.

2. Гаркуша Н.С. Мир толерантности / Н.С.Гаркуша // Классный руководитель.-2010.-№8.

3.Летяга Д.С., Панова Т.А. Воспитание толерантности / Д.С.Летяга, Т.А.Панова // Справочник классного руководителя.-2008.-№3.

4.Никулина О.В. Формирование основ толерантного сознания /О.В.Никулина//Справочник классного руководителя.-2008.-№10.

5.Панченко С. Формирование толерантных взаимоотношений подростков в детском коллективе / С.Панченко // Воспитание школьников.-2008.-№7.

6.Попова Л.В. Я в мире…мир во мне…толерантность – путь к миру/ Л.В.Попова // Завуч начальной школы.-2007.-№7.-с.105-109
ч. 1

Классный час о толерантности в 9 классах

Социальный педагог Вихрова Е.И. г. Северодвинск МАОУ «СОШ № 2»

Слайд 1: Тема: «Толерантность. Я в мире людей. Люди, которые рядом»

Цели:

познакомить учащихся с понятием "толерантность", с основными чертами толерантной и интолерантной личности;

развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.

Задачи:

дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности; развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся; воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.

Форма проведения: беседа, игра, мультимедийная презентация

Ход урока:

Сегодня наш разговор посвящен толерантности. 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Слайд 2 Толерантность - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Толерантность - глобальная проблема, и наиболее эффективным способом формирования у подрастающего поколения является воспитание.

Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.

Слайд 3 .Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:

Определение слова «толерантность»

В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;

Во французском - отношение при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

В английском - готовность быть терпимым, снисходительным;

В китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

В арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

В русском - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого- либо).

Вопросы к учащимся:

    Какое из определений вам импонирует более всего?

    Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?

    А что же объединяет эти определения?

Слайд 4: Международные соглашения, в которых раскрываются основные понятия и принципы толерантности:

      Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО.

      Всеобщая декларация прав человека.

      Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

      Конвенция о правах ребёнка.

Почему так актуальна толерантность в настоящее время?

Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия...

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот...

«Перед вами две дороги, выбирайте»

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.

    Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

    Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку.

    Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.

    А нам-то что? Он сам виноват.

    Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

    Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

    Я все равно подойду. - Девушка вырвала руку.

    Я тебя не пущу. Ты - моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда, - он попытался увести ее.

    Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь! Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз

попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.

    Что с вами? - спросила она мужчину. - что с вашей ногой.

    я сломал ее... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

    Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».

    Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, - у тебя нет «мобильника»?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.

    Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

    Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.

    У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро подошла к телефонному аппарату.

    Девушка! - окликнул ее мужчина - Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась.

    Вы обязательно найдете себе счастье.

Вопросы к учащимся:

    Почему молодой человек отказался помочь?

    Как бы вы поступили в этом случае?

    Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

Игра «Займи место»

В один угол класса встают те, кто при любых обстоятельствах, всегда дадут милостыню. Во второй угол те - кто не дадут милостыню. Далее в третий переходят те, кто дадут милостыню, но не всем.

Потом участники аргументируют своё решение - почему так встали.

Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

Есть два пути развития личности:

Толерантный

Интолерантн ый

Работа учащихся по группам:

Учащиеся класса делятся на две группы. Первая группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности, вторая - черты, присущие интолерантной личности.

Слайд 5:

Толерантная личность Интолерантная личность

непонимание уважение мнения других игнорирование

доброжелательность эгоизм

желание что-либо делать вместе нетерпимость понимание и принятие выражение пренебрежения

чуткость, любознательность раздражительность снисходительность равнодушие

доверие, гуманизм цинизм

немотивированная агрессивность

Толерантный путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

Составить с учащимися правила толерантного общения.

Слайд 6:

      Уважай собеседника.

      Старайся понять то, о чем говорят другие.

      Отстаивай свое мнение тактично.

4. Ищи лучшие аргументы.

        Будь справедливым, готовым принять правоту другого.

        Стремись учитывать интересы других.

Чтобы идти по толерантному пути необходимо знать правила развития толерантности. Давайте, перечислим хотя бы несколько:

Слайд 7:

          Безразличие к людям порождает соответствующее отношение с их стороны.

          Не буду искать «соринку в чужом глазу», а обращусь к себе.

          Права свои лучше начинать отстаивать тогда, когда хорошо понял и помнишь свои обязанности.

          Насилием и силой можно подчинить себе другого, но это лишь иллюзия успеха.

          Люди судят нас не по нашим словам или намерениям, а по реальным делам.

И т.д. Их очень много.

Важно на деле соблюдать эти правила, придерживаться их, развиваться. Посмотрим - как вам удаётся на деле быть терпимым, толерантным... Тест «Насколько вы терпимы»

Вывод: результаты теста. Значит, есть к чему стремиться, необходимо работать над собой всю жизнь!

Цели классного часа:

1) образовательные:
а) актуализировать ранее изученный материал по русскому языку и литературе;
б) изучить новый термин «толерантность», определить его лексическое значение;

2) развивающие:

а) закрепить навыки использования толкового словаря;

б) сформировать чёткое определение толерантности как термина;

3) воспитательные:

а) воспитание культуры умственного труда на основе использования таких мыслительных операций:

Группировка;

б) развитие личностных качеств:

Развитие толерантности, уважительного отношения к другим культурам, языкам, верованиям, убеждениям, мнениям.

Оборудование:

План классного часа:

I. Постановка целей и задач классного часа.

II. Беседа. Анализ высказываний Л.Н. Толстого и В. Франкла.

III. Игра «Наши плюсы и минусы».

IV. Игра «А я думаю так!»

V. Словарная работа.

VI. Работа над термином «толерантность».

VII. Беседа. «Древо толерантности».

VIII. Подведение итогов.

I. Постановка целей и задач классного часа.

1. Вводное слово учителя.
В современное время мало кто из нас задумывается о добре и зле, о чести и бесчестии. Для многих эти слова стали лишь пустым звуком. Мы много раз за день говорим друг другу «Здравствуйте!», но не задумываемся над тем, какой смысл несёт в себе это слово. Мы даём обещания и забываем о них. Мы ставим перед собой цели и со временем меняем их. Можно с уверенность сказать, что наше общество представляет собой оплот эгоизма. Мы грубим друг другу, чтобы возвысить себя. Мы унижаем друг друга, чтобы сделать себе легче, избежать проблем, оторваться на ком-то. Но как говорил М.Горький: «Есть пороки в моём Отечестве, но и пророки есть!»
Цель нашего сегодняшнего классного часа - показать, что, не смотря на огромные различия, имеющиеся у людей, каждый из нас может стать примером для подражания на основе доброго отношения друг к другу, взаимопонимания и толерантности.
Также мы познакомимся, возможно, с новым для вас словом - «толерантность». Что такое толерантность? Что значит быть толерантным? Возможно ли быть толерантным в современном обществе? Вот основные вопросы, на которые нам предстоит ответить.
Английский писатель О. Уайльд как-то сказал, что наши души прикоснулись друг к другу на то мгновение, когда пересеклись наши жизни. Таким образом, в повседневности мы пересекаемся многократно: в школе, на улице, в магазине, - но в этот момент пересекается не только наше физическое тело, но и душа.
Итак, тема сегодняшнего классного часа «Быть современным - быть толерантным!»
У каждого из вас будет свой индивидуальны лист для работы, вы можете подписать его, а можете и не подписывать. Единственное пожелание - очень хотелось бы, чтобы к конку классного часа лист работы был бы заполнен вами максимально.

II. Беседа. Анализ высказываний Л.Н. Толстого и В. Франкла.

1. Анализ высказывания Л.Н. Толстого
Ребята, прочитайте высказывание Л.Н. Толстого.

Каждый человек - алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет.
Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя.
Л.Н.Толстой
Почему писатель сравнивает человека с алмазом?
Как вы считает, что значит «самоочищение»?
О каком «вечном свете» говорит автор?
Какова основная цель человека, по мнению писателя?
Какой вывод вы можете сделать? (Предназначение человека - служить другим. Это и есть, по мнению автора, бессмертие).

2. Анализ высказывания В. Франкла.
Сейчас прочитайте высказывание Виктора Франкла.

Если бы все люди были идеальны, то каждого человека всегда можно было бы заменить любым другим.
В. Франкл
Как вы считаете, что значит быть «идеальным»?
Каким вы видите свой идеал человека?
А можно ли быть идеальным?
Какова основная идея высказывания В. Франкла? (Каждый человек - индивидуальная личность. Нет абсолютно одинаковых, и это невозможно).
Согласны ли вы с высказыванием В. Франкла?
Тогда у нас первое высказывание противоречит второму? Как вы думаете? (Нет, высказывания не противоречат друг другу. У каждого есть идеал, к которому он будет стремиться, которому он будет подражать. Но всё равно человек останется индивидуальностью, потому что скопировать абсолютно всё невозможно).

3. Актуализация знаний.
Ребята, а что вы знаете о Л.Н. Толстом?
Возможно, вы впервые слышите о Викторе Франкле.
СПРАВКА: Ви́ктор Эми́ль Франкл — австрийский психиатр, психолог и невролог, узник нацистского концентрационного лагеря. После Второй мировой войны люто возненавидел фашизм, но продолжал верить, что человеку нужно внушать всё самое чистое и светлое, так оно содержится в нём. Чем чаще мы будем говорить о добре, тем чище будет наше общество, считал В. Франкл.

III. Игра «Наши плюсы и минусы».

1. Введение в деятельность.
Таким образом, в каждом из нас есть что-то положительное и что-то отрицательное. Но чтобы стать тем самым алмазом - для начала нужно признать в себе и те, и другие качества.
Вашему вниманию я предлагаю игру «Наши плюсы и минусы». Перед вами фигура забавного человека, у которого пока ещё нет никаких качеств. Ваша цель - наделить его всем хорошим и плохим, что есть у вас. В одну колонку выписать ваши положительные качества, в другую - отрицательные.

2. Вывод.
Учитель с учениками составляет портрет класса на основе данных учащихся. Каждый по очереди называет одно положительное и одно отрицательное качество. Всё это выписывается на доску.
В конце задания делается вывод о том, что у каждого, сидящего в классе, есть положительные и отрицательные черты. Отметить то, что преобладает (возможно отдельные моменты будут повторятся, сделать на этом акцент).

IV. Игра «А я думаю так!»

1. Введение в деятельность.
Ни для кого не секрет, что наше восприятие окружающего мира формируется за счёт каких-то общепринятых правил, за счёт того, что актуально на данный момент для общества, и для каждого из нас. Те или иные черты характера зачастую реализуются в наших интересах.
Я предлагаю вам следующую игру «А я считаю так!» Напротив каждого высказывания вам необходимо поставить «+», если вы согласны с ним; «-», если не согласны.

2. Вывод.
Два ученика во время проверки выполняют задание у доски, остальные сверяют, в то же время делают выводы, с кем из класса у них есть общие интересы.
Делаются выводы о том, что у нас не только разнообразный набор качественных характеристик, но и порой абсолютно противоположные интересы и разные убеждения.

V. Словарная работа.

1. Введение в деятельность.
Порой наши интересы сталкиваются. Мы не соглашаемся с другими, навязываем свою точку зрения. Как вы считает, к чему приводит всё это?

2. Деятельность.

А что такое конфликт?
Давайте сверим ваше определение со словарной статьёй в «Толковом словаре русского языка» (Конфликт - столкновение, разногласие, спор).
Ввести определения «внутреннего конфликта» и «внешнего конфликта»
Как вы думаете, можно избежать конфликта? Что нужно для этого делать?
Что значит «понимать других»?
Что такое понимание?
Давайте сверим ваше определение со словарной статьёй в «Толковом словаре русского языка» (Понимание - способность осмыслять, постигать содержание, смысл, значение чего-нибудь).

VI. Работа над термином «толерантность».

1. Определение лексического значения.
Относительно недавно появилось новое слово «Толерантность».
Толерантность - терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Необходимо проанализировать каждый из пунктов. Что значит «терпимость» к другому образу жизни, верованиям, обычаям, идеям, мнениям?

2. Как появилось слово «толерантность»?
СПРАВКА: Шарль Морис де Талейран Перигор. На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, способный учитывать настроение окружающих, уважительно к ним относиться, и при этом сохранять свои собственные принципы.

3. Притча.
Разгадка сна.
Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал:
- Мой повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть: ты потеряешь одного за другим всех своих близких.
Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал:
- Я счастлив, сообщить тебе, мой повелитель, радостную весть - ты переживешь всех своих родных.
Властелин несказанно обрадовался и щедро наградил толкователя за его предсказание.
Придворные были удивлены.
- Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден? - спрашивали они.
На что последовал ответ:
- Да, мы одинаково истолковали сон.
Но все зависит от того, не что сказать, а как сказать.

Какова основная идея притчи?
Согласны ли вы с ней?

VII. Беседа. «Древо толерантности».

1. Введение в деятельность.
После всего, что было сказано, мне хотелось бы теперь проверить вас, как вы поняли, что такое «толерантность»?
Для этого я предлагаю вам облагородить наше дерево. На листочках вам необходимо написать ответ на вопрос «Что такое толерантность»?

2. Вывод.
Каждый из учащихся озвучивает свой ответ. Учитель расклеивает листочки.

3. Ролик «Free hugs».
Ребята, вам когда-нибудь делали что-то доброе просто так, не за деньги?
Вашему вниманию я хочу предложить небольшой ролик, в котором герои просто так, абсолютно бесплатно раздают объятия - следовательно, хорошее настроение, частичку своего тепла.

VIII. Подведение итогов.
Таким образом, сейчас, как вы можете ответить на вопрос «Что такое толерантность?»
Что значит быть толерантным?

Ребята, я уверен, последний ролик как раз и показал ту идею, что быть толерантным - значит быть современным!
Мне хотелось бы верить в то, что вы будете (словно в этом ролике) постоянно дарить окружающим только самые тёплые чувства, не смотря на то, что мы все такие разные. Мы разные, но в этом наша сила.
Огромное спасибо всем за активное участие!

Литература
1. Драч В.Г. Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. 570 с.
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 2005.
3. http://podstil.ru/b-1856782.xhtml
4. http://ru.wikipedia.org/wiki/
5. http://1september.ru/